I.Введение.
Самолётостроение начала XX века – удел людей фанатичных и смелых до безумия. Это время ознаменовалось созданием аэроклубов в различных странах. Простые обыватели уже не смотрели на пионеров авиации как на чудаков, желающих «построить железную дорогу на Луну». С каждым годом все большее число людей начинало интересоваться аэроделом и с нетерпением ожидало, когда же будут достигнуты успехи в самолетостроении.Они не заставили себя долго ждать.
Мы можем гордиться нашей страной, ведь честь создания первого в мире бомбардировщика принадлежит именно ей, России, и этим самолетом стал «Илья Муромец» – первый тяжелый российский самолет, способный преодолевать большие расстояния, созданный Игорем Ивановичем Сикорским.
История самолета «Илья Муромец» начинается со знаменательной даты 23 декабря 1914 года, также данная дата - это день рождения Военно-воздушных сил России, отправной точкой которого принято считать указ императора Николая ІІ от 23.12.1914 об утверждении решения Военного совета России о создании в структуре Императорских военно-воздушных войск особого соединения тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». С этого события началась эра дальней бомбардировочной авиации России. Игорь Сикорский не принял революцию и в 1918 году эмигрировал.
Жизнь самолетов «Илья Муромец» продолжил один из коллективов. Все оставшиеся корабли были собраны в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец», базировавшийся в Сарапуле. Всем было ясно, что «Муромцы», хотя и славно потрудились на фронтах гражданской войны, все же устарели. Да и на Западе уже имелись аэропланы, превосходящие «Муромцев». И тогда группа инженеров – энтузиастов дивизиона провела модернизацию «Ильи Муромца». Ими был составлен проект «КОМТА» в 1920 году. Проект был реализован, но не удовлетворял нужные характеристики.
И пусть первый блин советского тяжелого самолетостроения оказался комом, но работа над ним послужила полезным уроком для ученых и конструкторов. И в том, что наша страна смогла стать великой авиационной державой, есть несомненная заслуга и нашего города Сарапула, явившегося родиной постройки «КОМТЫ» - первенца советского авиастроения.
Цель исследования: Доказать значимость С-22 «Илья Муромец» для России, мира, истории.
Задачи исследования: 1. Установить связь Сарапула, Удмуртии в истории эскадрильи Воздушных Кораблей «Илья Муромец» И.И.Сикорского.
2. Собрать, проанализировать материалы по теме в фондах Национального музея УР им. Кузебая Герда (Ижевск), в музеях «Истории и культуры Среднего Прикамья» (Сарапул), «Сарапульского электрогенераторного завода», в ВПЦ «Школы Юных Летчиков» (Ижевск), в прессе, в специализированной литературе и на сайтах интернета.
3. Посетить Центральный Государственный архив Удмуртской Республики, поработать с историческими документами.
4. Изучить историю ДВК «Илья Муромец», познакомиться с данным самолетом.
Методы: анализ, сопоставление, работа с источниками, хронология, фотографирование.
Я второй год обучаюсь в Школе Юных Летчиков, люблю созерцать небо, мечтаю о полётах, в будущем очень хочу стать лётчиком или конструктором, связать свою жизнь с авиацией.
II. «Илья Муромец » в авиации.
1.Историческая справка.
1910 год – особый в истории отечественной авиации, считается годом её рождения. А первым русским авиатором стал Михаил Никифорович Ефимов, в феврале 1910-го окончивший во Франции авиашколу пилота и конструктора Анри Фармана. В 1910 году началось создание Русского Императорского военно-воздушного флота, в этом же году были закуплены во Франции самолеты. К концу 1910 года Россия имела уже десяток летчиков. Страна была поражена азартом воздухоплавания. Появились первые авиационные школы, общества, клубы.Было такое и в Нижнем Новгороде. Именно здесь, в Новгороде, в августе 1910 года первым из Удмуртии, из жителей Сарапула решил полететь гласный городской Думы купец Виктор Федорович Пешехонов. Он принимал участие в показательном полете авиатора Сергея Уточкина на аэроплане А. Фармана.
15 июня 1912 год Сарапул – полет человека, около реки Сарапулки. С этим полетом связан Николай Иванович Рябов, уроженец Сарапула, который погиб 1 февраля 1916 года в бою в Галиции. Выдающийся летчик, о нем писали во многих газетах. В своё время за спасение аэроплана был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Вскоре за выдающиеся военные подвиги повышен в прапорщики и награжден орденом св. Станислава 3-ей степени с мечом и бантом. [Материал взят в Музее истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапул].
Создателем первого русского многомоторного самолета стал гениальный конструктор Игорь Иванович Сикорский. Именно он впервые в мире создал четырехмоторный самолет «Русский витязь» (1913), он был многосекционным бипланом с крыльями разной длины, а также тяжелый четырехмоторный бомбардировщик и пассажирский самолет «Илья Муромец» (1914).
«С-22» или «Илья Муромец» - это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913-1917 годах. Всего было собрано около 80 самолетов. На самолете поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров (16 человек плюс собака), дальности (из Петербурга в Киев) и максимально высоты полета – 5200м. «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Вот такой самолет был создан в России.
2. В боях Первой Мировой войны…
К началу Первой Мировой войны (1 августа 1914 год) в строю находились 4 бомбардировщика «Илья Муромец», а в ходе войны количество выпущенных С-22 было доведено до 30 единиц. К сентябрю 1914-го года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. В её состав входили 10 боевых и 2 учебных судна. Эскадрилья являлась особой силой в Вооруженных силах России и подчинялись непосредственно Верховному командованию. Впервые в мире была выработана тактика и стратегия применения крупных соединений тяжелых бомбардировщиков. «Илья Муромец» имел сильное оборонительное вооружение, практически без «мертвых зон». За такую обороноспособность противник называл «муромцы» «ежами».
Появление во фронтовом небе Первой мировой войны российских самолетов «Илья Муромец» открыло новую страницу в истории военной авиации — эру тяжелых бомбардировщиков. «Илья Муромец» вывел бомбометание на совершенно другой уровень. Бомбы подвешивались как снаружи самолета, так и внутри его фюзеляжа. Первый раз на боевое задание корабли эскадрильи вылетели 14 февраля 1915 года. Весной 1916 года 1-ый боевой отряд эскадрильи в составе двух кораблей под командованием Алексея Васильевича Панкратьева (1888 – 1923) и штаб капитана Александра Владимировича Соловьева принял участие в боевых действиях во время Брусиловского прорыва на Юго-Западном фронте. [ЦГА УР ф. Р – 969, оп. 1, д.2, л. 37]
В 1915-1916 годы в эскадрильи насчитывалось почти сорок воздушных кораблей. В 1916 году для бомбометания впервые были использованы электросбрасыватели. Летчику, теперь не нужно было искать цели на земле и сбрасывать бомбы. Однако самым важным было значительное увеличение бомбовой нагрузки.
«Илья Муромец» мог использовать бомбы весом 80 и 240 кг, а в 1915 году была сброшена экспериментальная 410-килограммовая бомба.
За время войны «Илья Муромцы» совершили более 400 боевых вылетов и сбросили на головы врагов 60 тонн бомб, в воздушных боях было уничтожено до 12 истребителей противника. [ЦГА УР ф. Р – 969, оп. 1, д. 2, л. 2]
Кроме бомбометания, аэропланы активно применяли и для ведения разведки. За годы войны 28 человек эскадрильи стали Георгиевскими кавалерами. Вражескими истребителями был сбит один «Илья Муромец», еще два самолета были уничтожены огнем зенитной артиллерии.
3. Красные «Муромцы».
В отличие от красной легкой авиации, переформировывавшейся преимущественно из старых отрядов, в феврале-марте 1918 года закладывается вновь ядро тяжелой авиации - Северная группа воздушных кораблей Рабочее - Крестьянского Красного Воздушного Флота. Положение было крайне затруднительное - кроме случайно собравшейся небольшой кучки преданных делу и революции товарищей, да четырех «Муромцев» на заводе, ничего не было. При таких условиях началась кропотливая работа по созданию единственной в своем роде технической части с невероятно сложным техническим оборудованием, требующим редкого по квалификации кадров опытного специалиста. [Материал взят из фондов заводского музея г. Сарапула]
В самый разгар творческой работы по формированию группы Управлением Воздушного флота было предложено возить почту по линии Петербург-Москва. Наряду с этим моряки предложили участие «Муромца» в полярной экспедиции. В Нижний же приехал летчик Башко, перелетевший на «Муромце» в мае из польского плена и назначенный начальником Эскадры воздушных кораблей РККА, на формирование которой и была обращена Северная группа. Ясно назревала необходимость работы «Муромцев» на фронте, но для этого в то время нужна была более или менее оборудованная база постоянного типа, тем более, что в Петербурге завод уже закрылся. Место для базы было найдено в Липецке.
К концу 1918 года «Муромцы» потерпели неизгладимую потерю - в Ертиле разбился насмерть Алехнович. [ЦГА УР 969, оп. 1, д.2, л 24]
В это же время в Эскадру назначен был новый командир - красвоенлет Ремезюк, имевший уже боевой стаж гражданской войны на бронепоездах под Ярославлем. С назначением Ремезюка воссоздание «Муромцев» стало на более твердую почву.
К весне 1919 года оказалось, что никто из летчиков начинать полетов не желает: «Муромцев» боялись, в чем сыграла свою тяжелую роль смерть Алехновича. Основатель же красных «Муромцев» А. Панкратьев в это время был болен, но, не ожидая полного выздоровления, начал обучение полетам. На созданных при Дивизионе курсах тяжелой авиации за зиму 1919-1920 года был подготовлен и обучен ценных специалистов, в которых так нуждался Дивизион. За лето 1920 года было обучено на «Муромцах» восемь новых командиров кораблей. [ЦГА УР ф. Р- 969, оп.1, д.2, л.27]
4. Мирные «муромцы».
Начиная с 1920 года, одним из направлений деятельности Дивизиона была разработка и подготовка полетов на дальние расстояния в мирных целях: для гражданских авиаперевозок, в частности, для доставки почты.
Сарапул – Москва.
Были изучены расстояния, построены аэродромы в Арске, Сергачах, ст. Бутылице. Всё это было для пополнения горючего.
17 марта командир Дивизиона В.М. Ремезюк сообщал начальнику гарнизона города Сарапула: «Ввиду предстоящего перелета на воздушном корабле «Илья Муромец» Сарапул – Москва с промежуточными базами (остановками) Арск, Сергач, и ст. Бутылица, где корабль должен будет пополняться горючим, прошу Вашего распоряжения о срочном наряде трех крытых вагонов для срочной отправки горючего, запасных частей для «Муромца». Вагоны желательно получить 18 марта к 18 часам». [ЦГА УР, ф. 969, оп. 1, д. 94, л.70]
В 1919 году, когда Сарапул захватили белые, в Арск был эвакуирован штаб 2-й армии. Здесь же находился авиационный отряд, аэродромом для которого служило небольшое и не очень ровное поле на окраине городка. Алексей Туманский вспоминал: «Подходы к нему были тоже довольно плохими, так что на первых парах наши летчики порядком наломали дров». [Туманский А.К. Полет сквозь годы. – М., 1962. – С. 95]
Первый опытный перелет по линии «Сарапул - Москва» осуществлялся на 1-ом учебном корабле «Илья Муромец» (№276) 26 марта. [ЦГА УР, ф. 969, оп. 1, д. 94, л. 70]
Сарапул- Екатеринбург
Над этой задачей усердно работал Алексей Васильевич Панкратьев, красвоенлет. 2 сентября 1920 года первый учебный корабль, ведомый Панкратьевыми, вылетел из Сарапула. В Сарапул вернулись 20 сентября. Воздушная линия «Сарапул - Екатеринбург» стала началом гражданского воздушного флота. Почтово-пассажирскую линию обслуживали 6 «муромцев», однако регулярной она не стала, по причине изношенности самолетов. За это время было перевезено 60 пассажиров и около двух тонн грузов.
5. В небе Сарапула.
Эшелон Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» с имуществом и личным составом отправился в Сарапул в конце августа 1919 года Единственный документ, снизанный с переездом, - это протокол от 9 сентябри 1919 года (есть в приложении).
Мы уже знаем, что в Сарапул «Муромцы» прибыли в начале сентября 1919 года и разместились в здании бывшего винного склада (ныне здание Сарапульского ликеро-водочного завода). 21 сентября начальником Сарапульского гарнизона Шуремовым был издан приказ за №12, параграф 4-й которого гласил: «Прибывший Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» Рабоче - Крестьянского Красного Воздушного Флота числить в составе гарнизона с 19 сентября сего года. Справка: отношение командира Дивизиона от 19 сентября сего года за № 4646 и от 22 сентября 4607»
На аэродроме были установлены три дугообразных ангара, два из них сомкнутых по длине, что обеспечивало возможность хранить воздушный корабль в собранном виде. В сомкнутые ангары для ввода и вывода самолетов проложили рельсы узкоколейки. [ЦГА УР ф. Р – 969, оп. 1, ед. хр. 2, л. 38] В архиве семьи Панкратьевых хранится фото, сделанное из кабины корабля «Илья Муромец». В окна просматривается комплекс заводских построек и полотняный ангар «Кебке» на площадке перед ними. [ЦГА УР ф. Р – 969, д.3, л. 70]
Численность служащих Дивизиона в начале сарапульского периода составляла 735 человек. Командный состав был следующим: командир Василий Маркович Ремезюк (занимал должность с ноября 1918 года), помощник командира Иван Львович Когутов (с сентября 1919 года).
Когутову приходилось довольно часто замещать командира в период его пребывания на фронте в 1919 и 1920 года, а так же на время командировок в Москву и Петроград. [Материал взят из фондов Музея Истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапул]
В Сарапуле были созданы первые в России курсы специалистов тяжелой авиации под руководством Алексея Васильевича Панкратьева. На курсах преподавал и Иосиф Башко – один из опытнейших командиров кораблей. Владимир Александров - будущий авиаконструктор, Михаил Носов – будущий профессор МВТУ им. Баумона. Как писал в дальнейшем командующий В. М. Ремезюк: «Дивизиону пришлось одновременно быть и действующей частью, и школой, и заводом по постройке кораблей». Весной 1920 года к полетам были готовы пять кораблей: 3 боевых и 2 учебных. В составе Дивизиона сформировали три отряда «муромцев». [Материал взят из фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья]
6. «КОМТА» - сарапульский след в авиации.
Всем было ясно, что сконструированные еще в 1913 году «Муромцы», хотя и славно потрудились на фронтах гражданской войны, все же устарели. Да и на Западе уже имелись аэропланы, превосходящие «Муромцев». И тогда группа инженеров – энтузиастов дивизиона предложила идею улучшить летные качества «Муромца» путем ряда переделок. Ими был составлен проект «КОМТА» в 1920 году.
Ещё осенью в 1920 была создана комиссия во главе В.М. Ремезюка, разрабатывающая проект нового воздушного корабля. На основании решения Главного правления объединенных авиапромышленных заводов от 25 декабря 1920 года с 1 января 1921 года мастерские Дивизиона были преобразованы в Государственный авиазавод №14 (ГАЗ - 14), официальное открытие которого состоялась 5 марта 1921 года. [ЦГА УР ф. Р – 969, оп.1, д.3, л. 70]
В 1921 г. в Сарапуле была проведена модернизация самолета «Илья Муромец», построена «КОМТА», что означало – комиссия по тяжелой авиации. Это был первый самолет большей грузоподъемности, первый гражданский самолет, построенный в Советской России.
КОМТА.
[Материал взят из Музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапул]
«КОМТА» была сделана трипланом. Детали самолета доставлялись из Петрограда с Русско–Балтийского воздухоплавательного завода, необходимый металл – чугунное литье, сталь, железо – с Ижевского завода.
1 января 1921 г. была начата постройка самолета в Сарапуле. О том, как шло строительство, повествуют дневниковые записи непосредственного участника описываемых событий - Соловьева А.В.
Достройка аэроплана продолжалась до марта 1922 года. Все с нетерпением ждали начала испытаний. В конце марта Соловьев А.В. писал: «Винт за винтом, гайка за гайкой собиралось наше детище... И вот оно готово. Завтра полетит. И сколько прожито голодных дней! Трудно понять выдержки рабочих. Старались, претерпевая нужду и не жалуясь. Понимали. И вот «КОМТА» стоит в ангаре: величавая, и кажется гордой, как человек, хорошо потрудившийся». [Материал взят из фондов музея Истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула]
Первым испытателем нового самолета стал летчик В. Ремезюк. Авиационная хроника за 1922 год сообщала: «Под управлением красного военного летчика Ремезюка триплан предпринял пробные взлеты, продолжительность которых не превысила 20 секунд». Конечно же, этого было недостаточно, чтобы в полной мере оценить летные качества нового самолета. Но проблема заключалась в том, что после первых осторожных попыток В. Ремезюка взлететь на «КОМТЕ», никто из летчиков не хотел браться за испытания.
И тут в Москву приехал А.И. Томашевский, отважный военный летчик, герой гражданской войны, награжденный орденом Красного Знамени. Именно он и продолжил испытания «КОМТЫ». Томашевски вынес решение: «Летать на нем нельзя! У неё максимальная скорость не больше минимальной, устойчивости никакой и потолок триста метров! Мне никогда не было так худо в полете». На этом испытания «КОМТЫ» закончились.
В ходе испытаний выявилось множество недостатков. И самолет передали в школу «Стрельбом», где он и использовался в качестве учебного пособия.
И пусть первый блин советского тяжелого самолетостроения оказался комом, но работа над ним послужила полезным уроком для ученых и конструкторов. И в том, что наша страна смогла стать великой авиационной державой, есть несомненная заслуга и нашего города Сарапула, явившегося родиной постройки «КОМТЫ» - первенца советского авиастроения.
7. Госзавод №14.
Изучив материалы из музеев города Сарапула, хотелось бы остановиться на заводе № 14. Петр Иванович Неведамский вошел в историю города как директор данного госавиазавода. Мы нашли трудовой список Петра Ивановича и выяснили, что его карьерный путь удивительный: от столяра до председателя правление Петроградских авиационных заводов в Ленинграде. Ему было 25 лет. С 1913 году его жизнь связана с авиационной промышленностью.
В 1919 году Неведамский получил назначение в Сарапул. В качестве специалиста по сборке воздушных кораблей. Вместе с ним приехали ещё 23 человека. На новом месте холодной зимой 1919-20г.г. пришлось нелегко.
Не раз Петр Иванович в это время был в Москве на переговорах о постройке спроектированного корабля «КОМТА». Деятельность авиационного завода подробно изложена в его докладной. Управляющий заводом Петр Иванович Неведомский 19 марта 1921 г. в письме в Пермский губернский союз металлистов сообщал: «…Государственный авиационный завод № 14, состоящий в ударной группе авиапромышленных заводов, имеет срочную производственную программу, имеющую важное государственное значение по постройке воздушных кораблей нового типа. Рабочие названного завода в количестве пока около 100 человек, а необходимо сейчас же увеличить до 300 человек, временно снабжаются красноармейским пайком…» [ЦГА УР ф. Р – 969, оп.1, д.3, л. 158]
Завод был закрыт в 1922 году, Неведамский уехал в Москву. Что же было сделано на данном заводе: Самолет «Сикорский - 14»; Ремонтировались и создавались воздухоплавательные корабли «Илья Муромец»; Создавались двигатели. [Материал взят в фондах музея Электрогенераторного завода].
Коллектив авиационного завода одновременно с постройкой опытного самолета «КОМТА» выполнял заказы по ремонту тяжелых самолетов «Илья Муромец» для воинского дивизиона, а также произвел испытание на Сарапульском аэродроме нового самолета «Илья Муромец.
К постройке второго опытного самолета «КОМТА» Сарапульский авиационный завод не приступал. В связи с сокращением авиазаводов в стране 1 января 1922 г. завод был официально закрыт.
8. Избранные небом…
Михаил Васильевич Водопьянов – известный летчик, в своей книге «Полярный летчик» много пишет о Дивизионе «Илья Муромец», а также и о Сарапуле. Вместе с Дивизионом осенью 1919 года он прибыл в город. Жил в красноармейском общежитии. Изучал авиационное дело. Рассказывал: «Я почти не покидал аэродрома, ремонтировал боевые машины. С восторгом провожая их в полет, я бежал рядом с крылом, помогая пилотам вырулить на старт. И в эти минуты у меня зародилась дерзкая мечта — научиться летать. Советовался я по этому поводу с механиками, но они только покачивали головами: «Образования у тебя, парень, для этого мало». Однако с их же помощью я стал учиться — сначала грамоте, потом арифметике. Одновременно учился управлять автомобилем». Дальше был и Липецк, Москва, спасение челюскинцев, звание Героя Советского Союза, посадка впервые в мире самолета на Северном полюсе (1937), финская, Отечественная война.
Башко Иосиф Станиславович – полковник императорской армии. Окончил Николаевское инженерское училище, Офицерскую Воздухоплавательную школу. С октября 1919 года в эскадрильи «Илья Муромец», где прошел путь от помощника командира корабля до командира боевого отряда.
В январе 1917 года, управляя воздухоплавательными кораблями «Илья Муромец» установил мировой рекорд, поднявшись на высоту 5200м.
Преподавал аэронавигацию и службу воздушных кораблей. Иосиф Башко был Георгиевским кавалером. Совершил более 100 вылетов. О нём всегда с уважением говорил И.И. Сикорский. Башко за весь период боевых действий Эскадрильи выполнил самое большое число боевых вылетов, продемонстрировав при этом храбрость и героизм, производил успешные бомбардировки.
Алексей Панкратьев - выдающейся летчик российской тяжелой авиации. О нем нам рассказали в музее, а также автор многих книг Татьяна Борисовна Пеганова, которая дала нам адрес электронной почты двоюродной внучки Алексея Васильевича - Натальи Павловны.
Он был в числе первых 11 военных летчиков России. К началу Первой Мировой войны он обучил около 50 летчиков. В годы войны был командиром корабля «Илья Муромец». Один из первых военных летчиков, Георгиевский кавалер, имел благодарности, был награжден шестью орденами. В Сарапуле он был единственным специалистом по тяжелой авиации, инструктором по обучению полетам на «муромцах». Сам он с марта по декабрь 1920 года произвел 279 учебных полетов. Панкратьевскую летную школу прошли известные летчики: Туманский, Громов, Водопьянов, Бассейн и другие. В музее Сарапула мы видели послужной список Алексея Васильевича, составленный с его слов.
Николай Васильевич Панкратьев в 1920 г. окончил курсы тяжелой авиации в г. Сарапуле при Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». За шесть месяцев Николай Васильевич получил крылатую профессию и посвятил ей всю жизнь. В 19 лет был назначен сначала помощником командира, а затем командиром корабля «Илья Муромец IV» [Материал взят из фондов музея Истории и культуры Среднего Прикамья]. Тридцать с лишним лет Николай Васильевич прослужил в авиации, постоянно учась и совершенствуя летное мастерство.
Мы посетили в городе Сарапуле музей «Истории и культуры Среднего Прикамья», а также встретились с историком – краеведом Татьяной Борисовной Пегановой. Именно она помогла нам познакомиться со списками служащих в Дивизионе «Илья Муромец» в г. Сарапуле (август 1919 – февраль 1922). В настоящее время по архивным документам было установлено 930 человек. Было доказано, что 106 человек участвовали в Первой Мировой войне. Среди служащих 160 уроженцев Вятской губернии. 25 человек из Москвы, 19 из Петербурга. В Красной Армии служили 68 офицеров – авиаторов. В Сарапуле 11 улицы названы в честь авиаторов - Георгиевских кавалеров, служивших в Дивизионе в 1919-1921 годы. О каждом из них есть документальные очерки.
Краеведы нашего края выяснили, что 69 служащих Дивизиона принимали участие в Великой Отечественной войне, 23 погибли. 6 служащих погибли в блокадном Ленинграде. 13 подверглись репрессиям, 4 из них были расстреляны, в т.ч. командир В. М. Ремезюк. В последствии были реабилитированы. Поиски продолжаются.
III. Заключение.
Итак, любой самолет - это чудо. Но многомоторные самолеты поражают и своими размерами, и грузоподъемностью, и уникальностью конструкции. Самолета «Илья Муромец» проектировался для мирной жизни. Игорь Сикорский мечтал, что его машина покорит Крайний Север и поможет ученым в исследовании дальних земель. Но прославиться этой машине суждено было не в мирном небе, а как первому в мире бомбардировщику. Как лучшему бомбардировщику Первой Мировой! Создание такого самолета, как «Илья Муромец» доказало приоритет нашей страны в области конструкций больших самолетов, их вооружения, оборудования и военного применения, положило начало Дальней авиации России. «Илья Муромец»- предмет нашей законной гордости. Прошло уже целое столетье со времен пребывания Дивизиона Воздушных кораблей «Илья Муромец» в Сарапуле. Мы постарались описать историю самого города, его жителей, принявших «Муромцев» на несколько лет. Эти страницы повествуют о непростой жизни служащих Дивизиона, которые были верны своему делу, своей стране, бескрайним небесным просторам!
IV. Источники.
ЦГА УР ф. Р - 969 опись 1 единица хранения 3 лист 158
ЦГА УР ф. Р - 969 оп. 1 ед.хр.2 л. 23(об), 24, 37(об), 38(об), 39
ЦГА УР ф. Р - 969 оп. 1 ед.хр.32 л.32
ЦГА УР ф. Р - 969 оп. 1 ед.хр.7 л.92
ЦГА УР ф. Р - 969 оп. 1 ед.хр. 3 л.70(об), 292 (об), 366
ЦГА УР ф. 3-331 оп. 228 д. 228 л.25(об)
Фонды музеев: Национального УР им. Кузебая Герда, Истории и культуры Среднего Прикамья (Сарапул), Электрогенераторного завода (Сарапул).
Литература: Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского, Авиация и космонавтика 1995. М., 1995
Никольския М.Н., Никольский С.Н., Бомбардировщик «Илья Муромец» в бою.
М., 2008
Панкратьева Н.П., Пеганова Т.Б. Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в Сарапуле. Сарапул, 2015
Пеганова Т.Б., В небе над Сарапулом. Сарапул, 2016
Пеганова Т.Б., Первая мировая в забытых текстах. Сарапул, 2015
Сершенко А.М. Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». М., 2014
Сикорский И.И., Воздушный путь. М., 1978
Спирин И.Т., В голубом небе. М.,1960
Туманский А.К., Полет сквозь годы. М., 1962
Хайрулин М., «Илья Муромец». Гордость Русской Авиации, 2010
Шумилов Е.Ф., Завод заводов. Ижевск, 2005
Пресса: Пеганова Т.Б. Дивизион «Илья Муромец» в Сарапуле, Красное Прикамье, Сарапул, 17 сентября 2015
Пеганова Т.Б., Тетрадь сарапульского учлета. Красное Прикамье. 27.11 2014
Цыганова Н., «Илья Муромец», полет к Ижевскому заводу. Оружейник. 2012, № 17
V. Приложение.
«Илья Муромец» в 1919 -1922 гг. Боевая деятельность кораблей Дивизиона на фронтах Гражданской войны в 1918-1921 гг. (ЦГА УРФ. Р – 969, оп. 1, д.2, л.70; д.3, л.218)
Номер корабля |
Номер в Дивизионе |
Двигатели мощность. |
Дата и место сборки |
Примечание |
225 |
|
|
- |
не был собран |
274 |
2-й |
4хРБ3.6; 150 |
12.1919 Сарапул |
разбит 28.07.20 на ст.Жодино |
275 |
II, 2У |
4хРБ3.6; 150 |
07.1919 Липецк |
|
276 |
I, 1У |
4хРБ3.6; 150 |
06.1919 Липецк |
|
278 |
— |
— |
— |
фюзеляж использован для № 276 |
279 |
4-й, 2-й, 1-й, |
4хРБ3.6; 150 |
06.1920 Сарапул |
списан в январе 1922 г. |
280 |
5-й, 2-й. 3-й, |
2хРБ3.6; 150 2хРено; 225 |
07.1920 Сарапул |
списан в 1921 г. |
281 |
4-й |
2хРБ3.6; 150 2хРено; 225 |
08.1920 Сарапул |
списан в декабре 1921 г. |
282 |
5й |
2хРБ3.6; 150 2хРено; 225 |
10.1920 Сарапул |
списан в феврале 1922 г. |
283 |
3-й, 1-й |
4хРБ3.6; 150 |
05.1920 Сарапул |
списан в 1921 г. |
284 |
1-й |
4хРБ3.6; 150 |
10.1919 Сарапул |
разбит 07.1920 на ст.Жодино |
285 |
6-й |
2хБердмор; 160 2хРБ3.6; 150 |
12.1920 Сарапул |
передан в июне 1922г в Школу Стрельбы и Бомбометания |
286 |
— |
— |
— |
не достроен |
287 |
— |
— |
— |
фюзеляж использован для № 275 |
Номер корабля |
Номер ДВК |
Командир корабля |
Даты первою и последнею боевых полетов |
Кол-во Боевых полетов |
Cброшено штук пудов фунтов бомб |
стрел |
листовок |
275 |
1 |
Насонов А.В. |
08.08.1919 |
1 |
20 шт |
— |
1 п |
275 |
II |
Романов В.А. |
19-21.09.1919 |
3 |
28 п 35 ф |
— |
1 п 20 ф |
274 |
2-й |
Туманский А. К. |
09.07.1920 |
1 |
11 п |
— |
— |
284 |
1-й |
Туманский А. К. |
09.07.1920 |
1 |
11 п |
— |
1 п |
283 |
1-й |
Шкудов Ф.Г. |
01-18.09.1920 |
4 |
47 п |
4 и |
2 п |
280 |
2-й |
Туманский А. К. |
01-18.09.1920 |
5 |
58 п 25 ф |
8 п |
1 п |
283 |
1-й |
Еременко А.С. |
21.11.1920 |
1 |
— |
— |
— |
Итого |
ДО 16 |
166 п |
12 п |
6 п 20 ф |
Ведомость №1 нарядов, исполненных мастерскими Дивизиона воздушных кораблей за октябрь месяц 1919 года (Материал из фондов музея Истории и Культуры Среднего Прикамья (Г. Сарапула)).
Сущность работы |
Куда поступил |
Проведена телефонная связь |
Зав. телефонной связью |
Установлена 3-х метровая палатка |
Зав. аэродромом |
Заклеен руль автомобиля |
Зав. гаражом |
Окрашен Циклонет Вандерер |
Зав. гаражом |
Починена палатка |
Зав. аэродромом |
Сделаны нары на 8 человек |
|
Починена дверь моторной мастерской |
Зав. мастерскими |
Исправлено 8 полов и 1 городской телефон |
Зав. телефонной связью |
Сделана перегородка для фотолаборатории |
Зав. лабораторией |
Переделана подушка Циклонета |
Заведующий гаражом |
Обелена комната пер. Ветохиной |
Переписчице Ветохиной |
Сделаны 3 задвижки к дверям |
Коменданту зданий |
Исправлен черпак для супа |
Зав. столовой |
Навешана дверь в сборочную мастерскую |
Зав. мастерскими |
Сделаны гайки к экипажу |
Зав. обозом |
Сделано кольцо для мотоцикла |
Зав. гаражом |
Сделано 10 кроватей |
Начальнику хозчасти |
Сделаны накладки к шкафу |
Начальнику тех. части |
Вставлены фанеры в помещении Дивизиона |
Коменданту зданий |
Испытаны моторы к кораблю №284 |
III Боевой корабль |
Поставлен 1 городской телефон командиру Дивизиона |
Зав. телефонной связью |
Выделена комната тов. Насонову |
Коменданту зданий |
Сделана кочерга |
Командиру Дивизиона |
Сделаны кронштейны к лампам |
Начальнику хозчасти |
Сделаны накладки к шкафу |
Начальнику хозчасти |
Сделан угольник к мотоциклу |
Зав. гаражом |
Именной список 1 боевого отряда Дивизиона воздушных кораблей на общий состав выбывших на фронт. (ЦГА УР ф. Р – 969, д.3 , л. 267)
Штаб отряда
Сперанский Александр
Кавчик Михаил
Артемьев Михаил
Ефимов Михаил
Корженевский Павел
Селезнев Павел
Ерменко Анна
Кепанов Митрофан
Савинков Леонид
Болдин Алексей
Монахов Петр
12 Петыго Сергей
1-й корабль
Родзевич Николай
Милованов Николай
Ступин Георгий
Мурыгин Герасим
Касалис Иосиф
Изотов Александр
Кузнецов Михаил
Видонкин Иван
Иванов Петр
Рыжиков Семен
Комаровский Афанасий
Бондарьков Михаил
Карпов Иван
Якушко Крышьян
Андреев Иван
Кепанова Ольга
Котельников Митрофан
Смуров Александр
Антипов Николай
Кокорин Кузьма
Иванов Алексей
Мельчаков Василий
Нелюбин Василий
Палкин Василий
Шихов Михаил
Быстрых Семен
Русских Илья
Кокорин Флегонт
Витвинов Федор
Косарев Тимофей
Фридланд Август
Ефимова Домникия
Швец Касьян
Трофимов Федор
Цыганков Андрей
Петыго Анастасия
Самсетдинов Габдула
Белых Петр
Закиров Шакир
Чикинеев Яков
Бакулев Василий
Баранов Василий
Вахрушев Панфил
Кузьмин Александр
Лилинфельд Эдуард
Фридрихов Леопольд
Наумов Иосиф
Метельков Василий
Громов Константин
Евдокимов Николай
Носов Петр
Яновский Григорий
Постащук Ульян
Петров Ефим
Давгель Иван
Михайловский Филипп
Шепетов Петр
Щербак Александр
Писарев Федор
Иванов Павел
Протас Афанасий
Попов Михаил
Иванов Михаил 2
Суров Григорий
Сафронов Андрей
Трухачев Василий
Бирюков Василий
Ткачев Дмитрий
Романдин Николай
Лукьянов Михаил
Галкин Тихон
Башков Иван
Силюк Станислав
Широбоков Петр
Мокрушин Гурьян
Бугров Федор
Список лошадей
I отряда
«Илья Муромец»
Копчик
Волчок
Нива
Забияка
Француз
Молодец
Быстрый
Акробат
Анкета Туманского Алексея Михайловича
Анкета для принятия рабочих.
Пути исследования.
1 . Музей Истории и культуры Среднего Прикамья, город Сарапул.
2. Сарапульским ликеро - водочный завод (Бывшее здание штаб Дивизиона «Илья Муромец»)
Мемориальная доска.
Пеганова Татьяна Борисовна, краевед, соавтор книги «В небе Сарапула»
3. Дом находившийся на территории Дивизиона, сохранившийся до нашего времени.
На заднем плане этой фотографии , находится тот самый дом, который мы посетили.
ЦГА УР.
Входная надпись на русском языке.
Входная надпись на удмуртском языке.
Фотография с Ириной Николаевной Зайцевой, ведущим специалистом ЦГА УР
Фотография с Сергеем Сергеевичем Ахметшиным
5. Музей Электрогенераторного завода.
Шитова Елена Николаевна директор музея АО "СЭГЗ"
6.Национальный Музей УР им. Кузебая Герда.
Интервью.
«Подходит ли имя русского богатыря Илья Муромец для самолета С-22 Сикорского?».
1 . Тулкарева Мария Николаевна (научный сотрудник Национального музея УР им. Кузебая Герда) -
Я считаю, что действительно имя русского богатыря Илья Муромец очень подходит такому большому, могучему воздухоплавательному кораблю С – 22, так как это название показывает сущность данного самолета и патриотический подход русского народа к выбору имени.
2 . Антонова Диана Александровна (научный сотрудник Национального музея УР им. Кузебая Герда) – Я думаю, что имя Илья Муромец данное кораблю, очень ему подходит и олицетворяет патриотический дух русского народа и знакомит нас с его культурой. Данное имя показывает традиции русского народа.
3. Суханов Александр Валерьевич (научный сотрудник Национального музея УР им. Кузебая Герда) – Я считаю, что имя самолета соответствует его названию, так как у него масштабные крылья и уникальная конструкция, во время выполнения боевых вылетов самолет и его экипаж всегда действовали смело, отважно. Они выигрывали, уходя с минимальными потерями. У самолета была преимущественная могучая сила для авиации того времени.
4 . Ардалчева Александра Юрьевна (научный сотрудник Национального музея УР им. Кузебая Герда, секретарь) – Илья Муромец русский богатырь, любящий свою Родину. «Илья Муромец» - дивизион, всегда бесстрашно действующий против врага, всегда готовый встать на защиту Родины, а в мирное время помогающий людям. Я считаю, что русского богатыря и удивительного самолета связывают схожие черты: могучая сила, живучесть, любовь, преданность Родине. Название данное самолету правильно отражает, его сущность.
5. Наумов Василий Михайлович (военный летчик 1 класса, подполковник, награжден орденом Красного знамени, двумя орденами Красной звезды, орденом «За военные заслуги», орденом за заслуги перед Отечеством 2 степени, медалью благодарного Афганского народа и медалью ООН) - Илья Муромец это имя русского богатыря, он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Также и люди, служившие в этом дивизионе, отличаются смелостью, отвагой, самоотверженностью, преданностью своему делу. Я считаю, что самолет С-22 действительно заслужил имя русского богатыря, во время существования, он не один раз доказывает свою преданность Родине, огромную силу воли, свой закаленный боями характер.