Введение
Роль религии, понимание её влияния на жизнь человека оказывает огромное влияние на духовную культуру народа, позволяет более широко знакомиться с историей государства.
Древние славяне, видя молнии, слыша гром, наблюдая за катаклизмами и благими явлениями природы, создавали свою религию. В каждом действии природной силы у славян главенствует определенное божество. Преклонение перед природными стихиями и многобожие мы наблюдаем также у ненцев. Это, конечно же, являет сходство религий, хотя, внешне имеет некоторые различия, ведь, четких представлений, устанавливающих определенные связи и действия, у этих народов не было. Различия, возможно, объясняются способом проживания народов и многовековой удаленностью в географическом положении. «Представления о непонятных силах, часто соотносят с географическими особенностями местности, а также со специфическими занятиями ее населения». [6]
Проблема. Ненецкое языческое верование, а также верование восточных славян основано на многобожии. Возникает вопрос: есть ли сходство в системе их верований или они совершенно не похожи?
Цель. Провести исследование для выявления различий и сходств между восточнославянской и ненецкой языческой религией.
Гипотеза. Языческая религия ненцев имеет много сходств от язычества восточных славян.
Актуальность. По данному вопросу, на мой взгляд, мало систематизированных материалов, которые помогли бы интересующимся людям понять различия в язычестве ненцев и восточных славян. Поэтому моя тема актуальна обобщением материала.
Практическая значимость. Данные исследования могут являться справочными материалами для людей, интересующихся этнокультурой, использоваться в школе на уроках культуры народов Ямала.
Теоретическая значимость. Вклад в изучение нового материала, сведений о котором недостаточно для общей характеристики и выделения вопроса в отдельную сферу.
Задачи: 1. провести исследования основ языческого верования ненцев;
2. провести исследования основ языческого верования славян;
3. сделать сравнительный анализ языческой религии этих народов.
Объект исследования: язычество ненцев и восточных славян.
Предмет исследования: сходства и различия божеств и верований ненцев и восточных славян.
Методы исследования: рассмотрение образа, сравнение; анализ, дедуктивный метод.
Ключевые слова: религия восточных славян; языческая религия ненцев; религиозные обряды; языческие обряды.
В данной работе исследованы языческие верования ненцев и восточных славян: 1) основные ступени иерархии; 2) божества мужские и женские; 3) обрядовые особенности; 4) основные сходства этих религий и основные различия.
А также проведен сравнительный анализ религий вышеуказанных народов, в ходе которого сформулирован вывод о том, что язычество имеет значительное сходство у восточных славян и ненцев. По моим наблюдениям, все же, некоторые боги ненцев имеют сходство с богами восточных славян.
Данная работа получила положительную оценку от учителя предмета «Культура народов Ямала» Чайковой Ольги Анатольевны с подтверждением возможности использования данной работы на предмете.
Библиография. Харючи Г.П., Капица, Ф.С., Лар Л.А., http://revolution.allbest.ru/religion.
Основная часть
По представлениям ненцев, у каждого живого существа, или явления окружающей природы, имеется свой хозяин – божество. Это проявление шаманизма, основанного на представлениях, связанных с обожествлением природы, почитанием животного мира. [4. 14]
Языческий мир ненцев делится на мир верхний, где обитают основные божества-распорядители, мир средний, состоящий, в основном, из духов светлых и темных, и нижний мир, как правило, вмещающий темных духов.
Древние славяне тоже были язычниками. Они поклонялись стихиям. Отождествляли себя с животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. У каждого славянского племени был свой бог, которому они молились, поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, и они не были едины в верованиях.
Дохристианская эпоха славян зафиксировала верования своих племен в письменах, рисунках, передала потомкам многочисленные примеры в устном народном творчестве. До нынешнего времени в народности сохранились обычаи, верования в приметы, а также совпадения праздничных дат.
Ненецкое языческое мировоззрение сохранялось только в устной передаче информации от человека к человеку. Многие тайны остались в ведении знаний шаманов, которые в большом количестве погибли во времена репрессий. Мы можем рассматривать только те сведения, которые дошли до нашего времени, благодаря ревнивым хранителям исконной веры кочевого народа ненцев.
Из записей исследователей известно, что ненцы когда-то жили в предгорьях уральских гор (См. приложение 1), по разным обстоятельствам жизненных ситуаций, постепенно перебрались на постоянное место жительства в северные районы континента. Кто знает, может быть, в древние времена ненецкий народ был более близок с народами славян, и по каким-то причинам их язычество имело общие точки соприкосновения? Со временем, по причине географической отдаленности, эти религии могли претерпевать изменения в обрядах, именах божеств.
Глава 1. Теоретические основы религий северных ненцев и
восточных славян
1.1. Религиозные представления ненцев
Божества и духи верхнего мира. Помимо духов-покровителей миром правят природные силы, которые сосредоточены в трех стихиях: – Небе, Воде и Подземелье. Небо – страна, где живут Нум (бог светлого неба) и Нгэрем (бог тёмного неба), вода – обитель Ид’ерв (Хозяина вод), подземелье – Нга (бога смерти) [2, 26]
Мир ненцев язычников делится на три слоя – Верхний, Средний и Нижний. Первоначально эта система была горизонтальной: в стороне Северного Ледовитого океана обитает Нга, а южнее – Нум. После начала контакта с русскими, ненцы переняли их систему видения мира − сделали её вертикальной.
Вертикальная система верования. Верхний мир – небо, состоит из семи слоев неба (См. приложение 3), восьмой и девятый представляют собой бесконечное пространство. На первых шести слоях живут сыновья Нума, каждый из которых владеет определенной частью неба. Их жизнь, как и у людей, связана с оленями и устройством чумов. На первом небе живёт старший сын Як ту кэхэ, занят он расселением людей на земле. На втором – проживает Щесамы, отвечающий за удачу и неудачу, богатство и бедность. Третий слой неба – владения сына, отвечающего за шаманов и разум людей. На четвертом слое живёт сын, дающий людям здоровье. На пятом слое неба обитает сын, отвечающий за мораль и порядок. Из всех сыновей самый почитаемый – Вылл, находится на шестом слое − защитник всех обиженных и является самым ловким и сообразительным, из сыновей
На седьмом небе находится луна и звезды, на восьмом – солнце. На девятом небе вместе с Нумом живет его жена-богиня Я’миня – защитницей семьи, беременных и душ детей. Душу ребенка создает Нум, а вручает ее человеку Я’миня – мать-создательница. Ведает судьбой человека и записывает ее в особую книгу – Ил’падар.
Средний мир и его обитатели. Обитателями среднего мира распоряжаются Айваседдян, ката – светлая мать Земля и Нян, с дан, ката – грешница. Также в Среднем мире много разных духов: одни покровительствуют охоте, оленям, лесу, воде, но есть и другие – людоеды и нылека – злые духи.
Нижний мир. Владыка – мрачный брат Нума Нга (имеет небесное происхождение). Ему подчиняются многочисленные помощники и духи – посыльные, отправляющиеся за человеческими душами. Он управляет подземным царством, ведает смертью и болезнями людей. [1, 43]. В легенда подземный мир у ненцев делится на семь слоев льда, нижний на железной опоре держит великий шаман.
Существует миф о мировом дереве, соединяющем верхний, средний и нижний миры. В его корнях жили змеи, которые не охраняли вход в подземный мир. «Некогда росла берёза (мировое древо) с семью ветвями и семью корнями, к которой люди ходили поклониться и принести жертвы, но её корни начали гнить, и, когда сгнил последний, дерево упало.» [8] Сохранился обычай ставить в священных местах «светлое дерево» — лиственницу.
Быт и обряды ненцев. Вся жизнь человека сопровождается выполнением культовых обрядов, важное место в которых занимает жертвоприношение верховным богам и духам. Данные обряды - это форма связи с верховными существами. Предполагалось, что на духов можно влиять жертвоприношениями, ублажая и подкупая угощениями. [1,48].
«Каждая сопка, озеро, река, холм имеют своего духа. Но имеются особые священные места, отмеченные высшей сакральной значимостью. Эти места отмечены предметами, имеющими необычный внешний вид. Ненцы отмечают праздники, посвященные Нуму и солнцу, принося в жертву белого оленя. [5, 81]
1.2. Религиозные представления восточных славян
До X века – принятия христианства, славяне поклонялись множеству богов и духов. Приносили жертвы в специальных святилищах. Первоначалом является Род Всевышний, который дает жизнь всему сущему. Его ликам нет ни счета, ни числа. Невозможно, будучи человеком, знать все его Проявления. Мир бытия состоит из трех уровней Великого Триглава Миров (См. приложение 4): Прави, Яви и Нави 1). Высший мир Богов – это Правь, срединный – Явь − мир людей, Навь – нижний мир Темных Сущностей и душ умерших. Его центром было Мировое Дерево (См. приложение 2, рис 1). Оно соединяет Мир людей с Миром Богов небесах − Ирий или Сваргу и Подземным Миром или миром Мёртвых, в его корнях находится Змей, охраняющий вход. [9] Благоприятная сторона жизни управлялась Белым Богом (хорошим), за все плохое отвечал Чернобог.
Светлые Боги и Богини. Белобог, Род, Ладобог, Числобог,Велес,Перун,Дажбог,Световит,Хорс,Стрибог, Ярило,Купайло-Семиярило,Сивый Яр,Божич,Семаргл,Огень,Сварог. Лада Матерь Сва Слава, Замунь, Макошь (Жива), Заря, Дана, Доля, Леля.
Темные Боги и Богини. Чернобог,Морок, Вий,Блуд. Мара (Морена), Недоля.
Быт и обряды славян. Люди верили в природную силу и свое единство с природным началом. [7] Каждый ритуал был наполнен смыслом, имел четкую цель. Благополучное рождение ребенка и охрана его от злых сил, жизненные пути человека, свадьба, знаковые дни − сопровождалось целой серией ритуалов. Каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода.
Глава 2. Практические аспекты сравнительного анализа религий
ненцев и восточных славян
2.1. Сравнение основных аспектов язычества ненцев и восточных славян
При проведении сравнительного анализа языческой религии ненцев и восточнославянской культуры мы выявили ряд сходств, представленных ниже:
Факт 1. И у ненцев, и у славян есть горизонталь, определяющая темную и светлую часть мира, воздействующая на жизнь человека:
Схема 1. Горизонтальная система мироздания ненцев
С хема 2. Горизонтальная система мироздания восточных славян
Факт 2. И у ненцев, и у славян три основных уровня мироздания:
Схема 3. Вертикальная система мироздания ненцев
Схема 4. Вертикальная система мироздания восточных славян
2.2. Анализ сравнений ненецкого и восточнославянского язычества
Сравнение верхних миров: у славян верхний мир называли – Правь и там жили светлые Боги, как и у ненцев, но, в ненецкой религии он не имел названия.
Сравнение средних миров: у ненцев управляли Айваседдян, ката – светлая мать Земля и Нян, с дан, ката – грешницей, а у славян средний мир называли Явью и управлял ею Ладобог.
Сравнение нижних миров: у славян нижний мир называли Навь, и населяли его тёмные Боги, духи и нави, также, как у ненцев, но, их мир не имел названия.
За судьбу человека отвечает женщина, как у ненцев, так и у славян: ненецкая богиня Я’миня – считается защитницей семьи, беременных и душ детей; восточнославянская Макошь – Богиня-опекунша рожениц, Мать Доли и Недоли, защитница Земли.
Жертвоприношение и ритуалы богам: и ненцы и восточные славяне делали жертвоприношение как светлым богам, так и темным. У светлых богов как ненцы, так и славяне просили везения, богатства, здоровья, а у темных – отвадить неудачи и болезни.
Смысловая наполненность праздников: и ненцы и славяне старались во время праздников задобрить духов и богов верхнего, среднего и нижнего мира.
Мировое дерево: в язычестве славян оно соединяет мир Нави, Яви и Прави, а в его корнях живет Змей, охраняющий вход. У ненцев также есть Мировое дерево, которое соединяет мир людей, мир Небес и мир подземный, а в его корнях живут змеи, охраняющие вход.
Имена богов (есть ли схожесть?): Схожесть отсутствует.
Таблица анализа (См. приложение 5)
Заключение
В данной исследовательской работе сформулирован принцип тождественности религиозных воззрений двух культур, чьи различия в истории изучения верований северных ненцев и славян были незыблемы. Ввиду диаметральной противоположности стилистических особенностей, проявленных в быту и прочих артефактов жизнедеятельности жителей крайнего севера и славянского мира, сходства системы религиозной мифологии не обнаруживали себя ни в одном научном труде, рассматривающем ненецкую культуру. Несмотря на весьма очевидную разницу мировоззрений славян и ненцев, получилось выявить внутреннюю формулу культур, факт о соприкосновении и взаимодействии которых не доказан исследователями, что указывает на возможное начало поискового пути в данном направлении.
Проведено исследование основ верования ненцев и восточных славян, иерархии этих религий. Это языческое многобожие, верование в духов, существование верхнего и подземного миров. Определены основные сходства и различия системы миров, значимости богов и основное влияние на жизнь и быт людей. Сравнительный анализ показал, что язычество имеет значительное сходство у восточных славян и ненцев. Прежде всего (более древние) – горизонтальные миры: светлых и теплых богов – Нум у ненцев и Белобог у славян; темных и холодных богов у ненцев Нга, а у славян Чернобог. Далее исследуются вертикальные миры − это верхний, средний и нижний миры. У ненцев нижний мир духов и злых сил (состоит из семи слоев льда), средний мир людей и семь небес, на которых живут боги. У славян – нижний мир Нави и Слави, средний мир (людей) Яви и верхний мир богов Прави, который тоже состоит из семи небес. Как в славянской, так и в ненецкой языческих культурах существует Мировое дерево, которое соединяет мир людей, богов и подземный, в их корнях живут змеи, которые охраняют вход. В обоих религиях обязательны были жертвоприношения и задабривания богов.
Имеется существенное отличие − нет похожих имен богов и богинь в этих религиях.
Список литературы
1. Гардамашина М.И. Неща (Лесные ненцы). Москва : Робин, 2001
2. Головнев А.В., Г.С.Зайцев. 1992. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале : Красная площадь, 1992.
3. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. Москва: "Флинта", "Наука", «Культура». Славянские обряды. –– Славянские обряды. 2001.
4. Лар Л.А. Шаманы и боги. Тюмень : Московская типография №5 Комитета РФ по печати, 1998.
5. Харючи Г.П. Технологии и инновации в культуре ненецком этносе. Томск : Красное знамя, 2001.
6. www.Grandars.ru. Религия древних славян.
7. http://revolution.allbest.ru/religion. Религия восточных славян.
8. http://www.mifinarodov.com/s/samodiyskaya-mifologiya.html
9. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/mirovoe-derevo-slavjan.html
Приложение I
Древние ненцы
Г.П. Харючи. В русских документах XVII—XVIII веков она известна как род Карачея, или Карачейский род. К началу XIX века большая часть. Карачейского рода одно из подразделений этого рода Ану Карачей, или Нгано-Харючи кочевали по Ямалу, восточным склонам Полярного Урала и по берегам Обской губы.
Во II—IV веках н.э. южносибирская лесостепь испытала сильное давление со стороны мощного союза кочевников-гуннов. Под их натиском часть самодийцев продвинулась на север. Пути их проникновения в высокие широты, как предполагают, были различными: через Томское Приобье, через Заболотье (к западу от Тобольска) и по восточным склонам Урала. На севере алтайские переселенцы первой волны приняли наиболее значимое участие в формировании ненцев. К числу южных родовых компонентов В. Васильев относит также группы Еуши и Нгэваседа. Эта часть самодийцев ушла с Северного Алтая в тундровую зону после IX века н.э. из-за сильного давления тюркских племен. Переселение на север шло, очевидно, по правым притокам Оби. Затем одна часть самодийцев ушла в верховья реки Таз, где сформировались позднее энцы. Другая продвинулась на реки Аган и Пур, где приняла участие в формировании ненцев. Предки самодийцев, пришедшие в северную тундру, застали здесь древнее аборигенное население. В. Чернецов, Ю. Симченко, Г. Прокофьев и другие исследователи доказали, что в Приполярье обитала крупная этническая общность охотников. Ее застали предки ненцев, пришедшие в эти районы. Многие ученые склоняются к мнению, что древние жители Ямала принадлежали к уральской языковой семье, то есть были дальними родственниками пришельцев-самодийцев.
(Источник http://nenetskiinfo.ru/about/peoples_traditions/)
Приложение II
«Мировое дерево» в язычестве ненцев и древних славян
Рис. 1 Мировое дерево Ненцев (изображение бубне шамана).
Рис. 2 Мировое дерево славян
Приложение III. Язычество ненцев
Верхний мир |
Девять слоев верхнего неба ненецкого язычества |
||
9 небо |
Нум и его жена-богиня Я’миня – защитница семьи, беременных и душ детей. Душу ребенка создает Нум, а вручает ее человеку Я’миня – мать-создательница. Ведает судьбой человека и записывает ее в особую книгу – Ил’падар |
||
8 небо |
Солнце |
||
7 небо |
Луна и звезды |
||
6 небо |
Сыновья Нума |
6.Из всех сыновей самый почитаемый – Вылл на шестом слое − защитник всех обиженных и является самым ловким и сообразительным |
|
5 небо |
5.Отвечает за мораль и порядок |
||
4 небо |
4. Даёт людям здоровье |
||
3 небо |
3. Отвечает за шаманов и разум людей |
||
2 небо |
|||
2. Щесамы, отвечает за удачу и богатство |
|||
1 небо |
1.Як ту кэхэ, занят расселением людей на земле |
||
Средний мир |
Распоряжаются обитателями среднего мира |
Айваседдян`ката – светлая мать Земля и Нян`с дян`ката – грешница |
|
Разные духи |
Одни покровительствуют охоте, оленям, лесу, воде, но есть и другие – людоеды и нылека – злые духи |
||
Нижний мир |
Владыка |
Мрачный брат Нума - Нга (имеет небесное происхождение). Управляет подземным царством, ведает смертью и болезнями людей |
|
Ему подчиняются духи |
Посыльные, отправляющиеся за человеческими душами |
Приложение IV. Язычество славян
Верхний мир |
МИРОВОЕ ДЕРЕВО |
Правь |
9 небо. Сварог и Земля-Макошь. Сварожичи (дети: Перун, Даждьбог и Огонь) |
Мир светлых славянских Богов. Правь состоит из девяти небес. На седьмом находятся хоромы Сварога, Небесного Отца, судьи в спорах славянских Богов. Здесь же живут другие славянские Боги. Боги Прави помогают людям развиваться, осваивать новые ремесла, поступать честно. |
8 небо. «Ирий» или «Вирий» («Рай») – Остров Буян |
||||
7 небо. «Твердь». Запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей Хоромы Сварога |
||||
6 небо. Солнце |
||||
5 небо. Звезды |
||||
4 небо. Луна |
||||
3 небо. Тучи |
||||
2 небо. Ветры |
||||
1 небо. Перелетные птицы |
||||
Явь |
Земля-Макошь, Всеобщая мать, Хозяйка Жизни, урожая Адигель – Вода, Стрибог –Ветер, Семаргл – Огонь. Много времени проводят в мире Яви: Хорс − Бог Солнечного Диска и его сестра Дивия – Богиня Луны |
В мире Яви живут люди, звери, птицы. Также там находятся духи и малые Боги: водяные, домовые, лешие. |
||
Средний мир |
||||
Славь |
В этот, мир уходят души Предков, и там продолжают свое развитие, идя по Золотому Пути по пути к Свету, и становясь, в итоге, божественными сущностями. Понятие «Боги» неотделимо от понятия Пращуров. |
Здесь души очищаются, чтобы переродиться, но некоторые превращаются в навий – злых духов. Нужно понимать, что без мира Нави (без разрушения) – не будет движения вперед |
||
Нижний мир |
||||
Навь |
Неугасимый огонь (Пекло). Навь - это «Неведомая Явь», или «не Явь», т.е. неизвестно Загадочный, мир. В Нави Боги – темные духи, они разрушают мир Яви. |
Приложение V
Сравнительный анализ исследования языческого верования ненцев и древних славян
№ |
Анализируемый объект |
Ненецкие Боги |
Славянские Боги |
Сходства |
Отличия |
1 |
Божественная иерархия |
Многобожие |
Многобожие |
Одинаково |
- |
2 |
Миры |
Верхний, средний и нижний мир |
Верхний, средний и нижний мир |
Одинаково |
- |
3 |
Главный светлый Бог |
Нум – бог управитель, создаёт душу человека |
Род – дает жизнь всему сущему |
Род не управляет небом в |
Разные обязанности |
4 |
Главная светлая Богиня |
Я`миня – записывает судьбу в книгу Ил`падар |
Макошь – плетёт нить судьбы |
Обе управляют судьбой человека |
Макошь плетёт нить судьбы, а Я`миня ведёт книгу судеб |
5 |
Главный тёмный Бог |
Нга – подземельем смертью и болезнями |
Морок – отец всех тёмных Богов, воплощение лжи, холода и смерти |
Оба управляют смертью, болезнями. |
Нга не является отцом нечисти в отличие от Морока |
6 |
Главная тёмная Богиня |
Отсутствует |
Мара– смерть, провестница беды и горя всякого, хранительница знаний неведомых |
- |
Тёмной Богини не существует |
7 |
Бог (Богиня) Воды |
Ид`ерв – управляет водой |
Морена – дочь Мары и Морока, карает неправедных |
- |
У ненцев Бог – мужчина, у славян – женщина. А Морена может карать грешников |
8 |
Боги удачи и неудачи |
Щесамы – отвечает за удачу, неудачу, богатство, бедность |
Чернобог – неудача, бедность, зло. Белобог – удача, здоровье |
- |
У славян отвечают два Бога |
9 |
Порядок в Среднем мире |
Айваседдян, ката – светлая мать Земля и Нян, с дан, ката – грешница |
Ладобог – упорядоченность в Яви |
- |
У ненцев за порядок отвечают две Богини |