Оренбургский край - казачий край

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оренбургский край - казачий край

Соклакова Н.А. 1
1МОБУ "СОШ №41" г. Оренбурга
Федоровцева Л.Н. 1
1 г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 99
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Великая станица, а казаку свой курень снится»

народная мудрость казачества.

Введение.

Недавно я приняла участие в творческом конкурсе «История казачества – история моей малой Родины», получила грамоту 2 степени от «Первого отдела Оренбургского казачьего войска» а так же, участвовала с презентацией в городском и школьном конкурсе, заняла 1 место. Все это подтолкнуло меня принять участие в международном конкурсе «Старт в науке» и написать исследовательскую работу на тему: «Оренбургский край – Казачий край» (Приложение №11).

Мне, как и любому человеку, интересна история моего родного края. Актуальность моей темы в том, что недавно оренбуржцы отмечали 100 - летие казачества Оренбуржья. Я особо заинтересовалась вопросом: кто такие казаки, бытом и традициями казаков.

Чтобы ответить на этот вопрос, я с мамой решила съездить в музей «Казачий Курень», село Григорьевка, (Приложение №1). Познакомится с историей казачьего войска, лучше узнать казачью культуру и окунуться в настоящую атмосферу жизни казаков.

Цели и задачи:

Целью моей работы является: разработать проект по ознакомлению с историей оренбургского казачества, в частности с бытом оренбургских казаков.

- изучить различные источники информации по теме работы;

- ответить на вопрос «кто такие казаки?»;

- познакомить жителей города и одноклассников с результатами своих исследований.

Методы, используемые в работе:

- изучение источников информации;

- посещение музея «Казачий Курень»;

- наблюдение;

- опрос жителей Оренбурга и одноклассников;

- обработка полученных результатов.

Казачий Курень (жилище казака).

Село Григорьевка основали казаки почти 200 лет назад, и служило оно форпостом на границе. Расположившийся в роще серебристых тополей, музей представляет совершенной копией казачьего селения конца 19 века.

На обширном подворье разместились деревянные смотровые вышки, высота вышек, от 3 до 10 метров. На вышках располагались казаки – наблюдатели, которые первыми замечали подходящего в ночное время неприятеля. ( Приложение №2).

Исторически «курень» представлял собою и жилище, и оборонное сооружение. Типичный казачий дом на Урале – это две комнаты, соединённые холодными сенями. Одна из них (кухня) называется избою, а другая (чистая) – горницей. Связи располагались таким образом, чтобы часть окон обязательно выходили на улицу. Убранство строений полностью соответствует традициям того времени. (Приложение №3).

Внутрикуреня все стены увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками. (Приложение №4).

В горнице стоит шкаф – поставщик (постав) со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке «гостевая» посуда. В центре горницы стоит стол, накрытый скатертью и всегда готовый к приёму гостей. Украшением комнаты служат семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стоят в горшках комнатные цветы. В углу стоит сундук, покрытый лоскутной постилкой. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. На полках и в шкафах–поставках стоят кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки. Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагается на полочках поставов. Глиняные сосуды имеют разнообразные формы и соответственно названия: кубышки – узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками, махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски "крынка". ( Приложение №5).

Быт казаков.

Казак – был вечным тружеником. Летом от зари до зари он на работе, дорожа не только днем, но и каждым часом, да и нельзя иначе, потому что с потерей дня в жаркую рабочую пору нередко терял он столько, сколько не приобретал потом в целый месяц. Из-за отдаленности пахотных полей от станиц и поселков казак со всей семьей выезжал в поле и несколько дней не бывал дома, перенося и жар, и дождь, и всякую непогоду. Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами. (Приложение №6).

Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работала – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, вишню высушить. Чуть присядет казачка – надо вязать пуховые платки и шерстяные носки, шить одежду для себя и для детей.  Но казачки никогда не роптали на свое положение, считая его естественным. Во время работы в жару, в пыли они ухитрялись оставаться красивыми и веселыми. Укутывали лицо платком, оставляя только узкую щель для глаз. После умывания натирали лицо и руки козлиным жиром, отчего цвет лица казачек всегда был нежным и прозрачным. Казачки всегда веселы, если собирались вместе, то сейчас же запевали песню. Они были отличными хозяйками, воспитывали детей, хранили домашний очаг и традиции. ( Приложение №7).

Мы с мамой испытали себя в народных промыслах. С народным ансамблем казачьей песни «Исток» пели частушки, водили хороводы и играли в казачьи традиционные игры. На обед нас угощали яствами, приготовленными по казачьим рецептам в настоящей печи. ( Приложение №8).

4. Одежда казаков.

Одежда казаков папаха и бурка казака. К примеру, одежда была «второй кожей», несла особый духовный смысл. Одежду, добытую в бою, казаки надевали только в крайнем случае, и то после тщательной стирки и особого очищения. Наденешь чужую одежду – войдёшь в чужую волю, свою потеряешь. А рубашка, сшитая руками матери, и убережёт, и сохранит.

Во время 1-й Мировой войны (1914—1917) годов форма Оренбургского казачьего войска вся стала полевой, включая и фуражку.Покрой и вид формы был очень близок послевоенной (1941—1945) одежде бойцов и офицеров Советской Армии. В годы Гражданской войны Оренбургское казачье обмундирование окончательно потерялопрежние традиционные черты и от кавалерийских частей казаки отличались только шароварами с широкими лампасами и папахами со светло-синим верхом. ( Приложение №9). 

В настоящее время одежда оренбургских казаков — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем.

5. Культура, обычаи и обряды казаков.

Оренбургские казаки поют не одни только военные песни, но и народные. Пение обыкновенно начинается протяжной, широкой песней, за которой тотчас следует другая, веселая и удалая, запеваемая вначале только запевалою, а потом всем хором. Такие живые песни называются «припевками».

Православное население войска считало своей священной обязанностью по воскресеньям и праздничным дням посещать храм Божий, свято соблюдать посты, поминать родителей, подавать милостыню бедным. Также было развито хлебосольство и гостеприимство.

Обычаи и обряды казаков складывались веками. Общие традиции для всех казачьих войск передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Например, рождение казака приветствовалось выстрелом из ружья. Родственники и друзья, приходившие поздравить роженицу, обязательно приносили с собой варенье и пироги. С порога, перекрестившись на иконы, они произносили: «С новорожденным сынком! Дай Бог его вскормить, вспоить и на коня посадить», то есть вырастить хорошего казака-наездника. Если же рождалась дочь, то гости желали: «Дай Бог вскормить, вспоить да за стол посадить», то есть выдать замуж.

Самым торжественным днем считался у них праздник 23 апреля, День Святого Георгия Победоносца - покровителя казаков. К этому празднику в станицах готовились заранее: пекли пироги, ватрушки, плюшки, калачи. Ходили друг к другу в гости, дарили подарки, поздравляли друзей и принимали от них поздравления.

6. Анкетирование.

В процессе работы был проведен опрос людей разных возрастов. А также членов моей семьи.

Им задавались вопросы:

Кто такие казаки?

Что вы знаете о традициях и культуре казаков?

Положительно ответить на вопрос смогли люди старшего возраста. Но они затруднялись рассказать о традициях и культуре казаков.

Большую часть информации я получила от моего дедушки, он рассказал, что первым атаманом оренбургских казаков был Могутов Василий Иванович. (Приложение №10). Во время осады Оренбурга войском Е.И. Пугачева участвовала в обороне городовой крепости. Его команда, состоявшая из оренбургских казаков и конных калмыков, занимала дистанцию от Орских до Сакмарских ворот, чаще других атакуемую пугачевскими отрядами. За заслуги, Могутов В.И. в июле 1774 был награжден золотой медалью с портретом Екатерины II. В настоящее время атаман Оренбургской области – Сергей Николаевич Слепов. (Приложение №11).

В Оренбурге 2007 г. состоялось торжественное открытие памятника «Оренбургскому казачеству». (Приложение №12). Место установки памятника Оренбургским казакам не случайно. В середине 18 века  на этом месте располагалось первое поселение - казачья слобода. Небольшое селение было расположено с восточной стороны Оренбургской крепости. Согласно церковной переписи здесь стояло  249  жилых домов, а общее количество жителей составляло  980 человек. Большинство из них были калмыками. Почти все они были записаны в казаки и несли службу. Казачье поселение просуществовало около  20 лет, и было уничтожено с наступлением на Оренбургские земли войска Емельяна Пугачева. Казачья слобода была умышлено уничтожена огнем для того, что бы враг во время осады крепости не смог воспользоваться домами в качестве укрытий. Таким образом, поступали со всеми постройками, располагающимися возле крепостей.

Казачья слава повествует о боевых действий в различных походах и в первой мировой войне. В трудные военные годы казачество сделало свой окончательный выбор – служба Отечеству.

Меня же больше заинтересовало мнение моих сверстников, ребятам по 9 – 11 лет. К сожалению, знаниями одноклассники не могут похвастаться. Было опрошено 22 человека. Из них 11% знают кто такие казаки, 89% не знают. На второй вопрос ребята затруднялись ответить. ( Приложение №13).

7. Заключение.

В начале работы мною была поставлена цель: выяснить, кто такие казаки, разработать проект по ознакомлению с историей оренбургского казачества, в частности с бытом, культурой, обычаями оренбургских казаков.

В заключение можно отметить, что в ходе работы были изучены различные источники информации по теме работы, проведено анкетирование, опрос, разработан проект. Таким образом, цель и задачи моей работы были решены.

Мне ещё много предстоит узнать о казаках, их быте, обычаях, но я считаю, что нашла ответ на свой главный вопрос «Кто такие казаки?» Для меня казаки – это люди, мои предки, те, кто раньше жил на просторах моего родного края, Оренбургской области. (Приложение №14). Я горжусь, что родилась и живу на Оренбургской земле.

Казачество - особенное племя,
Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время,
Когда земля зовет и отчий дом.

8. Список литературы:

1. Алеврас Н. Н., Конюченко А. И. История Урала.

2. Стариков Ф.М. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков.

3. Александрова А.И. История Родного края.

4. Баканов В.П. Из истории Оренбургского казачьего войска.

5. Тмикова А.А. Народы России.

Приложение №1.

Приложение №2.
Приложение №3.
Приложение №4.
Приложение №5.

Приложение №6.

Приложение №7.

Приложение №8.

Приложение №9.

Одежда Оренбургского казака.

Приложение №10.


Могутов Василий Иванович Слепов Сергей Николаевич

(первый атаман оренбургских казаков) (атаман Оренбургской области)

Приложение №11.

Памятник «Оренбургскому казачеству» г. Оренбург.

Грамота за участие в конкурсе

«История казачества – история моей малой Родины».

Оренбургское казачье войско.

Приложение №12.

Приложение №13.

Группа Оренбургских казаков 1915 год.

Просмотров работы: 244