ВВЕДЕНИЕ
По данным органов народного просвещения, только за два первых военных года связь с родителями потеряло около 200 000 детей, в ходе военных действий пришлось эвакуировать ребят в разные города СССР ребят, в том числе в Новосибирск, где им необходимо было предоставить условия для нормальной жизнедеятельности. Существующие детские дома и интернаты не справлялись с нагрузкой, активизировались голод и беспризорность, появляется необходимость в создании новых детских центров. Именно поэтому в 1943 году в нашем городе открыли Новосибирскую школу музыкантских воспитанников, спасшую жизни более 1000 ребят.
Актуальность. Об истории г. Новосибирска в годы Великой Отечественной войны известно много фактов, но работа по изучению этого периода далеко не закончена историками. Остается много «белых пятен», ликвидировать которые помогает деятельность по исследованию архивных источников. Данная работа основана на анализе материалов, хранящихся в Новосибирском государственном архиве, проливающих свет на процесс создания и существования одного из учебных заведений, созданных в военные годы, что позволяет нам узнать лучше историю своего города и страны.
Проблема. В исторической литературе можно обнаружить «сухие» сведения о фактах, а архивные материалы позволяют более детально и подробно познакомиться с тем или иным явлением или событием, выявить плюсы и минусы, познакомиться с жизнью реальных людей, сформировать собственную точку зрения на проблему или явление.
Гипотеза. Школа музыкантских воспитанников создавалась в годы войны с целью ликвидации проблемы беспризорности и организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель: выяснить с помощью архивных материалов цель создания, историю существования, причины закрытия Школы музыкантских воспитанников г. Новосибирска.
Задачи
1) Познакомиться с общей системой образования в СССР в военные и послевоенные годы
2) Выяснить причины открытия школы музыкантских воспитанников в г. Новосибирске
3) Исследовать организацию учебного и воспитательного процесса
4) Проанализировать результаты проверок школы в различные года ее существования
5) Выяснить, почему школа была реорганизована.
1
Глава I. Система образования в СССР в 1940-60-е годы
На период 40-50-х годов система образования складывалась следующим образом: все дети, достигшие возраста 6-7 лет поступали в начальную школу, после ее окончания ребята переводились в семилетнюю школу, после окончания семилетней школы ученикам выдавали аттестат с итоговыми оценками и у каждого был выбор: продолжать обучение в общеобразовательном заведении, получить полное среднее образование (10 классов) и поступить в высшее учебное заведение или после седьмого класса уйти для получения средне-специального образования.
Всего в 1940-1941 годах в СССР обучалось около 34 784 человек. Из них начальное обучение проходили 10 060 человек, в школах семилетках – 12 525 человек и 12 199 в средних учебных заведениях, в средне специальных учебных заведениях обучалось около 975 тысяч человек, высшие образование получали 812 тысяч студентов.[1]
В 1940 году вышло постановление СНК СССР «об установлении платности обучения в старших классах средних школ (8,9,10 класс), средне-специальных учебных заведениях, а также в высших учебных заведениях». Получающим высшее образование было необходимо платить 300-500 рублей в год, для остальных цена на образование составляла 150– 200 рублей в год (в среднем, примерно 10 % от семейного бюджета при одном работающем, в 1950 году и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 — около 5%)Для детей, проживающих в детских домах, а также в некоторых интернатах обучение оставалось бесплатным, также бесплатно ребята получали все необходимое для жизни. (2)
В 50-60 годы в СССР приоритетной задачей было развитие образования и науки. Благодаря государственной политике в нашей стране был достигнут высокий уровень интеллектуального потенциала.
Во время ВОВ немецко-фашистские захватчики уничтожили около 82 тыс. школ, страна потеряла огромное количество квалифицированных педагогических кадров, тысячи детей постоянно эвакуировали, из-за больших затрат на обеспечение армии и тыла СССР больше не мог снабжать всех детей учебниками и пишущими принадлежностями. Миллионам детей пришлось трудиться на заводах и фабриках в несколько смен, наравне со взрослыми, поэтому учителям приходилось работать в четыре смены.
Но даже в такое непростое время государство делало все, что было в его силах для развития и совершенствования образования граждан. В 1943 году на территории Советского союза находилось около 17 765 000 школ, но уже к 1945 в СССР функционировали 24 656 000 общеобразовательных учебных заведений (3). Возраст приема в общеобразовательную школу был снижен до 7 лет, были введены экзамены на аттестат зрелости, организовывались пришкольные интернаты.
_______________________________
1. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. – М., 2015. с. 163
2. Постановление СНК СССР от 26.10.40 № 27. https://wfi.lomasm.ru/
3. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. – М., 2015. с. 165
2
Образование было адаптировано под военный период: в большинстве школ изучался немецкий язык, огромная роль отводилась воспитанию патриотизма, большое количество времени уделялось физическому развитию детей, были созданы учебно-практические мастерские, чтобы школьники имели возможность заниматься практической деятельностью, преподаванию естественнонаучных дисциплин предавали практическую направленность, было введено раздельное обучение.
Также именно в период с 1943 по 1945 появились нововведения, актуальные и по сей день. Например, была введена пятибалльная система оценивания. [1]
По данным органов народного просвещения, только за два первых года связь с родителями потеряли около 200 000 детей. По приблизительным оценкам, с 1941г. по 1945г. погибло около 13 миллионов детей. Проблема сиротства и беспризорности являлась одной из важнейших проблем, которая требовала решения, наблюдался рост детской беспризорности и безнадзорности. В это время в связи с уходом большей части мужского населения в армию, занятостью родителей на производстве, сокращением в ряде мест сети детских учреждений и прекращением обучения и культурного обслуживания юного поколения, большое количество детей школьного и дошкольного возраста лишилось повседневного надзора со стороны родителей и педагогического персонала учебных заведений. Проводя значительное время на улицах и рынках, они вели безнадзорный и беспризорный образ жизни. В годы Великой Отечественной войны рост детской беспризорности и безнадзорности повлек за собой и рост детской преступности. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в 1942 г., увеличилось по сравнению с 1941 г. на 61%, в 1943 г. — на 180,6%, в 1944 г. — на 192,3%. [2] В то же время при ограничении законодательных мер, направленных на усиление уголовной ответственности несовершеннолетних, основной упор был сделан на воспитательную работу с детьми и подростками. В 1943 г. газета «Правда» писала: «Несмотря на трудности военного времени, для детей нужно сделать все, что необходимо. Наша святая обязанность сохранить детей, золотой фонд нашей Родины, нашего будущего... Мы обязаны не только сохранить жизнь каждого ребенка, но и воспитать из них достойных своих отцов советских патриотов...» [3] Непосредственная работа с несовершеннолетними правонарушителями была возложена на соответствующие подразделения органов внутренних дел. По изъятию детей с улицы работали вся постовая сеть наружных постов и участковые уполномоченные с их подсобными силами. В городах регулярно производились массовые операции путем обходов рынков, базаров, скверов, садов, парков, привокзальных площадей, станций и пристаней. Выставлялись специальные посты и пикеты из комсомольцев, бригадмильцев, педагогов и общественных инспекторов отделов народного образования. Проводилась специальная работа в домоуправлениях при помощи актива жильцов. Необходимо отметить, что до 50% задерживаемых безнадзорных детей составляли учащиеся школ.
_________________________________________
1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т1 М, 1983.- С. 257
2. Емелин С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник академии экономической безопасности МВД России. - М., 2010, № 5. - С. 17
3. Емелин С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник академии экономической безопасности МВД России. - М., 2010, № 5. - С. 18
Директива НКВД СССР от 11 февраля 1942 г. № 50 обязывала органы милиции обеспечить выявление всех беспризорных и безнадзорных детей, направлять их в приемники-распределители НКВД, создать для этого справочно-адресные детские столы. Отмечается, что данная работа протекала без плана, «нет повседневного внимания со стороны руководителей органов милиции, наблюдение за детьми организовано плохо, обходы домовладений с целью выявления семейных и иных проблем проводятся нерегулярно, заградительная работа организована неудовлетворительно. Детские комнаты созданы не во всех городах, причем в большинстве из них на первый план ставится задача развлечения находящихся там детей. Зачастую дети находятся в данных учреждениях длительное время, с нарушением всех сроков содержания, соответствующими органами не предпринимаются эффективные усилия по поиску родителей, что противоречит инструкции (Приказ НКВД СССР от 31 декабря 1940 г. № 1208). Органы милиции, за которыми закреплено данное направление работы, часто выполняют несвойственные функции, общественность и комсомольские организации к практической работе практически не привлечены. [1] Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. обязывало Совнаркомы союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся под личную ответственность их председателей обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших обоих родителей при переезде в другую местность. Из районов, которые находились под угрозой оккупации, дети и детские учреждения эвакуировались в глубокий тыл. Только за период со второй половины 1941 г. по начало 1942 г. было вывезено 976 детских домов с 167 223 воспитанниками. В соответствии с постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» в стране были созданы трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях. Возраст воспитанников колоний составлял от 11 до 16 лет. Уже к концу 1943 г. общее число мест в этих колониях достигло 50 тысяч. В июле 1944 г. было принято постановление СНК СССР «Об увеличении количества детей в детских трудовых воспитательных колониях НКВД СССР и о материальном обеспечении детских и трудовых воспитательных колоний», согласно которому дополнительно создавалось 25 колоний на 10 тысяч детей, в том числе в Горьковской, Куйбышевской, Кировской, Саратовской, Сталинградской и ряде других областей. Государство уделяло большое внимание устройству детей и подростков в трудовые и учебные заведения. Постановление СНК СССР «О трудовом устройстве подростков старше четырнадцати лет — воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД СССР и детей, оставшихся без родителей», принятое в 1943 г., обязывало НКВД СССР и Наркомпрос РСФСР направить летом 1943 г. в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО 36 000 воспитанников детских домов и детей, оставшихся без родителей, и 5400 воспитанников трудовых колоний НКВД СССР старше 14-летнего возраста. [2]
__________________________________________________
1. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности [Текст] / В.В. Коровин. - М.: Норма, 1998. – С.117
2. Тимофеев В.В. Борьба сотрудников милиции с беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 гг.: Февраль 2002 г. // Вестник юридического института: Февраль 2002 г.. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002, № 1 (3). - С. 18
Со стороны государства, несмотря на большие сложности, оказывалась значительная финансовая поддержка организации данной работы. Десятая сессия Верховного Совета СССР первого созыва ассигновала по государственному бюджету на 1944 г. 6 млрд. 600 млн. рублей на содержание детских садов, детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО. В 1945 г. приток беспризорных детей в приемники-распределители НКВД значительно сократился. Такое сокращение объясняется, прежде всего, тем, что в связи с окончанием войны возвратились с фронта родители, и многие дети вернулись домой. Кроме того, проведенные предупредительные мероприятия органов НКВД по изъятию беспризорных и безнадзорных детей, начиная со второй половины 1944 г., обусловили снижение детской беспризорности, безнадзорности и преступности. [1] Таким образом, в годы войны органами внутренних дел проводилась целенаправленная и активная работа по борьбе с несовершеннолетней преступностью, детской безнадзорностью и беспризорностью. Государством был принят комплекс мер по выявлению, задержанию, устройству беспризорных и безнадзорных детей. Большое внимание уделялось ограждению детей от уголовно-преступного элемента и созданию необходимых условий для нормальной жизни и учебы.
______________________________
Емелин С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник академии экономической безопасности МВД России. - М., 2010, № 5. - С. 23
Глава II. Школа музыкантских воспитанников
В период Великой Отечественной Войны в город Новосибирск было эвакуировано большое количество детей, потерявших свою семью, страдающих от голода и просто отлученных от своих родителей. Им необходимо было предоставить жилье, еду и одежду. Местные и эвакуированные детские дома не справлялись с нагрузкой. Поэтому в 1943 году исполнении приказа Верховного главнокомандующего вооруженными силами СССР Иосифа Виссарионовича Сталина решением №579 была открыта Новосибирская школа музыкантских воспитанников. Подобные заведения массово открывались по всему Советскому Союзу для сокращения беспризорности, сиротства, уменьшения количества неполных семей.
Решением № 579 дополнительного комитета новосибирского городского совета депутатов трудящихся помещение школы №45, после большого ремонта было предоставлено для открытия в нем Школы музыкантских воспитанников города Новосибирска. В первые годы своего существования школа находилась в ведомстве Министерства обороны, после чего была переведена в систему гражданского образования. Решением №1229 исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся Новосибирскую школу музыкантских воспитанников преобразовали из семилетней в среднюю в 1957 году, а в 1962 году решением №193 реорганизовали в Музыкально-педагогическое училище. (Приложение 1)
2.1 Организация учебного процесса:
Воспитанники определялись в школу после прохождения специального музыкального отбора. Ребята, не проявившие способности к музыке, обучались по обязательным для изучения предметам, остальных определяли в специальный класс, где наряду с общеобразовательной программой мальчики изучали различные музыкальные дисциплины.
Общие предметы: Спец. подготовка:
1)Русский язык и литературное чтение 1) Специальность (на выбор):
2)Родной язык и литературное чтение а) Флейта
3)Арифметика б) Гобой
4)Алгебра в) Оркестр (профиль)
5)Геометрия г) Кларнет
6)История д) Трубы
7)Конституция СССР 2) Общий класс фортепьяно
8)География 3) Теория музыки
9)Естествознание 4) Развитие слуха
10)Физика 5) История слуха
11)Химия 6) оркестровый класс (база)
12)Иностранный язык (немецкий) 7)Гармония
13)Физическая культура
Также оценивались поведение, усидчивость, в случаях непослушания выписывались наряды.
Расписание.
Ребята просыпались в 7.20, подъем проводили два физрука и дежурный воспитатель, дальше дети должны были умыться, заправить кровать и выйти на зарядку, после чего идти на завтрак. После завтрака с 8.30 до 10.30 мальчики выполняли домашние задания под надзором воспитателей. В 10.40 начинались уроки, после занятий до 3-х часов проводился обед, после обеда с 3.35 до 7 часов вечера шли музыкальные занятия. В семь часов проводился ужин, с 20.00 по 22.10 была организована вечерняя массовая работа педагогов с воспитанниками. В школе под руководством физруков начали работать спортивные секции, были организованы походы в театры и кинотеатры, позже были открыты: хоровой кружок, фотокружок и т.д., в школе работала богатая библиотека (6000 книг) В 22.10 объявлялся отбой. (Приложение 2)
Успеваемость.
Всего в школе с 1956 по 1962 обучалось 508 человек, из них только 171 ребенок проходил музыкальное обучение. Общая успеваемость по школе была ужасно низкая. Всего за 6 лет школа выпустила 17 хорошистов и 1 отличника (награжденного специальной грамотой). Хуже всего ребятам давались: русский язык и литературное чтение.
Состав работников Новосибирской школы музыкантских воспитанников
Всего в школе музыкантских воспитанников в период с 1956 по 1962 год в школе работало 284 человека.
В педагогический состав входили:
1)Преподаватели общеобразовательных дисциплин
В их обязанности входило:
Проведение уроков, проверка домашнего задания и проведение экзаменов, поурочное планирование, составление характеристик учеников.
2)Преподаватели специальных дисциплин
В их обязанности входило: проведение музыкальных занятий, поурочное планирование, проверка домашних заданий и проведение экзаменов, проведения персональных занятий с сильно отстающими или наоборот проявляющими особые способности учениками.
3) Воспитатели
В их обязанности входило: дежурный воспитатель укладывал ребят спать, оставался на ночь и контролировал поведение детей, проводил подъем и зарядку, контролировал поведение детей в столовой. В период с 8.30 до 10.30 воспитатели помогали детям с выполнением домашнего задания и уходили из школы до семи вечера. С 8.20 до 10.20 воспитателями организовывалась вечерняя массовая работа с воспитанниками.
4)Музыкальные воспитатели
В их обязанности входило: дежурный воспитатель укладывал ребят спать, оставался на ночь и контролировал поведение детей, проводил подъем и зарядку, контролировал поведение детей в столовой. В период с 15.35 до 7 часов вечера воспитатели помогали детям с выполнением музыкального домашнего задания, иногда проводили музыкальные занятия и уходили из школы до семи вечера. С 8.20 до 10.20 воспитателями организовывалась вечерняя массовая работа с воспитанниками.
Боевые заслуги
В Новосибирской школе музыкантских воспитанников в период с 1956 по 1962 состав работников насчитывал 284 человек из них
1 человек получил орден Ленина
3 человека получили орден Красного знамени
13 человек получили орден Красной звезды
2 человека получили орден Отечественной войны I степени
1 человек получил орден Отечественной войны II степени
1 человек получил орден Суворова III степени
1 человек получил орден Славы III и II степени
Медали:
10 человек получили медаль за отвагу
19 человек получили медаль за победу над Германией
20 человек получили медали за боевые заслуги
2 человека получили медали за взятие Берлина
3 человека получили медали за взятие Кёнигсберга
2 человека получили медаль за освобождение Праги
15 человек получили медаль «XXX лет советской армии и флота»
2 человека получили медали за оборону Сталинграда
2 человека получили медали за взятие Будапешта
4 человека получили медали за победу над Японией
2 человека получили медали за оборону Москвы
5 человека получили медали за доблестный труд
5 человек получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1 человек получил медаль «20 лет безупречной службы»
1 человек получил медаль за трудовое отличие
1 человек получил медали за оборону Севастополя
1 человек получил медаль за оборону Кавказа
Образование, полученное работниками Новосибирской школы музыкантских воспитанников(по документам с 1956 по 1962 г.)
Педагогический состав:
Преподаватели общеобразовательных дисциплин:
Высшее педагогическое: 13
Высшее: 4
Среднее: 17
Неполное среднее: 5
Воспитатели:
Высшее педагогическое: 12
Высшее: 1
Среднее: 9
Неполное среднее: 4
Преподаватели специальных дисциплин:
Высшее музыкальное: 12
Высшее: 0
Среднее музыкальное: 9
Среднее: 2
Неполное среднее: 9
Музыкальные воспитатели:
Высшее музыкальное: 0
Высшее: 0
Среднее музыкальное: 2
Среднее: 1
Неполное среднее: 12
Также в школе работали:
Библиотекарь: окончила Новосибирское педагогическое училище
Врач-терапевт: окончила Новосибирский медицинский институт
Врач-стоматолог: окончила Томский стоматологический институт
Медсестра: не окончила Новосибирский медицинский институт
Завуч по музыкальной подготовке: окончил новосибирский педагогический институт, окончил музыкальное училище
Завуч по общеобразовательной подготовке: окончила Сталинский учительский институт (покинула школу музыкантских воспитанников по собственному желанию)
Завуч по общеобразовательной подготовке: получил/а высшее образование, место обучения не указано
Старший повар: окончил 7 классов и ветеринарную школу.
Также в школе работали два музыканта (аккомпаниатора): окончили средне-специальные учебные заведения музыкальной направленности. (Приложение 3)
Анализ работы школы музыкантских воспитанников, отчеты о проверках школы.
Акты проверок школы музыкантских воспитанников составляли на основании:
Посещения и анализа уроков
Проверки и анализа школьной документации
Проведенных бесед с руководителями школы, классными руководителями, воспитателями
Общих наблюдений
Состояние здания и условия размещения
Было установлено, что здание школы №45 (помещение, в котором функционировала школа музыкантских воспитанников) требует большого ремонта, который так и не был проведен к 1956. (по акту проверки 8 июля 1944 года, с 25 октября по 3 ноября 1956 года)
«Школа размещена в трёхэтажном помещении, к новому учебному году школьное помещение подготовлено плохо, ремонт всех комнат проведен крайне неудовлетворительно. (Приложение 4) Санитарное состояние всех помещений школы недопустимое». Помещения практически не прибирались, персонал, отвечающий за уборку в здании, выполнял свои задачи крайне неудовлетворительно и перекладывал их на воспитанников школы, не справляющихся с нагрузкой. «В коридорах, залах, комнатах толстым слоем лежит пыль. Пол во всех помещениях грязный, не промывается, панели грязные, очень неуютно, холодно в спальнях. Постельное и нательное белье землисто-грязного цвета, постели крайне пропылены, если слегка хлопнуть по постели, пыль столбом. При утренней уборке постелей простыни не встряхиваются, на них много земли, песка, грязи. Место для хранения полотенец и одежды не определено». Также, школа была обязана выдавать ребятам школьную форму и любую другую необходимую одежду, следить за внешним видом обучающихся. «Внешний вид детей запущен, ходят грязные, костюм у многих изорванный, грязные подворотнички, обувь не всегда по размеру и развалившаяся, носков ребята не имеют, портянки грязные, некоторые из них гниют». (Приложение 5) При повторной проверке, через 4 месяца было выяснено, санитарные условия были улучшены, уборка проводилась добросовестнее, но состояние школы оставалось неудовлетворительным.
Поэтому дополнительный комитет Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся решил:
1)Выделить для ремонта школы необходимые средства и строительные материалы и систематически контролировать ход работ по ремонту школы.
2)Обязать Заельцовский район осуществлять контроль за правильным и своевременным финансированием школы и распределением средств на ремонт и оборудование.
3)Обязать Горжилуправление провести капитальный ремонт школы музыкальных воспитанников.
4)Выделить лимит для школы музыкальных воспитанников на приобретение инвентаря и оборудования в сумме 60000 рублей
5) Оформить просьбу министерству обороны СССР в централизованном порядке обеспечивать Новосибирскую школу музыкантских воспитанников необходимыми инструментами.
6) Оформить просьбу к дирекции завода п/я 63 в порядке шефской помощи оборудовать спортивный зал в школе и помочь в подготовке школы к новому учебному году.
Школе музыкантских воспитанников была передана часть территории лагеря обкома ДОСААФ в Заельцовском бору. (решением №331 от 25 марта 1959 года)
На момент реорганизации школы претензий к ремонту здания и условиям содержания детей не было, все нарушения были исправлены. (Приложение 6)
Питание и медицинская помощь
В годы войны, в условиях нехватки продовольствия в стране, школа большое внимание уделяла питанию учеников, несла большие расходы. Но в организации данного процесса были существенные недостатки, выявляемые с 1944 по 1956 год. «В столовой слишком много народу, тесно, шумно, отсутствует нужная посуда, а имеющаяся алюминиевая и эмалированная уже непригодна, накрыты столы небрежно. Хлеб разрезается кусками в 200г. Ребята часть съедают от этого куска, остальное идет в помои». «Питание организовано недостаточно: пища однообразная, трехразовая. Контроль над питанием детей отсутствует. В питание детей не закладываются полностью продукты, предусмотренные по меню раскладке. Медработники не осуществляют контроль над питанием» (По решению №222 от 27 февраля 1957 года).(Приложение 6)
Медработники выполняли свои обязанности плохо, недобросовестно, не проводились медицинские осмотры, были больные и физически ослабленные дети. Спустя год, после проверки 1956 года, проблема с разнообразием продуктов так и не была решена, еда оставалась однообразной. Поэтому исполнительный комитет Городского Совета депутатов трудящихся решил:
Обязать заведующего Гороно и заведующего Горздравотделом организовать проведение глубокого медицинского осмотра всех воспитанников школы.
Физически ослабленным детям выделить дополнительные пайки для усиленного питания.
Обеспечить отпуск продуктов питания для школы в требуемом ассортименте и организовать бесперебойное снабжение школы всеми видами продуктов по их заявке.
На момент реорганизации школы (решение193 14 марта 1962 года) претензий к медперсоналу и работе столовой не было.
Работа с детьми
Уровень образования педагогов был низкий, многие не получили даже общего среднего образования, также стоит обратить внимание на то, что большое количество педагогов специальных дисциплин, музыкальных воспитателей не окончили средне специальных учебных заведений музыкальной направленности и не имели никого музыкального образования. Почти все педагоги прошли через ВОВ, о чем свидетельствует большое количество наград. В итоге можно сказать, что с детьми работали люди, большая часть из которых не просто не получила педагогического образования, но и не окончила общего среднего образования, переживающие посттравматический стресс, многие преподаватели специальных дисциплин и музыкальные преподаватели были абсолютно некомпетентны. Большинство педагогов были не заинтересованы в добросовестном исполнении своих обязанностей:
«На этих занятиях присутствуют воспитатели (выполнение домашних работ с 8.30 до 10.30) но они только присутствуют, а не организуют их выполнение. Воспитатели к этим занятиям не готовятся, контроль за выполнением домашних заданий поверхностный, в результате чего многие воспитанники выполняют уроки плохо, неряшливо и на уроках получают двойки»
«В 10.40 начинаются уроки в школе, которые ведут преподаватели по расписанию. В своей работе они оторваны от воспитателей, на занятиях по выполнению домашних работ не бывают, не анализируют их и не оказывают помощи в их организации»
«После обеда идут музыкальные занятия, которыми должны руководить муз преподаватели, муз воспитатели, завуч по музыкальной подготовке. Практически самостоятельная работа по музыке проводится по всему зданию, дети занимаются на духовых инструментах совершенно самостоятельно, кто и где захочет». Музыкальное образование, было не просто слабым, оно почти отсутствовало, преподаватели часто просто не приходили на занятия и дети занимались самоподготовкой.
С 20.00 до 22.20 должна была быть организована массовая работа с воспитанниками «Но время это проходит не организовано, хотя присутствуют воспитатели. Многие дети ничем не заняты, делают то, что им вздумается, даже уходят без разрешения в город и возвращаются после 11 часов вечера, школа имеет богатую библиотеку, но работа с книгой не ведется».
Отбой проводился в 22.20, к этому времени воспитатели уходили домой, абсолютно не подготовив детей ко сну и не следя за их поведением, после отбоя многие воспитанники гуляют на улице, детей приходится укладывать дежурному учителю и завучу.
«Навыки приличия детям не прививаются: кушают грязными руками, не здороваются, курят в спальнях, ложатся на кровати в обуви, плюют на пол, бьют лампочки». В школе роль воспитателя была сильно занижена, педагоги не умели работать с детьми, не прививали им банальных правил приличия, не планировали образовательную и внеурочную деятельность и не пытались научиться, они не посещали курсы в ИИУ и не знакомились с опытом детских домов. Также в школе считались организованными некоторые кружки, например «Умелые ручки», радиокружок, фотокружок, но функционировали только спортивные секции, открытые учителем физкультуры, например бокс, фехтование, гимнастика. Через год (по решению № 222 от 27 февраля 1957г.) ситуация не изменилась, также была отмечена серьезная перегрузка ребят, поэтому исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся решил:
1)Повысить требовательность к преподавателям за качество проводимых уроков.
2)Улучшить проведение самоподготовки, осуществлять контроль за ее проведение воспитателями.
3)Определить конкретные пути перестройки воспитательной работы с учащимися, помогать воспитателям овладевать лучшим опытом воспитательной работы.
4) Обязать Городской отдел народного образования :
А) В ближайшие сроки укрепить школу проверенными и квалифицированными педагогическими кадрами
Б) Изучить учебную нагрузку воспитанников и пересмотреть в сторону ее сокращения, особое внимание обратить на трудовое и физическое воспитание учащихся.
На момент реорганизации школы проблема с кадрами не была до конца решена (по решению № 193 14 марта 1962 года), именно из-за низкой квалификации кадров, работающих с детьми, на протяжении всех лет существования школы, успеваемость учеников оставалась катастрофически низкой.
Реорганизация школы
Школа музыкантских воспитанников была реорганизована в школьное музыкально-педагогическое училище в связи с острой нехваткой в городе педагогов музыкальной направленности. В музыкально-педагогическом училище было открыто 5 групп на базе 8 класса и 2 группы на базе 10-11 классов средних школ с общим количеством учащихся в училище 210 человек (по решению193 14 марта 1962 года). Учащихся школы музыкантских воспитанников определили в школы-интернаты, детские дома, музыкальные училища, а желающих оставили в педучилище для продолжения образования. Для реорганизации школы требовалось найти более квалифицированных педагогов, нового директора и завучей, решением этих вопросов занималось ГОРОНО.
Знаменитые выпускники.
Одним из воспитанников данной школы был Виталий Алексеевич Агафонов, выпускник 1952 года, руководитель оркестра кадетского корпуса, автор более 150 произведений различных жанров.
Агафонов В.А делился воспоминаниями:
«Мне было пять лет, когда началась война. Наша семья жила в Харькове. После того, как город оккупировали фашисты, начался голод. Мы, малышня, делали набеги на помойку, где питались картофельными очистками. Какое уж тут здоровье. Меня и в музыканты-то отдали лишь потому, что в школе кормили…» Виталий Агафонов- это единственный новосибирец, видевший похороны Сталина собственными глазами, человек, основавший духовой оркестр в Сибирском кадетском корпусе, умеющий играть более чем на 6 музыкальных инструментах и гордость нашего города!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе школы музыкантских воспитанников, открытой в 1943 в городе Новосибирске было много недостатков, но, не стоит забывать, что это общеобразовательное учреждение было открыто в период ВОВ для сокращения уровня сиротства и беспризорности, для многих детей эта школа была шансом на выживание и получение образования. В военные и послевоенные годы учительских кадров очень не хватало, а у большинства воспитателей была одна единственная задача – прокормить собственную семью, но может ли это оправдать халатное отношение к детям? Уровень образования был недостаточно высок, воспитанники часто были предоставлены сами себе, не проводилась должная работа над развитием культурных ценностей. Тем не менее, свою главную задачу по обеспечению необходимых условий жизнедеятельности, организации процесса воспитания и образования, школа выполнила. С уменьшением уровня сиротства в СССР и с обострением нехватки учительских кадров, школу преобразовали в Новосибирское педагогическое училище. Стоит отметить, что на момент реорганизации претензий к условиям жизни ребят и качеству педагогического состава не было, следовательно, дирекция школы и управляющие органы действительно пытались улучить жизнь воспитанников. Я уверенна, что Школа музыкантских воспитанников взрастила большое количество достойных людей, в том числе и замечательного дирижера и руководителя оркестра Виталия Алексеевича Агафонова. Сложно однозначно оценить работу данной школы, особенно в ранний период ее существования, но это часть истории нашего города, нашей страны, ведь таких школ-интернатов открывалось огромное количество в различных городах России, и они, несомненно, спасли не одну сотню тысяч детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. – М., 2015. с. 163-165
2. Емелин С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник академии экономической безопасности МВД России. - М., 2010, № 5. - С. 17-24
3. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности / В.В. Коровин. - М.: Норма, 1998.
4. Постановление СНК СССР от 26.10.40 № 27. https://wfi.lomasm.ru/
5. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т1 М, 1983.
6. Тимофеев В.В. Борьба сотрудников милиции с беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 гг.: Февраль 2002 г. // Вестник юридического института: Февраль 2002 г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2002,
№ 1. - С. 16-25