Влияние гражданской войны в Сирийской Арабской Республике на жизнь сирийских христиан

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние гражданской войны в Сирийской Арабской Республике на жизнь сирийских христиан

Севани Э.А. 1
1ГБОУ ЧОМЛИ
Мищенко А.Н. 1
1ГБОУ ЧОМЛИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день тема Сирийской войны или, как более правильно её называть Гражданской войны в Сирийской Арабской Республике, начавшейся в 2011 году и не закончившейся по сей день, является одной из самых обсуждаемых тем в средствах массовой информации. Последствия этого длительного вооружённого конфликта имеют важное значение для всего мирового сообщества, но часто люди, изучающие Гражданскую войну в Сирии, либо освещающие ход этой войны, забывают о тех, на чьи плечи ложатся все тяготы и страдания этой многолетней кровавой бойни – о мирном населении, проживающем в Сирийской Арабской Республике. На начало Гражданской войны численность населения Сирии по данным Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения составляла 20,8 миллионов человек, при этом более 90% из них исповедуют ислам. [19] Как показывает мировая история, в гражданских войнах больше всего страдают этнические и религиозные меньшинства, взгляды которых не соответствуют взглядам большинства. Таких меньшинств в Сирии достаточно много и этно-конфессиональный состав их достаточно пёстрый. Наше внимание обращено на одно из таких меньшинств - сирийских христиан. Под сирийскими христианами мы подразумеваем общность граждан Сирийской Арабской Республики, проживающих на её территории и исповедующих христианство, независимо от его течений и принадлежности к той или иной церкви.

Целью нашего исследования является изучение изменений жизни граждан Сирийской Арабской Республики христианского вероисповедания, связанных с гражданской войной в этом государстве. Временные рамки нашего исследования охватывают период с 2011 года по настоящее время. Проблема, которую мы постараемся решить нашей работой, - найти ответ на важный для историков вопрос: какое влияние оказала Гражданская война на жизнь сирийских христиан?

Для достижения поставленной цели в ходе нашего исследования мы решим следующие задачи:

Кратко осветим историю христианства на территории древней и современной Сирии, в том числе в период, предшествующий гражданской войне - времени правления Хафеза аль-Асада и Башара Хафез аль-Асада;

Изучим роль сирийских христиан в гражданской войне;

Постараемся доказать факт организованного преследования и уничтожения христиан и христианской культуры на территории Сирии как приверженцами террористической организации «Исламское государство», так и сирийскими радикальными исламскими группировками в период с 2011 года;

Попытаемся ответить на вопрос: «Является ли Гражданская война в Сирийской Арабской Республике войной между мировыми религиями – христианством и исламом?»;

Сравним последствия от гражданской войны в Сирии для её граждан, исповедующих христианскую веру, с последствиями аналогичных исторических событий в других ближневосточных и североафриканских исламских государствах для тамошних жителей-христиан.

Каких-либо крупных научных исследований этой проблемы мы не обнаружили, но мы хотели бы обозначить новатора в разработке этой проблемы – магистранта МГИМО Д.Н. Левнера, который в 2013 опубликовал интересную статью «Положение сирийских христиан в условиях гражданской войны» на сайте Института Ближнего Востока. [18] К сожалению, за 5 лет с момента публикации этого исследования других работ мы не обнаружили.

Основной источник информации, использованный нами, - это англо-, армяно- и русскоязычная новостная подборка, опубликованная в большей степени в западных средствах массовой информации (The Guardian, The Independent, The New York Times, Agence France-Press, BBC) преимущественно – в сети Интернет. Особенно важным для нас историческим источником стали интервью с сирийскими христианами, не покинувшими территории своей Родины в трудный для неё час. Особо мы хотели отметить англоязычный электронный ресурс «Христиане Сирии» (https://www.christiansofsyria.org), содержащий достоверные факты о современном положении адептов христианства в Сирийской Арабской Республике.

В свой работе мы применили общенаучный метод системного анализа - метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы.[21] Кроме того, мы использовали сравнительно-исторический метод - метод исторической науки, где исторические события рассматриваются в сравнении, выделяются их схожие и различные черты (общее и особенности), а также рассматриваются причины, которые вызвали появление этих схожих и различных черт.

Заявленная нами гипотеза такова: гражданская война в Сирийской Арабской Республике (2011 – настоящее время), как любая другая война, негативно повлияла и продолжает оказывать отрицательное влияние на жизнь сирийцев-христиан.

ГЛАВА I. Сирийские христиане до 2011 года.

С самого начала истории христианства Сирия фигурировала как одна из колыбелей этой мировой религии. Ведь именно в сирийский Дамаск пришел апостол Павел и начал проповедовать христианское вероучение. [12] Один из святых христианских городов, Антиохия, также располагался на территории древней Сирии. [2] Именно в этом городе апостолы Петр и Павел в I веке нашей эры основали одну из древнейших христианских церквей - Антиохийскую православную церковь. [11] Также именно в Антиохии последователей Христа впервые начали называть христианами. [8] История христианства в Сирии – история мученичества. На протяжении веков христиане выживали и хранили, как зеницу ока, свою веру, находясь изначально под властью римских императоров, а, с течением времени, - в составе великих исламских империй, таких как Арабский Халифат и Османская Империя. Политическое доминирование мусульманских владык явилось поводом для распространения на территории Сирии ислама, но христианство тоже не было забыто сирийцами. Религиозные преследования побуждали сирийских христиан на эмиграцию, что они активно и делали.

Со времени получения Сирии независимости (1946 года) христиане играли важную роль в жизни этого государства: например, одним из основоположников партии БААС был христианин Мишель Афляк, а основателем Сирийской социальной националистической партии и идеологом панарабизма – адепт Греческой православной церкви – Антуан Саада. [18] Во время правления президентов Хафеза аль-Асада (1971 - 2000) и Башара Хафез аль-Асада (2000 – настоящее время) сирийские христиане не подвергались преследованиям сирийской власти за исповедание своей религии. На территории Сирии располагалось много церквей различных направлений христианства (православные, католические, армянские, протестантские и др.), которые находились под защитой государства. Христианская культура была одной из составляющих богатой культуры Сирии. Христиане занимали высокие позиции в министерствах, парламенте, армии, важные политические и дипломатические посты - с 2009 года начальником штаба сирийской армии, а затем с 2011 года – министром обороны Сирийской Арабской Республики был православный христианин генерал Дауд Раджиха. [5]

До начала боевых действий, - 2011 года, - на территории Сирийской Арабской Республики проживало от одного (5% - 6% населения страны) до двух миллионов (10% населения страны) христиан. Христианство в Сирии представлено многими направлениями: православными, яковитами, сиро-католиками, армяно-григорианами, армяно-католиками, маронитами, протестантами, католиками латинского обряда, грекокатоликами и многими другими течениями.

С момента своего возникновения, христианство играло большую роль в истории Сирии. Положение сирийских христиан в разный период времени было разным, но ни в коем случае нельзя сомневаться в том, что христиане на территории Сирии были с самого начала истории этой религии.

ГЛАВА II. На чьей стороне сирийские христиане участвуют в гражданской войне?

Гражданская война в Сирийской Арабской Республике началась весной 2011. Изначально это был не война, а локальные национально-конфессиональные конфликты, имевшие экономическую основу, которые в дальнейшем переросли сначала в политические столкновения, а уже затем - в масштабные военные действия против режима Асада. Изначально христианская община Сирии сохраняла нейтралитет в выборе стороны конфликта, но когда в оппозиции официального режима появились радикальные исламские группировки, то большая часть христианского населения Сирии, страшась установления власти последних, была вынуждена примкнуть к сторонникам действующего режима Башара Асада. [9]

Давайте продолжим рассматривать христианское население Сирии, поддерживающее официальную власть, и причины, по которым оно так поступает. Как мы отметили ранее, большинство христиан Сирии примкнули к действующему режиму: основным стимулом для этого послужило вступление в гражданскую войну радикальных исламских группировок и террористических организаций, желающих уничтожить республиканское устройство государства и создать иную форму правления. [23]

Второй и основной причиной, по которой христиане Сирии поддерживают республиканский режим, является соблюдение и защита последним одного из важнейших для них права - свободы вероисповедания, установленного основным законом страны – конституцией. [16] Асад поддерживал сирийских христиан, допускал их до высоких должностей, защищал христианские храмы и монастыри - все это не могло остаться незамеченным, поэтому многие христиане и примкнули к нему в такой ужасной ситуации как Гражданская война. Нельзя не упомянуть и о том, что одним из ключевых фигур начавшейся гражданской войны, а именно министром обороны Сирийской Арабской республикой с 2011 года являлся Дауд Раджиха. Дауд был приверженцем Греческой православной церкви и никогда не скрывал этого. Он был убит он во время теракта 18 июля 2012 года. [7]

Третья причина - широкая и многосторонняя военная и гуманитарная помощь как официальной власти, так и поддерживающим её сирийским христианам, оказываемая Российской Федерацией. Российская Православная Церковь и Правительство Российской федерации отправляют большое количество гуманитарной помощи в сирийские города. Например, в 2015 году Россия выделила на гуманитарную помощь для Сирии 2 миллиона долларов. Кроме этого 30 сентября 2015 года Россией была начата военная операция в Сирии, направленная на устранение террористической угрозы, стабилизацию положения режима Башара Асада и защиту, в том числе и поддерживающего его христианского населения. [20]

Но, как всегда, у каждого правила есть исключения. Небольшая часть сирийских христиан отрицает законность режима Асада. Они считают, что во время правления Асада церковь была зависима от государства и являлась «церковью режима, а не церковью Бога». [3] Эти христиане стояли за оппозиционеров еще у истоков гражданской войны, до её начала, участвовали в антиправительственных митингах и шествиях. Они желают свободы христианской церкви и мирной жизни с представителями других конфессий. Кроме них, против режима Башара аль-Асада выступают и немногочисленные радикальные христианские группировки, например группировка «Помощники Господа». [22] Данная организация имеет свой ютуб-канал, где транслирует свои военные операции и делает видеообращения. [13]

В итоге можно сказать, что отношение христианской общины Сирии к гражданской войне различно: кто-то поддерживает действующий режим, кто-то наоборот восстает против президента, но можно сказать одно: все христиане Сирии, хотят они того или нет, являются активными или пассивными участниками этой кровопролитной войны.

ГЛАВА III. Военные преступления против сирийских христиан

Нельзя отрицать того факта, что христиане являются одной из самых уязвимых социальных групп - участников Гражданской войны в Сирийской Арабской Республике. Радикальные исламисты отрицают истинность христианства и считают христиан своими врагами, поэтому завоеванные ими города – самые опасные места для христиан. Христианских священников похищают, женщин насилуют, мужчин убивают и устраивают показательные казни. Христианские храмы, монастыри и кладбища подвергаются немедленному уничтожению. Наибольшую опасность для христиан представляют запрещенные на территории Российской Федерации группировки «Исламское Государство» и «Джаиш аль-Ислама», преступления которых против сирийских христиан, для большей наглядности, мы решили представить в виде таблицы:

Таблица 1

Военные преступления против христианства [4], [14], [17], [28]

Город

Преступления

Эль-Хасака

Уничтожена ассирийская церковь Святой Марии в Тель-Насри. Похищена группа молодых христиан.

Эр-Ракка

Уничтожены или повреждены: армянская католическая церковь, армянская католическая церковь Святых Мучеников.

Аллепо

Уничтожены или повреждены: армянское кладбище в районе Шейха Максуда, греческое православное кладбище, греческая православная церковь Успения Пресвятой Богородицы, армянская православная церковь Сорока Мучеников и многие другие церкви и монастыри.

Похищены: митрополит Павел, митрополитГригорий Иоанн Ибрагима убит дьякон.

Дамаск

Уничтожены или повреждены: Мелькитский собор, Маронитский собор.

Хомс

Уничтожены или повреждены: православная церковь Святого архангела Михаила, сирийский католический собор Святого духа и другие церкви и соборы

Маалюль

Разорен монастырь святой Феклы. Похищены и убиты 16 монахинь, мирное христианское население, священники Малькитской и Армянских церквей, епископ Малькитской церкви Абдо Ариш.

Кесаб

Убиты 80 армян-христиан.

Эль-Камышлы

В ходе теракта 6 человек погибли и 30 человек ранены (все раненые и убитые – христиане-армяне).

ГЛАВА IV. Гражданские войны в Сирии и Ираке в XXI веке: война мировых религий, уникальные вооружённые конфликты или что-то иное?

Казалось бы, что приведённые нами факты, говорят о том, что сирийская гражданская война имеет признаки и след конфессиональных конфликтов, войны религий. На вопрос является ли гражданская война в Сирии войной двух мировых религий, - христианства и ислама, - нам очень тяжело дать однозначный ответ. С одной стороны мы видим целенаправленное преследование христиан, но с другой – показателен факт того, что мусульмане наряду с христианами являются участниками и жертвами гражданской войны. В трудные времена люди всегда стремятся к объединению. Так же и в Сирии мирное население помогало и поддерживало друг друга независимо от религиозной, социальной и этнической принадлежности. Так, например, в сирийском городе Алеппо христиане ходили молиться в мечети вместе с мусульманами, потому что христианские храмы разрушены. [24] Одно можно сказать точно, что сирийская гражданская война – это общая беда приверженцев всех конфессий Сирии: и христиан, и мусульман, и езидов.

Трудно отрицать тот факт, что гражданская война в Сирийской Арабской Республике является уникальным в своем роде явлением. В других странах Аравийского полуострова и северной Африки проходили и проходят народные волнения и гражданские войны подобного типа, которые ученные-историки объединяют в понятие «Арабская весна». Давайте сравним последствия гражданской сирийской войны для христиан с последствиями другого проявления «Арабской весны», одной из самых масштабных войн Ближнего Востока XXI века – гражданской войны в Ираке, начавшейся в 2011 году и продолжающейся по настоящее время. Мы уже отмечали ряд характерных черт сирийской гражданской войны, её своеобразных маркеров: резкое сокращение численности христианского населения государства; организованное преследование религиозных меньшинств; различное (иногда диаметрально-противоположное) отношение представителей христианских общин к участникам вооружённого противостояния и отсутствие единства в христианской общине государства по созданию обособленного центра самообороны; возникновение христианских вооружённых группировок. Рассмотрим, являются ли отмеченные нами выше особенности сирийской гражданской войны её уникальными проявлениями, или они присутствуют также и на территории Ирака.

До начала иракской гражданской войны христиане составляли по разным источникам от 3% [26] до 6% [25] населения государства, но в последние годы процент христианского населения сильно снизился из-за эмиграции и физического уничтожения. [15] Во многом этому способствовало нацеленное уничтожение и притеснение и христианского населения [6], и езидов [27]. Как и в Сирии не все иракские христиане поддерживают одну и ту же сторону конфликта, например, арабоязычные христиане Ирака являются сторонниками единого иракского государства, а христиане-ассирийцы поддерживают курдских сепаратистов. [10] Некоторые из живущих в Ираке христиан, как и в Сирии создали отряды самообороны для защиты своих домов, городов и семей. Одной их таких группировок является «Вавилонская бригада». [1]

Рассмотрев оба локальных конфликты мы можем отметить их содержательную идентичность: указанные нами «характерные» черты сирийской гражданской войны не являются таковыми, так как в полной мере присущи и гражданской войне в Ираке: результат обеих гражданских войн плачевен для христианского религиозного меньшинства этих стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы выполнили все поставленные в нашей работе цели и задачи и можем подытожить: гражданская война в Сирии, как и любая другая гражданская война является бесполезной, ужасной и жестокой. Все население, вне зависимости от религиозных взглядов, национальной и расовой принадлежности, страдает от войны, но максимальный урон наносится, как мы это выявили, именно меньшинствам – в нашем случае сирийцам-христианам. Сирия – это колыбель христианства и её история помнит гонения от многих завоевателей. Но эта война кардинально изменила жизнь миллионов сирийских христиан: многие потеряли жизнь, здоровье, близких, имущество, святыни, покинули Родину. Изначально обусловленная политическими и экономическими причинами война после вступления в неё радикально настроенных исламских группировок, приобрела экстремистско-религиозный характер, но она не стала войной мировых религий - ислама и христианства. Террористы целенаправленно уничтожали христианские святыни и убивали христиан, факты чего мы привели, но война так и не стала религиозной – история хранит тысячелетнее мирное сосуществование мировых религий на этой земле. Христиане, разобщённые конфессионально и имеющие разные политические взгляды, поддерживают различные стороны конфликта, создают отряды самообороны, но чаще массово эмигрируют. Влияние гражданской войны на христиан-сирийцев мало чем отличается от аналогичного воздействия гражданской войны в соседнем Ираке на тамошних христиан.

Религиозный экстремизм является мировым злом. Как же нам с этим бороться? Всем нам необходимо обратить внимание на то, что в нашем современном гуманном обществе часто встречаются расистские, фашистские взгляды. Ненависть и нетерпимость являются бичом человечества всю ее историю, и мы должны всеми силами бороться с этим. А для начала надо помочь сейчас тем, кто в этом действительно нуждается, например, христианам Ближнего Востока – сирийским и иракским. В истории христианства Ближний Восток всегда был ее центром, а сейчас мы имеем положение, когда христианство может полностью исчезнуть оттуда, откуда оно начиналось. Мы призываем всех обратить внимание на эту проблему и сделать все, чтобы спасти людей, страдающих из-за своих религиозных убеждений.

К сожалению, гражданская война в Сирии не окончена и исход сирийских христиан продолжается. Наше исследование завершено, но процесс исследования современного положения сирийских христиан только начат и мы верим, что он будет продолжен новыми исследователями с привлечением новых исторических источников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

«Вавилонская бригада» иракских христиан сражается с ИГ // Сайт BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2016/04/160408_iraq_christian_militia (дата обращения: 14.10.2018).

Ancient Syria // Сайт www.israel-a-history-of.com. URL: http://www.israel-a-history-of.com/ancient-syria.html (дата обращения: 18.10.2018).

Koulouriotis E. Christians in Syria also victimized by Assad regime // Независимыйновостнойсайт «Orient.net». 29.03.2017. URL: https://orient-news.net/en/news_show/134270/0/Christians-in-Syria-also-victimized-by-Assad-regime (дата обращения: 19.10.2018).

Parishes affected by destruction // Сайт «Christians of Syria». 2017 – 2018. URL: https://www.christiansofsyria.org/parishes-affected-by-destruction/ (дата обращения: 21.10.2018);

President al-Assad issues Decree naming Gen. Dawood Rajiha as Defense Minister // НовостнойсайтDay Press (Dp-news.com). 2008 – 2012. URL: http://www.dp-news.com/en/detail.aspx?articleid=92523 (дата обращения: 18.10.2018).

Spencer R.Militant Islamist group in Syria orders Christians to pay tax for their protection // Сайт Telegraph Media Group Limited. 27.02.2014. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/10666204/Militant-Islamist-group-in-Syria-orders-Christians-to-pay-tax-for-their-protection.html(дата обращения: 14.10.2018).

Syria crisis: Profiles of security and defence chiefs killed in Damascus blast // НовостнойсайтBBC. 20.07.2012. 2018. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-18889030 (дата обращения: 19.10.2018).

Syria is the Glory of Christianity // Сайт «Christians of Syria». 2017 – 2018.URL: https://www.christiansofsyria.org/syrian-reconstruction-committee-src-syria/christianity-in-syria/short-history-of-the-christianity-in-syria/ (дата обращения: 16.10.2018).

Syria's Christians stand by Assad // НовостнойсайтCBSN Interactive Inc. 06.02.2012. 2018. URL: https://www.cbsnews.com/news/syrias-christians-stand-by-assad/ (дата обращения: 18.10.2018).

Абдулла Х.А. Будущее христиан в Иракском Курдистане // Сайт Kurdistan.ru. 21.03.2012. URL:https://kurdistan.ru/2012/03/21/news-15042_Buduschee_hristian_v.html (дата обращения: 14.10.2018).

Антиохийская православная церковь // Википедия. [2018—2018]. Дата обновления: 16.10.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=95634734 (дата обращения: 16.10.2018).

Библия. Новый завет. Деяния святых апостолов. 9:1-9; 9:17-18.

Видеоканал группировки «Помощники Господа» // Сайт «Youtube». URL: https://www.youtube.com/channel/UCqENpGiIWmNaIoTZnsbXyZw (дата обращения: 19.10.2018).

Виноградов Д. Сирийская Маалюля: в город возвращается колокольный звон // Сайт МИА «Россия сегодня». 29.05.2015. URL: https://ria.ru/world/20150529/1067082542.html (дата обращения: 21.10.2018)

Ковалева А. В 2014 году 125 тысяч христиан бежало из Ирака // Церковно-научный портал «Православная энциклопедия». 12.02.2015. URL: http://www.sedmitza.ru/text/5403008.html (датаобращения: 14.10.2018).

Конституция Сирийской Арабской Республики, принятая на референдуме 26.02.2012. Раздел 1. Глава 1. Статья 3. [Электронный ресурс] // Сайт «Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: https://www.cbsnews.com/news/syrias-christians-stand-by-assad/ (дата обращения: 18.10.2018).

Копылова Е. Резня в Кесабе: боевики «Аль-Каиды» жестоко расправились с армянами-христианами // Сайт сетевого издания «Вести.Ру». 01.04.2014. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1431909 (дата обращения: 21.10.2018)

Левнер Д.М. Положение сирийских христиан в условиях гражданской войны // Сайт Института Ближнего Востока. 2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=17561 (дата обращения: 16.10.2018).

Народонаселение мира в 2011 году. Доклад Отдела информации и внешних связей ЮНФПА (Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения) // Сайт Организации Объединённых Наций. URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/population2011.pdf (Дата обращения: 10.05.2018).

Основные этапы российской операции в Сирии. Хроника // Сайт «Газета «Коммерсантъ». 12.12.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3494192?from=doc_vrez (дата обращения: 19.10.2018).

Системный анализ // Википедия. [2018—2018]. Дата обновления: 27.06.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=93603627 (дата обращения: 27.06.2018).

Треш из Сирии: радикальные христиане против режима Асада // Сайт «Livejournal.com». 27.09.2013. URL: https://rychkoff.livejournal.com/154426.html (дата обращения: 19.10.2018).

Участники сирийского конфликта // Википедия. [2018—2018]. Дата обновления: 18.04.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=92161166 (дата обращения: 18.04.2018).

Христиане в Алеппо идут молиться в мечети [Электронный ресурс] / Сайт сетевого издания «TVZvezda.Ru». 01.01.2017. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201701071020-t9xz.htm (дата обращения: 21.10.2018).

Христианство в Ираке // Википедия. [2018—2018]. Дата обновления: 14.07.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=93955622 (дата обращения: 14.07.2018).

Христианство в Ираке до и после демократии // Сайт АНО «Православие и мир». URL:https://www.pravmir.ru/xristianstvo-v-irake-do-i-posle-demokratii/ (дата обращения: 21.10.2018).

Իրաքում ԻՊ զինյալները սպառնում են սպանել 600 եզդի գերու. Ամո Շարոյան // сетевого издания «News.am». 06.05.2015. URL: https://news.am/arm/news/265517.html (дата обращения: 14.10.2018).

Սիրիայում ահաբեկչության հետեւանքով հայեր են զոհվել / Сайт сетевого издания «News.am». 06.12.2013. URL: https://news.am/arm/news/184293.html (дата обращения: 21.10.2018).

Просмотров работы: 147