Пчелы, в улей мед приносящие… (История Вольного Экономического общества)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пчелы, в улей мед приносящие… (История Вольного Экономического общества)

Мяделец  М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска гимназия № 3
Винник О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска гимназия № 3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За последнее время появилось большое количество информационных потоков, «гуляющих» как по нашей стране, так и по всему миру. Они извещают людей о новых технологиях, о новых методах экономического развития. Человеку трудно понять и воспринять все сразу, так как информация многообразна, противоречива и быстро обновляется. Следовательно, необходима такая организация, которая будет сосредотачивать все эти информационные потоки в одном месте, обрабатывать и выдавать обществу единственную, верную и актуальную информацию. Возникла гипотеза:

Вольное Экономическое общество - средство, которое может помочь в развитии экономической культуры общества.

Цель исследования: Изучить деятельность ВЭО, его роль в социально-экономическом аспекте развития России и актуальность на сегодняшний день.

Объектом исследования данной работы является история возникновения и деятельность ВЭО. Предмет исследования: влияние ВЭО на развитие экономической культуры общества.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

Изучить различные источники информации о истории развития Вольного Экономического Общества, его структуре и деятельности.

Рассмотреть роль ВЭО и его влияние на экономические процессы в России.

Узнать о деятельности ВЭО в настоящее время.

Познакомиться с печатными изданиями ВЭО.

Провести опрос среди учащихся Гимназии №3 для определения уровня экономической культуры, и их знаний в частности, о ВЭО.

Изучить деятельность данной организации в Иркутске (организовать встречу с представителем областной организации ВЭО России Самаруха Виктором Ивановичем) и оценить ее потенциальное влияние на развитие у школьников экономической культуры.

Для выполнения цели и задач исследования применялись следующие методы:

теоретические: информационный поиск и анализ литературы, систематизация собранного материала на различных этапах исследования, обобщение результатов;

эмпирические: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Работа разделена на теоретическую и практическую части.

В теоретической части проекта анализируется история деятельности ВЭО на всех стадиях развития, а также его роль в экономике России с XVIII – XXI вв.

В практической части рассматривается вопрос: возможно ли применить способы просвещения, которые разработало ВЭО, в отдельном образовательном учреждении.

История ВЭО

31 октября 1765 года в Санкт-Петербурге было основано Вольное экономическое общество - первая в России независимая научная и общественная организация. Полное его название звучало так: «Императорское вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства».

В конце XVII - начале XVIII вв. промышленное производство в России отставало от производства Западных стран, крепостничество тормозило развитие сельского хозяйства и торговли. Перед Россией стояла задача найти новые способы земледелия, которые, должны повысить производительность труда, а значит благосостояние народа.

«Сие рассуждения побудили некоторых особ вступить между собою произвольно в сообщество, с таким намерением, чтоб земледелие и экономия вышли на новый уровень и стали полезные, чужестранными народами по ныне изобретенные, и опытами уже изведанные, прилежно собирать и сообщать любезным своим гражданам. Сие общество не довольно, чтоб какие либо изобретения просто предлагать публике, их нужно испытывать на практике, проверять, и только потом уведомлять об успехах народ. Также возможное приложить старание, чтоб подробно узнать внутреннее состояние здешних провинций, открыть их недостатки, и изыскать полезные к недостаткам средства…»1

По инициативе передовых представителей дворянства и деятелей науки, которые были заинтересованы в успешном развитии сельского хозяйства и промышленности, возникло Вольное Экономическое Общество.

     Многие популярные издания и справочники и сегодня приписывают авторство создания ВЭО графу Григорию Орлову. Например, в Википедии сказано, что Общество «было учреждено в Санкт-Петербурге в 1765 году графом Григорием Орловым под покровительством Екатерины II». Однако Григорий Орлов не имел никакого отношения не только к авторству данного проекта, но даже не являлся и первым президентом ВЭО. Графа Орлова можно считать лишь проводником этой идеи: он поставил свою весьма весомую подпись под посланием Екатерине II, составленным инициативной группой дворянства, уже именующей себя Вольным Экономическим Обществом.

В знак благоволения Екатерина II разрешила использовать в символике Общества свой герб и девиз: «Пчёлы, в улей мёд приносящие» с надписью: «полезное». Это название произошло от знаменитого, первого за историю России журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал литератор Александр Сумароков в Петербурге. У исследователей нет единого мнения по поводу трактовки названия журнала. Автор учебника по истории русской журналистики Борис Есин считает, что и читатели «Трудолюбивой пчелы», и её издатель должны были, подобно усердному насекомому, «собирать всё полезное и нравоучительное». Китайский исследователь творчества Сумарокова Юй Хуэйцзюнь после сравнения слова «пчела» в культурных традициях разных народов интерпретировал название как призыв к трудолюбию: «Как пчела, собирай знания с каждой странички журнала». Я думаю, девиз ВЭО имел именно такое значение, потому что её члены и в действительности как пчелы: собирали информацию, полученную из опытов, и выдавали готовые знания обществу. ВЭО – продолжение идеи журнала.

Екатерина II определила при этом два главных принципа деятельности ВЭО:

быть «Императорским» (державным) — служить российскому государству;

быть «Вольным» — не подчинялось никаким правительственным ведомствам.

Во второй половине 1890-х годов период бурного расцвета деятельности Общества сменился временем нарастающего упадка из-за либеральных настроений части его членов. В 1890-е годы в ВЭО открыто происходили публичные споры между «легальными марксистами» и народниками о «судьбах капитализма» в России, что вызвало недовольство властей. Правительство требовало превратить Общество в узкое технико-агрономическое учреждение, настаивало на изменении его устава в сторону ограничения только практическими вопросами сельского хозяйства и промышленности.

     В 1895 году от ВЭО был отторгнут «неблагонадежный» Комитет грамотности, в 1898-м - закрыт действовавший при Обществе Комитет помощи голодающим, запрещены некоторые издания ВЭО, изъяты протоколы его заседаний. В 1900г. власти запретили публичные заседания Общества, поставили его работу под контроль Министерства земледелия и государственных имуществ. В этот период ВЭО фактически свернуло свою работу, восстановив её в полной мере лишь после царского Манифеста 1905г.

     Во время Первой мировой войны в Обществе была создана Особая комиссия для нужд войны. Знаменитый Военторг в Москве был создан ВЭО за счет собственных средств. ВЭО также организовало помощь жертвам войны, одновременно обсуждая вопросы государственного бюджета военного времени и ситуацию хозяйственного расстройства. В 1915г. деятельность Общества была запрещена. После Февральской революции 1917г. ВЭО вновь активизировалось, при нем даже создали Петроградское отделение Лиги аграрных реформ (председатель М.И. Туган-Барановский). Лига стала идейным центром по подготовке земельной реформы. Однако после Октябрьского переворота полное прекращение каких-либо субсидий и политические преследования ускорили его распад. И в 1919 году деятельность общества была прекращена. В этом же году была закрыта ценнейшая научная библиотека общества, 200 тысяч томов которой были фактически расхищены в годы Гражданской войны.

   Об Обществе, так много поработавшем на блага России, вспомнили только в 1963г. Историк А.П. Бердышева написал письмо в ЦК КПСС, предлагая отметить 200-летний юбилей ВЭО. Но данную идею посчитали «нецелесообразной».

     В 1982г. возникло Научно-экономическое общество (НЭО), создавшее свои отделения во всех регионах СССР. Инициатива создания НЭО принадлежала академику Т.С. Хачатурову. В 1987г. при активном участии Павлова В.С. — президента ВЭО, крупного государственного деятеля и ученого — НЭО было преобразовано во Всесоюзное экономическое общество. В 1992г. его переименовали в Вольное экономическое общество России. Так ВЭО России стало продолжателем традиций императорского Вольного экономического общества, что закреплено юридически. Огромный вклад в становление деятельности Общества по праву принадлежит Президенту ВЭО России профессору Г. Х. Попову.

Аналоги в мире

Подобные общества есть и в других странах. Они позволяют консолидировать и вырабатывать предложения по экономическому развитию страны, служат площадкой для обсуждения экономических вопросов и проблем. Об эффективности деятельности таких обществ свидетельствуют экономические успехи соответствующих государств: Японии, США, Китая. Американская экономическая ассоциация2 (АЭА, American Economic Association, см. прил. 1) – ведущее объединение ученых-экономистов в США и в мире, возникшая в 1885 году по инициативе американского экономиста Ричарда Эли. АЭА  объединяет наиболее выдающихся американских, а также канадских экономистов, чья деятельность во многом формирует лицо современной экономической теории и экономической политики государств. AEA является некоммерческой, беспартийной, научной ассоциацией в рамках которой обсуждаются и публикуются исследования экономики. Ассоциация издает множество различных экономических журналов, награждает раз в два года премией имени Джона Бейтса Кларка лучших экономистов.

Королевское экономическое общество3 (The Royal Economic Society, см. прил. 2) - одно из старейших, профессиональных и наиболее престижных экономических объединений в мире. Это научное общество основано в Великобритании в 1890 году с целью изучению экономической науки в академических кругах, государственной службе, банковских и общественных делах, промышленности.  Общество издает экономический журнал, проводит свою ежегодную конференцию, где встречаются ученые-экономисты, взаимодействует с представителями средств массовой информации и политики населения. А также занимается поддержкой образования, обучения и развития карьеры молодых экономистов.

Японское общество содействия науке4 (ЯОСН, см. прил. 3) основано в 1932 году как некоммерческий фонд. С момента создания ЯОСН считало своей задачей разработку и осуществление национальных и международных программ содействия науке. В 1967 году Общество получило новый статус - квазиправительственной организации, что расширило его полномочия и сферу деятельности. Ежегодные субсидии японского правительства являются основным источником финансирования ЯОСН. 

Надо отметить, что в России подобное экономическое общество появилось гораздо раньше, чем в Америки, Великобритании и Японии.

Основные направления деятельности экономических обществ в разных странах во многом схожи. И одно из главных направлений – это формирование экономической культуры общества.

Деятельность ВЭО в начале создания и в XXI в.

Задачи, методы работы и устав ВЭО были разработаны М.В. Ломоносовым в «Мнении об учреждении государственной коллегии (сельского) земского домостроительства», а также группой учёных и придворных, тесно связанных с кругами дворянства. Эта задача включала в себя рациональную организацию помещичьего и крестьянского хозяйств, распространение новых методик и технологий на основе западных.

По состоянию на 1859г. ВЭО состояло из трёх отделений: сельскохозяйственного; сельскохозяйственных технических производств и земледельческой механики; политической экономии и сельскохозяйственной статистики. Под Петербургом действовал опытный участок — так называемая Охтинская ферма. С 1801 - 1836 год в ведении Общества также находился большой участок Петровского острова.

В первом Уставе Общества говорилось: «Нет удобнейшего средства к приращению во всяком государстве народного благосостояния как стараться приводить экономию в лучшее состояние, показывая надлежащие способы, каким образом натуральные произращения с вящею пользою употребляемы и прежние недостатки поправляемы быть могут».

ВЭО организовывало публичные лекции, сельскохозяйственные выставки, одним из первых в России стало собирать статистические сведения (в частности, о состоянии почв и лесов, о хлебной торговле и разведении пчёл, о селекции скота и т.д.). Организация способствовала совершенствованию агротехнических приемов обработки почвы с учетом ее состава. Из 284 конкурсных заданий, опубликованных за 100 лет в трудах общества, более двухсот было посвящено сельскому хозяйству. Например: «Какой хлеб прибыльнее для России?», «Указать средства против скотского падежа», «О пользе минералогии в отношении к хлебопашеству» и др. Благодаря таким исследованиям ВЭО завоевало отличную репутацию.

В начале каждого царствования монархов ВЭО получало от них Высочайшие грамоты, укреплявшие права общества, свидетельствующие о признании его деятельности.

На страницах «Трудов императорского Вольного экономического общества» можно проследить этапы развития в России как отдельных отраслей хозяйства, так и прикладной экономической мысли. В период с 1765 по 1918 гг. в серии «Труды ВЭО» вышло 345 томов.

Сегодня ВЭО функционирует в каждом регионе России. ВЭО имеет свой официальный сайт5, где размещены свежие новости, мысли, аналитика, обсуждения и высказывания лучших деятелей ВЭО, на нем можно посмотреть состав организации, научные труды и т.д. Вольное Экономическое общество России сегодня — это институт гражданского общества страны, в задачи которого входит просвещение, организации открытых дискуссий, способствующих выявлению и разработке приоритетных задач и направлений модернизации, научно-технического, социально-экономического, интеллектуального развития страны и общества. Организация преследует цели подъема российского предпринимательства. С 2000 года совместно с Международным Союзом экономистов и Международной Академией менеджмента регулярно издается журнал «Econom», в котором содержится подробная информация о деятельности ВЭО России. В апреле 2017г. вышел новый экономический журнал «Вольная экономика». Сергей Бодрунов, главный редактор журнала, так определяет направления его деятельности: «Для успеха преобразований требуется и поддержка сформулированных идей - обществом, его элитой, народом. Необходим общественный консенсус - и в понимании сути принимаемых решений, и в принятии обществом условий их осуществления, со всеми радостями и издержками. Мы в ВЭО это хорошо ощущаем. Пора сменить обсуждение проблем в узком круге специалистов на широкую аудиторию».

В составе Вольного экономического общества России продолжает развиваться Молодежная ассоциация ВЭО России. С 1996 года проводится Всероссийский конкурс научных работ молодежи «Экономический рост России». Наряду с этим с 2007 года ВЭО России (в 2014 году - совместно с Государственной Думой РФ) проводит Всероссийский конкурс кафедр и образовательных программ "Экономика и управление". А так же с 1997 года совместно с Международной академией менеджмента - конкурс «Менеджер года».

В Иркутске областную организацию ВЭО возглавляет Виктор Иванович Самаруха - заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук Высшей Школы, доктор экономических наук, профессор (интервью, см. прил. 10). Он рассказал, что в конкурсе «Менеджер года» представители Иркутска всегда входят в пятерку лучших менеджеров. ВЭО сыграло большую роль для Иркутской области в части экономического развития. Общество активно участвовало в разработке первой концепции социально-экономического развития Иркутской области на 1993 год и вплоть до 2000 года. Иркутский регион был первым регионом, который выработал направление перехода на рыночную экономику. Последней разработкой ВЭО была программа социально-экомического развития Иркутской области на 2005-2010 гг. Отделением ВЭО в Иркутске была выпущена книга «Развитие финансов Иркутской губернии»6, авторами которой является сам Виктор Иванович и его сын Иван Викторович Самаруха.

ВЭО остаётся верным основным направления своей деятельности как в момент его зарождения, так и сегодня. Отличительным моментом может являться то, что в наше время оно делает большой акцент на работу с молодёжью, формируя интеллектуальный потенциал для решения экономических задач, стоящих перед Россией.

Экономическое воспитание школьников

Экономическое воспитание в школе – это залог успешности во взрослой жизни. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности. Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания. Благодаря экономическому воспитанию, школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующ­­­ем экономическом механизме. Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста.

Мы провели опрос среди учащихся МБОУ Гимназии №3, направленный на определение уровня их экономического развития, а так же на знание деятельности ВЭО. Участие в опросе приняли 76 учеников из восьмых и девятых классов.

Ответы на вопросы анкеты:

Что такое Экономическая культура? 96% учеников восьмых и девятых классов знают определение термина Экономическая культура. Это очень хороший результат! (см. прил. 4)

Можете ли вы оценить экономическую ситуацию в стране? 42% учеников могут это сделать, следовательно, они интересуются экономикой страны, смотрят новости, читают газеты. 58% - не могут ответить или сомневаются над этим вопросом. Можно сделать вывод о том, что многие недостаточно интересуются экономическими событиями в стране. (см. прил. 5)

В основе экономически современной России лежат рыночные отношения. Рынок живет и развивается по своим особенным законам, и чтобы быть успешным, нужно понимать и соблюдать его законы. Эти законы знают 45% учеников, 39% не знают и 16% сомневается. Этот результат, возможно, связан с тем, что предпринимательской деятельностью ученики 14-16 лет не занимаются. Их участие определятся в основном покупкой товаров, а это небольшая составляющая рыночной деятельности. (см. прил. 6)

Существует ли сейчас Вольное Экономическое Общество? Почти половина участвующих в опросе не знают, что это организация существует и функционирует и сейчас (см. прил. 7)

При Екатерине II было создано Вольное Экономическое Общество с целью внедрения в экономику страны передовых методов хозяйства и нахождение наиболее выгодных решений проблем введения хозяйства. В вопросе мы написали два неправильных ответа и два правильных ответа. Результаты показали, что ученики не очень хорошо знают, для чего было создано ВЭО. Следовательно, необходимо в учебном процессе больше внимания уделять деятельности подобных организаций и их значимости (см. прил. 8).

Как мы можем заметить, экономическая культура школьников в настоящее время развита недостаточно хорошо. Для того чтобы развивать ее и дать общее представление об экономике, об экономических процессах, научить школьников экономической мобильности в обществе нужно выполнить ряд задач.

Ввести в школьную программу обязательный урок «Экономика» или рассматривать вопросы экономики во всех параллелях на таком предмете, как обществознание. Необходимо совмещать теорию с различными конкурсами, что будет способствовать углублению знаний и развитию интереса.

Проводить для школьников экскурсии на фирмы и предприятия, знакомить с системой преподавания в Высших образовательных учреждениях.

Проводить встречи учеников с экономистами, предпринимателями.

Организовать деловые игры, например: «Бизнес-симулятор», в которой главной задачей является развитие бизнеса своего предприятия и получение как можно больше прибыли и виртуальных денег.

Организовать проект «Экономика и экономность» (см. прил. 9) с целью экономии школьных средств и активизации участия учеников в жизни школы. В рамках проекта предполагается также организовать выпуск школьной экономической газеты.

Школа может стать своеобразным отражением деятельности ВЭО, а следуя его направлениям, и площадкой для взращивания будущих экономистов.

Заключение:

Без экономики человек не может полноценно существовать и развиваться, так же как парусник не может плыть без ветра. Как ветер придает паруснику движение, так и экономика заставляет человека двигаться вперед, достигать цели, обеспечивать будущую жизнь. Экономическая жизнь общества задает общий темп его развития, определяет ход происходящих в нем процессов, она влияет на развитие личности. Стремление каждого человека к повышению своего материального положения и реализации себя как личности через законы экономики приводит к общему сбалансированному развитию страны и человечества в целом.

Появившись более чем 250 лет назад Вольное Экономическое Общество, продолжает активно вести работу по выработке самых эффективных программ для развития России. Участие в этом обществе знаменитых людей и признанных экономистов создает огромный интерес к результатам его деятельности. Стремясь проанализировать и решить глобальные проблемы экономики, члены ВЭО не забывают о региональных проблемах. ВЭО совмещает в своей деятельности как научный аспект, так и просветительский. Экономические форумы ВЭО в Государственном Кремлевском Дворце – серьезная помощь всем экономистам в выработке их собственной точки зрения. Эффективной формой объединения интеллектуального потенциала в рамках Вольного экономического общества России стали «Круглые столы», регулярно (их ежегодно бывает не менее шести) проходящие в Доме экономиста под руководством вице-президента ВЭО России, академика РАН Л. Абалкина.

ВЭО ведет активную работу по подготовке нового поколения экономистов. Школьники, студенты и аспиранты имеют возможность подать свои научные работы на проводимый Обществом конкурс молодых экономистов. При ВЭО образована и начала активно работать Ассоциация молодых экономистов

В начале своей деятельности ВЭО ставило задачи распространения передового опыта в деле ведения хозяйства, стремясь развить интерес как можно большего числа людей к передовым методам хозяйствования. Сегодня, когда информация стала очень доступной, нам нужно рассмотреть ещё один аспект деятельности ВЭО. Это не информирование, а воспитание, развитие экономической культуры общества. А этого только конференциями не достигнуть. Основы экономики, понимание её закономерностей необходимо начинать изучать уже в младшем школьном возрасте. Воспитание экономической культуры, знание законов экономики, понимание экономических процессов, происходящих в обществе, может изменить жизнь людей, их представления о себе как о винтиках экономического процесса. У каждого члена общества появиться шанс самостоятельно выстраивать экономическую траекторию своей жизни.

Экономика, может стать и фундаментом для развития международных дружественных связей, а может стать причиной для войн между странами. Только от стран зависит, какой выбор сделают они. Но мы думаем, чем больше людей в разных странах, и в России в том числе, будут знать законы экономики, осознанно участвовать в экономической жизни своей страны, тем больше шансов сделать экономику основой для мирных взаимоотношений между странами. Значит, деятельность ВЭО сегодня очень важна, она направлена не только на решение внутренних проблем РФ, но и создаёт почву для перспективных международных отношений.

Источники:

Интернет-ресурсы:

Http://www.veorus.ru/ - Официальный сайт Вольного Экономического Общества России.

Https://ru.wikipedia.org/wiki/ - общедоступная интернет-энциклопедия.

Http://fb.ru/article/146846/volnoe-ekonomicheskoe-obschestvo-tseli-i-uchrejdenie - Вольное Экономическое Общество: цели и учреждение.

www.veorus.ru/библиотека-вэо/труды-императорского-вэо/1915/ - Труды ИВЭО.

Http://finanscompass.ru/articles/wm/10-shagov-k-finansovoj-gramotnosti - Финансовая грамотность.

Https://www.aeaweb.org/ - American Economic Association.

Http://www.res.org.uk/view/index.html - The Royal Economic Society.

Http://www.rsci.ru/grants/fonds/140.php - Japan Society for the Promotion of Science.

Http://inance.ru/2015/11/veo/ - Вольное экономическое общество — польза или вред России?

http://coollib.com/b/223786/read Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов: АНАЛИТИКА: методология, технология и организация информационно-аналитической работы.

http://medalirus.ru/stati/xhukina-medali-jekonomicheskogo-obxhestva.php

Щукина Е.С. Медали Вольного экономического общества России в собрании Эрмитажа.

Литература:

Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с.

Курносов Ю. В.,. Конотопов П. Ю АНАЛИТИКА: методология, технология и организация информационно-аналитической работы; Издано при участии Фонда «Антитеррор» (Зайцев В.Н., Бекбулатов В.Ш.).

Черепов, В. П. Императорское Вольное Экономическое Общество к поощрению в России земледелия и домостроительства / В. П. Черепов. – Л.: ЛО ВА НПО, 1991.Екатерина II и ее окружение. / Сост. вступ. ст. и примеч. А. И. Юхта. - М.: Пресса, 1996.

Приложения

Приложение 1

American Economic Association

Приложение 2

The Royal Economic Society

Приложение 3

Japan Society for the Promotion of Science

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

 

* Значение в процентах указывает на количество участников выбравших данный вариант от общего количества участников

Приложение 9

Социально-экономический проект «Экономика и экономность»

В ходе выполнения данного проекта возникла идея по реализации социально-экономического проекта по экономии расходов в гимназии, и получения в будущем денежных средств для нужд гимназии. Под экономией расходов мы понимаем экономию электроэнергии, воды. Также мы хотим повысить эффективность сбора макулатуры. Для этого нам нужно выделить место для стенда, где будут вестись и периодически обновляться рекомендации для экономии расходов и новости об успехах проекта. Также там будут ежемесячно вывешиваться графики о затратах электроэнергии и воды в Гимназии для дальнейшей экономии.

Сейчас мы сдаем макулатуру 2 раза в год. За 4 года, начиная с 2014, мы заработали 21 тысячу рублей, что, несомненно, мало для такой большой организации как школы. Мы предлагаем собирать макулатуру 4 раза в год, в конце каждой четверти. Одной из проблем сдачи макулатуры является ее транспортировка, не все могут прийти в школу с большим тяжелым пакетом, подвести на машине, очень часто, тоже некому. Для решения данной проблемы мы решили осуществлять сбор макулатуры за 2 дня. Приносить в течение этих двух дней можно постепенно. На месте сбора будет стоять контролер из дежурного класса или из парламентского комитета, в обязанности которого будет входить записывание участников сбора макулатуры (для дальнейшего поощрения лучших), следить за исправностью пакетов, класть макулатуру в определенного место. Также мы теоретически решили проблему с накоплением. С прошлого года со сборов макулатуры у нас осталась тысяча рублей, поэтому мы думаем, что нужно приобрести для школы специальные пластиковые контейнеры (в количестве 3 штук на каждый этаж), куда ученики будут выбрасывать бумажные отходы. Это временное хранение, основное же хранение мы представляем себе в виде двух больших дощатых площадок с четырьмя вертикальными рейками, функцией которых является поддержка тканевого большого мешка с макулатурой. Данное место для хранения будет не особо сложно транспортировать, и находиться оно будет в кабинете технологии. Также для большей эффективности сбора мы расставим во все классы (где их еще нет) небольшие картонные коробки, для того чтобы учителя тоже складывали ненужные бумажки. Анализируя данное, мы предполагаем, что кол-во собранной за год макулатуры возрастет вдвое, что позволит дополнительно заработать около 3 тыс. руб. в год.

Экономия электроэнергии будет осуществляться не так сложно. Для этого нам, опять же нужен дежурный класс, который будет ходить на переменах и после школы (2 смена) и выключать освещение в кабинетах и коридорах. Данное занятие с первого взгляда кажется бессмысленным, но эти минуты экономии электроэнергии по истечению каждого месяца будут превращаться в часы, а в дальнейшем и в немалую сумму сэкономленных средств. На все сэкономленные средства можно покупать энергосберегающие лампы и постепенно оснащать ими всю школу. Что, несравненно, повысить эффективность экономии в разы. Также нужно сказать учителям, чтобы они тоже экономно относились к электроприборам. Выключали проектор и интерактивную доску, во время их бездействия, не оставляли включенными компьютеры. Кол-во сэкономленных средств напрямую зависит от экономии электроэнергии в школе, поскольку департамент выделяет определенную сумму денег школам ежемесячно, и если тратить меньше, то больше будет составлять остаток, который, в свою очередь, можно тратить на нужны школы.

В воде, бесспорно, школьников не нужно ограничивать. Но способы ее экономить тоже есть. Нужно, всего напросто, следить за кранами. Как и с электроэнергией можно сделать, чтобы дежурный класс в конце каждой перемены обходил все туалеты и закрывал (если не закрыты) краны. Следующее, что можно сделать, это проверять исправность всех кранов, если они протекают, и с них капает вода, нужно вызывать сантехника для починки крана. Опять же, на первый взгляд все кажется нерентабельным, но постепенно, с каждой капелькой воды, будут возрастать сэкономленные средства.

Также возможно проработать вопрос с экономией теполоенергии путем снижения давления в ночные часы. Для этого нужно установить специальное оборудование, но эффективность этого необходимо просчитывать.

Кроме всего этого, данный проект будет способствовать воспитанию культуры экономного и бережного отношения школьников к имеющимся ресурсам, что, наверное, даже более важно!

Приложение 10

 Интервью с В. И. Самарухой

В Иркутске есть Байкальский Государственный Университет экономики и права. Там мы организовали встречу с Виктором Ивановичем Самарухой - председателем Иркутской  областной организации ВЭО России, заслуженным деятелем науки РФ, заслуженным деятелем науки Республики Бурятия, заслуженным деятелем науки Монголии, академиком Международной академии наук Высшей Школы, доктором экономических наук, профессором. Он дружелюбно встретил нас и с удовольствием отвечал на интересующие нас вопросы. Виктор Иванович рассказывал нам о ВЭО, о Екатерине II и, в общем, об экономике России.

Он говорил: «Вольное Экономическое Общество – одна из восьмиста организаций мягкой силы в России. Особое внимание ВЭО уделяет научным работам, конкурсам. В этих работах сотрудники ВЭО находят выдающихся людей для дальнейшей специализации в экономическом плане. В конкурсе «Менеджер года» представители Иркутска всегда входят в пятерку лучших менеджеров».

Виктор Иванович рассказал нам, что ВЭО – общественная организация, и она не имеет права разрабатывать какие-либо законы, на инициацию законодательной деятельности. ВЭО ограничивается разработкой законопроектами. Очень часто правительство учитывает мнение ВЭО.

ВЭО сыграло большую роль для Иркутской области в части экономического развития. Общество активно участвовало в разработке первой концепции социально-экономического развития Иркутской области на 1993 год и вплоть до 2000 года. Иркутский регион был первым регионом, который выработал направление перехода на рыночную экономику. Была организована большая научная конференция, где присутствовали 23 министерства. Виктор Иванович Самаруха выступал с основным докладом. Он выступал там как ученый, проректор крупного научного центра Иркутского института народного хозяйства. Последней разработкой ВЭО была программа социально-экомического развития Иркутской области на 2005-2010 гг. Виктор Иванович показал нам книгу «Развитие финансов Иркутской губернии», авторами которой является сам Виктор Иванович и его сын Иван Викторович Самаруха. Для них такие публикации имеют наиважнейшее значение. Эта книга издана большим тиражам. Еще когда эта книга только издавалась, губернатором Иркутской Области был Борис Александрович Говорин, и он написал предисловие к этой книги и одобрил ее.

В Нижнем Новгороде недавно ВЭО запустили роботоавтоматизированный завод, для производства самой мощной оборонительной системы С-500, которая сможет закрыть Россию навсегда от агрессора. В Иркутске на авиационном заводе вся линейка самолетов СУ была разработана ВЭО.

Виктор Иванович Самаруха произвел на нас большое впечатление. Встреча прошла в дружеской обстановке. Виктор Иванович очень заинтересовался идей дальнейшего сотрудничества БГУПа и гимназии.

1 www.veorus.ru/библиотека-вэо/труды-императорского-вэо/1915/ - Труды Императорского Вольного Экономического общества

2 Https://www.aeaweb.org/- American Economic Association

3Http://www.res.org.uk/view/index.html- The Royal Economic Society

4 Http://www.rsci.ru/grants/fonds/140.php- Japan Society for the Promotion of Science

5 http://www.veorus.ru/ - Официальный сайт Вольного Экономического Общества России

6 http://sgal.bgu.ru/pub.aspx?id=17705 – Информация о публикации книги «Развитие финансов Иркутской губернии»

Просмотров работы: 70