Введение
Морской кадетский корпус, с первых лет своего существования стал давать флоту доблестных, образованных офицеров. В Морском корпусе получили образование почти все выдающиеся моряки российского флота. Боевые подвиги флота всегда побуждали воспитанников Морского корпуса к совершенствованию своей подготовки, к стремлению укрепить славу флота своими делами. В стенах корпуса подготовлено не одно поколение моряков, прославивших Россию своими подвигами на морях и океанах.
Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии французского языка, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Помимо службы на флоте «маленькие капитаны» в истории России сыграли огромную роль, принеся немалую пользу России и в других научных областях - в деле кораблестроения, русской артиллерии, развития инженерного дела. Очень многие из них также развивали отечественное искусство и культуру на благо Отечества.
Что объединяет таких разных, но выдающихся наших соотечественников, как: фельдмаршал Михаил Кутузов, адмирал Федор Ушаков, изобретатель лампы накаливания с вольфрамовой нитью Александр Лодыгин, летчик Петр Нестеров, первым в мире выполнивший «мертвую петлю», великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, выдающийся лексикограф, этнограф, писатель Владимир Даль? Все они в разное время были кадетами Российской Империи. И каждый из них внес свой вклад в развитие страны.
В прошлом учебном году в стенах нашего училища мы торжественно отмечали 215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля. Мой интерес к изучению творчества Владимира Даля был вызван занятиями по истории и русскому языку, на которых я узнал много интересного о нем. Творчество и увлечения этого человека многочисленны и разнообразны, но большинство людей, к сожалению, знает его только как автора «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника русских народных сказок и пословиц.
А ведь В. И. Даль был выпускником Морского кадетского корпуса, служил мичманом, а впоследствии стал блестящим военным врачом. Захотелось узнать больше об этом удивительном, универсальном человеке. Этот интерес и определил тему нашей работы.
В ходе переосмысления нашей военной истории в целом и кадетских корпусов в частности, актуальность нашего исследования состоит в том, что роль В.И.Даля как питомца Морского кадетского корпуса малоизучена. Необходимо проводить исследования малоизученных аспектов по истории создания и развития военных училищ и кадетских корпусов, системы воспитания в кадетских корпусах, деятельности командования военно-учебных заведений, судьбы кадет, в иммиграции в том числе.
Объектом исследования является выдающиеся выпускники - кадеты в истории Русской армии в дореволюционный период. Предметом исследования являетсяучастие и роль В.И. Даля в истории Русской армии.
Цель нашей работы: изучить биографию В.И. Даля как выдающегося выпускника-кадета не только в истории Русской армии, но и в истории Отечества.
Задачи исследования: найти и изучить фактический материал различных источников, провести его анализ, на его основе составить краткую историю создания Морского кадетского корпуса. Определить и показать роль В.И. Даля в истории Русской армии.
При написании данной работы нами были использованы следующие методы: сравнительный метод, изучение публикаций и статей, методы анализа и синтеза, наблюдения, описания.
Промежуточные результаты:
1.Изучена и составлена краткая история создания Морского кадетского корпуса.
2.Определены участие и роль Владимира Даля в военной и государственной службах.
Основные результаты: мы пришли к выводу о том, чтоистория создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I, и успешно продолжается поныне.
Также, что Владимир Иванович Даль является выдающимся выпускником–кадетом: в ходе сражений русско-турецкой войны 1828—1829 и польской кампании 1831 года он показал себя не только как блестящий военный врач, но и как отважный воин. А для развития страны он совершил подвиг в области языкознания.
История создания Морского корпуса
Глубокие преобразования, осуществляемые ныне в России и её Вооруженных Силах, вызывают более пристальное внимание к историческому прошлому страны и армии.
В отстаивании и вооруженной защите государственных интересов России особая роль всегда отводилась офицерскому корпусу - цементирующей силе русской армии.
Важные мероприятия, имеющие непосредственное отношение к системе подготовки офицерских кадров, относятся к периоду военной реформы Петра I, направленной на создание в России регулярной армии.
Наряду с обязательной записью дворянских детей в полки, где они должны были ознакомиться с военной службой, начиная с нижних чинов вплоть до получения офицерского звания, привлечением на русскую службу сведущих иностранцев и отправкой молодых соотечественников для обучения за границу, великий реформатор принял меры для подготовки в самой России специалистов, знакомых с различными отраслями военного дела.
С этой целью в самом начале XVIII в. были созданы первые военные дворянские школы для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным специальностям.
Специализированные навигационные, артиллерийские и инженерные школы готовили дворянскую молодёжь к морской, артиллерийской и инженерной службе. Эти школы, равно как и опыт таких стран, как Пруссия, Франция, Дания, стали основой для создания в России первых кадетских корпусов, сыгравших значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии - военной касты в самом высоком и лучшем понимании этого слова.
Кадетские корпуса первоначально возникли в Пруссии1. В 1659 г. там были созданы школы для подготовки дворянских детей к военной службе, и в этом же году учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми военной службы. В 1716 г. король Пруссии Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. По прусскому подобию кадетские корпуса возникли во Франции, Дании и ряде других европейских стран. Воспитанники кадетских школ стали называться кадетами. Слово «кадет» (от фр. - младший, несовершеннолетний) - так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин2.
Морской корпус старейшее в России Военно-морское учебное заведение среди российских кадетских корпусов. Ведь он ведет свою генеалогию от Навигацкой школы, от основателя русского флота - Петра Великого.
Если хронологически кратко представить историю кадетского корпуса, то выглядеть это будет так:
1701 г. - Школа математических и навигацких наук
1715 г. - Академия Морской Гвардии
1752 г. - Морской Шляхетный Корпус
1802 г. - Морской Кадетский Корпус
1867 г. - Морское Училище
1891 г. - Морской Кадетский Корпус
1906 г. - Морской Корпус
1914 г. - Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус
1916 г. - Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище
В 1918 году Морское училище было закрыто. В его здании открыты Курсы командного состава флота, реорганизованные в 1919 году в Училище командного состава флота.
С 1926 по 1998 годы училище носило имя М. В. Фрунзе.
1 ноября 1998 года в результате объединения Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола был создан Санкт-Петербургский военно-морской институт.
25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России институту было присвоено название «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт».
История Морского кадетского корпуса сегодня продолжается в трех учебных заведениях: Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт, Кронштадтский морской кадетский корпус и Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
Таким образом, история создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1696 году и продолжается ныне.
Владимир Даль – выдающийся выпускник-кадет
Даль Владимир Иванович родился 10 ноября 1801 году в Луганске в семье лекаря Ивана Матвеевича Даля и его жены пианистки Марии Христофоровны, урождённой Фрейтаг. Его отец, обрусевший датчанин принял российское подданство по приглашению императрицы Екатерины II в 1799 году.
Когда Далю было всего четыре года, его семья переехала в Николаев. Выслужив в 1814 году дворянство, Иван Матвеевич, старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском Морском кадетском корпусе за казённый счёт.
И в возрасте тринадцати с половиной лет вместе с братом Карлом (младше его на год) поступил в петербургский Морской кадетский корпус, где обучался с 1814 по 1819 годы. Выпущен 2 марта 1819 года мичманом на Черноморский флот, двенадцатым по старшинству из восьмидесяти шести. Позднее учёбу описал в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».3
Окончив курс, он был произведён в мичманы, проходил офицерскую службу сначала на Чёрном (1819—1824), а потом на Балтийском морях (1824—1825).
После нескольких лет службы на флоте Владимир Даль в 1826 году поступил в Дерптский университет на медицинский факультет.
Учёбу пришлось прервать в 1828 году, с началом войны с турками, когда в связи с распространившимися за Дунаем случаями чумы действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. Владимир Даль досрочно «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии». В 1828 году он был зачислен в главную квартиру при подвижном госпитале 2-й действующей армии, причем участвовал во многих сражениях: в осаде Силистрии, под Кулевчею и Шумлою, при взятии города Сливны, занятии Адрианополя и др.
В Яссах и Каменец-Подольске энергичными мерами он воспрепятствовал распространению холеры и был награжден серебряною медалью на георгиевской ленте.
В 1831 г., В. Даль отличился в польской кампании: спешной наводкой моста через Вислу, у местечка Иозефова, и геройской защитой его с небольшим отрядом солдат он доставил возможность переправиться через Вислу всему отряду генерал-лейтенанта Ридигера и совершить затем движение, весьма важное в стратегическом отношении. Потом В. Даль, с опасностью для собственной жизни, лично разрушил мост и за свой подвиг получил от Николая I в награду бриллиантовый перстень, орден Святого Владимира 4-ой ст. и знак отличия военного достоинства 3-й ст.
С марта 1832 года он служит ординатором в столичном военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. П. И. Мельников пишет: «Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия катаракты, и всё вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая» 4.
Таким образом, мы видим, что в ходе сражений русско-турецкой войны 1828—1829 и польской кампании 1831 года Владимир Даль показал себя не только как блестящий военный врач, но и как отважный воин.
Но не военная, а впоследствии и государственная служебная деятельность, в которой также проявились его выдающиеся административные способности, создали В. Далю громкое имя, а его заслуги в области отечественной словесности.
В 1849 г., по вызову главного начальника над военно-учебными заведениями, Даль написал два учебника: по ботанике и по зоологии.
Также к нему же в пятидесятых годах обратился Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич с приглашением написать книжку для чтения матросов. Бывший мичман Черноморского флота написал сто одиннадцать рассказов, которые изданы под названием: «Матросские досуги» в 1851 г.
Этнографические наклонности рано обнаружились у Даля: уже в молодости он почувствовал какое-то восхищение народной песнею, обычаем, преданием, языком. И он задался целью разыскать подлинную русскую народность в языке и обычаях. Уже с 1819 г. Даль усердно начал вести заметки, записывал слова, прислушивался к говорам, собирал пословицы, сказки, песни, поверья, суеверья и т. п. Служба в Черноморском флоте, турецкий поход, польская кампания, поездки по Оренбургскому краю и Нижегородской губернии, — все это доставляло Далю обширный материал для изучения народного быта и увеличивало запасы пословиц и материалы для будущего Толкового Словаря. И в историю нашей культуры Владимир Иванович Даль вошёл именно как создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", отразившего с исключительной полнотой словарный состав языка XIX века. Он совершил подвиг в науке, создав за 50 лет словарь, для составления которого потребовались бы "целая академия и целое столетие"5. Более всего он любил русское слово и в эту огромную копилку складывал живые русские слова, а вместе с ними — пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, верования, предания, присказки, побасёнки, даже игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что Владимир Даль был писателем, этнографом, медиком, ботаником, географом, чиновником, моряком, инженером, участником двух военных кампаний: турецкой и польской. Жизнеописание В.И. Даля напоминает настоящий роман воина, путешественника и неутомимого труженика. Он называл себя "учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка"6.
Литература
Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России, XVIII век - начало XX века. Диссертация,2002.
Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале. — М.: Детская литература, 1966.
Бегишева А. Очарованный странник // GEO : журнал. — 2008. — Декабрь (№ 129).
Бессараб М. Я. Владимир Даль: Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык. М.: Современник, 1972.
Владимир Иванович Даль: Жизнь и творчество. М.: Пашков Дом, 2004.
Даль Владимир Иванович // Энциклопедия «Кругосвет». 2009.
В. И. Даль: Биография и творческое наследие: Библиогр. указатель / Сост.: Н. Л. Юган, К. Г. Тарасов; Научн. ред. Р. Н. Клейменова. — М.: Флинта, Нацка, 2011.
Мельников П. И. (Андрей Печерский). Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале. https://ru.wikipedia.org/
Костинский Ю. М. К 200-летию со дня рождения Даля : [ч. 1, ч. 2] // журнал «Грамоты.ру». — 2001
Порудоминский В. И. Даль. — М.: Молодая гвардия, 1971. (Жизнь замечательных людей).
Советская энциклопедия Т.2, 1962.
Советская энциклопедия Т.2, 1962. С.197
Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России, XVIII век - начало XX века. Диссертация,2002.
Даль Владимир Иванович // Энциклопедия «Кругосвет». 2009. С.124-127
Мельников П. И. (Андрей Печерский). Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале. https://ru.wikipedia.org/
Мельников П. И. (Андрей Печерский). Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале. https://ru.wikipedia.org/
Владимир Иванович Даль: Жизнь и творчество. М.: Пашков Дом, 2004. С.98