История и развитие русско- армянских отношений

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История и развитие русско- армянских отношений

Акинин М.Д. 1
1МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Акобян А.Т. 1
1МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Вся история России - это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений различных этносов.  Сила России — в ее народе, в ее многонациональности. Я горжусь, что в нашей стране такое огромное количество культур. Россия как государство и существует только благодаря этому национальному разнообразию. Предметом гордости страны являются такие ее представители, как А.С. Пушкин (имеющий, как известно, африканские корни), В.А. Жуковский (имевший турецкие корни), Н.М. Карамзин (возводивший свой род к татарской знати), П.И. Багратион (грузин), Махмуд Исамбаев (чеченец), М.Т. Лорис-Меликов, Анастас и Артем Микояны и Арам Хачатурян (армяне), протопоп Аввакум и патриарх Никон (мордвины), И.И. Левитан и Б.Л. Пастернак (евреи)… Межнациональные отношения являются одними из основополагающих в современном обществе, а межнациональные конфликты - одними из самых болезненных.

Я живу в Ставропольском крае, многонациональном селе Старомарьевка, которая населена многочисленными этническими группами: лезгины, чеченцы, даргинцы, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы...

Межнациональные браки - обычное явление в нашем селе. Самые распространенные - это браки между русскими и армянами. Русская культура для многих армян стала такой же родной, как и армянская. И дружба между этими народами испытана не годами, а веками. Армяне про русский народ всегда говорит: «Наш великий друг севера».

Цель работы:

на примере русско - армянских отношений доказать, что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, поможет воспитать любовь не только к России, но и к своим корням, к своей нации, что поможет воспитанию толерантного отношения к представителям других наций,

доказать, что армянский народ является не только традиционным союзником России, но и выполняет важную созидательную миссию на Кавказе.

В соответствии с поставленной целью, основными задачами являются:

анализ исторических традиций и социокультурных основ русско-армянских отношений;

знакомство с историей появления армян в селе Старомарьевка;

проанализировать, синтезировать и обобщить полученные данные.

Объект исследования: русско-армянские отношения.

Предмет исследования: политическое, историческое, культурное взаимодействие и развитие двух народов и государств.

Исследовательская гипотеза: русско- армянские отношения, имеющие глубокие культурно - исторические традиции, служат основой для взаимной реализации национальных интересов России и Армении.

Методы исследования:

- изучение литературы и других источников информации на армянском и русском языках;

- консультации с научными сотрудниками Армении и России;

- анализ и синтез исторических документов и исследуемой литературы;

- опрос и анкетирование;

- сравнительно – сопоставительный анализ;

- типизация;

-фотографирование;

-изучение, синтез и обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы: изучить и обобщить теоретические представления о русско-армянских вековых братских отношениях.

Практическая значимость исследовательской работы:

в наше нелёгкое политическое время работа особенно актуальна с учетом важности укрепления русско- армянских политических, военно- экономических и культурно- исторических связей;

результаты исследования могут быть использованы для проведения тематических классных часов, для докладов по темам при подготовке к урокам истории, обществознанию, русского языка, английского языка, литературы и МХК, а также при подготовке к сдаче ЕГЭ по этим дисциплинам.

По виду деятельности данная работа является исследовательской работой, так как выдвинута гипотеза, которая доказана в процессе исследования темы.

По содержаниюданная исследовательская работа относится к межпредметной.

По организации – индивидуальная.

По времени – долговременная (долгосрочная: май - ноябрь 2018г)

Армянская Диаспора в мире и армяне на юге России.

«Да будет благословен тот час, когда русские благословенной своей стопой вступили на армянскую светлую землю и развеяли проклятый злобный дух кизильбашей».

Эти слова были написаны Хачатуром Абовяном, армянским писателем, национальным общественным деятелем начала 19-ого века, основоположником новой армянской литературы и нового литературного языка в 1841 году в историческом романе «Раны Армении». Но русско-армянские отношения намного старше. Они возникли еще в далеком прошлом, на началах взаимного понимания и дружбы. Дружбы, которая имеет глубокие исторические корни и которая зарождалась и развивалась в многовековой борьбе за освобождение от социального и национального гнета.

Сегодня больше обсуждается тема армян, проживающих в Росси, чем присутствие русских в Армении. Дело в процентном соотношении: в России живет чуть меньше армян, чем в самой Армении. Трагическая судьба армянского народа привела к возникновению армянской диаспоры. Армяне в разных количествах проживают во всех уголках мира: в России, США, Германии, во Франции, в Болгарии, в Индии, ЮАР и т.д. Но самая большая диаспора - в России. По официальным данным переписи 2010 г. в России проживает 1980000 армян. Самая большая армянская Диаспора находится в Краснодарском крае, затем в Ставропольском крае и третье место по численности армян занимает Ростовская область.

Формирование армянской диаспоры на юге России относится к XVIII – началу XXв.

Куда бы армяне не переселялись, они открывали армянские школы, строили церкви, создавали культурные общества. С 1800 г. армянам Кизляра и Моздока было разрешено иметь свои суды, которые совершали функции органов самоуправления. В 1799 г. армяне основали новый город на месте Старых Маджар и дали ему название «Старый Крест» (современный Буденновск). Органом самоуправления в нем стал магистрат, при котором функционировал армянский суд.

Согласно источникам, терские армяне помимо родного языка свободно владели и языками окружающих их народов, строго соблюдая при этом различные церковные обряды и посты. Они хранили крепость семейных уз, невозможность семейных разделов при жизни родителей, воспитание детей под строгим надзором старших, обучение их чтению и письму на родном языке, соблюдение обычаев взаимопомощи, уважения к старшим, гостеприимства.[ Великая Н. Н. «Армяне терского левобережья» в VIII- XIX вв//StudiaPontocaucasica. 2. Армяне Северного Кавказа.- Краснодар. 1995. С.194-195]

В 1839 г. образуется Армянский аул, переименованный в 1841г. в город Армавир по названию древней столицы Армении. Здесь активно начинают развиваться торговля, обрабатывающая промышленность, открываются армянские школы, строятся несколько церквей. До 1914 г. Армавир считался селом. Но здесь раньше, чем во многих других городах Кавказа, появились электричество, телефон, трамвай.

В 1778 г. по приказу Екатерины II было решено пересилить в низовья Дона наряду с 18407 греками 12598 армян. Под руководством А.В. Суворова армянские переселенцы 1779 г. дошли до низовий Дона, где им по царской грамоте отводилось 86 тысяч десятин земли рядом с крепостью Св. Дмитрия Ростовского и разрешено было основать один город и пять селений. По этой грамоте переселенцы получили различные льготы и привилегии.

Построенный армянами практически на пустом месте город получил название Нор (Новый) Нахичевань, который в 1838г. был переименован в Нахичевань – на – Дону, чтобы отличиться от древнего армянского города Нахичевана, расположенного на берегу Аракса.

Сельские переселенцы в окрестностях города основали пять селений - Чальтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай, воспроизведения названия оставленных в Крыму сел.

Колония получила возможность решать свои внутренние проблемы самостоятельно. У колоний был герб с изображением пчел и улия, символизирующий трудолюбие армянского народа, а также печать и собственный суд. Языком делопроизводства стал армянский.

Был построен монастырь Сурб Хач (Святой Крест), где в 1790 г. была открыта первая на юге России типография. В 1894 г. на центральном кладбище города был воздвигнут памятник Екатерине II, на пьедестале которого была высечена надпись: «Императрице Екатерине благодарные армяне».

Известно, что во время русско - персидских и русско - турецких войн, а также во время войны с Наполеоном XVIII-XIX вв. нахичеванские армяне оказывали значительную материальную помощь русскому правительству. Местные купцы поддерживали связи не только с Арменией, но и с армянскими колониями разных стран Запада и Востока, содействуя тем самим развитию внешних торговых - экономических связей этих стран с Россией.[ Казаров С. «Нахичеванское купечество» (конец XVIII- начало XX века) Ростов – на- Дону, 2012 с. 140]

В 1777г. был основан Ставрополь, в качестве крепости. Армянские поселенцы появились там с первых дней его основания. В 1808 г. 50 армянских семей поселились здесь из Нор Нахичевана. Они построили первую деревянную армянскую церковь, а в 70-х годах XIX в. - каменную. В 1851г. рядом с церковью была возведена армянская школа. Вот что пишет бытописатель И. Бентковский: «армяне, поселившись в Ставрополе, составили из своих жилищ почти отдельный квартал, который долгое время был известен под названием Армянской улицы. Каждый армянин имел при доме лавку, через что из их улицы образовался гостиный ряд».

[Беликов Г. «Святыни двух народов»// ставропольская правда. 02.03.1994].

Армянам принадлежали крупнейшие в городе магазины, паровые мельницы, даже театр и первый в городе кинотеатр.

С развитием курортов Кавказских минеральных вод армянские общины возникают также в Пятигорске и в других курортных городах. Самой крупной из них была община в Пятигорске. Здесь также в основном армяне занимались торговлей. Им принадлежали крупные магазины, крытый рынок, красивые особняки. Среди армян были также знаменитые курортные врачи.

Таким образом, армяне в России на протяжении целого тысячелетия жили и трудились, пользуясь постоянным покровительством российского правительства, которое обеспечивало их различными льготами и привилегиями русского народа. Но армяне здесь жили не только национальными интересами своей родины, но и во многом интересами принявшей их страны. Они внесли большой вклад в экономику, науку и в культуру этой страны.

Бог наградил армян не только выдающимся талантами коммерческой деятельности, но и способностью глубоко понимать потребности и психологию других людей, совершенно непохожих на них ни традициями, ни обычаями, ни законами своего быта и своей веры. Армянские предприниматели умеют находить верный тон, верные слова, верный способ общения с самыми разными народами Кавказа, добиваясь своей выгоды, не задевая ни национальных, ни религиозных, ни бытовых чувств и правил народов, с которыми они имеют дело.

Армяне в селе Старомарьевка Грачёвского района Ставропольского края.

Старомарьевка - одно из сел Ставропольского края, где количество армян занимает второе место после русских среди населения. По численности они обгоняют такие крупные этнические группы как украинцы, даргинцы, лезгины, чеченцы.... Примечательно, что выполняя многогранную общественную работу с достижениями главной цели, они сохраняют и свою культуру, язык, национальные традиции, национальный характер, который отличается стойкостью, целеустремленностью и самоуважением. Во многом это основано на высокой духовности армян Армянской апостольской церкви - наставнице и защитнице народа.

Армяне, приехав в Старомарьевку в начале 1988 г., после трагических событий в Сумгаите и в Баку, а также в поисках работы из разных районов бывшего Советского Союза, начали заниматься торговлей, животноводчеством, строительством… К концу 1988 года Армению постигло еще одно горе - землетрясение. И многие армяне, которые остались без жилья на своей Родине, приехали в Ставропольский край. Для многих армянских семей наше село стало родным, где они живут, трудятся, создают новые семьи.

У армян есть характерная черта - помочь друг другу, протянуть руку помощи своему родственнику, близкому, соседу, другу…. Но, несмотря на то, что в Старомарьевке армяне компактно живут с другими этническими группами и со всеми армянами вообще, они продолжают более тесно общаться со своими земляками, то есть с теми, к кому они приехали или с кем они когда - то покинули свои родные земли.

Основу армян в Старомарьевке составляют выходцы из Карабаха, Кировабада (ныне Гянджа, республика Азербайджан), Гюрджевана (село в Ахсуйском районе Азербайджана, которое было в основном населено армянами), Чардахлу, Айгедзора (село Шамшадинского района Республики Армения), Гоша (село в Дилижанском районе Республики Армения), есть и выходцы из Грузии из исторического Джавахка (ныне Самцхе- Джавахети) и из других районов Армении. Но самая большая группа - это выходцы из села Чардахлу, села Айгедзор, из разных районов Карабаха и из села Гош. Целая улица Михайловская населена выходцами из Айгедзора.

Основные занятия местных армянских мужчин - строительство. Женщины в основном домохозяйки, причем большинство из них имеют высшее образование. Но, в свое время, не имея гражданства Российской Федерации и не сумев найти работу по профессии, многие из них предпочли остаться дома и заняться воспитанием детей. Есть среди женщин и мужчин немало предпринимателей, экономистов, медработников и учителей.

Самые распространенные армянские фамилии - Григоряны, Акопяны, Саркисяны или Саргсяны и Аветисяны. Причем они необязательно являются родственниками.

Конкретно подсчитать, сколько армян эмигрировали в Старомарьевку и из каких мест, я не смог, так как столкнулся с проблемой: нет данных в администрации села. Но достоверные данные о количестве учащихся, представляющих разные национальности, ведется в журнале соц. педагога нашей школы Хохловой Валентины Федотовны. По справкам, которые ведет Валентина Федотовна, армяне в МКОУ СОШ №7 составляют 23%. Валентина Федотовна также помогала мне провести опрос и анкетирование среди учащихся для выяснения процентного соотношения армян, эмигрировавших из разных местностей России и бывшего Советского Союза.

В ходе опроса я выяснил, что армяне, которые в свое время эмигрировали из села Чардахлу, составляют большинство - 35%; из всего Карабаха - 20%; из села Айгедзора Шамшадинского района республики Армяния - 15%; из села Гюрджеван Республики Азербайджан - 10%; из села Гош Дилижанского района Республики Армения - 7%; армяне, которые эмигрировали из Грузии, составляют 5%; остальные 8% приехали в Старомарьевку из разных областей России и Армении.

Хочу еще раз отметить, что эти данные основаны на опросе, сделанном среди учащихся представителей армянской национальности МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка и среди родителей этих детей. По разрешению директора школы Краснянской Светланы Викторовны я посещал родительские собрания школы в течение сентября месяца.

В МКОУ СОШ№7 с. Старомарьевка было проведено анонимное анкетирование среди 7-9 классов (170 учащихся), 10-11 классов (30 учащихся) и среди учителей (30 педагогов). Всем были предложены следующие вопросы:

Согласны ли вы с выражением «В дружбе народов - единство России».

«да»- 90%

«нет»-0%

«затрудняюсь ответить»-5%

«другое»- 5%

Как вы относитесь к межэтническим бракам?

«положительно»-60%

«отрицательно»-20%

«затрудняюсь ответить»-17%

«другое»-3%

Знакомы ли вы с культурой, традициями и историей армянского народа?

«да»-80%

«нет»-2%

«затрудняюсь ответить»-13%

«другое»-5%

Слышали ли вы о Геноциде армян?

«да»-98%

«нет»-2%

«затрудняюсь ответить»-0%

«другое»-0%

Хотели бы вы посетить Армению?

«да»-94%

«нет»-1%

«затрудняюсь ответить»-2%

«другое»-3%

Проанализировав результаты анкетирования, я пришёл к выводу, что учащиеся школы знакомы с традициями, обычаями, искусством, фольклором и историей армянского народа. У них развита межэтническая толерантность и уважение к культуре других народов. И основная заслуга в этом педагогического состава и администрации МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка. Здесь часто проводятся большие внеклассные мероприятия, воспитывающие толерантность учащихся к культуре других народов. Один из самых популярных ежегодных фестивалей – утренник, посвященный народам Кавказа «Мы дети Кавказа - за мир на Кавказе», «Кавказ наш общий дом». Именно благодаря таким мероприятиям укрепляется дружба и межнациональные отношения между учащимися нашей школы.

Но я бы хотел, чтобы кроме внеклассной работы учителя и учащиеся имели возможность посещать Армению и принимать армянских учеников и учителей по программе обмену учащимися. Это даст уникальную возможность окунуться в культуру наших стран.

Истоки русско-армянских отношений.

Знакомство армян со своими северными соседями начинается с незапамятных времен и находит свое отражение в археологических и фольклорных материалах, в архитектурных памятниках, в летописях и исторических повествования, в легендах.

Примечательно, что поход русских нашел яркое отражение в повествовании автора X века Мовсеса Каганкатвеци, который первым из армянских современников упоминает о русских. Он пишет, что с Севера нагрянул незнакомый народ «рузпики», который, подобно вихрю, пронесся по всему Каспийскому морю, внезапно достиг столицы Агванка и взял город Партав, и что против рузпиков (русских) поднялись арабы во главе Саларом, который, однако, ничем не смог повредить им, так как «они были непобедимы в своей мощи».[Мовсес Каганкатвеци, история агван, русский перевод К. Патканова, СПб. , 1861 с. 275-276].

В тяжелый для себя моменты армянский народ с надеждой обратил свой взор на север, на единоверного соседа, с которым никогда на поле брани не скрещивали оружие - на Русь. Первоначальное общение армян с русскими было не на Родине армян или русских, а на территории сопредельных с ними государств. Одним из таких государств была Византия. Эти встречи происходили еще в VII-VIII веках. Как указывают историки, армяне по своей численности занимали второе место после греков в Византии. И они сыграли большую роль в культурной и политической жизни Восточной империи. 867- 1025 гг в Византии было более 30 армян- императоров. Немецкий историк Гельцер отмечает, что армяне Византии дали таких императоров, период правления которых считается самым блестящим и цветущим периодом в Истории Византии. [Гельцер Г. История Византийских императоров. Перевод с немецкого Месропа Тер- Мовсисяна. Вагаршапат. 1901. (На армянском языке).

В Византийской армии было более чем 100 армян - полководцев и там действовали армянские легионы. Важную роль в жизни страны играли так же армяне торговцы и мастеровые. И факт присутствия влиятельных армян в Византии послужило причиной встречи армян с русскими на территории Византии.

Отношения русских и армян стали особенно тесными после обращения в христианство киевского великого князя Владимира в конце X века. Дело в том, что византийский император Василий II, который был армянином по происхождению, в 988 году получил от киевского великого князя для подавления феодальных восстаний войско в 6000 наемников; за это Владимир потребовал руки византийской принцессы. Василий II согласился, но при этом убедил его принять крещение.

Историк XI века Степанос Таронский свидетельствует, что в конце X и начале XI века русское войско из 6000 человек находилось в Армении. Историк сообщает, что между князем Владимиром и императором Василием было заключено военно - политическое соглашение, согласно которому русское войско подчинялась кайзеру византийскому.

Военное искусство армян тоже высоко ценилось русскими. Они считали армян самоотверженными и смелыми воинами. Вот что пишет известный историк польско – украинских армян, знаток первоисточников, Садок Баронч: «Изяслав, услышав много хорошего о благородном мужестве армян, отправил к ним посланцев с просьбой: прийти к нему на помощь, чтобы дать отпор многим недругам его княжества»

[Садок Баронч. Очерки истории армян. Тернополь. 1869. С.60 (на польском языке].

Как мы видим, армяне, и русские все чаще начали сталкиваться на военном поприще. Один из ярких примеров - освобождение столицы древней Армении Двин от сельджуков армяно - грузинским совместным войском под предводительством Юрия Андреевича Боголюбского, князя Новгородского, который к тому времени был женат на грузинской царице Тамар. Благодаря русско-армянским военным взаимоотношениям росла численность армянских колоний, первоначально составленных армянскими купцами.

Дружелюбные взаимоотношения этих двух народов продолжали развиваться и в последующие века. Причиной этого можно считать их общую веру, общую судьбу и даже общих врагов.

Благодаря политике Петра Великого в XVIII веке русско-армянские отношения приобрели более яркий характер. Во многих крупных городах открылись армянские школы: в Москве, Петербурге, Астрахани, Кизляре, Моздоке, Дербенте и Крыму. Петр Великий всеми средствами старался заселить Прикаспийский край армянами. Второго марта 1711 года вышел Сенатский указ, который гласил: «Армян, как можно, приласкать и облегчить, в своем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда».[Полное собрание законов. Т.VII. СПб. 1830. // Грамоты Петра Первого об армянах. С.257.]

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в январе 2006 году на церемонии открытия «Года Армении в России», цитируя этот указ, добавил «Сказано - сделано».[https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Nr8CPqGsAAg]

Екатерина II продолжала политику Петра Великого по отношению армян. Именно при ее содействии был построен город Нор- Нахичевань, а в 1792 г по ее указу в Молдавии был заложен армянский город Григориополь. Екатерина подарила армянам особые права и привилегии, закрепленные высочайшими грамотами. Она возлагала большие надежды на армян в деле создания нового христианского государства на юге России при помощи восстановления древней Армении. Но попытка эта не увенчалась успехом.

1877-1878 гг вспыхнула русско- турецкая война, в результате которой османы потерпели поражение и по Андрианапольскому договору России отошли Ахалкалак и Ахалцих, но земли Западной Армении – Карс, Ардаган, Баязет, Эрзрум, были вынуждено сданы Турции.

Не трудно представить себе ситуацию многострадального армянского народа, который проживал в Западной Армении. В надежде на освобождение Родины от ненавистных турецких оккупантов армяне проявили исключительную активность на всех этапах войны.

Итоги той войны изменили судьбу христианских народов Османской империи. Доблестный меч государства российского добыл долгожданную свободу славянским народам. Черногория, Сербия и Румыния стали независимыми государствами, Болгария была провозглашена самостоятельным княжеством. Иначе сложилась судьба армянского народа. Опасаясь усиления России, Англия и Австро-Венгрия потребовали пересмотра Сан- Стефанского договора, в результате чего по решению Берлинского конгресса 1878г. , при участии европейских стран, России и Турции османам вернули Эрзрум, Баязет и Алашкертскую долину. Турция же взяла на себя обязательство соблюдать права армян. Получившая международное признание проблема армян с того времени именуется «Армянский вопрос», который стал предметом дипломатического торга, явившегося причиной неисчислимых бедствий армянского народа в последующие десятилетия.

Вернувшись с Берлинского конгресса, на котором католикос всех армян Мкртич Хримян (Айрик) выступал со знаменитой речью о «железных черпаках», сравнив Берлинский конгресс с поеданием национального армянского блюда арисы, подчеркнул, что у великих держав есть железные черпаки, которыми они могли легко взять причитающееся им. В то время, как он был вынужден добиться признания для армян, орудуя бумажным черпаком, он призвал армян отбросить свою робость и стать хозяевами своей судьбы.

Время показало: заверениям врагов доверять нельзя, ибо они пронизаны коварством. После Берлинского конгресса положение армян в османской империи еще более ухудшилось в период правления кровожадного султана Абдул - Гамида (1876-1908гг).

На сегодняшний день Берлинский конгресс считается очень большой неудачей и трагедией в армянской истории. Цинизм европейских политиков и незнание ситуации привели к ужасным последствиям. Единственный путь мирно урегулировать армянский вопрос был упущен, что явилось истоком главной боли армянской нации.

Война на Балканах и Малой Азии завершилась полным поражением Турции. Взятие Ардагана, героическая оборона Баязетского гарнизона, которая подробно описана в романе армянского писателя Раффи «Хент» и в романе Валентина Пикуля «Баяазет», Даярское сражение, ожесточенные бои на Аладже и, наконец, знаменитый штурм Карса – все это вписано золотыми буквами в летописи боевой славы русского оружия. В рядах кавказской армии воевало 500 армянских офицеров и тысячи добровольцев – армян. Крбекян Ваагн Геворгович в своей книге «Участие армян в русско-турецкой войне 1877-1878 годов» дал биографию всех высших офицеров кавказской армии армянского происхождения: генерала от кавалерии Михаила Тариэловича Лорис - Меликова, который был одним из государственных деятелей, принявших участие в процессах либерализации, повлекших отмену крепостного права в России, генерал – лейтенантов Ивана Давидовича Лазарева и Арзаса Артемьевича Тер- Гукасова, генерал –майоров, Бербута Мартиросовича Шелковникова и Якова Кайхосровича Алхазова.

XX век. Восточная и Западная Армения.

В двадцатый век Армения вступила разделенная на две части: Восточная Армения вошла в состав России, Западная - в состав Турции. Западная Армения, будучи под турецким игом, чахла от непомерных налогов и конфискаций и расслоения крестьянства, что естественно вызвало недовольство жителей. Начались восстания в разных армянских городах.

В то же самое время Восточная Армения получила возможность жить в мирных условиях. Импульс получило производство вин и коньяков, сельское хозяйство, начали развиваться молибденовые рудники. Естественно, развивалась наука и образование. Строительство железных дорог особое значение в регионе.

Конечно, в Восточной Армении было немало проблем, но не сравнить участь жителей Восточной Армении с тем, что пережили армяне западной территории. На долю этих несчастных выпало пережить самое ужасное преступление, которое может быть совершено в отношении человечества - геноцид.

Первая мировая война была удобным поводом для турецкого кровожадного правительства, чтобы осуществить свои давние планы по уничтожению армян.

24 апреля 1915г. начались аресты и уничтожения армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты. С уничтожением армянской элиты нация оказалась обезглавленной. Именно поэтому рассеянные по всему миру армяне отмечают 24 апреля как День поминания Жертв Геноцида. В день 100летия памяти жертв Геноцида 1915-1923 гг, принявшие мучительную смерть за христианскую Веру, причислены к лику Святых.

Первая мировая война, ознаменовавшая крупными русскими победами над турками, казалось, должна была принести освобождение армянскому народу в Турции. Но, видя свой военный проигрыш, турки учинили неслыханную резню армян. По личному приказу императора Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых было спасено 375 тысяч армян.

Армянский автор Г. Тер-Маркариан в своей работе «Как все это происходило» писал: «Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя, русско-турецкая граница была приоткрыта и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю…У самой границы, прямо под открытым небом, было расставлено множество столов, за которыми русские чиновники принимали армянских беженцев без всяких формальностей, вручая по царскому рублю на каждого члена семьи и особый документ, дававший им право в течение года беспрепятственно устраиваться по всей Российской империи, пользуясь бесплатно всеми видами транспорта. Здесь же было налажено кормление голодных людей из полевых кухонь и раздача одежды нуждающимся. Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным. Всего, таким образом, было тогда пропущено через границу и нашло прибежище и спасение в России более 350 тысяч турецких армян».

[http://www.yerkramas.org/article/27222/genocid-armyan-i-rossiya]

24 апреля 2015 года масштабные мероприятия прошли в Ереване, у мемориала Цицернакаберд, который был построен еще в советское время и где вспомнили жертв геноцида.

Выступая перед делегацией 60 стран, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил: «Сегодня мы скорбим вместе с армянским народом. В сотнях российских городов, я хочу это подчеркнуть, дорогие друзья, в сотнях российских городов пройдут более двух тысяч поминальных мероприятий. В них примут участие не только представители многочисленной армянской общины России, насчитывающей около трех миллионов человек, но и десятки тысяч людей других национальностей. Позиция России была и остается последовательной. Мы всегда считали, что массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий». [https://www.youtube.com/watch?v=lXJncewCUgc]

Армения в годы Великой отечественной Войны. Вклад в Победу.

29 ноября 1920г Армения вошла в состав СССР. Советский период по праву можно назвать периодом наивысшего расцвета армянской экономики, науки и культуры. Армянский народ как птица феникс возродился из пепла, начал новую жизнь и с надеждой стал смотреть в будущее.

Великая Отечественная Война была воспринята с необычайным патриотическим подъемом. Уже 4.07.1941г. Католикос всех армян Геворг VI Чорекчян призвал встать на защиту Родины: «Поддержать Советский Союз означает поддержать Родину. Победа Советского Союза означает победа армянского народа». Зов Католикоса о сборе денег для строительства танковой колонны «Давид Сасунский» нашел самый широкий отклик. Об этом и о собранных средствах (сам Католикос передал только драгоценностей на сумму более 850.000 рублей) он 28.05.1944г. сообщил И. Сталину: «В эти знаменательные дни, когда наша славная Красная Армия, проявляя чудеса беспримерной храбрости, изгоняет врага из пределов священной Родины, я счастлив сообщить об исключительном успехе, выпавшем и на долю моего пастырского послания ко всем советским и зарубежным армянам, о сплоченной поддержке великого дела по освобождению народов от нависшей над ними угрозы. Десятки тысяч сынов армянского народа, совместно с сынами братских народов Союза, честно выполняют долг перед Отечеством и, не щадя жизни, доблестно сражаются на фронтах, в непосредственной схватке с беспощадным врагом. Зарубежные армяне, следуя примеру чтимого ими эчмиадзинского католикосата, приносят на алтарь свои обильные пожертвования на постройку танковой колонны «Давид Сасунский». Католикос Всех армян Геворг VI Чорекчян за эти заслуги в деле борьбы с нацизмом был награжден медалью «За оборону Кавказа».

[http://geoclub.info/armenia-vov/]

Говоря о национальном вкладе армян в борьбе против фашистской Германии, хочется отметить героический вклад населения небольшого села Чардахлу Нагорного Карабаха, потому что большинство армян, проживающих в селе Старомарьевка Ставропольского края, являются выходцами именно из этого села, о котором они с гордостью заявляют.

И это не случайно. Это село дало Советскому Союзу двух маршалов (Баграмян, Бабаджанян), 6 генералов, четырех героев Советского Союза, многих офицеров старшего командного состава. 1250 человек ушли на фронт. 853 были награждены орденами медалями, 452 пали смертью храбрых на поле боя. По всей вероятности, не только в нашей бывшей Стране Советов, но и за ее пределами трудно найти подобное село, как 16-вековое арцахское село Чардахлу.

В общем, Армянский народ дал Родине четырех маршалов - Баграмян, Бабаджанян, Худяков (Ханферянц) и одного адмирала флота СССР - И.С. Исаков (Тер-Исаакян). Всего было три адмирала флота высокого ранга, это Исаков, Кузнецов и Горшков. Армяне любят говорить: «У нас нет моря, зато мы дали адмирала флота».

Плечом к плечу с русскими и другими народами СССР армяне героически защищали Москву и Ленинград, бились за Брест и Киев, Одессу и Севастополь, сражались у стен Сталинграда и на просторах Северного Кавказа, громили врага на Курской Дуге и на Днепре, участвовали в освобождении Украины и Белоруссии, приняли участие в разгроме империалистической Японии. Таманская стрелковая дивизия (единственная национальная дивизия в составе советской Армии) под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна участвовал в штурме Рейхстага. У стен поверженного рейхстага войны - армяне с оружием в руках и песней на устах под звуки зурны танцевали свой победный танец «Кочари».

Говоря об участии армян в Великой Отечественной войне, Г. К. Жуков сказал: «В победе над фашизмом армяне, начиная с рядового и кончая маршалом, обессмертили свои имена не тускнеющей славой мужественных воинов»

Немало выдающихся армян и среди тех, кто оборонял Ставрополь. Исаак Погосович Караханян- советский офицер, участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы, полковник.

Исаак Караханян родился в с. Геташен Нагорного Карабаха. С декабря 1941г. был на фронте. Служил 89-й стрелковой дивизии, где он прошел весь свой боевой путь от рядового до майора. Молодому войну было с кого брать пример: родной дядя Исаака – Аршак Караханян является полным кавалером Георгиевского Креста на фронтах Первой мировой войны.

Исаак Караханян участвовал в боях Северной Осетии, Ставрополя, Краснодара, Новороссийска, Армавира, Таманского полуострова и Крыма. День Победы старшина Караханян встретил в поверженном Берлине. Указом президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года старший сержант Караханян был награжден Орденом Славы 1 степени. И так, в последний день мая победного года отважный геташенец стал последним кавалером ордена Славы среди военнослужащих – армян.

Вот как Исаак Погосович рассуждал о войне: «Почему мы победили в той войне? Да потому, что все мы любили нашу Родину, которая была на всех одна. Тогда все люди были братья. Я помню, как один из моих сослуживцев, русский, получил ранение, и мне пришлось полтора километра тащить его на себе, пока не передал в санчасть. А меня неоднократно спасали от смерти русские, украинцы. Поэтому не переставал и буду всегда напоминать нынешнему поколению, что победа в Великой Отечественной войне была победой всего советского народа»

Армянский народ, вместе с другими народами СССР, во главе с русским народом, принимал самое активное участие в разгроме немецко-фашистских захватчиков и внес свою достойную лепту в историю Великой Победы.

Русско - Армянские отношения после распада Советского Союза.

В декабре 1991 года Советский Союз перестал существовать и на мировой арене появились новые актеры международных отношений, в том числе Российская Федерация и Республика Армения. И каждый из них стала искать свою стратегию внешней политики.

21 декабря 1991г был подписан Протокол о создании СНГ (Содружество независимых Государств), а 29 декабря того же года был подписан первый двухсторонний договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности» между Россией и Арменией.

Южный Кавказ всегда был зоной традиционных интересов России. Для защиты своих геополитических интересов на Южном Кавказе России нужен был надежный, проверенный союзник, и Армения на эту роль подходила как нельзя лучше. Армения является единственным стратегическим партнером России в рамках ДКБ (Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992г).

Но, пожалуй, главным аспектом военного сотрудничества между двумя государствами является 102-ая российская база, дислоцированная в окрестностях Еревана и в городе Гюмри, предназначение которой сформулировано следующим образом: «Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функции защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными Силами республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР».

Армения и Россия являются стратегическими партнерами, и это сотрудничество относится как к политической, экономической, военной, гуманитарной, так и к иным сферам сотрудничества.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сказать, что задачи и цели выполнены: в ходе проведённой работы был изучен и синтезирован материал о русско-армянских отношениях.

Данное исследование показало, что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, поможет воспитать любовь не только к России, но и к своим корням к своей нации, что поможет воспитанию толерантного отношения к представителям других наций.

В своей работе я доказал, что армянский народ является не только традиционным союзником России, но и выполняет важную созидательную миссию на Кавказе.

Данные выводы подтверждают выдвинутую гипотезу: русско-армянские отношения, имеющие глубокие культурно - исторические традиции, служат основой для взаимной реализации национальных интересов России и Армении.

Я думаю, моя работа имеет практическую направленность: в наше нелёгкое политическое время работа особенно актуальна с учетом важности укрепления русско- армянских политических, военно- экономических и культурно- исторических связей, а также может быть использована для проведения тематических классных часов, для докладов по темам при подготовке к урокам истории и МХК, при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории, обществознанию и литературе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Александр Манасян «Геноцид армян: императив политического переосмысления век спустя».«21-йВЕК», № 3 (36), 2015г.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы А839 Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов- на-Дону) / отв. ред. акад.  Г.Г.  Матишов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. – 416 с. – ISBN 978-5-4358-0030-2

[Беликов Г. «Святыни двух народов»// ставрополььская правда. 02.03.1994].

Вазген Восканян «Древняя Русь и Армения»

[ Великая Н. Н. «Армяне терского левобережья» в VIII- XIX вв//StudiaPontocaucasica. 2. Армяне Северного Кавказа.- Краснодар. 1995. С.194-195]

В. Парсамян «Развитие исторической науки в Армении в первой половине XIX». Известия академии наук Армянской ССР №6, 1953. Общественные науки.

Г. А. Сароян «История армянского народа в кратком изложении». Краснадар 2015.

ДЕПЕША РУССКОГО ПОСЛАННИКА В КАИРЕ СМИРНОВА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ С.САЗОНОВУ (25 ИЮНЯ 1915 Г

ЕрицовА.Д. Первоначальное знакомство армян с северо-восточною Русью. // «Кавказский вестник». 1901. № 12. С. 50

[Ковалевский М. Армянский вопрос // Черная книга, с. 191

Международная научная конференция, посвященная 100-летию Геноцида армян, состоялась в Нижнем Новгороде» Наири. Альманах: Сборник

Мовсес Каганкатвеци, история агван, русский перевод К. Патканова, СПб. , 1861 с. 275-276.

Мурадян М. Ф. «Российско – армянские отношения в последнем десятилетии XX века». Голос Армении, 04.IV.2002.

материалов об Армении и армянской диаспоре. Вып. 7. — Н. Новгород: 2017, 208

Перевод послания армянских меликов Петру I Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. Том II, часть I. Ереван. АН АрмССР. 1964. Под редакцией А. Иоаннесяна

Полное собрание законов. Т.VII. СПб. 1830. // Грамоты Петра Первого об армянах. С.257

ПСРЛ. Т. XIX История о Казанском царстве. (Казанский летописец). СПб. 1903. С. 130.

Шарль Диль Основные проблемы византийской истории М., 1947, с. 124

«Участие армян в русско-турецкой войне 1877-1878 годов» Крбекян В. Г. Ереван: Антарес, 2004. - 168 с.

Христина Д. Семина «Трагедия русской армии Первой Великой войны 1914-1918гг» «Записки сестры милосердия кавказского фронта». Нью Мексико 1963.

«Этносоциологические исследования Армении и Диаспоры 10» Институт этнологии имени Н. Н. Миклухо- Маклая Российской академии наук. Ереван 2016г.

«100- летие Геноцида армян в османской империи: уроки истории». Сборник статей по материалам международной научно - практической конференции 20 апреля 2015г в Уральском федеральном университете, РФ.

http://geoclub.info/armenia-vov/]

http://www.yerkramas.org/article/27222/genocid-armyan-i-rossiya

[https://www.youtube.com/watch?v=lXJncewCUgc

https://www.youtube.com/watch?v=U1hqIJ3XNn8

https://www.youtube.com/watch?v=6e6dAkZl3KM

https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Nr8CPqGsAAg

Приложение

Согласны ли вы с выражением «В дружбе народов - единство России».

«да»- 90%

«нет»-0%

«затрудняюсь ответить»-5%

«другое»- 5%

Как вы относитесь к межэтническим бракам?

«положительно»-60%

«отрицательно»-20%

«затрудняюсь ответить»-17%

«другое»-3%

Знакомы ли вы с культурой, традициями и историей армянского народа?

«да»-80%

«нет»-2%

«затрудняюсь ответить»-13%

«другое»-5%

Слышали ли вы о Геноциде армян?

«да»-98%

«нет»-2%

«затрудняюсь ответить»-0%

«другое»-0%

Хотели бы вы посетить Армению?

«да»-94%

«нет»-1%

«затрудняюсь ответить»-2%

«другое»-3%

В ходе опроса я выяснила что армяне, которые свое время эмигрировали из села Чардахлу составляют большинство- 35%, из всего Карабаха- 20%, из села Айгедзора Шамшадинского района республики Армяния- 15%, из села Гюрджеван Республики Азербайджан- 10%, из села Гош Дилижанского района Республики Армения- 7%, армяне которые эмигрировали из Грузии составляют 5%, остальные 8% приехали в Старомарьевку из разных областей России и Армении.

Из Чардахлу – 35%

Из всего Карабаха – 20%

Из Айгедзора- 15%

Из Гюрджевана – 10%

Из Гоша – 7%

Из Грузии – 5%

Из разных областей России и Армении – 8%

Просмотров работы: 106