I. Введение.
Недавно мне подарили альбом с почтовыми марками. Перелистывая его, я с интересом рассматривал множество небольших кусочков бумаги с яркими, пёстрыми рисунками. Уже тогда я задал себе вопрос, что это такое? До этого момента я ни разу не сталкивался с марками. Вкратце мне пояснили их назначение и рассказали, что несколько десятков лет назад, в СССР была очень популярна филателия. Существовало много кружков и объединений филателистов. Не только взрослые, но и огромное количество детей с увлечением собирали марки. Обменивались между собой. Переписывались с друзьями из других городов, стран, отправляя и получая конверты и открытки с наклеенными на них марками. Поэтому я решил как можно больше узнать о почтовых марках и по возможности заинтересовать моих сверстников этим увлечением. А подаренный альбом может стать началом моей коллекции.
Актуальность – изобретение почтовой марки одно из величайших событий в истории человечества. В своей исследовательской работе я хочу отобразить множественные значения исследуемого объекта.
Гипотеза - использование почтовой марки уходит в прошлое.
Объект исследования – почтовые марки мира.
Предметом исследования является изучение исторической судьбы почтовой марки.
Цель – изучение исторического прошлого почтовой марки, назначение и её значимость в современном обществе.
Задачи:
- изучить историю возникновения почтовой марки;
- собрать сведения о первой марке в мире;
- собрать сведения о первой марке в России;
- узнать подробно, что такое филателия;
- филателия в современном обществе;
- восстановить интерес к филателии среди сверстников.
3
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы исследовательской работы:
- изучение источников исследования: альбомы с почтовыми марками, каталоги почтовых марок, книги, журналы, Интернет;
- общение с филателистами;
- интервьюирование сотрудника отделения почты России.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют важное значение. Данные исследования могут стать источником информации не только об истории появления марки, но познакомить с видами марок, которые отличаются от основного тиража какими-нибудь особенностями, превратившими их в редкие разновидности. Почтовые марки прошлых лет интересны не только как миниатюрные памятники российской истории, но и как предметы художественной прикладной марочной графики. С этой точки зрения интересны подлинные рисунки марок, выполненные мастерами графической миниатюры. Особый интерес представляют рисунки и эскизы к неизданным маркам, которые по разным причинам остались на стадии подготовки к изданию, но являются подлинными шедеврами графического искусства.
Результаты моего исследования имеют практическое применение - их можно использовать на уроках окружающего мира, на внеурочной деятельности. Я смогу познакомить одноклассников с различными видами марок, возможно, это заинтересует ребят и я смогу найти единомышленников.
4
II. Основная часть.
Глава 1. История возникновения почтовой марки. Почта в древности.
Этот род коммуникаций появился практически сразу, как только появилась письменность. Известно, что в Китае почта существовала уже в 4-м тысячелетии до н.э., а в Египте и Ассирии появилась тысячелетие спустя. В Китае и Египте она была достоянием придворных кругов, а в Ассирии пользоваться ею могли и купцы. Регулярное почтовое сообщение появилось примерно в 529 г. до н.э. в Персии благодаря царю Киру Великому. Оно было подробно описано древнегреческими историками Геродотом1 и Ксенофонтом2. [1] Оба историка отмечали быстроту и эффективность системы станций конной почты, охватывающей всю территорию Персидской империи. В Римской империи доставкой корреспонденции занималась государственная почта, использовавшая лёгкие повозки, грохотавшие по мощёным дорогам. Но разрушение этой инфраструктуры в средние века привело к тому, что львиную долю почты стали доставлять пешие или конные почтальоны. Такая ситуация сохранялась и немалую часть XIX века. В XIII веке Марко Поло3 сообщал, что в Китайской империи насчитывалось более 25 тысяч почтовых станций. Однако до 1879 года почта Китая всё ещё предназначалась лишь для императорского двора, а остальному населению было запрещено пользоваться ею под страхом смертной казни.
Кроме того, китайцы первыми стали использовать для письма бумагу, примерно во II веке до н.э. Римляне писали свои письма на восковых табличках (приложение 1), а позже – на тонких деревянных пластинах. Египтяне же предпочитали папирус. В Европе до XVIII века пользовались пергаментом, а после широкое применение получила бумага, которая была завезена из Китая.
В средние века в Европе было много почт, однако ни одна из них не предназначалась для общего пользования. Свои почты имели купцы из Ганзейского союза4, итальянские города-государства, университеты и крупные монастыри. Когда появились государственные почтовые учреждения, все те, что существовали раньше, или закрылись, или присоединились к общенациональной системе.
1Геродот – древнегреческий учёный (≈484 г. до н.э.- ≈425 г. до н.э.)
2Ксенофонт – древнегреческий писатель и историк (≈430 г. до н. э.- ≈354 г. до н. э.)
3Марко Поло – итальянский купец, путешественник(15 сентября 1254 – 8 января 1324 гг.)
4Ганзейский союз – политический и экономический союз, объединявший почти 300 торговых городов северо-западной Европы с середины ХII до середины ХVII веков.
Предшественники почтовой марки.
Появление почтовой марки - это результат воплощения ранее возникших идей. Ещё в 1653 году арендатор парижской почты Ж.-Ж. Ренуар де Вилайе5 ввёл с разрешения короля Людовика XIV первые, предварительно оплачиваемые почтовые отправления. В Париже в то время проживало 250 тысяч жителей. Почтовых отделений было мало. Вилайе предложил установить почтовые ящики, в которые опускались письма. Вместе с этим вводились единые тарифы и предварительная оплата отправлений. Были выпущены специальные ленты, которые назывались «свидетельство об оплате почтового сбора». Их можно было купить у специального чиновника в королевском дворце, в монастырях или присутственных местах6. Почтовое отправление обёртывалось такой полоской, или её вкладывали в письмо так, чтобы, она была видна письмоносцу. Предварительная оплата почтовых услуг позволяла ускорить доставку корреспонденции, так как почтальону не нужно было ждать от получателя уплаты денег. Полоски Вилайе – это первые образцы современных почтовых марок. К сожалению, ни один экземпляр до нас не дошёл.
В 1694 году в Англии появились гербовые марки, тиснённые, на синей бумаге. Их прикрепляли к пергаменту с помощью свинцовых скобочек, концы которых фиксировались с обратной стороны маленькими прямоугольными кусочками белой бумаги с королевскими вензелями. Такие марки, например, означали оплату налога на газеты, который существовал в те времена в Англии.
В 1818 году на острове Сардиния появились листы почтовой бумаги со специальным тиснением. На этом тиснении был изображён мальчик, сидящий на коне и трубящий в почтовый рожок ( приложение 2), а под ним указывалась цена. Для защиты от подделок на листах ставились оригинальные водяные знаки.
В 1823 году шведский лейтенант Треффенберг7 предложил для отправления писем ввести конверты предварительной оплаты с напечатанной на них маркой. По его мнению, марка должна была быть в виде рельефного бескрасочного тиснения или красочного рисунка аллегорического характера, чтобы её трудно было подделать. К сожалению, его предложение как нелепое было отклонено центральным почтамтом Стокгольма.[4]
5Жан – Жак Ренуар де Вилайе (24 июня 1607 – 5 марта 1691 гг.) – граф, член Государственного Совета во Франции. Один из реформаторов почтовой почты.
6Присутственное место – государственное учреждение, а также приёмная, канцелярия.
7Курри Габриель Треффенберг (6 марта 1791 – 28 октября 1875 гг.) – шведский лейтенант, один из ранних и непризнанных изобретателей почтовой марки.
На пути к изобретению почтовой марки.
Ни одно изобретение не бывает случайным. Любое из них появляется на свет, когда в нём нуждается человечество. В случае с почтовой маркой сработал тот же принцип – возникла настоятельная потребность во введении знака почтовой оплаты. В начале XIХ века рост промышленности и торговли потребовал быстрой почтовой связи. Изменилось количество жителей в городах. Возрос и объём корреспонденции. Хотя виды транспорта становились более быстроходными, цены на отправку и получение почты оставались чрезмерно высокими. Посылать письма могли только состоятельные клиенты. Такая ситуация сохранялась до 1840 года, когда в почтовой системе произошли революционные перемены.
Глава 2. Первые марки мира.
2.1. « Чёрный пенни ».
22 августа 1839 года Министерство финансов Великобритании было уполномочено внедрить план создания доступных почтовых услуг, выдвинутый реформатором Роулендом Хиллом8. В поисках идей министерство объявило конкурс на лучший дизайн и способ обозначения предоплаченности нового однопенсового почтового сбора. Победителю и тому, кто окажется на втором месте, были обещаны призы в 200 и 100 фунтов соответственно. Эта информация широко распространилась, и в итоге было получено 2700 конкурсных работ. Призы были вручены, однако ни одна из одержавших победу идей так и не использовалась.[3]
Выпуск первых марок был результатом коллективного труда. Вдохновителем их появления был Р. Хилл. Эскизы к ним нарисовал Генри Корбулд9 с рельефного портрета юной королевы Виктории (приложение 3), нарисованного ранее. Отпечатаны марки были в лондонской типографии «Перкинс и Бекон»10.
Не следует думать, что процесс создания «чёрного пенни» протекал гладко. Трудности возникали и при создании рисунка, и при его воспроизведении. Изготовление первой печатной формы для почтовых марок так же было сопряжено с определёнными проблемами. Нанесение клеевого слоя отвечающего всем требованиям остановило выпуск первой марки на несколько дней. Но в итоге все проблемы были решены.
8Роуленд Хилл (3 декабря 1795 – 27 августа 1879 гг.) – английский учитель, изобретатель, реформатор. Преобразователь почтового дела в Великобритании.
9Генри Корбулд (1787-1844гг.) - английский художник.
10 «Перкинс Бэкон» - известная лондонская фирма, печатавшая книги, банкноты, другие ценные бумаги, а также почтовые марки.
Марка достоинством 1 пенни11 была отпечатана чёрной краской. Поэтому она получила образное название – «чёрный пенни» (приложение 4).
Первая почтовая марка привлекает внимание не только тщательной гравировкой, но и нейтральным тоном, удобной формой и размером, а так же отсутствием на рисунке лишних деталей. Все эти достоинства и сказались на успехе первого знака почтовой оплаты. На марке «чёрный пенни» отсутствует название государства, которое её выпустило, но представлен портрет королевы Виктории. Эта традиция соблюдается на марках Великобритании и по сей день – какой бы сюжет на марке не был изображён, на ней всегда есть изображение правящего монарха и отсутствует название страны.
Первые английские марки были без зубцов, то есть без перфорации, и их надо было отделять друг от друга ножницами. Идея перфорации принадлежит ирландцу Генри Арчеру12. Первая в мире приклеиваемая марка была напечатана 1 мая 1840 года. В эти дни Р. Хилл писал в своём дневнике: « В первый раз марки выпущены сегодня (в Лондоне) для населения. Страшная суматоха на почтамте». Официально марки поступили в обращение в мае 1840 года. Почтамт действительно был переполнен людьми. Все устремились к кассам с целью купить чёрную картинку с изображением королевы Виктории – ведь это была первая в мире почтовая марка. Почтовое ведомство приняло на службу Р. Хилла. Со временем он стал генеральным секретарём английского почтмейстерства и получил подарок от государства в 20 тысяч фунтов. Очевидно, что правительство Англии высоко оценило изобретение почтовой марки. Р. Хилл похоронен в Вестминстерском аббатстве, где покоятся самые достойные граждане Англии. Памятник Р. Хиллу (приложение 5), воздвигнутый в Лондоне, прославляет человека, который первым ввёл в обращение почтовую марку «чёрный пенни».[6]
2.2. Первая русская марка.
В 1851 году управляющий перевозками почт по железным дорогам Алексей Прохорович Чаруковский13 был командирован за границу для изучения почтового дела. В Англии он побывал в типографии фирмы "Перкинс, Бекон и Питч", где печатались почтовые марки и внимательнейшим образом ознакомился со всем производственным процессом. Познакомился Чаруковский и с почтовыми правилами Пруссии "О введении почтовых марок и порядке их использования".
11Пенни - разменная денежная единица многих стран и территорий, в разное время входивших в состав Британской империи, а также Финляндии и Эстонии. Наиболее известен британский пенни.
12Генри Арчер (1799 -1863 гг.) - предприниматель ирландского происхождения, изобретатель первой в мире марочно-перфорационной машины.
13Чаруковский Алексей Прохорович – чиновник железных дорог Российской империи.
Во Франции он внимательно наблюдал за работой персонала почтовых вагонов (приложение 6). Возвратившись в Санкт- Петербург с большим багажом впечатлений, фактов и технологий применения почтовых марок, Чаруковский пишет записку «О введении штемпельных марок в России» (приложение 7). Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война отложила рассмотрение предложений Чаруковского.
Только в конце 1855 года Чаруковского попросили представить подробный доклад о штемпельных конвертах и марках, применявшихся за границей. Он составил его и подробно описал способы изготовления и применения, гашения и продажи марок. Он писал, что введение марок в России было бы весьма удобным для населения, а прибыль от их продажи с избытком покрыла бы расходы на изготовление. Он предлагает ввести круглые марки, так как, по его мнению, марки прямоугольные, неаккуратно наклеенные на конверт могут задеть за ящик или другие письма и отклеиться. Описал он и машину перфорирования, которая окружает каждую марку непрерывным рядом небольших отверстий, так что их можно без ножниц легко отрывать одну от другой. Не оставил он без внимания и вопрос о номиналах марок, предложив их изготовлять в 10, 20 и 30 копеек серебром соответственно за 1, 2 и 3 лота14 веса. Чаруковский советовал для марок использовать бумагу с шелковыми нитями, а для предотвращения подделок делать её с водяными знакам (приложение 8). Образец первой русской марки десятикопеечного достоинства был окончательно утверждён 20 октября 1857 года. Было определено и название – почтовые марки. Доставка перфорационной машины из Вены в Россию задерживалась, и первая марка вышла без зубцов.
Специальным циркуляром почтового департамента №3 от 10 декабря «О почтовых марках» предписывалось немедленно выпустить в продажу новые знаки почтовой оплаты, а употреблять их для писем с 1 января 1858 года. Но известны случаи, когда на почте обрабатывались письма, оплаченные марками в декабре 1857 года (приложение 9) .
Первая русская марка имела прямоугольную форму, внутренний овал голубого цвета с белым рельефным государственным гербом и почтовым знаком – скрещенными почтовыми рожками. Овал окружён цветной рамкой с надписями: вверху – «почтовая марка», внизу – «10 коп. за лот». Медальон окружён мантией, увенчанной короной, на коричневом фоне. Внизу, под мантией, повторяется надпись: «10 коп. за лот». В углах – маленькие поля с обозначением стоимости марки арабскими цифрами «10» белого цвета. Фон состоит из горизонтальных штрихов и точек, идущих от одного края марки до другого. Бумага имела водяной знак по форме цифры «1». Название страны на марке указано не было. [5]
14лот - мера веса, 1 лот = 12,8 грамма. В России использовалась во второй половине XVIII — начале XX веков.
9
2.3. Назначение почтовой марки.
Первые почтовые марки имели одно предназначение — применялись для оплаты писем одного типа. В дальнейшем стали появляться различные почтовые услуги, что требовало новые виды марок — для заказных, служебных писем, для доставки газет и т. д.
Знаки почтовой оплаты разделяют на несколько групп:
1.Марки общего пользования - употребляются на самых разных видах почтовой корреспонденции. К ним относятся: (приложение 10,11)
стандартные марки, которые печатаются очень большими тиражами. Их дизайн часто остаётся десятилетиями неизменным.
памятные - марки, приуроченные к тем или иным событиям и чествующие известных людей. Марки предметной тематики, которые, как правило, выпускаются сериями в несколько штук и украшены рисунками растений, животных, техники, репродукциями произведений искусства.
почтово-благотворительные марки - их номинал складывается из стоимости почтовых услуг и дополнительной суммы, взимаемой на благотворительные нужды и обычно проставляемой на самих марках.
газетные марки - они используются для доставки газет и впервые вошли в обиход в 1851 году в Австрии.
2.Служебные марки – нужны для оплаты государственной и ведомственной корреспонденции. Такие марки не продаются в розничной сети и не предназначены для оплаты частной переписки.
К этой же группе относятся марки полевой и солдатской почты. Первые применяются для оплаты писем в действующую армию, вторые — в мирное время. Обычно эта пересылка осуществляется бесплатно.
3.Марки-виньетки - не почтовые марки, которые не служат для оплаты почтовой корреспонденции, хотя и могут распространяться через почтовые учреждения.
Для того чтобы обезопасить почтовую марку от подделок, её печатают специальными способами, иногда с использованием водяных знаков, фосфорных меток, специальной зубцовки. Фосфорные метки так же используются для автоматической обработки корреспонденции в почтовых отделениях и сортировочных центрах.
Почтовые марки являются предметом коллекционирования. Коллекционеров марок называют филателистами.[8]
Глава 3. Филателия.
3.1. Понятие филателия.
Коллекционирование почтовых марок началось, чуть ли не одновременно, с их появлением. Первоначально склонность к коллекционированию почтовых марок называли «темброфилией» или «тембрологией» (от французского слова «тембр» - почтовая марка), а чуть позднее и вовсе «маркоманией». В ноябре 1864 года во французском ежемесячном журнале "Коллекционер почтовых марок" появилась статья известного коллекционера Жоржа Эрпена, который утверждал, что термин «маркомания» не отражает существо дела, и предложил новый термин «филателия». Под этим термином он имел ввиду любовь к изучению всего, что относится к почтовым маркам - марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.
3.2. Направления в филателии.
Самые первые коллекционеры марки не покупали, а снимали их с конвертов. Сюжет почтовых марок был довольно прост. На почтовой марке изображали портрет главы государства, просто цифру номинала, аллегорический рисунок. Однако уже к концу XIX века правительства некоторых стран начали выпуск так называемых памятных марок, напечатанных в честь какого-нибудь значимого события или знаменательной даты. В 1871 году в Перу вышла первая коммеморативная15 марка, посвященная 20-летию открытия железнодорожной линии Лима – Калла (приложение 12). Так как юбилеев в мире много, то и число марок начало расти. По данным различных филателистических источников во всем мире с 1840 года выпущено к 1850 году всего 44 марки, в 11 странах мира. Теперь можно понять первых коллекционеров, которые успешно собирали «весь мир». Один из первых каталогов насчитывал 1080 марок. К концу XIX века было выпущено уже более 15 тысяч марок. В 1921 году почтовых марок было уже более 50 тысяч, в 1940 году более 80 тысяч, в 1970 году более 200 тысяч, в настоящее время выпущено уже не менее 400 тысяч марок. Причем годовой темп прироста почтовых марок составляет более 10 тысяч.[7] Поэтому коллекционеры в XX веке стали собирать коллекции по определённым особенностям, направлениям и т.п.
Памятные марки были значительно привлекательнее традиционных почтовых марок, поэтому ряды филателистов тоже начали увеличиваться.
15Коммеморативная марка - памятная почтовая марка, выпущенная в ознаменование события, знаменательной даты или юбилея выдающейся личности.
Чуть позже появились первые благотворительные марки.
Филателия – единственное собирательское хобби, дающее возможность поддержать различные благие намерения. Приобретая марки, выручка от продажи направляется или на благотворительность вообще, или в какую-либо филантропическую организацию.
Многие страны и режимы активно использовали марки для политической пропаганды. Эта тенденция возникла в фашистской Италии (приложение 13), использовалась в нацистской Германии и в разгар «холодной войны» - в странах коммунистического блока.
Появление самых разных серий марок, а так же изобретение многоцветной печати привели к тому, что тематический диапазон изображений, размещённых на марках, стал очень широк. Теперь буквально не возможно придумать тему, которая хотя бы однажды не получила отражение на марке какой-нибудь страны.
Для общения между филателистами организовывались и до сих пор существуют специальные клубы во многих странах мира. С 1887 года для филателистов проводятся специализированные выставки (приложение14). Там экспонируются лучшие коллекции и подборки филателистической продукции. Такие экспозиции привлекают широкую публику и увеличивают ряды филателистов.
3.3 . Вспомогательные инструменты филателиста.
Для начала коллекции кроме марок потребуются дополнительно несколько основных приспособлений и инструментов. Например, очень важно знать, что марки, особенно чистые без гашений, не желательно трогать руками, поэтому для работы с ними потребуется пинцет.[2] Без каталога марок сложно будет собирать понравившуюся тему. Для удобства коллекционеров, что бы можно было хоть как-то ориентироваться в многообразии почтовых марок, выпускаются каталоги. Они формируются по странам выпускающих марки или по тематике коллекционирования. Первый каталог выпустил в 1865 году Эдуард Стэнли Гиббонс16.
А для внимательного изучения деталей самой марки потребуется увеличительное стекло. Не маловажное значение для определения редкости марки имеет подсчёт зубцов с каждой стороны. Для этого существует специальное приспособление – зубцемер17 (приложение 15). Ну и самое
16Эдуард Стэнли Гиббонс - (21 июня 1840 - 17 февраля 1913 гг.) - английский дилер марки, издатель знаменитого Stanley Gibbons каталог почтовых марок и других марок, связанных с книгами и журналами.
17Зубцемер - специальная линейка для измерения размера зубцовки на почтовых марках. Широко применяется в филателии при описании и идентификации почтовых марок и их разновидностей.
главное это наличие альбома для почтовых марок. Если всё это есть, то можно смело собирать коллекцию и составлять в альбоме красочную экспозицию.
3.4. Филателия сегодня.
Есть много причин, по которым люди начинают собирать марки. Некоторым людям по наследству достаются уже готовые коллекции и они могут просто продолжить начатое предыдущим владельцем. Но большинству приходится начинать с нуля. Например, получив поздравительную открытку или письмо с наклеенной на них маркой (приложение 16) и сохранив её, мы можем дать начало интересной коллекции. Человек по природе своей склонен к собирательству, предрасположен к коллекционированию вещей, которые не имеют практической ценности, но всё же декоративны и привлекательны. Марки как предмет коллекционирования отличаются разнообразием, редкостью, образовательным интересом и художественной привлекательностью. С тех пор как свет увидел «чёрный пенни», марки восхищают и привлекают внимание коллекционеров благодаря своей эстетической ценности. Они являются произведениями искусства и образцами гравёрного мастерства, а так же отражением культурных и политических идеалов. Не так много лет назад на почтовой корреспонденции, приходившей в каждый дом, присутствовали марки. Но сегодня почтовые марки встречаются, как правило на личных письмах и открытках, тогда как официальная и рекламная корреспонденция помечена франкировочными штемпелями17 (приложение 17), означающими оплату пересылки оптом. Возможно, именно из-за того, что марок сейчас стало меньше, соблазн завести свою коллекцию уже не так силён, особенно среди детей. Однако во многих странах почтовые администрации тратят значительные средства на рекламу выпускаемой филателистической продукции.
Из беседы с сотрудником почты России мне стало известно о сокращении количества почтовых отделений в сельской местности. Некоторые из них закрываются, а в оставшихся отделениях наблюдается существенное снижение оборота корреспонденции. Такая ситуация складывается из-за сокращения численности населения в сельской местности, появления современных общедоступных средств связи таких как мобильная телефония и Интернет. В городах почтовые отделения загружены достаточно сильно, но количество личной (частной) корреспонденции сходит на нет. Почтовые
17Франкировочный штемпель - представляет собой оттиск знака почтовой оплаты вместе или рядом с календарным почтовым штемпелем.
марки, регулярно выпускаемые в нашей стране, весьма скромно представлены в почтовых отделениях стандартными выпусками. А коммеморативные и прочие художественные марки зачастую отсутствуют или ограничены ассортиментом. В других местах почтовые марки и вовсе не продаются. Мне известен лишь один магазин в Москве, торгующий марками от издательства. Это не способствует развитию филателии.
III. Заключение.
Проведя исследовательскую работу, я изучил историю создания почтовой марки. Оказывается, история почты ведётся из глубины веков, а почтовая марка появилась относительно недавно. Узнал я и подробности изготовления первой марки мира - « чёрного пенни». Её создатели столкнулись с большими трудностями, но их усилия оказались не напрасны. Почтовая марка быстро «завоевала» весь мир. Так же мне удалось узнать о первой марке России, историю её изготовления и об особенностях внешнего вида.
Прочитав несколько книг и статей, просмотрев множество иллюстраций, я смог многое узнать о почтовых марках. Многое, но далеко не всё. Теперь я понимаю, что изучение этой темы у заинтересованных людей занимает всю жизнь. Изучение и коллекционирование становится смыслом жизни или как минимум увлекательнейшим хобби для взрослых и детей по всему миру. Открыв для себя мир почтовых марок, я решил, что тоже посвящу часть своего времени коллекционированию и изучению.
Из обработанного материала я сделал вывод, что почтовая марка, так бурно ворвавшаяся в жизнь людей в 1840 году, вскоре может навсегда исчезнуть из обихода. И тогда о ней останется лишь память.
Я не буду терять надежу, на то, что у марки может начаться вторая жизнь. Ведь марка так много сделала для цивилизации. Я считаю, что она ещё не исчерпала свои возможности. И способна, как и раньше нести просвещение и множество других целей, таких как благотворительность, информирование о значимых проектах, открытиях в различных областях науки и техники, напоминать о существовании музеев и иных культурных центрах, которые стоило бы посетить для расширения кругозора. Но даже если марка перестанет существовать для своего прямого назначения, то память о таком величайшем изобретении необходимо сохранить на долгие века для будущих поколений. И это в моих силах и в силах многих из нас.
Список используемой литературы.
1Кисин Б.М. Страна Филателия, изд. Связь, 1980 год.
2. Левитас И.Я. Филателия школьникам, изд. Радио и связь, 1988 год.
3. Маккей Дж. Марки. Большая энциклопедия. Эксмо: Наше слово, 2010 год.
4. Мересев Ю.В. Почтовые марки России. ООО «Дом Славянской книги», 2009 год.
5. Певзнер А.Я. Каталог почтовых марок России 1857 -1995 гг., Центрполиграф, Москва 1995 год.
Интернет – ресурсы:
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8
7. http://stamps.ucoz.com/publ/1-1-0-34
8. http://www.filatelica.ru/urok_3._kakie_byvajut_marki/