Голос предков

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Голос предков

Мантаев  М.М. 1Абастов  М.З. 1Абубакарова М.М. 1
1ГБОУ "Центр образования г. Гудермес"
Сахабова З.Б. 1
1ГБОУ "Центр образования г. Гудермес"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Гордиться славой предков не пристало,

Тому, кто не дорос до их плеча.

Ртуть тоже называется металлом,

Но из него не выковать меча.

Ф. Боденштедт.

Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: «Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца». Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требовании нравственности, у чеченцев и ингушей признается высшим достоянием личности. Оговоримся сразу же. Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством. Здесь существуют целые институты этих отношений. Народами уже накоплен опыт такого взаимообогащения культур, который является обнадеживающим примером для будущего, потому что он может быть использован в восстановлении взаимного доверия и сотрудничества народов.

К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.

Наши предки

Эта история – из воспоминаний, когда-то опубликованных в советском международном журнале «Спутник», одно из которых, я уже приводил в рассказе «Помогать в духе Нохчалла» данного раздела. Вначале, мне показалось, что этот пример достаточно заурядный для нас, а другие могут увидеть в нем необоснованные или даже вредные излишества. Теперь, думаю – быть может, хоть кому-нибудь, из нашего подрастающего поколения, этот и другие похожие примеры послужат ориентиром.

Вот суть, в моем изложении, по памяти. Автор вспоминает о своем родственнике (оба – Мальсаговы, имен не помню), который до последнего вздоха строго придерживался традиций и этикета. Какое-то время, перед смертью, он провел в постельном режиме, но никому не позволял проведывать себя в своей спальне. Вайнахи, до сих пор, проведывают больных и немощных едва ли не в режиме нон-стоп (молодцы!, но, есть о чем задуматься, при современных условиях). И каждый раз, при очередном посещении, он обязательно вставал, одевался и встречал посетителей, даже близких родственников, невзирая на их пол и возраст (!), в гостевой комнате, при полном параде, вплоть до кинжала. Многие из нас еще помнят, что кинжал был обязательным атрибутом хозяина дома, подчеркивающим уважение к гостям. Однажды, навестить его, зашел совсем еще молодой юноша. Старик был уже плох к тому времени. Однако, в последний раз, встал, оделся по форме, вышел навстречу гостю, встретил … и умер. Как прожил, так и ушел.

Большинство наших предков были бескомпромиссными носителями традиций. Сегодня мы заметно потеряли и продолжаем терять свою самобытность. Это неизбежная плата за прогресс, цивилизацию, ассимиляцию. Но мы должны помнить все лучшее о предках и передавать младшим. От этого выиграем и мы, и окружающие, которые судят о нас только по дракам, лезгинкам и новостям.

У чеченцев есть свой кодекс чести – «нохчалла». Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуются представители данной национальности испокон веков. Гостеприимство и доброжелательность Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому горного народа. Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми – горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать – все это соблюдается неукоснительно.

Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови – чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь – чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни. Ни баринов, ни крепостных «Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо – среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных – у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.

Если дружба, то крепче стали Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое – и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу – прощения не будет. Особое отношение к женщине Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают. У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать – это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.

Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки. Не гордыня, но гордость

Общеизвестно, что чеченцы – очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо – испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу – жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям. «Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость , на которую нохчо обрек иноверца, непростительна – на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.

Завещание

Хочу поведать об истории из жизни одного старца. А если быть точнее, то об истории своего прадедушки по имени Мага, проживавшего в селении Беной Ножа-Юртовского района.

Около 120 лет назад в том самом селе проживала семья. В семье этой было два ребенка: девочка и мальчик. Мальчик по имени Мага был не только хорошим сыном, но и прекрасным помощником по хозяйству для своей любимой матери.

В день, когда ничего не предвещало беды, отец принес в семью новость о том, что собирается жениться во второй раз. Для мамы это стало ударом, но разлука с детьми была для нее подобна смерти, поэтому она решила, что останется в доме, какие бы трудности их не настигли. Но мамины братья думали совсем по-другому. Посчитав, что жизнь в такой семье не подходит их сестре, они вынудили ее вернуться в отцовский дом. Сердце матери вмиг разбилось, ведь ее хотели лишить самого дорогого - детей.

Она не знала, как поступить, сжимая в тисках дочь с сыном. Братья буквально вырвали из рук ничего не понимающую девочку, в то время, как Мага, заливаясь слезами, умолял не разлучать их с мамой. И чеченский обычай, запрещающий женщине публично проявлять любовь к своим детям, не помешал матери бежать вслед с криками: «Дети мои родные! Берегите себя! Не знаю, когда мы увидимся снова. Я люблю вас!» Крик тот громким эхом запечатался в памяти пятилетнего Маги.

В разлуке с матерью прошли дни, месяцы, годы. Сердце Маги обливалось кровью, но дать знать об этом он не мог: страх перед отцом и мачехой был слишком велик. В слезах и в мыслях о матери пролетали ночи, не мог он смириться с той мыслью, что самого родного человека уже больше не увидеть. Да и мачеха той нехватающей материнской заботы не проявляла, а наоборот – лишь показывала искреннюю ненависть к чужим детям.

Спустя годы еще одна новость болезненно подействовала на Магу. Новость о замужестве матери. Он не желал верить услышанному, перекручивая в голове образ матери, который за годы помутнел и вовсе забылся. Лишь запечатанный в сознании крик, позволял Маге помнить маму.

В один день Мага окончательно решил посвятить себя поискам и, хоть издалека, но увидеть свою мать. Немало времени он провел в поисках, но как обычно, безрезультатно. Лишь через некоторое время мальчик узнал о том, что еще есть шанс на встречу с ней. Весть о местонахождении матери заставила Магу подскочить с места и ринуться к выходу. Соврав отцу о том, куда направляется, мальчик быстрыми шагами помчался навстречу к маме.

И наконец, тот самый образ предстал перед Магой, заставив душу встрепенуться. Сердце готово было выпрыгнуть из груди, когда портрет матери по кусочкам восстановился в памяти мальчика. «Мама» - проносилось у него в голове, отчего глаза наполнились слезами. Крепко обняв женщину, Мага взглянул на блистающие серебринкой волосы, попутно проходя по ним ладонью. В женских глазах читался вопрос. Узнать в лице стоявшего перед ней пятнадцатилетнего юноши своего сына не удалось. Многое изменилось. И жизнь, сыгравшая злую шутку с мамой, доставила столько страданий и боли, пережить которых не под силу любому. Да и сам Мага не мог догадываться о тяжких временах, что скрывались за спиной женщины. Сколько выстрадал этот человек, сколько выплакал. После того случая Мага часто наблюдал за матерью и ее детьми издалека, мечтая о том, чтобы она вспомнила его.

Весть о смерти мужа матери добавила смелости мальчику на разговор с мамой. Снова встретившись с ней, он рассказал, что является ее сыном. Слезы безутешно вырывались наружу, не позволяя сказать и слова. Успокоив ее, Мага засыпал ее вопросами. Разговор продолжался очень долго. Мама поведала ему обо всем.

С тех пор прошло много времени. Мага вырос, женился, обзавелся детьми и внуками. Несмотря на это, простить своего отца все же не мог. Историю разлуки он часто рассказывал своим детям и внукам. И, когда настал час смерти, он собрал свою семью и завещал: «Дети, я никогда вас не прощу, если вы когда-нибудь разлучите детей с их матерями.»

И, конечно, ради Аллаха простил и своего отца.

Мантаев Минкаил

Мой кумир

Как рассказывал мой дед, его воспитание являлось отражением характера и мудрости его родителей, которые он сам же унаследовал и передал своим детям. Дед научил моих родителей быть честными, справедливыми, не пить и не курить, не воровать и уважать людей, независимо от их национальности. Но в жизни ему пришлось испытать много трудностей. В 90-ые годы он жил в Астрахани, в городе, где на каждом шагу можно было встретить чеченца, ингуша или кумыка. Он не выбирал подолгу, а помогал всем, кому мог. Это качество позволило ему влиться в доверие и стать глубокоуважаемым в своем окружении. Часто в свой адрес ему приходилось слышать приятные слова от соседей и просто знакомых. Когда дедушка принял решение, уехать из Астрахани на родину, многие, кому дед был знаком, как мирный трудяга, плакали и не желали отпускать его.

Благодаря своей честности, открытости, дружелюбию и готовности в любой момент прийти на помощь, он и стал самым большим кумиром для меня.

Абубакарова Марха

Одиннадцать чеченцев

История одиннадцати чеченцев, погибших в неравной схватке интересна тем, что ее записал царский офицер, прослуживший на Кавказе много лет. Интересна и оценка этого человека данному событию. Отбросив некоторые эмоциональные описания, мы можем представить себе, какая трагедия произошла на берегу Терека.

«…До какой отчаянной отваги доходили чеченцы в своих набегах, приведу один, вспомнившийся мне сейчас пример, – писал А.Л. Зиссерман. Собралось их одиннадцать человек, перебрались за Терек и спустились высматривать добычу на почтовой дороге, недалеко от станицы Червленной или Ищорской. Один из казачьих пикетов их, однако, заметил, дал знать в станицу, поднялась тревога, а дело близилось уже к рассвету. Чеченцы решились уходить домой, тронулись к Тереку – в одном месте выстрелы, в другом тоже, все пикеты (не везде можно было переправиться). Что делать? Решили броситься в противоположную сторону, в ногайские степи, там переждать тревогу и через день, два уйти за Терек. Между тем собравшиеся по тревоге казаки, по добытым от секретных пикетов сведениям, убедились, что хищники взяли направление по почтовой дороге и затем в степь, и пустились за ними. Сколько чеченцы не торопились, но на усталых голодных лошадях не могли уйти от погони, видя приближение казаков, они свернули к одному из степных песчаных курганов, бросили лошадей, взобрались на верхушку кургана и решились защищаться. Их окружили – предложили сдаться, они отвечали выстрелами, и у нас оказалась потеря. Началась перестрелка, наконец, с прибытием новых команд казаков, составивших всего человек до 200, решили штурмовать курган, назначенные для этого люди тронулись. Между тем у чеченцев уже не стало патронов, дальнейшая защита становилась невозможной, и они решились умереть, но не сдаваться… Сделав последний залп по приближавшимся людям, они привязали предварительно друг к другу ременными поясами, чтобы не разлучаться и чтобы кто-нибудь не впал в искушение отдаться живым, обнажили шашки и кинжалы, надвинули папахи на глаза и с заунывным пением мюридского религиозного лозунга «Ля илляха иль Алла» («Нет божества кроме Аллаха») ринулись навстречу наступавшим казакам… Последовала дико-кровавая сцена, одна из тех, которые составляли отличительные черты Кавказской войны, и производили сильное впечатление на всех, от простого солдата до старого боевого офицера, от родившегося, так сказать, среди подобных сцен линейного казака и до случайно попавшего сюда образованного человека – сцена потрясающая. Несколько минут каких-то смешанных диких возгласов, стонов, два-три выстрела и – конец.

Одиннадцать трупов валялись кучкой, поливая песок своей кровью, а казаки выносили своих тяжело раненых и убитых товарищей.

Так вот с какими людьми вели мы войну, какими людьми приходилось нам управлять…»

Абастов Мансур

Заключение

Одним из замечательных обычаев чеченцев является уважение к старшим и, в первую очередь, уважительное отношение и забота о родителях в большинстве семей чеченцев создается атмосфера большого внимания и заботы о старших.

На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев. И значит, время меняет все к лучшему, проверяя народ на прочность моральных принципов и подтверждая чеченскую пословицу: «тот, кто не идет в ногу со временем, тот рискует попасть под его колесо».

Список использованных источников и литературы

© Алироев И.Ю. Сайдуллаев М.М. Чеченцы. Кто они? – М.1999г. – 168 с.

История и культура чеченского народа. –М: Издательство «Реал-Груп», 2002. - 152 с.

Нохчалла: как должен вести себя чеченец © Русская Семерка russian7.ru

https://news.rambler.ru/other/38807264-kakie-narody-mogut-byt-predkami-chechentsev/

http://russian7.ru/post/otkuda-vzyalis-chechency/

http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=32&art=819

Просмотров работы: 160