Узники концлагерей Моркинского района

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Узники концлагерей Моркинского района

Гилимова Г.Р. 1
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа № 1"
Афанасьева В.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа № 1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Однажды мне попала в руки книга «Детская книга войны», в которой описывались разные истории, произошедшие в годы Великой Отечественной войны. В этой книге показаны судьбы людей и детей, которые на себе испытали жестокость, зло, черствость, бездушие фашистской Германии. В книге немало уделено концентрационным лагерям того времени, судьбам узников, которые прошли через «адские места». Эта книга - документ истории. Страшные и честные свидетельства того, через что пришлось пройти и что привелось испытать миллионам жителей великой страны.

В энциклопедии для школьников «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 г.г.» показана жизнь за стенками концлагерей. В книгах Памяти «Они защищали Родину. Назовём их поимённо» и «Вспомним их поименно» можно узнать о судьбах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема актуальна, так как Великая Отечественная война 1941-1945 годов – одно из величайших и трагических событий 20 века. Война коснулась каждой семьи: многие не вернулись с фронта (пропали без вести, погибли), многим пришлось пережить и пройти через муки и пытки концлагерей, которые стали неотъемлемой частью этой страшной войны.

Новизна работы: дается сравнение судеб узников концентрационных лагерей немецкого состава и советских воинов.

Объект исследования: концентрационные лагеря в годы Великой Отечественной войны, предмет - узники концлагерей.

Цели и задачи исследования

Мы, молодое поколение, должны знать не только о тех, кто воевал на фронте, совершая подвиги, но и о тех, кто был в концлагерях, кто не потерял свое лицо, свое «я», свою любовь к Родине и сумел выжить. Поэтому я взяла эту тему для изучения и отсюда исходит цель исследования: поиск узников концлагерей и знакомство с их судьбами.

Определила задачи:

помочь жителям населения в поисках родных, пропавших без вести;

составить справочник «Узники концлагерей - жители района»;

составить таблицу «Сравнение концлагерей»: сравнение лагерей немецких – для советских военнопленных и советских – для немецких военнопленных;

подготовить материал для экспозиции в Музее истории школы;

За короткий срок всё изучить и исследовать невозможно, тем более многие ветераны ушли в мир иной, так как время безжалостно и неутомимо бежит.

Методы исследования

Работая над своей темой, я использовала такие методы исследования:

просмотр и изучение школьного краеведческого материала, архива и отчетов о категорийных походах по родному краю обучающихся школы;

исследование работ обучающихся по воспоминаниям их родственников о войне;

встреча со старожилами поселка Морки и запись их воспоминаний о военной поре;

встреча с сотрудниками:

Архивный отдел администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район";

ГКУ «Государственный архив Республики Марий Эл»;

Отдел социальной защиты населения и труда в Моркинском районе Республики Марий Эл;

Отдел военного комиссариата Республики Марий Эл по Моркинскому району;

изучение литературных источников и газетных материалов в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинская районная библиотека»;

работа с Книгой Памяти Моркинского, Звениговского, Волжского и Медведевского районов;

Собранный материал систематизируется и находится в стадии оформления.

II. Русские люди и немецкая неволя

1. Узники концлагерей - наши земляки

В результате поиска и исследования выяснила: «13 тысяч человек Моркинского района влились в ряды защитников Отчизны. Имя почти каждого второго войдет в скорбный список. 6452 имени, в том числе 3648 погибших воинов и 2804 пропавших без вести» [4], нахожу в книге Памяти.Среди этого огромного списка – имена учителей и учеников школы, ушедших на фронт в первые дни.

При сборе информации и материалов для создания школьного музея ценные сведения и фотографии были получены от бывшего директора школы Шевелева Владимира Федоровича. Узнала, что учителя и выпускники 1941 года были призваны в армию в одну роту, и никто из них не вернулся с фронта/приложение 1/. Обращаясь к книге Памяти «Вспомним их поименно» выяснила, что трое из выпускников и один учитель школы пропали без вести. Один из них, Шевелев Николай Федорович, старший брат Владимира Федоровича умер от ран в немецком плену [5].

А об остальных погибших ничего не известно. Хочу узнать имена всех учителей и выпускников 1941 года и выяснить, при каких обстоятельствах они погибли.

Исследуя работы обучающихся по воспоминаниям их родственников о войне, я выяснила, что многие погибли на полях сражений, других постигла участь узников концлагерей. Знаем из истории, что в каждой войне бывают пленные. Одни сдаются, потеряв все возможности к сопротивлению, другие попадают в бессознательном состоянии, третьи оказываются в окружении, есть и такие, которые, поднимая руки, сами идут в плен. «Во время войны в немецкий плен попало свыше 5миллионов красноармейцев (точной цифры нет). Согласно немецким архивам, около 3 миллионов наших солдат погибло» [1].

С начала войны и до лета 1942года Советская армия отступала. Как правило, отступающая армия теряет огромное количество людей в качестве пленных. Исследуя многие воспоминания, выяснила, что в основном пленение было в Белоруссии и на Украине, на подступах к городу Смоленску. На передовой фашисты создали сеть концлагерей. Попавших в плен советских солдат, перевозили, порой заставляли идти пешком сотни километров до лагеря. В эти концлагеря фашисты сгоняли и жителей. В 1942 году Гитлер заявил: «Мы обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развить технику истребления населения» [2].

Из доклада обергруппен фюрера СС Поля рейхсфюреру СС о местонахождении концлагерей я прочитала: «Рейхсфюрер, сегодня я докладываю о положении в области лагерей и о лагерях, которые я принял для того, чтобы выполнить ваш приказ от 3 марта 1942года»[1]. Действительно, к 1942году в Европе уже существовало 15 крупных концентрированных лагерей, как Бухенвальд, Дахау, Освенцим. В Европе расширилась сеть лагерей. Я нашла этому подтверждение в энциклопедии для школьников «Великая Отечественная война 1941-1945».

И в двух из них, в Бухенвальде и в Освенциме, оказались наши земляки. Собирая информацию об узниках лагерей по нашему району, неоднократно обращалась в районный военный комиссариат. Я узнала, что в районе 23человека были узниками концлагерей. На сегодняшний день в Морках не осталось в живых ни одного фронтовика, .но узнала, что двое из них прошли через пытки концлагерей. Это Макаров Николай Петрович и Васильев Семён Васильевич.

Трагически сложилась судьба Макарова Николая Петровича. Четыре года он провел в застенках концлагерей, но оставался добрым человеком. На встречах с учениками он рассказывал о своей жизни. Не закончив Лубянский лесной техникум, что в Татарстане, он был призван в Армию. Из-за плохой обороны и неподготовленности советской армии, фашисты многих наших бойцов захватили в плен. В их числе оказался и Макаров. В первый раз он был взят в плен в Белоруссии. Ему удалось бежать, скрываться, прятался у поляка, от голода даже стал опухать. Но в 1942году снова попал в плен, тогда уже оказался в Западной Германии в концентрационном лагере Освенцим. При обыске нашли студенческий билет, за это он получил 10 ударов розгами. В записи воспоминаний я прочитала «Если бы я был комсомольцем, меня бы убили, непременно»..

В записях воспоминаний Васильева Семена Васильевича /приложение 2/, узника Бухенвальда, нахожу подтверждение плохого обращения к узникам. Я прочитала, что с русскими очень плохо обращались и плохо кормили: «В день давали всего ложку каши и кусочек хлеба. Еды не хватало, ели траву, листья, кору деревьев. Многие заболевали».. И еще он вспоминал, что судьба русского пленного резко отличалась от судьбы англичанина или американца. Становится ясно, что немецкие концлагеря пополнялись и союзниками СССР, попавшими в плен.

Еще один человек, житель Моркинского района испытал ад Бухенвальда, Монастырский Николай Дорофеевич /приложение 3/. По воспоминаниям своего отца, Монастырского Николая Дорофеевича, его приемная дочь Чурилина Вера Евгеньевна, сообщила: «Страшные воспоминания остались у отца о годах плена. Попав в интернациональный лагерь Бухенвальда, он долго лежал в блоках для раненных. Только поддержка товарищей по плену помогла ему встать на ноги. Заключенные содержались хуже скота. Имен и фамилий не было, только порядковый номер. Приходилось работать на кирпичном заводе, в каменоломне. Отец вспоминает, что печи в крематории никогда не гасли, из трупов варили мыло, делали удобрения. За 2 года (с 8 апреля 1942года по 8 апреля 1944 года), проведенные в лагере, отец похудел до 38 кг. Домой вернулся только летом 1945 года, встреча была нерадостной. Было видно, что к бывшим военнопленным относятся как к врагам народа. Во избежание ареста, вместе с другом Крахмалевым Георгием Михайловичем приехали к нам, в Моркинский район» /приложение 3/. Свидетельства тех страшных лет - документы /приложение 4/, переданные для сканирования приемной дочерью Чурилиной Верой Евгеньевной.

В музее истории школы ведется летопись «Школа и Великая Отечественная война». В результате была создана авторская книга «Альманах памяти», в создании которой принимали участие не только ученики, но и их родители, учителя, жители поселка. Книга, оформленная детьми, включила в себя отрывки исследований учеников; воспоминания фронтовиков и тыловиков; многочисленные творческие работы: стихи, рассказы и рисунки о войне, фотографии-отчеты о творческих встречах с ветеранами войны и тыла; методические разработки педагогов; Листая эту книгу, мое внимание привлекли письма.

Изучая письма прадедушки Александрова Алексея (ученика 8 «а» класса) Михаила Ивановича, я прочитала, что в 16-летнем возрасте Михаил ушел на фронт, но в начале войны попал в плен. По воле случая, в лагере потребовался табунщик, так как прежнего убили. Выбор пал на Михаила. Ранним утром, прежде чем выгнать табун на пастбище, Михаил привязал себя к брюху лошади и погнал ее вместе с табуном. Лошадь смешалась со всеми остальными лошадьми, поэтому немцы ничего не заметили. Ночью второго дня лошадь оказалась на болоте, чудом тогда спасся Михаил, да и вовремя его подобрали советские солдаты. Михаил воевал до последних дней. Когда он уже возвращался домой, машина подорвалась на мине, в живых остались только двое. «К сожалению, мой прадед погиб», - так заканчивает свою запись Алеша о своем прадеде.

Ценным материалом посчитала рассказ Осиной Риты. Она рассказывала о фотографии Осина Ивана Анатольевича, 1918 года рождения, ее прадеда. Я узнала, что на фото изображены советские военнопленные (среди них – прадед Риты), одетые в полосатую робу, и идущие на работу под конвоем фашистов в касках и с автоматами в руках. Фашисты подарили пленным фото на память, в знак того, что они никогда не выйдут живыми из лагеря, тем более их хотели сжечь в печах. Но узников лагеря освободили американцы, таким образом, фото оказалось у прадеда. Фото хранилось в родной деревне прадеда в Чувашии, но в связи с переездом родственников, родители фото не нашли. Остается связаться с родственниками, живущими в Подмосковье.

Действительно, методы «особого обращения» с советскими военнопленными были применены в концлагерях. Пленных отсортировали на группы, как «политически - неприемлемых» - расстреливали, уничтожали газом. Простых солдат, детей от 8 до 16 лет, женщин использовали в качестве рабочей силы, а рождённых младенцев – умертвляли. А в конце войны, чувствуя крах своей империи, фашисты заразили узников сыпным тифом, чтобы они передали эту болезнь бойцам Красной Армии.

Подводя итог, можно сказать, что фашисты не щадили никого. А массовую гибель советских пленных вызывали пять причин: голод, жилищные условия, условия транспортировки, варварское обращения к узникам, систематическое уничтожение определенных категорийных пленных. Но узников не покидала надежда остаться в живых, не смотря ни на что, жажда жизни была превыше всего. Из истории мы знаем, что только в 1945году советских военнопленных освободили американцы.

2. Советский лагерь № 171 для немецких военнопленных

Обратная картина наблюдалась в советских концлагерях для немецких военнопленных, созданных в 1942-1943г.г. Начиная с 1943года, во время контрнаступления советских войск количество немецких пленных в крупных операциях начало исчисляться десятками и сотнями тысяч. Такие лагеря были созданы в марийском крае: один в городе Волжск, и два в поселке Суслонгер. Одна из причин создания лагерей у нас: нехватка рабочих рук на лесозаготовках и для отправления леса на фронт.

Рассматривая отчеты о походах в музее истории школы, нашла данные о лагере, расположенном на берегу озеро Серебряное /приложение 5/, в 12 км от Суслонгера. Это подтвердила Афанасьева Валентина Георгиева, учитель истории, она поведала, что вовремя похода они видели землянки, доты, колючую проволоку. Меня это заинтересовало, что здесь был фильтрационный лагерь для советских пленных, созданный на базе лагеря № 171 для немецких военнопленных. Начался поиск. Обратившись за материалом в Государственный архив Республики Марий Эл, я выяснила, что в январе 1943 года в поселке Суслонгер был организован лагерь №171 для немецких военнопленных. Это был режимный лагерь Министерства внутренних дел СССР, просуществовал до марта 1948 года. Здесь содержались1459 военнопленных, из них 926 офицеров. До 1947 года контингент среднего офицерского состава работал только по обслуживанию лагеря. После войны этот лагерь стал фильтрационным лагерем для советских солдат. Затем Валентина Георгиева добавила, что побывав в Суслонгере, она встречалась с миловидной женщиной Галлямовой Зайтуной Фаязовной, 1939 года рождения. По её детским воспоминаниям, рассказам её матери, она узнала, что военнопленные жили в бараках, оборудованных двухъярусными нарами вагонного типа, и полностью были обеспеченны постельными принадлежностям. Бараки находились за колючей проволокой. Военнопленные младшего офицерского состава работали на лесозаготовках. Поэтому немцам приходилось жить не только в лагере, но и в других местах. Они были поселены в поселках в 47 км. Озеро. Порошковый.

Немцы готовили лес и грузили на дрезину, местные жители её называют «кукушка», по узкоколейке отправляли в Суслонгер. Сейчас от узкоколейки ничего не осталось. Так же пленные трудились на заводе, изготавливая шпалы. Умерших военнопленных хоронили вместе с умершими от ран советскими солдатами в общей яме на кладбище Суслонгера в оцеплении солдат. Васильева Галина Александровна, житель деревни Керебеляк Звениговского района, рассказывала о захоронениях немецких военнопленных, не глубоко в лесу. Под воздействием непогоды кости оказались на поверхности, высохли и издавали жуткий свист, что вызывало страх у местных жителей.

Из опроса местных жителей узнала, что некогда пленные немцы женились на местных девушках и после освобождения оставались у нас. Таких семей было не мало в Звениговском районе и у нас. Из беседы с Александровой Людмилой Анатольевной 1956года рождения, уроженки посёлка Зеленогорск, ныне жителя города Йошкар-Ола, выяснила, что в поселке жило 4 немецких семей. Она поведала о семье Блюмгерт. Ольга – эвакуированная немка, Андрей военнопленный лагеря № 171. Эта семья вырастила и воспитала четверых сыновей, жаль, что родителей нет в живых. Ольга не могла слышать звук трактора, он напоминал лязг немецких танков. А Андрей вспоминал о работе на трудных участках, на болоте, там, где не работали русские. В наших местах судьба свела вместе эвакуированную немку и военнопленного немца.

Прошло много лет, мало кто из бывших немецких военнопленных остались, но они без злобы, а наоборот, с благодарностью и уважением вспоминали русских людей, часто жалевших их и делившихся с ними своими крохами.

3. Сравнение лагерей

Анализируя собранный материал, я выявила, что советских и немецких военнопленных содержали неодинаково. Немецкие военнопленные получали равные с советским гражданским населением рационы. А у офицерского состава рацион был богаче и отношение лучше. Пленным оказывали медицинскую помощь, они жили в лагерях суровых, но в приемлемых условиях. Четко выполнялся изданный приказ Сталина о гуманном обращении с пленными руководства страны, что не скажешь об обращении фашистов к советским пленным. Для советских пленных после освобождения из фашистского плена, война не заканчивалась, они оказывались в фильтрационных лагерях. Сталин в 1941г. заявил: «Нет русских военнопленных. Русский солдат бьется до смерти. Если он выбирает плен, то он автоматически исключается из русской общности» [1].Поэтому, к советским узникам концлагерей было недоверие. Часто они попадали после войны в фильтрационные лагеря для советских военнопленных. Из воспоминаний деда Кучеровой Тани, Кучерова Леонида Степановича, мы выяснили, что он находился в таком же лагере в Кировской области с 1945по июнь 1949года, ему приходилось работать на лесозаготовках..

Выясняется, что советским военнопленным было тяжелее всех. Но, несмотря на все ужасы войны, прошедшие через муки лагерей, наши выжившие солдаты оставались хорошими и добрыми людьми.

В 1994году в Германии был создан фонд взаимопонимания и примирения. Правительства Германии и Австрии через этот фонд стали выплачивать компенсации за моральный и материальный ущерб бывшим узникам за пребывание в концлагерях /приложении 6/.

В 2000 был создан второй фонд «Память, ответственность и будущее», согласно закону Германии /приложении 6/.

III. Заключение

Обучающимися и учителями нашей школы исследовано, собрано и сделано много. Неоценимая помощь была оказана со стороны родителей обучающихся и выпускников, служившие в разных родах войск. Есть заслуга ребят в открытии на фасаде школы мемориальной доски учителям, погибшем в годы Великой Отечественной войны. А 22июня 2017года на территории школы был открыт мемориальный комплекс «Солдат войны не выбирает» /приложении 7/. Мемориальный комплекс создан благодаря ученикам, выпускникам школы и общественности района. Комплекс посвящен учителям и ученикам, ушедшим в первые дни войны на фронт и не вернувшихся с полей сражения, и выпускникам, погибшим в «горячих точках» планеты.

Изучив и исследовав эту сложную, а порой недоступную тему, составила таблицу – сравнение жизни и судеб немецких военнопленных - в советских лагерях, советских – в немецких концлагерях /приложении 8/.

Составила справочник «Узники концлагерей – жители района», отметила на картах места пленения советских военнопленных и работу немецких военнопленных в марийском крае.

И еще стало известно, что правительство Германии берет под опеку захоронения своих немцев на чужой земле. Многое еще неизвестно, предстоит изучить и исследовать. Поэтому, поставленная цель выполнена не до конца.

Планы на будущее: продолжить исследование своей темы, углубив изучение судеб детей, которые стали узниками концентрационных лагерей.

Прошло 73года, а война все еще напоминает нам об ужасах. Мы не вправе простить войне ни горя, ни страданий, а значит не в праве ничего забыть.

Список используемой литературы и источников

Великая Отечественная война. 1941 – 1945 г.г. Энциклопедия для школьников. М., Олма-пресс, 2000.

Всемирная история. Итоги Мировой войны. Минск – Москва, 2002.

Детская книга войны. Дневник 1941-1945. –Москва: «Аргументы и факты». «АиФ. Доброе сердце»,2015.-480с.,ил.

Они защищали родину. Поименный список участников Великой Отечественной войны Моркинского района. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002. –360с.

Книга Памяти «Вспомним их поименно». Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во.- 140с., ил, 8л.ил. 1993, стр.311, 333.

Воспоминания:

Галлямовой Зайтуны Фаязовны, 1939 года рождения, жителя поселка Суслонгер Звениговского района Республики Марий Эл.

Шевелева Владимира Федоровича, 1924- 1998 годы жизни, жителя города Звенигово.

Александрова Михаила Ивановича.

Васильевой Галины Александровны, 1965года рождения, жителя деревни Керебеляк Звениговского района Республики Марий Эл.

Александровой Людмилы Александровны, 1956 года рождения, жителя города Йошкар-Ола.

Чурилиной Веры Евгеньевны, 1942года рождения, жителя п.Морки Республики Марий Эл.

ГКУ «Государственный архив РМЭ», ш-50, газета «Марийская правда», 25 апреля, 1995г. статья «Цезарь», А.Ваталов.

Документы из семейного архива приемной дочери Монастырского Николая Дорофеевича.

Копия Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1994г., №899 «Положение об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям».

Копия закона ФРГ о фонде «Память, ответственность и будущее» от 2000г.

Сравнительная таблица «Жизнь военнопленных в концлагерях».

Фотографии:

Фото 1: Шевелев В.Ф., директор Моркинской средней школы.

Фото 2:Ученики 10класса 1941года.

Фото 3:Васильев Семен Васильевич, /1921 -2005/, житель п. Морки Республики Марий Эл.

Фото 4: Монастырский Н.Д., узник лагеря Бухенвальд.

Фото 5: Озеро Серебряное, на берегах которого находился концлагерь.

Фото 6: Открытие мемориального комплекса «Солдат войны не выбирает».

Приложение

Приложение 1

Фото 1: Шевелев В.Ф., директор Моркинской средней школы

Фото находится в музее истории школы

Сканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл 19.09.18

Фото 2: ученики 10класса Моркинской средней школы в октябре 1940года,

выпускники 1941года

Фото находится в музее истории школы

Сканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл 19.09.18

Приложение 2

Фото 3: Васильев Семен Васильевич и

члены клуба «Искатель» во время встречи

Фото сделано Смирновым Игорем, учеником 11 «А» класса 20.03.07.

Фото находится в музее истории школы

Фото сканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл 19.09.18

Приложение 3

Фото 4: Монастырский Николай Дорофеевич (1915 - 1997),

узник концлагеря Бухенвальд

Снимок сделан 1954 году

Фотография хранится в семье приемной дочери Чурилиной В.Е.

 

Воспоминания приемной дочери Монастырского Н.Д.

Чурилиной Верой Евгеньевной,

1942года рождения,

жителя

п. Морки Республики Марий Эл

фото и воспоминания

сканированы Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 4

Удостоверения, выданные в 1945г. Монастырскому Н.Д.

в концлагере Бухенвальд

Для ксерокопии были даны приёмной дочерью Монастырского Н.Д.

Чурилиной Верой Евгеньевной, 1942 года рождения, жителя п. Морки РМЭ

Ксерокопия

сканирована Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 5

фото 5: озеро Серебряное, на берегу которого находился концентрационный лагерь №171

группа туристов школы

Сканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл 21.10.18

Приложение 6

 
   

Копия постановления РФ от 2августа 1994г., №899 «Положение об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям»

Копия закона ФРГ о фонде «Память, ответственность и будущее» от 2000г.

Документы хранятся в Отделе социальной защиты населения и труда в Моркинском районе Республики Марий Эл

Ксерокопия документов сделано Афансьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Ксерокопии сканированы Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 7

фото 6 - открытие мемориального комплекса

«Солдат войны не выбирает»

22июня 2017г.

Фотография сделана Гилимовой Гузалией, обучающейся 11класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл 22.06.17

Приложение 8

Жизнь военнопленных в лагерях

Советские военнопленные в немецких концлагерях

/ из воспоминаний /

Немецкие военнопленные солдаты

/из архивных данных: материалы пресс-службы УФСБ РФ ПО/

В советских лагерях / офицерский состав /

Республика Марий Эл; выдержки из секретных материалов НКВД СССР

Советские военнопленные в немецких концлагерях

/ Из архивных данных: статья М. Е. Ерин\ «Советские военнопленные в Германии в годы Второй Мировой Войны.» Ж/л «Вопросы истории». №11-12. 1995, стр. 140-151.

 

Условия жизни

Жили в бараках

Жили в бараках

Жили в бараках

Жили под открытым небом, в поле, в норах, ямах, старых печах-духовках, землянках, хранилищах для золы.

Спали на нарах

Спали на нарах

Спали на двухъярусных нарах с постельными принадлежностями

 

Ели не регулярно, голодали

Ели не регулярно, голодали

8.00 – завтрак. 13.00 – обед.

 

В меню: баланда, суп из очисток картофеля

В меню: баланда, суп из очисток картофеля

Рыба, масло, сыр, крупы, чай, специи, сухофрукты.

Выдавался ежедневный паёк папирос высшего сорта

Еда: кора деревьев, листья, трава, пили грязную воду. На 28 дней каждому: 6 кг. хлеба, 450г. мяса, 440г. жиров, 600г. сахара – на август 1941; на ноябрь 1941 – хлебная смесь: 50% отрубей, 20% отжилок сахарной свеклы, 20% целлюлозной муки, 10% муки из соломы, - людоедство; В основном лагере – ежедневно: 150-200г. хлеба из древесной муки,брюквы,0,5л. – сурагата …: суп – «баланда» из брюквы».

Одежда: полосатая роба, берет. Обувь: деревянные колодки.

Одежда: полосатая роба, берет. Обувь: деревянные колодки.

Своя военная форма

В тёплые дни – босиком

Работа

Работали на погрузке, разгрузке, на рудниках, на с/х работах: молотьба, копка и сбор картофеля

Работали на погрузке, разгрузке, на рудниках, на с/х работах: молотьба, копка и сбор картофеля

По обслуживанию лагеря

Работали по 10-12 часов компактными группами. До осени 1941г. – в с\х; с 1942 – на предприятиях военной, строительной, горной промышленности, железных дорогах, на шахтах

Отношение к людям

Били, издевались, морили голодом, травили собаками

Били, издевались, морили голодом, травили собаками

. Прислушивались к словам немецких генералов

Транспортировка – пешком. Били кнутом, плетью, палками, дубинками, подвешивали к столбу, травили собаками; применяли долгую перекличку на аппельпладу; отправляли в карцер, где стояли; изолировали от гражданского населения; проводили медицинские эксперименты: держали голыми на снегу, в ледяной воде, травили…, ядовитыми пулями: в Освенциме делали татуировки для нумерации заключённых \игла в 1 см.\.

Автор: Гилимова Гузалия Рафиковна, обучающаяся 11 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Просмотров работы: 862