Игрушка как отражение истории

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игрушка как отражение истории

Оленичева Д.А. 1
1МБОУ Гимназии №1 г.о. Кранознаменска
Мазура  Т.В. 1Павлова  Е.В. 1
1МБОУ "Гимназия № 1" г. о. Краснозаменск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игрушки в России

Игрушки в России до XVIIIвека назывались «потешки». Наиболее распространены, как и везде в мире, на территории нашей страны были игрушки в виде фигурок людей и животных, а также куклы. Чаще всего их делали из самых доступных материалов – глины, дерева и лоскутов ткани. К сожалению, в условиях нашего климата эти материалы очень недолговечны, поэтому практически ни одна игрушка не дожила до наших времен в полной сохранности. Впрочем, большинство найденных археологами (и нередко собранных из фрагментов) игрушек практически не отличаются от тех, которые существовали в это же время на Западе. Мальчики обычно играли с деревянными мечами, кинжалами, копьями и ножами, для девочек из дерева и глины делали кукол. Во множестве были найдены и предметы кукольной и игрушечной посуды – миниатюрные горшки, кувшинчики, сковородки и даже глиняные светильники. 

Очень популярны были шумовые и музыкальные игрушки: дети постарше забавлялись свистульками, свирелями, хлопушками, костяными жужжалками, а для малышей делали керамические погремушки с бубенцами и шариками внутри. Ремесленного производства игрушек в России не существовало до достаточно позднего времени, а потому все игрушки в старину делались либо самими детьми, либо их родителями. Однако постепенно на Руси стали возникать и целые ремесленные центры по производству игрушек. Потешки нередко делали семьями – женщины и дети использовали для их изготовления игрушек «отходы» основного деревянного или керамического производства. В Москве сделанные ремесленниками игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах. О том, какими были эти потешки, могут сказать существующие поныне изделия народных промыслов – знаменитые дымковские глиняные игрушки или богородские, резные деревянные.

А вот широко известная русская матрешка совсем не принадлежит к числу древних игрушек. Первую матрешку создали токарь В.П. Звездочкин и художник С.В. Малютин только в 1890-х годах. Причем некоторые ученые считают, что за основу этой игрушки была взята японская кукла-дарума.

Где игрушкам быть, как не на ярмарке!

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд.

Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов. Наиболее древний тип этих игрушек -«колески», две развернутые в плоскости конские головы, вырезанные из дощечек и поставленные на колеса. Эти «колески» имели много общих черт с древними египетскими игрушками и ранними игрушками многих европейских стран.

Игр Игрушки начала XXв. Игрушки царских, дворянских и крестьянских детей.

Важная роль в процессе воспитания дворянских детей отводилась игрушкам. Их тщательно подбирали согласно возрасту ребенка. Игрушки, начиная с самой первой погремушки, выбирались не ради утех и забав, но и в виду воспитательных целей. Не удивительно, что в дворянских семьях, а в особенности в семьях высшей аристократии и монархов старые игрушки не выбрасывали, а бережно хранили и передавали по наследству. В результате дети впитывали чувство преемственности, ответственности, нерушимость традиций и порядков и неразрывность связи со своими доблестными предками еще с пеленок.

Погремушки

Начиная с XVI века погремушки для детей знатных семейств изготавливали из серебра и золота, украшали драгоценными камнями, резьбой, чеканкой и гравировкой. Сама погремушка была многофункциональной и сочеталa в

себе свистульку и палочку для чесания дёсен. Ручки для дёсен делали из кораллов или перламутра.

Драгоценные погремушки, передавали по наследству. Oни были скорее символом рода, нежели игрушкой. Это было характерно и для царской семьи. Так, Николай II был запечатлен на портрете с погремушкой, с которой «играл» сам Александр I. Погремушка передавалась каждому новорожденному наследнику престола династии Романовых.

Солдатики

Очень популярной игрушкой для мальчиков были деревянные и оловянные солдатики. Форма солдатиков копировала форму настоящий армии, и играя с ними ребенок учился отличать форму разных родов войск и разбираться в военных чинах. Во все времена у мальчишек любимыми игрушками было игрушечное оружие: мечи, сабли, ружья, копья, лук и стрелы и т.д. Они были уменьшенной копией настоящего оружия и изготавливались в соответствии с возрастом ребенка, то есть для самых маленьких клинки сабель, шпаг, рапир делали из дерева, а для детей постарше — уже из металла.

Куклы

Девочки играли с куклами. В богатых семьях на праздники дарили дорогих фарфоровых кукол знаменитых французских и немецких фабрик. Тогда были популярны два типа кукол: кукла-дама, за которой закрепилось название «Модная парижанка» и кукла-ребенок, которую называли на французский манер «Бебе».

Наряды фарфоровых модниц повторяли туалеты взрослых дам. В сундучках хранились веера, перчатки, лорнеты, ювелирные украшения, белье, туалеты для прогулок, пикников, театров, балов, визитов и т.д. Такие фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и их вынимали из сундучков по особым случаям. Как правило девочки играли в такие куклы под наблюдением взрослых, которые во время игр обучали ребенка, правильно подбирать наряды и аксессуары.

Играя с куклой- ребенком девочки приобретали навыки ухода за ребенком. К таким куклам полагалась коляска, средства по уходу за младенцем, различная одежда и игрушки, а так же выпускались журналы с выйкройками нарядов для кукол Бебе, рассчитанные на то, что маленькая хозяйка сама сможет сшить наряды для своей любимицы.

Кукольный домик

Одним из самых желанных подарков для девочек был кукольный домик. Первоначально миниатюрные домики было увлечением богатых взрослых людей, но вскоре менее затратные комплектации кукольных домиков стали изготавливать и для детей. Такие домики были уникальны и строились по индивидуальному заказу, а их убранство повторяло детали быта семьи. Размер домика, разумеется, был прямо пропорционален статусу семьи, например, для императорских дочерей был изготовлен целый дворец. В домиках был свой штат прислуги в виде фарфоровых или деревянных кукол, куклы, олицетворявшие семью, мебельные наборы, технические новшества на момент заказа, посуда (оловянная, медная, фарфоровая, столовое серебро) и многое другое. Именно с помощью кукольных домиков девочки постигали основы ведения домашнего хозяйства.

Игрушки советских времен.

Счастливая пора – детство! У советских детей была масса интересных дел. Не было компьютеров, мобильных телефонов, игровых приставок, но были кружки и секции, игры во дворе, пионерские и октябрятские дела, отдых в пионерских лагерях. В это безмятежное радостное время пределом мечтаний были игрушки: мальчишки мечтали о машинках, поездах, самолетах, а девочки, конечно же, о куклах.

В 1920-е годы куклы мастерились из тряпок с проволочным каркасом – рабочий и работница, рабфаковка, деревенские ребятишки и куклы в национальных костюмах народов СССР – они были разные и отражали сложную переломную эпоху. В 1930-х годах технология производства шагнула вперед, и куклы стали изготавливать из прессованных опилок, резины и целлулоида. Куклы 1930-1950-х годов – это милые пупсы в штанишках на лямочке, полярники на лыжах или летчики и красноармейцы.

С начала 1920-х годов, когда в Москве открылась первая рабочая артель по выпуску игрушек, и до конца 1950-х годов производством детских игрушек в СССР занимались, в основном, артели. Разработкой дизайна советских игрушек и кукол занимались профессиональные художники. Знаменитые в начале 1950-х годов куклы по имени Катюша для девочек и Андрюша для мальчиков были созданы известной художницей М.Вильям, и стали любимцами нескольких поколений советских детей.

При советской власти игрушки и настольные игры были не только средством развлечения, но и средством пропаганды. Игры и игрушки помогали воспитывать подрастающее поколение. Советская промышленность выпускала специально разработанные настольные игры для детей, развивающие интеллект, скорость реакции, навыки стратегии, а иногда – и правильное отношение к происходящему в стране. Время было грозное – прошедшая гражданская война, военные конфликты на границах, Великая Отечественная война – не удивительно, что большое количество игрушек и настольных игр того времени были военными – они помогали воспитывать будущих солдат и командиров. Не оставлена в играх советского детства в стороне и мода на воздушный флот и летчиков-героев, на профессию полярника

Основные этапы развития игрушки

Революция и гражданская война отнюдь не способствовали процессу развития производства игрушек, однако огромная потребность в них была очевидна, поэтому уже в 1920-ые и 30-ые годы правительством стали приниматься меры по объединению кустарей в артели и массовому выпуску игрушки.

Кукольная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в артель им. Красной Армии. Стране стали нужны новые, «политически правильные» игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы, которые для нашей страны стали неприемлемы.

В основном игрушки в те времена разрабатывались кустарями, хотя художники и педагоги иногда также принимали участие. Кукла отражает время, в которое она появилась, и куклы тех времён своеобразны, как советские лозунги и фильмы.

Фарфор и целлюлозу в трудные годы для создания кукол использовать было невозможно, поэтому советские куклы в основном делались из дешёвого сырья: в ход шли отходы бумаги, фанера, жесть, вата.

Советская кукла во все времена существования СССР создавалась так, чтобы дарить детям лишь добрые чувства, помогать вырасти созидателем, настоящим коммунистом. Да и сегодня российская кукла именно такова - она счастливая, весёлая, не вызывает противоречивых чувств, благоприятно воздействует на эмоциональное состояние ребёнка.

В военные 1941-45 годы многие предприятия по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены, перестали существовали, а многие были переориентированы на выпуск продукции для фронта. Однако даже в военное время Советом Министров РСФСР выделялись материалы и оборудование для выпуска детских игрушек. Именно тогда,

например, появилась Кировская фабрика игрушек «Весна», работающая и сегодня. В те времена при производстве кукол широко использовался такой дешёвый материал, как папье-маше.

Простота и лаконичность характерны и для кукол послевоенного времени, 1950-60-ых гг. В это время появились куклы, сделанные из революционных (по сравнению с папье-маше) материалов – целлулоида и полиэтилена. Они не боялись влаги, были гигиеничны (потому что их можно было мыть), не бились и были достаточно крепкими. К тому же они позволили создавать новые образы кукол. Правда, для создания кукол в то время ещё продолжалось использование и древесно-стружечной массы.

В 1970-ые года поиски новых кукольных образов продолжались, произошло значительное расширение ассортимента кукол. Важную роль сыграло развитие производства новых синтетических материалов. Ещё большее развитие получили куклы из пластмасс. Полиэтиленовые куклы

изготавливались самыми разными, от простейших до озвученных, говорящих, с открывающимися глазами и даже шагающих кукол.

Начали появляться куклы из поливинилхлоридных масс (ПВХ), что стало новой ступенью в развитии кукольного производства в нашей стране. ПВХ обладает гладкой, приятной на ощупь бархатистой поверхностью, лучше подходит для создания кукол.

Изготавливали и резиновых кукол разных размеров, самые любимые из них были, пожалуй, куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол – головки и ручки, которые ставились на тело из полиэтилена или мягконабивное. Такую куклу было легче переодевать.

Прошивные парики для кукол стали изготавливать из капронового волокна, более качественного, чем раньше, материала, и теперь волосы кукол можно было мыть, делать ей причёски. Капроновое волокно лучше имитировало настоящие волосы.

В 1980-ых годах советские фабрики выпускали в основном пластмассовых кукол, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися глазами, многие - с голосовым механизмом. Такие куклы были удобными для детских игр.

Советские куклы не копируют образ человека досконально, а передают лишь общие черты. Дело в том, что ещё в XIX веке отечественные педагоги говорили о том, что кукла, точно копирующая человека, воспитывает в детях эгоизм, зависть, дух собственничества. Кукла же, которая передаёт образ человека лишь отчасти, помогает детям правильно социально и психологически сформировать свою личность, развивает фантазию. Поэтому русские народные и советские куклы всегда были обобщёнными.

К началу 1990-ых годов ассортимент кукол был не так уж широк: в магазинах предлагались игровые куклы, голыши, куклы в национальных костюмах, мягконабивные, театральные, различные фигурки. Производство кукол застопорилось, советская эпоха завершилась, и новые веяния смогли появиться лишь много позже, уже в наше время. Сегодня наши фабрики работают, производят кукол, экспериментируют с новыми образами

Новогодние игрушки

Несмотря на сотни лет, прошедшие со времен первых елок до наших дней, традиция их украшения в целом сохранилась. Праздничное убранство состояло из нескольких символических украшений. На макушку елки устанавливалась Вифлеемская звезда, а на ветвях развешивались яблоки, олицетворявшие запретный плод и первородный грех Адама и Евы. Кроме того, обязательными украшениями были вафли (или облатки), употребляемые при обряде причастия, и свечи. Надо сказать, что характерным отличием первых елочных игрушек была их съедобность (ну, кроме свеч, конечно). В ход зачастую шли также орехи, сладости и фрукты. Со временем начали использоваться и другие украшения – цветы из бумаги, позолоченные еловые шишки и латунные фигурки. 

Круглый и стеклянный

Мы не откроем читателям Америку, если скажем, что традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января пришла в Российскую империю благодаря Петру Великому – главному реформатору в истории страны. Однако традиция ставить елку приживалась очень долго, и по-настоящему сложилась при императоре Николае I, а вернее – при его супруге, Александре Федоровне. Как известно, она была урожденной прусской принцессой, и прижившаяся в нашей стране европейская традиция ставить на Рождество украшенную елку – именно ее заслуга.

Надо сказать, что эволюция елочных игрушек в России тесно связана с историей страны. Так, например, в первой половине XX века производство елочных игрушек остановилось на несколько лет - в связи с тем, что в начале 1927 года вышел запрет праздновать Новый год и Рождество (сразу вспоминается средневековый запрет на елки). Он продлился до 1937 года, когда в Колонном зале Дома Союзов в честь праздника была установлена 15-метровая ель. В том же году возродилось из пепла и производство елочных игрушек. Кстати, одними из первых выпущенных в СССР елочных игрушек стали елочные шары с лицами членов Политбюро.

В послевоенное советское время елочные игрушки снова обрели мирный характер. И снова они напрямую зависели от жизни страны. Так, говорят, что симпатия Сталина к хоккею стала причиной появления игрушек хоккейной тематики, а в начале 1950-х годов продовольственный кризис сказался на выпуске игрушек в виде «вкусностей» - фруктов и овощей. Елочные украшения в форме часов стали реакцией на выход «Карнавальной ночи» Рязанова. В 60-х годах на советских елках появились игрушечные початки кукурузы и космонавты.

Постепенно елочные украшения становились все разнообразнее. 70-е года отличились выпуском игрушек на прищепках (многие из вас наверняка находили такие на бабушкиных антресолях), а также появлением популярных до сих пор «дождика» и мишуры из фольги.

Советская действительность сказалась и на главном украшении рождественской елки (в СССР, она, конечно, была исключительно новогодней) – Вифлеемской звезде, устанавливаемой на макушке дерева на протяжении многих веков. В нашей стране ее сменила рубиновая звезда – уменьшенная копия знаменитых звезд на кремлевских башнях (вкупе с упомянутыми ранее шарами с лицами членов Политбюро смотрелось, должно быть, очень патриотично).

Заключение

Ученики 6-8 классов делали игрушки своими руками. В этом заключается практическая часть нашего проекта.

Мастер-классы

Были организованы мастер-классы по лепке из соленого теста, росписи деревянных игрушек и изготовлению новогодних поделок. Эти мероприятия были организованы кафедрой истории.

Дети сами изготавливали игрушки, а затем они их расписывали. Это помогает умственному развитию. Научно доказано, что лепка напрямую влияет на развитие речи ребенка, координацию движений, память и логическое мышление. Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости, что часто не хватает современным детям. Роспись игрушек, сочетание цветов, их смешение, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности, что также в положительно влияет на развитие личности ребенка.

Организация и проведение ярмарки в гимназии

После проведения мастер-классов и сбора всех игрушек, которые принесли ученики была, проведена благотворительная ярмарка. Старшеклассники продавали игрушки и разные изделия ручной работы, выполненные учениками на мастер-классах и дома.

Гуманитарная помощь

Выручка этой ярмарки составила 3068 рублей. Все эти деньги были затрачены на гуманитарную помощь, которая была направлена в детский сиротский приют города Переславля-Залесского.

На заработанные деньги старшеклассники закупили:

Группу гречневую 6,5 кг

Рис 5,5 кг

Пшено 3,6 кг

Сахар-песок 10 кг

Горошек зелёный 1 кг

Соль 4 кг

Изделия макаронные 6,5 кг

Мука пшеничная 8 кг

Масло подсолнечное 9 л

Спектакль.

В рамках проекта учащиеся 9 классов провели два кукольных спектакля для учеников 2-х классов. Были показаны сказки «Теремок» и «Колобок». Показу спектаклей предшествовал длительный репетиционный процесс. Декорации изготовили сами учащиеся. Они подобрали сценарий и музыкальное сопровождение спектаклей. Второклассники были в восторге, и просили прийти к ним с новыми показами.

В заключении хочется сказать, что игрушки являются артефактами, отражающими историю стран и народов. Они формируют мировоззрение и личность ребенка в идеологическом контексте. Самостоятельное изготовление развивает мышление, воображение, творческий потенциал детей.

Наш проект носил творческий и социально направленный характер, и мы считаем его успешно реализованным!

Список литературы

https://cyrillitsa.ru/tradition/11674-kakoj-igrushka-na-rusi-byla.html

http://russian7.ru/post/7-detskix-igrushek/

http://ruspravda.info/Drevnie-igrushki-slavyan-2989.html

https://kulturologia.ru/blogs/030418/38453/

http://slavculture.ru/slav-kult/608-drevnie-slavyanskie-igrushki.html

http://pantikapei.ru/drevnie-igrushki-nashix-predkov.html

http://saratoff.ru/publications/index.php?articleid=11980

https://www.loyalroyal.me/detskie-igrushki-dvoryanskogo-proishozhdeniya/

https://www.7ya.ru/article/Razvitie-ili-schaste/

http://www.historicus.ru/modeli_dvoryanskogo_povedenia/

https://kraevushka.livejournal.com/109185.html

http://savok.name/152-igrushki.html

http://www.dvaveka.ru/raznoe/igrushki/

https://moiarussia.ru/detskie-igrushki-v-sssr/

http://artpriced.ru/skupka_antikvariata/igrushki-sssr

Просмотров работы: 74