Память начинается с меня, или забытые герои малой родины

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Память начинается с меня, или забытые герои малой родины

Юрлова В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 84"
Веденина И.Н. 1Фокина  И.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«… Я уверен, что сохранение памяти о наших соотечественниках,

защищавших Россию в годы той великой войны, – это не только одна из задач Национального организационного комитета, но и наша моральная ответственность. Ответственность за восстановление исторической справедливости»

(Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности преобладают над духовными, искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Традиционным источником нравственности является патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

11 ноября 2018 года отмечаться 100-летие со дня окончания I Мировой войны (1914-1918 гг.), которая является первым глобальным конфликтом в новейшей истории человечества, включившим в свою орбиту 38 государств и коренным образом изменившим мир в политическом, экономическом, социальном и даже культурном планах.

Ведущую роль в развязывании I Мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая - усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи. В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.

Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока. I Мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники поражены, сколь малой сделали военные средства цену человеческой жизни.

Российская Империя вследствие катастрофического внутреннего положения вышла из I Мировой войны после подписания сепаратного Брестского мира в 1918 году и была ввергнута в тяжелейшую Гражданскую войну, последствия которой для России стали не менее ужасными, чем последствия Первой мировой войны.

Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов - всё это позволяет нам говорить о необходимости сохранения памяти о ней у подрастающего поколения.

Актуальность

Одним из самых удивительных фактов Первой мировой стало создание летом 1917 года женского батальона смерти. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира. Инициатором их создания была простая русская крестьянка, а с 1915 года - военнослужащая Мария Бочкарева.

Заинтересовавшись этой незаурядной личностью, я открыла для себя немаловажный фактор, оказывается, что знаменитая личность Мария Леонтьевна Бочкарева была нашей землячкой, так как проживала с родителями в Томской губернии, Ново-Кусковской волости (ныне село Ново-кусково Асиновского района Томской области). Хоть расстояние от нашего города Северска (Томская область) до села Ново-кусково составляет всего 130 километров, среди моего окружения никто не знал, данного факта. Также, мало кто знает из Северска, что Мария не желая принимать участия в Гражданской войне, возвратилась в Томск, где жила в Горшковском переулке, в доме № 20, в квартире № 8; на жизнь она зарабатывала, помогая своей сестре-портнихе шить шинели на заказ. Часто посещала храм и молилась.

Об этой удивительной женщине ходит так много легенд, что трудно с полной уверенностью утверждать, что правда, а что вымысел. При жизни слава этой удивительной женщины была столь велика, что ей могли бы позавидовать многие звезды современной политики и шоу-бизнеса. Репортеры наперебой брали у нее интервью, иллюстрированные журналы помещали на обложках ее фотопортреты и восторженные статьи о «женщине-герое». Но, увы, спустя уже несколько лет в памяти соотечественников остались лишь презрительные строчки Маяковского о «бочкаревских дурах», бестолково пытавшихся оборонять Зимний дворец в ночь Октябрьского переворота...

Если верить документальным сводкам, она прожила всего 31 год, но за это время видела столько, сколько люди не увидели бы за 2 или даже 3 жизни. Ее имя забыто за пособничество Белому движению, но плюсы нынешнего времени заключаются в том, что личности подобные ей получают реабилитацию, а исторические факты становятся достоянием всех тех кому интересна история своей страны. Реабилитирована осужденная чекистами Мария Леонтьевна Бочкарева была лишь через 70 с лишним лет, в 1992 году.

В настоящее время в Томске проводят чтения и конференции, посвященные своей легендарной землячке, выражают справедливое мнение о необходимости увековечить память патриотки, установив на доме № 20 по Горшковскому переулку, где она жила в 1919 году, мемориальную доску. Получит ли это предложение поддержку властей? Сомнительно. Год постройки дома 1867 год и к сожалению около 15 лет назад его снесли, но пока там пустырь и еще теплится надежда о справедлив ости восстановлении памяти о истории Томска и его великих жителей.

В Интернет источниках Марии Леонтьевне Бочкаревой посвящены десятки научных статей и публицистических очерков, но в них встречаются разногласия фактов. Мы уверены, что наша землячка Мария Бочкарева и её подруги предопределили массовый героизм, который проявили русские женщины в годы I Мировой Войны и Великой Отечественной войны и продолжают проявлять себя в настоящее время в войсках России.

В нашей школе МБОУ «СОШ №84» есть историко-краеведческий музей «Истоки» где проходят открытые уроки разных уровней не только руководителем музея и педагогами нашей школы, но сами учащимися. После посещения нашего музея, у многих учащихся, также как и у меня, меняется мировоззрение к нашей истории, а самое главное - появляется желание самому выступить в качестве экскурсовода и поделиться своими знаниями.

Результаты данной научно-исследовательской работы найдут отражение, прежде всего, в работе с музейным собранием, в экспозиционной работе.

Цель

Расширение экспозиционных возможностей школьного музея для развития познавательного интереса и любознательности у учащихся к историческим корням малой родины, с позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; не механического запоминания исторического материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки направленной на осмысления поступков своих земляков и сохранения памяти о них.

Задачи

Создать творческую группу, составить план работы и разработать анкеты «Что вы знаете о Пе́рвой мировой войне?»

Изучить доступные источники по данной теме;

Посетить музеи и библиотеки Северска, Томска и Томской области для сбора материала доступного ограниченному пользователю;

Проанализировать и обобщить полученный материал и составить отчет результатов в форме Проекта илиреферата;

Предоставить продукты проекта (презентация, реферат, Проект) и отзывы по результатам работы для экспертной деятельности;

При получении качественной работы, передать в школьный историко-краеведческий музей «Истоки» МБОУ «СОШ №84» и изучить возможность участия собранного материала в конкурсной деятельности и публикации в Интернет сети для предоставления информации доступному пользователю.

Гипотеза

По результатам анкетирования:

1. Ученики старших классов не сопоставляют полученный рамках Программы материал со своим населенным пунктом и владеют знаниями только в рамках Программы. Мало кто знает:

1.1. Что с декабря 2012 г. 1 августа внесено в число официальных памятных дат России, как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов;

1.2. Бочкареву Марию Леонтьевну, известную женщину в истории России, участницу I мировой войны, прототип главной героини художественного фильма «Батальон», нашу землячку жительницу с.Асино, Томской области;

2. Восстановление и сохранение памяти о Марии Бочкаревой в Северске, Томске и Томской области проводится наиболее интенсивно в географической зависимости, с учетом нахождения героя I мировой войны.

2.1. Марию Бочкареву – можно называть известной личностью в истории города Северска и Томской области символизирующий комплекс информации мероприятий посвященных восстановлению своей истории.

2.2. В нашем школьном музее нет информации о Марии Бочкарёвой;

3. Полученный опыт влияет на формирование личностного развития подростка, т.к. способствует развитию патриотических чувств, навыков поисково-исследовательской деятельности и формированию ораторских способностей: уверенность владеть собой на публике, умения обобщать свои знания и следовать в соответствии с запланированной стратегией ответа.

Новизна результатов

1. В источниках отсутствует хронологическая таблица жизни Бочкаревой Марии Леонтьевны. На основании изучения материалов, мы составили полную системную биографию Марии Бочкаревой (Приложение 1).

2. В процессе работы выявлены неверные и малоизвестные факты относительно жизни и смерти Марии Бочкаревой. Мария Бочкарёва не была полным георгиевским кавалером, как утверждается в ряде изданий. Сохранились материалы допроса Марии Бочкарёвой в ВЧК, где она названа полным георгиевским кавалером. Это не соответствует действительности. Путаница произошла в связи с тем, что она имела четыре георгиевские награды - два креста, две медали и серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте. Именно с ними она изображена на фотографиях после производства в офицеры, в том числе сделанных в США в 1918 году.

До сих пор нет однозначных данных ни о дне, её рождения, ни о месте захоронения. Противоречивы публикации о дате расстрела - расхождение дат у разных историков в несколько месяцев. В 90-е годы прошлого века, когда в России в массовом порядке принимались решении о реабилитации невинных жертв Советской власти, в числе прочих было пересмотрено и дело Марии Бочкаревой. Изучив все обстоятельства, прокуратура России 9 января 1992 года пришла к выводу, что достоверные свидетельства ее расстрела отсутствуют.

В заключении прокурора Омской области Государственного советника юстиции 3-го класса Ю. А.Якунина говорится: «В деле нет документов о приведении приговора в исполнение. Обвинение не предъявлялось. Свидетели по этому делу не привлекались», рассказывает корреспонденту РП кандидат исторических наук Дмитрий Елизаров. Могилу Бочкаревой в Красноярске также обнаружить не удалось, что, впрочем, неудивительно, если учитывать сколько «врагов революции» расстреливали в те дни и как их хоронили.

Сейчас историки рассматривают две основных версии, что же все-таки произошло с Марией Бочкаревой в мае 1920 года.

- По одной из них, героиню I мировой войны после пыток и издевательств собственноручно расстреляла жена Павлуновского Мильда Дзелтынь, отличавшаяся крайней жестокостью.

- Другую версию выдвинул самый известный российский биограф Бочкаревой, историк Сергей Дроков. Он уверяет, что Мария Бочкарева вообще никогда не была расстреляна ее спас американский журналист русского происхождения Исаак Дон Левин, написавший о ней книгу «Яшка». Как раз в это время он прибыл в Россию, искал встречи с Лениным. Получил отказ, но зато ему удалось получить разрешение совершить путешествие по Сибири и документ с подписью вождя пролетариата, дававший ему особые полномочия, утверждает Дмитрий Елизаров.

В Красноярске Исаак Дон Левин воспользовался данным ему мандатом и спас героиню своей книги из большевистских застенков. Вместе с ним Бочкарева уехала в Харбин, где через некоторое время вышла замуж за бывшего однополчанина, вдовца с двумя сыновьями, взяла его фамилию. В 1927 году вместе с новой семьей, как и многие другие русские семьи, была насильственно депортирована с территории Китайско-Восточной железной дороги в Советскую Россию. В СССР похоронила мужа, и благополучно пережила Вторую мировую войну, в годы которой погибли два его сына от первого брака.

Основная часть

Данная работа является инновационной, так как отвечает всем требованиям современного инновационного образования. Доказательства представлены ниже в таблице 1:

Таблица 1. Обоснование в работе инновационных подходов

 

Принципы инновационного образования

Отражение принципов в работе

«Моя землячка Бочкарева Мария Леонтьевна»

1

Принцип индивидуального подхода

В проекте осуществляется самостоятельное всестороннее изучение объекта с учетом индивидуальных особенностей развития исследователей.

2

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации)

В рамках внеклассной деятельности активности ребенка; при добровольном участии исохранения права самостоятельной деятельности

3

Принцип междисциплинарного подхода

содержание Проекта включает в себя полученные знания по истории, психологии, литература, русский язык.

4

Принцип социального взаимодействия

Создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками на правах партнерства. При использовании источников соблюдается сохранение авторских прав.

5

Принцип вариативности

В Проекте применяется поисковая деятельность предполагающая получение различных вариантов информации. В процессе получения информации осуществлять их отбор, сравнивать и находить оптимальный вариант

6

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Установка доверительных партнерских отношений, единый подход о совместных действиях направленных на поддержку и развитие поисково-исследовательской деятельности.

7

Принцип динамического развития образовательного процесса

По мере выявления необходимости в проект могут включаться новые специалисты или возможно изменение методов или средств.

Методики и технологии исследования

Технология музейной педагогики

Поисково-исследовательская - изучение материалов на бумажных и электронных носителях, посещение библиотек и музеев, опроса, интервьюирования, анкетирование;

Проективная технология

Современные информационные технологии - Интернет, Skyre, WhatsApp.

Технология взаимной поддержки – психологическая поддержка, оказание помощи, развитие мотивации, повышение интереса поиск дополнительных источников.

При анализе результативности проведенных музейных занятий использовались методы: наблюдения за деятельностью школьников, анкетирования, опроса, количественного и качественного анализа полученных данных, обобщения.

Этапы исследования

Подготовительный этап

Изучить методы поисково-исследовательской деятельности и доступные материалы по данной теме;

Аналитическая деятельность:

- анкетирование школьников «Что вы знаете о I мировой войне?» (Приложение 2 )

- анализ информационных источников «Сохранение памяти о Марии Бочкаревой в г.Северске, Томске и Томской области» (Приложение 3);

Основной этап (сбор информации)

Посещение музеев и библиотек

- Школьный музей МБОУ «СОШ №84»

- МБУ Музей города Северска

- Городская библиотека Северска

- ТОУНБ им. А.С.Пушкина (при необходимости)

- Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» (структурное подразделение Томского областного краеведческого музея)

- Асиновский краеведческий музей (дистанционно)

Заключительный этап

Обобщение полученного материала в форме в форме научно-исследовательской работы проекта или реферата (Приложение 4);

Передача материалов Проекта в историко-краеведческий музей «Истоки» МБОУ «СОШ №84»

Организация и проведение тематических встреч и уроков с участием членов творческих Союзов ОГАУК «Дом искусств» (журналисты, писатели) и оформлением информационного стенда и отзывов (Приложение 5)

Участие в конкурсной деятельности:

Всероссийский конкурс «Международный женский день - волшебный праздник марта!». Номинация: «Образ русской женщины в истории» (заочное участие)

VII открытый конкурс проектно-исследовательских и реферативных работ школьников «Мир начинается с меня» (поисково-исследовательский проект). Защита Проекта на социально-гуманитарной секции и получение экспертной оценки (очное участие).

Участие в педагогических интернет конкурсах с публикацией материала в интернет источниках.

Результаты исследования

1. По результатам анкетирования учеников старших классов (74 человека):

73 % правильно назвали даты начала и окончания I мировой войны.

20% опрошенных не знают что 1 августа является официальной памятной датой День памяти российских воинов, погибших в I мировой войне 1914-1918 годов. Наиболее популярным ответом был 7 ноября 36%.

51% не знают Бочкареву Марию Леонтьевну, как известную женщину в истории России, участницу I мировой войны;

70% владеют знаниями о истории Томска времен I мировой войны. , но знания носят эпизодический характер.

88% правильно назвали героев I мировой войны. Наиболее популярен: В.И.Чапаев -40%, А.В.Колчак - 31%, М.Л.Бочкарева - 16%.

35% указали фильм "Батальонъ", 47% указали фильмы "Сталинград" и "Они сражались за Родину" основанных на событиях ВОВ. Фильм "Гусарская баллада" на основе войны 1812 года указали 18 %.

96% не знают, что прототипом главной героини в художественном фильме «Батальон», является наша землячка, создательница первого в России женского батальона.;

70% положительно относятся к сохранению памяти о событиях Первой мировой войны. Негативный ответ высказало 16%, хотели бы пополнить свои знания 7%.

2. Восстановление и сохранение памяти о Марии Бочкаревой активно осуществляется:

2.1. г.Томск (где проживала Мария Бочкарева и члены ее семьи):

В Томске на месте где был дом в котором проживала Мария Бочкарева (Горшковский переулок дом № 20, в историческом районе Болото), сейчас пустырь на котором нет памятного знака, но у нас еще есть возможность организовать на этом месте памятник. Данное предложение вынесено на обсуждение, но а пока члены союза писателей России при Областном доме искусств проводят Проект "Пешие прогулки по Томску". Следуя по памятным местам связанных с М.Бочкаревой они рассказывают малоизвестные исторические факты из ее биографии.

Из официальных документов, свидетельствующих о томских годах жизни Бочкаревой, в Государственном архиве Томской области сохранилось лишь свидетельство о первом браке, но достаточно широко освящена история Томской губернии времен I мировой войны.

Активная поисково-исследовательская деятельность проводится в Томском мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» (структурное подразделение Томского областного краеведческого музея). Результаты ее размещены на сайте для доступного пользователя. При личном же посещении музея, выяснилось что материалы носят электронный характер, а в наличие лишь незначительный стенд с копиями документальных источников.

Томский краеведческий музей разработал проект "Яшка". Необычное историческое исследование о Марии Бочкарёвой, создательнице женского "батальона смерти", посетителям музея рассказывают на авторской экскурсии, после которой идет спектакль-эскиз "Яшка", но к сожалению он был показан однажды в рамках Всеросийской акции "Ночь в музее".

Томская областное учреждение научная библиотека им. А.С.Пушкина на сайте учреждения предоставляет список (но не систематизированный) литературы и анонсы информации разных источников.

2.2. Асиновский район и Ново-Кусково - где долгое время проживала Мария Бочкарева и члены ее семьи:

Все учреждения культуры и школьные коллективы целенаправленно и творчески занимается изучением истории родного края и являются неоднократным победителем конкурсов разных уровней, но к сожалению данная информация доступна только жителям ближайших населенных пунктов. На сайте учреждений данных о Марии Бочкаревой нет.

Центр культурного развития "Асиновский выставочный зал" разработал Проект к 100 летию со дня начала войны и организовал бесплатную выставку "Герои Великой войны. Забытые имена". В рамках проекта представлены 12 портретов героев Первой Мировой войны известного живописца и графика Алексея Лопато, профессора, члена Союза художников России. Данный проект включил в себя 55 портретов кавалеров ордена Святого Георгия, отмеченных этой наградой за подвиги в 1914-1918 годах. Среди героев, портреты: Мария Бочкарева, Александр Колчак, Василия Чапаева, уроженец села Ново-Кусково Асиновского района Пётр Сухачев и др. Мы связались с ними и получили любительские видео материалы. Таким образом мы смогли посетить данную выставку дистанционно, а полученный материал приобщить к материалам проекта.

Библиотечно-эстетический центртакже предоставил нам электронную информацию, которой нет в сети Интернет. Данное взаимодействие позволяет обогатить музей нашей школы и продолжить дальнейшее сотрудничество.

В 2016 году в Томской области, Асиновского района, с. Ново – Кусково, на территории Храма Георгия Победоносца заложена памятная плита увековечившая Марию Бочкареву (от г. Томска - 123 км). Данную информацию можно найти в сети Интерет с разных источников.

2. 3. город Северск , Томской обл. - моя малая родина.

Городская библиотека г.Северска, предоставили нам 9 источников библиографического содержания. Источники разносторонне описывают образ Марии Бочкаревой. Наиболее значимы газетные статьи прошлых лет находящихся в читальном зале. Фотокопии статей вошли в Проект и размещены в Приложении.

МБУ Музей города Северска не имеет информации о Марии Бочкаревой, но имеет экспонаты Министерства культуры РФ Государственного исторического музея-заповедника "Горки-Ленинские", переданные нашему музею в рамках программы городов ЗАТО. Стенды основаны на фотоматериалах и отражают события I мировой войны, но на них нет даже упоминания о женских батальонах. Данные экспонаты находятся в запасниках, но нам предоставили возможность побывать там и ознакомится с их содержанием и даже сделать снимки которые вошли в материалы Проекта.

В школьном историко-краеведческом музее «Истоки» нет информации о Марии Бочкарёвой, но благодаря нашему Проекту посетители музея смогут ознакомится с интересующей информацией и найти ответы на свои вопросы.

Заключение

Выводы

1. Учащиеся старших классов действительно:

- не сопоставляют полученный рамках Программы материал со своим городом, регионом и владеют знаниями только в рамках Программы.

- не знают что Бочкарева Мария Леонтьевна, участница I мировой войны, прототип главной героини художественного фильма «Батальон», является нашей землячкой, так как жила в селе Асино, Томской области;

2. Согласно нашему предположению, восстановление и сохранение памяти о Марии Бочкаревой проводится действительно в географической зависимости, относительно места проживания героя.

- 1 место по наличию доступной информации г. Томск

- 2 место - Асиновский район и Ново-Кусково где долгое время проживала Мария Бочкарева и члены ее семьи, проводят памятные мероприятия, главное из которых - открытие памятной плиты, единственного в России памятника Марии Бочкаревой.

- 3 место - Северск. К сожалению, не смотря на территориальную близость (130 км.), не только в нашем школьном музее нет информации о Марии Бочкаревой, но и городском музее. В городской библиотеке она в ограниченном количестве.

Таким образом, выбор темы для нашей научно-исследовательской работы актуален и своевременен, а проведенные нами мероприятия безусловно повлияли не только на мое личностное развитие, но и учащихся. Привлечение учеников к поисково-исследовательской деятельности позитивно повлияли на уровень сформированных знаний и умений о исторических событиях нашей Родины при усвоении образовательной Программы. Постепенно пропуская факты через свое сознание, формировалось свое собственное восприятие событий I мировой войны, но главное развивался познавательный интерес к истории нашей малой родины и нашим героям.

Список используемой литературы

Бестужева-Лада, Светлана. Женское лицо войны/ С. Бестужева- Лада// Смена: литературно-художественный иллюстрированный журнал.-М.-2015.-№4.-С. 102-117.-фот.

Бочарникова М. В женском батальоне смерти //Доброволицы: Сб. воспоминаний. М.: Русский путь, 2001.-336 с.

Васильев М. В.1-й Петроградский женский батальон в событиях 1917 года// Великая, Священная, Отечественная: Россия в Первой мировой: Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летнему юбилею Первой мировой войны. - 2014.

Великая война // ДЭ. Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков.—М.—2014.—№7.—С.1-56.— ISSN 1562-7519

Дмитриенко Н.М. Бочкарева (урожден. Фролкова) Мария Леонтьевна. Энциклопедия Томской области. Томск,2008.Т-1.С.81-82.

Революция и гражданская война в России: 1917- 1923 гг. Энциклопедия в 4 томах.- Москва: Терра, 2008.- Т.2.- С.77.- 560с.- (Большая энциклопедия).- 100 000 экз.- ISBN 978-5-273-00562-4.

Сенин А.С.Женские батальоны и военные команды в 1917 году // Вопросы истории. 1987. №10.

Женский батальон смерти // Нива. – 1917. - № 26. – С. 394-395 : фот. Фотографии женского батальона смерти (есть и фото М. Л. Бочкаревой) в № 30 (с. 463, 464). № 32 (с. 495, 496, 497, 498, 499). В № 28 (с. 425) за 1917 г. – портрет командира женского батальона смерти М. Л. Бочкаревой.

Дроков, С. Я не рождена для братания с врагом // Подмосковье. – 1992. – 25 апр. (№ 17).

Дроков, С. Яшка : кто командовал женским батальоном смерти // Огонёк. – 1992. - № 24-26. – С. 21-23: фот.

Дроков, С. В. Организатор Женского батальона смерти // Вопросы истории. – 1993. - № 7. – С. 164-169. – Библиогр. в конце ст.

«Мой батальон не осрамит России … » : окончательный протокол допроса Марии Бочкаревой // Родина. – 1993. - № 8-9. – С. 78-81 : фот.

Макшеев, В. "И желала умереть за Родину..." // Красное знамя. - 2000. - 26 янв. (Ева, спец. вып.). - С. 12- 13. О командире добровольческого женского батальона М. Бочкаревой.

Маслова И. «Манька» - «Бук-Бочкарева» - «Яшка Сибирская старина." 1993. № 2;

Бочкарева, М. Л. Яшка : Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы / Мария Бочкарева; В записи Исаака Дон Левина. – М. : Воениздат, 2001. - 444, [1] с., [15] л. ил. - (Редкая книга). Воспоминания командира женского батальона смерти русской армии, участницы Первой Мировой войны, Георгиевского кавалера. Отражен томский период жизни.

Омельчук, А. К. Сибирская Жанна д,Арк // Омельчук А. К. Частное открытие Сибири : каждый сам открывает свою родину. - Тюмень, 2001. - С. 300-306. Об организаторе первого женского батальона смерти, участнице Первой Мировой войны, Георгиевском кавалере Марии Бочкарёвой.

Бочкарёва Мария Леонтьевна // Военный энциклопедический словарь. – М., 2002. – С. 220.

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»; Г.В. Скворцов. Бочкарева (урожд. Фролкова) Мария Леонтьевна. Томск от А до Я. Краткая энциклопедия Томска. Томск,2004. С.39;

Интернет ссылки

http://bsk.nios.ru/enciklodediya/bochkareva-mariya-leontevna - "Бочкарева Мария Леонтьевна" библиотека сибирского краеведения

http://gorod.tomsk.ru/index-1233800710.php?Comment_page_num=2 "МАРИЯ БОЧКАРЁВА - КОМАНДИР ЖЕНСКОГО БАТАЛЬОНА СМЕРТИ"

http://tomsk-novosti.ru/tag/mariya-bochkareva/ В Новокускове установлен памятный камень Марии Бочкаревой

http://tomsk-novosti.ru/kak-tomskoe-zamuzhestvo-marii-bochkarevoj-stalo-pervym-shagom-k-sozdaniyu-zhenskih-batalonov/ Как томское замужество Марии Бочкаревой стало первым шагом к созданию женских батальонов

http://ant53.ru/article/45/ РУССКАЯ ЖАННА д`АРК

Приложение 1

Хронологическая таблица жизни Бочкаревой Марии Леонтьевны

Июль 1889 год - у крестьян деревни Никольское Кирилловского уезда, Новгородской губернии (ныне территория Красноярск) Леонтия Семёновича и Ольги Елизаровы Фролковых родился третий ребёнок - дочь Маруся.

1895 год - (6 лет) - переезд семьи (родители и 4 сестры) в с. Кусково Томкой губернии и получили надел в непролазной тайге. Освоить его не могли, отец пил, бедность продолжалась;

1897 год (8 лет) - работает "в людях" нянчит детей в богатой еврейской семье, служит прислугой в доме местного "мироеда", работала подсобницей в бакалейной лавке. Девочка была обстоятельная, работу выполняла со всей серьезностью и ответственностью взрослого. За эти качества ее стали уважительно называть "маленькой мужичкой". Детства, естественно, девчушка не знала и даже в церковно-приходскую школу не ходила. Времени для "баловства", как говорил тятя, не было. Нужно работать, сестер кормить...

1904 год (15 лет) - неграмотная, юная но расторопная прислуга, увлекается театром и посещает спектакли о красивой жизни. Романтическое знакомство с поручиком Василием Лазовым. Марии, уже представлялась будущая роль офицерской жены, но тут Василий признался, что не сможет на ней жениться из-за сословных различий. Видя ее недоумение и растерянность, он предложил отправить ее к своим родителям, чтобы она при их поддержке сумела получить образование и приобрести положение в обществе. После этого для их женитьбы больше не было бы препятствий. Однако Мария не вняла голосу разума и впервые в жизни впала в истерику, потеряв контроль над собой. Тяжелое расставание оставило первый рубец на ее сердце. Поручик Василий Лазов отправился на русско-японскую войну и больше она о нем ничего не слышала. Да и вспоминала все реже, признаваясь самой себе, что она его никогда и не любила. Скорее всего, это была пылкая увлеченность на фоне девичьих грез..

22 января 1906 года (17 лет) - Мария Леонтьевна Фролкова жительница Томской губернии и уезда, Ново-Кусковской волости, поселка Ксениевского крестьянская девица вступила в брак с Афанасием Сергеевичем Бочкаревым, проживающим в Томской губернии и уезда, Семилужской волости, дер. Больше-Кусково крестьянин православного исповедания (в материалах интернета ссылаются на 1905 год). Афанасий стал прикладываться к бутылке. Мало того, он стал и Марию принуждать к совместной выпивке, а если она отказывалась то бил. Мария дважды убегает от мужа в Барнаул к сестре. Терять ей уже было нечего. Мужа она никогда не любила. Детей не было. Да о них она никогда и не упоминала. Больше в официальный брак Мария никогда не вступала. С началом мировой войны Афанасия сразу же призвали в армию. И вскоре он ушел на фронт. До Марии доходили слухи, что он то ли погиб, то ли попал в плен. Но судьба была к нему благосклонна и Афанасий вернулся с войны живым. В последний раз они виделись осенью 1919 года в Томске, но никаких отношений не поддерживали. Сама Бочкарёва, признавая свое замужество, неизменно подчеркивала сколько лет они не живут вместе. В память о муже ей осталась только его фамилия. В Барнауле она устраивается на тяжелую работу укладчиком асфальта. Под руководством у нее 25 человек. Из за состояния здоровья лишается должности. Остается без работы и без денег к существованию. Спасает гражданский брак с 23-летним Яковом (Янкеля) Герше Буком. Казалось бы, вот оно - счастье! Но не тут-то было... Яков Бук оказался вором.

1912 год (23 года) - арест Якова Бука и переезд за ним в Якутск. Они заводят мясную лавку. Но днем он торговал за прилавком, а по ночам выходил с кистенем "на большую дорогу", где грабил запозднившихся подорожных. Кроме того, Бук был еще и страстным картежником - часто проигрывался в пух и прах а потом бил Марию обвиняя во всех своих бедах.

1913 год (24 года) - повторное поселение в якутское селение Амга. Яков все продолжал катиться вниз по преступной колее. Ситуацию усугубляло пьянство, карты и безграничное чувство ревности. В конечном итоге это привело его к попыткам дважды убить Марию по надуманным поводам. И каждый раз ее чудом спасали другие ссыльные, прибегавшие на крики. После того, как врач выявил у Якова признаки психического заболевания, стало ясно, что жить рядом с ним смертельно опасно. И Мария в очередной раз пустилась в бега. Теперь ее путь лежал к родителям в Томск. Якова она больше никогда не встречала. А судьба Якова завершилась трагически. Он был освобожден из ссылки в феврале 1917 года. Позже примкнул к большевикам и был расстрелян белогвардейцами.

ноябрь 1914 года (25 лет) - Мария пешком добирается до Томска, обращается к командиру 25-го резервного батальона, который предлагает ей отправиться на фронт в качестве сестры милосердия, но Мария настаивает на наемных солдатах. Бочкарева отправляет телеграмму на высочайшее имя и вскоре, к большому удивлению, получает разрешение за подписью самого Николая II, в котором давалось высочайшее разрешение на зачисление женщины в вольнонаемные солдаты.

февраль 1915 года (26 лет) - сражается на передовой в рукопашных схватках, ходит в штыковую атаку, в разведку, выносит раненых из-под огня, несколько раз ранена. Ей присвоили звание сначала младшего, потом старшего унтер-офицера. За доблесть она была награждена Георгиевским крестом и тремя медалями. О Бочкаревой все чаще пишут в газетах. Слава молодой фронтовички росла с каждым днем. Множились и подвиги, и награды. Мария стала полным Георгиевским кавалером.

май 1917 года (28 лет) - совместно с председателем Временного комитета Государственной Думы М. В. Родзянко выезжает в Петроград и пытается реализовать свою смелую идею - создать специальные воинские части из женщин-добровольцев и вместе с ними продолжать защищать Отечество. Инициатива получает одобрение военного министра Александра Керенского и Верховного Главнокомандующего Алексея Брусилова. Марию Бочкареву назначили начальником (не командиром, ибо чином не вышла) женского батальона.

21 июня 1917 года (29 лет) - на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части белого знамени с надписью "Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой"

23 июня 1917 года (29 лет) (по некоторым источникам 27 июня) - «батальон смерти» в составе двухсот доброволиц прибыл в действующую армию — в тыловые части 1-го Сибирского армейского корпуса 10-й армии Западного фронта в район г. Молодечно.

8 июля 1917 года (29 лет) (по другим источникам 14–16 августа?) в составе Кюрюк-Дарьинской 132-й пехотной дивизии, у местечка Крево произошел первый бой батальона Бочкарёвой. В кровопролитных боях длившихся до 10 июля, участвовало 170 женщин. Полк отразил 14 атак германцев. Доброволицы несколько раз переходили в контратаки.

9 июля 1917 года (29 лет) - Бочкарева на четвертом ранении (по другим источникам 5 ранение) получила тяжелую контузию и была отправлена в петроградский госпиталь. В госпитале Бочкареву навещал Керенский с цветами. Ей было предложено после выписки осмотреть Женский батальон, сформированный в Москве на предмет доукомплектования ее подразделения. Московский батальон привел Бочкареву в ужас - шелковые чулки, духи, помада, вольные нравы и тесная дружба с мужским составом гарнизона... Бочкарева выступила за расформирование батальона московских ударниц. Расстроенная Мария возвратилась в свою часть, твердо решив для себя "больше женщин на фронт не брать, потому что в женщинах я разочаровалась".

сентябрь 1917 год (29 лет) - была произведена в чин подпоручика вернулась в свой полк где началось полное разложение армии, солдаты переходили на сторону противника и массово покидали окопы. Женщинам-ударницам, пытавшимся это остановить, грозили расправой. Бочкарева не хотела сдаваться, но в результате ее батальону пришлось с боев вырываться от своих. Около 20 женщин и 4 мужчины-инструктора, вступившихся за них, были растерзаны. Остальные укрылись в лесу, рассеялись и выходили мелкими группами.

ноябрь 1917 год (29 лет) - Бочкарева была вынуждена распустить по домам свой батальон, а сама вновь направляется в Петроград где ее арестовали и препроводили сначала в Петропавловскую крепость, а потом в Смольный. Новые власти предложили Бочкаревой перейти на их сторону, но она ответила: "Я слишком измучилась за войну, и в гражданской войне не хочу принимать участия". но находилась в Бутырской тюрьме После освобождения, она отправилась в тыловой город Томск поближе к своим родителям. По дороге ее избили, ограбили и выкинули из поезда. Домой она вернулась покалеченная, со сломанной ногой, больная, нищая и обозленная на красных.

1918 год (29 лет) - Мария по поручению Корнилова под видом сестры милосердия с чужими документами пробралась на Дон. и принимает участие в "высокой политике" совершив агитационную поездку в США и Англию с призывами оказать помощь белому движению в войне с Советами. Президент США Вудро Вильсон и английский король Георг V сочли за честь принять русскую героиню и побеседовать с ней. От английского короля Мария узнала, что ее кумира Корнилова больше нет... Журналист Исаак Дон Левин по рассказам Бочкарёвой написал книгу о её жизни, которая вышла в свет в 1919 году под названием «Яшка» и была переведена на несколько языков.

1919 год лето (30 лет) - она отказавает предложению феминисток остаться в США, вернулась в Россию, намереваясь поселиться в Сибири и перестать наконец воевать. Бочкарева заявила, что свою агитационную миссию она свершила, но браться за оружие не будет. Что послужило разрывом с командованием. Прежнее почитание сменилось холодным осуждением. Бочкарева впала в глубокую депрессию пытаясь найти выход в алкоголе. Она заметно опускалась и командование отправило ее подальше в тыловой город Томск поближе к родителям. Встреча с Колчаком в Омске. От прямого участия в Гражданской войне она категорически отказалась, но приступила к организации женского санитарного отряда в количестве 200 чел.

декабрь 1919 года (30 лет) -Бочкарева сама явилась к коменданту города, сдала ему револьвер и предложила Советской власти свое сотрудничество. Комендант от предложения отказался, взял с нее подписку о невыезде и отпустил домой.

7 января 1920 года (30 лет) - во время праздничной службы в Благовещенском соборе ее арестовали и отправили в Красноярск.

Никаких явных доказательств ее "контрреволюционной деятельности" обнаружить не удалось, в боевых действиях против красных Бочкарева также не участвовала. В конечном итоге особый отдел 5-й Армии вынес постановление: "Для большей информации дело, вместе с личностью обвиняемой, направить в Особый отдел ВЧК в г. Москву".

16 мая 1920 года (30 лет) - в Красноярске приговор "Бочкареву Марию Леонтьевну – расстрелять как непримиримого злейшего врага рабоче-крестьянской республики" был приведен в исполнение.

1992 год (через 103 года после ее рождения и через 41 год после смерти) Бочкарева Мария Леонтьевна официально реабилитирована прокуратурой России, посмертно.

Приложение 2

Анкетирование «Эмоциональное восприятие событий I Мировой войны»

Инструкция: Пожалуйста, отвечая на вопрос, выберите из предложенных ответов, наиболее правильные и обведите их. Данный опрос проводится в рамках детского поисково-исследовательского проекта школьниц 9 класса.

Укажите годы Первой мировой войны?

1941-1945;

1935 - 1939

1914 – 1918

1917 – 1921

Укажите «День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» введенный в России с целью увековечивания памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в той войне?

7 ноября;

1 сентября

1 августа

затрудняюсь ответить

Как принимал участие город Томск в событиях Первой мировой войны?

на территории шли бои;

объявлена повсеместная мобилизация

мне это неизвестно, но хотелось бы узнать.

размещение раненых и пленных

мобилизованные приезжают в Томск и в городе по несколько месяцев дожидаются отправки на фронт

Кто из перечисленных принимал участие в боях Первой мировой войны?

Василий Иванович Чапаев

Мария Семеновна Бочкарева

Александр Васильевич Колчак

Александр Матвеевич Матросов

В основу каких художественных фильмов легли исторические события связанные с Первой мировой войной?

Они сражались за Родину

Батальон

Гусарская баллада

Сталинград

Укажите фамилию нашей землячки, создателя первого в истории русской армии женского батальона? _____________________

Ваше отношение к сохранению памяти о событиях Первой мировой войной?

сейчас как никогда нужно помнить о своих корнях и проявленном патриотизме населения России.

Хотелось бы пополнить свои знания.

забыв прошлое, мы не сохраним будущее!

это было слишком давно, и вспоминать об этом не стоит.

Иное ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

Пожалуйста, укажите Ваш возраст _________________, образование______________

(по желанию участника опроса)

Спасибо, желаем успехов и мирного неба!

 

Приложение 3

Материалы Центральной городской библиотеки Северска.

   
   
   
   

Приложение 3

Редкие фото из фондов Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»

      

Мария Бочкарева. 1919 г., после ареста

Приложение 3

Памятники героям Первой мировой войны на территории России

Памятник героям Первой мировой войны (Ростов-на-Дону)

Памятник воинам 209-го пехотного Богородского полка, павшим в Первой мировой войне (Ногинск)

Памятник героям Первой мировой войны (Калининград)

Памятник героям Первой мировой войны (Липецк)

Памятник героям Первой мировой войны (Москва)

Памятник героям Первой мировой войны (Псков)

Памятник землякам-солдатам Первой мировой войны (Псков)

Памятник героям Первой мировой войны (Пушкин)

Памятник героям Первой мировой войны (Санкт-Петербург)

Памятник героям Первой мировой войны (Батайск)

Мемориальная доска участникам Первой мировой войны (Пенза)

Памятная плита увековечившая Марию Бочкареву (Томская обл., Асиновского р-она, с. Ново – Кусково)

Приложение 4

Участие в конкурсной деятельности

     

Проект и материалы проектной деятельности

     

Мероприятия и результаты конкурсной деятельности

     
     

Приложение 5

Отзыв

на исследовательскую работу

учащихся 10 класса МБОУ "Средняя школа №84" Юрловой Виктории

по теме «Большие герои малой родины», посвящённой Марии Леонтьевне Бочкарёвой.


Актуальность данной работы подчеркивается 100-летием со дня окончания Первой мировой войны одной из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Проблема сохранения памяти о той войне, становится с каждым годом острее. Стремление сохранить уходящую память о войне сегодня не только государственная задача, реализуемая представителями политической элиты, но и насущная потребность самого общества. Особенно учитывая сегодняшнюю обостренную ситуацию в мире. Ведь по эмоциональности те давние и нынешние геополитические события схожи.

Сто лет это не просто круглая дата. Что-то с тех пор не понято, упущено, потеряно. Кажется, разберись, что было тогда – и изменится что-то в нашем сегодня. Поэтому необходимо увеличить проведение культурно-образовательных мероприятий среди молодежи и информационных материалов о геройстве защитников Отечества. Надо вернуть историческую память о них, а тем более если героями являются наши земляки.

Ученицами проделана огромная поисково-исследовательская работа в музеях и библиотеках города и области по изучению судьбы нашей землячки Марии Бочкаревой - герою Первой мировой войны, офицеру русской армии, организатору первого женского батальона. Благодаря руководству педагога-психолога школы И.Н. Ведениной выбрано правильное направление в очень серьёзной работе. В работе акцент ставится не на биографии, а на личности Марии Бочкаревой, ее сильной воли и умение продвигаться к своей мечте минуя все трудности, что несомненно помогло девочкам легче осмыслить изучаемый материал.

В своей работе авторы использовали современные технологии, а для выявления уровня проблемы применили социологический опрос. Дистанционная и очная деятельность позволила собрать интересный исторический материал журналистов, писателей и живописцев, что значительно повышает художественный уровень работы и способствует эмоциональному восприятию предлагаемой информации.

Проделанная работа учащихся способствовала не только приобретению ими новых знаний, но и позволила попробовать себя в исследовательской деятельности, расширить свой кругозор, а самое главное принять участие в выполнении государственной задачи патриотического воспитания молодёжи - побудить её почувствовать в себе гордость за Отечество, родной край и его знаменитых исторических личностей, таких как наша землячка М.Л. Бочкарёва.

Г.И. Семичева,
председатель совета ветеранов ФМБА России города Северска,

поэтесса, руководитель северского ЛИТО «Гармония»,

член Российского авторского общества.

Просмотров работы: 230