История семьи Ахтариевых в истории ХХ века

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История семьи Ахтариевых в истории ХХ века

Валиахметов  И.И. 1
1МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Ямалетдинова  Н.Р. 1
1МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы.Российское общество все ещё далеко от согласия по важным вопросам истории ХХ века и продолжает спорить о целях, средствах, достижениях и провалах советской политики. Несмотря на значительное количество публикаций, касающихся судеб простых людей 20 – 80-х годов ХХ века, эта тема актуальна не только для историков, которые ищут причины сегодняшних проблем в прошлом. Она важна и для многих современных семей, которые хотят сохранить память о своих предках, не потерять связь времён.

Персональная история отдельного человека для исторической науки — серьёзный объект исследования. Личность интересна как действующее лицо в исторической драме, и её можно оценить по степени и характеру влияния на исторический процесс. Для нас же эта работа ещё и дань признания и уважения своим предкам, продолжением которых мы являемся. Людям, которые вынесли всё на своём пути, не сломились, не потеряли жажду жизни, сохранили своё человеческое достоинство – вопреки всей трагичности ХХ века.

Дистанция в несколько десятилетий создает благоприятные условия для непредвзятого анализа истории XX века, что придает в настоящий момент особую научную актуальность данной теме. Во многом дальнейшая судьба России была предопределена войнами и репрессиями. И для понимания этого процесса большое значение играет видение событий глазами современника.

Историки ХХ века, обращавшиеся к опыту современности, часто были ангажированными, предвзятыми, транслировали однобокое представление о событиях, что не позволяло в достаточной мере объяснить механизмы и исход многих исторических процессов. Все это делает необходимым исследование истории страны глазами современника.

Цель и задачи исследования. Данная работа имеет целью исследование истории развития России в ХХ веке через изучение жизни моего прадеда Фазуллы Ахтариевича Ахтариева и бабушки Ахтариевой Назиры Фазулловны.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

Проанализировать историческую ситуацию в период революций на примере жизни Ф.А. Ахтариева .

Раскрыть особенности жизни после революций 1917 года на примере жизни Ф.А. Ахтариева.

Выявить суть репрессий и роль тыла в годы Великой Отечественной войны на примере жизни Ф.А. Ахтариева и Н.Ф.Ахтариевой.

Рассмотреть особенности послевоенного периода на примере жизни Н.Ф.Ахтариевой.

Объектом исследования является история России ХХ века.

Предметом изучения в данной работе является жизненный путь Фазуллы Ахтариевича Ахтариева в истории России.

Хронологические рамки исследования. Основные хронологические рамки исследования соответствуют времени жизни Фазуллы Ахтариевича Ахтариева – с 1873 по 1937годы.

Адекватно поставленным задачам были использованы следующие методы исследования:

Опрос.

Анализ документальных опубликованных и неопубликованных источников.

Сравнительный анализ полученных фактов.

Методологическая основа исследования. В данной работе применяются традиционные методологические приемы исторического исследования, такие, как критическая интерпретация источников и использование принципа историзма.

Историография. Теме истории России ХХ века посвящена обширная историография, состоящая из работ советских и современных российских историков, а также трудов зарубежных авторов и представителей эмиграции.

В работе были использованы опубликованные и архивные источники, которые можно разделить по типу на следующие группы: статистика, переписка, пресса.

Использованные статистические публикации содержат общие данные об экономическом, демографическом и социальном положении страны в указанный хронологический период.

Обширная информация по разным вопросам помещалась на страницах местной прессы – газеты «Ленинский путь».

Таким образом, источниковая база исследования состоит из опубликованных и архивных материалов:

Главного архивного управления при Кабинете министров Республики Башкортостан – Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Башкортостан — г. Уфа.

Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан — г. Уфа.

Архивного отдела администрации муниципального района Туймазинский район — г. Туймазы.

Управления по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан — г. Уфа.

Источники разного происхождения позволяют составить объемную и всестороннюю картину истории России в ХХ веке.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сделана попытка рассмотрения истории России ХХ века через призму жизни Фазуллы Ахтариевича Ахтариева.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная научная работа может быть использована при подготовке уроков, классных часов и внеклассных мероприятий. Материалы переданы в Туймазинский краеведческий музей, в краеведческий музей школы Нижний-Сардык Республики Башкортостан.

I. Эпоха революций.

I.1. Начало жизненного пути.

XX век начался с тяжёлого экономического кризиса, быстро перераставшего в политический, пик которого пришёлся на 1905 год. Социальная напряженность была спровоцирована многими факторами: пережитками крепостничества, сохранением помещичьего землевладения, отсутствием свобод, аграрным перенаселением центра, национальным вопросом, быстрым ростом капитализма, неразрешенностью крестьянского и рабочего вопроса. Начавшаяся в январе 1904 года русско-японская война ускорила назревание общенационального кризиса. Неудачи на фронте, особенно подписание акта о капитуляции Порт-Артура, усугубили ситуацию и привели к перерастанию кризиса в революцию [2, с.48].

Именно в этот год, когда свершилась Первая русская революция, родился мой прадед Фазулла Ахтариевич Ахтариев – в семье крестьянина-середняка, который обрабатывал 11 гектаров арендованной земли [12, с.1] в деревне Нижний-Сардык Кандринского района (Туймазинский).Члены этой семьи прекрасно знали, что такое труд землепашца. Дети росли в постоянном труде, использовался и наёмный труд, так как семья, в которой два взрослых человека и трое малолетних детей, не могла в полной мере обработать такие земельные угодья. Члены этой семьи жили крепким хозяйством.

Семья прадеда была достаточно состоятельной, поэтому прадед смог получить начальное образование .Образование было религиозное, на основе арабской письменности.

Революция 1917 года не разрешила всех противоречий российской действительности. Уже в самом начале своего существования новая власть восстанавливает против себя часть социальных групп, слоёв, партийных объединений. Например, большевики ставят в невыносимое положение всех, кто принадлежал к имущим классам. В деревне в результате ликвидации помещичьих имений их владельцы лишаются элементарных средств к существованию. Этому способствует и политика военного коммунизма, проводимая в 1918 — 1921 годах в условиях Гражданской войны. «Военный коммунизм» в Башкирии и Татарии был направлен на преодоление экономического кризиса. Была установлена военно-приказная система управления, проведена национализация крупной и средней промышленности, ликвидирована частная торговля, введены продразверстка, прямой продуктообмен между городом и деревней, государственное распределение продуктов (карточная система), всеобщая трудовая повинность, уравнительный принцип оплаты труда.

Из воспоминаний Савии Сагдиевой (1926 г.р.):

Я родилась и выросла в д. Нижний Сардык. В мечети прихода Верхней улицы служил Мирзагит мулла, В Нижней улице, слева, в мечети, которая находилась возле кладбища, - Хасан мулла. После того, как срезали минарет мечети на Нижней улице, сельские старики на пятничный намаз, религиозные праздники собирались в эту мечеть. А после того, как срезали минарет мечети на Верхней улице, здание разделили на две части: в одной расположился клуб, другую часть отдали под правление колхоза. До войны в селе насчитывалось более двухсот хозяйств. Затем, отделившись от деревни, образовался хутор Турай.

В годы Гражданской войны от разрыва снаряда начался пожар, сгорели 64 хозяйства. Очень много людей погибли от голода. Жители села Турай, который находился между горами Чапай и Сардык, переселились в хутор Чапаево в сторону Нижнетроицкого, в деревне народу осталось очень мало.

Из воспоминаний Мингаза Ямгиева (1910 г.р.): «Когда по железной дороге (недалеко от деревни) проезжал броневик с белогвардейцами, он обстреливал деревню. После белогвардейцев оставалось много патронов и снарядов. Однажды они взорвались, и начался пожар на окраине д. Верхний Сардык. Сгорели 64 двора. От голода тоже много народу полегло».

Из воспоминаний Мугаллима Сабирова (1913 г.р.): «В Гражданскую войну через Сардык проходили то «беляки», то красные. Белогвардейцы не церемонились, забирали со двора все, что попадется на глаза: птицу, живность или коня. Когда отходили, все оружие и награбленное грузили в эти обозы».

Продразверстка в 1918 — 1921 годах, предполагавшая обязательную сдачу крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов, проводилась продотрядами. Исполкомам и сельсоветам в Башкирии и Татарии предъявлялись ультимативные требования по сбору продовольствия, в села направлялись войска внутренней охраны; запрещалась торговля хлебом.

Но политика военного коммунизма вызвала недовольство населения. Вспыхивает восстание крестьян под названием «Черный орел». В Башкортостане жестокая гражданская война сопровождалась ещё так называемыми «вилочными восстаниями», когда жители одной деревне погибали в смертельной схватке друг против друга. Название связано с тем фактом, что главным оружием повстанцев были вилы и топоры.

В 1921 году в деревню Сардык пришел голод, который унес сотни жизни сельчан. Люди, предвидевшие это, продали посевы, хозяйства, уехали кто куда. Посевы зерновых под палящим солнцем превратились в черную землю и то, что взошло, засохло на корню. С полгектара угодий не получили даже двух пудов урожая. Некоторые люди собрали еще зеленым колючки в поле, перемололи его и за счет этого жили.

Из воспоминаний Мугаллима Сабирова (1913 г.р.): «Мы зарезали одного из лощадей, и ели даже шкуру. Лебеду сушили, мололи, пропускали через ручную мельницу, готовили из неё пресные лепешки. В нашей семье никто не умер от голода. Люди, которые ели зеленую, горькую лебеду, отекали, поносили, болели холерой и умирали. Некоторые в поисках кореньев уходили в леса и не возвращались. Голод был настолько ужасным, даже не осталось ни одной собаки, кошки и суслика в поле. Начали есть даже покойников. От голода и болезней каждый день умирали по 3-4 человека. Зима: земля промерзла, могилы копать некому, даже если и есть, то очень обессилены. В одной могиле хоронили по 3-4 человека. В деревнях умирали целыми семьями. Таким образом, погибла треть населения села. Не голодали лишь те, кто содержал по 10 голов коров, по двести голов овец, т. е. люди зажиточные, богатые. Они разбогатели на том, что скупали ценные вещи у голодавших или обменивали на недорогие продукты. Мы пристально наблюдали как готовили мама, наш взор был направлен на эту кашицу, которая пыхтела, шипела в казани. Для сельских ребятишек открыли столовую. Еду готовили в доме дяди Хуснутдина, этим занималась его красивая супруга Нурлыхаят. Хлеб из муки «крупчатки». которую выделяло государство, пекли двое жен Хажитдина Гараева. В деревне они слыли самыми известными пекарями. Белый хлеб получается пышным, если сожмешь его, он становится тонким, отпустишь — снова пышным становится. Пока готовили похлебку, староста Насибулла Калимуллин, писарь Ямгутдин Гиззатуллин, Иван Семенов, Александр Андреев, еще многие стояли на дежурстве. Они вели учет продуктов, записывали расходы. Доставляли американскую кукурузу, в железных банках, на которых была нарисована здоровая корова, было молоко. Все эти продукты, исходя из количества детей в семье, забирали в котелке, суп съедали по дороге, домой доносили только хлеб».

I.2. Преобразования после революции.

В 1929 году в России социалистические преобразования идут полным ходом, берётся курс на сплошную коллективизацию: началось массовое вступление середняка – ключевой фигуры в деревне – в колхозы. Коллективные хозяйства должны были обеспечить развитие сельского хозяйства быстрыми темпами и за короткое время.

С весны 1929 года на селе проводились мероприятия, направленные на увеличение числа коллективных хозяйств, — в частности, комсомольские походы «за коллективизацию». В основном применением административных мер удалось добиться существенного роста коллективных хозяйств (преимущественно в форме ТОЗов). Ноябрьский (1929 г.) пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», в котором отметил, что в стране начато широкомасштабное социалистическое переустройство деревни и строительство крупного социалистического земледелия. В постановлении было указано на необходимость перехода к сплошной коллективизации в отдельных регионах. Основные активные действия по её проведению пришлись на январь — начало марта 1930 года, после выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» В постановлении была поставлена задача в основном завершить коллективизацию к концу пятилетки (1932).

В колхозе Нижний Сардык осталось всего 16 хозяйств. В 1930 году Газим Гареев, Гимай Фатхутдинов, Александр Андреев, коммунист Хайрулла Самигуллин (1895 г.р.) заново организовали колхоз. В том году в Нижним Сардыке вошло в колхоз 12, в Верхнем Сардыке — 8, в Бикметово 5 хозяйств. Здесь были Шамсикамал Фаттахова, Ахметдин Ямалиев.

Из воспоминаний Мугаллима Сабирова: «В годы коллективизации из района приезжал представитель, собирал народ и призывал вступить в колхоз, вел пояснительную работу. Но люди никогда не видевшие такого, искренне удивлялись. Тем хозяйствам, которые не вступили в колхоз, один за другим приходил налог. Мулу и зажиточных сельчан в колхоз не приняли, лишь увеличили налог».

Из воспоминаний Савии Сагдиевой: «В конце 1936 года в д. Нижний Сардык со стороны правления начался пожар, сгорели десятки домов, в том числе Даули, Заляя и др. Первое правление колхоза располагалась в доме Муллахмета, там работали первый счетовод Мунир, затем Зигангир (он не вернулся с войны), маленькая Ямал, я, затем Галимулла».

Из воспоминаний Наибуллина Мияссара: «В 1920 году в д. Нижний сардык насчитывалось 120 хозяйств, из них 20 процентов были безлошадными. Лишь 3 процента населения умело писать и читать. В деревне имелись две водяные мельницы. У нас было два колхоза: «Одинокая береза» (председатель Халиулла Самигуллин), «Красный пахарь» (Сабирьян Минниханов).После них эту должность занимали Гарифулла Тухбатуллин, Сулейман Муфаззалов, Шафигулла Халиуллин, затем я, Мияссар Набиуллин (1951-1953 гг.), Хусаин Аралбаев, Сайфи Маликов (тридцатитысячник). Среди них дольше всех проработал Сабирьян Минниханов. Я с 1931 года до начала войны работал секретарем сельсовета, председателем был Муллагали Каримов».

В 1935-36 годах в Нижнем Сардыке жили мой прадедушка Ахтареев Фазулла (1877 г.р.), прабабушка Бадрикамал (1876 г.р.), тети Магрикамал (1917 г.р.), Нурикамал (1921 г.р.), бабушка Надира (1931 г.р.).

Прадедушка был старательным, трудолюбивым. На своих землях выращивал рожь, овес, ячмень, пшеницу. При вступлении в колхоз у него были 4 коровы, 2 лошади, овцы. Для создания колхоза забрали 2-х коров. У прадедушки и прабабушки из 11 детей остались в живых только трое. В колхозе условия труда были тяжелыми. Новая сытая жизнь привлекала в основном тех, у кого не было семян для посева, орудий труда, скота. Для прадедушки было важно осознание простыми людьми приоритетов новой жизни.

Глава 2. Репрессии 30-х годов.

II.1. Работа в тылу в годы Великой Отечественной войны

Гражданский мир, установившийся с переходом к новой экономической политике, продолжался недолго. Для выхода из хлебозаготовительного кризиса по инициативе высшего партийного руководства были применены чрезвычайные меры против крестьянства. Первоначально репрессии коснулись лишь богатых крестьян. На июльском (1928 г.) пленуме ЦК ВКП(б) И.В. Сталин выдвинул тезис о том, что «по мере нашего продвижения вперёд сопротивление капиталистических элементов будет возрастать; классовая борьба будет обостряться» [8, с.171-172]. Этот пленум стал теоретическим обоснованием репрессий в широких масштабах. Наступает вторая волна репрессий, принявшая характер массового террора. К уголовной ответственности могли привлечь любого руководителя, любого колхозника за разные «преступления». Самыми распространёнными стали обвинения в агитации против колхозов, которая квалифицировалась как контрреволюционные действия [2, с.248-249].

Но грядёт 1937 год. Этот и последующий год характеризуются ёмкой метафорой – «Большой террор». Это годы поисков врагов народа, массовых репрессий, арестов, расстрелов без суда и следствия. Общее количество пострадавших не поддаётся точному подсчёту. Под каток сталинских репрессий попадает и мой прадед.

Из воспоминаний моей бабушки: «Когда мне было 6 лет, забрали отца, якобы за то, что был против Советов. Как сегодня помню: пришли военные в погонах, начали искать старые книги. Отец был образованным человеком. Забрали его самого и все книги. Зачем? Почему? Не могли понять. Односельчане тоже были удивлены этому. Забрали безвинного человека. Затем стало понятно, что всему этому причиной стала зависть. Его оклеветали. Затем мы узнали, что его осудили на 10 лет. Через 5 лет он умер в тюрьме.

Прадедушка Фазулла Ахтареевич Ахтареев был арестован 17 декабря 1937 года, и был осужден по ст. 58-10, 58-11 УК.

С 1921 по 1953 год за контрреволюционные преступления по этой статье было осуждено 3,78 млн. человек.

Из воспоминаний моей бабушки: «После того, как забрали отца, наша мать Бадрикамал начала работать в колхозе овощеводом. Жизнь шла своим чередом. 22 июня 1941 года стало трагичном днем для страны. Когда началась война мне было 10 лет. Учеба началась в октябре. В сентябре надо было убирать урожай с полей. В колхозе дела шли медленно, вся работа легла на плечи женщин и детей. Хлеб убирали вручную, связывали в снопы и складывали в кучу. Затем на быках перевозили на зерноток, складывали в скирды. Нам было тяжело без отца.

Когда я подросла, меня взяли счетоводом на ферму. На маслозавод везу 8 флягов молока. В казан ручного сепаратора вмещается 2 фляги, из всех сил кручу этот сепаратор. После войны стало еще тяжелей. Страна обеднела. Постирать нечем. У нас дома стоял сепаратор. За день к нам приходили человек 30. Когда все переработают молоко, я стиралаь в этом сепараторе. Ради Победы работали день и ночь. Учебу не пропускали. В то время старались не падать духом, соревновались меж собой, оставалось время и на веселье. Если ленились, грозились тюрьмой. Даже обвиняли в содействии Гитлеру.

Мы сестрой запрягали быка, стоящего во дворе: одна грузит снопы, другая разгружает. Сил не хватало, работали по очереди. Девушкам приходилось особенно туго, надеть нечего, еды не было. Когда собирали колосья, старались несколько колосьев принести домой. По пути домой надо было пройти через ворота. Возле полевых ворот охранник проверяет карманы. Осенью серпом убираем урожай. Кто как может пытается унести домой колосья, дома зерна поджаривали на печи и ели. Также ели борщевик, свербигу, дикий лук, козью бородку. У нас была корова. Благодаря ей только наша семья выжила в голодные годы. Хоть и сметану не ели, но молоко, катык у нас всегда были».

II.2. Послевоенные годы. Общественное признание заслуг

В мае 1950 года выходит постановление ЦК ВКП(б) об укрупнении колхозов. Слияние мелких хозяйств в более крупные, экономически мощные, давало большие преимущества.

Большая работа шла и по формированию сознательности колхозников. Все эти годы в России, начиная с первых лет коллективизации, как отмечают многие историки, в отношении крестьянства со стороны власти было совершено много ошибок: крестьяне оказались лишёнными материального стимула к производительному труду, у них были ограничены возможности ведения подсобного хозяйства, они были ограничены в возможности переезда из деревни в город и т.д.

Справедливость, человеческое отношение к проблемам ценилось людьми, и прабабушка пользовалась уважением и авторитетом среди сельских жителей.

Из воспоминаний моей бабушки: «Я родилась 3 июня 1931 года в деревне Нижний Сардык Туймазинского района. Это большое счастье. В 1937 году я пошла в первый класс. Дни, месяцы, годы шли своим чередом. Тогда мы все были равны. И в горести, и в радости были всегда вместе.Весной, во время посевной мы на своих коровах пахали поле. Мама шла впереди коровы, а мы сзади подгоняли прутиком».

Развитие республики в эти и последующие годы занимает особое время в истории. Несмотря на то, что некоторые историки и публицисты назвали эти годы «периодом застоя», в действительности именно тогда в развитии Республики Башкортостан происходили значительные изменения индустриального и постиндустриального характера. В экономике наблюдались крупные интеграционные процессы, продолжался научный и технический прогресс [2, с.367].

10 августа 1964 года ТАСС передал сообщение: «Н.С. Хрущёв, совершающий поездку по стране, прибыл сегодня в Башкирскую автономную республику. Первую остановку поезд сделал в городе Туймазы». В Башкортостане Хрущёв смог воочию увидеть результаты своего, как тогда выражались, «великого десятилетия». И многое, действительно, не могло не радовать. Экономическая и социальная политика дала уже зримые плоды. Республика развивалась высокими темпами. Были построены многие современные заводы, преобразилась жизнь в городах и сёлах. Изменилось само настроение людей, связанное с ростом благосостояния, демократическими переменами, несомненными успехами в науке, технике, образовании и культуре [2, с.374]. Во всем этом был немалый вклад и моей прабабушки Назиры Фазулловны Ахтариевой.

Из сегодняшних воспоминаний бабушки: «Мне уже 86, но я не люблю сидеть без дела. Скотинку держу, за огородом ухаживаю, вечерами варежки вяжу. Мы не поднимались с оружием в руках против врага, мы не встречались лицом к лицу со смертью. Когда началась война, мы были только детьми, на фронт нас не брали. Но проклятая война покалечила наши судьбы, разбила в пух и в прах наши надежды и мечты, лишила нас счастливого детства. Мы сполна испытали на себе тяготы войны: тяжелая работа, безотцовщина, голод и холод.

Судьба нас испытала сполна, но мы все выдержали. Я пытаюсь все забыть, но раны не уходят и моего сердце. Я до сих пор вижу свое прошлое во сне. Вот такой стих прочитала нам бабушка.

Несмотря на свой почтенный возраст, от нее исходит душевная теплота. Она дарит своим близким свою любовь и радость.

Заключение.

Многие люди вошли в историю. Они совершали различные поступки, которые приводили к результатам глобального масштаба. Есть личности, сыгравшие отрицательную роль в судьбе человеческой цивилизации, но куда больше людей, сделавших наш мир лучше, добрее, прогрессивнее. Это музыканты, художники, учёные... С колыбели нас сопровождает поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Томас Эдисон со своим изобретением – электрической лампочкой – предопределяет развитие прогресса. Радио Попова позволяет людям, находящимся далеко друг от друга, стать ближе. Уместно упомянуть Януша Корчака, детей-партизан в годы войны... Этот список можно продолжать очень долго.

В то же время где-нибудь в деревне крестьяне работали от зари до зари на своих наделах, как и многие поколения их предков. Рабочие трудились за своими станками. Кто-то из архитекторов создавал проект дома, в котором мы живём. Их имён мы не знаем. И, возможно, никогда не узнаем. Неужели их имена для истории не важны? Не сыграли никакой роли? Наш ответ — нет. Каждая личность играет в истории свою особенную роль и влияет на события своего времени. Зависит от событий, и в то же время – создаёт их. Очень верно подметил это русский философ и историк Георгий Плеханов: «История делается людьми и … поэтому деятельность личности не может не иметь в ней значения» [6, с.305].

ХХ век в истории России — век сложный и во многом трагический: революции, войны, репрессии, тюрьмы, лагеря... Этот век сметал всё на своём пути. Справедливую характеристику дал ему Осип Мандельштам: «век-волкодав». Но страна выстояла, потому что отдельный человек, отдельная семья не дали ей распасться. Беспощадная власть давила. Но благодаря настойчивости, поддержке семьи и близких, ответственности многие получили шанс выжить и выстоять. К таким людям относится мой прадед.

Мой прадед — личность с уникальной судьбой и твердой жизненной позицией. Как мы видим, он не входил в противоречие с глобальными и необратимыми изменениями окружающей действительности. Он просто выполнял своё дело. Это биография честного советского человека. Таким образом, на примере биографии прадеда история предстала как полнокровная жизнь людей, кипение страстей, череда личностных поступков. Фазулла Ахтариевич Ахтариев как личность обладал способностью не только идти в ногу со временем, но и вносить перемены, менять ход истории, создавать неповторимое. Именно в этом проявилась роль личности моего прадеда в истории.

Несмотря на это, они никогда не нанимали прислугу. Когда обрабатывали землю, убирали урожай приглашали соседей, родных. Если приглашали на работу посторонних людей, то всегда платили зерном.

Вот так наш сильный, трудолюбивый, терпеливый, умный дедушка стал жертвой ложной борьбы.

Кто был зажиточным, муллой определяли местные власти. Поэтому кулаками признавались не только богатые, но и середняки и бедные. В Башкирии 50 тысяч человек были изгнаны по ложному доносу. После смерти И. Сталина, в 1953 году, после различных проверок, 27 сентября 1989 года дедушка был оправдан. 30 октября — День памяти жертв политических репрессии.

Список использованной литературы:

1.Газета «Етегэн».№8,9,10, 2017г.

2.Герои тыла. Списки тружеников, награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Т.15. - Уфа: Китап, 2010. - 912 с.

3. Журнал «Ватандаш».2005-2006г.

4.История Башкортостана с древнейших времён до наших дней: В 2 т. / Под ред. И.Г.Акманова. Т.2: История Башкортостана. ХХ век / Сост. И.Г.Акманов, С.Ф.Касимов. - Уфа: Китап, 2006. - 600с.: ил.

5. Книга «История сел и деревень Башкортостана»,А.Асфандияров, справочник, книга 4,Уфа,1993г.

6.Ленинский путь// районная газета Туймазинского района. - 1980. - №36 — С. 4

7. Сталин И.В., Сочинения, Т.2, Государственное издательство политической литературы, М. 1953. - 436с.

8.http://ис торический-сайт.рф - Гущин А.А. «Роль личности в истории».

Просмотров работы: 126