Николай Угодник и русский народ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Николай Угодник и русский народ

Сергань  А.А. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Никола Зимний, он же холодный, Морской Никола, Никола Травный или Вешний, Никола Мужицкий, Никола Можайский. Так сколько же Никол было на Руси? Никола-то был всегда один, Николай Угодник, но воспринимался он всегда по-разному. Святой для всех, способный и исцелить, и защитить, и отпор врагам дать, и в путешествии уберечь, и бурю успокоить, и урожай дать. Николай Угодник самый почитаемый святой на Руси. Ни одной веси, ни одного городка не было без часовенки, храма или просто иконы святого Николая. «Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве. Актуальность. Знание о святых заступниках нашей земли, поклонение им является тем фундаментом на котором зиждется духовность русского народа, основа процветания нашего государства. Целью моей работы является рассмотреть и проанализировать житие Николая Мерликийского и отношение русского народа к этому святому. Основные задачи исследования: Собрать документальный материал; провести анализ полученных материалов и обобщить данные; обобщающий, связанный с оформлением самой работы. Предмет исследования – житие Николая Мерликийского и отношение русского народа к этому святому. Для написания работы использовались: монографическая литература, интернет ресурсы. Методологической основой данной работы является объективность, использование конкретно-исторического метода.

1.Жизнеописание.

Согласно житию, святитель Николай (см. приложение I Рис.1-9) (см. приложение II Рис.1) родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его чтецом, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным. Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся (см. приложение II Рис.2), (см. приложение III Рис.1), Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт о веротерпимости, уже находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи. После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире. Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них храм Артемиды Элевтеры в Мире. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако профессор церковной истории Василий Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что Святой Николай обозвал Ария «безумствующим богохульником». Фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещённом в Четьи-минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещённом в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Нет этих событий в Прологе в богослужебных текстах Минеи 6 декабря. Описание пощёчины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским. Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году: 22 мая день Николы Вешнего (весеннего); 19 декабря праздник Николы Зимнего.[1]

2. Деяния и чудеса

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь (см. приложение III Рис.2). [2] В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой. Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай подбросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет. Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса. (см. приложение IV Рис.1) [3]. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века — поныне существующую церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, — до похищения их итальянцами из города Бари (см. приложение IV Рис.2), (см. приложение V Рис.1-2). В 792 году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись хазарские турки (турки-сельджуки). Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не мог. Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе, и управлявшим Антиохией. С целью вернуть Бари потерянную значимость религиозного центра, барийцы решили похитить мощи святителя Николая из Мир Ликийских в расчете, что их никто не обвинит в похищении реликвии у восточных христиан, так как Миры заполонили турки. В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая из Мир Ликийских и привезти их в Италию, но барийцы опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года. Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно… 9 мая корабли подошли к Бари, где радостная весть об этом уже облетела весь город. Аббат бенедиктинского монастыря Илия, в отсутствие в тот день первых лиц города, решил судьбу реликвии, а позже стал её хранителем. Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год Илией была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II. Ныне это Базилика Святого Николая, где и сейчас хранятся мощи святителя (см. приложение V Рис.3), (см. приложение VI Рис.1) [4] . Моряки из Бари забрали бо́льшую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (около 45), оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099—1101 годахблагодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая — покровителя моряков [5]. Ан­тро­по­ло­гические экс­пер­ти­зы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету. Святитель Николай стал святым покровителем Венеции вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом. (см. приложение VI Рис.2) В честь переноса мощей Святителя Николая в Италии начали отмечать праздник. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно [6]. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным. На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой. В городе Бари, в котором пребывает бо́льшая часть мощей святителя Николая, 1 марта 2009 года Русской православной церкви были переданы храм в честь святителя Николая (построен в 1913—1917 годах) вместе с Патриаршим подворьем. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.[11]

3. Мощи святителя Николая

Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мире (ныне — город Демре на территории современной Турции) (см. приложение VII Рис.1) В мае 1087 года итальянские купцы украли бо́льшую часть мощей святителя из храма города Миры, в спешке и суете оставив в саркофаге около 20 % мощей, и перевезли их в город Бари (Италия). Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию вместе с мощами других мирликийских святых: святителя Николая — по мнению венецианцев, «дяди» святителя Николая, на самом деле родственника святого Николая Пинарского, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских. Ныне около 65 % мощей святителя Николая находятся в католической базилике Святого Николая в Бари, под престолом алтаря крипты (см. приложение VII Рис.2). Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции в раке над престолом, над которой установлены кипарисовые статуи священномученика Феодора, святителя Николая Чудотворца (в центре) и святителя Николая «дяди». Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру. В базилике в Бари внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, извлекают прозрачное миро. В 2005 году группа британских учёных-антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложён, ростом примерно 168 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.[8] В мае 2017 года были принесены в Россию мощи святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари, имеет исключительное, эпохальное значение. Почти тысячу, а если быть точнее, 930 лет - никто не имел возможности привезти из этих католических земель более менее значимую частицу мощей для поклонения православных христиан. Это событие может восприниматься как посещение Руси самим Николаем Чудотворцем. Впервые с того момента, когда его честные мощи покинули территорию падающей Византийской Империи, их часть, хотя и на время, возвращается в земли православные. С 21 мая по 28 июля 2017 года во время временного перенесения частицы мощей святителя Николая из базилики святителя Николая в Бари в Россию им поклонилось около 2,5 млн человек (около 2 млн в Москве в храме Христа Спасителя с 22 мая по 12 июля и около 500 тыс. в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре). 21 мая 2017 года ковчег с частью мощей святителя (левое ребро, извлечённое из-под спуда через отверстие для сбора мира) был доставлен самолётом в Москву, где в храме Христа Спасителя его встретил патриарх Кирилл. Договорённость о принесении мощей в Русскую православную церковь была достигнута в ходе встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска 12 февраля 2016 года в Гаване. Президент РФ Владимир Путин поклонился ковчегу с мощами святителя Николая. МоскваХрам Христа Спасителя, 24 мая 2017 года (см. приложение VII Рис.3) [12]

4. Почитание святого на Руси.

Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым. Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола - тот же Бог», - часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю - покровителю флота и русских мор­ских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга - Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II (см. приложение X Рис.2). О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель­ствуют носившиеся на груди и найден­ные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника. Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру. Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. (см. приложение X Рис.3) [7]. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо - Угрешским, ставший одной из святынь русского народа. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив». Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!»; уходя на ратное дело – на «царскую службу горькую», надеялись на его защитие. В XVII-XVIII вв. это представление о Николае Угоднике нашло своеобразное отражение в обряде похорон, когда в руки умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбами о прощении грехов. Перед свадьбой жениха часто благославляли образом Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но и обязательно у св. Николая. Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай». В старинных русских легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т.п. Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Николай Угодник считается также хорошим вречевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний. Николай Угодник предстает в поверьях русского народа и во многих других ипостасях. Как и Илья Пророк, Никола считался покровителем рек, озер, морей. Также он был покровителем леса. Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, то есть относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира. Многие монастыри и храмы по всей России имели престолы, освященные в честь святого Николая. Именно поэтому часто встречаются древние выносные иконы и алтарные напрестольные кресты с изображениями на одной из сторон поясной или ростовой фигуры святителя. В Москве более ста церквей были освящены в честь Николая Чудотворца. 
На Руси почитание «повсюду чествуемого» Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев [9]. С введением христианства св. Николай на восточнославянской почве явился преемником языческого бога Волоса и, соответственно, воспринял его функции. Поэтому естественно, что на народные представления о св. Николае значительное влияние оказал культ Волоса. Это соотнесение подтверждается тем, что в географическом отношении прослеживается совпадение привязки культа Волоса на восточнославянской территории и распространения особого почитания Николы, в значительной мере включающего элементы язычества. Это в основном северные и центральные территории расселения русских. В этом плане показательно, что на Украине Николу считали «породы московской». Нередко места почитания Волоса позже связывались с именем Николая Чудотворца. Так, по письменным источникам XIV века известен Волосов Николаевский монастырь на реке Колочке во Владимирском уезде, в 16-и верстах от г. Владимира. По народному преданию, этот монастырь был основан на месте языческого капища, посвященного Волосу, и оттого получил название «Волосова». В монастыре находилась чудотворная икона св. Николая, которая, по преданию же, неоднократно являлась на дереве висящей на волосах. Русские воспринимали Николу как народного и, более конкретно, как крестьянского святого. В русских переделках греческих сказаний о св. Николае он именуется «смердовичем» и «мужицким заступником». В фольклорных текстах он может называться также «бурлацким богом». В таком отношении к Николе отразилось восприятие Волоса как бога «всей Руси», в отличие от Перуна — бога княжеской дружины. Противопоставление и Волоса, и Перуна в социальном аспекте во времена, последующие за принятием христианства, нашло свое продолжение в том, что имя Николы как преемника Волоса было нехарактерно для княжеской среды. Соотнесение Волоса и Николы прослеживается не только в характере почитания, типе изображения, но и в функциях. Св. Николай, наряду с некоторыми другими христианскими святыми, унаследовал от языческого божества функцию покровительства скоту. По народным поверьям, Николай Угодник охраняет от бед крестьянский скот: незаметно для пастуха святой приходит в стадо, чтобы защитить его от лешего, диких зверей, лихих людей. У русских при приветствии пастуха было принято говорить: «Микола в стадо!», что означало пожелание, чтобы св. Николай всегда оберегал стадо, находясь при нем. Показательна также русская поговорка: «Наше стадо чудотворец Никола пасет», о скотине, пасущейся без пастуха. Связь традиционного образа св. Николая со сферой скотоводства прослеживается в обрядовой практике и в характере жертвоприношений в дни его памяти, носящих ярко выраженный языческий характер. При падеже скота в некоторых местностях совершали опахивание селения с иконой св. Николая. В некоторых местах при эпизоотиях крестьяне общиной давали обет «повеличать Великому Миколе». Для этого новорожденного бычка, посвященного Николе и называемого «миколец», растили три года, откармливая перед закланием зерном, которое собирали со всей округи. Лучший кусок мяса жертвовали в церковь, а остальное съедали всем миром. Эта трапеза, как и все празднование, называлась «микольщиной»; кроме трапезы устраивался молебен и окропление скота святой водой. В некоторых местностях в первый день выгона скота стадо обходили с иконой св. Николая, а сам выгон в поле или в ночное мог приурочиваться к дню Николы вешнего. Нередко св. Николай воспринимался непосредственно как покровитель лошадей. Так, в Белоруссии первый выгон коров совершался в день св. Его-рия, а первый выгон лошадей в ночное — в Николин день. В этой связи показательна и русская поговорка: «Святой Юрий запасает коров, а Никола коней». В некоторых местах Николин день считался праздником конюхов. У русских нередко в конюшне вешали икону св. Николая. У русских широко распространены резные изображения Николы, что резко отличает его от большинства святых (см. приложение IX Рис.1-2), (см. приложение X Рис.1). Это необычно, особенно если учесть борьбу православной церкви со скульптурными изображениями. У многих народов, в том числе и у русских, св. Николай почитался как покровитель путешественников. Не случайно его имя всегда упоминалось в молитвах и приговорах при отправлении в дорогу. В северных губерниях Европейской России св. Николая особенно чтили рыбаки и мореходы. В этом плане показателен обряд, распространенный среди жителей около Онежского озера. Каждый год накануне зимнего Николы перед всенощной из каждой рыбацкой семьи собирались старики и делали на берегу антропоморфное чучело, сажали его в дырявую лодку и пускали по воде, где оно тонуло. Старики пели песню с обращением к озеру Онего, чтобы оно забрало чучело, без материнских слез и причитаний, так как у него нет ни жены, ни детей; при этом призывали имя Николы Морского. Нередко Николу называли «морским богом». В некоторых местах к Николину дню приурочивалось также жертвоприношение водяному. В народном сознании образ св. Николая соотносится с земными водами, в отличие от пророка Ильи, связанного с небесной водой. Соотнесение обоих святых с водой прослеживается в украинском запрете купаться до Николина дня и после Ильина. Этот запрет объясняется поверьем, что в это время в воде водятся черти. При купании же принято было вспоминать св. Николая, который, по поверьям, спасает от утопления. Во многих местах полагали, что св. Николай заботится о земных водах — реках, озерах, морях, — а также обо всех находящихся в них людях и судах со дня Николы Вешнего по Ильин день, а Илья Пророк — в остальное время года. Св. Николай считался в народной традиции и проводником душ умерших в загробном мире. Наряду с архангелом Михаилом, в поверьях, легендах, сказках он изображается начальником рая. С образом Николая Угодника традиционно связывалась идея исцеления при любой болезни. Среди знахарей было распространено мнение, что Николин день — самый благоприятный для лечения наиболее тяжелых заболеваний. Образ Николая Угодника в русских поверьях мог восприниматься также в качестве хозяина леса. Согласно народной пословице, «в поле да в лесу один Никола бог». Николу как хозяина леса могли почитать и покровителем охоты и обращаться к нему за помощью. В охотничьем заговоре на горностая говорится: «Сам Исус Христос Небесный Царь посылает св. Николу на пособ и на помощь Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых». Преследуя зверя, охотники обычно обращались к святому со словами: «Николай Чудотворец! Создай его моим». Наряду со свв. Савватием и Зосимой, Николу считали покровителем пчеловодства [10].

Заключение.

Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сме­тены могучим ураганом безбожного "окаянного" времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы! А сколько памятников создано любимому святому, не счесть. (см. приложение VIII Рис.1-4) И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой - наш русский Никола - Угодник - неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением. Он и сегодня - ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее - "Победитель"! Цель поставленную перед собой выполнила.Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки ОПК, классные часы) и иных учреждениях (воскресные школы, СМИ).

Библиографический список :

1.А. Ю. Виноградов, И. Л. Бусева-Давыдова, А. В. Пожидаева. Николай МирликийскийБольшая российская энциклопедия (электронная версия). 

2.Виноградов А. Ю. Святой Николай: между агиографией и археологией // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М.: Скиния, 2011. С. 36-51

3.Ткаченко А. От святителя Николая до Санта КлаусаПравославие и мир, 20.12.2011.

4.Джерардо Чоффари. Базилика святителя Николая в Бари и её историко-художественные сокровища // Сокровища базилики Свт. Николая в Бари — Рим: Edindustria, 2005. 

5.Диакон Дионисий Куприченков. История мощей святителя Николая Мирликийского. Православный церковный календарь. azbyka.ru

6. Церковь святителя Николая на острове Лидо (chiesa San Nicolò a Lido). Официальный сайт администрации приходов Русской православной церкви в Италии. ortodossia.org.

7.Никола Вешний / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. ТолстогоИнститут славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. 

8.Преподобный Николай Чудотворец. Жизнь, чудеса, святыни / авт.-сост. Е. Щеголева. — М.: Эксмо, 2011 — ISBN 978-5-699-48345-7]

9.Никола зимний / Валенцова М. М., Узенева Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. ТолстогоИнститут славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004

10.Николай Угодник: почему его так почитают в Россииhttp://russian7.ru

11.Николай Чудотворец http://www.e-reading.club

12. Николай Чудотворец — Википедия. ru.wikipedia.org

Приложение

Сергань Анна Андреевна

РФ Краснодарский край

МО Староминский район Ст. Староминская

МБОУ СОШ №1 8А класс

НИКОЛАЙ УГОДНИК И РУССКИЙ НАРОД

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис.1-9 Иконы Николая Чудотворца.

Приложение II

Рис. 1 Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век

Молитва святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Рис.2.Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Приложение III

Рис.1 Ферапонтов монастырь.

Рис.2Спасение моряков. Джентиле да Фабриано, ок. 1425

Приложение IV

Рис.1Приданое для трёх девиц. Джентиле да Фабриано, ок. 1425

Рис.2.Современное состояние церкви Святого Николая в Демре

Приложение V

Рис.1-2Внутренний вид церкви Святого Николая в Демре

Рис.3 Базилика Святого Николая (Bari)

Приложение VI

Рис.1Престол над мощами святителя Николая

Рис.2 Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр

Приложение VII

Рис.1Пустой саркофаг святителя Николая в Демре

Рис. 2. Престол над мощами Николая Чудотворца в Бари

Рис.3. Президент РФ Владимир Путин возле ковчега с мощами святителя Николая. Москва, Храм Христа Спасителя, 24 мая 2017 года

Приложение VIII

Рис. 1-4 Памятники в Ейске, Тольятти, Демре,

Приложение IX

Рис.1Никола. Деревянная скульптура из хранилища вологодского музея

Рис.2 Никола Можайский (деревянная скульптура из деревни Зеленята, конец XVIII — начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея)

Приложение X

Рис.1Деревянная скульптура Николая Угодника Христорождественского собора Челябинска (1740)

Рис.2 Никольский собор в Санкт-Петербурге.

Рис.3 Икона Николы Можайского

Просмотров работы: 128