Политика и культурно-просветительское наследие периода губернаторства Карафуто в Корсакове

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Политика и культурно-просветительское наследие периода губернаторства Карафуто в Корсакове

Клеваный Н.О. 1
1МБОУ СОШ №1
Ермишина О.К. 1
1МБОЙ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

С.Д.Лихачёв(1906-1999): Советский и русский филолог, искусствовед.

Актуальность работы:

Я выбрал эту тему моей научно-исследовательской работы потому, что именно благодаря памятникам исторических периодов не только нашей истории, но и всего мира, мы получаем информацию особой значимости, которая влияет в первую очередь на международные отношения между странами.

Любой памятник – это, в первую очередь, отпечаток важнейших событий, которые оказали влияние на развитие как мировой и отечественной истории, так и глобальной политической жизни государств. А.М.Горький говорил, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Например, если бы огромное историческое общество не знало бы что такое Волынская резня, то мы бы сегодня называли Романа Шухевича и Степана Бандеру героями, а их сторонников, т.е украинских нацистских существ и недочеловеков, бандеровцев, правильных идеологов. Если бы мы забыли подвиг миллионов советских солдат в годы Великой отечественной войны, мы бы сейчас верили и агрессорам из Украины, и лжецам из США. Или, например, знаменитый период японской оккупации с 1905 по 2 сентября 1945 губернаторство Карафуто.

Этот период ознаменован не только как период, который повлиял на культурное наследие Сахалинской области, но и период, когда в отношении русскоязычного населения были совершенны националистические по характеру преступления.

Можно к этому добавить, что в этом году, в сентябре месяца, президент РФ Владимир Путин и премьер министр Японии СиндзоАбэ подписали мирный договор, который не подписывали с 1945 года. Да, в условиях мирного договора не было статьи о делении Сахалина и Курильских островов, но мы все должны понимать, что если опять начнутся события 113-ей давности, то это повлияет не только на авторитет сегодняшнего правительства страны и нашей области, но и на наши национальные интересы, а страна обязана отстаивать свои национальное принципы, не нарушая демократические принципы граждан.

Поэтому программа нашей научно-исследовательской группы «Летопись родного края» - это важный проект, который имеет не только огромную важность в духовно-просветительскойдеятельности, но и имеет не менее важную политическую составляющую международных стран. Это исследование касается не только отношений РФ и Японии, но и дальнейшего культурного развития, просвещения страны, и её политики

Цель: Формирование знаний окульторно-историческом наследии и политике Корсакова в период губернаторства Карафуто на основе достоверных исторических документов и фотографий памятников.

Объект исследования– памятники эпохи Карафуто.

Предмет исследования– поддержка японского культурного наследия и развитие исторического понимая и уважения.

Хронологические рамки-5 сентября 1905 – 2 сентября 1945.

Методы исследования:

1.Анализирования, последовательное применение основных принципов - объективности и историзма предусматривает подход к изучению происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в конкретно-историческом контексте, предполагая исключение односторонности и предвзятости при оценке исторических явлений.

2. Культурно-просветительский, ознакомление с памятниками культурного наследия периода.

3.Проблемно - идеологический, выявление определённых идеологических рамок.

Задачи:

Проанализировать значимость памятников культурного наследия в Корсакове.

Узнать истории возникновений достопримечательностей эпохи Карафуто на территории Корсаковского округа.

Исследовать наш округ и выяснить местоположения памятников культурного наследия Карафуто.

Провести соц. опрос на вопросы, связанные с периодом губернаторством Карафуто.

Связать памятники периода губернаторства Карафуто в Корсакове с особенностями политического уклада правительства и населения японской империи.

Провести исследование идеологического направления японского правительства.

Гипотеза:Если я, изучив памятники периода губернаторства Карафуто, подготовлю и выпущу журнал памятников Карафуто города Корсакова, то я смогу в будущем провести культурно – просветительские семинары с учащимися МБОУ СОШ №1.

Этапы:

Этап исследования

Этап анализа.

Этап составления работы.

Этап анализа мориторинга работы, анкетирование.

Этап изготовления брошюры.

I глава. Политическое устройство японской империи с 1905 по 1945 год.

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, основным содержанием которой является проблема завоевания и использования государственной власти. Борьба политических партий нашей страны за политическое господство, военная доктрина государства, законодательство – все эти понятия неразрывно связаны с политикой.

Политический уклад японской империи и период губернаторства Карафуто остаётся одной из самых привлекательных, глубоко обсуждаемых, важной и не менее уникальной темой для исследования. Она интересна, по большей части, особенностями идеологии и процессом духовно-просветительского воспитания общества. Эти особенности отразились не только на отношение японского правительственного аппарата по отношению к населению «не японского происхождения», но и на культурно-просветительское наследие нашей области и нашего города, и нашу историю. Наше большинство не замечает, что уже в городе Корсакове находятся здания, которые являются пережитками и эхом прошлого. В качестве доказательства я приведу результаты двух соц.опросов среди учеников МБОУ СОШ №1. По результату проведённого мной соц. опроса я выяснил, что больше половины опрошенных не знают ничего о периоде губернаторства Карафуто (см. 1 соц опрос). Также, большинство опрошенных не знают название города Корсакова в период оккупации (см. 2 соц опрос). А ведь период губернаторства Карафуто оставила большое культурное наследие на Сахалине и оставила свой отпечаток на истории моего родного края.

Потому, так как моя научно-исследовательская работа называется «Политика и культурное наследие периода губернаторства Карафуто» я проведу исследование в Корсаковском городском округе. К этому нужно отнестись максимально серьёзно, потому что ни один исторический период не должен быть расследован поверхностно как с культурной, так и с политической точки зрения. Кроме этого, исходя из сказанного, я считаю, что начать исследование нужно начать с теоретической части, которая посвящена политическому устройству Японии с 1905 - 1945 года, потому что только через политическую структуру государства, мы можем рассмотреть более подробно другие сферы общества.

Форма правления японской империи и его особенности.

Первый важный вопрос, на который надо дать ответ, звучит так: форма правления японской империи в период с 1905 года по 1945 год.

Сегодня Япония в лицах мирового сообщества и японского законодательства является страной, которая, с точки зрения форма правления, обладает признаками парламентской (конституционной) монархии. Собственно говоря, у Японии форма правления – ограниченная монархия.

Форма правления в японской империи была подвергнута демократизации 12 февраляв 1889 году, когда была создана и одобрена «Конституция Мейдзи», которая действовала вплоть до 1947 года. Кроме этого, помимо определения основ правового статуса императора и органов исполнительной власти, устанавливала перечень основополагающих прав и свобод японских подданных, вводила в систему государственных органов обладавший законодательной властью парламент, нижняя палата которого избиралась населением, а также учреждала независимый суд. Чтобы доказать это, я провёл исследование «Конституции Мэйдзи» и могу привести несколько примеров, для подтверждения факта, что Япония – государства с конституционной монархией.

Во-первых, принципом любого государства с монархической формой правления является то, что власть передаётся по наследству. Согласно Iглавы Конституции Мэйдзи («Император») статье №2 императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.

Во-вторых, одним из главных признаков конституционной монархией – это принадлежность законодательной власти парламенту (в Японии сейм). В III главе («Императорский сейм») в статье №37 говорится, что каждый закон требует одобрения императорского сейма.

В–третьих, в конституционной монархии существует принцип сотрудничества законодательной и исполнительной власти (в Японии совет министров). В III главе в статье №28 сказано, что обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты. А если обратиться к VI главе («Финансы») к статьям под номерами 64 и 65, то там говорится о том, что расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета, абюджет должен сперва должен вноситься на рассмотрение палаты депутатов, что подтверждает моё мнение о том, что активную роль в законодательной и распределительной сфере сейм вместе с исполнительной властью, а это доказывает, что эффективность этой системе придаёт сотрудничество сейма и совета министров. Все перечисленные доказательства характеризуют японскую империю с 1890 – 1947 год, как парламентское монархическое государство.

Форма государственного территориального устройства Японии и губернаторство Карафуто.

Современная система административного деления была внедрена в период Мэйдзи в 1871 году, в результате чего были ликвидированы феоды хан и созданы префектуры. Это событие носит название хайхантикэн. В начале количество префектур соответствовало количеству хан — свыше 300 единиц. Со временем их сократили до 72, а в 1888 г. — до 47. Закон о местном самоуправлении дал префектурам больше властных полномочий.

Префектуры делятся на меньшие административные единицы. Это округа Хоккайдо, особые города, определённые указами правительства, и уезды. Округа, которых насчитывается 14, существуют только в префектуре Хоккайдо. Для остальных префектур единицей деления является уезд. К особым городам, определённым указами правительства, принадлежат города, население которых превышает 500 тысяч человек.

Кроме префектур и уездов, в стране существуют административные единицы муниципального уровня, которые пользуются широкой автономией. Это центральные города префектур, особые города, собственно города, 23 специальных районов Токио, а также посёлки и сёла.

В административно-территориальных единицах, обладающих правом местного самоуправления (префектурах, городах, деревнях), граждане избирают сроком на 4 года префектуральные, городские, деревенские собрания, состоящие из профессиональных и неосвобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с другой работой). В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов, в городах и деревнях – от 12 до 30. Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалованье. Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов.

В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей (практически жителей).

Собственно говоря, в 1905 году 5 сентября, когда был подписан Портсмутский мирный договор между японской и российской империей, Юг Сахалина стал одним из префектур Японии. Поэтому период оккупации южной части Сахалина и называется «губернаторством Карафуто», в который входил и Отомари (ныне Корсаков).

II глава. Город Корсаков в период губернаторства Карафуто: история в памятниках и достопримечательностях.

Культурное наследие и политика государства – это те вещи, которые неразрывно связаны между собой нитью, и которых удерживает одна чаша весов.

Многие политические деятели пытаются или кто-то уже нарушил этот весовой баланс, которые удерживает не только все слои общества, но и все рычаги для развития и прогресса государства. Ведь если даже посмотреть на нынешний политический бардак в Украине, то смелостью можно сказать, что это наиболее наглядный пример тотального разрушения всех устоев государства. Как раз таки из-за того, что чаша весов между идеологией и понятием «государство» перестала балансировать. Доказательством являются последние события, связанные с идеологическими процессами, которые, в будущем, могут привести закреплению в обществе этих бандеровских принципов. Т.е такие привычки, как приветствие «Слава Украине героям слава» станут нормой в украинской армии, а ведь этими словами приветствовали члены ОУН УПА гитлеровцев в Украине.

Вывод состоит в том, несмотря на нацистское прошлое японской империи, мы сохраняем и бережно относимся к культурно-историческому наследию Карафуто, потому что история – это главный инструмент для защиты национальных интересов страны и человека, а культура отражает прошлое любой страны, и любого этноса.

Образование, духовное воспитание населения и идеологический уклон общества и правительства к японской нации и к другим национальностям.

Павильон «Госинэйхоандэн» начальной школы Нанкей (ул. Окружная, 118).

Начальная школа района Нанкей была построена в 1906 году одной и первых на Карафуто.

Пропаганда японского правительства

В период японского губернаторства на южном Сахалине в подобных школьных павильонах хранились портрет императора Японии и Императорский Указ об образовании. Это являлось частью государственной политики «тенноизма» ― воспитания молодого поколения в духе поклонения императору («тенно»), веры в божественное происхождение и священность Японской империи, культа предков, обожествления героев. Следует добавить, что этот Указ об образовании оглашался довольно открыто и публично перед всем жителями не только Отомари, но всей японской империей.

Остатки синтоистского храма Анива дзиндзя (ул. Краснофлотская, 15/2).

Синтоистский храм Анива дзиндзя (на русский переводится как путь богов) был открыт в октябре 1913. В 1931 получил ранг императорского святилища «кейся». На данный момент от него осталась лишь 11 метровая лестница, а рядом с ней находится прокуратура города Корсакова.

Синтоизм – религиозное течение Японии

А что такое синтоизм? Синтоизм — традиционная религия в Японии. Основана она была на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Главным духовным принципом синтоизма является жизнь в согласии с природой и людьми. А главное его отличие состоит в том, что у каждого японца, согласно теории, в его роду был свой предок, которому они поклонялись, как бы выказывая уважение к своему роду и своим предкам.

Японское воинское кладбище времён русско-японской войны (ул. Пролетарская).

Кладбище расположено на улице пролетарской в северной части Корсакова в районе бывшей метеостанции Отомари.

Возведение мемориального комплекса в честь павших солдат было начато 12 июня 1907 года. В этом кладбище похоронены остатки солдатов как русской армии, так и армии японской империи. На этом мемориальном комплексе проводились церемонии проводов на фронт призывников – уроженцев Карафуто, поминальные церемонии памяти солдат-героев, погибших за императора Японии.

Воспитание японских солдат.

Будущий солдат учился переносить тяготы с малых лет, а в армии это умение доводилось до совершенства не только с помощью пробежек и учений, но и через издевательства сослуживцев и старших по званию. Например, старший по званию, которому казалось, что новобранцы недостаточно хорошо отдали ему воинское приветствие, имел право выстроить их в шеренгу и отвесить каждому пощечину. Если же юноша падал от удара, он должен был тут же вскочить, вытянувшись по стойке смирно. Такое суровое отношение дополнялось заискиванием перед вышестоящим начальством. Когда после утомительного марша старший по званию садился на стул, сразу несколько солдат наперегонки бросались расшнуровывать его башмаки. В результате сочетание мощнейшей пропаганды и воспитания вкупе с тяжелыми условиями службы создавало фанатичных и выносливых солдат, чрезвычайно дисциплинированных, стойких и чудовищно жестоких.

Отношение японцев к другим национальностям

Суровое воспитание, которое возвеличивало японцев и позволяло им считать другие народы животными, давало поводы и возможности относится к пленным солдатам и мирным жителям с немыслимой жестокостью. Особенно досталось китайцам, маньчжурам и русским, проживающим на тот период времени в Китае, которых японцы презирали, считая их «бревнами».

Когда японская армия взяла Нанкин, некоторые из китайцев поверили в то, что с дисциплинированными иностранными войсками придут порядок и спокойствие. Но вместо этого по приказу члена императорского дома принца Асаки в городе началась бойня. По данным китайских историков, оккупанты уничтожили от трехсот до пятисот тысяч жителей, многие были зверски замучены, а большинство женщин изнасиловано. Сам Асака после войны тихо и мирно прожил до 1981 года.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить про «Отряд 731», специальное подразделение японской армии, занимавшееся разработкой биологического оружия.

Политический аппарат Отомари.

Как я уже упомянул в первой главе, что Япония делилась на префектуры, среди которых было и губернаторство Карафуто, а уже префектуры делились на более мелкие административные части: уезды, особые города, отмеченные правительством, и т.д. Среди «особых годов» был и Отомари (Корсаков).

Здание мэрии Отомари (ул. Советская).

Старое здание мэрии Отомари было построено в 1915 году, а новое в 1928 при императоре Хирохито, но в начале 1970-х годов его. На данный момент здесь находится торговый центр.

В 1905 году по итогам русско-японской войны территория южного Сахалина отошла к Японии. Пост был переименован в Отомари и до октября 1908 года здесь находился административный центр новообразованного губернаторства Карафуто (затем перенесен в посёлок Тоёхара). Вплоть до конца 1920-х годов он оставался самым многонаселённым селением как Карафуто, так и острова в целом и затем по этому показателю его обошёл административный центр Тойохара (ныне Южно-Сахалинск).

Экономические особенности Отомари.

Город Отомари в период губернаторства Карафуто был не менее важным экономическим объектом. Это объект был местом открытия многих экономически-важных предприятий.

Здание Отомаринского филиала Банка колонизационного развития «Хокайдо Такусёку Гинкоу» (ул. Советская, 3).

Здание банка «Хокайда Такусёку Гинкоу» в городе Отомари построено в 1929 году строительной компанией «Ито-гуми» (Саппоро). На данный момент идёт реставрация этого здания, и, возможно, через год в этом здании будет новый корсаковский краеведческий музей.

Благодаря появлению крупных финансовых учреждений в губернаторстве Карафуто в 1920-1930 годы прошлого века, а его считать периодом экономического расцвета, население префектуры увеличилось почти в три раза и составило 293 тысячи человек. Капитальное строительство в столице префектуры сочетало в себе новые промышленные технологии и древние национальные традиции.

Бумагоделательная фабрика компании «Одзи Сейси» (ул. Первомайская, 51/2).

Фабрика по производству пульпы и бумаги была первым бумагоделательным предприятием на Карафуто, построенным предпринимателем Фудзивара Гиндзиро из компании «Мицуи Сирё Кодзё». Строительство началось 22 августа 1913 года и завершилось в декабре 1914 года. В 1915 году управление заводом в Отомари перешло к компании «Одзи Сэйси», а в 1945 году фабрика была переоборудована под выварку соли из морской воды производительностью 20 тыс. тонн в год.

Порт Корсаков.

Строительство порта Корсаков было начато японцами в 1907 году. Первоначально с 1907 по 1912 год был сооружен деревянный пирс протяженностью 142 метра на месте ныне существующего Южного. В 1920 году начались работы по реконструкции пирса, а с 1923 года и моста. В 1928 году были окончены инженерно-строительные работы по реконструкции Южного пирса, являющегося сооружением гравитационного типа. В дальнейшем была произведена работа по расширению порта: в 1939 году сооружен Северный пирс.

Особенность этого порта заключалась в том, что здесь в период губернаторства Карафуто ежегодно добывалось 480500 центнеров рыбы. Это место также предназначалась для стоянки больших морских и океанских пароходов. Переход от Отомари до порта Вакканай занимал восемь часов. Расстояние до порта Отару составляло 227 миль, из Отару можно было добраться до всех уголков Японии и в Корею.

Заключение.

Подведём итоги исследовательской работы. Я провёл соц. опросы среди преподавателей и учеников МБОУ СОШ №1 на разные вопросы, которые касаются этой важной исторической темы. Также, я представил точные исторические справки о памятниках губернаторства Карафуто и что с ними стало. Кроме этого, я разобрал основные причины подписания Портсмутского мирного договора 5 сентября 1905 года, который и положил начало эпохи Карафуто и окончанию Русско-японской войны. Я думаю, что благодаря моим данным, показатели соц. опросов примерно через 2-3 года могут измениться. Например, будут создаваться различные кружки юных исторических исследователей, возможно, согласных с моим мнением станет меньше, а, может быть, у нашей молодёжи повысится интерес к истории и политологии, а, возможно, эти факты повлияют развитие международных отношений и контактов стран Азии и России. Я предложил очень точную информацию из реальных интернет сайтов. Я уверен, что моя информация повлияет на показатели.

Хочу сказать, что проблема культурного наследия страны остаётся не решённой и сегодня. Более того, важную роль в культурно-просветительском плане играют идеологические составляющие и политических партий, и действующего правительства. Поэтому я провёл ещё один соц. опрос среди преподавателей МБОУ СОШ №1 и задал один вопрос: «Культурное наследие должно опираться на идеологическую составляющую страны, или же оно будет зависеть от достоверности исторических фактов?» Я согласен с последним мнением: «Культурное наследие должно зависеть от конкретных исторических фактов, но идеология всегда будет влиять на культурное наследие, но не будет доминировать над историзмом». Почему я согласен с этим мнением, потому что важно, чтобы чаша весов между идеологией и достоверностью не перевешивала, иначе в социальной сфере, к которой относятся люди, будут происходить постоянные нестабильности, или, на худой конец, и межнациональные или религиозные конфликты.

В заключении хочу сказать, что одна из главных задач нашего государства состоит в том, что и одна идеология не стала доминирующей в обществе, иначе чаша весов не будет стабильной, следовательно, одно будет перевешивать, или доминировать, над другим. Это приведёт к дестабилизации страны, и, в конечном счёте, к государственному перевороту, который в нашей стране всегда заканчивался плачевно во всех смыслах этого слова. Я не хочу, чтобы наша страна жила по правилу «демократии по-украински».

Библиография:

http://esse-ege.ru

rusidea.org

history.wikireading.ru

www.tourister.ru/responses

izi.travel/ru

http://oldsakhalin.ru

И.А Самарин: Памятники истории и культуры периода губернаторства Карафуто (1905-1945).

Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области, Дальневосточное книжное отделение.

https://dicti.net

https://disgustingmen.com

https://karafuto.jimdo.com

studfiles.net

http://info-japan.ru

Приложение (картинки памятников находятся в журнале):

С оц. опрос 1

Соц. опрос 2

Просмотров работы: 69