Научно-исследовательская работа
ИСТОРИЯ
Тема работы
ДОРОГА ЖИЗНИ
Выполнила:
Киселева Анна Алексеевна
учащаяся 9 а класса
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №251» ГО ЗАТО Фокино
Руководитель:
Ткаченко Оксана Николаевна
учитель истории и обществознания, МКОУ СОШ № 251
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
|
I |
Город-герой Ленинград (Санкт- Петербург) |
6 |
1.1 |
История Ленинграда |
6 |
1.2 |
Блокада Ленинграда |
7 |
1.3 |
Дорога жизни в XX веке |
12 |
1.4 |
Дорога жизни в XXI веке |
15 |
1.5 |
Герои Дороги Жизни |
20 |
II |
Результаты исследования |
22 |
Заключение |
25 |
|
Список использованных источников и литературы |
27 |
|
Приложение |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Дорогой
жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы
многих к многим.
Ещё не знают на
земле
страшней и радостней дороги..
Ольга
Берггольц
Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя. Дорога жизни – это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. За этот период в осажденный город было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов эвакуировали более миллиона человек. Каждый рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже невозможна.С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни" и участок "Дороги Жизни" 1941-1943 г.г. сохраняется как исторический памятик военного времени. Никто не знает, сколько людей погибло на "Дороге жизни" — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные "полуторки" ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.Память о массовом героизме советских людей увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо", ансамбль "Румболовская гора", памятник "Цветок жизни. В своей работе мы представили наиболее интересные факты о Дороге жизни, которые нам удалось найти. Эта тема актуальна, так как мы жители России должны знать историю и подвиги наших людей, и мы должны гордиться своей Родиной. Более того, эта тема обладает научной актуальностью и культурной ценностью, так как Дорога Жизни является частью Российской истории.
Проблема исследования:дорога жизни в XXI веке и сохранение для будущего поколения.
Тема исследования: Дорога жизни.
Объектом являются учащиеся МКОУ СОШ № 251 8,9 и 11 классов
Предмет: Дорога жизни.
Цель: исследование Дороги жизни в XXI веке.
Гипотеза: если мы не изменим своего отношения к военно-историческим памятникам, то не сможем их сохранить для будущего поколения.
Задачи: познакомиться с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; познакомиться с термином блокада, с историей возникновения Дороги жизни; выявить значение Дороги жизни для блокадного Ленинграда; выяснить отношения учащихся и учителей к ВОВ, к Дороге жизни; выяснить проблемы Дороги жизни для сохранения будущего поколения.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности, методы количественного и качественного анализа результатов обследования. Структура исследования: данное исследование состоит из двух частей, списка использованной литературы и приложения.
Данный вопрос изучен хорошо, но при написании данной работы я столкнулась с проблемой нехватки публикаций, книг и газет в нашем регионе. Страницы этой истории писали исследователи Поздняков В. И., Иринчеев Б. К., Адамович А. Г., Гранин Д.В., Дэвид Гланц, Ковальчук В.М., Лукин В.Е, Негробов Н.Д., Потемкин П.И. Никитин В. Сульдин А. В. Стахов Г.Х. Знаменитая книга о блокадном Ленинграде ( «Блокадная книга») написана с соавторстве Даниилом Граниным и Алесем Адамовичем основана на подлинных материалах - документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, и повествует о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда... Лихачев Д.С. в своей книге «Воспоминания» рассказывает о горестях и лишениях этой страшной войны. И. Розенберг в книге «Дорога жизни, как слеза» и в сборнике «На Дороге жизни» рассказывается не только о тех, кто работал на льду Ладоги, но и о моряках Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, о железнодорожниках — обо всех, кто в сложнейших условиях снабжал воинов Ленинградского фронта и ленинградцев всем необходимым для борьбы и победы. В этом смысле создание ледовой дороги, названной Дорогой жизни, было равнозначно выигранному сражению. В книге «Операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда» освящается сражение в Южном Приволжье, которое стало переломным моментом героической и драматической борьбы за Ленинград, а в практическом путеводителе «Дорога жизни. Дорога победы» раскрывается история Ладожской дороги.
Нами было проведено исследование Дороги Жизни, которое проводилось среди учеников 8,9 и 11 классов МКОУ СОШ № 251. Исследование проходило в несколько этапов: теоретическое исследование и исследование проблемы Дороги жизни. Исследование проходило в виде анкетирования. В исследовании приняли участие 97 человека. Были разработаны вопросы анкеты. Была проведена обработка полученных результатов по выявлению проблем Дороги Жизни в XXI веке. Проведя исследовательскую работу, мы пришли к следующим выводам: блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Согласно документам Нюрнбергского процесса, за это время от голода, холода и бомбежек умерло 632 тысяч человек из 3 миллионов довоенного населения. Дорога Жизни —это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Значение Ладожской коммуникации невозможно переоценить. Она спасла ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады, явилась путем, по которому осуществлялась его связь со всей страной, оказавшей ему всю возможную поддержку. Проведя анкетирование среди учащихся 8,9,11 классов мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы гордятся и интересуются историей нашей Родины и поэтому необходимо изучать и интересоваться культурой России.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы вызвать мотивацию у сверстников к изучению ВОВ, к памятнику «Дорога жизни», привить чувство гордости и уважения к своей Родине, воспитывать любовь и уважение к памятникам культуры. Практический материал может быть использован педагогами и родителями для совместной работы с детьми, а также самими детьми для самостоятельного изучения.
IГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД (САНКТ- ПЕТЕРБУРГ)
История Санкт-Петербурга необычна с самого момента возникновения этого города. В отличие от остальных - эта столица возникла не естественным путем и имела стратегическую необходимость. История Петербурга началась с «царского каприза», с имперского решения основать новый град, «столицу-мечту».
ИСТОРИЯ ЛЕНИНГРАДА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Санкт-Петербург был основан по приказу Петра I 16 мая 1703 года (по старому календарю - 27 мая). Первоначально город назывался Санкт-Питер-Бурх в честь апостола Петра и созвучно с голландским городом Sint-Petersburg. Первым строением города была крепость, первый камень в ее основание был заложен именно 16 мая 1703 года на Заячьем острове, расположенном всего в нескольких километрах от Финского залива. План крепости начертил лично Петр I. Изначально стены крепости были насыпными. Укрепления из камня стали делать только в 1706 году. Город строился на месте болот, которые осушались силами вольнонаемных рабочих. Строительством городских сооружений руководили приглашенные зарубежные инженеры, а сами строительные работы проводили каменщики со всей страны. Для скорейшего возведения города Петр I запретил строительство из камня по всей стране, что вызвало приток специалистов в новый город. Первыми жителями нового города становились солдаты и матросы, несшие службу на данной территории, а также крестьяне и ремесленники [7]В 1712 году город стал столицей Российской Империи, приютив в своих стенах царский двор. В январе 1725 Петр I умирает, но история Санкт-Петербурга продолжается. В 1727 году был построен первый мост через Неву, соединивший Адмиралтейскую часть города с Васильевским островом. Однако, просуществовал он всего одно лето. Первый постоянный мост через Неву был построен лишь в 1850 году и получил мало кому известное название Невский. Затем он еще 3 раза менял свое имя – Благовещенский, Николаевский и, наконец, получил название, под которым нам известен в настоящее время - мост лейтенанта Шмидта. История Зимних Дворцов Петербурга начинается еще с 1711 года, когда по указанию Петра I был построен небольшой «деревянный домик в голландском стиле». Но уже в 1712 году он был перестроен и превратился в настоящий дворец. Вскоре по проекту И. Матарнови был построен второй Зимний дворец. Через несколько лет архитектор Д. Трезини построил третий Зимний дворец, использовав второй дворец в качестве западной части нового сооружения. Затем последовали четвертый и пятый. Самым известным стал шестой Зимний Дворец, завершенный великим архитектором Растрелли в 1762 году. В 1764 году был построен Эрмитаж (в переводе с франц. – место уединения или хижина отшельника).К началу 19-го века население города достигло 200 тысяч человек, что лишь немного уступало населению Москвы в тот же период. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади города произошло восстание декабристов, послужившее первым значительным толчком страны к отмене крепостного права в 1861 году [26].
1917 год стал годом начала революции. Февральская революция свергла царский режим, на место которого пришли Временное правительство и Петроградский Совет. Далее последовала Великая Октябрьская революция и Гражданская война. В 1918 году столицей России стала опять Москва . А уже в 1924 Санкт-Петербург был переименован в Ленинград. Вторая Мировая война оставила свой тяжелый отпечаток в истории города. Блокада Ленинграда длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. До сих пор нет точных данных по количеству погибших – разные источники говорят о жертвах от 300 тысяч до 1,5 миллионов. По официальным данным эта цифра около 700 тысяч. Город был обескровлен, но выстоял. Жители города выдержали 900 дневную блокаду Ленинграда, превозмогаю голод и болезни работали над обороной города, многие сражались в отрядах народной самообороны и среди партизан. Именно за этот факт Гитлер особенно ненавидел Ленинград и намеревался не просто оккупировать город, но полностью стереть его с лица, устроив настоящий геноцид. 1 мая 1945 года ему было присвоено звание города-героя.
6 сентября 1991 года Ленинград опять стал Санкт-Петербургом. В настоящее время Санкт-Петербург по праву считается северной столицей России. Таким образом, город основан 16 мая 1703 года по указа Царя Петра I. С 1712 по 1918 гг город являлся столицей Российской Империи.[19] В 1917 году именно в Санкт-Петербурге вспыхнуло восстание рабочих, которое затем превратилось в социалистическую революцию.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
Захват Ленинграда — крупнейшего экономического и культурного центра Советского Союза — являлся одной из важнейших целей немецко-фашистского командования в ходе войны против СССР. В конце июня - начале июля немецкие войска захватили большую часть Прибалтики и вступили на территорию Ленинградской области. 9 июля пал Псков, и вражеским войскам открылся удобный и короткий путь к Ленинграду, который, однако, преграждал созданный в первые недели войны Лужский оборонительный рубеж. Бои у Луги не позволили захватить Ленинград сходу, задержали продвижение немецких частей почти на месяц и дали возможность советским войскам создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к городу. В середине августа немцы сумели преодолеть укрепленный район и выйти на оперативный простор перед Ленинградом. Одновременно с действиями немцев, в конце июля началось крупное наступление с севера финских войск. Стремясь захватить Ленинград, гитлеровцы учитывали его огромное экономическое и стратегическое значение. Они стремились уничтожить Балтийский флот, вывести из строя промышленность города, овладеть удобными морскими путями для снабжения войск групп армий «Север» и «Центр», а также использовать его как плацдарм для нанесения удара в тыл советским войскам, прикрывавшим Москву. С захватом Ленинграда связывались и определенные расчеты психологического характера. Гитлер считал, что с падением города на Неве «будет утрачен один из символов революции… и что дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван» и, более того, что для Советского Союза «может наступить полная катастрофа»[2].
Для наступления на Ленинград была предназначена одна из трех стратегических группировок вермахта — группа армий «Север» под командованием представителя старой гвардии кадровых офицеров шестидесятипятилетнего генерал-фельдмаршала В. фон Лееба, насчитывавшая 29 дивизий. Вместе с частью сил группы армий «Центр», которая должна была взаимодействовать с группой армий «Север», вся группировка, нацеленная на Ленинград, состояла из 42 дивизий, в которых насчитывалось около 725 тыс. солдат, свыше 13 тыс. орудий и минометов, не менее 1500 танков[3].Совместно с войсками фашистской Германии против СССР должны были действовать войска Финляндии, что было предусмотрено договором между этими странами. «Для нас, — писал Г. К. Жуков, — потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьезным осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, и израсходовать при этом стратегические резервы, которые готовились Ставкой для защиты столицы. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот. Все эти обусловили крайнюю ожесточенность и напряженность борьбы за Ленинград» [4].
Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, при этом немецкая армия значительно превосходили силы Красной Армии. К 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути, соединяющие Ленинград с территорией СССР. В начале сентября финны вышли к Карельскому укрепрайону, перерезали Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал — главные маршруты для поставки грузов в Ленинград. А к 8 сентября полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно 8 –е сентября - день начала блокады Ленинграда. Блока́да – это окружение войск противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром [4].
8 сентября
войска группы армий «Север» захватили
Шлиссельбург, тем самым блокировав
Ленинград с суши. Немецкие части
продолжали развивать наступление на
город, однако советские войска стояли
под Ленинградом насмерть. Начались
кровопролитные бои на «Пулковских
высотах» и южных окраинах города. 9
сентября в Ленинград прибыл Г.К. Жуков.
Отстранив от командования Ворошилова,
он отменил все приготовления к сдаче
города. Было приказано защищать Ленинград
до последнего человека. Опасаясь больших
потерь при штурме, А. Гитлер приказал
начать долговременную осаду, сказав:
«Этот город надо уморить голодом.
Перерезать все пути подвоза, чтобы туда
мышь не могла проскочить. Нещадно
бомбить, и тогда город рухнет, как
переспелый плод». С 4 сентября начались
массовые бомбежки города, в городе
начала ощущаться нехватка продовольствия,
с 20 ноября 1941 года начали выдавать хлеб
по карточкам: 250 гр. рабочим, 125 гр. всем
остальным [3].
Но
Ленинград продолжал работать и давать
стране орудия. За время блокады было
отремонтировано более 2 тысяч танков,
полторы тысячи самолетов, тысячи морских
и полевых орудий, изготовили 225 тысяч
автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10
миллионов снарядов и мин. К моменту
отмены немецким командованием приказа
о штурме (14 сентября) линия фронта
проходила всего лишь в 4 км от Кировского
завода и в 16 км от Зимнего дворца.
Однако бои под городом не прекратилисьн
емецкие войска начали массированный
артиллерийский обстрел и бомбёжки
Ленинграда, стремясь разрушить город.
Была подтянута тяжелая осадная
артиллерия, фашисты начали методично
разрушать город. За время блокады, немцы
обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150
тыс. снарядов. К моменту полной блокады,
удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую
часть жителей (менее 500 тыс.). В городе
остались 2,5 млн. граждан, среди которых
400 тыс. детей. За первую блокадную зиму
немцам удалось разбомбить продовольственные
склады, в результате чего Ленинград
оказался без запасов. Хлеб доставлялся
только авиацией, или по дороге, проложенной
по льду Ладожского озера. Под постоянной
бомбежкой и артобстрелами водители,
несмотря на огромные потери, доставляли
по «Дороге жизни» лишь небольшое
количество необходимых продуктов. По
свидетельству блокадников, эта пайка
хлеба представляла собой маленький,
липкий, сырой кусочек, состоящий из
отрубей и небольшой части муки [22] Жители
стали употреблять в пищу все, что могло
заглушить чувство голода. В довершение
всего вышла из строя система городского
водоснабжения, и воду пришлось брать
из Невы и каналов. Зима 1941 г. выдалась
необычайно суровой. Несмотря на
явное превосходство фашистское
наступление на Ленинград было остановлено,
в помощь Красной Армии была создана
армия народного ополчения составом 130
тысяч человек, свыше 500 тысяч жителей
работали на оборонительных рубежах, в
городе было оборудовано свыше 22 тысяч
огневых точек, на многих улицах были
установлены противотанковые баррикады.
Ослабить фашистское наступление помогли:
партизанские отряды жителей из Новгорода,
Старой Руссы, Пскова. Также город
жил обычной жизнью - работали театры (в
Мариинском театре показывали балет),
библиотеки, школы. Писатель Александр
Фадеев сказал: «И самый великий подвиг
школьников Ленинграда в том, что они
учились»[11].Учились в бомбоубежищах,
где стоял лютый мороз и замерзали
чернила. Один
из ярких примеров поразительной
самоотверженности и любви к Родине,
жизни, родному городу является история
создания одного музыкального произведения.
Во время блокады была написана известнейшая
симфония Д. Шостаковича, названная позже
"Ленинградской". Композитор начал
её писать в Ленинграде, а закончил уже
в эвакуации. Когда партитура была готова,
её доставили в осаждённый город. К тому
времени в Ленинграде уже возобновил
свою деятельность симфонический оркестр.
В день концерта, чтобы вражеские налёты
не могли его сорвать, наша артиллерия
не подпустила к городу ни одного
фашистского самолета! Все блокадные
дни работало ленинградское радио,
которое
было для всех ленинградцев не только
живительным родником информации, но и
просто символом продолжающейся жизни.
Известен дневник Тани Савичевой -
маленькая записная книжка, в которой
всего 9 записей о смерти каждого из
родных. Героизм маленькой 12-летний
девочки состоял в том, что она, становясь
свидетельницей смерти своих родных не
испугалась, не опустила руки, а наоборот
делала записи. Ее записи впоследствии
сыграли историческую роль - они
были предъявлены на Нюрнбергском
процессе в
качестве одного из документов, обвиняющих
фашизм в преступлениях против
человечества. В
конце декабря хлебная пайка стала вдвое
больше - к этому времени значительная
часть населения погибла. Голод принял
невиданные масштабы. Начались случаи
людоедства. Многие жители, ослабев,
падали и умирали на улицах. Весной 1942
г. после таяния снега в городе было
обнаружено 13 тыс. трупов. Особенно
тяжелым было положение детей, оставшихся
без родителей. Обессиленные, они лежали
в холодных квартирах, едва передвигались.
Ужас от перенесенных невзгод застыл в
их лицах. Многие из них по 10-15 дней не
видели горячей пищи или просто кипятка.
От голода во время блокады погибли 642
тыс. человек.
Так город жил более двух лет! В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была снята. Операция "Искра" по снятию блокады длилась с 12 января по 6 февраля 1944 года, в эти дни шли непрерывные артиллерийские и танковые бои на Неве. к 27 января 1944 года с помощью кронштадтской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью. снята. И 6 февраля 1944 года прямо во время боев по железной дороге Шлиссельбург – Поляны прошли первые поезда. Транспортное снабжение города с Большой Земли было восстановлено.[4] За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Герой Советского Союза, в том числе восемь человек – дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями. Медалью «За оборону Ленинграда» наградили более 1,5 миллиона человек. Город-герой выстоял. Ленинград, чего как раз больше всего боялся Гитлер и за что он хотел уничтожить город, показал всему миру силу свою духа, героизм и гордость русского народа. После снятия блокады с Ленинграда серьезно пошатнулись настроения не только фашисткой армии, но и в странах-союзницах фашисткой Германии. Таким образом, блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Для снабжения людей продуктами питания, советские войска освоили водный маршрут – Дорога жизни.
1.3 ДОРОГА ЖИЗНИ В XX ВЕКЕ
Дорога жизни — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по Дороге жизни производились на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге. Она спасла ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады, явилась путем, по которому осуществлялась его связь со всей страной, оказавшей ему всю возможную поддержку. Так, к началу Великой Отечественной войны Ладожское озеро было мало освоено, слабо изучено, на нем не было необходимого озерного флота, отстойных бухт и никакого пристанского хозяйства. 30 августа 1941 года ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 км от Ленинграда. Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки[10]. Так начала действовать блокадная Дорога жизни. Дорога представляла собой сложнейшее инженерное сооружение. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Охрана и оборона "Дороги жизни" осуществлялась стрелковыми частями, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединенных в Ладожский район ПВО. От налетов немецкой авиации Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи. Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги. Наземную охрану осуществлял специально сформированный стрелковый полк, бойцы которого располагались на льду Ладожского озера, в 8-12 километрах от берега, занятого противником. Были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами. Перед передним краем были установлены сотни фугасов натяжного действия и несколько тысяч противопехотных мин. С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 097 т зерна, муки и крупы, более 1130 т мяса и молочных продуктов и др. грузов. Из Ленинграда водным путем было эвакуировано 33 479 человек. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство. Серьезную опасность для движения судов представляла вражеская авиация, часто налетавшая на транспортные суда и пристани. И только благодаря мастерству и мужеству команд суда совершали плавания в течение всей навигации. Количество продовольствия, привезенное по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города.
С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. После разведки, изучения ледовой обстановки и сооружения первой нитки ледовой магистрали 20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз, который возглавил старший лейтенант М.С. Муров. Около 350 саней направились на восточный берег озера в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА под командованием майора В. А. Порчунова (первыми десятью машинами командовал капитан Бирюкович). Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия. Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. В первых числах декабря лед окреп и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день, в ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек. С 1 января 1942 года трасса подвоза грузов для Ленинграда стабилизировалась, движение по ней было упорядочено. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Ледовая трасса работала бесперебойно. В целях еще большего сокращения пробега машин 11 января 1942 г. ГКО принял постановление о строительстве в месячный срок железнодорожной ветки Войбокало - Лаврово - Коса протяженностью 40 км. В условиях суровой зимы, на глазах у немцев, строительство дороги было завершено к 10 февраля. Ветка вплотную подходила к озеру. Протяженность трассы сократилась более чем наполовину, а расход горючего - на 200 т в сутки. Отдельная трасса, именовавшаяся "угольной", была проложена от ст. Коса до ст. Осиновец и по ней специальными машинами перевозилось топливо для Ленинграда. В течение целой недели - с 15 по 21 апреля - машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках. Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге. Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось, работники трассы перенесли с восточного на западный берег 65 т продовольственных продуктов.
Но была и другая дорога жизни — малая, по льду Финского залива, выполнявшая ту же функцию, что и Ладожская. В 1941—1944 годах, до снятия блокады Ленинграда по ней в обе стороны шли и ехали люди. Одни в Ораниенбаум, чтобы участвовать в обороне плацдарма. Другие, чтобы разгрузить осаждённый «пятачок» свободной земли от раненых и больных, старых и малых. Они собрались, здесь во время отступления из разных районов Ленинградской области, нуждались в лечении, продуктах, тёплом жилье. Часть из них затем осела в Лисьем Носу и Горской, а другая отправлялась на Большую землю по Ладожской трассе. Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов), по льду через Кронштадт дорога вела к Лисьему Носу и Горской. Ораниенбаумский плацдарм защищала созданная специально для этого Приморская оперативная группа из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Части 8-й армии в количестве 6 стрелковых дивизий, до этого оборонявшие «пятачок», были переправлены по Малой дороге жизни в Ленинград для усиления его защиты. По этой 37-километровой магистрали в дни блокады доставлялись разными видами транспорта в Ораниенбаум продовольствие, боеприпасы и многие другие грузы. Благодаря этому уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее, в 1941—1942 гг., от голода здесь погибло около 5000 человек. Летом 1942 большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны. С ноября 1943 года через Лисий Нос были переброшены большие армейские и флотские силы на Приморский плацдарм для подготовки прорыва вражеского окружения. Прорыв начался 14 января 1944 года. В июне 1944 года из Ораниенбаума в Лисий Нос было переброшено 22 тысячи бойцов с боевой техникой. Начался прорыв уже разрушенных артиллерией узлов сопротивления противника «Карельский вал». В Кронштадте есть памятник, который свидетельствует о роли ледовой Малой дороги жизни в освобождении Ленинграда от блокады. Благодаря Малой Дороге жизни поставлялись боеприпасы и многие другие грузы в Ленинград, а также эвакуировались люди.
Таким образом, с наступлением зимы 1942/43 года до 30 марта 1943 г. действовала ледовая трасса. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. Эвакуировано было около 1 млн 376 тыс. человек. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни". Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Она позволила городу выстоять в кольце блокады, явилась путем, по которому осуществлялась его связь со всей страной, оказавшей ему всю возможную поддержку. Следовательно, Военно-автомобильная дорога № 101 позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
1.4 ДОРОГА ЖИЗНИ В XXI ВЕКЕ
Участок "Дороги Жизни" 1941-1943 г.г. Сохраняется как исторический памятик военного времени. Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. «Зелёный пояс Славы» — 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории: Первые семь километров, по которым проходили транспортные колонны от станции Ржевка по Ленинграду, названы «Ржевским коридором». На трассе установлено четыре мемориальных стелы (архитектор В. С. Лукьянов). Этот участок является естественным продолжением Дороги жизни по городу. Мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни, состоящий из монумента, установленного в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова из восьми стел (страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой), установленных в 1975 году архитекторами А. Д. Левенковым, Г. Г. Фетисовым и инженером М. В. Коман. Мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км Дороги жизни во Всеволожске (1967, 1975, арх. П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин). Монумент «Катюша» на 17 км Дороги жизни у деревни Корнево (1966, арх. А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Л. В. Чулкевич, констр. Г. И. Иванов и Л. В. Изъюров) .56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал — Ладожское Озеро (1970 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн). 46 памятных километровых столбов на шоссе от станции Ржевка до Ладожского Озера, (1967, арх. М. Н. Мейсель) . Мемориальная трасса «Ржевский коридор», проходит по Рябовскому шоссе и шоссе Революции — установлено 4 памятные стелы (1985 г., автор мемориала арх. В. С. Лукьянов). Памятник-паровоз, работавший на Дороге жизни, установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро (1974 г., арх. В. И. Кузнецов).Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40 км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорево (монумент и зенитная пушка, 1966 г.; арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун. инж. И. А. Рыбин).Монумент «Переправа» близ посёлка имени Морозова на правом берегу Невы, посвящённый воинам-понтонерам (1970 г., арх. Л. М. Дрекслер, инж. Е. Н. Луцко). Стела «Стальной путь» на железнодорожной станции Петрокрепость, установленная в честь героев-железнодорожников, работавших на Дороге жизни (1972 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн, ск. Г. Д. Глинман), рядом — памятник-паровоз (1975 г.). Памятник-автомашина «Легендарная полуторка» на 103 км Петрозаводского шоссе, в Дусьеве у развилки на Войбокало (1974 г.; арх. А. Д. Левенков, худ. В. В. Фоменко). На берегу Финского залива у Малой Ижоры, памятник, посвящённый Малой Дороге жизни. На Румболовской горе (во Всеволожске, 10 км Дороги Жизни), бронзовая скульптура в натуральную величину с надписью «Памяти машины-солдата» — памятник легендарной ГАЗ-АА, в народе - «полуторке» (2012 г., арх. С. М. Исаков). Никто не знает, сколько людей погибло на "Дороге жизни" — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные "полуторки" ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101. Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители и рабочие трассы.Шоссе А 128 Санкт-Петербург — Морье во Всеволожском районе повторяет сухопутный участок дороги из Ленинграда до Ладоги, вдоль него расположены памятники, посвящённые Дороге жизни. Рассмотрим некоторые памятники Дороги Жизни: На западном берегу Ладожского озера у мыса Осиновец ныне создан музей "Дорога жизни" филиал Центрального военно-морского музея. Собранные здесь многочисленные документы и реликвии рассказывают о мужестве и подвигах тех, кто обслуживал и защищал водные и ледовые трассы, связавшие в годы Великой Отечественной войны город на Неве с Большой землей. На берегу Ладожского озера возле Санкт-Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо. Ещё один памятник Пискарёвское мемориальное кладбище: здесь захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек; по другим данным, 520 тысяч человек- 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих). Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941-1942 гг. (так, 15 февраля 1942 г. Захоронено 8452 умерших, 19 февраля- 5569, 20 февраля- 10043)[24] (Приложение №9). Осиновецкий маяк: через Осиновецкий мыс огнем прошла война. В сентябре 1941-го к маяку, куда подойти считалось невозможным, прибыл караван судов, доставивший с Большой земли первые 800 тонн зерна для осажденного Ленинграда. Отсюда по легендарной Дороге жизни переправляли раненых. В Кобонне под эвакуационный пункт оборудовали церковь. Самый высокий из восьми маяков Ладожского озера - 73 метра. С верхней башни видно на 50 километров вперед. Маяк начали строить в 1905 году. Маяк исправно работает до наших дней (Приложение №10). Ржевский коридор Блокады: четыре памятный знака, установлены на месте где проходила дорога из Ленинграда до ст. Ржевка, откуда начиналась «Дорога жизни». разбрасываемых вокруг боеприпасов происходили в радиусе до 700 метров... Мемориальная доска на здании вокзала: «29 марта 1942 года станция "Ржевка", на которой скопилось большое количество вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, была подвергнута сильному артиллерийскому обстрелу противника. Взрывами огромной силы и огнем были уничтожены вокзал, стоявшие на путях эшелоны и жилые дома поселка. Погибли сотни людей, железнодорожники, военнослужащие, работники милиции, эвакуируемые ленинградцы и жители поселка. Помни о тех, кто отдал жизнь в борьбе за Ленинград!» [17] По мнению историков, ржевский взрыв не был случайностью. Немецкая разведка знала о крупном фронтовом заказе, который незадолго до трагедии получил Охтинский пороховой завод. Снарядов на станции было так много, что в вагоны их загружали целые сутки.(Приложение №11). Ладожский Курган: 1941-1945 г.г. Братская могила "Ладожский курган" создана по инициативе при участии Красных следопытов Багановской восьмилетней школы. "Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги погибшим в дни Блокады Ленинграда на "Дороге Жизни" в 1941-1943 г.г". (Приложение №12). Монумент «Переправа» близ посёлка имени Морозова: монумент "Переправа"-стелла в форме понтона, высотой 20 м, на месте прохождения первой железнодорожной ветки связавшей Ленинград с Большой землей после прорыва блокады в январе 1943 г. Свайно-ледовая железнодорожная переправа через Неву была построена в тяжелейших условиях в рекордно короткие сроки, постоянно находилась под обстрелом противника. "Здесь после прорыва Блокады под огнем врага были построены переправы и ж.д. линия связавшая осажденный Ленинград со страной. (Приложение №13). Деревня Дусьево на Мурманском шоссе, примерно в 80 километрах от Петербурга, - одно из памятных мест ленинградской блокадной эпопеи. Во время блокады через Дусьево проходила автомобильная Дорога жизни, поэтому неслучайно здесь установлен памятник "Легендарная полуторка" и мемориальный знак "Неизвестному шоферу". Деревня Дусьево во время битвы за Ленинград стала местом сосредоточения десятков госпиталей и лазаретов. В дусьевских госпиталях лечили от ран представителей всех родов войск, сражавшихся за Ленинград, - пехотинцев, артиллеристов, летчиков, саперов, связистов и т.д. Здесь спасали жизнь тем, кто участвовал в Синявинской наступательной операции 1942-го года, в операции "Искра" по прорыву блокады, в боях за Синявинские высоты летом 1943-го, в битве за полное снятие блокады.(Приложение №14) . «Малая дорога жизни», название сети ледовых дорог в 1941 – 1944 г.г. с северного побережья Невской губы через о. Котлин на Ораниенбаумский плацдарм. В первую блокадную зиму (с 20 ноября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.) по ним прошли св. 200 тыс. чел., св. 40 тыс. автомашин, 29 танков и бронемашин, 66 аэросаней, 350 тракторов, 134 орудия. С 15 декабря 1942 г. по 28 марта 1943 г. по ледовым трассам МДЖ было проведено св. 270 тыс. бойцов, ок. 350 тыс. рейсов автомашин, 1240 орудий и др. грузов. Через МДЖ в зиму 1941/42 г.г. Балтийский флот из своих запасов передал в Л. тысячи тонн горючего и продовольствия. МДЖ использовалась для снабжения боеприпасами и всем необходимым защитников Ораниенбаумского плацдарма и гарнизона Кронштадта, в ноябре 1943 г. – январе 1944 г. – для переброски на Ораниенбаумский плацдарм частей Второй Ударной армии. Это маршрут в 200 км, на которых расположены 42 монумента. Специфика музея в том, что все «экспонаты» находятся под открытым небом. В наше время, петербуржцы чтут память погибшим в ВОВ, так 29 января 2017 года в полдень у памятника "Разорванное кольцо" на берегу Ладожского озера был дан старт 48-у международному зимнему марафону "Дорога жизни", посвящённого 73-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Основатель марафона "Дорога жизни", участник 47 пробегов, житель блокадного Ленинграда Григорий Колгашкин, рассказал Александр Перельман, зимний марафон "Дорога жизни" - традиционное соревнование, дань памяти героическим защитникам и жителям северной столицы России, перенесших тяготы и лишения сурового лихолетья, но выстоявших и сохранивших веру в окончательную победу над врагом в Великую Отечественную войну. "Мы постоянно бьем рекорды по количеству участников. В 2017 г. на марафоне "Дорога жизни" выступило около 2400 человек, а также представители 12 стран, более чем 50 субъектов Российской Федерации, 236 городов". Международный зимний марафон "Дорога жизни" входит по рейтингу в пятерку российских марафонов. Под эгидой Музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» петербургский стартап Piligrim XXI ко Дню снятия блокады 27 января презентовал виртуальную историческую реконструкцию легендарного военного маршрута по Ладоге. В городе Кировск (Ленинградская область). Под Петербургом в Кировске 18 января 2018 г. открыли новый современный музей «Прорыв блокады Ленинграда» посвящённый прорыву блокады Ленинграда. Выставка состоит из двух залов: в первом демонстрируют документальный фильм и рассказывают о самой операции "Искра", а во втором - на площади 500 квадратных метров развернута 3D-картина драматических событий января 1943 года: окопы, десятки человеческих фигур, два танка и самолёт в натуральных размерах, а также артиллерийские орудия. Таким образом блокадную историю пытаются сделать ближе и понятнее подрастающему поколению. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни". Вечная память павшим и живым!
1.5 ГЕРОИ ДОРОГИ ЖИЗНИ
В данной работе хотелось бы показать и героев, и строителей Дороги Жизни. Одним из них был Коношонкин Трофим Васильевич.На фронт он попал в инженерно-строительный батальон. В 1942 году его батальон перевели на соседний Ленинградский фронт по приказу № 0164 он и его товарищи проложили по трассе мыс “ОСИНОВЕЦ” — маяк КАРЕДЖИ с учетом двустороннего движения автомобильного и тракторного транспорта, ширина проезжей части дороги была 10 м. Два года Трофим Васильевич строил «Дорогу Жизни» через Ладогу, по которой осуществлялось поставка грузов для осажденного Ленинграда. Из воспоминаний Трофима Васильевича: «.Мы понимали , что дорога очень нужна и это заглушало все невзгоды , особенно, когда мимо по нашей «Дороге жизни» провозили детей из блокадного Ленинграда , когда я их увидел первый раз, голодных обессиленных ,у меня сжало всё в груди , и слёзы сами по себе бежали по щекам .Я представлял, что мои ребятишки , наверное ,тоже голодные и такие же худущие» [18]. Когда была прорвана блокада Ленинграда Трофим Васильевич со своим батальоном двинулись на запад , а День Победы встречал в госпитале после выписки ему пришлось еще ремонтировать или строить заново разрушенные войной переправы .(см. приложение 15)
Ещё
один герой Ладоги Михаил
Александрович Нефедов. Капитан
2-го ранга был назначен начальником
ледовой дороги ВАД – 101 с декабря 1941 г.
по май 1942 г. [22].
27
января 1942 г. Нефедов получил приказ
приступить к обследованию трассы Коса
– маяк Осиновец. 14 февраля 1942 г. он
распорядился начать прокладку трассы
1-му ДЭБ и 88-му ОМСД (ОСМБ). Длина рейса
от станций Коса, Кобона, Лаврово и
обратно равнялась 68-74 км. В конце
марта 1942 г. лед на Ладоге начал таять.
20 апреля специальная комиссия,
возглавляемая Нефедовым М.А. установила,
что лед прибрежной полосы западного
берега на протяжении от 1 до 2 километров
легко разрушался при самой незначительной
нагрузке. Было отмечено, что за последние
два дня произошло около 90 провалов
автомашин задними и передними колесами.
Поэтому было принято решение прекратить
перевозки по ледовой дороге 20 апреля. 2
марта 1942 года Военный Совет Ленинградского
фронта от имени Президиума Верховного
Совета СССР наградил орденами и медалями
вторую группу наиболее отличившихся
работников ледовой дороги. Награждено
было 25 человек. Среди них начальник
ледового участка ВАД-102 Михаил
Александрович Нефедов. Богданов
П.Л. писал: “Рассказывая о защитниках
и тружениках ледяной и водной трасс, с
почтением, я бы сказал, с любовью называют
имена М.А. Нефедова, В.С. Черокова,
А.М. Шилова, Ф.Н. Лагунова, И.С. Исакова,
так много сделавших для создания порта
в Осиновце, оборудования водной и
зимней трасс, охраны дороги, эвакуации
населения и доставки грузов”.[12] У
станции Ладожское озеро стоит мемориальный
паровоз ЭШ-4375. На его борту девиз: «Все
для фронта, все для победы!». На
мемориальной доске «эшки», как ласково
называли этот паровоз железнодорожники,
написано: «На этом паровозе в период
1941-1942 гг., комсомольско-молодежная
бригада локомотивного депо ТЧ-12 в
составе: старшего машиниста Василия
Елисеева, помощника машиниста Ивана
Беляева, кочегара Бориса Александрова
в составе паровозной колонны доставила
2312 тяжеловесных составов с 2 миллионами
тонн боеприпасов, топлива и продовольствия
в осажденный Ленинград и для фронта.
Честь и слава героям-железнодорожникам
за мужественный труд на "Дороге
жизни"».
Карпов Александр Терентьевич
- дважды Герой Советского Союза.(см.
приложение 16). Осенью 1941 года полк, в
котором служил Карпов, прибыл на
Ленинградский фронт охранять Дорогу
жизни через Ладожское озеро. К августу
1943 года командир эскадрильи 27-го
гвардейского истребительного авиационного
полка 2-го гвардейского истребительного
авиационного корпуса Войск ПВО страны
гвардии капитан А. Т. Карпов совершив
370 боевых вылетов, сбил в 87 воздушных
боях лично 16 самолетов противника и
семь – в группе, за что в сентябре 1943
года удостоен звания Героя Советского
Союза. К июню 1944 года он совершил 421
боевой вылет, провел 94 воздушных боя,
сбил лично 26 и в группе семь самолетов.
За это 22 августа 1944 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР командир
эскадрильи 27-го гвардейского истребительного
авиационного полка 2-го гвардейского
истребительного авиационного корпуса
Войск ПВО страны гвардии капитан
Александр Терентьевич Карпов был
награжден второй медалью «Золотая
Звезда». 30 июня 1944 года Александр Карпов
одержал свою тридцать пятую победу.
Сбитый им самолет был тысячным вражеским
самолетом, уничтоженным с начала войны
защитниками ленинградского неба на
самолетах «яках». А 20 октября 1944 года
случилось непредвиденное: вечером в
густой облачности самолет, ведомый
майором А. Карповым, при перелете на
свою базу упал в воды Финского залива...
С тех пор прошло много лет, но в сердцах
нынешнего поколения воинов Н-ской
авиачасти живет образ отважного летчика
дважды Героя Советского Союза гвардии
майора А. Т. Карпова, навечно зачисленного
в списки 1-й эскадрильи.
Таких людей мы не должны забывать, они герои.
II РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено исследование Дороги Жизни, которое проводилось среди учеников 8,9 и 11 классов МКОУ СОШ № 251. Исследование проходило в несколько этапов: теоретическое исследование и исследование проблемы Дороги жизни. Исследование проходило в виде анкетирования. В исследовании приняли участие 97 человека. Были разработаны вопросы анкеты (см. приложение № 1), состоящей из 7 вопросов. Была проведена обработка полученных результатов по выявлению проблем Дороги Жизни в XXI веке.
В ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы: опроса (викторина), наблюдения, математический (при подсчёте данных), описательный (при анализе полученных данных), графический (при построении таблиц и диаграмм), сравнительный. Нами было опрошено 97 учеников. Всех опрошенных мы разделили на 3 возрастные группы: 8 классы – группа № 1 (48 респондентов),9 класс– группа № 2 (26 респондентов), 11 класс-группа №3 (23 респондента)
На первый вопрос: Вы слышали когда-нибудь о Дороге жизни? респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) да -90%, Б) нет – 10% , В) не знаю - 0% . А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) да -100%, Б) нет – 0% , В) не знаю - 0% А респонденты 3 группы ответили следующим образом: А) да -100%, Б) нет – 0% , В) не знаю - 0% (см. диаграмму 1). Таким образом, респонденты как 1, 2 так и 3 группы слышали о Дороге Жизни. Где находится Дорога Жизни? респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) в Москве -10%, Б) в Санкт-Петербурге – 65% , В) Во Франции - 4% Г)В Финляндии-0% Д)В Сталинграде-21% А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) в Москве -0%, Б) в Санкт-Петербурге – 96% , В) Во Франции - 0% Г)В Финляндии-0% Д)В Сталинграде-4% А респонденты 3 группы ответили следующим образом: А) в Москве -0%, Б) в Санкт-Петербурге – 93% , В) Во Франции - 0% Г)В Финляндии-7% Д)В Сталинграде-0% (см. диаграмму 3). Таким образом, респонденты как 1,2, так и 3 группы правильно определили место расположения Дороги Жизни – г. СПБ. На вопрос: Сколько дней длилась блокада Ленинграда? - респонденты 1 группы ответили таким образом: А) 600 -0% Б) 900-67% В) 926-29% Г)625-17%. А респонденты 2 группы ответили А) 600 -0% Б) 900-95% В) 926-0% Г)625-5%%. А респонденты 3 группы ответили А) 600 -0% Б) 900-93% В) 926-0% Г)625-7% (см. диаграмму 4). Таким образом, проанализировав эти данные, мы пришли к выводу, что большая часть респондентов всех групп знает ответ на этот вопрос. На вопрос: Какое озеро называли Дорогой жизни? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) Женевское озеро - 4%. Б) Белое озеро - 4%, В) Ладожское озеро -92% Респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) Женевское озеро - 0% , Б) Белое озеро - 4%, В) Ладожское озеро -96% Респонденты 3 группы ответили следующим образом: А) Женевское озеро - 0% , Б) Белое озеро - 0%, В) Ладожское озеро -100% (см. диаграмму 5). Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что три группы респондентов знают какое озеро называют Дорогой Жизни. Какую роль сыграла Дорога жизни в годы Великой Отечественной войны, в частности в период блокады Ленинграда? Большинство респондентов 1 группы ответили следующим образом: Через неё поставляли продукты питания -97% ; Не ответили- 3% .Респонденты 2 группы ответили следующим образом По Дороге Жизни во время блокады возили жизненно важные вещи, такие как: продукты питания и одежда-95%; Не ответили-5 % Респонденты 3 группы ответили следующим образом Дорога Жизни спасла многих людей, через неё перевозили продукты питания-96%; Не ответили-4 % (см. диаграмму 6). Таким образом, большинство респондентов ответили верно. Нужно ли беречь культурное достояние нашей родины? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) да -90% , Б) мне всё равно -8%,В) не знаю-2%. Респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) да- 92% Б) мне всё равно -8%, В)не знаю-0% Респонденты 3 группы ответили следующим образом: А) да- 96% Б) мне всё равно -4%, В)не знаю-0% (см. диаграмму 7). Таким образом, респонденты решили беречь культурное достояние нашей родины. Для расширения кругозора, мы подготовили коллаж «Дорога Жизни» и показали ее учащимся 6,7 классов, а также начальной школе (см. приложение 7). Также мы приготовили примеры выживания в блокадном Ленинграде (см. Приложение 7) .Следовательно, изучив историю Дороги Жизни мы пришли к выводу, что необходимо изучать и интересоваться культурой своей Родины. Наши активные действия должны привести к развитию патриотизма и любви к России, но если мы ничего не предпримем для изменения сегодняшней ситуации, то будущее поколение ничего не будет знать о своей Родине. Наша гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследовательскую работу, мы пришли к следующим выводам:
Блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Согласно документам Нюрнбергского процесса, за это время от голода, холода и бомбежек умерло 632 тысяч человек из 3 миллионов довоенного населения.
Дорога Жизни —это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. С наступлением зимы 1942/43 года до 30 марта 1943 г. действовала ледовая трасса.
Значение Ладожской коммуникации невозможно переоценить. Она спасла ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады, явилась путем, по которому осуществлялась его связь со всей страной, оказавшей ему всю возможную поддержку.
Проведя анкетирование среди учащихся 8,9,11 классов мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы гордятся и интересуются историей нашей Родины и поэтому необходимо изучать и интересоваться культурой России.
Наши активные действия должны привести к развитию патриотизма и любви к России, но если мы ничего не предпримем для изменения сегодняшней ситуации, то будущее поколение ничего не будет знать о своей Родине и ее культурных достижениях. Наша гипотеза подтвердилась. И мы продолжим изучать героические страницы нашей истории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – М.: Советский писатель, 1982. – 432с.
Был город-фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника / Сост. Д. Колпакова. – Л. : Дет. Лит., 1987. – 206 с.
Города-герои Великой отечественной войны. Атлас. / Под ред. Галиуллина Э.Г. М.: 1980
Дэвид Гланц Блокада Ленинграда 1941-1944 2008 -327с.
Ковальчук В.М. 900 дней блокады.Ленинград Спб Дмитрий Буланин 2005- 256 с.
Лукин В.Е, Роль артиллерийских научно-исследовательских и испытательных учреждений армии и флота в обороне Ленинграда:1941-1944 Спб 2009 -198 с.
Негробов Н.Д., Потемкин П.И. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг. М.: Просвещение,1998. – 239 с.
Никитин В. Фотоальбом «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941-1944». / Никитин В. - Издательство: Лимбус Пресс. - 2014 . – 342 с.
Сульдин А. В. Блокада Ленинграда. / Сульдин А. В. - Издательство: АСТ. – 2016. – 457с.
Стахов Г.Х. Трагедия на Ниве.Шокирующая правда о блокаде Ленинграда 1941-1944 Спб 2011-376с.
Ходза Н. Дорога жизни. – Ленинград. Детская литература. – 1984. -71с.
Шпирина Н.Ю. Оборонительные и наступательные операции советских войск на внешнем фронте блокады Ленинграда в 1941-1944:Спб
http://www.comgun.ru/collection_museum/3419-muzej-doroga-zhizni-chast-1-49-foto.html
http://www.spb-guide.ru/page_19610.htm
https://ria.ru/radio/20150128/1044674982.html
http://www.spbdnevnik.ru/news/2017-01-24/traditsionny-probeg-po-doroge-zhizni-proydet-v-voskreseney/
http://izvestia.ru/news/646783
http://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/ko-dnyu-snyatiya-blokady-v-peterburge-podgotovili-virtualnyy-tur-po-doroge-zhizni-1183205/
http://vologda-portal.ru/o_gorode/index.php?ID=64673&SECTION_ID=4246
http://foto-history.livejournal.com/10110399.html
http://www.gorodageroi.ru/o-sojuze/gorod-geroj-leningrad-sankt-peterburg/
http://oko7.ru/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada
http://www.peterburg.biz/istoriya.html
http://www.russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
1) Вы слышали когда-нибудь о Дороге жизни? А) да б) нет в) не знаю.
2) Где находится Дорога жизни? А) В Москве б) В Санкт-Петербурге в) Во Франции г) Финляндии д) Сталинграде.
3) Сколько дней длилась блокада Ленинграда? А)600 дней Б) 871 дней В)926 дней Г)625 дней Д)900 дней.
4) Какое озеро называли Дорогой жизни? А) Женевское озеро б) Белое озеро в) Ладожское озеро.
5) Какую роль сыграла Дорога жизни в годы Великой Отечественной войны, в частности в период блокады Ленинграда?
6) Нужно ли беречь культурное достояние нашей родины? А) да Б)мне всё равно В) не знаю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИМЕРЫ ВЫЖИВАНИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
Дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде
Ленинград попал в окружение 8 сентября 1941 года. В городе не было достаточного количества припасов. Фронтовикам во время блокады выдавали по карточкам 500 граммов хлеба в день, рабочим на заводах – 250, служащим, иждивенцам и детям – вообще 125.
Хлебные карточки в блокадном Ленинграде
В
условиях острой нехватки продуктов
люди были вынуждены выживать, кто как
может. 872 дня блокады – это трагическая,
но при этом и героическая страница в
истории Ленинграда.
Невероятно
сложно во время Блокады Ленинграда было
семьям с детьми, особенно, с самыми
маленькими. Ведь в условиях нехватки
продуктов у многих матерей в городе
перестало вырабатываться грудное
молоко. Тем не менее, женщины находили
способы спасти своего малыша. История
знает несколько примеров тому, как
кормящие матери надрезали соски на
своей груди, чтобы младенцы получили
хоть какие-то калории из материнской
крови.
Родильный дом в блокадном Ленинграде
Известно,
что во время Блокады голодающие жители
Ленинграда вынуждены были есть домашних
и уличных животных, в основном, собак и
кошек. Однако нередки случаи, когда
именно домашние питомцы становились
главными кормильцами целых семей. К
примеру, существует рассказ про кота
по имени Васька, который не только
пережил Блокаду, но и приносил практически
ежедневно мышей и крыс, коих в Ленинграде
развелось огромное количество. Из этих
грызунов люди готовили еду, чтобы хоть
как-нибудь утолить голод. Летом же Ваську
вывозили на природу, чтобы он охотился
на птиц.
В Ленинграде после войны
установили два памятника котам из так
называемой «мяукающей дивизии», которая
позволила справиться с нашествием
грызунов, уничтожающих последние запасы
продовольствия.
Памятник коту в Санкт-Петербурге
Голод в Ленинграде достиг такой степени, что люди ели все, что содержало калории и могло быть переварено желудком. Одним из самых «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, чтобы затем смешивать с кипятком и делать таким образом хоть немного питательный суп. Подобным образом в ход шел и строительный клей, бруски которого продавали на рынках. В него добавляли специи и варили желе.
Смерть на улицах блокадного Ленинграда
Желе также делали из кожаных изделий – курток, сапог и ремней, в том числе, и армейских. Саму эту кожу, часто пропитанную дегтем, есть было невозможно из-за невыносимого запаха и вкуса, а потому люди наловчились сначала обжигать материал на огне, выжигая деготь, а уж потом варить из остатков питательный студень.
Люди добывают воду в блокадном Ленинграде
Но столярный клей и кожаные изделия – это лишь малая часть так называемых пищевых заменителей, которые активно применялись для борьбы с голодом в блокадном Ленинграде. На заводах и складах города к моменту начала Блокады находилось достаточно большое количество материала, который можно было использовать в хлебной, мясной, кондитерской, молочной и консервной промышленности, а также в общественном питании. Съедобными продуктами в этом время стали целлюлоза, кишки, технический альбумин, хвоя, глицерин, желатин, жмых и т.д. Их использовали для изготовления еды как промышленные предприятия, так и обычные люди.
Дорога жизни - дорога по льду Ладожского озера, по которой в блокадный Ленинград поставлялись продукты
Одной из фактических причин голода в Ленинграде является уничтожение немцами Бадаевских складов, на которых хранились продовольственные запасы многомиллионного города. Бомбежка и последующий за ней пожар полностью уничтожил огромное количество продуктов, которые смогли бы спасти жизни сотен тысяч людей. Однако жители Ленинграда умудрялись даже на пепелище бывших складов находить какие-то продукты. Очевидцы рассказывают, что люди собирали землю на месте, где сгорели запасы сахара. Данный материал они потом процеживали, а мутную сладковатую воду кипятили и пили. Эту калорийную жидкость в шутку называли «кофе».
На улицах блокадного Ленинграда
Многие выжившие жители Ленинграда рассказывают, что одним из распространенных продуктов в городе в первые месяцы Блокады были капустные кочережки. Саму капусту на полях вокруг города собрали в августе-сентябре 1941 года, но ее корневая система с кочережками оставалась на полях. Когда проблемы с продовольствием в блокадном Ленинграде дали о себе знать, горожане начали ездить в пригороды, чтобы выкапывать из мерзлой земли казавшиеся еще недавно ненужными растительные огрызки.
Огород в самом центре Ленинграда
А теплое время года жители Ленинграда питались в прямом смысле подножным кормом. В ход благодаря небольшим питательным свойствам шла трава, листва и даже кора деревьев. Эти продукты перетирали и смешивали с другими, чтобы делать из них лепешки и печенье. Особой популярностью, как рассказывали пережившие Блокаду люди, пользовалась конопля – в этом продукте много масла.
Люди убирают город во время Блокады
Удивительный факт, но во время Войны Ленинградский Зоопарк продолжал свою работу. Конечно, часть животных из него вывезли еще до начала Блокады, но многие звери все-таки остались в своих вольерах. Некоторые из них погибли во время бомбежек, но большое количество благодаря помощи сочувствующих людей пережило войну. При этом сотрудникам зоопарка приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы накормить своих питомцев. К примеру, чтобы заставить тигров и грифов есть траву, ее упаковывали в шкуры мертвых кроликов и других зверей.
Вольер с бегемотом в Ленинградском зоопарке во время Блокады
А в ноябре 1941 года в зоопарке даже случилось пополнение – у гамадрила Эльзы родился малыш. Но так как у самой матери из-за скудного рациона не было молока, молочную смесь для обезьянки поставлял один из ленинградских роддомов. Малышу удалось выжить и пережить Блокаду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Осиновецкий маяк( 1905 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 17