Дети-остарбайтеры

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети-остарбайтеры

Прозоров М.Р. 1Ливадный К.Р. 1
1МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами"
Дитрих Е.А. 1
1МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во время Второй мировой войны после провала плана молниеносной войны немецким высшим руководством было дано указание по использованию «русской рабочей силы» на территории Германии. В январе 1942 года была поставлена задача: вывезти из оккупированных районов на принудительные работы в Германию 15 млн рабочих из СССР. С 1942 по 1944 годы осуществлялась насильственная отправка граждан Союза Советских Социалистических Республик (в основном с территории Украины и Белоруссии) на принудительные работы в Германию1.

Людей, вывезенных из Восточной Европы в Германию с целью использования в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы, называли «оstarbeiter» - остарба́йтерами («восточными рабочими»)2.

В основном, на работу в Германию вывозили молодых женщин и мужчин3, отправляли и несовершеннолетних: из приказа германского коменданта: «…Так как на работу в Германию заявилось очень малое количество людей, то каждый бургомистр должен поставить еще по 15 и больше человек с каждой волости. Поставить людей поздоровее и в возрасте от 15 до 50 лет»4. На деле каждый третий остарбайтер был подростком в возрасте от 12 до 14 лет, а к ноябрю 1943 года на работу в Германию стали угонять и 10-летних5.

Точной статистики, сколько несовершеннолетних было угнано во время Великой Отечественной войны в Германию, не существует. Известно, что согласно данным от 1 марта 1946 года были репатриированы, то есть возвращены в Советский Союз, 3 миллиона 527 тысяч гражданских лиц. Из них около 20 процентов (около 700 тысяч) — подростки и дети, наши ровесники6. Когда мы узнали эту информацию, решили подробнее изучить положение детей в Германии, куда они были угнаны для выполнения различных работ – это стало целью нашего исследования.

Для достижения поставленной цели мы искали ответы на вопросы:

На каких работах в Германии использовали труд детей, какой была плата за их труд, как к ним относились те, на кого они работали?

В каких условиях жили дети-остарбайтеры в Германии (жилища, одежда, питание, досуг)

Основными методами нашего исследования стали:

изучение трех дневников детей, угнанных на работу в Германию (дневники найдены работниками редакции газеты «Аргументы и факты» и, как и другие дневники, напечатаны в 2015 г. в «Детской книге войны. Дневники 1941 – 1945 гг»7)

анализ воспоминаний граждан СССР, угнанных на работы в Германию, размещенных на образовательных сайтах сети Интернет.

Глава 1. Выполняемая детьми-остарбайтерами работа

Формально население (особенно молодежь) «приглашались» на работы в Рейх добровольно. Нацистская пропаганда обещала благополучную жизнь в Германии тем, кто отправится туда на работу: плакаты звали в счастливое будущее (Приложение 1), агитационные фильмы приглашали юношей и девушек, никогда не выезжавших за пределы СССР, увидеть богатую, культурную страну (Приложение 2).

Однако крайне плохое отношение гитлеровцев к побежденным народам было слишком очевидным, так что добровольцев находилось немного, и очень скоро немецкие власти приступили к принудительной отправке работоспособных женщин, мужчин и подростков в Германию (Приложение 3). Первоначально остарбайтеры были заняты в оборонной промышленности (Приложение 4) и массовых работах, однако с октября 1942 года их стали распределять и в личные хозяйства немецких фермеров, где один или более мужчин были отправлены на фронт8.

На каких работах в Германии использовали труд детей?

Вася Баранов, угнанный в Германию из Брянской области в город Дрезден, в своем дневнике9 прямо не написал, где он работал, но в нескольких фразах есть упоминание о заводе: «Работаю снова в ночную смену у того же зверя-мастера»10. В одной из записей Вася пишет о том, что когда он работал напильником, хотел швырнуть его в издевавшегося над ним немца. Значит, что Вася Баранов на заводе обрабатывал какие-то предметы из дерева или металла.

Ленинградка Лиза Вейде очень мало пишет о работе (чистила сараи, кормила лошадей11), большая часть ее дневника посвящена тоске по Родине и погибшему отцу.

Боря Андреев работал на угольных шахтах Готельборн и Виктория (недалеко от г. Саарбрюкен), куда был угнан из псковской деревни: «…Привезли на шахту. Выдали каждому шахтерскую лампу (аккумуляторную) и по несколько человек в лифте спустили в шахту. Пока мы шли до лифта, на каждом повороте нас останавливали и пересчитывали – боялись, что кто-нибудь убежит. Опустились на 300 метров (так я слышал). Километра 3 проехали в вагонетках. Потом шли пешком с километр. Наконец пришли на место. Вкарабкались на низкий, узкий, наклонный коридор, где и добывается каменный уголь. Здесь нас распределили по немцам. К каждому немецкому шахтеру прикрепили русского. Наша работа заключалась в том, что лопатой откидывали уголь на рештаки (конвейер). Немец работа отбойным молотком… Сегодня я работал с другим немцем. Немец оказался очень вредным: орет на меня, заставляет свой и мой инструмент нести меня»12.

Так как сохранилось только 3 дневника, мы обратились еще к письмам и воспоминаниям детей, размещенных на сайтах сети Интернет, но их оказалось тоже немного.

Из письма 15-летней Кати Сусаниной, найденного при разборе кирпичной кладки печи в белорусском городе Лиозно: « ... Я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», — сказал он. Я очень боюсь Клары. Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку»13.

Прочитав дневники и воспоминания, стало понятно, что труд детей использовали наравне с трудом взрослых в шахтах, на заводах, в сельском хозяйстве и т.д. Нацисты не делали разницы между взрослым и ребенком.

Какую плату получали за свою работу дети-остарбайтеры?

Плату за свою работу дети получали небольшую: сигаретами и деньгами: «…Выдали за неделю по 15 сигарет и 60 пфеннингов»14; «Давали получку за июль. Я получил 26 марок»15 Сигареты они продавали или обменивали на еду: «Я продал 10 сигарет за 1 марку и печеной картошки…»16

Труд оплачивался по втрое меньшим ставкам, чем получали немецкие рабочие. Оплата была рассчитана таким образом, чтобы её хватало только на скудное питание, одежду и предметы первой необходимости. В основном деньги не доходили до своих законных получателей, а уходили на покрытие затрат по питанию, содержанию лагерей и т. д.17

Как относились в Германии к детям-остарбайтерам?

Дети пишут о тяжелых условиях жизни и наказаниях за малейшие нарушения установленного нацистами порядка:

- «Сколько еще месяцев могу я выжить в такой неволе? Ноги уже подкашиваются от ежедневного стояния так как сесть не разрешают, за что бьют по лицу… Как всегда по старому приказу Карбота (поляка) мы должны были по-собачьи бежать вниз и строиться. Кто не успел уложиться в 1 минуту, снова всех заставляли взбираться на второй этаж и бежать. Сегодня он особенно злой за то, что удирали в город и издевался так что многие уже не могли бежать совсем, им же и попадало от него. Это просто издевательство явное, ему самому это интересно. Этот человек дошел до настоящего зверя»18;

- «Сегодня мне досталось как следует плеткой. Приехав ночью с шахты в лагерь, я прилег на койку в ожидании ужина и нечаянно заснул. В это время в комнату зашел полицай-немец и разбудил меня плеткой… Вчера один умер. Он работал на поверхности. Нужно было нагрузить 50 вагонеток угля. Из-за слабости он не мог работать. Немцы стали его бить, и в лагерь его принесли на руках, здесь он и умер… За неправильно заправленную постель направляют на 8 суток в штрафное отделение»19

Вася пишет о больных детях, которых даже не отправляют в больницу и к ним не приходит врач (видимо, медицинское обслуживание остарбайтеров не было предусмотрено): «Короста или чесотка охватила большую половину лагеря. Редко у кого ее нет. Шмавганец так ею изуродован, что непохож на человека… Они так воняют, что к ихнему углу страшно подходить. Их отгораживают от умывальника, стола и прочих вещей. Васильев сегодня весь день бредит, очень больной»20.

О болезнях, но своих, а не других детей, пишет и Лиза Вейде: «Позавчера встала я с постели, недели 2 лежала я в кровати, думала, что больше не встать, но бог помог, я встала… Не раз вспоминаю наши ленинградские больницы»21.

Детям, как и взрослым, вместо имен давали номер: «… Во что только может человек превратиться и мне самому кажется, что я не тот Баранов Василий Максимович, которым был много времени назад, а я только теперь «русская свинья» за номером 25795. На груди у меня OST, на фуражке рабочий номер, а собственный номер в кармане, хотя заставляют носить на шее. Весь изнумерован. Что такое OSTговорят, это «осел советской территории», а свежее будет «остерегайтесь советской твари». Мы еще им докажем, кто мы…»22

К детям относились как к бесправным рабам, жизнь которых ничего не стоит.

Насколько ужасным было отношение к детям-остарбайтерам в Германии, можно понять и из следующей главы.

Глава 2. Условия жизни детей-остарбайтеров

Жилища

В дневнике Васи Баранова рассказывалось о тяжелых условиях жизни. Сначала остарбайтеры жили в доме: «…И возле одного угольного 2-х этажного дома выгрузились. Было уже часов 11 вечера, когда нас разместили на 2 этаже дав каждому койку, матрац, одеяло, спать ужасно хотелось. Наконец, нас проверили всех 91 человек и один солидный мужчина по национальности украинец со Львова нам объявил спать. До этого тщательно проверяли, чтобы каждый побыл под краном и, раздевшись до белья, все были грязные, оборванные, разутые, словно стадо овец, вырвавшееся из-под волчьей пасти. 2-м из нас попало по мордам, и я уснул, сжав зубы до боли»23, потом всех перевезли в лагерь: «…Всех нас 76 человек ввели в длинный коридор барака по обе стороны которого расположение комнат… При распределении мест мы, стародубцы, держались вместе. 12 мест не хватило, поэтому пришлось спать по двое на койке… Вши очень распространились, часто их просто вытаскиваешь сразу по несколько штук, особенно из-под ремня»24.

Из дневника Лизы Вейде узнаем, что ее и других детей несколько раз перевозили из одного места в другое: «… еще не работаем, староста дает нам другую квартиру, потому что эта развалиться скоро.. Нас везут в лагерь… Солома, но она чисто подобрана, совсем новые одеяла – каждому по два. И мы, уставшие после долгого путешествия, ложимся на солому… Повезли нас опять в другой лагерь – Зеегрунд. Когда мы туда прибыли, я думала, хоть конец нашему мучению, но это была неправда, опять приходится на соломе сидеть, холодно, маленькая печка, дышим, что даже глазам больно… Идет вторая неделя, как мы находимся под крышей этого большого замка, когда лежишь на полу как свинья. Точно как в лагере год назад. Но разница одна, что мы не кормим вшей и можно сварить чаю»25.

В дневнике Бори Андреева также рассказывается о тяжелой жизни в лагере: «…Привезли в город Форбах. Затем нас привели в загороженный в два ряда колючей проволокой лагерь… Коек здесь на всех не хватает. Спим на полу. Полно у всех вшей. В деревянных койках полно клопов, спать невозможно… Перевели из Кетришхофа в Петерсберг… Спим в одном здании на полу. Заедают вши»26.

По записям в дневниках детей мы можем сделать вывод, что чаще всего их размещали в лагерях недалеко от места работы.

Изучая материалы по этой теме, мы узнали, что в 1943 году, после поражения гитлеровцев под Сталинградом, вышло специальное указание: все восточные рабочие должны были теперь жить в лагерях. Рейхсмаршал Геринг издал распоряжение о том, что использование и обращение с советскими рабочими на практике не должно отличаться от обращения с военнопленными27.

А в лагерях условия были такие, что было везением, если была кровать, и можно было попить чаю.

Питание

Кормили детей так, чтобы они не умерли с голоду и могли работать (именно для выполнения самой тяжелой и грязной работы их и привезли в Германию): «…Драки за гнилую капусту и гнилой с червями салат…В обед стали лезть за добавком. Полька со всего размаха бахнула одного белоруса по голове половником. Тот облитый кровью повис на лезущих. Немцы и поляки видя такую картину злобно смеялись называя нас свиньями… Ходили настоящие голодные… Паек с каждым днем хужает… Жрать ужасно хотелось и я пошел в помойную яму и насобирал там брюквенных очисток, а полицай заметил и хотел меня поймать, потому что не разрешают лазать в помойной яме… Сегодня вместо супа дали пареной картошки с устрицами. Устрицы были сильно соленые, поэтому кое-кто не доедал… Но усталость, слабость, по-прежнему, даже в животе ничего здорового нет, пить ужасно хочется, в голове туман и сон»28

Подробные записи о питании сделал в своем дневнике Боря Андреев: «Украинцы рассказали нам, что кормят плохо: утром чай, хлеба 300 г, масла 15 г, колбасы 15 г. В обед - баланда, вечером - баланда и 75 г хлеба. Вечером дали баланды и 75 г хлеба… С сегодняшнего дня порция хлеба увеличена. Утром 500 г хлеба, 30 г масла, 30 г колбасы. В обед - баланда и вечером 100 г хлеба и баланда…Сегодня в обед все отказались есть баланду. Комендант лагеря через переводчика спросил, почему мы не едим. Мы сказали, что такую баланду не дают даже свиньям, а вы людям даете. Комендант сказал, что через дня 2-3 привезут картошку… Сегодня дали обед из трех блюд: вареная брюква, вареная трава какая-то и жидкая подлива – все отдельно. Никто не ел. Тогда полицейские стали ходить по рядам столов и плеткой заставлять есть эти «блюда»… Баланду продолжают варить из одной сушенной капусты»29.

Одежда

В дневнике Васи Баранова было сказано, что одежду не выдавали, ходили обычно в том, в чем приехали. И бывало, что привезенную из дома одежду обменивали на еду: «… Продал свою домашнюю фуфайку, с которой жалко расставаться, она у меня отвечала за все и выручала в холоде и постели. Но лучше и мне холод пережить чем голод» 30.

Из дневника Бори Андреева тоже узнаем, что проблемы с одеждой дети решали сами. Ее можно было получить путем обмена или послать письмо домой с просьбой, чтобы прислали: «Сегодня всем выдали печатные письма, которые мы должны послать родным с запросом зимней одежды. Выдавали письма от родных. Написал письмо тете Поле… Получил вторую посылку от тети Поли. В посылке брюки, шапка, шерстяные носки, перчатки…» 31

Так как в сохранившихся дневниках детей информации об одежде мало, мы обратились к воспоминаниям людей, вернувшихся из Германии. Лидия Павловна Гаврилова, которой в начале войны было 17 лет, была вывезена в Германию в 1942 году: «После того как одежда, взятая из дома, сильно истрепалась, нам выдали синие из очень грубой ткани костюмы: брюки и куртку. На ногах мы носили деревянные колодки, которые очень сильно натирали ноги. Вместо фамилии у нас был рабочий номер. Около 1943 г. нам выдали отпечатанные на машинке листочки со списком вещей, которые бы мы хотели получить от своих близких. Перед названием вещи мы должны были поставить галочку, а внизу написать фамилию, имя, отчество и домашний адрес. В 1943 г. мне вручили мешок, в котором были широкая фуфайка, маленькое платье, розовые рейтузы и бобриковая мальчиковая шапка с длинными ушами»32.

Досуг

Мы уже показали, что к детям-остарбайтерам относились как к рабам, но свободное от работы время бывает и у рабов.

В дневнике Васи Баранова повествуется о том, что свободное время было. И в это время можно было съездить в город: «Воскресенья дни проходят очень быстро. Тогда появляются два чувства. Первое чувство радости, что выходной день, могу встретить кое-кого из русских старых ребят, а в особенности девчат. Другое чувство – это раздражение, особенно поговоришь с недалеким земляком км 300 – 500…»33. Но чаще в своем дневнике Вася пишет о попытках побега, за которые его наказывали, заковывая в кандалы.34

Дневник Лизы Вейде очень небольшой, поэтому о свободном времени нашли только несколько строк: «А после обеда было что-то так грустно, что я осталась дома. А девчата ушли гулять. Сижу одна за партой и вспоминаю то одну, то другую историю в жизни. И это все нагоняет еще больше скуки. Так мы сейчас живем: день прожит, и слава богу. Живешь без газет и радио, ничего не знаешь. Скука и мрачность окружает нас кругом. Только другой раз в выходной я сижу в саду одна и вспоминаю, что было раньше. Тяжело жить на чужбине».35

Учитывая, что рабочий день детей-остарбайтеров не был ограничен законом, свободное время если и было, то после 10 или 12часового рабочего дня, поэтому тратилось на отдых, поиск еды и одежды и на общение с такими же детьми и взрослыми, вывезенными на работу в Германию.

Заключение

Главный вывод, который мы сделали в результате нашего исследования – положение детей, увезенных во время Великой Отечественной войны на работу в Германию, было ужасающим. Детей везли, как скот, отвратительно кормили, издевались, а в Рейхе превращали в рабов, которые жили в нечеловеческих условиях и гибли тысячами.

Невозможно представить, как дети выживали в таких тяжелейших условиях, да еще вели дневники. Мы думаем, им помогала вера в то, что СССР победит в этой войне, и они вернутся на Родину: «Читали газеты, откуда узнали, что наша местность снова забрана русскими, что немцы начинают бежать от самого Сталинграда. Как приятно вдруг стало на душе. Ребята! Если бы мы сейчас попали на родину, и притом на фронт, мы бы этих варваров душами перегрызли, а не только оружием…»36. И действительно, оставшиеся в живых дети-остарбайтеры после поражения Германии были отправлены домой.

C 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия) шел международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии, который вошел в историю под названием Нюрнбергский процесс. Подсудимые были обвинены во многих преступлениях, среди которых военные преступления, включающие в себя увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей37 (Приложение 5). Превращение людей в рабов было признано преступлением.

Библиография

Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. 480 с.

Видеофильм «Остарбайтеры» или как немцы угоняли жителей СССР в Германию // https://www.youtube.com/watch?v=74bfVlbNoEM (Дата обращения: 22.01.2018 г.)

Видеофильм «Остарбайтеры: неизвестные страницы // https://www.youtube.com/watch?v=olG4n06FcvY (Дата обращения: 22.01.2018)

Гладкова М. Угнанное детство. Фашисты считали маленьких узников «человеческим материалом» [электронный ресурс] // Оплот.Инфо [сайт]. URL: http://www.oplot.info/comment/reply/32108 (Дата обращения: 13.01.2018)

Дети войны (народная книга памяти) [электронный ресурс] // Ogrik2.ru [сайт]. URL: http://ogrik2.ru/b/kollektiv-avtorov/deti-vojny-narodnaya-kniga-pamyati-narodnaya-kniga-pamyati/4390/deti-ostarbajtery/69 (Дата обращения: 15.02.2018)

Млечин Л.М. На работу в Германию [электронный ресурс] // ВикиЧтение [сайт]. URL: https://history.wikireading.ru/176746 (Дата обращения: 13.01.2018)

Нюрнбергский процесс - суд, определивший ход истории. [электронный ресурс] // LiveJournal [сайт]. URL: https://felbert.livejournal.com/779091.html (Дата обращения: 24.02.2018)

Ostarbeiter: Восточные рабы “Великой Германии” [электронный ресурс] // Сетевой журнал SoftMixer [сайт]. URL: http://www.softmixer.com/2012/05/ostarbeiter.html (Дата обращения: 25.01.2018)

Остарбайтеры (фото, воспоминания, видео) [электронный ресурс] // Стена [сайт]. URL: http://www.stena.ee/blog/ostarbajtery-foto-vospominaniya-video (Дата обращения: 20.01.2018)

«Приезжайте к нам в солнечную Германию!» – так выглядела нацистская пропаганда в годы Второй мировой войны [электронный ресурс] // Cameralabs.org. Сайт о культурной и общественной жизни [сайт]. URL: https://cameralabs.org/9700-priezzhajte-k-nam-v-solnechnuyu-germaniyu-tak-vyglyadela-natsistskaya-propaganda-v-gody-vtoroj-mirovoj-vojny (Дата обращения: 22.01.2018 г.)

Принудительное использование жителей оккупированных стран для работы в Германии [электронный ресурс] // Маленькие истории [сайт]. URL: https://little-histories.org/2017/04/11/ostarbeiter/ (Дата обращения: 20.01.2018)

Угон граждан СССР на работу в Германию [электронный ресурс] // Википедия [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Угон_граждан_СССР_на_работу_в_Германию. (Дата обращения: 11.01.2018)

Щербакова И. Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века [электронный ресурс] //Электронная библиотека [сайт]. URL: http://iknigi.net/avtor-irina-scherbakova/64410-puti-sledovaniya-rossiyskie-shkolniki-o-migraciyah-evakuaciyah-i-deportaciyah-hh-veka-irina-scherbakova.html (Дата обращения: 22.02.2018 г.)

Приложение 1. Нацистские агитационные плакаты в годы Второй мировой войны38

Приложение 2. Фрагмент агитационного фильма «Дорога в Германию»39

Приложение 3. Девушка, увезенная на работу в Германию. Приказ о трудовой повинности40

Приложение 4. Остарбайтеры41

Остарбайтер на рабочем месте.

Барак, в котором жили остарбайтеры

Приложение 5. Обвинительное заключение Нюрнбергского процесса42

Раздел 3

Военные преступления. Формула обвинения

Все обвиняемые совершили военные преступления между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года и в Германии во всех странах и областях, которые были оккупированы германскими вооруженными силами с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом море.

Все обвиняемые, действуя по уговору с другими, составили и выполнили общий план или заговор с целью совершить военные преступления. Этот план повлек за собой в числе других преступных действий практику "тотальной войны", включающую методы боевых действий и военной оккупации, прямо противоречащие законам и обычаям войны, и совершение преступлений на полях сражений при столкновениях с вражескими армиями и против военнопленных, а на оккупированной территории против гражданского населения этих территорий.

Эти методы и преступления явились нарушениями международных конвенций, внутренних уголовных законов и общих принципов уголовного права, так как эти принципы вытекают из уголовного права всех цивилизованных наций.…

Увод гражданского населения оккупированных

территорий в рабство и для других целей.

В течение всего периода германской оккупации западных и восточных стран германское правительство и верховное командование проводили политику увода физически здоровых граждан из оккупированных стран в Германию и в другие оккупированные страны для работы на положении рабов на военных заводах и для других работ, связанных с военным усилением Германии.

Такой увод в рабство противоречил международным конвенциям, в частности статье 46 Гаагских Правил 1907 года, законам и обычаям войны, общим правилам уголовного права.

Существуют данные о таких уводах населения из Франции, Дании, Люксембурга, Бельгии, Голландии, СССР, стран Восточной Европы.

Из СССР оккупационные власти отправили в рабство около 4000000 человек.

1Угон граждан СССР на работу в Германию [электронный ресурс] // Википедия [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Угон_граждан_СССР_на_работу_в_Германию (Дата обращения: 11.01.2018)

2 Исторический словарь. Остарбайтеры [электронный ресурс] // Энциклопедии и словари [сайт]. URL: http://enc-dic.com/history/Ostarbajtery-30254.html (Дата обращения: 11.01.2018)

3 Млечин Л.М. На работу в Германию [электронный ресурс] // ВикиЧтение [сайт]. URL: https://history.wikireading.ru/176746 (Дата обращения: 13.01.2018)

4 Гладкова М. Угнанное детство. Фашисты считали маленьких узников «человеческим материалом» [электронный ресурс] // Оплот.Инфо [сайт]. URL: http://www.oplot.info/comment/reply/32108 (Дата обращения: 13.01.2018)

5 Дети войны (народная книга памяти) [электронный ресурс] // Ogrik2.ru [сайт]. URL: http://ogrik2.ru/b/kollektiv-avtorov/deti-vojny-narodnaya-kniga-pamyati-narodnaya-kniga-pamyati/4390/deti-ostarbajtery/69 (Дата обращения: 15.02.2018)

6Гладкова М. Угнанное детство. Фашисты считали маленьких узников «человеческим материалом» [электронный ресурс] // Оплот.Инфо [сайт]. URL: http://www.oplot.info/comment/reply/32108 (Дата обращения: 13.01.2018)

7 Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015.480 с.

8 Принудительное использование жителей оккупированных стран для работы в Германии [электронный ресурс] // Маленькие истории [сайт]. URL: https://little-histories.org/2017/04/11/ostarbeiter/ (Дата обращения: 20.01.2018)

9 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С 291 – 306

10 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 304

11 Дневник Лизы Вейде // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С.310

12 Дневник Бори Андреевна // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 317, 318

13 Гладкова М. Угнанное детство. Фашисты считали маленьких узников «человеческим материалом» [электронный ресурс] // Оплот.Инфо [сайт]. URL: http://www.oplot.info/comment/reply/32108 (Дата обращения: 13.01.2018)

14 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 294

15 Дневник Бори Андреевна // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 320

16 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 296

17 Дети войны (народная книга памяти) [электронный ресурс] // Ogrik2.ru [сайт]. URL: http://ogrik2.ru/b/kollektiv-avtorov/deti-vojny-narodnaya-kniga-pamyati-narodnaya-kniga-pamyati/4390/deti-ostarbajtery/69 (Дата обращения: 15.02.2018)

18 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С 294, 297 – 298

19 Дневник Бори Андреевна // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 318, 321

20 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 300

21 Дневник Лизы Вейде // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 312

22 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С 304

23 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 293

24 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 301 – 302

25 Дневник Лизы Вейде // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 309 – 314.

26 Дневник Бори Андреевна // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 322

27 Ostarbeiter: Восточные рабы “Великой Германии” [электронный ресурс] // Сетевой журнал SoftMixer [сайт]. URL: http://www.softmixer.com/2012/05/ostarbeiter.html (Дата обращения: 25.01.2018)

28 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 296, 299, 304, 305

29 Дневник Бори Андреевна // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 318, 320, 321

30 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 304

31 Дневник Бори Андреевна // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 320, 321

32 Щербакова И. Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века[электронный ресурс] //Электронная библиотека [сайт]. URL: http://iknigi.net/avtor-irina-scherbakova/64410-puti-sledovaniya-rossiyskie-shkolniki-o-migraciyah-evakuaciyah-i-deportaciyah-hh-veka-irina-scherbakova.html (Дата обращения: 22.02.2018 г.)

33 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С 294

34 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С 296

35 Дневник Лизы Вейде // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С.310, 312

36 Дневник Васи Баранова // Детская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. С. 296

37 Нюрнбергский процесс - суд, определивший ход истории. [электронный ресурс] // LiveJournal [сайт]. URL: https://felbert.livejournal.com/779091.html (Дата обращения: 24.02.2018)

38 «Приезжайте к нам в солнечную Германию!» – так выглядела нацистская пропаганда в годы Второй мировой войны[электронный ресурс] // cameralabs.org. Сайт о культурной и общественной жизни [сайт]. URL: https://cameralabs.org/9700-priezzhajte-k-nam-v-solnechnuyu-germaniyu-tak-vyglyadela-natsistskaya-propaganda-v-gody-vtoroj-mirovoj-vojny (Дата обращения: 22.01.2018 г.)

39 Видеофильм «Остарбайтеры» или как немцы угоняли жителей СССР в Германию // https://www.youtube.com/watch?v=74bfVlbNoEM (Дата обращения: 22.01.2018 г.)

40 Остарбайтеры (фото, воспоминания, видео) [электронный ресурс] // Стена [сайт]. URL: http://www.stena.ee/blog/ostarbajtery-foto-vospominaniya-video (Дата обращения: 20.01.2018)

41 Остарбайтеры (фото, воспоминания, видео) [электронный ресурс] // Стена [сайт]. URL: http://www.stena.ee/blog/ostarbajtery-foto-vospominaniya-video (Дата обращения: 20.01.2018)

42 Нюрнбергский процесс [электронный ресурс] // Экзамен.ru [сайт]. URL: http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/referatyi/nyurnbergskij-proczess (Дата обращения: 24.02.2018)

Просмотров работы: 1247