Введение
Актуальность исследования. Великая Отечественная Война 1941-1945гг. против фашистской Германии занимает исключительное место в истории нашей Родины, ведь она затронула каждую семью, повлияла на судьбу каждого нашего соотечественника. Советским людям выпала доля защищать родную землю и выстоять в жесточайших и неимоверно тяжёлых событиях тех дней. И мы, потомки, обязаны свято чтить память о них и их героическом мужестве.
Проблема исследования заключается в том, что на пороге уже 74-й год со Дня Великой Победы, время с каждым годом уносит всё больше ветеранов и участников войны. И мне очень жаль, что источников информации о боевом пути моего прадеда у меня слишком мало, и становится в связи с этим ещё меньше.
Сегодня существует несколько сайтов в интернете, на которых можно найти информацию о ходе боевых действий по фронтам (в виде фото журнальных отчётов), о бойцах, пропавших без вести или захороненных в братских могилах, или отдалённых от Родины местах, о наградах. Но, как оказалось, в основном информация эта касается бойцов, не вернувшихся с фронта, или воинов из числа офицерского состава. О вернувшихся живыми данных на этих сайтах нет. Поэтому мы обратились к бесценной книге, вышедшей в издательстве «Китап» г. Уфа «Они вернулись с Победой», где представлены краткие сведения о фронтовиках Великой Отечественной Войны Республики Башкортостан.
И начну со своего прадеда, которому я обязан жизнью на этой лучшей Земле! Ведь он отец моей няняйки, которая родилась уже после его возвращения с фронта на Родину. И меня могло бы и не быть, если бы прадед не вернулся с войны…
Всё выше изложенное позволило определить тему исследования: Правнуки о дедах говорят: Л.У. Закиров.
Цель исследования: изучение судьбы Л.У.Закирова - участника Великой Отечественной Войны, моего прадедушки.
Задачи исследования:
1.Собрать сведения о жизни Л.С. Закирова; изучить его жизненный и боевой путь. Проанализировать его характерные черты, которые помогали ему не сломиться, не погибнуть.
2. Ознакомиться с направлениями фронтов под руководством маршала И.С.Конева.
3.Определить значение неизвестных мне военных слов, таких, как «ефрейтор», «рейхстаг» и т.п.
Для достижения цели и задач исследования необходимо опросить учеников 5б класса, детей прадеда; проанализировать сохранившиеся семейные архивы; найти информацию и упоминания в списках бойцов Великой Отечественной Войны Л.У.Закирова в литературе и в сети Интернет.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
1. Жизненный и боевой путь Л.У. Закирова
Лутфулла Усманович Закиров, мой прадедушка, родился в небольшой деревне Кендек-Тамак Туймазинского района в феврале 1909 года. Он был вторым ребёнком в семье. Отец его был образованным и очень строгимчеловеком. Он овдовел после рождения третьего ребёнка. А времена были тяжёлые для всей страны: гражданская война, мятежи, разруха, голод. Мужчине одному не справиться с тремя малыми детьми, и отец привёл в дом мачеху. Много было всего, как у всех…Ребята не сразу приняли новую мать. Конечно, маленькому человечку трудно понять, куда «ушла» мама и почему теперь другая «мама»…Но, со слов моей няняйки, З.Л.Тимербаевой, прадед вспоминал о своей мачехе всегда с большой благодарностью и теплотой.
Прадедушка всегда отличался живым умом, работоспособностью, быстро вникал в суть дел, умел хорошо считать и писать, поэтому местную четырёхлетнюю школу успешно освоил за 2 года. Там же он научился читать на арабском языке. Впоследствии, после возвращения с фронта, сельчане приглашали его в качестве муллы для чтения Корана.
Как видим, мой прадедушка был образованным человеком, как и его отец, обладал волевым характером, владел арабским языком.
До войны после армии, будучи уже семейным человеком, прадед работал продавцом в магазине. В силу характера работал усердно, был передовиком, несколько раз награждался, состоял в партии, посещал многочисленные совещания, собрания. Из рассказа моей тёти, Л.С. Нурисламовой, внучки прадеда, предок был уважаемым сельчанами и узнаваемым человеком в районе. В магазине ему приходилось выдавать людям товары в долг «под запись». По всей стране преобладал «натуральный обмен». Даже мама мне рассказывала, что помнит, как в детстве ходила с бабушкой в сельский магазин, это было в Мелеузовском районе Башкирии. И там продавец записывала в тетрадку, кто и сколько взял товара в долг, до зарплаты. Это значит, что повсеместно была такая практика в сёлах. Ну и не всегда люди возвращали долги вовремя.
И случилась беда. При очередном учёте товаров обнаружилась недостача на немалую, со слов прабабушки, сумму. Поскольку жили прабабушка с прадедом тогда уже в относительном достатке (в доме имелась швейная машинка – помощница и «одевальщица» семьи), потому и сумели собрать недостающую сумму и покрыть недостачу, продав в доме «всё, что можно было продать» (рассказывала няняйка со слов своей мамы). Однако, этого, видимо, было недостаточно во времена репрессий, доносов, «врагов народа». И прадедушку посадили в тюрьму. Прабабушка осталась одна с четырьмя детьми на руках после восьми лет совместной жизни с моим прадедом.
И тут началась Великая Отечественная Война, «справедливая освободительная война против фашистской Германии, и ее союзников (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия)» [4, с.203].
Во главе фашистской армии стоял Гитлер. Он со своей армией завоевал почти всю Европу, остался Советский Союз. Так в то время называлась наша Родина. У нас с Германией был заключён мирный договор о ненападении друг на друга. Германия нарушила этот договор, так как тайно готовилась к войне против нас и подтянула свои войска к границам нашего государства.
Представим короткую заметку из Интернета:«22 июня 1941г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В 3 часа 30 минут утра по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР»[6]. Так началась война.
К тому времени Л.У. Закиров отсидел в тюрьме 3 месяца своего срока и в июне 1941 года был призван на защиту Родины. Мне бесконечно жаль, что я не видел военного билета своего прадеда (вероятнее всего, был утерян при ремонте и перестройке дома), и не знаю номера его войск, не могу проследить по карте его передвижений. Воспоминаниями он делился только со своими детьми. Редко и очень неохотно, очень тяжело переживал их вновь. Внукам же (как вспоминает мой отец) он не рассказывал ничего. Никогда…
Л.У. Закиров был ефрейтором (по словам моего дяди – сына прадеда, В.Л. Закирова) и воевал под командованием И.С. Конева. Моя тётя, Л.С. Нурисламова, вспоминает, как дед рассказывал, что первые два года он воевал в штрафном отряде, который посылали на трудновыполнимые задания, на разминирование полей. И дед, отвечая внучке на расспросы, повторял: «даже на войне надо думать головой…», «без головы долго не проживёшь…».
Прадед вспоминал, что бои были переменными. За сутки приходилось по нескольку раз то отступать, то наступать. Осенью и зимой 1941-1942гг. воевали в основном в обороне. Не хватало оружия, боеприпасов, медикаментов, потери среди воюющих были колоссальными. Было несказанно трудно и страшно справиться со своим страхом и отчаянно бросаться в бой! Из воспоминаний фронтовиков в интернете, не раз слышал фразу «100грамм фронтовых» водки. Для некоторых солдат они казались спасительными в такие вот мучительно страшные моменты. Их начали выдавать уже в июле, официальное же распоряжение И.В. Сталина вышло с 1 сентября 1941 года.
Приведем в пример следующее высказывание: «В тяжелейших условиях физических и психологических нагрузок выдача водки была вполне оправдана. Доза была рассчитана с привлечением советских медиков и не могла вызвать опьянения»[1,с.5].
Для сведения хочу также представить другие слова – слова очевидцев из официального источника ru.wikipedia.org. Вот что пишет режиссёр П. Тодоровский: «Вообще выдавали их только перед самой атакой. Старшина шел по траншее с ведром и кружкой, и те, кто хотел, наливали себе. Те, кто был постарше и поопытнее, отказывались. Молодые и необстрелянные солдаты пили. Они-то в первую очередь и погибали. „Старики“ знали, что от водки добра ждать не приходится»[6].
Полагаю, водка была ещё и доступным антисептиком при обработке ран, когда не хватало медикаментов и поблизости не оказывалось медсанчасти и санитара. И средством от обморожения при растирании замерзающих конечностей у солдат, стоящих на посту, спавших на земле и в сырость, и в стужу. Как говорится, всё хорошо, когда все в меру.
Хотелось бы знать, что помогало выжить и моему прадеду. Он ведь был несколько раз ранен, лежал в госпиталях, и снова возвращался в бой. Даже прабабушка вслух удивлялась впоследствии: «Тебя даже пуля обходит, бережёт!». Может те же «100 грамм фронтовых»? или отличные знания арабского из медресе? Возможно, молитва какая-нибудь?..
Отметим, что родному брату моего прадеда, Г.У. Закирову 1906г. рождения, повезло меньше, похоронка на него пришла в 1942-м году…
Еще, прослужив два года в «провинившемся отряде», мой прадед был переведён на другой фронт, где строил понтонные мосты для переправы через водные преграды (Приложение 2). Строить приходилось наспех, чтобы успеть к подходу воинских частей, чаще из подвернувшихся снастей, под артобстрелом и бомбёжками самолётов. Много, очень много людей утонуло во время таких переправ. Воспоминания о них доставляли деду особенную душевную боль.
Так шаг за шагом, освобождая города и сёла, отвоёвывая каждый кусочек родной земли, уже в составе II Белорусского фронта прадедушка Л.У.Закиров добрался до Берлина – столицы фашистской Германии. Он непосредственно участвовал в Берлинской операции, но на рейхстаге не был.
А когда стало известно о Победе, началось вообще невообразимое. Люди от радости кричали, рыдали, падали замертво, хватаясь за сердце, не выдержав эмоций несказанной радости, – вспоминал Лутфулла-бабыкай.
Домой ехали в эшелонах, прихватив с собой яства и разную утварь из сельских погребов в самодельных чемоданах.«Этот небольшой чемоданчик из тонкой фанеры ещё долго «ходил» по дому», - вспоминали мои родственники. Как бы мне хотелось взглянуть на него! Почувствовать, как держал его в руках мой прадед, ощутить тепло и сухость его натруженных, опалённых войной рук.
Вот какие награды имел мой прадед, о которых смогли вспомнить родственники: орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» (Приложение 1). Были и другие, но, то ли они утеряны, то ли где-то забыты и ждут своего часа. Как и фотографии и тетрадь с воспоминаниями прадеда, записанными рукой моей тёти, Л.С.Нурисламовой. Она завела её, когда была ещё школьницей.
Мне удалось найти запись о присвоении Л.У. Закирову ордена Отечественной Войны II степени на сайте podvignaroda.mil.ru[7], приведем эту запись в приложении 3.
Л.У. Закиров был демобилизован в 1945 году[5, с. 99]. Именно с победного мая и до выхода на пенсию он работал в родном колхозе.
Подводя итоги, отмечу, что в ходе исследования узнал важные факты о жизни и боевом пути ефрейтора Л.У.Закирова – участника Великой Отечественной Войны, который в составе II Белорусского фронта дошел до Берлина – столицы фашистской Германии. После войны он счастливо жил в большой семье, народив и подняв семерых детей, покинув этот мир в 92 года.
2. Направления фронтов под руководствомИ.С. Конева
Конев И.С. был одним из самых видных военачальников нашей страны, а также очень тонким дипломатом. Бойцы уважали его, а руководство страны побаивалось его популярности. Он вырос в семье простого крестьянина и, отслужив по сроку в армии, всю свою дальнейшую жизнь посвятил службе Отечеству.
Список постов Конева И.С. очень внушителен:
-командующий Западным, Калининским, Северо-Западным, 2-м и 1-м Украинскими фронтами;
-верховный комиссар по Австрии;
-главнокомандующий сухопутными войсками;
-первый заместитель министра обороны;
-первый командующий Объединенными вооруженными силами стран участниц Варшавского договора.
И.С. Конев в ходе Корсунь-Шевченковской операции разбил лучшего фашистского военачальника фельдмаршала Манштейна. И.С.Конев очистил от фашистов Украину, освободил узников концлагеря Освенцим, нашел и спас Дрезденскую галерею, не позволил разрушить города Краков и Прагу, первым вышел к американской армии на рубеж Эльбы. Именно его бросали после войны в Будапешт и в Берлин, где возникали политические мятежи [3].
Как отмечалось выше, освобождая города и деревни, уже в составе II Белорусского фронта прадедушка Л.У Закиров добрался до Берлина, он непосредственно участвовал в Берлинской операции. Это была крупнейшая за всю войну наступательная операция на Берлинском направлении. Началась она рано утром 17апреля 1945года войсками 1 Украинского и 1 Белорусского фронтов при содействии 2 Белорусского фронта и Балтийского флота.
Прадедушка с уважением отзывался о своём командующем Иване Степановиче Коневе, интересовался его судьбой и после войны. Зная о недовольстве им И.В. Сталина, сопереживал ему.
Мне неоднократно приходилось слышать об исключительной памяти Ивана Степановича и о его «чувстве» на тактику и стратегию ведения сражений. За быстроту совершения операций, за решительность его прозвали «мастером окружений»[3].
Как видно, предположить путь прадедушки при таком обширном направлении фронтов под руководством И.С. Конева, представляется очень затруднительным. Знать бы, хотя с какого пункта и номера войск начал мой предок свой нелёгкий боевой путь. Если идти «от конца», изучая такую рассекреченную в 2007году карту (Приложение 4), думаю, что на ней указан номер войск, в составе которых ефрейтор Лутфулла Усманович Закиров штурмовал Берлин. И именно отсюда можно начать своё новое исследование.
Таким образом, направления фронтов под руководством маршала И.С. Конева очень обширны и значительны.
3. Толкование военных слов в словарях
Для толкования военного слова «ефрейтор» обратимся к словарю.
«Воинское звание ефрейтор (от немецкого «Gефрейтор», то есть освобожденный от некоторых нарядов) появилось в Германии еще в начале ХVІІ века. Этот чин присваивался для развода часовых и выполнения других обязанностей опытным и надежным солдатам, которые в период отсутствия командиров отделений заменяли тех. В России звание ефрейтор впервые появилось при Петре I в воинском уставе 1716 года»[4, с. 431].
Как видим, ефрейтор – воинское звание в русских и некоторых иностранных армиях.
А вот что говорится о штрафных ротах в справочных источниках. Штраф (от немецкого Strаfe)– наказание [4, с. 1531].Самой первой штрафной ротой вовремя Великой Отечественной Войны была сформирована Отдельная штрафная рота 42-й армии Ленинградского фронта – 25 июля 1942 года, за 3 дня до знаме-нитого Приказа № 227, официально вводившего штрафные батальоны.
Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления[6].
Важно отметить, что за проявленные отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие, отбывающие наказание, на усмотрение командира роты (батальона) могли быть награждены.
Дадим определение слову «рейхстаг». Рейхстаг - это историческое здание государственного собрания в Берлине. Во время Великой Отечественной Войны советские войска 1-го Белорусского фронта (Маршал Советского Союза Г.К.Жуков) в ходе Берлинской операции штурмом овладели зданием рейхстаг в Берлине [4, с.1116].
Отметим, что 30 апреля взвилось красное Знамя Победы над рейхстагом. Позже таких знамён было водружено ещё несколько. А 2 мая 1945 года Берлин капитулировал. Победа пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы.
Да, 73 года прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война. Но каждый год снова и снова, в преддверии 9 Мая, мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину. За то, что мы с вами живем, радуемся, - мы обязаны нашим прадедушкам и прабабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и просили нас никогда не забывать о нем! И мы не забываем. Уже стало традицией идти на 9 Мая в «Бессмертном полку» с портретами фронтовиков (Приложение5).
Проведенное анкетирование об осведомленности младших школьников об участии родственников в Великой Отечественной Войне (Приложение 6) выявило, что большинству одноклассников - 87%, интересна судьба их прадедов, прабабушек. Полученные результаты показаны в приложении 7.
Итак, в данном параграфе приведены толкования военных слов: «ефрейтор», «рейхстаг», даны сведения о штрафных ротах.
Заключение
Изучив судьбу прадедушки Лутфуллы Усмановича Закирова, приходим к следующим выводам:
- собранные сведения о жизни Л.С.Закирова позволили изучить его жизненный и боевой путь, проанализировать его характерные черты, которые помогали ему не сломиться, не погибнуть во время войны, дойти до Берлина и жить счастливо в большой семье, народив и подняв семерых детей.
Полученные результаты опроса старших родственников прадеда позволили выявить у Л.С.Закирова сильный, волевой характер с активной жизненной позицией. Мой прадедушка был образованным человеком, владел арабским языком, он был отважным, стойким, храбрым и смелым бойцом!
Проведенное нами исследование показало, что направления фронтов под руководством И.С. Конева были очень обширны и для более детального изучения всех направлений потребуется много времени. Это затрудняется и отсутствием информации о номере войск и подтверждающих документов (военного билета ефрейтора Л.У. Закирова).
В исследовании определены значения военных слов, таких, как «ефрейтор», «рейхстаг», представлена информация о штрафном воинском подразделении, показаны, как выглядят понтонные мосты.
Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы заключается в том, что на сайте podvignaroda.mil.ru. удалось найти запись о присвоении прадеду ордена Отечественной Войны II степени. Ценно, что обнаружилась информация о номерах войск, участвующих в составе 2-го Белорусского фронта и это очень может мне помочь в дальнейшей исследовательской работе. Главное, что на схеме № 218 видно, где начинался 2 Белорусский фронт, в составе которого мой прадедушка освобождал города и деревни, добрался до Берлина – столицы фашистской Германии.
Новизна полученных результатов состоит в том, что проведенное анкетирование выявило следующие факты: мои одноклассники(97%) хотят узнать больше о ВОВ, ребятам (87%) интересно, как сложилась судьба их прадедов, прабабушек до войны, на фронте и после войны. Ребята готовы слушать рассказы о ветеранах ВОВ, изучать их судьбы. И я призываю ребят участвовать в проекте с тем, чтобы своим потомкам передать не скупые 1,5 строчки о фронтовиках Великой Отечественной Войны, когда и где родился, в каком военном звании, и в каком году демобилизовался. Пусть каждый напишет о жизненном и боевом пути своего предка, пока не поздно, и мы все вместе создадим новую книгу «Правнуки о дедах говорят!». У себя в классе мы уже проводим подобные исследования. Ребята собирают сведения о своих предках и представляют их в виде стенгазет (Приложение 8).
В заключение отмечу, что меня переполняет гордость за своего прадеда Лутфуллу Усмановича Закирова! И очень хочу, чтобы его черты характера были воспитаны и у меня! И, возможно, когда-нибудь в будущем, когда у меня родится сын, мулла произнесет малышу такую фразу: «Пусть твое драгоценное имя будет Лутфулла»…
Список использованных источников и литературы
Еферев, С.И. Легендарные 100 грамм / С.Е. Еферев/ Военное обозрение. - № 48. - 27.12.2012. – С. 4-5.
Златоустовский, В. От героев былых времен. Песни / под общей редакцией А. Николаева. – М.: Экстрафон, 2015. – С. 47.
Лесков, С. В. Пять фронтов маршала Конева/ С.В. Лесков // Люди / Сайт Знаменитости [Электронный ресурс]. Форма доступа: www.peoples.ru. – (Дата обращения: 03.07.2011).
Советский энциклопедический словарь/ под ред. А.М. Прохорова, М.: Советская энциклопедия. – 1988. – С. 203, 431, 1116, 1531.
Они вернулись с Победой. Том 11, Уфа: Китап. – 2004. – С.99.
Тодоровский, П. // Сайт Великая Отечественная Война [Электронный ресурс]. Форма доступа: ru.wikipedia.org. – (Дата обращения: 12.09.2012).
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941–1945гг.» [Электронный ресурс]. Форма доступа: podvignaroda.mil.ru. – (Дата обращения: 05.02.2013).
Приложение 1
Л.У. Закиров (1909-2001) – участник Великой Отечественной Войны
Приложение 2
Переправа через понтонный мост
Приложение 3
Запись о присвоении Л.У. Закирову
ордена Отечественной Войны II степени
Слава тебе, Победитель!
Приложение 4
2 и 1 Белорусские и 1 Украинский фронты.Схема
Приложение 5
Бессмертный полк в г. Туймазы
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят... [2, с.47]
Приложение 6
Анкета для детей
1. Знаешь ли ты оВеликой Отечественной Войне?
2. Хочешь узнать больше?
3.Дома тебе рассказывали о прадедушках или прабабушках, участвовавших в ВОВ?
4. Тебе интересно, как сложилась их судьба до войны, на фронте и потом?
5. Дома илисреди родственников есть ли хоть какие-то вещи (например, фотографии, медали или ордена), которые принадлежали твоим предкам – участвовавшим в той невероятно жестокой войне?
6. Ты смог бы рассказать ребятам о своем прадеде, прабабушке?
Приложение 7
Результаты анкеты для детей
Приложение 8
Правнуки о дедах говорят
Учащиеся 5”Б” класса рассказывают о своих предках-фронтовиках