Введение
Война. Самое страшное слово на всех языках мира. Каждый может дать определение войне, но только тот, кто видел, пережил её, знает, что такое настоящая война.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда - либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах, частично разрушили или сожгли 1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества. [9].
История – не просто чередование эпох и времен. Это и бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле. Д.А. Волкогонов (историк, философ). [8] |
Я считаю, что мы в неоплатном долгу перед теми, кто ценой своей жизни остановил смертельно опасного врага, отстоял нашу свободу и независимость Отечества, поэтому забывать об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права.
Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни. Я столкнулась с социальной проблемой: по результатам социологического опроса, проводимого мною среди учащихся 1 – 4 классов МБОУ «Школы № 59» на тему «Что вы знаете об участии ваших родственников в Великой Отечественной войне?»(Приложение1) В исследовании приняли участие учащиеся 1 – 4 классов (всего 47 человек). Из них 15человек (32%) – называют родственников, но очень мало знают о их прошлой жизни, знают, что воевали, а где, когда, какие имеют награды не знают. Из них– 6 человек (13%) знают подробности об участии родственников в военных событиях. Ответы учащихся были разными, но из них видно, что не во многих семьях рассказы о родственниках, принимавших участие в ВОВ, передаются из поколения в поколение. А 26 человека (55%)– не владеют информацией вообще.
В ходе исследования я узнала много нового о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года, о своих родных.
Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.
Гипотеза:
Наши прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Цель исследовательской работы:
На примере биографии моих прадедов: Савина Василия Петровича и Коваленко Ивана Карповича, прошедших Великую Отечественную войну, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества!
Задачи:
Изучить документальные источники об истории моей семьи. Сохранить память о прадедушках Савина Василия Петровича и Коваленко Ивана Карповича, воевавших во Второй Мировой войне. Привлечь внимание и заинтересовать моих сверстников к изучению истории Родины и своей семьи.
Методы исследования:
Изучение и анализ семейных фото, документальных источников и Интернет-ресурсов, воспоминания моих родителей и родственников.
Объект исследования:
история семьи Баховых.
Предмет исследования:
генеалогическое древо семьи Баховых, судьба прадедушек, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война в истории моей семьи
Десятки лет легли меж нами, |
Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны.Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о событиях второй мировой из фильмов, из произведений художественной литературы, а также - из воспоминаний самих участников войны, их старших родственников. Воздвигнуты памятники воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.
Эта исследовательская работа посвящена моим прадедам – это люди, чья молодость совпала со временем великого всенародного испытания, войной с фашистскими захватчиками, прошедшими войну, защищая Родину. В своей работе я постараюсь доказать, что каждый человек должен знать свои корни.
Судьба Савина Василия Петровича
Рассказ начну о двоюродном прапрадеде. Мой прапрадед – Савин Василий Петрович 1902 года рождения – уроженец Кировской области. В возрасте четырех лет остался сиротой. Родители умерли от тифа.
Воспитывался дядей. Окончил музыкальное училище. Был очень талантлив, играл на всех музыкальных инструментах. Жил и работал в городе Прокопьевске. Когда началась Великая Отечественная война, всю музыкальную мастерскую, в составе которой было шестнадцать человек, отправили на фронт. Прадед на фронте был «универсальным» солдатом. Он был и музыкантом, и поваром, и санитаром, и просто рядовым.
Один из эпизодов его жизни на фронте, рассказанный самим прапрадедом:
«…Во время одного из боев была сильная артподготовка, казалось, небо сравнялось с землей и все горело. Вдруг он почувствовал, что кто-то тычется ему под мышку, трясется и как будто плачет, он оглянулся, а это к нему подполз небольшой щенок. Так было страшно и людям, и животным!..»
От страшных картин второго эпизода прадед долго просыпался ночью с криком: «…В одну из атак, когда бежали цепью и беспрерывно стреляли, у бегущего рядом солдата оторвало голову, и он еще некоторое время бежал и стрелял…»
Со слов моей бабушки Левенковой Ольги Анатольевны [1], Василий Петрович не любил рассказывать о войне, и лишь эти два случая передаются из поколения в поколение. Победу прадед встретил в Прибалтике. Из всей музыкальной мастерской прапрадед вернулся с фронта один…
Колодец памяти – бездонный.
И души павших – где-то там…
Давайте вспомним поименно,
Кто подарил Победу нам![4]
Я очень сожалею, что не застала прапрадеда живым, он ушёл из жизни в 1963 году, захоронен в городе Прокопьевске.
Судьба Коваленко Ивана Карповича
Мой прадед – Коваленко Иван Карпович, родился в 1918 году на Украине. Оттуда же в 1939 году призвался в ряды Советской Армии. На момент начала Великой Отечественной войны прадед был водителем на границе с Белоруссией.
Рассказывает прадед:
«… Начало войны… Забежал командир воинской части, в которой служил прадед и закричал: «Всех жен, детей из детского сада, быстро на машины, и уезжайте»!
Жены, как заботливые хозяйки, начали собирать добро, нажитое за долгие годы. Женщины пока не понимали, что такое война. Через час вышли жены, а солдаты несли сундуки. Офицеры приказали бросить все сундуки, и как можно быстрее покинуть воинскую часть. Женщины начали охать, но повинились приказу. Всех жен офицеров и детей, которые жили в военном городке, погрузили на машины и повезли в тыл. Одну из машин вел мой прадедушка. Не проехав трех часов, вся колонна подверглась обстрелу с неба. Что тут началось!..»
Впервые люди увидели ГОРЕ, горе потерь детей, матерей… Прадед вспоминал, что не верил, что все это правда, что весь ужас – не сон.
По пути машина прадедушки сломалась, людей пересадили в другие машины. Прадеду Ивану Карповичу было приказано остаться и четко сказано, что машина государственное имущество, и чтобы он не смел ее покидать, за ним приедут.
Прадедушка рассказывал:«Сначала по дороге шли люди сплошным потоком с вещами, гнали скот, технику. Потом людей стало меньше. Через некоторое время дорога стала пустынной».
Прадедушка хотел пить, есть, но не мог бросить вверенную ему технику и вещи. Через двенадцать часов, поздно вечером, по дороге прогрохотал танк. На танке сидел лейтенант, который крикнул, что меньше, чем через несколько часов здесь будут немцы. Прадедушка долго вспоминал, что всю войну боялся, что его найдут и отдадут под суд за то, что он бросил машину с вещами. В тот вечер он забрался на танк и поехал вместе с танкистами. По пути к ним присоединялись другие солдаты, отставшие от своих частей. Так он попал в другую воинскую часть.
Крутясь под мессершмидтами за рядом ряд — заряд в заряд, |
Воевал прадед всю войну, был водителем на «Полуторке». Кабина этой машины была деревянная и летом, когда было жарко, кабина рассыхалась и сильно скрипела. Поэтому ее часто обливали водой. Зимой в машине было очень холодно, так как кабина не отапливалась.
За несколько месяцев до победы прадеда госпитализировали после ранения и признали не годным по состоянию здоровья к воинской службе – комиссовали.
Мой прадедушка и после войны остался верен своей профессии. Работал всю жизнь водителем. На пенсию пошел из третьей автоколонны Головной автобазы города Прокопьевска.
Прадед всю жизнь хранил ужасы войны в себе и сколько бы его не уговаривали, ничего не рассказывал, говоря: «Пусть эти ужасы умрут вместе со мной и никогда никому не приснятся».
Ушёл из жизни прадед Коваленко Иван Карпович в 2002 году. Захоронен в поселке Ясная Поляна Прокопьевского района Кемеровской области.
Заключение
Вот прошли годы, и мы говорим о том, что главное помнить, хранить, передавать из поколения в поколение традиции, не забывать предков, которые подарили нам мирное небо. Ведь у народа, который не знает свою историю – нет будущего.Я горжусь своими прадедами! В нашей семье мы свято храним о них память!
Теперь и моя очередь нести эстафету бессмертия – чтить память о наших предках, восстанавливать и передавать из поколения в поколение духовную память о них.
В настоящее время каждый год на День победы проходит шествие «Бессмертного полка». Благодаря героизму простых солдат мы выстояли в той страшной войне. Мои прадеды – пример стойкости, смелости, отваги для меня. Знать свои корни, судьбу своих прадедов очень важно для каждого человека. А если твой прадед участник Великой Отечественной войны, то ты обязан рассказать о нем своим друзьям и близким, записать его в Бессмертный полк.
СПАСИБО ГЕРОЯМ, |
|||
Вы кровью и потом |
|||
Мы ЭТУ ПОБЕДУ - |
|||
Пусть счастье и радость |
Список литературы
Воспоминания и рассказы родственников.
Документы и фотографии из семейного архива.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты [Текст] / В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 142 с.
https://www.stihi.ru/2004/05/03-01 –Петр Давыдов. Стихи о войне, о Победе, о ветеранах. [Электронный ресурс] .
http://livemouses.livejournal.com/160765.html – Павел Шубин. Шофёр.[Электронный ресурс].
https://www.stihi.ru/2009/05/06/1810– Ольга Маслова, 7 лет. Героям Победы - спасибо!!! [Электронный ресурс].
http://dvorec.ru/holiday/velikaya_otehestvennaya_voyna_foto.php– Великая Отечественная война (1941-1945) – фотохроника.
http://aphorismos.ru/history/6.php.[Электронный ресурс].
http://podvignaroda.mil.ru.[Электронный ресурс].
Приложение № 1
Вопросы социологического опроса «Что вы знаете об участии ваших родственников в Великой Отечественной войне?»
1.Место и дата рождения.
2.Где служил, часть, дивизия, звание, специальность.
3.где начал воевать и когда прибыл на фронт.
4.В каких сражениях, операциях принимал участие.
5.Награды, какие и за что.
6.Ранения ( где, когда, как).
7.Работа и жизнь после войны.