Россия XX век. Электронный образовательный ресурс.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Россия XX век. Электронный образовательный ресурс.

Абрамова Д.А. 1
1МОУ СОШ №15 имени В.Д. Сабанеева
Ничков И.К. 1
1МОУ СОШ №15 имени В.Д. Сабанеева
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Современное российское образование переживает процесс информатизации. Компьютер и сеть Интернет становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Сейчас создаются и становятся очень популярными различные электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР), проекты, порталы. ЭОР являются составной частью дистанционного обучения.

В сети Интернет можно найти много разнообразных ЭОР, посвященных различным областям знаний, в том числе истории. Рассмотренные ЭОР по истории России предназначены различным вопросам: История государства Российского в документах и фактах; Русская история, искусство, культура; Правители России и Советского Союза; Династия Романовых; Проект 1917 и т.д. Все они фрагментированы, имеют определенную «линию», посвященную конкретному вопросу или проблематике. Обобщающие порталы предлагают читателю, как правило, хронологию истории или сборники трудов русских историков.

Поэтому актуальным становится создание ЭОР, который стал бы доступным, понятным и обобщающим для любого читателя и ученика.

В 9 классе изучается история России XX века. Это предопределило тематику научного проекта.

Цель научного проекта состоит в создании электронного образовательного ресурса «Россия. XX век».

Задачи научного проекта:

Подбор оптимальной платформы для создания образовательного ресурса в сети Интернет.

Отбор и систематизация содержательной части ресурса.

Оформление и запуск образовательного ресурса в сети Интернет.

Содержательная часть работы основывается на учебнике «История России, 9 класс» Данилов А. А., Косулина Л.Г., Брандт М. Ю., что позволило не уходить за рамки образовательной программы курса истории России в школе. Для обобщения материала использовалось учебное пособие «История. Полный курс в таблицах и схемах» Баранов П. А., которое является прекрасным примером систематизации информации. По некоторым вопросам необходимо было обращаться к учебнику по всемирной истории XX века Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Использовались дополнительные материалы периодических изданий: «Экономическая и философская газета», №. 15-16 за 2011 г. по проблематике становления социализма в России. Также были использованы материалы сети Интернет: http://history-konspect.org/?content=641 – по теме «Холодной войны»; http://histerl.ru/ - по тематике Великой Отечественной войны.

2. Электронный образовательный ресурс.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в современном понимании – это средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.

В сети Интернет по Отечественной истории существует масса образовательных ресурсов:

http://biography.globala.ru/ - Биографии известных людей

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext - Хронология русской и западной истории

http://elib.ispu.ru/library/history - Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций

http://www.stolypin.ru/ - личность и реформаторское наследие П.А.Столыпина

http://history.standart.edu.ru - Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного пор­тала

Все они посвящены либо персоналиям, либо хронологии, либо источниковедению и историографии, либо конкретным историческим проблемам. На бескрайних просторах «всемирной паутины» не было найдено ресурса, который мог дать обобщенную информацию по истории России, сделать ее полностью доступной пониманию ученика средней школы.

На наш взгляд ЭОР, а именно состав информации, по истории России для ученика средней школы должен соответствовать следующим требованиям:

Обобщение нужного и важного.

Строгая систематизация по разделам.

Четкое структурирование разделов.

Объективность и достоверность фактов, документов.

Учебная информация должна быть адекватна уровню подготовки ученика средней школы.

Любой желающий должен иметь прямой доступ к ЭОР.

Для создания ЭОР в сети Интернет были рассмотрены несколько платформ:

Publisher от корпорации Microsoft. Данное программное обеспечение доступно для любого владельца пакета Microsoft Office. Оно позволяет создать ЭОР в виде сайта, который соответствовал бы требованиям ЭОР. Размещение такого сайта в сети Интернет требовало бы дополнительных издержек в виде приобретения и обслуживания домена. Использование бесплатного домена предполагает наличие сторонней рекламы на ЭОР, что недопустимо для нашего проекта.

Использование пространства социальных сетей: Instagram и vk.com. Данные социальные сети представляют широкий спектр возможностей для создания ЭОР. Но в данном случает создатель ресурса ограничен стандартным шаблоном социальной сети. Также, при создании ЭОР, нарушались бы наши требования: информация должна быть хорошо систематизирована по разделам, информация должна быть четко структурирована.

Сервис Sway от корпорации Microsoft. Именно этот сервис мы выбрали для создания нашего ЭОР. Он соответствует всем нашим требованиям к технической части. На базе этого сервиса мы создали главную страницу нашего проекта, с которой осуществляется навигация по основным разделам. Данный сервис позволяет легко структурировать информацию, наполнять и отображать ее в удобном виде, осуществлять навигацию по системе гиперссылок, предоставлять доступ всем желающим.

3. Содержательная часть электронного образовательного ресурса «Россия. XX век».

ЭОР состоит из 5 главных секций: Эпохи, Руководители, Войны, Наука, Культура. Разделы связаны между собой, но их также можно изучать и по отдельности. Ссылаясь на требования, каждая секция наполнена только нужной информацией и разбита строго на определенные вехи для удобной навигации.

Каждая секция четко структурирована, к примеру, в разделе «Войны» каждое событие описывается по трем основным пунктам: причины (предпосылки), этапы, итоги. Структурирование и строгое разделение информации позволяет учащемуся систематизировать полученные знания.

3.1. Эпохи.

Раздел состоит из хронологически последовательных периодов Отечественной истории XX века.
1. Первая русская революция
2. Февральская революция 1917 г.
3. Октябрьская революция 1917 г.
4. Военный коммунизм
5. Новая экономическая политика (НЭП)
6. СССР в период правления Сталина
7. Оттепель
8. Застой
9. Перестройка
10. Распад СССР. Формирование новой государственности

Как сказано выше, каждый раздел имеет четкую структуру. Раздел «Эпохи» содержит три главных элемента:

1. Причины – характеристика событий, послуживших началом той или иной эпохи.

2. События – перечень ключевых дат и пояснений к ним, составляющих основу эпохи.

3. Итоги – результаты эпохи.

В качестве примера приведем «Первую русскую революцию».

Причины:

Противоречия в экономическом развитии России;

Недовольство политикой самодержавия;

Ограничение политических и гражданских свобод.

События:

9 января 1905 г. — "кровавое воскресенье", расстрел мирной демонстрации рабочих;

Весна-осень 1905 г. — массовые забастовки и стачки рабочих, крестьянские восстания, выступление в армии и флоте;

Октябрь 1905 г. — всероссийская политическая стачка;

17 октября 1905 г. — издание Манифеста;

Декабрь 1905 г. — вооруженное восстание, подготовленное левыми партиями;

11 декабря 1905 г. — указ о выборах в Государственную думу;

20 февраля 1907 г. — роспуск II Государственной думы, окончание революции.

Итоги:

Легализация политических партий;

Начало Столыпинской аграрной реформы;

Отмены выкупных платежей;

Разрешение создавать массовые самостоятельные организации: профсоюзы, кооперативы, страховые общества и кассы.

3.2. Руководители.
1. Император Николай II
2. Владимир Ленин
3. Иосиф Сталин
4. Никита Хрущев
5. Леонид Брежнев
6. Михаил Горбачев
7. Борис Ельцин

В данном разделе применена следующая схема отображения информации.

1. Фамилия, имя, отчество руководителя.

2. Характеристика правления.

3. Итоги правления.

В качестве примера приведем «Н. С. Хрущева».

Никита Сергеевич Хрущев. Годы жизни: 1894-1971 гг. Годы правления: 1953-1964 гг.

Проводимые реформы:

1957 год — последовательное внедрение в социалистическую модель экономики рыночных элементов;

Антирелигиозная кампания 1954—1964 годов, в ходе которой Хрущев попытался снизить влияние церкви на население страны;

Развенчание культа Сталина и антиреформы;

Социальные реформы 1957—1965 годов;

Международные реформы;

Школьная реформа 1958 года, в ходе которой упразднялась прежняя модель обучения, вводились трудовые школы;

Кадровые реформы внутри партии.

Итоги правления:

Расширение прав союзных республик;

Восстановление национальной государственности некоторых народов;

Ротация партийных кадров;

Учет деловых качеств работников;

Ликвидация отраслевых министерств, создание совнархозов;

Сокращение армии, "дедовщина";

"Дозированная демократия";

"Волюнтаризм";

Непоследовательность реформ.

3.3. Войны.
1. Русско-японская война (1904-1905 гг.)
2. Первая Мировая война (1914-1918 гг.)
3. Гражданская война (1917-1921 гг.)
4. Советско-финская война (ноябрь 1939 - март 1940 гг.)
5. Великая Отечественная война (22 июня 1941 - 8 мая 1945 гг.)
5.1. Блокада Ленинграда
5.2. Битва за Москву
5.3. Курская битва
5.4. Сталинградская битва
5.5. Белорусская операция
5.6. Битва за Берлин
12. Советско-Японская война
13. Холодная война
14. Афганская война
15. Чеченская война

Информация данного раздела сгруппирована по следующей логике: причины – результаты.

Особое место в данном разделе занимает Великая отечественная война. Помимо основного принципа изложения текстовой информации, также дана характеристика основным военным операциям, битвам и сражениям: Блокада Ленинграда, Битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва, Белорусская операция, Битва за Берлин.

3.4. Наука.

Наука на рубеже веков.

Наука в 20-е годы

Наука в 30-е годы

Наука в годы Великой Отечественной войны

Наука в 1945-1953 гг.

Наука в период "Оттепели"

Наука в период "Застоя"

Наука периода "Перестройки"

В данном разделе уместным показалось объединение событий и достижений в области науки и изменений в сфере образования.

Карточки с информацией имеют следующий вид.

Характерные черты:

Доминирование марксистско-ленинской идеологии;

Контроль и жесткая цензура;

Подчинение достижений духовной жизни государства.

Наука:

Запрет генетики;

Изучение атома (Курчатов, Иваненко);

Изучение радиофизики и оптики (Мандельштомы);

Изучение физики кристаллов и полупроводников.

Образование:

1930 — введение всеобщего бесплатного начального образования;

1937 — введение обязательного семилетнего образования.

3.5. Культура.
1. Духовная жизнь Серебряного века
2. Духовная жизнь в 20-е гг.
3. Духовная жизнь в 30-е гг.
4. Наука в годы Великой Отечественной войны
5. Идеология и культура 1945-1953 гг.
6. "Оттепель в духовной жизни"
7. Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг.
8. Политика гласности: достижения и издержки

Информация отображена на основании достижений в различных областях культурной жизни общества. Например, "Оттепель в духовной жизни".

Литература:

1954 г. — повесть И.Г Эренбурга "Оттепель": название - символ наступающей эпохи;

Творчество писателей Д.А. Гранина, В.Ф. Тендрякова, В.Д. Дудинцева, В.М. Шукшина;

1957 г. — исключение Б. Л. Пастернака, который вынужден был отказаться от

получение Нобелевской премии в области литературы, из Союза писателей СССР

(за опубликование за рубежом романа "Доктор Живаго");

1962 г. — публикация повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" в

журнале "Новый мир".

Живопись:

Стремление молодых художников к поискам новых форм выражение, отход от рамок

официального искусства и его методом социалистического реализма.

Театр:

1956 г. — открытие в Москве театра "Современник";

Настоящим явлением общественной жизни становились спектакли Театра на Таганке

в Москве, Большого драматического театра им. Горького в Ленинграде;

Кинематограф:

Киноленты "Летят журавли" (реж. М.К. Калатозов), "Баллада о солдате" (реж. Г.Н.

Чухрай), "Судьба человека" (реж. С.Ф. Бондарчук)

4. Заключение.

Создание качественного и доступного ЭОР – необходимое условие развития современного образования. Мы совершили попытку создания подобного ресурса по истории России XX века. На наш взгляд, проект соответствует требованиям качественного и доступного ЭОР.

Платформой для создания подобного ресурса послужил сервис Sway. Данный сервис доступен любому желающему, бесплатен и подходит для решения подобных задач.

ЭОР «Россия. XX век» доступен для просмотра по ссылке: https://sway.com/lDt9RKPAPWiLRVTT?ref=Link

Практическое применение ресурса многогранно. Его можно использовать для проведения обобщающих уроков по истории России; в качестве электронного справочника; при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ; как средство дистанционного обучения и пр.

«Россия. ХХ век» находится в дальнейшей разработке, постоянно совершенствуется.

ЭОР «Россия. ХХ век» — технологичный и доступный продукт. Его можно со временем совершенствовать, но базовое условие — дистанционное обучение учащегося — будет выполнятся всегда. ЭОР — источник знаний в XXI веке.

Список литературы:

Всеобщая история. Новейшая история: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011.

История России в таблицах : 6—11 й кл.: справ. материалы / П.А. Баранов. — М.: Астрель : АСТ, 2011.

История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, JI. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 5-е изд., дораб. и доп. – М. : Просвещение, 2008.

История России. 1917–2009/ Барсенков А.С., Вдовин А.И. – 3-е изд., расш. и перераб. - М.: 2010.

Список интернет-ресурсов:

http://histerl.ru/ - История России (действительна по состоянию на 30.01.2018)

http://history-konspect.org/ - ИСТОРИЯ конспект лекций (действительна по состоянию на 30.01.2018)

Просмотров работы: 265