Веретено и прялка – путь через века

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Веретено и прялка – путь через века

Денисова Д.В. 1
1МБОУ СОШ №15
Рагимова  У.А. 1
1МБОУ СОШ №15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

«Веретено и прялка – путь через века» в рамках номинации «История одного музейного экспоната» посвящена не только отдельному предмету быта, но и всей русской культуре и истории в целом.

Тема моей работы «Веретено и прялка – путь через века» носит исследовательский характер. По итогам исследования я хочу выяснить: что такое веретено, какой была прялка, какую роль эти предметы играли в жизни русской женщины.

Узнать, что собой представляют старинные экспонаты я смогла в «Музее русской истории и культуры» МБОУ СОШ №15 г.о. Красногорск. Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания человеческих отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Ведь именно в деталях отражаются картины прошлого, без которых нельзя представить обыкновенную жизнь человека, его окружение, мебель, одежду, посуду, бытовые принадлежности и т.д.

Сравнивая, чем занимались в старину и в настоящее время, нельзя не отметить, что предметы быта претерпели многие изменения. Прялка стала электрической и молодым людям удобнее шерстяную вещь приобрести в магазине, чем связать. А веретено вообще ушло в забвение, разве что иногда упоминается в сказках…

Но все-таки приятно надевать носочки и варежки, связанные заботливыми бабушкиными руками, которые согревают в любые холода.

В результате своего исследования я пришла к выводу, что, собирая и изучая предметы народного искусства, мы узнаем много интересного о жизни наших предков.

1. Введение

Я давно интересуюсь русской историей и культурой, бытом наших предков, пообщавшись со своей прабабушкой Александрой Сергеевной Алимовой, заинтересовалась ещё больше историей появления веретена и русской прялки.

Побывав в школьном музее, увидев старые экспонаты, я захотела прикоснуться к истории их появления, узнать «тайны» прошлого.

От Рясковой Виктории Олеговны, учителя технологии нашей школы, которая привезла веретено из деревни Алёшево Ржевского района Тверской области, мы получили чудесный экспонат, который смело можно назвать «чисто женским».

У каждой женщины того времени в семье обязательно было веретено для прядения. У моей прабабушки тоже было.

Она рассказывала мне, что девочки начинали прясть с семи лет, используя веретено. И такой способ прядения использовали до 50-х годов. В начале шерсть чесали щётками (чесалки), а потом скручивали куделью и привязывали к лопасти.

В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами.

Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней.

Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обнову.

А женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядёт, да без рубахи не ходит, а баба прядёт, да и по две не носит1».

Нынешние сельские женщины до сих пор занимаются домашним прядением.

__________________________________________

Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор. Санкт-Петербург «Паритет» 2004.

Цель исследовательской работы:

- изучить историю веретена и самопрялок разных конструкций (с ручным, ножным и электрическим приводами).

Задачи исследования:

- изучить историю прядения на веретене;

- изучить историю появления маховика-пряслица;

- изучить историю использования переносных (лопатообразных) и неразъёмных прялок;

- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI века.

Методами моего исследования являются:

- опрос моей прабабушки Алимовой Александры Сергеевны и бабушки Алимовой Анны Николаевны

- анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;

- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI века;

- фоторепортаж о веретене и прялке.

2. Методика исследования.

Перед началом работы я тщательно разработала методику исследования, которая поможет мне выполнить все поставленные задачи:

1. Поиск информации, изучение источников, истории появления экспоната.

2. Систематизация полученных знаний об истории данного экспоната

3. Эксперимент – проверка технического состояния экспоната

4. Анализ полученных результатов

5. Установление выводов о проделанной работе

Данная разработанная методика, на мой взгляд, поможет выполнить главную цель проекта, ведь она содержит методы исследования всех уровней.

3. Основная часть.

В избушке, распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

(А.С. Пушкин)

Весьма устойчивая традиция радует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси, чаще всего занятыми за прялкой. Здесь я хочу рассмотреть все предшествующие стадии «технологического процесса» - прядения нитей. Ведь всё это делалось самостоятельно в домашних условиях.

Между тем специалисты указывают, что самопрялка (ручной вариант её употреблялся ещё древними римлянами) вошла в обиход на Западе около 1480 года. Когда она попала в Россию, в точности неизвестно – во всяком случае, не позже XVII века.

Что же касается древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказ своей прабабушки, я выяснила, что для прядения необходимы следующие инструменты для составных и неразъёмных прялок. Именно веретено являлось главным инструментом в прядении.

Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись (вспомним наколотый палец Спящей красавицы); недаром существует характерное слово «веретёнообразный».

Нити не спрядёшь без веретена. У каждой женщины было своё веретено, чужим пользоваться не с руки. Делал веретено из берёзы парень для любимой девушки или отец для дочери-подростка. Корень русского слова «веретено» уходит в глубокую индоевропейскую древность, и во всех мало-мальски родственных языках, современных и древних, означает «нечто вращающееся». Действительно, при прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить, причём так, что в руках опытной пряхи, по стихам А.С. Пушкина, даже «жужжало».

Подари мне батюшка

Чудо - веретёнышко,

Серебряное донышко.

Нитка белая бежит.

Веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка,

Дорогая мне игрушка.

Мне и весело, и жарко,

Я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу

И тихонечко пою2

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.

Пряслице же служило маховиком, помогавшим разогнанному веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания пряди волокон, вытянутых из кудели (чистая чёсаная на щётках шерсть, скатанная в валик и закреплённая на лопасть прялки).

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

И снова вытягивали из кудели длинную в размах рук (её так и называли «саженью», от слова «сягать», «досягать» - «тянуться», «дотягиваться») – прядь и скручивали быстрым вращением веретена.

Казалось бы, от маховика – пряслица, надетого на веретено, оставался один шаг до маховика – колёса самопрялки, приводимого в движение усилием руки (как в древнем Риме) или ноги. На деле для этого потребовались века.

Древнейшие пряслица, найденные в славянских землях, датируются каменным веком. До X века их делали из обожженной глины, позже появляются выточенные из розового и красного камня – шифера, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч (летописный Вручий). Здесь расположено единственное в Европе месторождение этого камня.

По мнению учёных, славяне, освоив камнерезное дело, делали пряслица из любого подходящего мягкого камня – например, серого шифера.

Одинаково впоследствии овручские мастера «монополизировали» производство. Удобные и изящные пряслица

2. Пушкин А.С. Сборник стихотворений. Северо – Западное книжное издательство. Архангельск, 1976 страница 78.

расходились отсюда буквально всей Европе, от рек Одера и Варты на Западе до средней Волги, от Ладони на Севере до Росси и Ворсклы.

Вытачивая каменные пряслица, овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных – биконических, т.е. грузик, как бы состоял из двух усеченных корпусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем 16 грамм, высоту имели 12 миллиметров, внешний диаметр отверстия для веретена был 10 миллиметров.

Есть основания думать, что женщины очень дорожили пряслицами: тщательно метили их, чтобы ненароком не «поменяться» на посиделках, когда начинались игры, танцы и возня.

На пряслицах выцарапывали личные метки, а после распространения письменности – подписывали свои имена.

С пряслицами связано поверье: не клади пряслице на стол – сорок грехов наживёшь.

В XIII веке пряслица из каменных становятся глиняными: монгольские захватчики разорили овручские мастерские… Слово «пряслице», укоренившееся в научной литературе, вообще говоря, неверно. «Пряслень» - вот как произносили древние славяне, и в таком виде этот термин всё ещё живёт там, где сохранилось ручное прядение. «Пряслицем» же называли и называют прялку (о которой речь будет чуть ниже). Ведущие археологи ещё в 40-е годы XX века предлагали устранить путаницу в терминологии, но ошибочная традиция держится с упорством, достойным лучшего применения.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой - вращают веретено.

На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут и вертят одной правой рукой: веретено у них сучит и мотает одновременно.

Любопытно, что пальцы левой руки (большой и указательный), дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту – а ведь за прядением нередко ещё и пели,– славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину…

С конца октября, когда заканчивались все полевые работы, женщины, садились за прядение. Сам процесс прядения несложен, но он требует определённых навыков. Главными инструментами для получения нити служили веретёна.

Рассказами моей прабабушки Алимовой Александры Сергеевны (Рязанская области) – подтверждается, что начинали прясть с раннего детства, используя веретено. Как бы приучая девочку, а в будущем девушку к ведению домашнего хозяйства.

Рассказывая об истории веретена, я не могла не упомянуть в своей исследовательской работе о прялке – главном экспонате нашего музея.

Одновременно – и тоже с незапамятных пор – использовались цельные и разъёмные (составные) прялки, характерные для разных регионов России.

Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.

Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии. Такую прялку называют «кужиль», сами женщины пряли на ходу.

Были широко известны прялки из копани, так называемые корневые. Копанью называется дерево, выкорчеванное с корнем. Для изготовления прялок выкорчёвывали преимущественно ели, сосны, берёзы, корневая система которых была подходящей. Прялки из копани очень просты.

Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень.

Чтобы изготовить гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами. На древесине можно делать очень тонкие прорези. Срезы получаются чёткими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Для гребня нужна широкая доска –ведь на гребне нужно было нарезать более двухсот очень тонких и длинных зубьев. От мастера требовалось величайшая осторожность.

Готовый гребень скоблили, чистили и шлифовали, чтобы удалить мельчайшие заусенцы, а затем пропитывали для прочности маслом

и сушили.

Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.

Вместо гребня в некоторых регионах использовали лопатообразные лопасти, а иногда и вилкообразную палку. Лопатообразные прялки поражают своим разнообразием, в особенности по типу украшений. При украшении прялок с полной силой проявляется народное искусство резьбы по дереву; применяется древний способ долбления резьбы треугольником. Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства.

В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.

Первоначально рисунок делали тонкой линией, иногда его выцарапывали. Краску разводили на яичном желтке, разбавлены квасом. Заканчивали роспись вторичной обводкой контура. Роспись прялки поливалась для блеска особым составом, в который входила олифа. Позднее стали расписывать их масляными красками без грунта.

В росписи прялок встречаются бытовые сцены (типа лубка), элементы растительного и животного орнамента.

В настоящее время у моей прабабушки сохранилась разъёмная прялка, но без украшений.

Она мне показывала ещё и веретено.

Самопрялки

Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено. Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.

У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной. Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.

Были места, где самопрялок не было совсем из-за их дороговизны. Да и осваивалась работа на самопрялке с трудом: молодые выучивались, а для старых, привыкших прясть на веретене, было трудно координировать работу ног на подножке с работой левой руки, дёргающей нитку. Непривычно было, и работать левой рукой с той быстротой, которую требовал ход самопрялки. И, наконец, жужжание самопрялки казалось слишком надоедливым, особенно на посиделках.

На выводимой нитке отражается настроение и физическое состояние пряхи.

Нитка молодой женщины тонка, ровна, тонко кручена; нитка старой пряхи выходит вялой, толстой, слабо крученой.

У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой. В холодное время года девушки откупали избы у какой-либо вдовы и собирались на посиделки с работой:

Ой, да кудели - куделицы,

Собирались, красны девицы,

На посиделки собирались,

За работу принимались.3

На посиделках любили послушать сказки, разные былинки, пели много песен. Но о работе не забывали: если девушка мало напрядёт за вечер, мать может не пустить в другой раз.

____________________________________________________________________________________

3.Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор. Санкт-Петербург «Паритет» 2004.

Современное поколение и я, в том числе видели, как прядут на самопрялке прабабушки и бабушки.

В 70 – 80 годах стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок.

В настоящее время надёжным способом прядения является самопрялка.

Имея свободное время, бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для родственников и на продажу.

Практический эксперимент

Прабабушкино веретено я решила использовать для получения пряжи, но у меня не было овечьей шерсти. Тогда мне пришлось использовать простую вату, но оказалось, что скручивать ее проще пальцами в небольшие толстые нитки. Эта часть моего эксперимента оказалась неудачной.

Ко мне на помощь пришла моя бабушка Анна Николаевна, которая помнит, как ее мама и бабушка пряли пряжу, и сама немного училась этому мастерству. Для процесса прядения необходимы были еще прялка и овечья шерсть. Прялку, которая досталась моей бабушке по наследству, достали из подвала, взяли немного шерсти. Бабушка взяла веретено и сделала попытку спрясть немного пряжи. Через некоторое время у нее это стало получаться хорошо. Потом этот эксперимент продолжила я. Левой рукой вращала веретено, а правой выделяла из шерсти (кудели) небольшие пушистые кусочки, которые скручивались в пряжу. Вначале шерсть часто рвалась и пряжа не получалась. Через некоторое время у меня стало получаться «подобие» нити разной толщины. Моя пряжа была неровная, но мягкая. Процесс мне понравился…. Из этой пряжи я свяжу себе шарф.

4. Результаты исследований

Главный итог моего исследования заключается в изучении истории происхождения веретён, прялок и их составляющих, от появления их на территории нашей страны в древности, до настоящего времени.

5. Заключение

Подводя итоги исследования, следует отметить, что, работая над историей самопрялок разных конструкций, я поняла, какое это увлекательное и одновременно сложное занятие - прядение.

В основном этим занимались люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд играл важную роль в домашнем хозяйстве.

Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, а именно, изучала историю веретён и самопрялок.

Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:

- веретёнами бабушки пользуются до настоящего времени;

- женщины прядут на прялках двух видов «лежак» и «стояк», а также на прялках электрическим приводом.

-результаты моих исследований пополнят фонды школьного краеведческого музея;

- эти данные можно использовать на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства.

И сегодня, в наше время, я пытаюсь учиться у своей прабабушки Алимовой Александры Сергеевны мастерству прядения. Мне это интересно, потому что умение прясть пригодится мне в будущем, как хозяйке и возможно даже позволит передать эти ценные знания следующему поколению в нашей семье

Список использованной литературы

1. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор. Санкт-Петербург «Паритет» 2004г.

2.Тарановска Н.В. «Русские прялки», Ленинград. Издательство «Аврора», 1970г.

3. «Большая российская энциклопедия » Москва, Научное издательство, 2006г.

4.Шерстенников Н.И. «Палочка для умельца». Пилигрим, 206г.

5. Н. Н. Комаров Н. Е. Забелин. О жизни, быте и нравах русского народа.

6. Льняной словарь А.В. Громова.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

8. Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники. Энциклопедия. Санкт-Петербург Классика» 2003г.

9. Пушкин А.С. Сборник стихотворений. Северо-Западное книжное издательство Архангельск 1976г.

10. Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПБ

11. Веретено // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. и 3-е издание, том 1 (1903)

12. http://mylitta.ru/137-spinning-wheel.html

13. http://www.narodko.ru/article/tkach/pryalka/type_pryalka.htm

14. http://pytnashka-kras.edumsko.ru/about/museum/articles/gerb_muzeya

15. http://costroma.k156.ru/gromov/slovar/gromov_slovar_2012.html

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3. Прялка поближе.

Приложение 4. Картина В.А. Тропинина «Пряха»

Приложение 5. Прялка – первый экспонат.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Просмотров работы: 3071