Дети Кузбасса в годы Великой Отечественной Войны

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети Кузбасса в годы Великой Отечественной Войны

Редькина А.В. 1Фролов  Т.П. 1
1МБОУ "Гимназия №41"
Скучалина Е.А. 1
1МБОУ "Гимназия№41"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой.

Дети войны – это особое поколение. Нам хочется рассказать о них, перенесших все ужасы войны, испытавших на себе все тяготы военного времени.

Гипотеза: 

Предполагаем, что жизненные позиции детей военного времени и сегодняшней молодежи кардинально отличаются.

Цель исследования: изучить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей и сравнить с детством детей нашего времени.

Задачи:

1. Расширить представления обучающихся о детях Кузбасса во время Великой Отечественной войны.

2. Исследовать воспоминания кузбасских детей войны: о быте в тылу, о занятиях и образе жизни мальчишек и девчонок, о детских играх и развлечениях.

3. Сравнить образ жизни современных детей и детей войны.

Предмет исследования:

Условия жизни детей нашей области и вклад в дело борьбы с фашизмом.

Методы исследования:

- Изучение архивных материалов по теме исследования.

- Посещение музея «Боевой славы» г. Кемерово.

- Обобщение сведений, полученных из разных источников

- Сравнение воспоминаний детей войны, выявление сходств и различий в их рассказах.

- Опрос в форме анкетирования людей, родившихся 1928-1940гг, и детей, рожденных 2006-2010 гг.

- Анализ полученных данных

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе используются документы из личных архивов людей, которые в годы войны были детьми. Дополнены малоизвестные исторические факты о жизни людей в Кузбассе в 1941-1945гг.

Практическая значимость исследования:

Наше исследование построено на материалах государственного архива кемеровской области, кемеровского краеведческого музея, личных бесед с детьми военного времени, проживающих в Кузбассе. Материал может быть использован для проведения уроков и классных часов, посвященных истории родного края, а так же информация может быть занесена на сайт нашей гимназии, и на сайт «Дети войны: воспоминания о тыловой повседневности» (детивойны42.рф).

Актуальность исследования:

Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории.

Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы о детстве живых свидетелей того времени.

Глава 1 Кузбасс во время ВОВ

Горькие испытания выпали на Кузбасс в годы ВОВ. Каждый третий кузбассовец ушедший на фронт не вернулся с поля боя.

За победу погибли лучшие сыны и дочери нашего народа. Среди них около 100 тысяч кузбассовцев. Но не будет преувеличением сказать, что победа в войне - это и победа тружеников советского тыла. В тылу люди не смыкали глаз у станков и мартеновских печей, сутками не выходили из забоев шахт, не покладая рук работали на полях. Объединенные единой волей, единым порывом, рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, коммунисты и комсомольцы совершили подвиг, равно которому еще не знала история. Большая роль в этом принадлежит Кузбассу.

Жизнь и вся работа в тылу перестраивалась на военный лад. Вместе с действовавшими в Кузбассе предприятиями на нужды фронта начинали работать прибывавшие сюда эвакуированные заводы. Всего в Кузбассе полностью либо частично было размещено оборудование 82 эвакуированных предприятий. В годы войны Кузбасс становится главным поставщиком угля и металла. Шахтеры Кузбасса, вместе со всем народом страны неутомимо боролись за развитие угледобычи. Кемеровская область превратилась в мощный промышленный центр.

С июня по ноябрь 1941 г. были эвакуированы заводы и вместе с ними десятки тысяч рабочих и членов их семей, население прифронтовых краёв и областей. (Приложение 1. Промышленность Кузбасса в 1941-1945 гг.)

В связи с ростом гражданского населения остро встала проблема жилья. Решением от 10 июля 1941 г было принято произвести уплотнение жильцов, где на человека приходится не более 4 кв. м. (Приложение 2 Проблема жилья). Люди проживали в тяжелейших бытовых условиях. Не имели элементарной мебели, плохо отапливались помещения, зачастую температура зимой не поднималась выше 7 градусов. Не смотря на уплотнение местного населения, жилья катастрофически не хватало.

Во времена войны изменилась и жизнь людей в тылу, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Но жизненно - важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание бытовых услуг населению действовали. Перед медицинскими работниками кемеровской области встали новые задачи: обеспечить санитарное благополучие тыла, перестроить в короткие сроки лечебно-профилактические учреждения для оказания квалифицированной медицинской помощи раненым и больным воинам, прибывающим с фронта, а также организовать меди­цинское обслуживание мирного населения. (Приложение 3. Оказание медицинской помощи мирному населению.)

Несмотря на тяжелое время, большое внимание уделялось детям. Остро стоял вопрос об открытии ясельных групп, детских садов. 23 июня 1941 года приказом по ГорОНО в 24  часа были расформированы школы № 1, № 4, № 10, затем ещё 7 школ. Из десяти расформированных школ  в семи располагались госпитали.  Их ученики переводились в другие школы города. При этом часть старшеклассников уходила из дневных школ. Одни подростки  продолжали  получать образования в школах ФЗО. Другие,  заменяя, ушедших на фронт, отцов и старших братьев, шли  работать на предприятия  города. (Приложение 4. Организация воспитательного процесса и обучения детей.)

Огромная нагрузка ложилась на оставшиеся нерасформированные  школы. С увеличением  числа учеников выросло количество классов в параллелях.  Занятия проводились в три смены,  наполняемостью классов составляла 35-40 человек.

На конец войны в г. Кемерово действовало 49 детских домов, в которых было 6435 воспитанников. 27 детских домов находилось в сельской местности, 22 в крупных городах области. Летом для детей организовывались детские площадки. (Приложение 5. Детские дома в военное время.)

Глава 2 Дети войны

Есть поговорка «На войне детей не бывает». И действительно, в то нелёгкое время, заменив ушедших на фронт отцов, братьев, мужей и сыновей, не только женщины, но и дети приняли на свои плечи всю тяжесть труда в тылу. Они слишком рано стали взрослыми и их жизненным кредо стало слово «надо ». Молодежь зачастую не имела возможности закончить школу, так как часто после 7 класса приходилось идти осваивать рабочую профессию и вставать к станку наравне со взрослыми. Учась в школе, они писали чернилами из свекольного сока или чаги в тетрадках из оберточной бумаги, журналах, газетах. (Приложение 6. Условия обучения детей в военное время.)А повзрослев — строили новую страну. 

В учебнике истории вы без труда найдете информацию о героизме и самоотверженности тружеников тыла и т.п. Но нам захотелось узнать из первых уст о повседневной жизни детей военного времени.

Мы обратились к одноклассникам с просьбой, расспросить о военном детстве их прабабушек и прадедушек. Для этого мы раздали анкеты. Девять человек согласились ответить на наши вопросы лично, рассказали о своем военном детстве. За что им огромное «Спасибо», потому что воспоминания не всегда были легкими. (Приложение 7. Встречи с людьми военного времени).

Одеваться просто и скромно жить, было обычным делом. (Приложение 8. Быт военного времени). Дома - простые, землянки, у окна стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной.

Но именно эта бедность заставляла бережнее относиться друг к другу. Одна конфета на 5 частей, одна игрушка на всех, даже валенки и те, часто были одни в семье.

Свободного времени было мало. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми. Дети повзрослее пасли свиней, гусей, косили траву, собирали грибы, ягоды, работали на земле, шили, торговали. Это не было чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

Из воспоминаний Сабуровой Нины Григорьевны (прабабушка Анастасии Редькиной): «Я самая старшая из детей. Мне тогда было 7 лет, опекала трех сестер. Обрабатывала огород, пасла гусей, кормила поросят».

Из воспоминаний Фроловой Галины Михайловны (бабушка Фролова Тимофея): «Жили большой семьей с двоюродными братьями и сестрами. Наши мамы работали с раннего утра до позднего вечера. Бабушка была нам и мамой и папой. У каждого были свои обязанности. Свободного времени не было».

«Посмотрите вокруг, - говорит Шемчук Капитолина Федоровна, прабабушка Вани, - сегодня все жалуются, что бедно живем. А ведь у нас все есть!»

Большинство во время войны столкнулось с проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо. В основном с огорода и тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов. При предприятиях, в школах, детских домах были организованы подсобные хозяйства, где выращивали овощи, злаки. В колхозах, где приходилось работать, кормили кашей, и часто приходилось работать за еду. В годы войны само по себе наличие еды было счастьем. (Приложение 9. Питание во времена войны.)

Фролова Валентина Андреевна вспоминает: «Собирали мерзлую картошку, пекли «тошнотики». Ели в основном пшённую кашу. Хлеб и вода были по карточкам. На рынках продавали замерзшее молоко. Пока шли с рынка, жевали его сверху помаленьку. Доносили до дома воду от этого молока на дне чашки. Сладостей не было. Вообще не помню, чтобы я ела что-то сладкое во время войны. Правда мама вялила нам сахарную свеклу. Когда уже пошла в школу, подарили на праздник кулек конфет «подушечки». Мы называли их «Дунькина радость» уже не помню почему».

Из воспоминаний Яворской Зинаиды Георгиевной: «Чаще всего готовили супы из всякой травы: крапивы, лебеды. Ходили в соседние деревни, меняли вещи на муку и капусту. На поле садили пшено и картошку, так что все, что можно приготовить из картошки, готовили. Хлеб давали по карточкам. 200 гр на человека. Сладостей никаких не было».

Даниловцева Анна Лаврентьевна вспоминает: «Мама жарила картошку на рыбьем жире. Я его терпеть не могу. Это самое яркое воспоминание. Помню только эту невкусную картошку и хлеб. Больше ничего не было».

Калинина Тамара Григорьевна: «Пекли пироги из черной муки с картошкой, капустой. Запекали свеклу. Это было лакомство».

Опираясь на воспоминания детей того времени, можно сделать вывод, что в основном все вспоминают мерзлую картошку, пшённую кашу и очень редко кто говорил про конфеты «Подушечки».

Мы хотели выяснить, как же тогда развлекались дети? В какие игры играли? Какие были кумиры и любимые герои?

На этот вопрос у бабушек была одна реакция: «Да какие могли быть развлечения?» Все говорили, что детство было у них самое обычное. Книг сложных не читали, их было очень мало, сказочных героев не знали. В кино были далеко не все. Играли в лапту, бегали, скакали на скакалках, зимой катались на санках, ледяных горках. Инструменты для развлечений делали своими руками. Поливали доску водой, чтобы сделать ледянку, даже лыжи делали сами, распаривая доски и загибая их под форму лыж. Куклы девочкам шили мамы, мальчишки строгали из дерева ружья, машинки.

Многие занимались в кружках художественной самодеятельности. Потом показывали концерты родителям, в клубах выступали перед ранеными в госпиталях.

Поддерживать боевой дух рабочим и солдатам помогали артисты Драматического театра. Всего был дан 1951 спектакль. Изредка приезжал цирк.

Фролова Валентина Андреевна вспоминает: «Билеты в кино стоили 1 рубль и были не по карману детям, а попасть очень хотелось. Приходилось пробираться в зал заранее и прятаться под креслами. Когда свет гас, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым кино. Но даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде».

Из воспоминаний Даниловцевой Анны Лаврентьевной: «Была одна кукла, какая не помню. Любимые игры «городки» и «лапта с мячом».

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе,- рассказывает Алевтина Фатеевна. – «Это сейчас дети рассуждают как взрослые, а тогда жили без особых разговоров. Воспитывали в строгости».

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением. Обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. (Приложение 10. Труд детей во время во время ВОВ.)

Повсеместно открывались школы. На основе архивных данных в кемеровской области в 1941г действовало 1822 школы, из них начальной школы 1368, неполных средних школ 331, средних школ 123. К концу войны количество школ увеличилось на 18 школ. Причем в городе уменьшилось на 6 школ, а в селах увеличилось на 24 школы. Это связано с переселением городского населения в сельские районы. За процессом обучения тщательно следили. Отдел образования контролировал посещаемость, успеваемость, следили за тем, чтобы ни один ребенок не остался неохваченным. Решалась задача ликвидации безграмотности среди взрослых, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. (Приложение 11. Школы во время ВОВ).

Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или журналы, писали на них между строк. Чернила делали сами из чаги. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Из воспоминаний Калининой Тамары Григорьевной: «В школу пошла в 1943 году. Помню первую учительницу. Когда ее мужа забрали на фронт, носили ей кусочки хлеба».

Из воспоминаний Яворской Зинаиды Георгиевной: «Я окончила 6 классов, и мне пришлось идти на работу (в 1943 году у меня умерла мама). Дальнейшей возможности учиться у меня не было».

Из воспоминаний Сабуровой Нины Григорьевной: «В годы войны я училась в Пинигинской школе. О своей первой школе у меня самые теплые воспоминания. Я очень хотела учиться, быть полезной людям».

О чем же мечтали дети войны?

Дети думали, что война будет всегда, потому что не имели никакого представления о мирном времени.  Для нас могут показаться непривычными их заветные желания и мечты. Дети того времени мечтали о мирной жизни, о том, чтобы не было войны, и не было голода. Ждали возвращения отцов с фронта. Мечтали получить образование. Девчонки грезили красивыми платьями. Абсолютно все хотели конфет.

Такое вот простое счастье. 

Глава 3. Представление современных детей о сверстниках времен Великой Отечественной войны

Мы решили узнать, что знают наши сверстники о детях военного времени. Было проведено анкетирование учащихся нашей гимназии, опрошено 46 учеников 2006-2009 года рождения. (Приложение 12. Анкетирование учащихся гимназии.)

Результаты показали плохую осведомленность о жизни людей во время ВОВ. День Победы у многих ассоциируется с салютом и парадом. Учащиеся слабо представляют себе образ жизни людей военного времени. Мало кто из детей знает о военном детстве своих прадедов.

На вопрос, знают ли они о том, какое детство было у их прадедов, отвечали, что детство у них было плохим, не было компьютеров. Мечтали об игрушках, ели конфеты и мороженое.

Так же мы провели анкетирование среди прабабушек детей из нашего класса. Сравнив результаты анкет, мы увидели огромную разницу между детством разных поколений.

Из анкет для учащихся видно, что дети в основном играют в компьютерные игры или игрушки, купленные в магазинах. Очень разнообразен список любимых лакомств. Песни нравятся популярных исполнителей, некоторые вспоминают про песни из мультфильмов. Любимая одежда детей скорее та, что удобная. У девочек платья все же остаются на первом месте. Книги дети читают разнообразные, много читают. Больше всего любят веселые небольшие рассказы, сказки разных народов мира, различные энциклопедии.

Мечтают о путешествиях по миру, по России, мечтают посетить детские развлекательные центры, стать чемпионами мира в разных видах спорта, кто-то мечтает о каком-то открытии, кто- то о домашних животных, а кто о материальных ценностях.

Мечты и образ жизни современных детей радикально отличаются от детства детей войны. У детей военного времени не было такого количества игрушек, развлечений. Еда и одежда не всегда были доступны. Желания и мечты были совершенно другими. Дети хотели мира, мечтали о возвращении отцов с фронта. Воспоминания о детстве порой очень горькие и тяжелые. (Приложение 13. Сравнительная таблица опроса учащихся и детей военного времени. В таблице приведены наиболее распространенные ответы.)

Заключение

Роль Кузбасса, как мощной индустриальной базы на востоке нашей страны, в военные годы возросла в разы. Преодолевая невероятные трудности, развивались сельское хозяйство и промышленность. Несомненно, в годы Великой Отечественной войны Кузбасс внёс неоценимый вклад в победу над фашистской Германией. Этот регион превратился в мощный тыл советской армии. Кузбасское крестьянство и сельское хозяйство непоколебимо вынесло все трудности и лишения военного времени и предприняло все усилия для того, чтобы обеспечить фронт и индустриальные центры страны необходимым продовольствием. В годы войны Кузбасс стал главным поставщиком угля и металла для фронта. Из стали, выплавленной кузнецкими металлургами, было изготовлено порядка пятидесяти тысяч танков и сорока пяти тысяч самолетов. Заслуги народов Кузбасса остаются яркой, незабываемой страницей в его истории, в истории нашего Отечества.

Великая Отечественная война… Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но мы знаем, что более 72 лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши военные ровесники так и не узнали что такое детство. Рядом с нами и сейчас живут люди, которые помнят Великую Отечественную войну и могут многое рассказать о ней.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Людям, потерявшим детство, посвящается работа.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо и радостный детский смех. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. 

Наша работа имеет практическое значение и применение. К 70-летию Великой Победы региональное отделение ОНФ в Кемеровской области запустило масштабный проект «Дети войны: воспоминания о тыловой повседневности». Участниками проекта стали жители Кемеровской области, рожденные в предвоенном периоде, выразившие желание поделиться воспоминаниями о военном детстве. Мы хотим предложить координаторам проекта внести анкеты найденных нами людей, которые в годы войны проживали на территории Кузбасса, не внесенных на этот сайт.

А так же материал работы может быть использован на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.

             Как жаль, что мы не замечаем

                               Среди житейской суеты
                               Родных и близких и не знаем:
                               Они - Герои той войны,
                               Которая украла в одночасье
                               Надежду, молодость, мечту.
                               Нельзя забыть их подвига за наше счастье.
                              Так скажем все: 
                                                                                                           "Я помню!
                                                                                                                  Я горжусь!
                                                                                                                         Я чту!"

Список использованной литературы

1. Государственный архив Кемеровский области.

2. Кожихов, О.В. Размещение промышленных предприятий, эвакуированных в Кемеровскую область в 1941-1942 гг. Новосибирск, 2003 г.

3. Мазикин, В.П. Угольный Кузбасс в Великую Отечественную сделал все, что мог… и даже больше! 2005 г.

4. Музей боевой славы г. Кемерово

5. Усков И.Ю. Г. Кемерово и эвакуация 1941-1942 гг. // Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Кемерово, 2000 г.

6. Н. П. Шуранов «История Кузбасса». - Кемерово: ИПП "Кузбасс", "СКИФ", 2006 г.

7. Шуранов Н.П. Кузбасс: все для фронта. Кемерово: «СКИФ»: ИПП «Кузбасс», 2005 г. 4. Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой отечественной войны. Кемерово: Изд-во ОблИИУ 2000 г.

8. Интернет источники.

Приложение 1. Промышленность Кузбасса в 1941-1945 гг.

Приложение 2 Проблема жилья.

Приложение 3. Оказание медицинской помощи мирному населению.

Приложение 4. Организация воспитательного процесса и обучения детей.

Приложение 5. Детские дома в военное время.

Приложение 6. Условия обучения детей в военное время.

Приложение 7. Встречи с людьми военного времени

Приложение 8. Быт военного времени.

Приложение 9. Питание во времена войны.

Приложение 10. Труд детей во время во время ВОВ.

Приложение 11. Школы во время ВОВ

Приложение 12. Анкетирование учащихся гимназии.

Анкета для учащихся

Сколько вам лет?

С чем у вас ассоциируется 9 мая?

Знаете ли вы о том, какое детство было у ваших бабушек и дедушек?

О чем мечтали, в какие игры играли, как одевались, как жили и что вкусного ели?

1

Любимая ваша игра в детстве

 

2

Любимое ваше лакомство

 

3

Любимые ваши книги

 

4

Песни вашего детства

 

5

Любимая ваша одежда

 

6

Мечта вашего детства

 

Приложение 13. Сравнительная таблица опроса учащихся и детей военного времени. В таблице приведены наиболее распространенные ответы.

   

Дети военного времени

Учащиеся

1

Любимая игра в детстве

-«Лапта»

-«Прятки»

-«Классики»

-«Казаки-разбойники»

-«Чижик»

-«Скакалка»

-«Компьютерные игры»

-«Прятки»

-«Лего»

-«Салки»

-«Куклы»

-«Электронные игрушки»

2

Любимое лакомство

-«конфеты»

-«постный сахар»

-«мёд»

-«конфеты»

-«шоколад»

-«торт»

-«мороженное»

-«газированные напитки»

-«пицца»

-«фрукты»

3

Любимые книги

-«Сказки»

-«Тимур и его команда»

-«Четвертая высота»

-«Сказки»

-«Карлсон»

-«Бременские музыканты»

-«Небольшие смешные рассказы»

-«Энциклопедия»

4

Песни детства

-Пионерские песни

-Русские народные песни

-«Катюша»

-«Песни из мультфильмов»

-«Песни современных популярных исполнителей»

5

Любимая одежда

-школьная форма

-сарафан

-юбка-солнце-клеш

- сшитое мамой пальто

-Платье

-джинсы

-топик

-спортивный костюм

6

Мечта моего детства

-стать учителем

-стать врачом

-вступить в комсомол

-мира на земле

-чтобы отец вернулся живым с фронта

-совершить поездки в разные города

-Стать профессиональным спортсменом

Приложение 14. Пример ответов на анкеты детей военного времени

Просмотров работы: 2666