История родного края

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История родного края

Назарова  А.Б. 1
1МБОУ СОШ с. Иликово
Гайнетдинова  Э.Р. 1
1МБОУ СОШ с. Иликово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек, который не ведает историю своего народа, своего родного края, свей родословной, не знает и свое настоящее, и будущее. И поэтому неоднократно возникают вопросы: «Кто они, мои предки, где и как жили?». Вопросов больше, чем разумных ответов. Рождалось много вопросов по истории и дате образования нашей деревни. Старожилы многого сказать не могли. И те немногие воспоминания документально не были подтверждены. Люди не могут быть равнодушными к прошлому своего народа, каждому хочется заглянуть в него, узнать что-то новое.

Целью работы является изучить историю моей малой Родины. Материал был собран из воспоминаний долгожителей, музейных и архивных материалов. Я считаю, что изучение истории края, занятий, традиций и обычаев предков нужно для лучшего понимания прошлого, помогает ощутить себя маленькой частицей в истории народа. Это обязывает к тому, чтобы оставить после себя какой-то след в истории поколений, передать свой опыт и знания детям и внукам.

Изучая историю своего края, я не только узнала историю возникновения деревни, но и многое о людях которые жили здесь, и как бы заново начала понимать и саму себя, истину своего бытия, природу познания большого мира и особенно тех истоков, с каких началась и жизнь моя таковая.

Как дом не может стоять без фундамента, так и человек не может жить без прошлого. Знать историю своей малой Родины должен каждый, начиная с детства. 

Задачи работы: узнать, когда и как возникла деревня Гумерово; познакомится с прошлым и настоящим села.

Гипотеза исследования: в результате исследования пробудить интерес к изучению истории края;

Предметом исследования – история деревни Гумерово.

Методы исследования: опрос старожил, работа с архивными материалами.

ГЛАВА 1. Теоретические сведения о Кушнаренковском районе

1.1.История Кушнаренковского района

Район образован в 1930 году. До 1936 года назывался Топорнинским. В честь героя Полтавской битвы со шведами, офицером армии С.Е. Топорниным. С 1936 года переименован в Кушнаренковский в честь И.И. Кушнаренко, который в 1932-1935 годах, работал начальником политсектора Башнаркомзема [Асфандияров А.З., 1997].

До этого времени она состояла из нескольких волостей, такие, как Топорнинская (Покровская), Шариповская, Бакаевская, Ток-маклинская. Данные волости в 1920-1930 годы находились в Уфимском кантоне Башкирской АССР.[ Абдуллин Ф. Г. 2000].

А история создания данных волостей уходит в далекий 1866 год, когда в Башкирии была упразднена кантонная система управления и вместо кровнородственных башкирских волостей были созданы территориальные. Тогда села нынешнего Кушнаренковского района вошли в со­став выше перечисленных волостей и существовали с малыми изменениями до 1930 года. В прошлом его территорию занимали кровнородственные племена Канлы (Канглы), роды общие с казахами Большого жуза, а также другие тюркоязычные племена Каршинская и Дуванейская. После принятия подданства России в 1557 г., территория проживания выше перечисленных пле­мен в конце 16 века стали называться волостями. Известно, что до 13 века племена Канглы испытали сильное влияние кипчаков. По происхождению относились к тюркоязычным племенам. Племена Канглы в 13-ом начало 14-х веках мигрировали в Приуралье, и на северные территории современного Ка­захстана [Греков В. Д., 1950].

Карта №1. Монгольская империя в 1260 году, где указаны места их проживания.

Рис. 1. Монгольская империя в 1260 г

Канлинцы получили жалованную грамоту на вотчинные земли от царей Ивана и Петра Алексеевичей в 1688 году.

Вот её содержание «Велено башкирцам Мрясу Сараеву с товарыщи, владеть бесспорно поместьем с вершины реки Кармасан до устья по течению левой стороны на две речки Ку-шелги Слуелги, до вершины речки Усеня по обе стороны сенных покосов на левой стороне Еланская волость, а с Еланской волости до устья речки Сарсак и до колка Бухарского, а с кол­ка на Базгия прямо до вершин речки Базгия, на речку Бланку, да на речку оттуда на вершину речки Куваш, которая впадает в Кувапш, остается Ельдятская волость и что течет реке Черма-сану им, кальнинцам, на речке вершины Евбазы правой стороне и оттуда на берег горы на 100 сосен и на Ельдятский лес, с лесу на межу Унларскую правая сторона им, кальнинцам, а отту­да на речку Бирю, на межу Уфимскую прямо лес Бураев, а с лесу на Бугранды на устье реки Кармасан». [Архивные материалы]

Известно, что в 1780-1796 г. старшиной Канлинской волости был башкир-вотчинник Иша-ли Якупов. Во время кантонной системы управления башкирские деревни Канлинской волости по Тукбаевой (бывшей Якшеевой) тюбы распологались на территории Уфимского уезда, и они находились в составе 2-ой юрты 8-го (с 1847 г. 9-го) башкирского кантона. (прил.А, рис.1)

Захваты земель, рост налогов и повинностей вызывали недовольство башкир и вынуждали их браться за оружие. Особенно широкий размах получила борьба народов края против царизма, дворянства, чиновников в годы Крестьянской войны (1773-1775). Восстания, жестоко подавляемые царскими властями, наносили серьезные удары по феодально-крепостническому строю, укрепляли дружбу башкир с народами России. В XVIII веке , с целью охраны юго-восточных границ Российской империи и умиротворения края, в Башкирии была введена кантонная система управления. Башкиры и мишари вошли в состав казачьего сословия для охраны границ от набегов казаков и других народов. Башкирские полки активно привлекались к участию в войне России с Францией в1806-1809годы, Отечественной войне 1812 года, Крымской кампании1853-1856 годов.

В 1866 году вместо кровнородственных башкирских волостей были созданы территориальные. Тогда села нынешнего Кушнаренковского района вошли в состав Топорнинской и Шариповской волостей, в 1920-1930годы находившихся в Уфимском кантоне Башкирской АССР [Асфандияров А.З., 1997].

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. История создания и заселения деревни Гумерово.

Деревня Гумерово относилась к Канлинской волости Таусаринской тюбе. В 1798-1855 гг. она находилась в составе 1-й юрты 10-ого (1847г.- - 11ого) башкирского кантона Бирского уезда Оренбургской (с 1865 г. – Уфимской) губернии. Самое раннее ее название Умерово. Сын Гумера – Шарып Гумеров в1790 году участвовал в продаже главному мишарскому старшине Мендее Тупееву. Деревня в документах впервые упоминается в 1704, затем 1739, 1756годах. В 1704 году гумеровские башкиры припустили на свою землю бирских крестьян, основавших деревню Елгашево. В 1756 году башкиры деревни Гумерово на основании договорной записи припустили для поселения тептярей Исхака Исламгулова, Абдулменняфа Мухаматталиева , Кутлубулата Ахтямова . Мишари Габдулхаким Мавлюшев и Абдулкадыров Габдрахимов были приняты башкирами вотчинниками деревни «по тому же договору общие с тептярями». Однако, по их словам, «на право владения земли не имели. Все другие припущенники не имевшие право пользования землей впоследствии ссылались на договор 1756года. Вопрос о переезде части башкир-вотчинников деревни Гумерово (в 1795 г. здесь проживало 75 башкир и 26 мишарей) Тусаринской тюбы Кандинской волости был поднят еще в 1849 году.

Отказываясь от положенных по закону 1832 г. 40 десятин земли на каждую ревизскую душу мужского пола в своих деревнях, они хотели бы переселиться на другую свою вотчину — Лачинтау — по причине "недостатка в воде, которою пользуются из мелких ключей". Кроме того, у них "в окружности не имеется лесу, необходимого для пчеловодства и домашних нужд" и "луговых мест, от чего сенокошением они пользуются по степям". Однако командующий башкиро-мещерякским войском полковник Беклемишев, выяснив мотивы намерений этих башкир, объяснил Оренбургскому военному губернатору Обручеву положение вещей о том, что "место жительства канлинских башкир в деревнях Караса-Елга и Гумерово действительно бедно водою, но зато богато хлебопахотною землею, которой они через переселение должны лишиться и на новом месте иметь таковой не будут, а предполагают засевать там хлеб посредством расчистки леса. Луговых мест в дачах их переселения достаточно, как это доказывается тем, что кроме собственного пользования и отданных во владение помещику Брудинскому в 1849 г., накошено посторонними людьми более 5 тыс. копен сена; лесу у них близ деревень хотя и нет, но при нарезке им земли есть возможность оставить им участки около деревень Акуда, Пеньковой, Салутиной, Кусекеевой". И он предложил на этом основании отказать им в их просьбе. Его предложение было одобрено военным губернатором в марте 1851 г.
     Затем зауряд-сотник Тойгун Кульчумов из деревни Караса-Елга 11-го (бывшего 10-го) башкирского кантона обратился с жалобой в Правительствующий Сенат на Оренбургского военного губернатора "в недозволении доверителям его переселиться на избранное ими в вотчинных своих дачах свободное место при урочище Сокольных гор (Лачинтау)". Там вопрос был решен положительно [ Архивные материалы].
     6 декабря 1851 г. исправляющий должность командующего башкиро-мещерякским войском полковник граф Толстой на вопрос Оренбургского военного губернатора Перовского о справедливости мотивов переселения канлинских башкир на урочище Соколиных гор ответил положительно, подчеркнув, что "там имеются все удобства для жительства". Затем губернатор разрешил им переселиться "только в течение лета 1852 года". Но переезд канлинцев на новое место продолжалось несколько лет. Соседи канлинцев — башкиры д. Аканаево (зауряд-есаул Юмагул Сатыков) и Баишево (Фахрутдин Кулумбетов) Шамшадинской волости неудачно и несправедливо пытались претендовать на эту вотчину канлинцев.
     В итоге деревня Лачинтау (тюрюшти, трушты) впервые была зафиксирована последней в России 10-й ревизией, когда взяли на учет 229 душ мужского пола башкир-вотчинников.  В 1870 г. в Лачинтау было 76 дворов с 514 жителями.

Проследим развитие деревни. В деревне проживали в 1762 году 55 башкир вотчинников, 14 душ тептярей; в 1795 году – 75 душ башкир, 26 мишарей, тептярей; в 1816 году – 114 башкир, 206 тептярей, 32 мишарей; в1834 году 110 башкир, 238 тпетярей,46 мишарей. (прил.Б,рис.2) Перепись 1920 года искажает национальный состав жителей , где по другим ревизиям и учетам численности населения подавляющее большинство составляли тептяри и мишари. В1920 в деревни проживали 1108 человек.

В 1843году на каждого из 110 башкир было засеяно по8,5 пуда хлеба, на 46 мишарей – по 10,8 пуда. На всех жителей(394 человек) при 86 дворах приходилось 270 десятин пашни, а также лошадей-210 голов, коров-204, овец-257, коз-96голов. Имели 43 борти. Еще в начале XIX века взяты на учет мечеть и мельница [ Архивные материалы].

История села тесно переплетается с историй России. Ее жители испытали на себе трудности несения военной службы в период существования кантонной системы, участвовали в войне 1812 года. В годы усиления царского режима и покушения на религиозную свободу в Башкирии вспыхивали восстания против гнета. Не остались в стороне и жители деревни: они участвовали в восстаниях 1835 года, в ответ, когда в 1833 году был насильно крещен старший сын Абдулгафарова Кутлукалямова Аднагулова Музафар (после крещения стал Захар Антонов). Еще поводом к восстанию послужило распоряжение правительства о строительстве хлебозапасных магазинов (амбары) за счет жителей, которые затем должны были сдавать к каждой ревизской души определенное количество зерна

[Архивные материалы].

2.2.Деревня в 20 веке.

Революция привела к гражданской войне, события которой затронули сильно и сельчан. Знаменитый рейд Блюхера пролегал через нашу деревню, когда власть менялась в день по несколько раз, до сих пор мы находим отголоски братской войны на территории села в виде военных атрибутов. Жители села также принимали участие в первой мировой войне.

На территории нашего села первый колхоз был образован в 1930 году и получил название «13 лет Октября», руководителем которого был Галиев Абдулгаян. С возникновением колхозов начинает свое новое развитие и деревня, будут построены ферма,( прил.В, рис.3,4), школа, которая откроет свои двери в 1933 году, здание прослужит до 1967года. (прил.Г, рис.5)

Все постройки в селе, как свидетельствуют архивы, были деревянные, рубленые топором (пилы в сельском строительстве тогда использовались редко).

Рис.2. Дом начала 20 века. Фотография из школьного музея

Традиционный жилой дом. Хозяйственные постройки: дом, двор (абзар, амбар, дровяник, курятник), баня, карбазы «погреб» (для хранения овощей на зиму). Сам дом состоит из крыльца, веранды, кухни и зала. Дом раньше отапливался одной большой печью, сейчас для обогрева дома используется природный газ.

Рис.3. Убранство дома в начале ХХ века.

Домашняя утварь. Домашняя утварь: ухват, кастрюля, сковорода. Сито для просеивания муки, противни для выпечки в печи, корзины, раньше плетенные из лыка, ведра, коромысло, ушат, тарелки, чашки, ложки (деревянные, глиняные), лопата деревянная для выпечки хлеба, помяло для уборки золы из печи, утюг, керосиновая лампа, сундук, шкатулка, тустаган, дубовые катки, деревянное саке по всему дому.

Рис. 4. Предметы обихода и труда. Школьный музей.

Мирное время было прервано вероломным нападением фашисткой Германией на Советский Союз. Более 100 гумеровцов храбро сражались с врагами. Оставшиеся в тылу сельчане, в основном, женщины, старики и дети отдавали все силы, чтобы поддержать ушедших на фронт отцов и братьев, мужей. Днем работали на колхозных полях и фермах, а вечером вязали теплые носки, шарфы, варежки, сушили овощи, старики готовили теплые полушубки, шапки-ушанки, валенки. Фронт и тыл действовали в едином ритме[интернет - ресурс // https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/] .

В 1959 г. «Коминтерн» - колхоз деревни Иликово, «13 лет Октября»- колхоз деревни Гумерово, «Дмитрев»- колхоз деревни Кызыл-Куперово, «Новый путь»- колхоз деревни Саитово всех объединили и переименовали в колхоз имени «М. Горького». Колхозу было передано 7201 га земель, в том числе сельскохозяйственных угодий, лесов, пашни и прочих земель

[Документы Горьковского сельского совета]. Горьковский сельсовет был переименован в 2005 году в сельское поселение Горьковский сельсовет. На территории сельского поселения расположены пять деревень: с.Иликово, д.Гумерово, д.Саитово, д.Марс, д.Кызылкупер.

История села знала и подъемы развития и кризисы, она жила своей деревенской жизнью. В конце 20-го в начале 21-го века произошел очередной кризис экономики и колхоз «М.Горького» перестал существовать, перейдя на рыночные отношения, на селе появились мелкие фермерские хозяйства, но они не смогли выдержать конкуренции и разорились, сейчас огромную долю пашенных земель обрабатывает Чекмагушевский филиал ГУСП МТС «Центральная». Поля засеяны и ухожены, они выращивают неплохой урожай.

2.3.Топонимика деревни.

В селе две улицы и каждая имеет свою историю, улица 13 лет Октября название осталось в честь первого колхоза, улица Горная ее назвали, потому что она находится на возвышенности.

В километре от верхней улицы деревни находится небольшой лес, хотя раньше леса занимали большую территорию, но с расширением деревни лес вырубался и отодвигался все дальше. Участки леса в народе назывались тоже своими именами. Например «Толбазы башы» - по названию деревни, которая находилась рядом, «Койлы»- название леса произошло от колодца ( кое), которого раскопали люди в своих пасеках в этом лесу, «Булэк»- этот лес был настоящим подарком, источник пропитания в трудные годы, потому что был богат деревьями, ягодами, орехами, грибами, здесь также собирали лекарственные травы.

Первыми переселенцами нашей деревни были башкиры. Они дали родникам, лесам, оврагам свои названия, связанные с национальной принадлежностью («Родник башкир», «Улица башкиров», «Лес башкиров»). Родник Балхис- по имени девушки. Жила – была девушка по имени Балхис. Днем и ночью работала девушка не покладая рук. Злая мачеха заставляла ее ходить за водой к речке, которая находилась далеко от деревни. Однажды девушка вышла за деревню, остановилась и промолвила: «Забей, родник, на мое счастье». Так появился «Родник Балхис». «Улица Синяя», по улице заборы, дома были окрашены в синий цвет, и сейчас это название осталось. «Родник Камая», «Родник Гаскара» по именам людей, которые раскопали родники, ухаживали за ними. Рядом с родником росли пять берез, название родника так и осталось «Пять берез».

По преданию территория вокруг села принадлежала вотчинникам. До сих пор сохранились поля с их именами. Например, «Каланча»- для наблюдения за полем и территории Аптрей соорудил смотровую башню в народе прозвали «каланча» , поле «Капчык», «Конгырча» и другие.

Вблизи деревни в оврагах были небольшие озера. При советской власти там был заложен сад. Выращивали овощи, в особенности капуста давала хороший урожай. Сейчас здесь пруд «Карамалы».

Рис.5 Пруд «Карамалы »

Выводы и заключение
Мне радостно, и я очень счастлива, что есть такая прекрасная деревня Гумерово. Я, вместе с моей учительницей, взяла данную исследовательскую работу, так как люблю свою семью и те места, которые мне очень дороги. Много интересного и нового узнала, познакомилась с жизнью и бытом нашей деревни, историей своего района.

Моя деревня Гумерово небольшая, но имеет глубокие корни и начинает свою историю с начала 18 века. История деревни неразрывно связана с историей России, являясь ее составной частью. События, которые происходили в истории, оставляли след и в судьбах жителей деревни.
Моя работа была предназначена для того, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народа, привлечь внимание одноклассников к изучению своей Малой Родины, родословной.

Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся!

 

Литература

Абдуллин Ф. Г. Притяжение земли. К 70-летию Кушнаренковского района – Уфа: Слово, 2000.

Архивные материалы из Национального архивного фонда Республики Башкортостан.

Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана, кн.6. Уфа: Китап, 1997.

Греков В. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение, М., Наука, 1950

Документы Горьковского сельского совета.

Исследовательская работа "История моего села" (интернет – ресурс) // https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2012/04/14/issledovatelskaya-rabota-istoriya-moego-sela

Приложение А

Рис.1. Карта Канлинской волости

Приложение Б

Рис.2. Сканированный лист ревизской сказки.

Приложение В

Рис.3. Передовики колхоза «13 лет Октября» 1936 год

Рис.4. Ферма колхоза «13 лет октября» 1955 год.

Приложение Г

Рис.5. Фото 1965 года.

Просмотров работы: 7198