Таинство в искусстве: фрески

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Таинство в искусстве: фрески

Абалтусова  А.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52»
Зуева  С.Л. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

А. С. Пушкин.

Фреска-(«Fresco-свежий) -техника монументальной живописи (сл.) водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляет собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времён. Поверхность античной фрески полировалась горячи воском. Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончит работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенного чёткого представления о всей композиции в каждой её части.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

Техникой фрески исполнено большинство старинных памятников монументальной живописи: стенная роспись в Помпеях, в христианских катакомбах, романском, византийском и древнерусском искусстве.

Широко известен, так называемый, помпейский стиль фресковой росписи.

Средневековый интерьер сохраняет эту же тенденцию-роскошь стенного и напольного убранства. Традиции передавались в веках, и в период Возрождения украшать интерьеры фресковой росписью стало очень модным. Для апартаментов новой эпохи, качество красоты, богатства и пышности становилось немаловажным.

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая

Сл-смотри словарь в конце работы.

живопись достигла своего наивысшего развития.

Достаточно вспомнить знаменитую Камеро дельи Спози-спальню во дворце мантуанского герцога Людовика Гонзага. Главное украшение этой комнаты-фресковой цикл великого художника раннего Возрождения Андреа Мантенья, посвящённый сценам жизни хозяина дворца, правителя Мантуи.

Фресковая отделка стены приобрела совершенно особое значение в интерьерах ренессансных дворцов. Великолепие помещений достигалось за счёт украшения стен, потолка и пола. Фресковая роспись в современном интерьере, частном или общественном, как декоративная стенная живопись или как дорогая картина на стене, вновь очень актуальна популярна и престижна. Секрет удивительной прелести древних фресок невозможно разгадать. Но можно позволить себе радость обладания и созерцания великого искусства прошлого, далёкого и близкого.

Цель исследования: раскрыть уникальность фресок, их историю и значение для искусства.

Задачи:

Анализ различных аспектов.

Проследить, каким образом формировалась техника фрески.

Выяснить основные элементы, виды, направления.

Изучить памятники, труды известных зодчих.

Сформировать определённый объём знаний.

Методы: анализ, сопоставление, анкетирование, интервьюирование.

Объекты: фрески.

Гипотеза: возрождение фресок неизбежно, так как искусство вечно и именно красота спасёт мир.

Тема исследования мне знакома и любима, так как я 4-й год занимаюсь в художественной школе, увлекаюсь искусством.

Источники многообразны, фонды музеев, храмов (Ижевск, Завьялово, Воткинск, Якшур-Бодья), интервью с Отцом Андреем (Свято-Михайловский собор, г. Ижевск.). художниками Василием Николаевичем и Натальей Михайловной Морозовыми), Отцом Дмитрием (Никольский храм, с. Завьялово), Иереем Алексием (Благовещенский собор, г. Воткинск.), анкетирование, специализированная литература.

1. Специфика фрески.

Изучив данный вопрос, можно выделить следующие моменты:

Термин «фрески» используется для описания античного метода письма на стене, используя цветные пигменты, разведённые в воде, по мокрой штукатурке. Штукатурка может быть двух типов: «грунтовка» и «штукатурка». Первое-это смесь песка и извести, второе смесь извести, мелкого песка и тончайшей мраморной пыли.

Слово фреска часто ошибочно применят к любой стенной живописи. Техника фрески очень древняя, однако античные тексты (Витрувий, Илиний (сл.) говорят о ней весьма гуманно. Вместе с тем от тех давних времён сохранились некоторые произведения, позволяющие судить о распространении и техник античной фрески.

Ченнини различает собственно фреску (живопись растворёнными в своде пигментами по сырой штукатурке) и технику «а секко» упоминаемую также и в других трактатах (например, в трактате монаха Теофила). Техника, а секко –это живопись по сухой штукатурке красками в которых используются различные связующие вещества (яйцо-в темперной живописи (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих

порошковых пигментов); масло; клей; известковая вода). Технику «а секко» живописец использует для окончательной ретуши и для некоторых цветов, например, синего.

2. Техника фрески

После выполнения фрески её поверхность тщательно шлифуют; иногда на неё наносят мыльный раствор содержащий воск и полируют. Римские и византийские мастера покрывали фреску слоем лака или воска что придавало ей больший блеск (к этому приёму прибегал и Джотто). Число слоев штукатурки часто превышало три и доходило даже до семи.

Фресковая живопись надолго сохраняет свой первоначальный цвет. Если стена

Сл-смотри словарь в конце работы.

хорошо подготовлена и очищена от грязи, то краски могут разрушиться лишь под воздействие влажности или химических субстанций, взвешенных в воздухе.

Техника фрески очень трудна, поэтому многие художники предпочитают другие техники стенной живописи, особенно когда фрексисты увлекаются формами характерными для масленой живописи, позволяющей делать многочисленные исправления и прописки.

Действительно, художник, работая по сырой штукатурке не может вносить изменения в первоначальный проект, ни точно судить о красочных, тонах-ибо –как в 16 веке писал Вазари – «Пока стена сырая краски показывают вещь не такой какой она будет, когда высохнет.» Цвет красок изменяется, когда стена высыхает повышается и их светоносность. Поэтому уже вначале работы необходимо иметь палитру «сухих тонов».

По сравнению с другими техниками стенной живописи исполнение фрески достаточно продолжительно и делится по дням (за день художник может расписать 3-4 кв.м)4 на многих фресках заметны «дневные швы».

Фреска составляет целую эпоху в развитии живописи.

Техника фрески, а секко.

Итальянская эпоха Ренессанса именовала живопись, исполненную по свежей штукатурке, сокращенным термином: «a fresco». Чтобы сказать: «писать по свежей штукатурке», итальянцы говорили: «dipingere a fresco», что в буквальном переводе значит: «писать по свежему». У нас же обычно говорят и пишут: «живопись аль фреско», «писать аль фреско», что в переводе имеет совершенно другой смысл и значит: «живопись на свежем воздухе, холодке». Живопись, исполненная исключительно по свежей штукатурке, называлась также у итальянцев «buon fresco» (буон фреско), т. е. истинная фреска, чтобы отличить ее от другого способа известковой живописи, носившей название «fresco a secco» (фреско а секко), в котором краски также связываются в живописи с известью, но наносятся на известковую уже выстоявшуюся штукатурку, которая перед началом работы только смачивается водой. Такова подлинная старинная итальянская терминология, которая имеет для нас в настоящее время лишь историческое значение. Разновидности так называемой фресковой живописи, в которой связующим веществом является известь, следовало бы назвать просто «известковой живописью», подобно тому, как живопись, в которой краски вяжутся маслом, называется масляной живописью, где ту же роль играет клей, - клеевой живописью и т.д. 

3. Старейшие фрески Руси.

Вон в стороне божий храм

Виден одинокий.

В. А. Жуковский

Среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. Главное украшение храмов — фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Древнейших фресок сохранилось меньше, чем древнейших храмов: не все фрески дожили до наших дней. Например, следы росписей церкви Покрова на Нерли еще прослеживались в середине XIX века, но сейчас их уже нет), а некоторые храмы никогда не были расписаны. Мы постарались собрать информацию обо всех фресках, сохранившихся с древности до монгольского нашествия. После него само каменное строительство на Руси замерло почти на век.

Софийский собор. Великий Новгород.

Первоначальных росписей начала XII века (1109 год) в нем сохранилось достаточно мало, в основном в Мартирьевской паперти (сл). Самая известная композиция —

М артирьевская папереть. Святые Константин и Елена.

святые Константин и Елена.

Авторы проекта-местный мастер, и возможно мастера из Киева. Это крестово-купольный храм с широкими хорами и галереей, пятью главами. Строительным

Сл-смотри словарь в конце работы.

материалом послужил известняк. Свод храма в виде четверти цилиндра как в архи

Николо-Дворищенский собор.

Особое место в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает Никольский (Николо-Дворищенский) собор в Новгороде. Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. Сохранились в нем и фрески. Правда, очень немного.

Ф реска «Иов на Гноище» в Николо-Дворищенском соборе.

Рождественский собор Антониева монастыря.

Один из древнейших монастырей Руси, Антониев, был основан Антонием Римлянином, который, по преданию, приплыл в Великий Новгород из Италии, стоя на камне. Предание, может быть, и приукрашивает действительность, но Антоний реально существовал, Рождественский собор действительно был построен в 1117-1119 годах, а в 1125 году расписан. Древнюю роспись сбили в 1837 году, но кое-где фрески остались. Сейчас все они раскрыты, и их можно увидеть.

С вятые Флор и Лавр в Рождественском соборе Антониева монастыря.

Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Георгиевский храм Юрьева монастыря в Великом Новгороде, построенный сразу после Антониева монастыря, — первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич — сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «...а мастер трудился Петр», — говорит Новгородская третья летопись. Георгиевский собор был расписан и фрески сохранялись долго. Однако в 1901 году потускневшую живопись, увы «подавили» в типичном для того времени стиле: просто сбили штукатурку и положили поверх новую, а затем расписали. К сожалению, до того, как сбить, фрески не зарисовали и не сфотографировали. Поэтому о том, что же за живопись была в храме, мы узнали лишь в 2014 году, когда начались раскопки внутри собора. Сейчас эти фрески собирают по фрагментам.

Ф рагмент росписи в Георгиевском соборе Юрьева монастыря.

Мирожский монастырь.

После окончания активного строительства в Новгороде (Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы), строительная артель, вероятно, перебазировалась в Псков. Здесь в середине XII века были построены минимум три храма, два из которых сохранились. И в одном из них, Спасском соборе Мирожского монастыря, сохранились уникальные фрески. Это единственный домонгольский храм, в котором этот вид росписи сохранился почти целиком: от пола и до купола, по всему объему. Именно поэтому сейчас храм не действует, а работает как музей.

К упол Мирожского собора.

Храм Бориса и Глеба в Кидекше.

Н еподалеку от Суздаля расположено село Кидекша. Когда-то здесь была загородная резиденция Юрия Долгорукого, официального основателя Москвы. И до сих пор здесь стоит церковь Бориса и Глеба, Фреска на северной стене храма Б Бориса и Глеба в Кидекше.

выстроенная по заказу князя. Точная дата постройки и росписи не известна, несмотря на то, что в летописи и во многих книгах указан 1152 год. Но под этой датой в летописи просто помещен сводный рассказ о строительной деятельности Юрия. В храме сохранилось всего несколько фресок, и все они в ужасном состоянии.

Успенский собор во Владимире.

Так случилось, что у нынешнего владимирского Успенского собора два заказчика строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. К 1160 году работы были закончены, и князь отовсюду пригласил мастеров для его украшения: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.

В 1185 году случился сильнейший пожар. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского, десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III Большое Гнездо, решил не сносить обгоревшее здание, а провести капитальный ремонт и обстроить его, тем более что городу уже требовался храм побольше.

Удивительно, но фрагменты первоначальной росписи сохранились, хотя больше всего собор известен росписями начала XV века. И неудивительно, ведь над ними работал сам Андрей Рублев.

Ф рески Успенского собора во Владимире.

Церковь Георгия в Старой Ладоге.

Где-то в 1160-х годах в Ладоге заказчику была сдана Георгиевская церковь, одна из двух сохранившихся церквей древнего города (сейчас это село Старая Ладога). Храм сохранился

целиком, однако «Чудо Георгия о змие» в церкви Георгия в Старой Ладоге

фрески лишь фрагментарно. Несмотря на это, они представляют собой один из самых ярких примеров древнерусской живописи домонгольского периода. Самой выдающейся специалисты считают композицию «Чудо Георгия о змие».

Дмитриевский собор во Владимире.

Дмитриевский собор (правильно — храм, эта церковь никогда не была ни главным монастырским храмом, ни главной церковью города) — это домовая, дворцовая церковь Всеволода Большое Гнездо. Сейчас храм отреставрирован. К сожалению, в XIX веке он потерял уникальные галереи. Тем не менее несколько фресок, изображающих Страшный Суд, в нем сохранилось.

На самом деле список древнейших фресок России на этом не заканчивается. Многие фресковые росписи открывают… археологи. Целую школу домонгольской живописи открыли при раскопках Смоленска Николай Воронин и Петр Раппопорт, прямо сейчас раскопки несохранившейся второй каменной церкви Великого Новгорода (храм Благовещения на Городище) проводит Владимир Седов. Список можно продолжить.

Ф реска из Дмитриевского собора во Владимире (северная часть свода). 

Церковь Покрова на реке Нерли (близ г. Владимира). Время строительства-1165 г. Автор проекта неизвестен.

Церковь на реке Нерли-первая в мире, посвящённая празднику Покрова Богоматери, который был учреждён на территории Владимирского княжества в 12 в.

Здесь изображены фантастические животные, которые олицетворяют охрану от злых сил. Большое число женских лиц среди рельефов воспринимается как портреты женщин-заступниц.

В интерьере храма сохранились резные рельефы с изображение льва. Это животное являлось эмблемой княжеской власти.

Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу. 

Еще в прошлом веке сохранялись остатки фресок в барабане главы и на ее своде в церкви Покрова на Нерли. В 1860 году академик живописи Ф. Г. Солнцев сделал с них зарисовку-схему и описал имевшиеся на них фигуры: «Спаситель с евангелием, под ним 4 архангела (сл), 2 серафима (сл) и 2 изображения соединенных по три

Сл-смотри словарь в конце работы.

головы серафимов. Под предыдущим изображением в кругах 12 апостолов (сл). Ниже их, в простенках окон, вероятно, восемь мучеников, от которых остались одни очерки…» По зарисовке и описанию Ф. Г. Солнцева можно представить схему росписи, но ничего нельзя узнать о качестве ее исполнения. Однако имея даже поверхностное представление о переславских и владимирских росписях, справедливо предположить, что нерлинская не уступала им в качестве, была выполнена столь же хорошо владевшими искусством фрески художниками.

Ф рески Церкви Покрова на реке Нерли

Православие и Владимиро-Суздальская Русь.

Благовещенский собор в Кремле. Время строительства-1484-1489 гг. Авторы проекта-псковские строители.В 1508 г. Собор был расписан внутри фресками, которые выполнила группа художников во главе с сыном знаменитого Дионисия-Феодосием. Среди древних композиций и фигур особый интерес вызывает изображения античных поэтов и мыслителей-Гомера, Аристотеля, Вергилия и др.

Ф рески Благовещенский собор в Кремле.

Успенский собор в Кремле. Время строительства-1475-1479 гг. Автор проекта-итальянский архитектор А. Фиораванти.

У спенский собор в Московском Кремле был построен на месте одноименного храма 14 в. Как как кафедральный митрополичий.

Фрески Успенского собора в Кремле.

Итальянский архитектор Аристотель (Альберти) Фиораванти возводил его, используя новые для Руси методы строительства и технические приёмы. Образцом для нового храма послужил древний Успенский собор в г. Владимире. В 1481 г. группа московских мастеров под руководством художника Дионисия украсила храм фресками. Иконостас собора в 5 ярусов, высотой около 16 м.

4. Наш край и фрески.

дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…

А. С. Пушкин.

Мы посетили храмы и взяли интервью у священнослужителей.

Отец Андрей (Петров) Свято-Михайловский Собор, г. Ижевск.

-Что такое фреска?

-Монументальная живопись, роспись по сырой штукатурке. Фреска образовалась в раннехристианское время, в римских катакомбах. В них стали появляться первые настенные росписи.

Катакомбы-первые христианские храмы. В них стали появляться первые настенные росписи. Присутствовали растительные элементы. В катакомбах были сюжеты из Библии.

Мозаика-тип монументальной живописи.

-С какого времени вы работаете в Свято-Михайловском Соборе?

-С момента реконструкции.

-Где присутствуют фрески?

-Фрески присутствуют в храмах, соборах, церквях, катакомбах.

-Знаете ли вы технику их выполнения?

-Нет, неизвестно.

-Какие основные цвета должны присутствовать во фресках?

-Нет цветов, которые получаются при смешивании, розового и серого. Присутствуют жёлтый, голубой, зелёный. Чёрный используется редко, лишь для росписи земли.

Используется натуральная краска. Применяются цвета, которые не отвлекают молящегося.

В Свято-Михайловском соборе росписи выполнены в академическом стиле. Выполнялись в соответствии со всеми канонами.

Мы узнали, что в нашем городе живут известные художники- Василий Николаевич Морозов и его жена Наталья Михайловна Морозова, которые занимались созданием фресок в Частном Молебном Доме, что находится в Удмуртской Республике, недалеко от Ижевска.

К сожалению, в этот дом мы не смогли попасть, но нам предоставили фотографии фресок и подробно рассказали о них. Морозов Василий Николаевич-заслуженный художник Удмуртской Республики,

Наталья Михайловна-народный художник.

Фрески в частном Молебном доме, место расположения которых в 7 км. по Якшур Бодьинскому тракту, выполнялись двумя выдающимися художниками, мужем и женой Морозовыми.

Василий Николаевич рассказал нам о своей работе над этими фресками. Вот что мы узнали:

Все сюжеты для фресок, были взяты из Жития святых.

Фрески выполнены в одних и тех же цветах, по просьбе заказчика.

Годы выполнения 2005-2006.

Некоторые фрагменты покрыты сусальным золотом (нимфы).

Слой штукатурки 4-5 мм.

Размер самой большой фрески 3Х1.5 м.

Так же Василий Николаевич рассказал нам о процессе работы:

В день расписывали небольшой кусок.

Перед началом работы тщательно изучили старые источники по технике фрески, чтобы точнее иметь представление о будущей работе.

Изучали материалы, состав красок.

Эскиз делали заранее на большом куске картона, далее переводили при помощи кальки непосредственно на сырую штукатурку.

С утра и до обеда готовили основу под фреску, а после приступали к росписи.

Сухие пигменты разводили в известковом молоке и добавляли яичный желток.

За песком для штукатурки специально ездили в Ульяновск.

Спустя более 10 лет, на фресках нет ни одной трещины, несмотря на плохие погодные условия и резкий перепад температур в Удмуртии! -Поразительно!

В завершении работы мы покрыли фрески лаком, заказанным из Италии, для их сохранности.

Василий Николаевич говорит, что это единственные хорошо сохранившийся фрески в Удмуртии, всё остальное росписи-которые люди очень часто путают со фресками.

Также художник расписывал храм в деревне Якшур, который мы посетили семьёй (3 раза) но к большому сожалению не застали там Батюшку. По его словам, это уже не фрески а росписи (дозвонились по телефону).

-Расписывали храм вместе с учениками. Некоторые фрагменты пришлось переделывать, так как они не подходили по стилю к другим композиция, -говорит художник-иконописец.

Отец Дмитрий (Леонтьев) 1972 г, Протоиерей. Никольский храм, с. Завьялово. Начал служить в соборе с 2015 года.

Что такое фреска?

-Фреска-разновидность церковной иконописи, которая преимущественно «производится» для внутреннего и наружного украшения стен храма.

Какие основные цвета должны присутствовать во фресках?

-Это зависит от иконописца, от его ведения. От того как он представляет духовный мир. Про Дионисия могу сказать, что основной цвет в его работе-голубой.

Где в основном присутствуют фрески?

-В соборах, храмах, церквях.

-Так же могу добавить, что фрески бывают не только красках, но и в мозаике. Они появились в Римской империи. Мозаичные фрески были распространены в Византии. Мозаичные фрески сохраняются дольше.

Смагин Алексей Владимирович, Иерей Алексий 1965г. Благовещенский собор. г. Воткинск. Начал служить в соборе в 2000 году.

-Год начала работы собора 1818-200 лет назад.

-Создание фресок в соборе производилось в 50-70-ых годах 19 века.

-Собору 200 лет, и на данный момент ведутся работы по отстраиванию купольной части собора, а также идёт реставрация.

-Фрески пытались выдолбить, закрасить, но они всё равно проявляются, -Иерей Алексий говорить, что это благословение.

Также в Благовещенском соборе есть старинный орнамент.

-Как вы думаете, для чего нужны фрески?

-Для обращения людей к святому.

По указу Вятской духовной консистории №3360 от 12 октября 1815 года Дмитриевская церковь переименовалась в Благовещенский собор. В этом же году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя придела в честь Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Строился храм на средства обывателей Воткинского завода. Фундамент собора заложен в 1817 г. а строительство закончилось в 1818 г., тогда же освятили 2 придела. Холодный храм собора освящён в 29 июля 1828 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство. На его средства содержалась женская церковноприходская школа и церковный хор. Богатой библиотекой собора пользовались не только священнослужители, но и прихожане. На 1913 г. собору приписали 3 церкви. Благовещенский собор закрыт на основание постановление президиума сарапульского исполкома от 15 марта 1929 г. №123. Здание передано под кинотеатр.

Фреска Нани Чакан

В нашем городе есть невероятно красивая фреска, выполненная американской художницей - Нани Чакан. В центре внимания этой композиции лежит понятие перемещение и влияния культурной эстетики на людей. Чтобы развить эту идею, в своём дизайне Нани Чакан решила использовать рисунок традиционного русского платка, который можно увидеть в народной культуре Монголии, России, Испании, Норвегии, Америки и Мексики. Нани Чакан показалось интересной взаимосвязь культурной эстетики России и её народа Навахо. «Благодаря своему происхождению я чувствую особую связь с этим дизайном. Своей фреской я отдаю дань явлению народных культурных взаимосвязей.» -говорит художница.

Заключение.

И так, фреска (от итал. Fresco-свежий), фреско –живопись по сырой штукатурке, одна из техник росписи на стене, в противоположность «а секко» (росписи по сухому). Когда штукатурка высыхает, то содержащиеся в ней известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку. Благодаря этом у фреска веками сохраняется. В современном мире «фреской» может называться любая настенная живопись вне зависимости от её техники (темпера, живопись акриловыми, масляными красками, «а секко» и т. д.). Но настоящую фресковую живопись называют термином «буон фреска» или «чистая фреска». Этот термин итальянский художник Ченнино Ченнини (1437 г.) обозначил в своём трактате. Часто по сухой фреске пишут акриловыми или темперными красками. В наше время появляется «цифровая фреска» - это модное и зрелищное настенное покрытие, которое создаёт визуальный эффект настенной росписи, но гораздо быстрее в исполнении. Фрески Capella создаются на опыте древних живописцев. Это произведение искусства благодаря современным материалам вышло на новый уровень. И так, фрески долговечны, хотя подвержены старению и боятся внешней среды. Рельефность материала и особая технология монтажа делают стыки незаметными, что позволяет получить конечную фреску без ограничений в размере. Специальное лаковое покрытие защищает фреску от воздействия влаги и ультрафиолета, что делает возможным её использование в помещениях с повышенной влажностью. В настоящее время роспись не потеряла своей актуальности. Расписывается большое число храмов, общественных объектов. Роспись плотно вошла в частный интерьер.

Приложение

Великие живописцы Руси.

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу».

А. С. Пушкин

Дионисий (около 1440 - 1502).

Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1500-1501). 

Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). В 1480 г. в обители побывал великий князь Иван III. Очевидно, ему понравилась работа Дионисия. Уже на следующий год он получил почётный и ответственный заказ: писать иконы для нового Успенского собора Московского Кремля. К сожале­нию, ранние работы Дионисия не сохранились до наших дней. Давно погибли и выполненные им росписи собора Иосифо-Волоцкого мона­стыря. В итоге наше современное представление о Дионисии как о ху­дожнике основано главным образом на его поздней работе — росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1500-1501). Материал с сайта Кисть Дионисия отличается какой-то особой изысканностью и утончённостью. Его святые парят в воздухе, подхваченные невиди­мой силой. Это ощущение усиливается цветовой гаммой, в которой преобладают светлые, нежные тона.

Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием – Дионисий написал фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Удивительна история Ферапонтова монастыря. Эта тихая обитель словно проспала пять веков в стороне от больших дорог. Её почти не перестраивали, а главное, не трогали, не «поновляли» древнюю ро­спись. Благодаря такому уникальному стечению обстоятельств фрески Дионисия сохранились до наших дней в их первозданной красоте. Входя в храм, человек словно жи­вым попадал в рай, где его окружали прекрасные бесплотные видения.

О манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Удивительна история Ферапонтова монастыря. Эта тихая обитель словно проспала пять веков в стороне от больших дорог. Её почти не перестраивали, а главное, не трогали, не «поновляли» древнюю ро­спись. Благодаря такому уникальному стечению обстоятельств фрески Дионисия сохранились до наших дней в их первозданной красоте. Входя в храм, человек словно жи­вым попадал в рай, где его окружали прекрасные бесплотные видения. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

Художник сам изготовлял свои краски. Он якобы растирал разноцветную гальку, собранную на берегах Бородавского озера, возле которого расположен Ферапонтов монастырь. Легенда возникла, видимо, потому что холодная красочная палитра фресок Ферапонтова монастыря, которой расписывал Дионисий,-нежно-голубые, зелёные, бирюзовые и розовые тона в сочетании с золотисто-охристымм оттенками,-необыыкновенно созвучна молчаливой и скромной красоте северного пейзажа. В цветовой гамме росписей словно отразилась игра воды на закате солнца. В действительности же, как установили реставраторы, все краски Дионисия были привозными и, более того, сложносоставными. Например, замечательного разнообразия земных оттенков на фресках мастер добивался, не используя зелёный пигмент, а только смешивая и накладывая одну краску на другую. Владение тонкими приёмами фрескового письма, совершенство живописного исполнения позволяет поставить работы Дионисия в один ряд с работами крупнейших современных ему мастеров западноевропейской живописи.

Современники утверждали, что Дионисий лучший и искуснейший в Русской земле живописец. А историк Фёдоров Н. А. писал: «Творчество Дионисия-ликующая светлая песнь в красках, прославляющая добро и красоту...»

Феофан Грек.

Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Известен росписью сорока каменных церквей в Византии. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев. Затем следы живописца затерялись. Предполагают, что он работал над книжными миниатюрами.

Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма. Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде (церкви Успения на Волотове поле и Фёдора Стратилата на Ручью). Феофан не был его создателем (фрески Волотова — 1363 год -предшествуют ему), но пользуясь его приёмами, создал сильнейшие образы в православном искусстве.

Феофан Грек любит все же более статичные и очень крупные фигуры. Его образы обладают титанической мощью. Но он так же отказывается от сложной проработки формы, подчёркивая быстрый, но выразительный рисунок. Это не только тёмные контуры, но и активные световые блики — движки. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана.

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910—1912 гг. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Ю. А. Олсуфьевым. 

Как пишет историк Н. А. Фёдоров: «Византийский мастер нашёл на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей…»

Ц ерковь Спаса Преображения на Ильине улице. Южная стена в камере на хорах. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий. 

Андрей Рублёв.

Будущий художник Андрей Рублёв родился около 1360 г.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество.

Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым иконописцем, причисленным к лику святых. Монах-художник - популярный русский иконописец, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века.

Повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

Андрею Рублёву заказывали расписывать важнейшие храмы московской Руси. Вместе со своим учителем Феофаном Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора Московсокого Кремля, а также украшал Троицко-Сергиевый собор, восстанавливал после монголо-татарского ига живопись Успенского собора во Владимире.

В его творчестве прослеживается созерцательно-лирическое направление живописи.

Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Руси.

И так, Андрей Рублёв-выдающаяся личность Отечества. Сегодня имя Андрея Рублёва известно каждому образованному человеку, и кажется невероятным, что долгие годы и даже столетия никто не знал ни самого художника, ни его творений. И тем не менее это так. Хотя его имя упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале 20 века.

Произошло это так. В 1904 году была начата реставрация Троице-Сергиевой лавры. После расчистки одной из икон перед реставраторами предстал один из шедевров мировой живописи. Стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Вот как оценили творчество Андрея Рублёва.

Д. С. Лихачёв, академик: «Наиболее полно национальные идеалы русского народа воплощены в творчестве А. Пушкина и …»

В. Н. Лазарев, историк: «В творчестве … получает своё логическое завершение процесс обособления русской живописи от Византийской»

П. А. Флоренский, философ: «Есть «Троица» … значит, есть Бог».

Почерк Рублёва можно узнать сразу, несмотря на традиционные позы его фигур, строго подчинённые канону: в них всегда видна конкретная человеческая личность, то грустна, то задумчивая, то печальная.

Вся его жизнь свя­зана была с Москвой. Он рано принял монашеский постриг и стал убеждённым последователем преподобного Сергия Ра­донежского. Заветы игумена — самоотре­чение, деятельная любовь к людям, посто­янное духовное общение с Богом — стали путеводными для художника.

Последние годы жизни художник провёл в московском Спасо-Андрониковом монастыре — духовной отрасли Троице-Сергиева мо­настыря. Он был окружён славой и почётом, имел много учеников и был достаточно богат, чтобы давать деньги на строительство камен­ного собора в монастыре. Скончался старый мастер около 1430 г.

Крупнейшая работа Андрея Рублёва — роспись Успенского собора во Владимире. Мастер работал над ней в 1410 г. совместно с двумя другими художниками — Даниилом Чёрным и Прохором из Городца. Несомненно, под началом трёх старших ху­дожников трудились и несколько учеников. Огромные по масштабу росписи каменных храмов обычно выполнялись артелью из 10-15 живописцев разной квалификации.

До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент рублёв­ских росписей во Владимире: сцены «Шествие праведных в рай» и «Лоно Авраамово», входившие в состав композиции «Страшный суд» на западной стене собора. Одухотворённые лица апостолов, мягкие очертания их фигур, нежный колорит — всё это указывает на автор­ство Андрея Рублёва.

Ф рески Благовещенского собора Московского кремля

Даниил Чёрный.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка. Он был монументален.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками

непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предло

ж ил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово.

Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно, и все приметы «старого» иконописания - дело его рук.  

Гурий Никитин.

Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина - не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера. В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы - он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Ф рески в костромском Ипатьевском монастыре Если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.

Встреча с Отцом Андреем (Свято-Михайловский собор). Ижевск.

В стреча с Василием Николаевичем и Натальей Михайловной Морозовыми (г. Ижевск)

В стреча с Отцом Андреем (Никольский храм). с. Завьялово

В стреча с Иереем Алексием (Благовещенский собор). г. Воткинск.

Ф реска Нани Чакан

Анкетирование

Итоги анкетирования:

Всего участвовало 72 человека, это учащиеся школы №52 (8А, 8Б, 9А) и ДШИ №12 (4 класс).

Дали определение фреска- 25 чел. -34%

Объяснили значимость фрески-39 чел. -54%

Перечислили художников, занимающихся фресками -9 чел. -12 %

Опредилили нахождение фресок-58 чел. -80%

МБОУ «СОШ №52» 8Б класс.

В опросе участвовало 17 человек.

Вопросы:

Что такое фреска?

Как вы думаете для чего они нужны?

Какие художники занимались фресками?

Где присутствуют?

МБОУ «СОШ №52» 8А класс.

Вопросе участвовало 23 человека.

Вопросы:

Что такое фреска?

Как вы думаете для чего они нужны?

Какие художники занимались фресками?

Где присутствуют фрески?

Вот их ответы:

В опросе участвовали 21 человек

Вопросы:

Что такое фреска?

Как вы думаете для чего они нужны?

Какие художники занимались фресками?

Где присутствуют?

Вот их ответы:

Детская Школа искусств №12

Художественное отделение. 4 класс.

В опросе участвовало 11 человек

Вопросы:

Что такое фреска?

Как вы думаете для чего они нужны?

Какие художники занимались фресками?

Где присутствуют?

Вот их ответы:

3. Сравнение фресок 13-15 и 18 веков в России.

Авторская таблица.

Век

Основные цвета

Изображение людей

Место нахождения

Идея, композиция

Сюжет

Тип фрески

13-15 век

Жёлтый, красный, синий (голубой)

Как правило изображение святых с лицом повёрнутым в три четверти и нимбом над головой. Эмоции отсутствуют. Люди обращены к центру. Люди малоподвижны. Однообразие движений.

В церквях, соборах, монастырях.

Идея-изображение святых для «доступа» людей к Богу.

Композиция-фронтальная.

Мольба, жертвоприношение, крещение, восхваление Христа.

Религиозная

18 век

Белый, жёлтый, синий.

Изображение священнослужителей без нимба над головой и христиан находящихся в композиционном построении ниже их.

Люди обращены телом и лицом к святому. Присутствуют эмоции. Появляется движения людей.

В церквях, соборах, монастырях.

Идея-изображение святых для «доступа» людей к Богу.

Композиция-фронтальная.

Мольба, крещение, подаяние, служба.

Религиозная

Век

Основные цвета

Изображение людей

Место нахождения

Идея, композиция

Сюжет

Тип фресок

13-15 вв.

Белый, жёлтый, голубой.

Изображение сцен из Библии. Изображение святых, на которых сосредоточена вся композиция фрески. Изображение простых, светских горожан. Одежда людей не выделяется множеством складок. Выражение лица как правило печальное.

Люди изображены в движении.

В капеллах, подворьях, церквях, залах, монастырях.

Восхваление светских людей.

Изображение святых для «доступа» людей к Богу.

Композиция-фронтальная.

Мольба, распятие, прошения верующих, беседы священнослужителей с народом.

Религиозные,

реже светские.

18 век

Белый, голубой.

Изображение сцен из Библии. Сцены из греческой мифологии. Изображение жизни светских людей. У людей появляются эмоции, различные движения. Одежда усовершенствуется-становится более яркой, со множеством складок.

В капеллах, подворьях, церквях, залах, монастырях, в домах графов.

Изображение святых для «доступа» людей к Богу.

Для красоты.

Композиция-фронтальная.

Жизнь людей, празднества, крещение, различные боевые действия.

Религиозные, светские.

Сравнение зарубежных фресок 13-15 и 18 веков.

Авторская таблица

Словарь

Архангел-в христианской мифологии: высший ангел.

Апостол- в христианской мифологии: ученик Христа, распространитель его учения.

Ветрувий- Марк Витру́вий Поллио́н (лат. Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) — римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист.

Илиний-?

Монументальная живопись— разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Серафим- в христианской мифологии: ангел, изображаемый шестикрылым.

Источники и список литературы.

1. Источники.

1. Фонды музеев: Художественной галереи, Национального музея УР им. Кузебая Герда, Музея изобразительных искусств (г. Ижевск).

2. Материалы фондов Свято-Михайловского собора (г. Ижевск), Храма Святого Николая (с. Завьялово), Благовещенского собора (г. Воткинск).

3. Интервью: с Отцом Дмитрием (с. Завьялово), Иереем Алексием (г. Воткинск), Отцом Андреем (г. Ижевск), с художниками Василием Николаевичем и Натальей Михайловной Морозовыми.

4. Анкетирование.

Участвовало 72 человека, учащиеся школы №52 (8А (23 чел), 8Б (17 чел), 9А (21 чел) и ДШИ №12 (4 класс (11 чел).

5. Литература

Васильев Б. Г. Фрески Древней Руси. СПБ., 1996.

Вздоронов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М., 1986.

Виннер А. В. Фресковая и темперная живопись. М., 1998.

Грабарь И. О. О древнерусском искусстве. [Сборник статей]. М., 1966.

Гренберг Ю. И., Писарева С. А. Настенная живопись Древнего Новгорода. М. 1991 г.

Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследования. М., 1950.

Древнерусские фрески. Л., 1983.

Зуева С. Л. Основы православной культуры. И., 2007.

Каргер М. К. Живопись. – В кн.: История культуры Древней Руси. М., 1951.

Киплик Д. И. Техника живописи. М., 1998.

Корнилович К. Окно в минувшее. Л., 1968.

Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.

Пуцко В. Древнерусские стенописи и их изучение. – Искусство, 1975. №6. с. 68-71.

Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России. М., 1968.

Чернышев Н. М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954.

Чернышёв Н. М. Искусство фрески в Древней Руси. Материалы к изучению древнерусских фресок. М., 1974.

6. Энциклопедии.

Искусство Средних веков и Возрождения. М., 2001 г.

7. Статьи из газет

День в истории. Известия Удмуртской Республики №28 (4623) 12 мая 2017г.

Иконописцы мастерской Ставрос завершили роспись храма в селе Якшур в Удмуртии. Православные вести. Ижица №4 4 апреля 2014 г.

Окна в мир духовный. Известия Удмуртской Республики №42 (4176) 17 апреля 2014г.

8. Словари

А. П. Евгеньева. Академический Словарь русского языка. М., 1984.

Кузнецов С. Л. Современный толковый словарь русского языка. М., 2001.

Лопатин В.В, Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М., 2011.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.

Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 1935-1940.

Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 2002.

9.Интернет

wikipedia.org

dic.academic.ru

fb.ru

eufreski.ru

artrue.ru

Просмотров работы: 1467