Героический подвиг усинских каюров в годы Великой Отечественной войны

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Героический подвиг усинских каюров в годы Великой Отечественной войны

Тамбасов М.С. 1
1МАОУ СОШ №3 УИОП г. Усинска
Гусейнова С.С. 1
1МАОУ СОШ №3 УИОП г. Усинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема.

Почему в августе 2015 года именно в деревне Новикбож (городского округа Усинск) был установлен памятник воинам - оленеводам?

Цель.

Выяснить, какую помощь оказали оленеводы Усть - Усинского района фронту в годы Великой Отечественной войны. Собрать информацию об участниках оленно – транспортного отряда, который в ноябре 1941 года отправился на Карельский фронт.

Гипотеза.

Жители нашего района, будучи отличными оленеводами, должны были быть мобилизованы на фронт и войти в состав формирующихся оленно – транспортных батальонов.

Задачи.

Найти и прочитать литературу, связанную с историей создания оленно – транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны.

Посетить музей боевой и трудовой славы МАУДО «ЦДОД» г. Усинска и познакомиться с экспозицией посвященной участникам оленно – транспортного батальона.

Провести беседу с председателем совета ветеранов деревни Новикбож Чупровой Ольгой Николаевной, с целью сбора информации об истории создании усинского оленно – транспортного отряда и его участниках.

Провести интервьюирование председателя районного совета ветеранов Поповой Чеславы Станиславовны, для выяснения вопроса о подготовке и установке памятника воинам – оленеводам в деревне Новикбож (городского округа Усинск).

Подготовить презентацию по результатам проекта.

Рассказать об этом интересном факте своим одноклассникам.

Представить и защитить свой проект.

Продолжительность проекта.

Три месяца (январь - март 2017 года).

Введение.

Великая Отечественная война принесла людям нашей страны боль и страдания, миллионы искалеченных уничтоженных судеб. Поколению наших дедов и прадедов пришлось пройти кровавый путь испытаний. Громада немецких армий оказалась бессильна пред волей, стойкостью и самоотверженностью наших людей. Борьба с врагом шла на фронте и в тылу, в подпольных организациях на оккупированных территориях и в партизанских отрядах. Победу приближали четыре года, мужчины и женщины, старики и дети. О героической борьбе детей и подростков в годы войны я узнал, прочитав художественные произведения Сергея Алексеева, Льва Кассиля, Константина Симонова. (Приложение 1) В прошлом году мною была проведена исследовательская работа, в которой я анализировал черты характера героев литературных произведений. Читая художественные произведения, я познакомился с героями войны такими, как Зоя Космодемьянская, пионерами героями Лёня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова (Приложение 2), но имена многих людей ковавших победу, эти долгие четыре года до сих пор нам не известны. Я решил продолжить свою исследовательскую работу и обратиться к малоизвестной странице истории Великой Отечественной войны – созданию оленно – транспортных батальонов. Интерес к этой теме у меня появился после просмотра по телевизору специального репортажа, посвященного празднованию 235-летнего юбилея деревни Новикбож. (Приложение 3) В репортаже рассказывалось об открытии первого в Республике Коми памятника воинам оленеводам, которые в годы Великой Отечественной войны воевали на Карельском фронте. Слушая корреспондента, я задавал себе вопрос, почему именно в деревне Новикбож был установлен памятник воинам оленеводам? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, я решил провести исследование.

Цель моей работы: установить, какую помощь оказали оленеводы Усинского района фронту в годы Великой Отечественной войны. А для этого - собрать как можно больше информации об участниках оленно – транспортного отряда, который в ноябре 1941 года отправился на Карельский фронт.

История создания оленно - транспортных батальонов.

Мало известной страницей в истории Великой Отечественной войны является создание оленно – транспортного батальона. Трудно представить, но именно северные олени стали грозным врагом фашистов.

29 июня 1941 года немцы начали наступление на Крайнем Севере. Главной целью немецкого командования было захватить город Мурманск (единственный незамерзающий порт на Севере) и лишить Советский Союз выхода к морю. (Приложение 4) Кроме того Кольский полуостров – настоящая кладовая полезных ископаемых: железо, никель, титан. Эти металлы были необходимы для производства самолетов и танков. Кольский полуостров стал важным стратегическим направлением, поэтому фашисты ожесточенно пытались прорвать советскую оборону. На Севере советскую границу защищали войска Карельского фронта. Это единственный фронт, просуществовавший почти всю войну с августа 1941 по ноябрь 1944 года. Карельский фронт был самым протяженным 1600 километров, от Баренцева моря до Ладожского озера. Воевать защитникам советского фронта приходилось в сложнейших природно – климатических условиях Заполярья. Условия фронтовой жизни на самом северном направлении советско-германского фронта были необычайно суровыми: голая, покрытая скалами, болотами и озерами тундра, длинные полярные ночи. Зимы с сильными морозами, буранами и метелями. Одной из самых серьёзных проблем, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта, было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяжённости линии боевых действий. Из-за глубокого снега автомобильные и гужевые перевозки часто прекращались на несколько суток. Надо учитывать, что впервые в истории войн длительные боевые действия велись в условиях полярной зимы такими крупными массами войск. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых.

В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант В. А. Фролов (Приложение 5) отдал единственно верный приказ о формировании армейских оленьих транспортов. В ноябре 1941-го это решение было одобрено Военным Советом 14-й армии. Главным организатором оленно-транспортных подразделений стал начальник ветеринарного отдела 14-й армии военветврач 1-го ранга Дмитрий Николаевич Тульчинский. Штаты подразделений были разработаны ещё до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека, 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входил штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветеринарный лазарет. Первые транспорты формировались за счёт поголовья Ловозерского и Саамского районов Мурманской области. Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро этих подразделений. 

20 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял секретное постановление № 930 «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области» (Приложение 6) для защиты северных рубежей Советского Союза на Карельском фронте за подписью председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. Высший орган предписывал Военному Совету организовать мобилизацию из расчета:

Ненецкий округ

Коми АССР

Ездовых оленей - 6000

Ездовых оленей – 4000

Нарт с упряжками - 1200

Нарт с упряжками - 800

Ездовых (каюров) - 600

Ездовых (каюров) – 800

Всего планировалось поставить под ружьё, целую невиданную доселе оленную армию в 10 000 ездовых оленей, 2 000 нарт и 1 400 ездовых. Вся эта масса оленеводов с ездовыми упряжками должна была организационно влиться в 12 лыжно-оленьих батальонов – ударную силу для разгрома врага в Заполярье в надвигающемся 1942-м году.

22 ноября 1941 года, исполняя решение Государственного Комитета Обороны, Военный Совет Архангельского военного округа секретным постановлением обязал органы власти и военные комиссариаты Коми АССР и Ненецкого национального округа подготовить оленей, нарты и каюров для отправки на фронт. Срок исполнения установили по-военному жёстко – к 1 января 1942 года. На всю организацию, сборы и тысячи километров пути отводилось всего пять недель. В приказе указывалось: «Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения».

В конце ноября, начале декабря 1941 года оленно-транспортные эшелоны один за другим уходили на фронт (Приложение 7). Эшелоны уходили в спешке, не всегда продумывались вопросы организации и отправки крупных стад. Темп продвижения задавался кавалерийский – 50 км в сутки, тогда как реально стада оленей могли проходить 15-20 км.

Изнурительный переход выпал на тот период, который северные народы называют Месяцем Большой Темноты. Особенно тяжело было добираться до точек сбора оленьим эшелонам из самых отдаленных мест, потому что они продвигались по уже опустошенным и вытоптанным ягельникам. Самый долгий путь в полторы тысячи километров пришлось пройти усть - усинскому эшелону. После прибытия на место, в начале 1942 года на базе 295-го запасного полка были сформированы оленно – лыжные батальоны. После четырех недель ускоренной подготовки их перебросили по железной дороге к Мурманску – главной базе Северного флота, имевшей неоценимое стратегическое значение.

В начале 1942 года армейская разведка немецкой горной армии «Лапландия», воевавшая на Карельском фронте, установила, что в тылах 14-й армии противника появились части с загадочным названием «ОТ» и порядковыми номерами после букв. Генералы немецкого генштаба ломали головы: у русских видимо, сформированы особые танковые части, значит, они готовятся к наступлению. «Особыми частями» были северные олени и их хозяева – оленеводы.

Оленьи упряжки оказались единственным видом транспорта, которому были не страшны бездорожье и глубокие сугробы. Их не останавливали и водные преграды олени отлично плавают, что очень пригодилось в ходе военно - морских десантных операций. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. В тундре и лесу он всегда найдет себе пропитание – серебристый ягель. Олень никогда не нарушит тишины – даже раненный, он не издает ни звука. Олень очень вынослив.

Задачей оленно – лыжных батальонов было внезапные рейды в тыл врага, захват опорных пунктов и «языков», уничтожение баз противника. Когда нужно было незаметно пробраться в тыл к врагу, бойцы надевали масхалаты, цеплялись за оленей, и они бежал по снегу. Оленя видно, а бойца нет. (Приложение 8)

Транспортировку грузов и вооружения осуществляли оленно – транспортные батальоны. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения. На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов или 10000 автоматных. В ноябре – декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе - феврале – не более 200 кг, а в весной лишь 100 кг. По оленей дороге аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров в день. При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 километров, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животным после этого требовался длительный отдых. (Приложение 9)

Важнейшей задачей оленьих частей стала санитарная эвакуация раненых. Обычно с поля боя упряжки доставляли раненых в радиусе 10 километров от полкового медицинского пункта. Раненым было больно, тряско, неудобно, но другого транспорта на Севере не было. (Приложение 10)

Опасной, но нужной для фронта была задача спасения летчиков, которые совершали вынужденную посадку или были сбиты. Транспортные упряжки подвозили для самолетов горючее, а если самолет из-за поломки не мог эксплуатироваться, его разбирали и вывозили по частям. (Приложение 11)

Как только не называли оленьи упряжки на фронте: «Арктические танки», «Заполярная кавалерия», «Рогатый батальон». Олени выносливы и неприхотливы, для них нет непроходимых мест. Их не задерживали ни осеннее – весеннее бездорожье, ни зимние заносы. Но враг на фронте один был на всех. Первое время немцы оленей не воспринимали всерьез, но когда поняли, что это тоже боец, стали их жестоко уничтожать. Вражеские летчики охотились за оленьими упряжками. Обнаружив свежий след нарт, немецкие летчики по следу догоняли упряжки и уничтожали их. Немало погибло оленей и их хозяев оленеводов.

Читая литературу, я все больше узнавал о героической обороне Севера. Мне было интересно узнать, что отстоять и оборонять родную землю от фашистов советским солдатам помогали оленеводы и их верные друзья олени. Оленно-транспортные батальоны внесли неоспоримо огромный вклад в победу над общим врагом, об этом свидетельствуют такие данные: только в частях 14 Армии с конца 1941 до весны 1944 годов было вывезено с поля боя раненых и больных 10142 солдата и офицера; переправили для выполнения боевых заданий около 8000 военнослужащих и партизан, многих в дальний тыл врага. Перевезено боеприпасов, продовольствия и других грузов более 17000 тонн, вывезено из тундры 162 аварийных самолета, выполнено много других работ. Кроме 14 Армии олений транспорт использовался в 19 Армии, а также оленеводы помогли жителям блокадного Ленинграда.

Подвиг усинских каюров в годы Великой Отечественной войны.

Познакомившись с литературой по истории создания оленно-транспортных батальонов, я узнал, что в ноябре 1941 года вышел приказ о мобилизации из Республики Коми 4000 оленей и 800 каюров. Оленеводство – это один из основных видов хозяйственной деятельности коми-ижемцев, которые проживают на территории Усинского района, об этом я узнал, прочитав книгу «Моя Родина - Усинск». Я выдвинул гипотезу о том, что жители нашего района, будучи отличными оленеводами, должны были быть мобилизованы на фронт и войти в состав формирующихся оленно – транспортных батальонов. Мне хотелось узнать имена людей, непосредственных участников оленеводческих эшелонов.

Для того чтобы подтвердить свою гипотезу я решил посетить музей «Боевой и трудовой славы» в городе Усинске. (Приложение 12) Директор музея Евгения Амировна Холопова познакомила меня с экспозицией музея, которая посвящена созданию оленно – транспортного батальона на территории нашего района и его участникам. Она рассказала: «В годы войны жителям северных деревень пришлось пройти те же испытания, что выпали на долю всего советского народа. С первых дней войны десятки сельчан были призваны в армию, многие уходили на фронт добровольцами. Особой страницей в истории нашего района является создание в годы войны «Оленьего батальона». После выхода приказа Государственного Комитета Обороны за № 930 начался отбор ездовых оленей для фронта. В конце ноября 1941 года олений эшелон отправился на фронт. Вместе с оленями и снаряжением на фронт уходили пастухи-оленеводы.

Одним из участников оленеводческого эшелона был Филиппов Кирилл Ефимович. (Приложение 13) Онродился в 1904 году в селе Усть-Лыжа, был секретарем Сельсовета в Усть-Лыже. С 1938 года был председателем сельсовета в Усть-Усе. В ноябре 1941 года в составе оленьего батальона ушел на фронт. Воевал на Карельском фронте в составе 14 армии, подвозил на оленях продовольствие, боеприпасы, вывозил раненых. Победу застал в Печенге. В августе 1945 вернулся домой».

Познакомившись с экспозицией в музее «Боевой и трудовой славы», мне захотелось более подробно узнать о формировании оленьего эшелона в Усинском районе, а также познакомиться с очевидцами тех событий. За помощью я обратился к Председателю совета ветеранов деревни Новикбож Чупровой Ольге Николаевне, которая пригласила меня приехать в ее родную деревню. В одно прекрасное воскресное утро, мы всей семьёй поехали в Новикбож. Прибыв на место, я встретился с Ольгой Николаевной, которая предложила мне познакомиться с человеком, которая являлась непосредственным участником тех событий, и мы вместе отправились в гости к Каневой Анне Михайловне. (Приложение 14)

В начале нашей беседы Ольга Николаевна рассказала о формировании оленьего эшелона: «Свой долгий путь «Олений батальон» начал 28 ноября 1941 года с деревни Новикбож Усть – Усинского сельского совета. По пути к нему присоединялись оленеводы других сел нашего района: Щельябож, Захарвань, Денисовка, Мутный Материк, а так же ижемский и усть-цилемский отряды. Усинский олений эшелон насчитывал 316 человек, оленей - 1681, сторожевых собак – 44, оленьих нарт – 341. Переход был очень тяжелым: через каждые 40 километров делали остановки, чтобы накормить оленей, ягеля становилось меньше, морозы достигали 55 градусов, пурга, скудный поек, обморожения бойцов. Но вопрос о том, чтобы сбавить темп, даже не возникал. Закончился поход 8 февраля 1942 года у села Ворзогоры за рекой Онегой. Люди и олени преодолели долгий путь, длиною 1509 километров за 74 дня. После недолгого отдыха бойцы были отправлены на фронт каюрами при оленях».

Этот первый олений эшелон имел большое значение. Он проложил маршрут из Коми к фронту. Позже по нему прошли еще два отряда из Ижмы.

Обобщая итоги похода в своем политдонесении в Усть-Усинский райком Андрей Николаевич Смирных (комиссар первого оленеводческого отряда) писал: «Отряд состоял из 10 групп, бойцов 316 человек, оленей 1681 голова, 10 чумов одной палатки, саней с упряжью 341, оленегонных собак 44. Следование продолжалось с 28 ноября 1941 года по 29 февраля 1942 года на расстоянии 1509 километров сделано переходов 33. За время следования в пути проведено 76 занятий, количество часов – 158, проведено 2 партийных собрания, 5 совещаний среди политруков. Среди бойцов была организована читка художественной литературы, книгами был обеспечен каждый боец… Проводились политинформации, чтение сводок Советского информбюро… Во всех группах бойцы были охвачены социалистическим соревнованием за лучшее сохранение оленей, сохранение упитанности оленей, за лучшее содержание упряжи, саней, содержание в чистоте и опрятности самих себя и чумов… Выпущено 53 номера боевых листовок… Партийная организация отряда в движении эшелона являлась авангардом отряда… Из 316 бойцов сдано в части РККА 310 человек, 3 положены в пути в больницы, 3 арестованы и переданы суду. Бойцы в часть пришли физически бодрые, политически и идейно подкованные, в основном здоровые. Из 1681 головы оленей сдано 1529 голов, пригодных к работе, забито по пути 73, пало 40, сдано сельсовету 2. Сдано саней с упряжью 381 комплект, при выезде получено 341 комплект, изготовлено в пути 40 саней ».

Андрей Николаевич Смирных (Приложение 15) был назначен комиссаром первого оленеводческого отряда, который должен был пройти из Коми на Карельский фронт. 27 ноября 1941 года райком создал в отряде временную партийную организацию из 14 человек и определил маршрут движения по направлению Усть-Уса – Архангельск. Поражает стремительность и четкость решений того времени. В кратчайшие сроки подготовлены команды призывников, собрана упряжь, нарты, чумы. В военных билетах наших бойцов появилась запись «ездовой оленевод».

Канева Анна Михайловна рассказала о своём отце Вокуеве Михаиле Осиповиче, (Приложение 16) который в ноябре 1941 года в рядах усинского оленьего эшелона ушел на фронт. В 1941 году ему было 36 лет, работал он на почте в деревне Новикбож. 11 ноября 1941 года был мобилизован на военную службу и 28 ноября отправился на фронт вместе с оленьим эшелоном. Анна Михайловна вспоминает: «Мне в то время было пять лет, но я помню, как наша семья провожала отца. Мы пошли на берег реки, где собирали отряд для отправки. Народу на Печоре было много. Отец нес на руках мою младшую сестру. Внизу у реки собирались олени и люди. Отец с сестрой на руках прошел прямо к месту сбора, а меня не пустили, а я очень хотела попрощаться с оленями…» Отец Анны Михайловны не вернулся с войны. Он умер от ран в госпитале 31 января 1943 года. Похоронен в Ленинградской области, поселок Бокситогорск, в братской могиле №10.

Ольга Николаевна отметила, что в составе оленьего эшелона были не только пастухи оленеводы, но и бойцы, которые были призваны на фронт. Вместе с отрядом они шли до места формирования, но по пути следования обучались управляться с оленями и некоторые из бойцов оставались каюрами при оленях. Всего из деревни Новикбож ушло на фронт 190 человек, вернулось, только 70 односельчан. Ольга Николаевна передала список односельчан, ушедших в ноябре 1941 года в составе оленьего отряда на фронт: Вокуев Михаил Осипович, Вокуев Тимофей Иванович, Дьячков Яков Тимофеевич, Канев Григорий Васильевич, Попов Федор Ефимович, Рочев Иван Александрович, Филиппов Зотик Акимович, Филиппов Михаил Григорьевич, Филиппов Елисей Иванович, Хозяинов Лазарь Игнатьевич, Хатанзейский Изосим Степанович. (Приложение 17)

Канев Григорий Васильевич (Приложение 18) родился в Новикбоже в 1894 году. Участник первой мировой войны. После возвращения в родную деревню женился, выучился на ветеринара и работал в колхозе. В ноябре 1941 года в составе оленьего каравана отправился на фронт. Во время одной из бомбежек был ранен и получил тяжелую контузию. Вернулся домой в августе 1945 года, продолжал работать ветеринаром. После выхода на пенсию занимался любимым делом – рыболовством. Умер в 1973 году.

Попов Михаил Ефимович родился в селе Ижма в 1912 году в семье оленеводов. До войны работал в оленеводстве. В ноябре 1941 года Михаил Ефимович был призван на фронт. Воевал на Карельском фронте. Участвовал в прорыве сильно укрепленной обороны немцев западнее Мурманска, освобождал город Петсамо и Киркинес. Демобилизован в 1945 году. Всю жизнь посвятил тундре и оленеводству. После войны построил дом в Новикбоже. Умер в 1979 году.

Рочев Иван Александрович. (Приложение 19) До войны он работал пастухом в оленьсовхозе в деревне Новикбож. В ноябре 1941 года Иван Александрович в составе сформированного оленьего эшелона ушел на фронт. Воевал на Карельском фронте, на Мурманском направлении. Вывозил раненых, перевозил продукты, боеприпасы. 20 февраля 1946 года был демобилизован и вернулся в родную деревню, где до пенсии работал в оленеводстве. Умер 20 февраля 2003года.

Филиппов Зотик Акимович (Приложение 20) родился в 1912 году в крестьянской семье в селе Ижма. Окончил ветеринарные курсы в селе Ижма и был командирован оленьпастухом в Новикбож. В 1941 году в составе оленьего отряда ушел на фронт, воевал на Карельском фронте. Подвозил продукты, боеприпасы, вывозил раненных бойцов. В 1943 году выполняя задание попал на минное поле. После взрыва потерял правую ногу, но когда минное поле почти закончилось, раздался новый взрыв, каюру оторвало левую руку, а тяжелая контузия лишила его зрения. Раненного, истекающего кровью оленевода, товарищи вынесли и отправили в госпиталь, где ему была сделана операция и зрение вернулось. В 1944 году Зотик Акимович вернулся домой однорукий, одноногий, полуглухой, с лицом черным от пороха, стал инвалидом I группы. Работал сторожем в детском саду, нужно было растить детей. Он был выносливым и крепким. Прожил до 90 лет. Будучи инвалидом, построил дом, подшивал в деревне валенки, подстригал мужчин. Сам о себе говорил, что ему Бог помогает. Умер в 2003 году.

После посещения музея «Боевой и трудовой славы», и поездки в деревню Новикбож, моя гипотеза об участии жителей нашего района, в создании оленно – транспортных батальонов для Карельского фронта подтвердилась. Кроме этого мне удалось побеседовать с Каневой Анной Михайловной жительницей деревни Новикбож, которая была свидетелем отправки оленьего эшелона в ноябре 1941 года из нашего района. Председатель Совета ветеранов деревни Новикбож Ольга Николаевна, предала мне список односельчан, которые были участниками оленно – транспортного отряда в ноябре 1941года. Более подробные биографии участников оленьего эшелона я прочитал в биографическом справочнике «Чтобы помнили», который мне предоставила директор музея «Боевой и трудовой славы» Холопова Евгения Амировна.

Народная память о героях войны: памятник воинам оленеводам.

Прочитав литературу по истории создания оленно – транспортного батальона в годы Великой Отечественной войны, а так же проведя работу по сбору информации о создании оленьего эшелона на территории нашего района, пришло время ответить на вопрос: «Почему именно в деревне Новикбож был установлен памятник воинам оленеводам?»

Когда я читал биографический справочник «Чтобы помнили» и знакомился с биографиями людей, которые ушли на фронт, у меня все больше приходило понимание того, что это не только герои войны, но герои послевоенной жизни. Им выпало на долю пройти тяжелые дороги войны, искалеченные, раненные они возвращались домой, но не опускали руки. Они продолжали работать, растили детей, строили дома, поэтому поколение людей не знающее войны, чтит память о людях, которые защитили нашу страну и сделали все, чтобы она процветала.

Жители деревни Новикбож помнят своих героев, именно поэтому они на сельском сходе приняли решение об установке в их деревне памятника воинам оленеводам. Инициатором установки памятника выступила Ирина Михайловна Осипова, жительница деревни Новикбож. Была проведена большая работа жителями деревни, а также администрацией и организациями города Усинска. Об этом мне рассказала Председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны города Усинска Попова Чеслава Станиславовна. «Раньше на месте памятника была автобусная остановка, ее убрали. Жители деревни Новикбож расчистили территорию, работали целыми семьями. Отдел капитального строительства городской Администрации Усинск подготовил фундамент и установил основание для будущего памятника. Памятник был установлен на средства ООО «Лукойл-Коми» в рамках Конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл»: - рассказала Чеслава Станиславовна (Приложение 21).

28 августа 2015 года в деревне Новикбож торжественно открыли памятник оленеводам, воевавшим во время Великой Отечественной войны в составе специального оленьего батальона. (Приложение 22) Это первый памятник воинам оленеводам в республике Коми, но не первый в России. Первый памятник бойцам оленеводам был установлен в 2012 году в Ненецком автономном округе в городе Нарьян-Маре.

Эскиз памятника разработал скульптор республики Коми, заслуженный художник России Анатолий Иосифович Неверов. Почетное право перерезать ленточку и открыть памятник, было предоставлено Ирине Осиповой и Татьяне Истоминой, девочке из семьи потомков воинов-оленеводов. Во время открытия памятника, почетный караул несли ребята из клуба «Поиск», который организован при доме культуры в деревне Новикбож.

В феврале 2017 года я вместе с моей семьей побывал на месте установки памятника оленеводам. Возложив цветы, мы почтили память бойцов, участников оленьего батальона, молчанием. (Приложение 23)

Я горд тем, что живу среди людей, которые помнят и чтут подвиги своих земляков. Я храню память о своих прадедах, которые воевали на войне, но наравне с ними теперь я буду помнить о воинах оленеводах, моих земляках.

Пришло время подвести итоги моей исследовательской работы:

Оленно – транспортные батальоны, сформированные на Карельском фронте, оказали большую помощь, при ведении боевых действий советских войск 1941- 1945 годах. В районе Мурманска фашисты не смогли прорвать Карельский фронт и не перешли государственной границы СССР. Этот факт сам по себе подвиг командования, солдат и офицеров, а также воинов оленеводов воевавших в Заполярье.

На территории Усинского района в ноябре 1941 года в течении нескольких дней был сформирован олений эшелон, который преодолев тяжелый переход влился в оленно – транспортные подразделения Карельского фронта. Усинские бойцы оленеводы мужественно выполняли свой долг и защищали Родину, иногда ценой своей жизни.

В августе 2015 года на территории Усинского района в деревне Новикбож, был установлен первый памятник воинам оленеводам. Это дань памяти усинцев, людям, которые ценой своей жизни защищали Родину. Жители деревни Новикбож, где чтут подвиги предков, говорили: «На Красном Знамени Победы есть капельки крови каюров и их боевых товарищей – оленей и сторожевых собак».

Литература.

Иван Изъюров В оленей упряжке: Быль. – Сыктывкар, 1989. – 24с.

Книга памяти Республики Коми т 4. – Сыктывкар, 1996. – 435с.

Моя Родина – Усинск : книга для чтения учеников средних и старших классов школ МО «Усинск». – Усинск, 2004. – 216с.

На фронт на оленях / по материалам Совета ветеранов д. Новикбож. – 2015.

Чтобы помнили: биографический справочник. – Усинск, 2005. – 216с.

Веселов М. Арктические танки, или олени умирали стоя. – Северные ведомости. – 2008. - №18. с.4

Кожевин Г. Старинных сёл юбилейная слава. – Усинская новь. – 3 сентября 2015. с.20-21

Овчинников В. Пришел солдат с фронта… - Трибуна. – 16 апреля 2010. с.13

Фотографии из личного архива.

Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

.Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Фролов В.А. командующий Карельским фронтом.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9. Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

Филиппов Кирилл Ефимович

Приложение 14.

Приложение 15.

Смирных А.Н. Комиссар первого оленеводческого отряда.

Приложение 16.

Вокуев Михаил Осипович

Приложение 17.

Приложение 18. Приложение 19.

Канев Григорий Васильевич Рочев Иван Александрович

Приложение 20.

Филиппов Зотик Акимович

Приложение 21.

Приложение 22.

Приложение 23.

Просмотров работы: 325