Путешествие в Домик Лермонтова

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие в Домик Лермонтова

Кольцова В.М. 1
1МБОУ СОШ №4
Моисеенко И.В. 1
1МБОУ СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Вступление. Обоснование выбора темы и её актуальность.

Мне 15 лет, и я обучаюсь в 9Б классе школы № 4, в городе Лермонтове. Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт XIX века. Одной из ведущих тем его творчества является тема Кавказа. В своей работе я рассмотрела роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

      Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника. Маленький домик в Пятигорске, где провел свои последние дни жизни М.Ю.Лермонтов стал называться последним приютом поэта. История Домика Лермонтова изучается на протяжении многих лет. Сегодня я хочу, чтобы об этом историческом памятнике узнали многие. Я расскажу Вам, как создавался домик-музей, как и чем он живет сегодня.

II. Основная часть 2.1 История образования Дома-музея М.Ю.Лермонтова

Никому не придет в голову назвать «домиком» жилище Толстого, Чехова или Достоевского. И «пушкинский домик» звучит странно. А о Музее Лермонтова в Пятигорске говорят так. И добро бы речь шла о творце со счастливой судьбой или с этим местом была бы сопряжена светлая сторона его биографии. Нет, это сумрачный гений российской словесности. Из этого дома он ушел на последнюю дуэль. Так почему « домик»? Редкий музей России окружен ­таким почитанием и заботой, как бывшая усадьба отставного майора Чиляева, где квартировал поэт М.Ю.Лермонтов с 14 (26) мая по 15 (27) июля 1841 года. Более века ему самоотверженно служат поколения сотрудников, он – предмет особой гордости горожан. Эта всеобщая любовь заметна в миллионе деталей, ее ощущает и запоминает на всю жизнь каждый, кто его посетил. С того дня, когда Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука, прошло уже более полутора столетия. В майский день 1841 года зашел он сюда вместе со своим другом и родственником А.А.Столыпиным, чтобы осмотреть предложенную им квартиру. Даже по местным пятигорским условиям, не говоря уже о Петербурге, квартира оказалась очень скромной. И все же поэту понравилось здесь. Особенно с той минуты, когда он вышел на небольшую терраску, пристроенную к домику со стороны полисадника. С тех пор в ничем не примечательный небольшой, покрытый камышовой кровлей домик, вместе с поэтом поселилось бессмертие. Судьба домика сложилась не сразу. Она была такой же трудной, как и жизнь самого поэта. Многие десятилетия домик переходил от одного частного владельца к другому. Среди них попадались не только плохие ценители этой исторической реликвии, но и просто никудышные хозяева. Дом ветшал, порою над ним нависала серьезная опасность разрушения. В 1884 году в Пятигорск была доставлена мраморная мемориальная доска, изготовленная по инициативе русского драматурга А.Н.Островского. Надпись, вырезанная на ней гласила: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». С той поры и по сей день этот скромный знак памяти украшает Лермонтовский домик.

В 1912 году после долгих и настойчивых требований передовой общественности домик был выкуплен Пятигорской городской думой и передан в ведение Кавказского горного общества, которое тогда же основало в нем музей, дав ему утвердившееся в народе уважительное теплое название – «Домик Лермонтова».

2.1 Знакомство с музеем

В 1973 году музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, центром которого стал мемориальный лермонтовский квартал, расположенный в исторической части города. Сегодня в музее размещены четыре экспозиционных отдела, и каждый из них обладает коллекцией уникальных подлинных экспонатов, рассказывающих о творчестве и судьбе великого поэта. Музей имеет статус исторического памятника федерального значения. Когда встречают посетителей в Домике поэта, то всегда обращают внимание на то, что его стены подлинные, они «слышали» шаги и голос самого Лермонтова. Здесь все «дышит» Лермонтовым, пронизано воспоминаниями о нем. Видимо, именно с этим связана особая неповторимая аура, которую отмечают посетители музея.

2.2 Путешествие по залам музея

Знакомство с музеем начинается с посещения Литературного отдела. Это бывший дом генерала Петра Семеновича Верзилина, атамана Кавказского казачьего линейного войска. Здесь Лермонтов часто бывал летом 1841 года. На пороге этого дома поэт был вызван Мартыновым на дуэль.

Долгие годы дом оставался обычным жильем, и только в 1948 году здесь была открыта литературная экспозиция. С течением лет ее содержание менялось, свой современный вид залы музея приобрели к празднованию лермонтовского юбилея, 150-летия со дня рождения поэта, широко отмечавшегося в стране в 1964 году. Сегодня экспозиция первого зала посвящена теме «М.Ю. Лермонтов на Кавказе», но прежде всего посетителей ждет рассказ о той роли, которую сыграл поэт в истории русской культуры. В зале отдела собраны многочисленные отечественные и зарубежные издания его произведений, афиши и фотографии лермонтовских спектаклей, хроника научных конференций и юбилейных торжеств. С 1968 года в Пятигорске проводится Всероссийский Лермонтовский праздник поэзии. Здесь же представлены и уникальные экспонаты – дары благодарных посетителей музея, представляющие собой редкие книги и рисунки, памятные реликвии, бесценные свидетельства русской и кавказской старины.

Впервые на Кавказе Лермонтов побывал еще ребенком, сюда для лечения на Горячих водах его привозила бабушка. С этим связано первое упоминание имени Лермонтова в печатных источниках: в списке посетителей кавказских вод в 1825 году значится «Арсеньева Елизавета Алексеевна, вдова поручика из Пензы, при ней внук Михайло Лермонтов». Этому событию и посвящена экспозиция второго зала, где можно увидеть пожелтевший журнал «Отечественные записки» с этой надписью.

Здесь имеются первые изображения Пятигорска, где маленький Мишель с бабушкой останавливались у своих родственников Хастатовых, и виды окрестных гор и ущелий, обитатели которых, черкесы, вызывали такой интерес юного поэта. Привлекают внимание акварельные рисунки художника Г.Г. Гагарина. Это типы казаков и горцев. Гагарин хорошо знал Кавказ. В недалеком будущем он станет другом поэта, а иногда и его спутником в путешествиях по горному краю. А пока юный Лермонтов учится в московском благородном пансионе, перейдя впоследствии на словесное отделение университета.

В следующем, третьем зале экспозиции отражены события, связанные с началом военной карьеры М.Ю.Лермонтова. Окончив в 1834 году Юнкерскую школу в Петербурге, он был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Гусары стояли в Царском Селе, несли караульную службу во дворце и участвовали в придворных церемониях. Мысли о Кавказе и тогда не покидали поэта. Известны его рисунки, где изображены сцены из военного быта на Кавказе с его живописною природою, с его населением и боевыми событиями. В зале представлен автопортрет Лермонтова. Поэт изобразил себя на фоне гор, в бурке и форме Нижегородского полка, правая рука его опирается на эфес шашки. По преданию, этот портрет предназначался в подарок Вареньке Лопухиной, с которой поэта связывали романтические отношения. Здесь же прекрасное полотно – «Вид Крестовой горы». Это подлинная работа Лермонтова, на которой поэт запечатлел высшую точку Военно-Грузинской дороги. На других картинах и рисунках изображены виды Ставрополя, Пятигорска, Грузии, где в этот период довелось побывать поэту. Продолжение темы ждет посетителей в следующем зале.

Впечатления долгих кавказских странствий просились на бумагу. Много интересного и необычного довелось увидеть и узнать поэту в Закавказье.

В экспозиции четвертого зала помещены предметы, позволяющие понять интерес Лермонтова к Кавказу, оценить его впечатления и творческие замыслы: листы его рукописей, отрывки из писем кавказской поры, рисунки и картины. Здесь посетители могут увидеть серию работ венгерского художника Михая Зичи, запечатлевшего все достопримечательные уголки старого Пятигорска. Долгие годы Зичи прожил в России и был влюблен в поэзию Лермонтова. Побывав на Кавазе в 1881 году, художник создал множество прекрасных иллюстраций к роману «Герой нашего времени» и поэме «Демон». Украшением зала является, безусловно, картина Л.Ф. Лагорио «Дарьял». На полотне он запечатлел «ущелье мрачного Дарьяла», о котором Лермонтов упоминул в ряде своих произведений.

Год 1840-й принес поэту новые тревоги. За дуэль с французом Эрнестом де Барантом он был арестован и предан военному суду. По воле государя его вновь отправили на Кавказ, на этот раз в Тенгинский пехотный полк.

В составе Чеченского отряда генерала А.В. Галафеева он участвовал в военной экспедиции, побывал в Чечне и Дагестане. В пятом зале посетители увидят сцены сражений. Особенно впечатляет подлинный акварельный рисунок Михая Зичи «Схватка в горах Кавказа». Здесь же представлен и замечательный портрет Лермонтова – единственный, на котором поэт изображен в профиль. В походной палатке его зарисовал Дмитрий Пален. В экспедиции принимал участие и Григорий Гагарин. Вместе с Лермонтовым он создал акварель «Эпизод из сражения при Валерике»: горцы отступают под натиском русских, унося с поля боя тело убитого воина.

Свою последнюю подорожную поэт получил до крепости Темир-Хан-Шуры в Дагестане, к стоянке Тенгинского полка. Однако по пути, в Георгиевске, он узнал, что в это время на водах собралась компания его друзей. Тогда Лермонтов и ехавший вместе с ним А.А. Столыпин повернули в Пятигорск, где им удалось получить разрешение коменданта на лечение минеральными ваннами.

Жизнь Пятигорска в начале 1840-годов отражена в экспозиции шестого зала.

Молодежь беззаботно веселилась. «Стали давать танцевальные вечера, – вспоминал Н.И. Лорер, – устраивали пикники, кавалькады, прогулки в горы…» Особенно охотно собирались в доме Верзилиных. Сам генерал в это время отсутствовал по делам службы. Гостей радушно принимали хозяйка дома Мария Ивановна и три взрослые девушки – Эмилия, Надежда и Аграфена

В гостиной дома произошло столкновение Лермонтова с Мартыновым, бывшим товарищем поэта по Юнкерской школе, а в то время – отставным майором Гребенского казачьего полка. Ссора привела к дуэли, происшедшей между 6 и 7 часами вечера 15 июля (по старому стилю) у подножия горы Машука при секундантах М.П. Глебове и А.И. Васильчикове и в присутствии А.А. Столыпина и С.В. Трубецкого. В экспозиции зала помещены картины и рисунки, рассказывающие о Пятигорске начала 1840-х годов, о той атмосфере, которая царила здесь в последние месяцы жизни поэта. Представлены портреты многих лиц из окружения Лермонтова, в том числе и редкое изображение Мартынова в форме Гребенского полка. Обстановка гостиной, где произошла ссора, воспроизводится очень точно благодаря сохранившемуся рисунку Михая Зичи.

Домик Лермонтова

Скромный, чисто выбеленный домик под камышовой кровлей располагался когда-то на окраинной Нагорной улице, ведущей к самому подножию Машука

Первым владельцем домика был отставной плац-майор Василий Иванович Чилаев, построивший его на своей усадьбе для сдачи в наем приезжим посетителям вод. Внешне домик напоминает обычную крестьянскую хатку-мазанку, каких тогда много было в окрестных казачьих станицах: стены обмазаны глиной и выбелены известью, окна со ставнями, закрывавшимися на ночь. Стоял домик посреди двора и потому назывался «средним».

В домике четыре жилые комнаты, имеются также сени, прихожая и небольшая буфетная, а в подвальном помещении находилась кухня. В двух комнатах разместился Столыпин, а две другие, с окнами в сад, занял Лермонтов. По хозяйству хлопотали сопровождавшие поэта тарханские крестьяне Иван Соколов и Иван Вертюков, а помогал им Христофор Саникидзе, крепостной Чилаева.

Обстановка в домике скромная и в точности соответствует той, какая была здесь при жизни поэта. Восстановить ее удалось по сохранившимся планам и описаниям.

В приемной все напоминает обычное жилище кавказского офицера тех лет: невысокие дощатые потолки, крашеная черным мебель простой солдатской работы да кое-где коврики на стенах. У окна стоит стол, покрытый полотняной скатертью, здесь же два стула, а напротив, у стены, дорожные вещи: колясочный сундук, обитый телячьей кожей, и деревянная шкатулка для бумаг.

На стенах висят две акварели со сценами из кавказской жизни. Существует предание, что именно Лермонтов подарил их хозяину домика.

Из приемной можно заглянуть в буфетную, отделенную от комнаты тонкой деревянной перегородкой. На столике – складной дорожный самовар и чайные чашки на подносе; в шкафчике, среди посуды – старинное домотканое полотенце с вышитым на нем гербом лермонтовского рода. Под гербом такая же вышитая надпись: «Sors mea Iesus». Это девиз рода, означающий в переводе с латыни: «Судьба моя Иисус».

Дверь из приемной ведет в комнату Столыпина.

В спальне Столыпина у окна стоит небольшой стол. На нем раскрытая книга и кое-какие вещи офицерского обихода: длинная курительная трубка (чубук), табачница и подсвечник. Здесь же портрет Столыпина в одеянии курда – копия лермонтовской акварели. У стены – железная складная кровать, незаменимая в походных условиях. Известно, что точно такая же была и у Лермонтова. Справа от кровати деревянный шкаф, на нем висят офицерский сюртук и фуражка. Это форма Тенгинского пехотного полка, в котором поэт служил в последние годы своей жизни.

Первая из комнат на лермонтовской половине – гостиная, где по вечерам собирались друзья поэта, в большинстве такие же молодые офицеры, как он сам. Обстановка комнаты столь же проста и обычна, как и вообще в домике. «Слева, при выходе из кабинета, складной обеденный стол, – пишет Мартьянов. – В простенке между окнами стоит ломберный стол, а над столом единственное во всей квартире зеркало; под окнами по два стула. Направо в углу печь. У стены маленький, покрытый войлочным ковром диванчик и маленький же переддиванный об одной ножке столик». Остается добавить, что ковер над диваном украшен, по обычаю тех времен, дорогим оружием: кавказское ружье, пистолет немецкой работы и казачий кинжал.

Круглый, «об одной ножке столик» – тот самый, настоящий, он сохранился здесь с лермонтовских времен, и, может быть, именно за ним поэт выводил пером свои последние строки.

Из гостиной дверь ведет в комнату поэта, служившую ему кабинетом и спальней. Обстановка комнаты, увы, не сохранилась. Судя по описанию, она напоминала ту, которую сегодня можно увидеть в спальне Столыпина. Но комната Лермонтова в домике – место совершенно особое, здесь поэт предавался раздумьям, здесь он творил, здесь же покоилось его тело после дуэли. Казалось совершенно невозможным, если в комнате Лермонтова будут установлены похожие, старинные, но все-таки совсем чужие вещи. И тут в устройство музейной экспозиции вмешалась сама судьба.

Главную роль в этой истории сыграл троюродный брат и друг поэта – Аким Павлович Шан-Гирей. После гибели Лермонтова он разбирал вещи в его петербургской квартире и оставил себе в знак памяти письменный стол и кресло. Евгения Акимовна, дочь Шан-Гирея, впоследствии вспоминала: «С этим столом, как рассказывал отец, было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине».

Через несколько лет Аким Павлович отправился служить на Кавказ и лермонтовские реликвии взял с собой. Они долго сохранялись в семье, а при основании музея в Пятигорске Евгения Акимовна передала их в домик поэта.

На столе аккуратно разложены листы чистой бумаги, гусиное перо, другие принадлежности для работы да еще книги, которые поэт привез с собой в Пятигорск. У стола – старинное кресло, обтянутое черной кожей. Оно тоже принадлежало поэту.

Отдел «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве»

(Дом И.В. Уманова)

За долгие десятилетия собрание музея пополнилось многими замечательными работами русских, советских и зарубежных художников. Есть среди них вещи поистине уникальные, высочайшего художественного уровня. В большинстве своем это иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова, портреты поэта и его современников, виды Кавказа, эпизоды сражений, жанровые сцены. Каждая из коллекций музея располагает множеством интересных и ценных экспонатов, а все вместе они объемно и точно отражают предметный мир лермонтовской эпохи, передают атмосферу и колорит давно прошедших лет.

Постоянно держать все эти сокровища в запасниках возможно, но неинтересно. В 1970-е годы сотрудники музея пришли к мысли создать новый отдел, экспозиция которого позволила бы показать посетителям все богатства наших музейных фондов. Нашлось для этой цели и подходящее здание – бывший дом И.В. Уманова, усадьба которого была расположена по соседству с домами П.С. Верзилина и В.И. Чилаева.

Это угловой дом мемориального лермонтовского квартала, расположенный в его самой высокой точке. В 1841 году Лермонтов частенько заходил сюда, навещая своих знакомых. В то время здесь квартировал его бывший сослуживец по Гродненскому гусарскому полку А.И. Арнольди, так вспоминавший о своем пятигорском жилище:

«На дворе дома нами занимаемого, во флигеле поселился Тиран, по фасу к Машуку подле нас жил Лермонтов со Столыпиным, а за ними Глебов с Мартыновым. С галереи нашей открывался великолепный вид: весь Пятигорск лежал как бы у ног наших, и взором можно было окинуть огромное пространство, по которому десятками рукавов бежал Подкумок…» Побывал здесь Лермонтов и за два дня до роковой дуэли. Он подъехал, как вспоминает Арнольди, «верхом на сером коне в черкесском костюме к единственному открытому окну нашей квартиры, у которого я рисовал, и простился со мною, переезжая в Железноводск».

Прекрасный художник, Арнольди оставил несколько зарисовок для нас очень важных. Среди них вид терраски лермонтовского домика, дом Реброва в Кисловодске, а также вид старого пятигорского кладбища у подножия Машука, где запечатлена могила поэта. Известно, что Лермонтов подарил художнику две свои картины: «Воспоминание о Кавказе» и «Черкес». Вместе с Арнольди в доме остановился и его учитель живописи Р.К. Шведе.

Дом отреставрировали, освободив от поздних пристроек, вернули ему прежний облик и прежде всего – просторную деревянную веранду, основанием которой служат пять каменных колонн. В 1979 году здесь открылась новая экспозиция. В ней собрано всё лучшее, что есть в музее, от классических работ XIX века до нашей современности, – живопись, графика, произведения скульптуры. Большинство экспонатов – подлинники, принадлежащие кисти и резцу выдающихся мастеров изобразительного искусства. В отдельно устроенных нишах представлены изящные предметы русского дворянского быта. Есть подобные вещи, бытовавшие и на Кавказе.

В интерьерах экспозиционных залов расставлена старинная мебель.

Открывает экспозицию великолепная работа В.В. Козлова и Л.А. Дитриха – скульптурный портрет М.Ю. Лермонтова. Еще в дореволюционное время он был представлен на конкурс как проект памятника поэту в Петербурге. Замысел этот тогда осуществлен не был, но по счастью в музее сохранилась авторская модель, выполненная в гипсе. В 1955 году по этой модели скульптуру отлили в бронзе. Поэт изображен в форме Тенгинского пехотного полка. Он стоит в глубокой задумчивости, наклонив голову и опираясь левой рукой о выступ скалы.

Правая рука поднесена к груди, словно затем, чтобы уменьшить душевную муку. Вид поэта передает его внутренний настрой накануне дуэли: «Что же мне так больно и так трудно…» В соседних залах представлены скульптурные портреты Лермонтова работы М.И. Цейдлера, А.С. Голубкиной, Н.И. Абакумцева, В.Г. Стамова.

В музее удалось собрать уникальную коллекцию иллюстраций к лермонтовским книгам. Здесь и В.А. Серов, и М.А. Врубель, и И.Е. Репин, и Б.М. Кустодиев, и И.Я. Билибин, и К.И. Рудаков, и Т.А. Маврина. Разумеется, их прекрасные работы широко известны и многим знакомы по репродукциям. Но тем приятнее увидеть их в подлиннике, своими глазами. В зале музея имеются замечательные вещи, которые посетитель увидит здесь впервые. Например, динамичный и живой «Кирибеевич» М. Езучевского. Или графические листы П.Л. Бунина – его иллюстрации совершенны в изяществе линий, идеальны по композиции, они образно и точно передают мир лермонтовских героев. Есть и новые имена: портрет поэта работы В.Д. Овчининского, яркая, необычная графика С.В. Филенко, гравюры И. В. Шаховской.

В экспозиции есть работы, датированные уже XXI веком. Трудно сказать, кто лучше понимал Лермонтова: художники прошлых веков или те, кто сегодня держит в руках кисть или перо. Несомненно одно: к Лермонтову художники будут обращаться всегда. Облик его столь притягателен, а мир его образов настолько красочен и богат, что невольно рождает в душе вдохновение и дарит радость творческого труда.

Дом А.А. Алябьева

Новый отдел музея, также находящийся в пределах мемориального лермонтовского квартала, открыт в 1997 году. Название его не случайно: в 1832 году именно в этом доме, принадлежавшем тогда майорше Карабутовой, снимал квартиру, находясь на излечении в Пятигорске, знаменитый русский композитор Александр Александрович Алябьев. Он вошел в историю русского искусства как автор прославленного романса «Соловей» на стихи А.А. Дельвига. Согласно сохранившимся документам пятигорской городской управы за 1832 год, «бывший подполковник Алябьев, лишенный чинов и дворянства и сосланный на жительство в Тобольск… прибыл для пользования глазной болезни на Минеральные воды, а 19 августа сего года выбыл из Пятигорска на Кислые воды. Квартировал в г. Пятигорске в доме умершей майорши Карабутовой».

Дом, в котором когда-то квартировал Алябьев, по счастью, сохранился. Ныне он реставрирован, ухожен, и в нем разместился один из отделов лермонтовского музея. Здесь расположены два просторных выставочных зала, где посетители могут познакомиться с графическими и живописными работами из собрания музея, а также и с персональными выставками многих известных в нашей стране художников, таких как И.Ф. Шаховская, В.П. Негуляев, В.Н. Кутявин, С.В. Филенко. Есть в доме Алябьева и уютный концертный зал. Здесь часто звучит музыка, можно услышать и облетевшего весь мир, вечно прекрасного «Соловья». Один из разделов экспозиции посвящен пребыванию А.А. Алябьева на Кавказе, другой раздел рассказывает об истории старинных кавказских музыкальных инструментов, воссозданных народным мастером из Кабардино-Балкарии В.Г. Ойберманом.

Также предполагается, что со временем в этом доме будет создана экспозиция «М.Ю. Лермонтов в музыкальном и театральном искусстве».

2.3 Традиции музея

В своем интервью директор музея Ирина Вячеславовна Сафарова сказала: «У нас в музее сложилась ситуация, когда мы стали выполнять роль культурно-досугового центра, а отдел «Дом Алябьева» вообще работает как клуб. Проводим концерты, творческие вечера-встречи, даем молодым художникам возможность выставиться, показать свои работы. Делаем это абсолютно бесплатно. Дом Алябьева и существует для того, чтобы все слои населения Пятигорска имели возможность приобщиться к культурным ценностям. Многие художники удивляются: у нас такой известный зал, музей, а мы ничего не берем за аренду. Привыкли, что сейчас за все везде нужно платить. Но наша принципиальная позиция — культура должна быть доступной».

И. В. Сафарова является организатором краевых и городских конкурсов на лучшую творческую работу о Лермонтове среди учащихся школ и средних учебных заведений. Ею осуществляется связь с творческими союзами и литературными объединениями края и республик Северного Кавказа. Проводятся совместные творческие вечера, авторские концерты, презентации книг лермонтовской тематики.
По инициативе Ирины Сафаровой в музее работает очень интересный выставочный проект: «М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой. ОчарованныеКавказом». Это совместная работа пятигорчан с Государственным музеем Л. Н. Толстого в Москве.
В музее возрождена традиция проведения Всероссийских лермонтовских конференций, в которых принимают участие ученые ведущих российских и зарубежных вузов. 
Немало сил и стараний потребовало от директора музея открытие новой экспозиции в литературном отделе.
- Перед нами стояла задача рассказать о пребывании Лермонтова на Кавказе современными музейными средствами, - пояснила Ирина Сафарова. - Считаем, что ее удалось осуществить авторам данного проекта. Музейные экспонаты предстают перед зрителями в современных витринах и планшетах, оборудованных системами охраны и освещения. Появилась возможность использования мультимедийных средств: в первом зале экспозиции планируются просмотры тематических фильмов и презентаций. Принципиально изменено световое решение - художникам и экспозиционерам удалось оформить музейное пространство таким образом, что демонстрация наиболее значимых экспонатов по теме «Лермонтов и Кавказ» достигает ожидаемого эффекта.
- Мы горды тем, что наш музей является самым посещаемым в Ставропольском крае, - с улыбкой говорит Ирина Вячеславовна. - В год здесь бывает около ста тридцати тысяч человек. Это очень серьезная цифра не только для провинциального, но и для столичного музея. Но надо отметить, мы полностью отдаем себе отчет в том, что эта популярность связана, конечно же, с именем Лермонтова, которое является своеобразным магнитом,

2.4 Сегодняшние проблемы музея

По постановлению правительства 1973 года в музей-заповедник вошли все Лермонтовские места Кавминвод: Эолова арфа, Грот Лермонтова, Цветник, Академическая галерея, Ресторация, памятник Лермонтову, место дуэли, гора Кольцо, Лермонтовская скала. Сейчас эти уникальные достопримечательности являются памятниками федерального значения, но находятся на балансах разных организаций и имеют разную степень сохранности. Сохранение и реставрация лермонтовских мест финансируются очень плохо, что представляет большую проблему для Пятигорска и всего региона Кавказских Минеральных Вод. Город Пятигорск в силу своих возможностей помогает этим достопримечательностям, проводится мелкий ремонт, но этого недостаточно, ведь за ними нужен постоянный уход.

Работники музея стараются привлечь людей, рассказывают, как это было в начале ХХ века, когда музей создавался, приводят пример одного из первых его попечителей, Дмитрия Михайловича Павлова, известного краеведа, члена Кавказского общества. Будучи основателем музея, он сам многое для него приобрел за свои деньги. Нельзя сказать, что в наше время стоит очередь из меценатов и спонсоров. Однако, находятся люди, помогающие сохранять культуру Пятигорска. Недавно была возрождена традиция попечительского совета, почетным председателем которого является Михаил Юрьевич Лермонтов, представитель рода поэта, живущий в Москве и возглавляющий Национальный Лермонтовский центр. Сам музей М.Ю.Лермонтова финансируется из краевого и государственного бюджетов. Радует то, что, наконец, дом-музей великого поэта получил государственную поддержку и были профинансированы реставрационные работы усадьбы.

III Заключительная часть

3.1 Почитание лермонтовского наследия

Ежедневно, в течение многих десятков лет, тысячи туристов приходят посетить музей домик Лермонтова где в последние два месяца своей жизни жил великий писатель М.Ю.Лермонтов. Сегодня это центральная достопримечательность лермонтовского заповедного комплекса. Это место освященное гением литературы и талантливым художником, память о котором не сотрется годами и столетиями.

Однако, работники музея отмечают, что если провести анализ посещения музея школьниками, получаются удручающие результаты. В музей часто приезжают дети из других городов и даже республик. А наши ребята по сравнению с ними в доме-музее Лермонтова гости редкие.

Мне повезло. Я живу в крае, где все проникнуто духом истории. Именно здесь создавал свои бессмертные произведения М.Ю.Лермонтов, здесь нашел приют его «мятежный дух». Жители Кавказских Минеральных Вод трепетно хранят великое наследие. Домик-музей М.Ю. Лермонтова является самым посещаемым музеем Ставропольского края, да наверное, и в России. Я убеждена, что причина этого в имени Лермонтова, к которому сюда приходят люди. И как же может не волновать, не тревожить это последний приют поэта, когда все в нем - и внешний вид, и внутренняя обстановка – переносит в те дни, когда здесь жил Михаил Юрьевич. Затаив дыхание, слушаю экскурсовода, читающего мое любимое стихотворение поэта:

«Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?  

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!»

 Как странно звучат эти строки. Молодой офицер, любящий жизнь, мечущийся в поисках счастья, не нашедший его. И скромный приют, маленький домик под камышовой крышей. Как жил поэт в эти последние месяцы? Что чувствовал? О чем мечтал?  

Вы выходите из «Домика» с таким чувством, как будто побывали у близкого человека, дорогого друга, в чью смерть не верите. Да её и нет для великих людей, для гения Лермонтова. Именно здесь зажег Лермонтов неугасающий благодатный поэтический очаг, согревающий сердца всех кто к нему приходит.

IV. Список используемой литературы

Архив АН СССР, ф.9. «Дело о приобретении «Домика Лермонтова» в Пятигорске»

Арнольди А.И. ЛЕРМОНТОВ В ПЯТИГОРСКЕ В 1841г. – в кн. Литературное наследство

ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Мартьянов П.К. Последние дни жизни поэта М.Ю.Лермонтова – «Исторический вестник» 1892, т.2-4

Щеголев П.Е. Книга о Лермонтове, т.2, Л., 1929

Яковкина И.Е. Последний приют поэта. Домик М.Ю.Лермонтова. Четвертое издание, исправлено и дополнено.

Васильева Т.Н. Музей «Домик Лермонтова» и лермонтовские местаПятигорья в иллюстрациях художника И.Н.Фомина 1943-1946 гг.

М.Ю.Лермонтов: межкультурный диалог на Евразийском пространстве. Материалы Международной научной конференции, посвященной 200-летию содня рождения поэта. - Пятигорск: ПГЛУ, 2015. 

Маркелов Н.В. Лермонтов на Кавказе. Серия «Книга с военной историей». - М.:Гелиос АРВ, 2015. // Ставропольский хронограф на 2014 год. Краеведческийсборник. - Ставрополь, 2014. «Собранье редкостей или замечательныхпредметов» и др., всего 11 глав)

V. Приложение

Экспозиция «Лермонтов на Кавказе»

Экспозиция второго зала

Начало военной карьеры М.Ю. Лермонтова. Зал 3

Картина Михаила Лермонтова «Вид Крестовой горы»

Экспозиция 4 зала

Экспозиция 5 зала

Экспозиция 6 зала. Жизнь Пятигорска. Начало 1840-х годов.

Гостиная дома Верзилиных.

Комната М.Ю. Лермонтова

Дом И.В. Уманова

Дом А.А. Алябьева

Просмотров работы: 414