Детский кинематограф: нехватка картин или снижение спроса?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детский кинематограф: нехватка картин или снижение спроса?

Кульпина Л.А. 1
1МБОУ "СОШ №7" г.Кемерово
Котько Н.А. 1
1МБОУ "СОШ № 7"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обоснование выбора проблемы: В настоящее время детские фильмы российского кинематографа редко можно увидеть в кинотеатрах и на экранах телевизоров. В советское время выпускалось порядка 30 детских фильмов в год. За последние двадцать лет в России производство сократилось до 2-3 картин в год. Следовательно, дети вынуждены смотреть взрослое кино, где процветает насилие и жестокость. Психологи выяснили, что под влиянием взрослых фильмов с высокой скоростью растёт число детских преступлений. Я хочу заинтересовать школьников в необходимости просмотра российских детских картин. Отсюда вытекают цели моей работы.

Цели:

- Развитие интереса к российскому детскому кинематографу.

- Воспитание уважения к культурному наследию своей страны и региона.

Задачи:

-Изучить информационные источники по данной теме;

-Познакомиться с историей становления детского кино в России и мире;

-Посмотреть российские детские кинофильмы и обсудить с ребятами впечатления от просмотренного;

-Развивать интерес к детскому российскому кино.

Гипотеза: Если современные школьники будут чаще смотреть и обсуждать российские детские фильмы, то они научатся доброте и искренности, уважению к старшим, будут толерантны друг к другу, вырастут патриотами своей Родины.

Объектом исследования: является школьники.

Предмет исследования: детское кино.

Мною были использованы следующие методы: метод сбора и анализа литературы по теме работы; метод анкетирования; метод эксперимента.

Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников доброте и искренности через просмотр детских фильмов, уважению к старшим, толерантности друг к другу и патриотизму.

Основная часть

Де́тское кино́ — это фильмы, предназначенные как для просмотра детьми, так и для более широкой аудитории (т. наз. «семейные фильмы» (англ. family films))[1]. Оно может быть разным по жанру: художественным, мультипликационным, документальным, научно-популярным.

Как в США, так и в Европе, идея детских фильмов получила относительное развитие в 1930-х гг. Согласно Бэзлгету и Стэплзу, термин «семейный фильм» употребляется в основном американцами, а «детский фильм» — используется в Европе[2].

Различен и подход к выбору главных героев. Для американских фильмов отбирают детей, отвечающих особым требованиям к внешности, в то время как европейцы для исполнения ролей в своих фильмах утверждают «обычных» детей[2]. Аналогично, для взрослых ролей в американских фильмах приглашают хорошо известных актёров и актрис, с целью привлечения как можно более широкой аудитории, и при этом изложение сюжета ведётся с точки зрения взрослых, в том числе и родителей.

США. Перед Второй мировой войной компания Уолта Диснея создала мультипликационный вариант «Сказок братьев Гримм», начиная с фильма 1937 года «Белоснежка и семь гномов». Во время войны Дисней продолжил работу, выпустив в 1940 году полнометражный мульфильм «Фантазия» для просмотра всей семьёй, и мультфильм «Дамбо» в 1941 году.

В Германии 1930-х — первой половины 1940-х годов детским фильмам уделялось внимание с идеологической точки зрения — против коммунизма, за национал-социализм. Один из первых фильмов такого рода — «Юный гитлеровец Квекс» 1933 года — посвящён противостоянию отца-коммуниста и его сына, сочувствующего нацистам.

После краха гитлеровского режима в 1945 году появились две Германии — и, соответственно, два кинематографа.

Китай. Жанр детского кино в Китае часто пересекается с жанрами комедии и сказки (англ. fantasy). До 1981 года, когда была основана Китайская детская киностудия, фильмы для детей выпускали обычные киностудии, при этом на ранней стадии китайского кино жизни детей посвящалось очень мало фильмов. Среди них — короткометражная лента «Пострелёнок» (англ. The Urchin), снятая в 1922 году режиссёром Дань Дуюем.

Детские фильмы в основном рассказывали о социальных проблемах юного поколения. Например, картина «Потерянные овечки» (англ. Lost Lambs) режиссёра Цай Чушэна (1936) повествовала о детях-сиротах, скитавшихся по улицам Шанхая, пока их не приютил старый слуга богатого дома. Идея этого фильма возникла у Цай Чушэна после просмотра советской картины о беспризорниках - «Путёвка в жизнь» режиссёра Николая Экка, которая демонстрировалась в Шанхае в 1932 году и получила признание как у публики, так и у критики, так что Цай Чушэн решил снять что-то подобное. Фильм, хотя и имел счастливый конец, оказался достаточно мрачным.

Япония. В Японии с первой половины 1990-х годов проводится единственный во всей стране ежегодный Международный фестиваль детских фильмов «КИНЕКО». Его особенностью является показ фильмов со всего мира для аудитории детей от одного года до подростков, при этом фильмы должны быть представлены в форме «живого кино» (англ. Live Cinema), то есть, записей различных представлений с непосредственным озвучанием, напр., спектаклей, концертных выступлений.

Россия. Кинопроизводство в России началось в 1920 году. Ранней советской кинокартиной, пользовавшейся большой популярностью у публики, был немой фильм 1923 года «Красные дьяволята», где интернациональный детский отряд — Миша, Дуняша и чернокожий акробат Том борются с людьми батьки Махно. Затем была снята ещё серия фильмов о приключениях этих ребят — «Савур-могила» и другие.

В 1925 году на студии «Межрабпом-Русь» выпущен фильм «Дитя Госцирка», где шестилетний Гриша Калабухов мечтает стать октябрёнком. Посвящались фильмы актуальной в то время теме ликвидации беспризорности в СССР: 11 октября 1928 года в Киеве и 1 февраля 1929 года в Москве состоялась премьера фильма «Беспризорные».

В 1936 году в Москве была основана киностудия для производства детских фильмов — «Союздетфильм», которая, под другим названием, работает до сих пор. Один из снятых на этой киностудии в 1937 году фильмов — «Белеет парус одинокий», повествовал о босяке Гаврике и сыне учителя Пете, принимавших участие в революционных событиях в Одессе 1905 года. Детские фильмы снимались не только на студии «Союздетфильм», но и на других. Например, художественно-мультипликационный фильм 1939 года «Золотой ключик» снят на киностудии «Мосфильм».

Кузбасс. В декабре 1896 года в Тайге состоялись первые кинематографические сеансы. Это можно считать началом кузбасского кинематографа. В 1899 году, когда в Мариинске открылся первый в губернии кинотеатр “Фуроръ”. На территории современного г. Кемерово распространение кино связано с деятельностью акционерного общества Кузнецких каменоугольных копий, администрация которого начиная с 1915 года стала ежемесячно устраивать киносеансы для шахтеров Кемеровского рудника и рабочих строящегося Коксохимзавода.

Появились и первые киноманы даже среди школьных учителей: в 1919-м педагог Окороков велел каждому ученику принести деньги на билет и организованно водил свой класс в кино. Умудрялись снимать даже детские агитки - во втором выпуске киножурнала “Пионерия” 1 октября 1931 года вышел сюжет: кузнецкие пионеры передают из рук в руки кирпичи. А в 1932-м по всей стране крутили первый и единственный 70-минутный игровой фильм о Кузбассе - “В боях рождённый”.

В конце 40-х – 60-х годах ХХ века были продолжены съёмки фильмов о городах и людях нашего края: «Город угля» (1947), «Город металла» (1950), «Город шахтёров» (1952), «Металлурги-новаторы» (1956), «Первенец сибирской металлургии» (1957), «Кузбасс сегодня» (1958), «В долине Мрассу» (1958), «Поёт молодость Кузбасса» (1960), «Подвиг сибирячки» (1960), «Тайга сибирская» (1960), «Люди земли Кузнецкой». Киносюжеты о Кемеровской области постоянно демонстрировались на экранах страны в киносборниках «Сибирь на экране».

Вопрос добра и зла в детском кино, пожалуй, самый важный. И здесь не обойтись без сказок, «По щучьему веленью» (1938), «Василиса Прекрасная» (1939), «Конёк-Горбунок» (1941), приключенческие — «Остров сокровищ» (1937) и другие. где добро и зло всегда четко обозначены и сильный всегда защищает слабого -- для маленького ребенка это очень важно. В детском фильме зло не может превалировать, тем более побеждать. И даже если в конце концов герой побеждает, но зрительный ряд оставляет впечатление жестокости и насилия, то такое кино нельзя назвать хорошим. Некоторые фильмы являлись стимулом детской и юношеской активности. Например, после выхода фильма «Тимур и его команда» (1940 год) в СССР возникло движение тимуровцев. Детские фильмы учат дружбе, любви, состраданию, честности, отваге – всему тому, что ребенку необходимо взять во взрослую жизнь. 

Современное детское кино трудно представить без юмористического, поучительного киножурнала ЕРАЛАШ, художественным руководителем и директором которого является Борис Юрьевич Грачевский (род.1949г.): «Учиться, учиться и ещё раз учиться», «Я иду искать», «Чувствительная натура», «Новое поколение выбирает»…

Нельзя сказать, что сейчас совсем ничего не снимается для детей. Вот, к примеру, в 2006 году вышел фильм «Азирис Нуна» по фантастической повести Сергея Лукьяненко. Из полутора часов фильма сорок минут занимает компьютерная графика - ура новым технологиям, костюмы и грим замечательные, главные герои - два современных мальчика. Казалось бы, все есть. А фильм смотреть совсем не интересно. Потому что на самом деле здесь никаких героев нет. С двумя братьями происходят какие-то приключения, они бестолково перемещаются во времени и пространстве, и все время очень хочется спросить: а зачем они все это делают? Они не совершают абсолютно никаких поступков, им не приходится делать выбор, это приключения тела, а зрителю-то интересно наблюдать за приключениями души, за развитием взаимоотношений между действующими лицами. В кино, как и в любом искусстве, прежде всего интересна личность, а если ее нет, то нет и кино. А одними компьютерными спецэффектами сыт не будешь.

Думаю, вряд ли найдется ребенок, равнодушный к искусству кино. Дети любят его за динамичность, наглядность, выразительность, конкретность художественных образов. Сейчас кино занимает особенно большое место в ребячьей жизни, потому что в каждом доме есть телевизор. Да и компьютер можно назвать вторым телевизором. Многие «качают» и хранят огромные коллекции фильмов. А это значит, что в течение дня наши мальчишки и девчонки имеют возможность посмотреть не один фильм, что некоторые и делают в ущерб приготовлению уроков, выполнению домашних обязанностей, чтению литературы, активному отдыху. В этом случае кино становится для них только способом развлечения, а между тем кино может и должно быть эффективным средством воспитания. У него большие возможности влиять на духовное, идейно-нравственное, эстетическое формирование личности ребенка.

Специалисты среди проблем, существующих сейчас в сфере детского кино, выделили три основных – дефицит хороших сценариев, отсутствие профессионального образования, а также невозможность российскому детскому контенту пробиться на отечественные телеканалы. генеральный директор Роскино Екатерина Мцитуридзе отметила, что фундаментальная проблема – это проблема образования. Это касается не только детского, но и всего кинематографа, в частности. Но образования в области детского кино нет вообще. «Поэтому если мы говорим о качестве российского кино, то любой качественный проект делается сейчас вопреки, а не благодаря системе. Только потому, что есть суперталантливые, рисковые продюсеры, очень талантливые режиссеры и сценаристы. А сценариев детских фильмов просто нет», - сказала глава Роскино. 

Остановимся на разницах между детским кинометографом в России и зарубежом. Например, фильм про Красную шапочку: в России это музыкальная юмористическая комедия, про девочку идущую к бабушке, поющую песни и встречающую не злых волков, за рубежом это триллер, где красная шапочка встречает и влюбляется в волка-вампира. Сказка «Спящая красавица» - у нас фильм-балет, который учит не только добру, но и вовлекает детей к красоте искусства танца, за рубежом – этот фильм – приключение, не столько самой девушки, сколько рассказ ведьмы, как и почему она стала злой. Если рассматривать фильмы про пиратов -, в российском кинематографе это веселые, добродушные люди, поющие песни, попадающие в сложные и смешные ситуации, но идущие на исправление (Остров сокровищ, Айболит 66), за рубежом – пираты представлены в виде мертвецов ищущих сокровища. Если взять детские фильмы про волшебников, то в нашем кинематографе они представлены в виде сказочников, добрых, великодушных, наказывающих и в тоже время плошающих злых и жадных героев (Снежная королева, Старик Хоттабыч), а за рубежом – это злой волшебник, с которым приходится драться, иногда демонстрируется гибель героев, (Гарри Потер). 

В ходе исследования я провела социологический опрос и анкетирование. Представляю результаты:

на вопрос: Какой твой любимый фильм? Дети часто называли такие фильмы, как «Пятая волна», «Гарри Потер», «Властелин колец» и другие. Среди ответов практически не было российских детских фильмов. Но в отличие от детей учителя, назвали только российские фильмы.

Вопрос: «Как часто ты смотришь детские фильмы?» - вызвал замешательство. Оказывается, что половина опрошенных редко смотрят детские фильмы.

Надо сказать, что многие ответы на эти вопросы огорчили. Оказалось, большинство юных зрителей не особо задумываются над выбором фильмов и даже не помнят сюжеты всех кинолент, на которых побывали и которые посмотрели в последнее время. Но имена любимых актеров все помнят наизусть, особенно голливудских актёров. В основном ребята делятся впечатлениями от спецэффектов в фильме, совсем не разбирая сюжет и не делая выводы.

Думается, что если бы анкетирование подобного рода провели и в других школах, то во многих результаты были примерно такими же. 

А ведь это говорит о том, что вы, взрослые, допускаете серьезное упущение: не используете полностью такое могучее средство педагогического воздействия, каким является кино, особенно старые фильмы, в которых отличный сюжет даёт повод обсудить фильм и полностью разобрать его. Исправление такого положения способствовало бы гармоническому развитию нашего молодого поколения.

Затем мы посмотрели в кинотеатре фильм «Последний богатырь» – режиссёр-постановщик Дмитрий Дьяченко, картина вышла в свет в 2017 году.

Иван, обычный парень, по воле случая переносится из современной Москвы в фантастическую страну Белогорье. В этом параллельном мире живут герои русских сказок, волшебство — неотъемлемая часть быта, а спорные вопросы решаются битвой на богатырских мечах. Неожиданно Иван оказывается в самом центре борьбы светлых и темных сил.

Мы обсудили картину и сделали следующие выводы: фильм фантастика, но очень похож на добрые русские сказки. Сказочный сюжет уживается с современным, ироничным и добрым юмором, а спецэффекты помогают с легкостью погрузиться в страну Белогорье. При этом можно отметить, что это не только детский фильм, скорее фильм для семейного просмотра и самобытным русским колоритом.

Таким образом, в ходе проведённого исследования я пришла к выводу, что современные дети не знают российских детских фильмов, редко их смотрят, а также путают художественные фильмы и анимацию, детский кинематограф перестал выполнять свою основную функцию – воспитание подрастающего поколения.

Чтобы изменить эту ситуацию, я хочу дать рекомендации:

Рекомендации

проводить в школах информационные и классные часы по данной теме.

Организовывать семейные просмотры детских кинофильмов.

Организовывать массовые показы в городских кинотеатрах хотя бы раз в месяц.

Заключение

Есть фильмы, которые надо посмотреть в детстве, как и книги, которые обязательно надо прочитать в детстве. А если этого не сделать, душа так и не разовьётся. Дети через фильм познают красоту поступка. Кино учит сопереживанию. Художник способен повлиять на ребенка гораздо сильнее, чем самый отличный педагог.

Список литературы

Статья "Детский фильм" // БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / Б. А. Введенский (главред). — 2-е изд. —М.: Большая советская энциклопедия, 1952. — Т. 14 ("Демосфен - Докембрий"). — 300,000 экз.

Bazalgette Cary. Unshrinking the kids: Children's Cinema and the Family Film // In front of the children: screen entertainment and young audiences. — British Film Institute, 1995. — ISBN 9780851704524.

Watson, W. S. Understanding Rainer Werner Fassbinder: Film as Private and Public Art. — Univ of South Carolina Press, 1996. — 341 p. — (Understanding modern European and Latin American literature). — ISBN 9781570030796.

Wojcik-Andrews Ian. Children's films: history, ideology, pedagogy, theory. — New York: Garland Pub, 2000. — (Garland reference library of the humanities; Children's literature and culture). — ISBN 081533074X.

Brockmann, S. A Critical History of German Film. — Camden House, 2010. — 522 p. — ISBN 9781571134684.

Brown Noel. The Hollywood Family Film: A History, from Shirley Temple to Harry Potter. — London & New York: I.B. Tauris, 2012. — ISBN 978-1-78076-270-8.

Tan Ye, Yun Zhu. Historical dictionary of Chinese cinema. — The Scarecrow Press, Inc., 2012. — ISBN 978-0-8108-6779-6 (бум.) 978-0-8108-7913-3 (эл.книга).

[_http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/11833/annot/ Информация о фильме «Дитя Госцирка»]

[_http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/10164/annot/ Информация о фильме «Беспризорные»]

Литература и искусство КНДР (рус.). Географо-этнографич. справочник © Алексей Сергеевич Злыгостев, статьи, подборка материалов, разр-ка ПО, оформл. 2001–2014, Елена Александровна Абидова (Пугачёва) автор статей по странам мира и энциклопедии городов. Проверено 26 марта 2017.

"Обзор кинематографа Северной Кореи" А. Астафьев, аспирант фак-та журн. МГУ им. М.В.Ломоносова, май 2000 (рус.). Клуб "Феникс" ©

Приложение 1

АНКЕТА

(для учеников)

Фамилия, имя, класс_______________________________________

Отметьте любимый жанр детского кино

Мелодрама

Комедия

Приключения

Боевик

Ужасы

Фильм про войну

«Про любовь»

Фантастика

Фэнтази и сказки

Катастрофы

Детектив

Триллер

Как и где смотрите новые фильмы?

Хожу в кинотеатр

Покупаю DVD и смотрю дома

Жду, когда покажут по телевизору

Экономлю и поэтому прошу DVD у друзей

Смотрю в пиратской копии и в интернете

Какой твой любимый фильм?______________________________________

Любишь ли ты смотреть детское кино?___________________

Как часто ты смотришь детские фильмы?

Каждый день

1 раз в неделю

1 раз в месяц

Несколько раз в год

Приложение 2

АНКЕТА

(для учителей)

Фамилия, имя, отчество _______________________________________

Отметьте любимый жанр детского кино

Мелодрама

Комедия

Приключения

Боевик

Ужасы

Фильм про войну

«Про любовь»

Фантастика

Фэнтази и сказки

Катастрофы

Детектив

Триллер

Как и где смотрите новые фильмы?

Хожу в кинотеатр

Покупаю DVD и смотрю дома

Жду, когда покажут по телевизору

Экономлю и поэтому прошу DVD у друзей

Смотрю в пиратской копии и в интернете

Какой Ваш любимый фильм?______________________________________

Приложение 3

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОВЕДЕННЫХ АНКЕТ

Любимый жанр

Как и где смотрите новые фильмы

Любимый фильм (опрос детей)

Любимый фильм (опрос учителей)

Любите ли Вы смотреть детское кино

Как часто Вы смотрите детские фильмы

Просмотров работы: 53