Введение
На летних каникулах я побывал в Санкт-Петербурге и посетил государственный культурно-исторический музей Эрмитаж. Экспозиции музея: египетский зал и залы античности, зал героев 1812 года, интерьерные залы с их роскошным убранством, картины Рембранта на библейские сюжеты и выразительные портреты кисти Ван Дейка, а также многое другое произвели на меня огромное впечатление. Однако самое сильное впечатление на меня произвела коллекция аттической вазописи, представленная в античных залах Эрмитажа. Любуясь экспонатами и переходя от одной прекрасной вазы к другой, я обращал внимание не только на мастерство гончаров и художников, создавших эти произведения искусства, но и на сюжет изображения, пытался понять смысл и значение росписи, нанесённой на округло-объёмную поверхность сосуда. Мне удалось увидеть некоторые интересные сюжеты в изображениях, размышлениями о которых я и хочу с вами поделиться.
Итак, тема моей работы «Аттическая вазопись, как важный исторический источник (по материалам эрмитажной коллекции)». Объект исследования – коллекция аттических ваз государственного культурно-исторического музея Эрмитаж. Предмет исследования – изображения на аттических вазах коллекции государственного культурно-исторического музея Эрмитаж. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что аттическая вазопись – важный дополнительный исторический источник к письменным документам античной эпохи. Цель работы: на материалах эрмитажной коллекции показать важность аттической вазописи как исторического источника. Для достижения поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с научной литературой по выбранной теме.
2. Дать характеристику аттической вазописи и её эрмитажной коллекции.
3. Изучить коллекцию аттической вазописи государственного культурно-исторического музея Эрмитаж.
4. Провести анализ изображений аттической вазописи из Эрмитажа (найти интересные сюжеты изображений на вазах и попытаться дать им объяснение).
5. Сделать выводы о важности аттической вазописи как исторического источника.
Методы, применённые в исследовании: анализ, метод сравнения, синтез.
Древнегреческие вазы представляют собой единственные сохранившиеся до наших дней образцы эллинской живописи. Изучая росписи аттических ваз, представляется возможным получить сведения о мифологии, литературе и искусстве, театре и быте Древней Греции. Актуальность выбранной для работы темы заключается в расширении знаний моих ровесников об аттической вазописи не только как произведении искусства, но и как важном дополнительном историческом источнике, обладающем большой информативной ценностью ввиду наглядности. О научной новизне нашей работы может говорить тот факт, что о коллекции аттической вазописи Эрмитажа не публиковалось работ после 1983 года.
В работе нам были очень полезны каталоги эрмитажной коллекции аттической вазописи, составленные отечественными исследователями К.С. Горбуновой [7] и А.А. Передольской [17], а также их совместная работа «Мастера греческих расписных ваз» [8]. Множество фактов об аттической вазописи мы почерпнули из книги В.Д. Блаватского «История античной расписной керамики» [6]. Очень важным в нашем исследовании оказалось знакомство с работами современного российского учёного-историка А. К. Нефёдкина, крупнейшего специалиста по истории античных армий и вооружений. Некоторые его статьи посвящены воинской эмблематике греков [14] и развитию военного искусства в античности [15]. Также нам были полезны его рецензии на исследования некоторых современных историков [16], позволившие выработать критический взгляд на некоторые аспекты изучения античности современными авторами.
Исследование будет проводиться на материалах коллекции аттической вазописи государственного культурно-исторического музея Эрмитаж. Работа состоит из введения, в котором объясняется наш интерес к выбранной теме, определяется цель и ставятся задачи исследования и двух глав. В первой главе даётся характеристика аттической вазописи и коллекции расписной керамики музея Эрмитаж. Вторая глава посвящена анализу изображений на вазах из собрания Эрмитажа. В заключении подводятся итоги исследования и делаются некоторые выводы о важности аттической вазописи как дополнительного исторического источника. В конце приводится список литературы и приложение.
Глава I. Характеристика аттической вазописи и её эрмитажной коллекции
В древности разные создаваемые человеком предметы предоставляли ему поле для художественной деятельности. Особое место среди бытовых предметов занимают глиняные сосуды. Едва научившись создавать керамику, человек начал украшать свои изделия. Украшение керамических сосудов прошло долгий путь – от незамысловатых орнаментов каменного века до великолепной росписи аттических ваз. Мотивы росписей греческих ваз отличаются разнообразием, и их сюжеты охватывают все сферы жизни древних греков.
Исследователи выделяют несколько стилей древнегреческой вазописи, но в своём исследовании, мы будем анализировать роспись ваз чернофигурного и краснофигурного стилей, т.к. именно они представляют наибольший интерес для исследователя как исторический источник.
Чернофигурный стиль. В конце VII в. до н.э. и в течение первых десятилетий VI в. до н.э. в вазописи сложился чернофигурный стиль, сменивший ковровый. Чернофигурный стиль господствовал на протяжении всего VI в. до н.э. и в первой половине V в. до н.э. Существование этого стиля отмечается и в IV в. до н.э., и в эпоху эллинизма. Чернофигурная техника росписи достигла наибольшего расцвета в Аттике. Характерной особенностью чернофигурного стиля является господство сюжетного начала. Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах и героях [6;103] (см. приложение №1, рис. 4).
Краснофигурный стиль. В отличие от чернофигурных ваз, на краснофигурных черным закрашивались не силуэты фигур, а фон. Пером в краснофигурных росписях исполнялись почти все детали внутри фигуры. Бытовые сюжеты стали играть заметную роль в краснофигурной вазописи V и IV вв. до н.э. [6;153] (см. приложение №1, рис. 5).
Эрмитажная коллекция аттической керамики представляет основные этапы развития техники и является одной из самых авторитетных коллекций аттической вазописи в мире. В ней представлены произведения, создававшиеся афинскими гончарами и вазописцами с последней трети VI и до середины IV в. до н.э. Коллекция аттических ваз экспонируется в зале Архаики (№ 111), Афины (№ 112) и Овальном (№ 113), а также в залах искусства Северного Причерноморья в здании Нового Эрмитажа. Ядро основного собрания составляют вазы, поступившие в музей в XIX – начале XX в. из коллекций итальянских собирателей – доктора медицины Пиццати (1834) и маркиза Кампана (1862), а также отечественных собирателей – графа А. Блудова, Г. Черткова, А. Абазы, М. Боткина. Другую часть собрания составляют находки из раскопок эрмитажных археологических экспедиций на о. Березань, в Ольвии и Пантикапее. Коллекция чернофигурных ваз насчитывает более 1000 ваз и фрагментов [7;11], коллекция краснофигурной вазописи включает в себя более 2000 ваз и фрагментов [17;15].
Глава II. Анализ изображений на аттических вазах из эрмитажной коллекции
Среди многочисленных изображений на вазах мы выбрали несколько отдельных сюжетов, позволяющих высказать гипотезу или сделать вывод о некоторых частных аспектах жизни древних греков, их культуре и военном деле. Например:
1. Все мы слышали о нектаре – напитке богов. Вот какое определение даёт этому напитку «Словарь античности»: «в греч. мифологии напиток богов, дававший им бессмертие и вечную юность» [12;476]. Если мы посмотрим на сторону А чернофигурной амфоры (см. приложение №1, рис. 7), то увидим весь процесс виноделия: сбор винограда в корзины, переноску собранных гроздей к месту переработки, отжим и фильтрация в большом чане и сбор полученного напитка в огромную ёмкость. В рисунке нет ничего особенного, если не считать того, что виноделием занимаются сатиры. Возможно, мастер выразил мысль о божественном происхождении вина, предназначавшемся изначально для богов (ведь сатиры неизменные спутники и помощники Диониса) и лишь позже доставшемся людям. То есть, по мысли мастера, вино – это божественный напиток, нектар. Подтверждение этому – аналогичные рисунки на аттических вазах (см. приложение №1, рис. 8, 9), хранящихся в зарубежных музеях.
2. Следующее, на что мы обратили внимание, это животные, хорошо знакомые нам, но плохо или совершенно неизвестные древнегреческим мастерам. Если верблюда мастер видел лично или кто-то ему хорошо описал животное (см. приложение №1, рис.10), то всё, что он знал о гиппопотаме, это лишь название (гиппопотам - греч. от hippos - конь, и potamos - река, то есть речной конь) (см. приложение №1, рис. 11). Таким его и изобразил мастер.
3. Изучив роспись некоторых аттических ваз (см. приложение №1, рис. 12 – 18), мы можем узнать, какие виды спортивных состязаний проводились на Панафинеях (Всеафинских праздниках) в VII – IV вв. до н. э. Для жителей Аттики это было главное религиозно-политическое и спортивное празднество, посвящённое богине-покровительнице города. Спортивные соревнования Панафиней (малый агон) начинались с гонок колесниц, затем проводилось пятиборье – бег, прыжки в длину, метание копья и диска, панкратион, а также отдельные состязания в этих видах спорта, борьбе и состязании воинов – гоплитодроме. Победитель состязаний получал специально изготовленные амфоры, наполненные оливковым маслом. На амфоре изображалась богиня Афина и вид состязаний, в котором была одержана победа.
На рис.17, приложение №1, показано, как прыгун в длину использует специальные гантели, которые, по его замыслу, помогают дальше прыгнуть. Прочитав описание гантелей и способ их использования, можно не понять, о каком приспособлении рассказывается, но, взглянув на роспись аттической вазы, мы понимаем, о чём идёт речь.
4. На нескольких вазах (см. приложение №1, рис. 22 – 29) мы видим проводы или сборы греческих воинов перед походом. Сюжеты всех ваз схожи: одного или нескольких гоплитов провожают родственники, или же воины, уже простившись с роднёй, стоят отдельной группой. Одна роспись (рис. 26), показывает обучение педотрибом (тренером) воина с собакой. То, что воины собрались не на охоту, а на войну, говорит тот факт, что они облачены в полный доспех гоплита. На представленных вазах у ног воинов мы видим собак, чаще одну, а иногда двух. Видимо, мастера, создавшие эти вазы, видели воинов с боевыми собаками, а по изображению группы гоплитов с двумя собаками мы можем судить о существовании отдельных подразделений в армиях греческих полисов, где использовались боевые псы. Существование боевых псов в армиях древних Ассирии, Египта и Рима не секрет, сохранились труды античных авторов на эту тему [3;91], а также множество фресок и барельефов с их изображениями, но, когда речь заходит о боевых собаках в древнегреческих армиях, возникают трудности. Древние авторы [4;75], и современные исследователи [15;73] придерживаются точки зрения, что греки стали использовать боевых псов после побед над персами, переняв у них способы применения собак на войне. Однако, при изучении изображений на аттических вазах мы приходим к выводу, что боевых псов в армии Афин стали использовать задолго до Греко-персидских войн, ведь вазы с изображением воинов и боевых собак созданы в период с 550-х по 390-е годы до н.э. (см. приложение №1, рис. 22 – 29), то есть самые ранние изображения боевых псов на вазах появились более чем за полвека до Марафонской битвы и столкновений с персами вообще.
5. Не менее интересной нашей находкой на аттических вазах стало большое количество изображений военных щитов с различной символикой (эмблематикой) (см. приложение №1, рис.: 13, 18, 24, 25, 28 – 41). В использованных нами эрмитажных каталогах вазописи мы насчитали 50 ваз (из них 32 чернофигурные вазы и 18 краснофигурных), на которых присутствуют щиты с различными эмблемами. Всего эмблем оказалось 74 (на некоторых вазах присутствуют не один, а 2-4 щита), из них 49 эмблем изображены на чернофигурных вазах и 25 эмблем – на краснофигурных.
Для удобства работы на основании каталогов мы составили сводные таблицы (см. приложение №2, 3), в графы которых внесли основные данные о вазах и эмблемах щитов:
1. Номер вазы по порядку; 2. Номер вазы в тексте каталога; 3. Страница описания вазы в тексте каталога; 4. Номер фото (или номер таблицы); 5. Тип сосуда; 6. Год создания вазы; 7. Мастер; 8. Сюжет изображения; 9. Эмблемы на щите (щитах).
Первые четыре колонки имеют справочный характер. Наиболее важный фактический материал обобщён нами в колонках 5 – 9. Сравнение колонок 9 (эмблемы на щите) и 5 (тип сосуда) приводит к выводу о том, что на одном типе сосуда встречаются самые разные эмблемы, а на разных типах сосуда – одинаковые, т.е. с типом сосуда не связанны какие-то особые эмблемы.
Сравнение девятой колонки с шестой (год создания) позволяет заключить, что от хода времени эмблемы не зависели, т.к. в разное время встречаются одинаковые эмблемы.
Материал седьмой колонки (мастер) свидетельствует о том, что в нашем распоряжении нет большого количества работ одного мастера (или одной мастерской), чтобы можно было говорить о склонности какого-либо мастера к отдельным символам. Так, на четырёх чернофигурных вазах мастера Качелей (приложение № 2, вазы № 11 – 14) ни одна эмблема не повторяется. То же можно сказать про три чернофигурные вазы мастера Антимена (приложение № 2, вазы № 3 – 5).
Восьмая колонка даёт ожидаемый результат: большинство сюжетов, связанных с изображением щитов, относится либо к проводам воинов, либо к битвам.
Пользуясь данными таблиц, мы выделили следующие группы эмблем:
1. Мифологические существа – 3 эмблемы (4,05 % от общего количества эмблем), из них: сатир – 2, Пегас (в древнегреческой мифологии – крылатый конь, любимец муз) – 1.
2. Части человеческого тела – 9 эмблем (12,16 % от общего количества эмблем), из них: нога (ноги) – 8, глаз – 1.
3. Абстрактные символы – 11 эмблем (14,86 % от общего количества эмблем), из них: схематическое изображение треножника – 5, «розетка» (лучевая звезда (вихревая или прямая) – солярный знак) – 4, диск – 1, литера А (на щите амазонки) – 1.
4. Предметы – 11 эмблем (14,86 % от общего количества эмблем), из них: треножник – 2, колесница – 2, канфар (сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками) – 2, венок – 2, якорь – 2, дифрос (стул, сиденье) – 1.
5. Животные – 40 эмблем (54,05 % от общего количества эмблем), из них: змея – 13, букраний (голова, череп быка) – 4, лев – 4, хищная птица – 4, дельфин – 3, пантера или протома (изображение передней части тела животного) пантеры – 3, конь или протома коня – 3, кабан – 2, собака – 2, скорпион – 1, мул (осёл) – 1.
Исследователи объясняют такое многообразие эмблем на щитах разными причинами. Американец Джордж Генри Чейз на основании большого числа изученных изображений на вазах выделял 12 категорий эмблем: 1) чисто декоративные; 2) внушающие страх врагу; 3) относящиеся к культу бога; 4) обозначающие страну или гражданство (личные и общие у всего войска); 5) относящиеся к семье или предку; 6) информирующие о деяниях или судьбе носителя; 7) обозначающие звание или 8) персональные качества; 9) представляющие произведения искусства; 10) символизирующие имя воина; 11) скомбинированные из различных элементов; 12) выбранные по личному желанию щитоносца [14;117].
Обратимся к соннику Артемидора Далдианского [1], греческого автора II века н.э. По собственному утверждению Артемидора, он тщательно собирал материал о сновидениях и их толковании из произведений предшественников и во время путешествий по Римской империи — Италии, Азии и Греции. Артемидор ссылается на таких авторов, как Антифон Афинский, Деметрий Фалерский, Артемон Милетский и Аристандр Телмесский, зачастую критикуя их за отсутствие систематического подхода. Первые четыре книги «Онейрокритики» содержат указания для толкования разнообразных живых объектов, предметов и ситуаций, увиденных во сне. Толкования позволяют понять, как греки воспринимали разных животных. Согласно его интерпретации, приснившийся лев приносит пользу воину от царя, если же лев оскалившийся, он устрашает врага [1;167]. Барс или пантера – сильный страх [1;168]. Скорпион – дурные люди [1;175]. Сатир – великая опасность [1;226]. Дельфин – хорошее предзнаменование [1;180]. Ястреб – разбойник, нападающий открыто и прямо [1;184]. А все дикие животные в целом, символизируют опасность [1;170].
«Словарь античности» Ирмшера [12] включает свыше 4 тыс. статей, в которых освещаются культура, религии и социально-экономические отношения античного общества, начиная с рождения античной цивилизации и заканчивая событиями и реалиями 5-6 вв. н.э. Есть в нём и статьи о животных, например, змея – считалась священным животным Афины (Страж Акрополя), для которой в городе был построен отдельный храм [12;214]; дельфин – символом дружбы [12;174]; лошадь – символом Посейдона [12;322]; орёл – военным знаком Зевса [12;398]; мул (осёл) – считался животным бедняков [12;401]; сатиры – спутниками и помощниками Диониса [12;510]; Пегас – один из символов Афины, т.к. Беллерофонту удалось его взнуздать только волшебной уздечкой подаренной герою Афиной [12;416].
Познакомившись с описаниями щитов в трудах античных писателей [5] и с исследованиями Джорджа Генри Чейза и А.К. Нефёдкина [14], а также внимательно изучив изображения: «фрески из Акротии» с о. Фера (см. приложение № 1, рис. 42), «обелиска воинов» из Микен (см. приложение № 1, рис. 43), «гробницы Кинха» в Македонии (см. приложение № 1, рис. 44), «саркофага Абдалонима» царя Сидона (см. приложение № 1, рис. 45), и) внимательно изучив эмблемы щитов на аттических вазах из эрмитажной коллекции, мы пришли к следующему выводу. Все эмблемы на щитах, которые мы увидели на вазах эрмитажной коллекции, можно условно разделить на 5 больших групп. 1) посвящённые Афине; 2) посвящённые Аполлону; 3) обозначающие разные рода войск; 4) апотропайонов – греч. «отводящие порчу»; 5) выбранные по личному желанию щитоносца.
1. В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. В древнегреческой мифологии она богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, эпоним города Афины. В жертву Афине подносили: вино, одежду, оружие (трофеи, добытые в битвах), быков [13;58]. К эмблемам, посвящённым Афине, мы относим: змей (священных животных богини); букрании (жертва богине – быки); канфары (изображены на щите богини, вино – жертва Афине); Пегаса (взнуздан уздой богини); птиц (принимает орнитоморфный облик), например, в «Илиаде» Афина слетает с небес орлом [2;124], в «Одиссее» превращается в некую птицу [2;426]; после беседы с Нестором превращается в орла и улетает [2;449], а после беседы с Одиссеем превращается в ласточку[2;679].
2. Аполлон – бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, также очищал людей, совершивших убийство. Атрибуты Аполлона – серебряный лук и золотые стрелы, кифара, лавровый венок, солнечный диск. Символы: олива, железо, лавр, пальма, дельфин. К эмблемам, посвящённым Аполлону, мы относим треножники и их схематическое изображение (жрицы бога – пифии, во время предсказаний сидели на треножниках), дельфинов (в образе дельфина он не раз приплывал в Дельфы), венки, диск (символ солнца), лучевые звёзды (солярный знак – символ солнца)[13;47].
3. Возможно, некоторые эмблемы обозначают род войск, например: ноги изображены на щитах пехотинцев; кони – на щитах кавалеристов; собаки – у подразделений, их использующих; колесницы – изображены на щитах колесничих; якоря – на щитах морских пехотинцев; дифрос – на щите личного охранника царя или тирана.
4. Апотропайон [11;97] – магический ритуал, предназначенный для оберегания от зла (порчи, сглаза). Может создаваться с использованием церемоний и заклинаний либо же просто путём ношения предмета, приносящего удачу (оберега, талисмана). Типы апотропайонов: амулеты нательные; изображения на доспехах, одежде, украшениях, надписи. Темы изображений: глаза; звери – пантера, лев –; головы мифических чудовищ и богов – горгоны Медузы (горгонейон), грифона, Силена, Диониса [6;8-10]. К таким эмблемам на вазах мы относим львов, пантер, сатиров и человеческий глаз.
5. Плутарх в качестве анекдотического случая рассказывает [14;122], что у одного спартанца на щите была изображена муха, тогда можно предположить, что мула изобразил на своём щите бедняк, скорпиона – злой и нелюдимый воин, а кабана - любитель охоты.
Заключение
Сложность ситуации при изучении эмблем на щитах, заключается в том, что трудно дать однозначное истолкование какому-либо символу. Так, мы отнесли орла (хищная птица) к символам Афины, лошадей – к обозначению рода войск, а сатиров – к апотрапойонам. Но возможно и другое толкование: орёл – символ Зевса, лошадь – Посейдона, а сатиры – спутники Диониса. Таким образом, эти три символа могут относиться к культу этих богов. Обратим внимание и на то, что среди изображений животных велика доля хищников, причём они показаны так, что их морды обращены в сторону врагов, что не исключает возможности истолкования их изображения как способа устрашения, так как дикие животные в сознании древних греков символизировали опасность. Анализ эмблем приводит к выводу о том, что каких-либо жёстких, канонизированных правил, наподобие средневековых геральдических, греки при украшении своих щитов не придерживались.
Подводя итоги исследования, необходимо сказать об огромной роли Ксении Сергеевны Горбуновой в изучении эрмитажной коллекции аттических ваз. Уход из жизни Ксении Сергеевны прервал работу над каталогом чернофигурных ваз Эрмитажа, он не закончен, тем не менее, на время написания данного исследования каталог Горбуновой, изданный в 1983 году, является единственным изданием, с помощью которого исследователь может составить представление об эрмитажной коллекции чернофигурных аттических ваз.После изучения росписи чернофигурных и краснофигурных аттических ваз из коллекции государственного культурно-исторического музея Эрмитаж можно сделать некоторые выводы о важности аттической вазописи как дополнительного исторического источника.
1) Росписи аттических ваз – это единственные сохранившиеся до наших дней образцы эллинской живописи, при изучении которых расширяются знания о мифологии, литературе, искусстве, театре, быте и военном деле Древней Греции в период с начала VII в. по середину IV века до н.э.
2) Главным достоинством аттической вазописи как исторического источника является её наглядность.
3) При изучении аттической вазописи можно получить сведения, уточняющие известные исторические факты, а иногда увидеть новые аспекты изучения истории Древней Греции.
Исходя из сделанных выводов, можно утверждать, что наше предположение о том, что аттическая вазопись – важный дополнительный исторический источник к письменным документам античной эпохи, полностью подтвердилась.
Список источников и литературы
источники
1. Артемидор. Сонник [Текст] // СПб.: Кристалл, 1999.
2. Гомер. Илиада. Одиссея [Текст] // М.: Художественная литература, 1967.
3. Ксенофонт. Греческая история [Текст] // СПб.: Алетейя, 1996.
4. Павсаний. Описание Эллады [Текст] // СПб.: Алетейя, 1996.
5. Эсхил. Трагедии [Текст] // М.: Наука, 1989.
литература
6. Блаватский, В. Д. История античной расписной керамики [Текст] // М.: МГУ, 1953.
7. Горбунова, К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже [Текст] // Л.: Искусство, 1983.
8. Горбунова, К.С. Мастера греческих расписных ваз [Текст] // К.С. Горбунова, А.А. Передольская / Л.: Государственный Эрмитаж, 1961.
9. Горбунова, К.С. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа [Текст] // К.С. Горбунова, И.И. Саверкина / Л.: Аврора, 1970.
10. Горбунова, К.С. Белые лекифы в собрании Эрмитажа [Текст] // Памятники античного прикладного искусства. – Л.: Аврора, 1973.
11. Згурский, Г.В. Словарь исторических терминов [Текст] // М.: Эксмо, 2008.
12. Ирмшер, И. Словарь античности [Текст] // М.: Прогресс, 1989.
13. Мифы народов мира: Энцикл. в 2 т. [Текст] // гл. ред. С. А. Токарев. – 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1.
14. Нефёдкин, А.К. Развитие эмблематики на древнегреческих щитах [Текст] // Вестник древней истории. - М., 2002. № 3, с. 117-129.
15. Нефёдкин, А.К. Боевые собаки в древности [Текст] // Stratum plus. - СПб.; Кишенев; Одесса; Бухарест, 2000. - № 3. - с.72-84.
16. Нефёдкин, А.К. [Рец. на:] С. Я. Лавренов. Армии Древней Греции VI–IV вв. до н. э. [Текст] // (Военно-историческая серия «Солдатъ»): АСТ; Астрель, М., 2001 // Сержант. - № 4 (21). - М., 2001, С.48.
17. Передольская, А. А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже [Текст] // Л.: Советский художник, 1967.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
рис. 1 типы древнегреческих сосудов |
рис. 2 вазы геометрического стиля |
рис. 3 вазы коврового стиля |
рис. 4 чернофигурный стиль вазописи |
рис. 5-6 краснофигурный стиль вазописи |
|||
иллюстрация к мифу о божественном напитке – «нектар» (вино) – «Сатиры занимаются виноделием» |
|||
рис. 7 Эрмитаж |
рис. 8 Берлин |
рис. 9 Мюнхен |
|
изображения животных, известных и не известных мастерам вазописцам |
|
рис. 10 верблюд |
рис. 11 гиппопотам |
Панафинейские амфоры |
|
рис. 12 сторона А - панкратион |
рис. 13 сторона А – борьба; сторона Б - Афина |
Панафинейские амфоры |
|
рис. 14 сторона А – бег рис. 15 сторона А – гоплитодром рис. 16 сторона А – гонка колесниц |
|
рис. 17 прыгун использует специальные гантели |
рис. 18 Панафинейские амфоры |
стороны Б – Афина. На щитах Пегас и змея |
|
рис. 19, 20 шедевры Эрмитажа |
рис. 21 находки экспедиции в Пантикапее |
|
пелика «Ласточка» пелика «Геракл» |
||
рис. 22 |
рис. 23 |
|
кавалеристы с двумя собаками 510-е гг. до н.э. |
пешие воины, всадник и собака 540-е гг. до н.э. |
|
рис.24 |
рис. 25 гоплиты с собакой 500 г. до н.э. |
гоплиты с собакой 540-е гг. до н.э. на щите изображена лучевая звезда |
на щитах изображены: канфар, схематическое изображение треножника, нога |
рис. 26 педотриб обучает воина с собакой |
рис. 27 |
500-490-е гг. до н.э. |
гоплит с собакой 490-480-е гг. до н.э. |
рис. 28 колесница и пешие воины с собакой |
рис. 29 колесница и гоплит с собакой |
510-е гг. до н.э. на щитах изображены: схематическое изображение треножника, дельфины, якорь |
460-450-е гг. до н.э. на щите изображена змея |
рис. 30 |
рис. 31 |
на щитах изображены: диск, птица |
на щитах изображены: змеи, венок |
рис. 32 |
рис. 33 |
на щите изображён скорпион |
на щите изображён дифрос (сиденье) |
рис. 34 |
рис. 35 |
на щите изображён сатир |
на щите изображён букраний |
рис. 36 |
рис. 37 |
на щите изображён осёл (мул) |
на щите изображена собака |
рис. 38 |
рис. 39 |
|
на щите изображён канфар |
на щите изображена лошадь |
|
рис. 40 |
рис. 41 |
|
на щите изображён лев |
на щите изображена пантера |
|
рис. 42 |
рис. 43 |
«фреска из Акротии» с острова Фера |
фрагмент «Обелиска воинов» из Микен |
рис. 44 |
рис. 45 |
«Гробница Кинха» Македония |
«Саркофаг Абдоланима» царя Сидона |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Эмблемы на щитах чернофигурных ваз
№ п.п. |
№ в тексте |
стр. в тексте |
№ фото |
тип сосуда |
год создания |
мастер |
сюжет |
эмблемы на щите |
1 |
4 |
20 - 21 |
4/ 2 |
амфора |
≈ 560 - 530 |
Кемтар |
воины на марше |
1.диск; 2.солярный символ. |
2 |
13 |
31 |
13/ 1 |
амфора |
≈ 540 - 530 |
м. Лондон |
проводы воина |
лев. |
3 |
42 |
64 |
42/ 2 |
гидрия |
≈ 530 |
Антимена |
битва |
нога. |
4 |
44 |
64 - 66 |
44/ 1 |
амфора |
≈ 525 - 510 |
Антимена |
проводы воина |
дельфины. |
5 |
45 |
66 |
45/ 2, 3 |
амфора |
≈ 500 |
Антимена |
воины |
змея. |
6 |
49 |
73 |
49/ 1,2 |
амфора |
≈ 510 |
манера м. Антимена |
гигантомахия |
кабан. |
7 |
50 |
74 - 76 |
50/ 1, 2 |
амфора |
≈ 510 |
манера м. Антимена |
А: битва Б: проводы воина |
1.солярный символ; 2.змея. |
8 |
53 |
76 - 79 |
53/ 2 |
амфора |
≈ 510 |
круг м. Антимена |
А: колесница Б: проводы воина |
1.треножник; 2.дельфин; 3.колесница; 4.птица. |
9 |
54 |
78 - 80 |
54/ 1, 2, 3 |
амфора |
≈ 520 |
круг м. Антимена |
А: проводы воина Б: битва |
1.нога; 2.птица. |
10 |
58 |
83 - 84 |
58/ 1 |
амфора |
≈ 540 |
м. Берлин |
проводы воина |
лучевая звезда. |
11 |
62 |
85 - 90 |
62/ 1 |
амфора |
≈ 530 |
Качелей |
Геракл и немейский лев |
лучевая звезда. |
12 |
63 |
86 - 91 |
63/ 2 |
амфора |
≈ 530 - 520 |
Качелей |
два воина |
1.треножник; 2.пантера. |
13 |
65 |
93 |
65/ 1 |
амфора |
≈ 540 - 530 |
Качелей |
Геракл и боги |
змея (на щите Афины). |
14 |
67 |
95 - 96 |
67/ 1 |
амфора |
≈ 530 |
Качелей |
гигантомахия |
сатир. |
15 |
75 |
101 - 104 |
75/ 2 |
амфора |
≈ 500 - 480 |
м. Приама |
борьба Геракла и Аполлона |
змея (на щите Афины). |
16 |
77 |
106 - 107 |
77/ 1 |
амфора |
≈ 500 |
м. Оксфорд |
Афина |
змея (на щите Афины). |
17 |
78 |
107 - 108 |
78/ 2 |
амфора |
≈ 510 |
м. Лондон |
всадник и гоплиты |
1.нога; 2.птица. |
18 |
79 |
108 - 110 |
79/ 1, 2 |
кратер |
≈ 510 - 500 |
м. Лувр |
А: колесница Б: проводы воинов |
1.змея; 2.нога; 3.солярный символ. |
19 |
80 |
109 - 110 |
80/ 1 |
кратер |
≈ 490 - 480 |
группа Микра Карабурун |
проводы воина |
два солярных символа. |
20 |
82 |
112 - 114 |
82/ 1, 2 |
гидрия |
≈ 510 |
группа Леагра, группа Антиопы |
А: проводы воина Б: Троянская воина |
1.плющевой венок; 2.змеи; 3.дельфины; 4.якорь. |
21 |
83 |
114 -116 |
83/ 2 |
амфора |
≈ 500 |
группа Леагра, группа Антиопы |
гоплит и воин |
1.канфар; 2.нога; 3.солярный символ. |
22 |
85 |
116 -119 |
85/ 2 |
гидрия |
≈ 500 |
м. S |
битва |
змеи. |
23 |
88 |
121 - 123 |
88/ 2 |
амфора |
≈ 500 |
м. Ленинград Б. |
воины |
1.якорь; 2.нога; 3.солярный символ. |
24 |
92 |
126 - 128 |
92/ 1 |
амфора |
≈ 520 - 510 |
м. Мюнхен |
гигантомахия |
букраний. |
25 |
95 |
129 -130 |
95/ 1 |
амфора |
≈ 500 |
группа Ватикан |
Афина |
скорпион (на щите Афины). |
26 |
97 |
132 - 133 |
97 |
ольпа |
≈ 510 - 500 |
группа Точечного плющевого листа |
битва |
ноги. |
27 |
103 |
135 - 136 |
103 |
лекиф |
≈ 520 -510 |
группа Гоплита, покидающего дом |
проводы воина |
дифрос (табурет). |
28 |
104 |
136 - 137 |
104 |
лекиф |
≈ 520 - 510 |
группа Гоплита, покидающего дом |
проводы воина |
нога. |
29 |
109 |
140 - 141 |
109 |
лекиф |
≈ 500 - 490 |
Эдинбургский мастер |
битва |
змея. |
30 |
116 |
146 - 147 |
116/ 1, 2 |
амфора |
≈ 490 - 480 |
м. Диосфоса |
А: проводы воина Б: воины |
1.змея; 2.колесница. |
31 |
166 |
190 - 194 |
166 |
амфора |
≈ 510 - 490 |
м. Лувр F |
воины |
пантеры. |
32 |
193 |
213 - 214 |
193/ 1 |
Панафинейская амфора |
≈ 390 |
группа Булас |
Афина |
лучевая звезда. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Эмблемы на щитах краснофигурных ваз
№ п.п. |
№ в тексте |
стр. в тексте |
№ в таблице |
тип сосуда |
год создания |
мастер |
сюжет |
эмблемы на щите |
1 |
6 |
14 - 15 |
IV – 1, 3 |
чаша |
≈ 520 |
Никосфен |
битва |
1.букраний; 2.птица; 3.собака. |
2 |
10 |
18 - 19 |
IX – 1 |
канфар |
≈ 520 |
Никосфен |
борьба Геракла со львом |
пегас (на щите Афины). |
3 |
33 |
38 - 39 |
XXV – 2,4 |
стамнос |
≈ 490 |
Евкарид |
амазонки перед битвой |
1.треножник; 2.мул; 3.плющевой венок. |
4 |
35 |
40 - 41 |
XXVI – 1 |
кратер |
≈ 500 - 490 |
Мисан |
всадник |
лев. |
5 |
38 |
42 - 43 |
XXVIII – 1 |
гидрия |
≈ 500 |
м. Берлинской амфоры |
Поликсена и Ахилл |
лев. |
6 |
53 |
54 |
XXXIV – 2, 3 |
пелика |
≈ 480 |
м. Летающего ангела |
проводы воина |
1.лев; 2.змея. |
7 |
59 |
58 |
XXXVII – 3 |
амфора |
не указан |
м. Тышкевича |
бегущий воин |
пантера. |
8 |
75 |
74 - 75 |
LIII – 1, 2, 3 |
чаша |
≈480 |
м. Докимасии |
битва |
1.треножник; 2.букраний; 3.собака; 4.конь. |
9 |
76 |
75 - 76 |
LII – 2 |
чаша |
≈ 480 |
м. Докимасии |
история с Долоном |
конь. |
10 |
92 |
93 |
LXVIII – 1 |
кратер |
≈ 470 |
м. Алкимаха |
воин преследует девушку |
дельфин. |
11 |
119 |
112 - 113 |
LXXXVII – 2 |
амфора |
≈ 475 |
м. Провиденса |
воин |
канфар. |
12 |
125 |
116 - 117 |
XCIII – 2 |
амфора |
≈ 470 |
м. Никона |
битва Диониса и гиганта |
конь. |
13 |
142 |
126 - 127 |
XCVII – 2 |
кувшин |
≈ 470 |
м. Тарквинии |
проводы воина |
букраний. |
14 |
171 |
147 - 148 |
CXIII – 2 |
кратер |
≈ 470 |
м. из Альтамуры |
воин перед битвой |
сатир. |
15 |
173 |
149 - 150 |
CXIV – 4 |
стамнос |
≈ 470 |
м. из Альтамуры |
амазонки перед битвой |
змея. |
16 |
180 |
157 - 158 |
CXX – 2 |
кратер |
≈ 460 - 450 |
м. Берлинской гидрии |
проводы воина |
змея. |
17 |
185 |
162 - 163 |
CXXV – 2 |
гидрия |
не указан |
м. из виллы Джулия |
проводы воина |
кабан. |
18 |
207 |
180 |
CXXXVI– 2 |
амфора |
≈ 440 |
м. Клио |
скачущая амазонка |
литера «альфа». |