История моей семьи в истории моей страны

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моей семьи в истории моей страны

Пашков М.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Магнитогорска
Шарипова Э.Ф. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вещи могут изменить нас,

но всё начинается и заканчивается семьей.

Семья – это то место, где тебя всегда поддержат и примут таким, какой ты есть. Но ведь семья любого человека состоит не только из мамы и папы, но и огромного количества родственников. Порой о некоторых мы даже не подозреваем. И я уверен, что любому человеку интересно, даже необходимо знать, кем были его предки, чем занимались, как жили.

Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, укрепляет духовные ценности семьи, повышает её культурный уровень. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды.

Цель проекта: изучить свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Задачи:

1. Составить генеалогическое древо моей семьи.

2. Собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

3. Распространить опыт по созданию генеалогического древа среди детей: создание брошюры «Из истории моей семьи».

Методы:

1. Изучение информационного материала (Интернет, литература)

2. Опрос родственников.

3. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

4. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Объект исследования:

1. Воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни.

2. Фотографии, документы, письма.

Предмет исследования: изучение истории семьи.

Практическая значимость данного проекта в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем  равняться в своей жизни.

Глава 1. История возникновения генеалогического древа

Как я выбрал тему проекта «История моей семьи в истории моей страны»

Перебирая дома как-то фотографии, я обнаружил старые, пожелтевшие и совсем ветхие с обтрепанными краями снимки. На них были изображены незнакомые мне люди. «Кто это?» - спросил я у мамы. Она мне рассказала, что на фотографиях изображен её дед – Аким Епифанович Разумный и другие родственники. (Приложение, рис.1)

Мама показала документы, вырезки из газет, грамоты родственников, а также воспоминания моего прадеда, в которых подробно описал своё детство, как его семья трудилась после октябрьского переворота 1917 года, что им пришлось пережить в период коллективизации сельского хозяйства, и как они подались на заработки в Магнитогорск.

Я решил узнать больше о своих родственниках.

1.2 Как составить свою родословную. Где и как правильно найти сведения о своем роде

Чтобы проследить связь со своими родственниками, я решил составить генеалогическое древо своей семьи.

Передо мной встал ряд вопросов, на которые я искал ответы:

1. Как составить свою родословную?

2. Где и как правильно найти сведения о своем роде?

У меня нет опыта по составлению генеалогического древа, поэтому я обратился за помощью к своей маме Пашковой Марии Владимировне и классному руководителю Шариповой Э.Ф. Они мне объяснили, как правильно составлять родословное древо, какая для этого нужна информация.

1. Сначала необходимо искать информацию дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставляет нас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, открывает перед нами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Необходимо обращать внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

2. Использование официальных документов.

Свидетельство о рождении даёт знание о времени и месте рождения, имена и отчества родителей, их фамилии.

Свидетельство о браке дают сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, датах рождения супругов (это особенно важно при отсутствии свидетельства о рождении).

Свидетельство о расторжении брака - о дате расторжения брака, месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов.

Свидетельство о смерти сообщает о времени, месте и ее причине.

Паспорт помимо некоторых указанных здесь сведений указывает места жительства владельца документа, сведения о супруге, детях (их именах и датах рождения). Еще паспорт имеет фотографию владельца, может содержать иные сведения (о группе крови).

Трудовая книжка даёт сведения о всех местах работы и занимаемых должностях, образовании.

Данные о профессии, образовании, званиях и наградах предков могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах, орденских книжках.

Для мужчин (и части женщин) универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения (и даже указание роста, веса, размера головы и обуви).

3. Для сбора более подробных сведений необходимы беседы с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, истинное отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды. Для бесед с родственниками нужно приготовить вопросы, с помощью которых легко направлять разговор, не теряя суть беседы. (Приложение 2)

Рекомендации по хранению материалов

Хранить собранные выписки, документы, документы семейного архива следует по нескольким простым правилам:

1. хранить в развернутом виде (для предупреждения потертостей в местах сгибов);

2. большеформатные и ценные документы и редкие фотографии размещать в отдельных конвертах;

3. весь материал следует сгруппировать в папках по темам, авторам, адресатам и хронологическом порядке.

Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

Для составления генеалогического древа семьи мне потребовалась помощь мамы и папы. Но оказалось, что они мало знают о своих предках третьего и четвертого поколения. Тогда я решил обратиться к бабушкам, дедушкам, близким родственникам, прочитать воспоминания прадедушки Разумного Акима Епифановича (1911 – 2001).

Мне удалось составить генеалогическое древо своей семьи. Конечно, работу над этой темой нужно продолжать и дальше. В будущем своим детям я смогу передать «Родословное древо», которое они смогут продолжить. Для меня важно, чтобы мой род продолжался, чтобы уважение к истокам нашей родословной с каждым поколением не угасало.

Таким образом, я составил восходящую смешанную родословную (указывались все мои, Пашкова Максима, прямые предки по мужской и женской линиям) до шестого поколения (Приложение, Древо).

Факты, полученные в результате поисковой деятельности

География моей семьи (откуда родом мои предки): из-под Харькова (ныне Украина); село Макайла, село Атинган (Башкирия); хутор Ново-Харьковка Ново-Николаевского с\с Орского района Средне-Волжского края, Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область); село Абышевка, село Янкули (ныне Оренбургская область); город Орск (ныне Оренбургская область); город Челябинск; город Надеждинск Свердловской области; город Новотроицк; село Красная Слобода Черкасского района Киевской области (ныне Украина); город Магнитогорск Челябинской области.

Из воспоминаний Разумного А.Е.:

«Родился я в 1911 году 8-го сентября по старому стилю (Приложение, рис.2). Отца моего звали Епифан Петрович, а мать - Анна Васильевна. Родился я в селе Новохарьковском, Новониколаевского сельсовета, Новопокровского района Средне-Волжского края. По рассказам матери они переехали на Урал в 1902 году из-под Харькова, поэтому и село стали называть Новохарьковка.

В селе было 56 дворов, это много! Это порядка 400 – 450 человек, а сел в нашем округе 10 километров было 9 с числом домов около 870. А осталось деревень на сентябрь 1992 года только две: Ново-Николаевка (в ней центральная усадьба совхоза) и село Разоренное (в нем дворов 10), а остальные деревни исчезли.

Но вернемся к моей родословной: по линии отца, ни деда, ни бабы я не помню. У него было два брата и две сестры: Савелий, Иван, Васена и Наталья. Савелий по рассказам матери был очень сильный мужчина, жил в селе Полтавке, вытаскивая воз из реки, надорвался и умер. Умерла и его жена. Остался сын Григорий лет 16. Он жил у нас в семье, женился, ему выделили лошадь, корову, овец, построили землянку, и он стал жить самостоятельно.

Иван жил в Башкирии в селе Макайла. Я у них был один раз в 1919 или 1920 году. Ездили с Григорием на водяную мельницу. В это время у них был пожар, сгорело полдеревни, в том числе их дом. Мы с Григорием помогали, ездили в лес и привозили жердей на строительство дома.

Сестра Наталья Петровна была замужем, жила в селе Атинган, километров 15 от Макайлы. У тетки Наташи было две дочери. Я был в Антигане один раз, с отцом заезжали попутно, откуда-то ехали.

Из родни Ивана Петровича я хорошо только знал Алексея Ивановича 1911 года рождения, жил последнее время в Челябинске, и Евдокию Ивановну 1905 года рождения, жила тоже в Челябинске. Остальных братьев и сестер я и не знал. Они в 1989 году были высланы на Черемховские угольные шахты, а теперь разбрелись по всему бывшему союзу.

Тетка Васена была замужем за Пасечником Ефимом Никифоровичем, жили они в Абышевке. Было у них трое детей: Евдокия, Катя и Семен. Сейчас их в живых нет никого. Есть только два сына - Юрий Семенович – живет в Ново-Николаевке, и Иван – живет в Орске. С Пасечниками мы жили дружно. Часто мы у них бывали, а они у нас.

По линии матери я хорошо знал деда Василия, так как он в 80 лет приезжал к нам, шил из овчин полушубки и штаны. Был очень религиозен, вечером всех заставлял читать молитву, после еды креститься.

У матери было 3 брата: Архип, Назар и Иван. Все они жили в селе Янкули раздельно. Я туда часто ездил еще при живом отце, так как, Назар Васильевич был хорошим специалистом кузнечных дел, и меня отец часто посылал либо лемех наварить, или колеса перетянуть. Случалось, я иногда ездил с ночевой, тут уж мне доставалось гонять мех.

Дядька Назар был, я бы сказал, грамотным по тому времени, а грамоту он приобрел на Путиловском заводе, где он отбывал свою службу. У них семья состояла из 9 человек: 2 сына и 4 дочери. Не прошла мимо них и ссылка. Они попали в Надеждинск Свердловской области. Сейчас из них в живых остались Семен – участник Великой Отечественной войны и Лида - живут в Новотроицке, а Агрипина живет на станции Андриановичи Свердловской области.

Семья у дяди Архипа состояла из 7 человек, пятеро детей: 3 мальчика и 2 дочери. Дядя по своему характеру был вспыльчивый и плохо воспринял Советскую власть, за что его осудили на 10 лет с отбыванием на Соловках, и он свой срок отбыл от звонка до звонка. Выжил только потому, что умел шить одежду, обувь, мог слесарничать. Вышел из лагеря в 1941 году и жил у моей сестры Агафьи в Харьковке, зарабатывал себе хлеб шитьем и ремонтами разными. Семья его распалась и после войны он умер. Из его семьи осталось только трое: Евдокия, Николай и Антонина – живут они все в Новотроицке. Николай – участник Великой Отечественной войны.

Семья дяди Ивана состояла из 6 человек, четверо детей: 2 сына и 2 дочери. Одна из них, Матрена была призвана в Советскую Армию, короче на фронт, где и была от звонка до звонка. Вернулась домой, вышла замуж, нажили большое хозяйство, детей у нее не было. Она болела водянкой, и в 1985 году умерла. А немного раньше, на 90-м году умер Иван Васильевич. Теперь из их семьи осталось только трое: дочь и 2 сына. Дочь проживает в Гае с мужем-фронтовиком-инвалидом. Сын Иван живет в Орске, а Павел в совхозе недалеко от Гая. Я их уже давно не видел.

Дядя Иван Васильевич был очень добрым и ласковым человеком, он всегда был в душевном подъеме. Я его никогда не видел мрачным, либо рассерженным. Я как-то еще при жизни отца жил у Ивана Васильевича дней десять по его же просьбе, так мы с ним прямо-таки подружились. Помню, мы с ним скошенную пшеницу с поля перевозили домой, он подавал, а я на возу укладывал». [4]

В октябре (по новому стилю — в ноябре) в России произошла Октябрьская революция, иное название Октябрьский переворот - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате революции началась гражданская война в России.

Гражданская война (1917 – 1923) вооружённая борьба между различными политическими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших за приходом к власти большевиков в результате Октябрьской революции 1917 года. [3]

Из воспоминаний Разумного А.Е.:

«Моя жизнь в деревне.Итак, село Новохарьковка, где я провел свое детство, юношеские годы и достиг двадцатилетия.

Наш отец был человеком больным, поэтому всегда сумрачным и сердитым. Любимчиком его был Кирилл, он почти всегда брал его с собой при поездке в город, либо к родственникам. Болезнь свою он получил, когда ездил на призывной пункт в г. Бузулук, где-то за Оренбург. Ехал оттуда по железной дороге (железная дорога была только до Орска) и стоял в тамбуре, наблюдал природу. Дверь в тамбуре была открыта, при боковой качке вагона он упал на землю спиной и отбил легкие. В результате этого он в хозяйстве работать не мог. Всю работу по хозяйству выполняли Григорий и старшая сестра Агафья.

В 1918 году нас в семье было 8 человек: отец, мать, Григорий - 1902 г., Агафья - 1905 г., Фёкла - 1909 г., я, Кирилл – 1914 г, Михаил – 1916 г. (Были в семье 2 девочки, но они умерли в 1917 году от дифтерии, я их чуть-чуть помню).

В 1918 году у нас забрали в подводы лошадь в упряжке, т.к. некому было ехать с подводой, все пропало. В конце 1919 года в декабре у нас опять потребовали подводу (это белые части наступали на Оренбург), и отец поехал сам. Отвезли на станцию Сары (30 верст) и вечером вернулся домой с криком – болит левая нога, и мать ночью повезла в г. Орск в больницу. Там ему отрезали ногу по колено (была закупорка вен, и возникла газовая гангрена), затем ему отрезали ногу по пах, и он в апреле 1920 года умер и в Орске был захоронен. Ездила хоронить одна мать. Агафья была замужем, а Григорий отделился.

Нас осталось пять человек. Во главе хозяйства осталась мать. Вторым был я, хотя мне было только 9 лет. Фёкла была старше меня, но она часто болела, поэтому в ее обязанности входило вязание из шерсти чулки, носки, перчатки, пуховые платки и выходные пуховые перчатки. У нас в хозяйстве было две лошади, две дойные коровы, десять овец, две козы, две свиньи, куры, утки – видимо штук двадцать пять. Куры и утки представляли собой мясные блюда нашего летнего времени. А в меню осеннего и зимнего периода была баранина и свинина с богатейшими и очень вкусными колбасными начинками. Из сельскохозяйственного инвентаря у нас были фургон-пароконка, тарантас-одноконка, плуг однолемешный - для глубокой вспашки (под зиму). Садилка – сеять по вспаханному полю, скоровспашка на четыре маленьких лемеха - сеять по стерне, жнейка-лобогрейка – косить все колосовые, сенокосилка, конные грабли, бороны деревянные.

Процесс был таков: сначала косили в валки, затем вручную складывали в копны, затем фургонами, арбами перевозили домой, на тока и складывали в скирды. А молотили по-разному: либо собирались в кампанию и нанимали молотилку с конным приводом на шесть лошадей или молотили каменными катками на лошадях. На лошадях молотилкой, безусловно, лучше молотить, так как при этом способе происходит разделение соломы, зерна, мякины и сбои – это продукт меньше соломы и больше мякины. И урожаи с 12-15 десятин перерабатывается за 2 дня и все убрано и сложено, - поехали дальше.

Сенокос. Наличие животных в хозяйстве требует кормов для лошадей, рогатого скота сена, которого на наших землях почти не было, поэтому мы снимали, т.е. покупали и у ириклинских и уральских казаков сенокосные угодья. У нас были знакомые Замятин Михаил Федорович, а у Манойло Павла – Безбоков Василий. Они нам всегда помогали в покупке сенокосных угодий. В течение июня-июля месяца происходила косовица и перевозка сена домой. Когда у нас отца не стало, мы скооперировались с Манойло Павлом Наумовичем. Он жил рядом с нами, инвентаря у него, кроме фургона, не было. Семья у него была: их двое и трое детей дошкольного возраста. У него было две лошади и пара рабочих быков. Так мы с ним и работали вместе почти до коллективизации. Домашние дела по уходу за скотом мы выполняли сами. Мы постепенно подросли, и все стало нам под силу. Даже на элеватор на станцию Сара возил с ребятами пшеницу. Сдавали по цене 6 руб. 04 коп. за центнер (когда нужны были деньги)». [4]

Законом от 11 января 1919 было объявлено введение Продразвёрстки на всей территории Советской России. Вначале продразвёрстка распространялась на хлеб и зернофураж. В заготовительную кампанию (1919 -1920) она охватила также картофель, мясо, а к концу 1920 года - почти все сельхозпродукты. Продовольствие изымалось у крестьян фактически бесплатно, так как деньги, которые предлагались в качестве оплаты, были практически полностью обесценены, а промышленные товары взамен изымаемого зерна государство предложить не могло в связи с падением промышленного производства в период войны.

Кроме этого зачастую при определении размера развёрстки исходили не из фактических излишков продовольствия у крестьян, а из потребностей в продовольствии армии и городского населения, поэтому на местах изымались не только имевшиеся излишки, но очень частовесь семенной фонд и сельхозпродукты, необходимые для питания самого крестьянина.

Из воспоминаний Разумного А.Е.:

«В 1919 году у нас был очень хороший урожай, получали до 100 пудов и более пшеницы с десятины. Казалось, что хлеба хватит на два года с лихвой, но случилась беда! Пришла правительственная метла, которая вымела зерно со всех амбаров в полном смысле этого слова! Зерно было полностью реквизировано. Прибыла армия вооруженных уполномоченных, и они сделали свое черное дело! Народ остался без хлеба.

1920 и 1921годы были неурожайными, хлеб не косили, а выпустили на него скот. Спасались, кто как мог, в большинстве резали скот, а у кого не было - становились жертвой голода, хоронили на кладбище в общих могилах, в хуторе была организована ночлежка для бездомных, откуда каждый день вывозили трупы, сколько их было, никто не считал.

1922 г. был урожайным и все последующие годы до 1989 г. были хлебными. Село стало возрождаться, деревня вздохнула, появился НЭП (Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства), появились бытовые товары, мануфактура, одежда и другие товары. В хуторе открылась школа до 3 классов. В село стал приезжать из района фельдшер один раз в неделю.

Должен заметить, что начиная с 1917 года и по 1924 год селяне одевались и обувались в собственные товары своего изготовления: сеяли лен и коноплю – из семян получали в маслобойке растительное масло, а из волокна, после мочения в воде и пропуская их в мялки, пряли пряжу на прялке, а затем на ткацком самодельном станке ткали себе полотно и после отбеливания его, шили из него нижнее белье, полотенца, верхние рубашки и даже пиджаки. (Рис.20) С выделанных овчин шили полушубки, дубленки, брюки, тулупы дорожные. Из овечьей шерсти весенней стрижки пряли и ткали свитки, чапаны, сиряки, с осенней стрижки катали, приезжавшие из Симбирска валенщики, а зимой - чесанки и валяные сапоги.

Ремонтом валяной и кожаной обуви каждый хозяин занимался сам. Я тоже учился с братом Григорием шить сапоги, умею делать дратву, подшивать валенки вовнутрь и делать деревянные гвозди.

Мои университеты. В школу я пошел учиться в 1919 г. Я ходил и раньше, но меня не приняли. Тогда школа размещалась в доме соседа Гарбуза П.П. Читать и писать я научился в шесть лет. Когда сестра Феня пошла в первый класс, когда она учила уроки, я ей часто подсказывал, сидя на печке. А когда я пошел в школу (школа размещалась в доме Собакаря С.И.), то я уже читал и писал все буквы и цифры. Знал таблицу умножения. До половины зимы я сидел с первоклассниками, а во вторую половину зимы меня посадили к второклассникам, и я за одну зиму окончил два класса. В одной комнате размещались 1, 2 и 3 классы по партам при одном учителе. В 1920 и 1921 годах школа не работала, не было учителя, да и 1921г. был голодным годом. В 1923 г. я учился в 3-м классе. В 1924 году со второй половины зимы я пошел в третий класс повторить материал, т.к. предполагалось в Новониколаевке открыть семилетку. Учителем был Каракоцкий с деревни Александровки. Но семилетку в Николаевке не открыли, моя учеба прекратилась, хотя у меня было большое желание учиться, я учился легко, свободно, быстро схватывал. Но на моих плечах было хозяйство – скот, а его надо кормить, ухаживать. В 1925-1926 годах построили новую школу, разместили её между усадьбами Дорожки Т. и Цыкало Кирилла. В Новохарьковке появился новый культурный центр, туда стала приезжать кинопередвижка, приезжали клоуны, артисты и стали организовывать кружки самодеятельности. У нас на квартире стоял учитель Бондаренко Иван Ермолаевич, он был сам из Оренбурга, закончил педучилище, он мне рекомендовал любым способом учиться.

Летом 1930 года я работал в колхозе на сенокосе в Ирикле в 20 километрах от дома. Мне пришел вызов явиться домой. Дома мне сообщили, что меня посылают в Орск на трехмесячные курсы счетоводов для колхоза. На курсы поехали вдвоем: я и Шевченко Яков Алексеевич. Он поехал сам, как участник войны и награжденный орденом Боевого Красного Знамени. По окончании курсов Шевченко оставили в своем колхозе, а меня направили в русское село Сарбай в 20 км от Новохарькова. В Сарбае я проработал восемь месяцев и в счетной работе совсем разочаровался: целый день сидишь на стуле и все пишешь и пишешь, да щелкаешь на счетах». [4]

Коллективизация сельского хозяйства.

В 1927 году было принято решение о коллективизации.

Коллективизация - аграрная политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы), проводившаяся в стране начиная с 1928 года с целью преобразования мелких индивидуальных хозяйств в крупные общественные кооперативные производства для упрощения системы изъятия её продуктов и обеспечения за их счёт роста промышленных производств. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы, и опасаясь репрес­сий, которым подверглись зажиточные крестьяне (так называемые кулаки), люди резали скот и сокращали посевы.

Раскулачивание.

Наступила политика раскулачивания - групповое выселение «кулаков», их семей в спецпоселения, расстрелам, к произволу местных органов власти и многочисленным жертвами среди бедного и среднего богатства сельского населения. [3]

Подверглась репрессиям и семья моего прадеда (Приложение, №4 – записи из архивного дела Разумного А.Е.)

Прадед пытался искать справедливости в Крайисполкоме Орского района. (Приложение, №5 – из заявления от 05.02.1933 года)

Однако никаких резолюций и решений не последовало. Гораздо позже прадед и его мать были реабилитированы (Приложение, №6).

Индустриализация страны.

С мая 1929 года по июнь 1941 года проходил процесс быстрого наращивания промышленного потенциала страны для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно сельской страны в ведущую индустриальную державу.

В январе 1929 года было принято решение о начале строительства Магнитогорского металлургического завода. Уже в марте к Магнитной горе прибыли первые строители. 30 июня 1929 года на станцию Магнитогорская прибыл первый поезд по новой железнодорожной линии. Эту дату принято считать днём рождения Магнитогорска.

Из автобиографии Разумного А.Е.:

«В 1931 году в мае приехали в город Магнитогорск. Работал сначала разнорабочим, а окончив курсы электрообмотчиков, стал работать эл. монтёром на строительстве УЭС в электроцехе г. Магнитогорска (Приложение, рис.7). В январе 1933 года я перешёл работать на строительство прокатных цехов Магнитогорского комбината. Работая электромонтёром, я в 1934 году поступил учиться в вечернюю школу рабочей молодёжи, которую и окончил в 1940 году.

В 1933 году я призывался, но был зачислен в запасной 2 очередь (по статье 66). В Советской Армии не служил.

В 1940 году я поступил учиться в Магнитогорский Горно-Металлургический институт (Приложение, рис. 3).

«Боевая страница летописи моей семьи».

В1941 году началась Великая Отечественная война, и учёбу пришлось оставить, т.к. работать требовалось в условиях военного времени по 10 – 12 часов в сутки. «С начала войны, учитывая уровень образования и дефицитную специальность, получил «бронь от призыва в армию». Участвовал в строительстве домен, прокатных станов и коксовых батарей.

Работали круглые сутки, спали прямо на рабочих местах. Домой в барак на 5-м участке (район бывшего завода «Металлургмаш») приходили только один раз в неделю - помыться и поменять белье. Вспоминал, что деревянную лестницу от мартена в сторону заводоуправления преодолевал только в три приема. Как самую высокую награду считал получение в 1944 году талона на пошив кожаных ботинок».

Награжден знаками «Отличник строительства Наркомчермета», «Почетный строитель тяжелой индустрии» (Приложение, рис.8), медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Жизнь в мирное время.

После войны окончил индустриальный техникум и долгие годы работал мастером, прорабом, начальником участка в Энергокомбинате треста «Магнитострой» и в Магнитогорском монтажном управлении треста «Южуралэлектромонтаж», до 1973 года участвуя в строительстве жилья и объектов соцкультбыта на Правом берегу (от улицы Комсомольской до ул. Доменщиков). (Приложение, рис.9)

Награжден двумя медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда» и орденом «Трудового Красного Знамени». Ветеран треста Магнитострой и г. Магнитогорска. (Приложение, рис.9)

Умер 15.04.2001 года. Похоронен в г. Магнитогорске.

Заключение

Когда я записывал воспоминания о родственниках, то постоянно ловил себя на мысли, что история моей семьи, как в зеркале, отражается в истории России. Я увлёкся своей работой не только близких, но и дальних родственников. Больше всего меня удовлетворяет то, что я сохраню далекие и важные факты семейной биографии своих предков. Семья сплотилась для новых открытий, мой труд не может быть бесполезным, а это значит, что «никогда не оборвется веков связующая нить!»

Знание собственной родословной стоит того, чтобы потратить немало часов на исследование своих корней. А результаты, подчас неожиданные, могут изменить нашу жизнь. Я понял одну важную для себя истину: порой мы воспринимаем какое-то историческое событие очень отвлеченно, думая, что не имеем к нему никакого отношения, но ведь всё происходящее в жизни невозможно без участия людей. А если эти люди к тому же связаны с тобой родственными узами, то и событие кажется ближе. [1, 537]

Знакомясь с историей своей семьи, я получил много информации, которую мне пришлось проанализировать, систематизировать, оформить, представить в виде публичной презентации. На это ушло достаточно много времени, но результаты меня порадовали. Проектная деятельность по данной теме научила меня поэтапности изучения материала, повысила мою самооценку и оценку членов моей семьи и моих ровесников по отношению ко мне, способствовала развитию чувства гордости за своих предков.

Итогом данной работы стал собранный материал, который я оформил в виде брошюры о жизни и деятельности своей семьи. Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах и обязательно продолжу мою исследовательскую работу, чтобы проследить, как перекликалась история моей семьи с историей моей Родины. Далее я проведу исследовательскую работу с подробным исследованием участия моих прадедушек и прабабушек в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Второй мировой войне.

Для себя я сделал вывод, что в каждой семье есть люди, чьи поступки способны вызвать восхищение и ситуации, которые мы захотим сохранить для потомков.

Библиографический список

Голубев И.В. Электроцех. Исторический очерк. Магниогорск-2005. 187с.

Думин С.В., Черных А.П. Генеалогия. Большая российская энциклопедия. Том 6. Москва, Научное издательство «Большая российская энциклопедия» 2006г. 767с.

Шалаева Г. П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 9. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва 1995г. 446 с.

История России 20 века. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki(Дата обращения 26.02.2018)

Семейный архив Разумных

Семейный архив Пашковых

Приложение

Рис.1 Разумный Аким Епифанович (21.09.1911-15.04.2001)

Рис. 2 Свидетельство о рождении Акима Епифановича

Рис. 3

№4

Дело 300

Разумного Акима Епифановича (начато и окончено 5.02.1933 г.)

Социально-экономическая характеристика на 1932 год

Разумный Аким Епифанович 1911 г (19 лет), украинец, окончил сельскую школу, кулак, в колхозе состоял с января 1930 г. – исключен 15.04.1931 г., прав не лишался, с 1930 г. по 15.05.1931 г. – счетовод, членов семьи 5 душ, трудоспособные 3 души. В ВЛКСМ состоял с 1929 г. по 26.04.1931 г. Родственников, высланных на Север – нет, неизвестно.

Имущественное положение

До 1917 г.

В 1927 г.

В 1929 г.

В 1930 г.

Количество казенных десятин

35

17

12

В колхозе

Лошадей, волов, верблюдов

4

2

3

Коров

3

2

3

Мелкого скота

35

18

18

Молотилка

-

1

1

Кол-во работников: годовых

1

Нет

Нет

сезонных

2

1

Нет

Налоги 1928\29 г.г.

108-00

   

1929\1930 г.г.

104-00

   

1930\1931 г.г.

Состояла в колхозе

 

Не арестовывалась

 

Здорова

Уполномоченный РИК

Председатель с\с

Характеристика на кулака Разумного А.Е.

Ранее проживал в хуторе Ново-Харьковском Ново-Николаевского с\с Орского района СВК, 1911г.р., социальное положение кулак, раскулачен в 1931г. за эксплуатацию чужого труда. В 1931 сбежал от выселения из пределов края.

Протокол президиума с\с имеется от 15.04.1931г. № 125

Председатель с\с Михайличенко

Райисполкому: на ваше отношение от 17.11.1933 г. за № 27-162 Ново-Николаевский с\с сообщает, что материалы, характеризующие Разумного (№169) Акима Епифановича, высланы в РИК. Но он в нашем с\с числится лишенным избирательных прав. Хозяйство раскулачено.

Подпись, печать.

№ 5

В Крайисполком Средне-Волжского края от гр-на, проживающего в хуторе Ново-Харьковка Ново-Николаевского с\с Орского района Средне-Волжского края, РАЗУМНОГО Акима Епифановича, 1911г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Настоящим прошу вышеупомянутое разобрать мое заявление. В 1931 г. в апреле месяце Ново-Николаевским с\с наше хозяйство было признано кулацким и лишили нас голоса гражданских прав. С моей стороны я считаю неверным. В 1931 году я подавал об этом заявление в Ново-Николаевский с\с и в РИК Орского района и в РКИ того же района, но результатов никаких не получил до сих пор. 14.12.1932 г. я подавал вторично заявление в РИК Орского района и в РКИ того же района, но результатов никаких нет. На что я прошу обратить Ваше внимание. Ниже я опишу свою биографию. До революции и после отец занимался только сельским хозяйством. В 1920 г. в апреле месяце отец мой помер. Осталось семьи 5душ, из которых мать, сестра 1909 г., я поименованный - г.р.1911, брат младший г.р.1914, и еще младший брат г.р. 1915.

По смерти отца хозяйство осталось следующее: лошадей – 2 шт., коров – 2 шт., овец – 12 шт., с\х инвентарь: рядовая сеялка 1 шт., буккер 4-х лемешный - 1шт., лобогрейка – 1шт., сенокосилка – 1\2шт., молотилка -1\2шт., посевная площадь от 13 до 16 казенных десятин.

Ввиду того, что не было рабочих рук, мать была вынуждена нанимать работника на уборку хлеба с 1922 по 1924 год, а с 1924 г. наемных рук не было, т.к. мы уже подросли и работали сами.

Экономическое состояние хозяйства: в 1929 г. добавилась пара быков «выращенных». Наше хозяйство по 61ст. не подвергалось, и индивидуальным налогом не облагалось. В 1930 году во время коллективизации мы вступили в сельскохозяйственную артель.

В 1930 году я вступил в ряды ВЛКСМ и все возлагаемые на меня работы я выполнял аккуратно. Во время раскулачивания я также принимал активное участие в раскулачивании, а также и в других добровольно-общественных организациях как МОПР, ОСОАВИАХИМ и т.д. я принимал активное участие. В 1930 году в июне месяце я был послан на курсы счетоводов-комсомольцев, мобилизованных в счет «20000» на колхозную работу. И по окончании курсов я работал 7 месяцев счетоводом при сельхозартели Артем.

И до коллективизации и во время коллективизации я старался к построению социалистического общества, что и прошу разобрать мое заявление и восстановить меня голоса гражданских прав, так как я воспитан в духе советской власти.

К сему расписываюсь (подпись)

05.02.1933 г.

(Аналогичное заявления карандашом написано в РКИ Орского района 14.10.1933 г.)

Рис. 6

Рисунок 7. В цехе

Рис. 8

Рис.9 Прошло несколько десятилетий

Рис.10

Прапрапрадед

Василий

(прожил 80 лет)

Прапрадед (брат)

Разумный Епифан Петрович

(…-1920)

(Брат)

Разумный Савелий Петрович

(Брат)

Разумный Иван Петрович

(Сестра)

Разумная Наталья Петровна

(Сестра)

Пасечник (Разумная) Васена Петровна

Прапрабабка (сестра) Разумная Анна Васильевна

(1885-26.05.1961)

(Сестра)

Разумная Евдокия Ивановна

(1905 - …)

Разумный Григорий Савельевич

(Сестра)

Пасечник Евдокия

(Брат)

Иван

Васильевич

(1894 – 1984)

(Брат)

Разумный

Алексей Иванович

(1911 - …)

Две дочери

(Брат)

Архип Васильевич

(Брат)

Назар Васильевич

(Сестра)

Евдокия Архиповна

(Брат)

Семён Назарович

(Сестра)

Елизавета Назаровна

(Брат)

Пасечник Семён

(Сестра)

Пасечник Екатерина

(Брат)

Николай Архипович

(Брат)

Иван Иванович

(Брат)

Павел Иванович

(Сестра)

Матрёна Ивановна

(… – 1985)

Сестра

Два брата

(Сестра)

Антонина

Архиповна

Брат,

две сестры

(Сестра)

Агрипина Назаровна

(Брат)

Пасечник Юрий

(Брат)

Пасечник Иван

Прапрадед

Брик Алексей Маркович

( 1880 - 1933)

Прапрабабка

Брик Агафья Дмитриевна (1889 – 1969)

(Сестра) Корнева (Брик) Мария Алексеевна

( 22.01.1918 – 17.06.1986)

(Брат) Брик

Семён Алексеевич

(14.09.1921 - 04.02.1967)

(Сестра) Белкина (Брик) Татьяна Алексеевна

(17.01.1924 – 15.10.2000)

(Сестра)

Брик

(1928 - 1934)

(Сестра)

Явдоха

Михайловна

(Сестра)

Головачёва (Разумная) Фёкла Епифановна

(1909 - …)

(Брат)

Разумный

Кирилл

Епифанович (1914 - …)

(Брат) Разумный Михаил

Епифанович (1916 - 16.10.1942)

Прадед (брат)

Разумный Аким Епифанович (21.09.1911-15.04.2001)

(Брат)

Разумный Григорий Епифанович (1902 - …)

(Сестра)

Разумная Агафья Епифановна

(1905 - …)

Прабабушка (сестра)

Брик Анна Алексеевна

(20.12.1925 -8.11.2003)

Прадед

Вальков Иван Васильевич

(1925 - 1998)

Прабабушка Валькова Надежда Яковлевна

(… - 2007)

Дед

Вальков Владимир Иванович

24.12.1953

Бабушка

Астафьева Валентина Ивановна

(04.1941-07.2014)

Дед

Пашков Виктор

(1941-2001)

Бабушка

(сестра) Валькова (Разумная) Наталья Акимовна

29.09.1954

Двоюродный дед (брат) Разумный Александр Акимович

4.11.1952

Папа

Пашков Сергей Викторович

14.01.1978

Мама

Пашкова (Валькова) Мария Владимировна

29.09.1981

Пашков

Максим Сергеевич

29.10.2006

Брат

Пашков Артём Сергеевич

21.12.2012

Рис.2

Просмотров работы: 119