Царская семья Николая II – идеал православной семьи

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Царская семья Николая II – идеал православной семьи

Миникаева  Р.Р. 1Ваганова  В.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Омётова  О.Л. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатка воли. Кто-то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все – Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица – образцом любящей супруги и заботливой матери.

История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, нив одной из них история России не отразились с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России.

Семья это – то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ.

Эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Интересно бы было разобраться: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье.

Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги. Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Императорская чета не пользовались каким-то особенным принципам воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

2. Актуальность темы.

Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры восприятия уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находиться под угрозой. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, поскольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Этот пласт культуры межличностного общения требует серьезного изучения. Царственная чета Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Нам есть чему поучиться у Царской cемьи.

3. Цель исследования:

Духовно-нравственное и социальное воспитание школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и образования российского народа.

В соответствии с поставленной целью были поставлены задачи работы:

-изучить литературные источники о взаимоотношениях в семье Романовых;

-изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II;

-рассмотреть специфику культуры воспитания в Царской семье;

-постараться составить целостную картину воспитания детей в семье Романовых;

4. Император Николай II– отец и глава семьи.

Николай II – старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Сразу после рождения, был наречен Николаем. Крещение младенца было совершено духовником императорской семьи протопресвитером Василием Бажановым в Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца двадцатого мая того же года; восприемниками были: Александр II, королева Датская Луиза, наследный принц Датский Фридрих, великая княгиня Елена Павловна.

В раннем детстве воспитателем Николая и его братьев был живший в России англичанин Карл Осипович Хис. Николай получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса. Учебные занятия велись в течение 13 лет: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса, где особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Протопресвитер Иоанн Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.

Что же касается религиозности, то о Николае отозвались множество людей. Бывший членом Святейшего синода Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, свидетельствовал о «смиреной, простой и непосредственной» религиозности царя, о неукоснительном посещении им воскресных и праздничных богослужений, о «щедром излиянии многих благодеяний для Церкви». О его «искренней набожности, проявляемой при всяком богослужении» писал также оппозиционный политик начала ХХ века Виктор Обнинский. Генерал Мосолов отмечал: « Царь вдумчиво относился к своему сану помазанника Божия. Надо было видеть, с каким вниманием он рассматривал просьбы о помиловании осужденных на смертную казнь. Он воспринял от отца, которого почитал и которому старался подражать даже в житейских мелочах, незыблемую веру в судьбоносность своей власти. Его призвание исходило от Бога. Он ответствовал за свои действия только перед совестью и Всевышним. Царь отвечал перед совестью и руководился интуицией, инстинктом, тем непонятным, которое ныне зовут подсознанием. Он слонялся лишь перед стихийным, иррациональным, а иногда и противным разуму, перед невесомым, перед своим, всё возрастающим мистицизмом».

5. «Соединены на вечность…»

Рассвет любви – Вот нам награда.

Пью за нее свой полный рог.

Влюбленному гора – преграда,

Как мелкий камушек у ног.

Этот брак не был формальностью. Для супругов он стал важной составляющей смысла их жизни. Об этом можно с уверенностью утверждать, читая размышления Александры Федоровны о браке и семье, в которых отразился ее глубокий опыт любви и страдания.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился 21 год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы еще есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты - наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы тебе еще успеем найти».

Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее мудрая Виктория познакомилась с цесаревичем Николай, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось.

Жених и невеста испытывали друг другу нежные и искренние чувства. Это было редкостью в семьях королевских и императорских династий – браки у них, как правило, совершались по расчёту. Поэтому молодая пара произвела особенное впечатление, которое успокоило даже противников свадьбы. «Дай Бог, чтобы Николай и Алиса жили счастливо», - думали родственники, когда молодожены торжественно клялись друг другу в вечной верности.

После венчания с Александрой – такое имя Алисе дали после крещения в Православной церкви – испытания Николая не закончилось. Александр III перед смертью завещал сыну:

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Николай исполнял этот завет, и первые годы брака протекли спокойно и счастливо. У Супругов родились четыре дочери. Но царю нужен был наследник. Когда Александра, наконец, родила мальчика, Николай II был на седьмом небе от счастья. Однако скоро его радость омрачилась – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилия.

Носителем гена гемофилии была Александра, но Николай ее ни в чем не винил. Ему и в голову не приходила мысль выбрать другую женщину, что бы она родила ему здорового наследника. Нарушать святость брака, предать любимого человека – это казалось невероятным и Николаю, и Александре.

Начало ХХ века захлестнуло Россию войнами, и Николай часто и надолго покидал дом. Александра каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около шестисот писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить неземные тепло и любовь, которые согревали Николая и Александру. «Молиться за тебя – моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже на самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ», - писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «Мой мальчик, мой солнечный свет», а ее дневниковые записи поражают глубиной понимания брака.

6. «Воспитание «по-царски».

В семье Царя Николая Александровича любовь ставили превыше всего земного и свою Семью строили на Вере и Любви. Вся жизнь Семьи – подтверждение этих слов. Этот дар сопряжен с ответственностью, с отказом от себялюбия, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех жизненных обстоятельствах.

Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично. В Александровском дворце Царского Села Императрица создала счастливый остров Уединения и Покоя для императора, обремененного тяжким грузом государственных забот, украшением которого были четыре прекрасных цветка: дочери, появившиеся друг за другом с интервалом в полтора – два года: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Цесаревны, так разительно похожие друг на друга и такое разные!

Ольга: Старшая дочь Ольга имела прямой, искренний характер, была непосредственна, любила поэзию, книги, была наделена большими музыкальными способностями. С детства она росла очень доброй и отзывчивой, глубоко переживала, чужие несчастья и всегда старалась помочь. Ольга больше других сестер любила читать, позднее она начала писать стихи. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее усваивала материал уроков. На окружающих она производила впечатление, совей ловкостью, своим чарующим милям обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно. И поразительно просто и естественно. Она была очень скромной и не любила роскоши.

Татьяна: Татьяна была сдержана, сосредоточена, самостоятельна. Ее сферой было хозяйство, рукоделие, будничный домашний уклад. Из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, вышивание и вязание. Татьяна была самой близкой к императрице Александре Федоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать, понять ее. Многие считали ее самой красивой из всех сестер. Жильяр вспоминал, что она от природы была сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была не так одарена, как старшая сестра, но искупала этот недостаток большой последовательностью и ровностью характера.

Мария: Мария была самой простой, ласковой и приветливой из всех дочерей, больше всего любила возиться и нянчиться с маленькими детьми, любила быть с простым народом. Современники описывают Мари. Как подвижную веселую девочку, чересчур крупную для своего возраста, со светло-русыми волосами и большими темно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машенькины блюдца». Генерал М. Дитерихс вспоминал, что Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично-русская, добродушная, веселая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку. Как и остальные сестры, Мария любила животных.

Анастасия: Анастасия, младшая дочь, любила читать, была остроумна и жизнерадостна. Как и другие дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте. По воспоминаниям современников, Анастасия была небольшого роста, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, унаследованными от отца. Говорила быстро, но четко. Голос имела высокий. Грубый. Имела привычку громко смеяться и хохотать. Девочка отличалась легким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, в серсо, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки. Она была не истощаема на выдумки. С ее легкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала брата и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь.

Мальчик в образе Цесаревича Алексея: «Сам Царевич был очень рад такому решению и обещал оправдать доверие, которое ему оказала. У мальчика была большая живость ума, много вдумчивости, деликатная и чуткая душа. От природы он был любящим и чувствительным к чужим страданиям, потому что сам много страдал». Вкусы его были очень скромны. Благодаря природной простоте Алексей был устойчив к нелепому преклонению некоторых из окружающих, напротив, он смущался и неприятно себя чувствовал, сталкиваясь с подобострастием. Наследник Алексей был ласков, чужд надменности, он не любил придворного этикета, ему нравилось общаться с солдатами. Как характеризуют Алексея современники, он был горячим патриотом, умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. Он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог сделать что-нибудь приятное окружающим. Ощущение чистоты, доброжелательства и живого интереса к людям у Царевича Алексея было естественно и просто. В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он понимал, что такое страдание. У него были обширные для его возраста познания. Он также любил общаться с простыми солдатами. Часто он говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, что бы все были счастливы».

Современники считали, что прелесть детей Николая и Александры, состояла в их большой простоте, естественности, свежести и доброте. Так отзываются о воспитании дочерей: « умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие доверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее совета».

Царские дети воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей окончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой, но они не жаловались. Это был их долг.

7. «Восходит на Голгофу Царь с Царицей…»

Восходит на Голгофу Царь с Царицей

И за руку Детей Своих ведет.

Высокое смирение на лицах,

Христу уподобленье – за народ,

За Русь Святую, клятвопреступленье,

За крики и хулу, что Бога нет!

В семье последнего российского императора идеалы христианского брака выразились со всей полнотой. Эту семью отличала полнота супружеской любви и сплоченность между всеми членами семьи. Любовь между супругами была такова, что близкие друзья и завсегдатаи их дома не могли засвидетельствовать ни одного случая ссоры, ни одного эпизода, когда кто-либо из супругов повысил голос на другого.

В жизни семьи была исключена праздность детей, ибо праздность – мать греховных помыслов. Великие княжны не были изнеженными «принцессами на горошине», в их руках всегда было рукоделие, они старались творить добрые дела, вплоть до сестринского ухода за ранеными во время войны. Далее – включенность семьи в религиозную, молитвенную, церковную жизнь. Все это составляло неотъемлемые черты их семейного уклада. Молитвой были испрошены у Бога и любимая жена, и долгожданный наследник. Особенно в последний период, под арестом, великие княжны прилежат церковной службе и поют на клиросе.

Царствование Николая II совпало с эпохой всеобщего упадка нравственности, когда христианские ценности, кусающиеся семьи и брака, подверглись глумлению и отрицанию со стороны передового интеллигентского общества, когда начинали свое победное шествие идеалы эмансипации и свободной любви, когда, говоря словами Ф.М. Достоевского, начинал уже возникать «идеал содомский». И именно в такую эпоху это поистине семья, кстати, и состоявшая именно из семи членов, поднятая на свещницу царского престола, светила всем в Русском доме.

Император Николай Александрович очень серьезно относился к возложенному на него Богом послушанию, которое было описано в грамотах, составленных при воцарении дома Романовых и в своде законов Российской империи. То есть на него была возложена миссия охранителя православия Русской Церкви и забота о душевном спасении подданных.

«Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Дай крепость нам, о, Боже правый, злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый с Твоею кротостью встречать.

Владыка Мира, Бог вселенной, благослови молитвой нас…

И дай покой душе смиренной в невыносимый страшный час.

8. «И вера в Бога всех объединит…»

«Благодать Божию невозможно удержать в пределах храмовых

и монастырских стен. Она изливается в мир, что бы преобразить земную

жизнь и утвердить ее на основании заповедей Христовых».

Без духовно-нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности. Православная Церковь всегда была и остается проводником, посредством которого становились известными свидетельства Святого Благовестия.

Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. Без помощи Церкви невозможны преодоление и профилактика губительных пороков современного общества: пьянства, наркомании, гражданской пассивности и нравственного безразличия.

9. Заключение.

Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Ко всем качествам можно прибавить еще одно – они любили свою Россию. И чтобы не погубить ее и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться, избежать этого, но он остался.… Остался страдать вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Своим примером заботливости, самопожертвования, любви и краткости, которую подавала им Александра Федоровна. Пример мужественности, стойкости, патриотизма, который подавал Николай II. Больше ничего и не нужно. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.

10. Библиография.

«Государь-миротворец»/статья Ю.В. Кудриной, журнал «Покров».

«Почему брак Николая II считался уникальным»/статья Андрея Р. журнал «Моя Россия»

www.stihi-rus.ru

m.wikipedia.org.ru

«Царская семья Николая II – идеал православной семьи», статья Нины Анатольевны Шубиной, сайт nsportal.ru

Просмотров работы: 2641