«Золотое кольцо» Эллады – колыбель греческой цивилизации

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Золотое кольцо» Эллады – колыбель греческой цивилизации

Ермачков Д.А. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г.Перми
Нечаева С.В. 1
1МАОУ "Гимназия№2" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Погружение в культуру древних цивилизаций позволяет нам, современным людям, глубже понять устройство мира, оценить настоящее и заглянуть в будущее. Возможность «вживую», а не только по книгам и учебникам познакомиться с такими историческими памятниками греческой цивилизации как древние Микены, Эпидавр и Коринф, это мой ценный культурный опыт, полученный во время путешествия по полуострову Пелопоннес (Греция). Современные историки считают, что Древняя Греция – это прародина всей европейской цивилизации. Откуда же пришла цивилизация в саму Грецию?

Цель работы – доказать, что именно Северный Пелопоннес является местом зарождения древнегреческой цивилизации.

Задачи:

1. Теоретический анализ источников и литературы, связанных с темой нашего исследования;

2. Рассмотреть понятие «цивилизация» и ее признаки;

3. Рассмотреть понятие «золотое кольцо» и принципы его формирования;

4. Изучить объекты «золотого кольца» Древней Греции;

5. Посетить археологические памятники «золотого кольца» Эллады, определив их роль в жизни древнегреческой цивилизации.

Объектом исследования является «Золотое кольцо» Эллады, а предметом – «Золотое кольцо» Эллады как колыбель греческой цивилизации.

В работе нами использовались следующие методы исследования: нарративные, историко-сравнительные, историко-генетические.

Глава 1. Понятие «золотое кольцо» в культурно-историческом смысле

В нашей работе одним из основных понятий выступает «золотое кольцо», которое наиболее точно позволяет объединить в систему исторические памятники греческих регионов (номов) Арголида и Коринфия (Прил., рис. 1).

Под «золотом кольцом» обычно понимается особый исторический маршрут по наиболее значимым достопримечательностям какого-то региона или даже страны (Прил., рис. 2).

Анализ характеристик объектов, включенных в маршруты «золотого кольца» в разных странах, показал, что большинство из них входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры [8]. Главная цель списка Всемирного наследия – сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Шесть первых критериев действуют с 1978 года и определяют культурные объекты, природные объекты включаются в список с 2002 года, когда дополнительно появилось четыре природных критерия включения. С 2005 года все 10 критериев объединены в единый список [7].

Согласно списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, греческом регионе Арголида два исторических объекта входят в него [11] (табл. 1).

Таблица 1.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Арголиде

Название

Местоположение

Время создания

Год внесения в список

Критерии

1

Археологические памятники Микен и Тиринфа

Ном: Арголида

XV-XII вв. до н.э.

1999

1, 2, 3, 4, 6

2

Археологические памятники Эпидавра

Ном: Арголида

IV в. до н.э.

1988

1, 2, 3, 4, 6

В ходе изучения списка объектов в Греции выяснилось, что древний Коринф в него не включен. Объяснение этому факту мы обнаружили в интервью американского археолога Гая Сандерса, который вот уже 20 лет занимается раскопками на территории древнего Коринфа [1]. Выяснилось, что доклад ученого о культурно-историческом значении древнего Коринфа подан в ЮНЕСКО в 2015 году, но пока решение об его включении в список всемирного наследия не принято. Наш собственный анализ показал, что археологические памятники Коринфа соответствуют, по крайней мере, пяти из шести критериев для внесения в список ЮНЕСКО.

Таким образом, «золотое кольцо» – это система культурно-исторических ценностей всемирного или регионального значения, объединенных в определенный маршрут.

Глава 2. Арголида – колыбель греческой цивилизации

2.1. Понятие цивилизации

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами [12]. Цивилизация возникает, когда общество добивается значительных успехов в производстве продуктов питания, развитии ремёсел и управленческих навыков, когда появляется система экономических отношений, основанная на разделении труда. Цивилизация также невозможна без возникновения письменности.

Значительный вклад в развитие данного вопроса внес английский археолог Гордон Чайлд, который выделил 10 основных признаков цивилизации: появление государства; появление классов; наследственная собственность на землю; налоговая система; развитие торговли; появление ремесленников, специалистов; письменность; появление городов; монументальные сооружения; зачатки искусства и науки [13].

2.2. Местоположение Арголиды и правители

Полуостров Пелопоннес – это южная часть Балканского полуострова, которая соединяется с материком Коринфским перешейком (Прил., рис. 3). Свое название полуостров получил по имени царя Пелопа, который приплыл с военной дружиной на полуостров и завоевал его (по одной из версий).

Арголида занимает восточную часть Пелопоннеса, отгороженную от остальной части полуострова горами. Эта область во II тыс. до н. э. была наиболее развитой в экономическом отношении частью Пелопоннеса. Выгодное географическое положение ее городов, ведших торговлю морским путем с Востоком, Западом и Югом, дополнялось возможностями землепашества и скотоводства [4].

Именно в Арголиде были основаны сильнейшие города-государства Древней Греции – Аргос и Микены. В XVI в. до н.э. наиболее сильным и богатым из ахейских государств становится Микенское царство с центром в древнем городе Микены, находившимся на северо-востоке полуострова Пелопоннес в области Арголида (Прил., рис. 4). По легенде, основателем Микен считался Персей, отцом которого был сам Зевс. Персей заложил вблизи Аргоса ряд крепостей, в том числе Микены [6].

Правители Микен упоминаются в древнегреческих мифах [8]. В таблице 2 представлены наиболее известные из них.

Таблица 2.

Мифологические правители Микен

Имя правителя

Управляемая территория

Период

Чем прославился

Персей (сын Зевса)

Микены (основал)

1325-1292 гг. до н.э.

Легендарный греческий герой, победитель горгоны Медузы

Сфенел (сын Персея)

Микены

1286-1263 гг. до н.э.

Упомянут в Илиаде

Эврисфей (сын Сфенелла)

Микены

1263-1223 гг. до н.э.

Двоюродный брат Геракла, упомянут в Илиаде, в мифах о Геракле

Атрей (сын Пелопа)

Микены

1223-1216 гг. до н.э.

Упомянут в Илиаде и Одиссее, отец Агамемнона и Менелая

Агамемнон (сын Атрея)

Микены

1216-1181 гг. до н.э.

Легендарный предводитель греческого войска в Троянской войне

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера (Прил., рис. 5). Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII вв. до н.э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной Греции (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря (Прил., рис. 6). На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением [4,6].

Рассмотрим признаки формирования цивилизации в Арголиде на основе таблицы 3.

Таблица 3.

Признаки формирования цивилизации в Арголиде

Критерий

Подтверждение

 

Наличие системы управления

Царь – во главе государства, четкая иерархия власти

 

Начало классообразования

Формирование прослойки знати

 

Письменность

Линейное письмо Б

 

Ведущий тип хозяйства

Производящее хозяйство (пришло на смену присваивающему)

 

Усложнение разделения труда

Появление новых ремесел (кузнечное и оружейное дело)

 

Успехи в сельском хозяйстве

Рост народонаселения, появление излишков зерна для продажи

 

Высокий уровень технического развития

Появление первых механизмов, водопровода; выложенные камнем дороги

 

Развитие военного дела и мореходства

Сильное микенское войско, возглавляемое царем. Военные походы по Средиземному морю.

 

Развитие торговли

Торговля сухопутным и морским путями

 

Развитие искусства

Высокий уровень ювелирного мастерства (изделия из золота, серебра, слоновой кости)

 

Особая культура захоронений

Шахтовые и купольные гробницы

Вот как описывается государственная иерархия в Микенах в книге А.Бартонека «Златообильные Микены» (1981): «Царь именовался ванака, мелкие царьки назывались басилевсами, их в подчинении у ванаки было несколько. Царю помогал начальник войска – равакета, «владыка народов». У царя имелись советники – 14 телестов, представителей знати и дворцовых чиновников. Почётом пользовались жрецы главных храмов, именовавшиеся «божьими людьми» [2].

Таким образом, в cередине II тысячелетия до н.э. в Арголиде сложились благоприятные условия для зарождения греческой цивилизации. Это привело к созданию сильного и процветающего Микенского царства, повлиявшего на дальнейшее развитие классической Греции.

2.3 Коринф – богатый «наследник» Микенского царства

Коринф имеет историю, уходящую в Микенскую эпоху. В те времена здесь находился один их городов Микенской цивилизации. Мифическим основателем династии древних царей Коринфа считается Сизиф. Древние коринфяне также участвовали в Троянской войне в составе войска Агамемнона.

Своим богатством Коринф славился уже во времена Гомера. После дорийского завоевания им правили цари, а за ними аристократия. Но здесь, как и всюду, где процветала греческая торговля, деловой класс (с помощью революции или интриги) захватил политическую власть.

Откуда же взялись все эти несметные богатства? Город быстро развивался благодаря своему географическому положению: Коринф включал в себя узкую полоску земли, соединяющую Пелопоннес с остальной частью Греции (Прил., рис. 7). Коринфский залив является частью Ионического моря, а Саронический залив принадлежит к Эгейскому морю. Через эти два залива вел кратчайший и наиболее безопасный путь с востока на запад. Путь же через оба залива был связан с необходимостью волочь корабли через Коринфский перешеек. Чтобы облегчить эту тяжелую задачу, в конце VII в. до н.э. была построена специальная выложенная плитами дорога, называвшаяся диолкос. Это удобство, которое приносило Коринфу большие доходы, поскольку он взимал оплату [4,6].

Коринф – крупный ремесленный центр, в первую очередь по производству керамики, экспортировал свои изделия почти во все уголки мира. Здесь производились знаменитая посуда, треножники с котлами, устанавливаемые в святилищах, например, в Олимпии и Дельфах, а так же зеркала, оружие и доспехи (Прил., рис. 8).

Однако главным источником богатства Коринфа была, безусловно, транзитная торговля между Грецией и странами варварского мира, в которой коринфяне выступали в роли посредников. В целях облегчения и дальнейшего развития этих торговых связей в конце VII в. до н.э. в Коринфе начали чеканить свою серебряную монету, украшенную фигурой крылатого коня Пегаса (Прил., рис. 9).

Коринф был важным центром торговли, чему способствовал его флот: коринфские корабли господствовали на водах Ионического и Тирренского морей вплоть до начала VIII в. до н.э., когда торговая мощь Коринфа уступила первенство постоянно растущей экономической силе Афин.

В 146 г. до н.э. Коринф был стерт с лица земли римскими войсками. Судьбу города решило распоряжение Цезаря, претворенное в жизнь императором Августом и его преемниками: на развалинах Коринфа возник римский город [3].

2.4 Арголида – древнегреческая «здравница» античного мира

На северо-востоке Пелопоннеса, на восточном побережье Арголидского полуострова возник древний Эпидавр. В античный период был центром небольшой области Эпидаврии. В десяти милях от Эпидавра, в узком ущелье, стесненном самыми высокими горами Арголидского полуострова, – находилось главное обиталище Асклепия. По легенде, Асклепий исцелил столь многих (и даже воскресил человека), что Плутон, бог Аида, пожаловался Зевсу, что теперь люди вовсе перестанут умирать, и Зевс, который не знал бы, что делать с родом человеческим, не будь на него смерти, поразил Асклепия молнией. Но люди стали почитать его как бога-спасителя.

В Эпидавре был воздвигнут величайший из храмов, где врачи-жрецы, звавшиеся Асклепиадами, организовали «санаторий», славившийся по всей Греции успешным лечением болезней. В Эпидавр стекались паломники со всего средиземноморского мира, ища того, что Греция считала величайшим из благ, - здоровья. Они спали в храме, с надеждой соблюдали рекомендуемый режим и писали о своем выздоровлении, по их представлениям, чудесном, на каменных таблицах, что по-прежнему попадаются тут и там среди остатков священной рощи [10].

Таким образом, в поклонении богу врачевания Асклепию воплотилась одна из основных ценностей греческой цивилизации – здоровье человека. Мы, представители современной цивилизации, также считаем здоровье великой ценностью, стремимся сохранять и укреплять его.

Глава 3. Исторические и культурные памятники «золотого кольца» Эллады

Изучение и описание исторических и культурных памятников «золотого кольца» Эллады проводилось в соответствии со следующим планом, разработанном нами:

Когда возник объект?

Кто его основал, строил?

Какова структура объекта, как он использовался?

Как описывают его древние письменные источники?

В каком виде памятник дошел до нас?

Каково значение и ценность объекта в наше время?

3.1 «Златообильные» Микены

Посещение древних Микен – центра Микенской цивилизации оставляет неизгладимое впечатление. Микены были основаны (по разным данным) около 2000-1800 гг. до н.э. племенами ахейцев. По разным версиям, город получил своё название из-за того, что Персей потерял в окрестностях наконечник (микес) меча; либо нашёл гриб (микес) и напился воды из него. В мифах говорится о том, что Микены строили циклопы, отсюда происходит название стен города – циклопические.

Город стал столицей государства ахейцев. Он располагался на высоком холме, был окружен крепостными стенами, за которыми находился царский дворец (дворец-крепость), дома для слуг, воинов и ремесленников, а также многочисленные хранилища для зерна, вина, масла. Здесь же располагались мастерские, хранилось оружие и драгоценности.

В 1250 г. до н. э. вокруг Микенского акрополя была возведена мощная каменная стена, местами её толщина достигала 7 м. В стене вокруг Микен были пробиты знаменитые Львиные ворота, названные так потому, что над ними изображены два вставших на задние лапы льва (Прил., рис. 10). Между львами – колонна, которая, как считают учёные, символизирует Артемиду, покровительницу города. Именно её приветствуют животные. Скорее всего, львы являлись символом рода Атридов (Прил., рис. 11).

За стенами дорога вела к царскому дворцу, сложенному из кирпича-сырца на деревянном каркасе. Дворец имел просторный внутренний зал с колоннадой и отверстием в крыше – мегарон. Здесь царь собирал приближённых и вёл государственные дела [2,6].

Самым ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы (Прил., рис. 12). Свыше трех тысячелетий шахтовые могилы таили в себе поистине сказочные богатства. Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. Эти предметы представлены в археологическом музее Микен (Прил., рис. 13а,б) [2,4,6].

К числу наиболее интересных архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат величественные царские усыпальницы, именуемые толосами или купольными гробницами. В Микенах находится самый большой из толосов – так называемая гробница Атрея (Прил., рис. 14). Сама гробница открыта внутри искусственного насыпного кургана. Внутренняя камера гробницы Атрея представляет собой монументальное круглое в плане помещение с высоким (около 13,5 м) куполообразным сводом (Прил., рис. 15). Стены и свод гробницы выложены из великолепно отесанных каменных плит и первоначально были украшены бронзовыми позолоченными розетками.

Впервые упоминание о Микенах встречается в произведениях Гомера (Илиада). Отмечая богатство Микен, Гомер называет их «златообильными», а микенского царя Агамемнона признает самым могущественным из всех ахейских вождей, принимавших участие в знаменитой Троянской войне.

До наших дней древние Микены дошли в виде одноименного археологического парка, его объекты представлены в хронологическом порядке в таблице 4.

Таблица 4.

Структура археологического парка «Микены»

Объекты

Возраст

 

Шахтовые гробницы

XVII-XVI вв. до н.э.

 

Крепостные стены

XIV в. до н.э.

 

Львиные ворота

конец XIV-XIII вв. до н.э.

 

Толосы (камерные гробницы)

XV-XIV вв. до н.э.

 

Дворец

XVI-XIII вв. до н.э.

 

Жилые дома, склады, цистерны

XIV-XIII вв. до н.э.

 

Зернохранилище

XII в. до н.э.

Все находки на территории этого археологического парка размещены в музее Микен. Значимость данного археологического комплекса очень велика: его открытие позволило изучить целую эпоху (ахейский период) в жизни Древней Греции, изучить и проанализировать Микенскую цивилизацию, послужившую основой для формирования классической греческой цивилизации.

3.2 «Не всякому плавать в Коринф»

Коринф – один из важнейших греческих городов-полисов – возник в северо-восточной части Пелопоннеса в начале I тысячелетия до н.э., достиг высшего расцвета в период VIII – нач. VI в. до н.э. (Прил., рис. 16).

Кто же основал город? Есть данные, что эта территория была заселена людьми еще 6000 лет назад. После падения египетской цивилизации на эту территорию незадолго до 1000 г. до н.э. прибывает многочисленное население с Востока, прежде всего, финикийцы. Они принесли с собой культ Афродиты, который стал в Коринфе самым важным культом. Дорийцы же прибыли в Коринф из Арголиды и Аркадии около 900 г. до н.э. (Прил., рис. 17). Тогда и образовался город-государство, древний полис Коринф с олигархическим правлением. Поговорка «Не всякому плавать в Коринф» отражала то, что жизнь в городе была очень дорогой [3,4].

Коринф упоминается в «Илиаде» Гомера. В 582 г. до н.э. учреждаются Истмийские игры в честь Посейдона. Среди зрителей оказался однажды ... апостол Павел: свидетельство об этом сохранилось в его Посланиях к коринфянам. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго [6].

Что же представляет собой Древний Коринф сегодня? Застройка старого Коринфа приходится на первую половину VI в. до н.э. До нас дошли руины его строений, которые являются «естественным музеем». Все его экспонаты расположены под открытым небом (Прил., рис. 18а,б). Здесь находится Храм Аполлона, постройки шестого века до нашей эры, изначально имевший 38 дорических колонн, из них после землетрясения сохранились семь. Это была прекрасная постройка дорической архитектуры, которая остается единственным монументальным свидетельством великолепия греческого города (550-540 гг. до н.э.).

Агору с портом Лехайоном на Коринфском заливе соединяла главная улица древнего Коринфа, 12 метров, мощеная мрамором дорога, проходившая от порта Лехайон до рынка. Знаменитую Коринфскую керамику несли по этой дороге к кораблям, развозившим её по всему известному тогда миру, а назад той же дорогой прибывали товары, приобретенные коринфскими купцами в каждом уголке Средиземноморья [3,4].

Кроме того, сохранились такие свидетельства великолепия города, как скромные остатки старого стадиона на юго-восток от Пирене и маленькое святилище, вероятно, Артемиды. В классический период с северной и южной стороны агора была ограничена портиками. Остатки обширной внутренней галереи с колоннами видны из-за рядов римских построек.

На наш взгляд, культурное значение и историческая ценность Древнего Коринфа переданы словами археолога Г. Сандерса: «Мы готовим огромный перекрестный план по Коринфу. Он включает Акрокоринф (древняя крепость на горе высотой около 600 метров), археологический памятник в Древнем Коринфе и старый порт Лехеон. Как экологический и археологический парк, он может войти в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Признание ЮНЕСКО будет означать, что мир сможет лучше узнать и уважать Коринф, а также оценить вклад Коринфа в мировую цивилизацию» [1].

3.3 «О Асклепий, рожденный на радость всем смертным…»

В небольшой долине на северо-востоке Арголиды на нескольких уровнях расположены памятники Эпидавра. Обширная территория, где располагаются посвященные богам храмы и здания больниц, имеет отношение к культу врачевания древнегреческой эпохи. Культ Асклепия в Греции – сравнительно поздний, и немногие связанные с ним памятники датируются ранее конца V в. до н.э. Обнаруженные остатки сооружений можно разделить на четыре группы: здания, связанные с культом Асклепия; здания для атлетических состязаний; здания для обслуживания посетителей; театр.

В честь Асклепия в Эпидавре устраивались соревнования атлетов, проводившиеся, как и Олимпийские игры, раз в четыре года. Другой традицией, связанной с культом Асклепия, стали состязания рапсодов – чтецов- декламаторов, читавших эпические произведения. Для этих целей в Эпидавре был сооружен театр, о котором автор «Описания Эллады» Павсаний отзывается как о «примере несравненной гармонии и красоты».

Театр в Эпидавре занимает выдающееся место среди памятников древнегреческого зодчества (Прил., рис.19). Он был построен архитектором Поликлетом Младшим в 350-330 гг. до н.э. Писатели древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться в мастерстве с создателем этого театра. Поликлет, несомненно, обладал большими познаниями и немалым опытом. Помимо удивительной гармоничности и изящества, построенный им театр в Эпидавре обладает феноменальной акустикой: зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 м от сценической площадки и на 23 м выше ее, отчетливо слышали каждый звук (Прил., рис.20). Представления давались на круглой площадке – оркестре, достигавшей в диаметре 20 м. За ней находилась каменная стена, замыкавшая полукруг театра. Диаметр всего сооружения составляет 116 м. Оно с удивительным мастерством врезано в склон холма, у подножия которого устроена сценическая площадка-оркестра. Места для зрителей сооружены в два яруса. Скамьи нижнего, более раннего, яруса рассчитаны на 6210 мест, расположенных в 34 ряда. Когда был построен 21 ряд скамей второго, верхнего, яруса, разделенного на 22 сектора, вместимость театра увеличилась до 14 000 человек [10].

Сейчас в Эпидавре на месте раскопок можно увидеть руины храмов, посвященных Асклепию, бассейны для термальных вод, помещения, в которых жрецы принимали пациентов, а также здания для атлетических состязаний (стадион, гимнасий, комнаты для гостей), которые здесь регулярно устраивались в честь бога-врачевателя. Театр являлся частью святилища Асклепия. На протяжении пяти веков – с VI в. до н.э. до римских времен – сюда стекались толпы паломников со всей Греции. Театр в Эпидавре служил местом увлекательных зрелищ. Здесь проводились музыкальные и поэтические состязания, ставились драмы Софокла, Еврипида и Эсхила. Театр в Эпидавре, как предполагается, должен был способствовать оздоровлению пациентов: древние греки считали, что переживания от увиденного «очищают» человека.

На протяжении последующих столетий уникальный памятник оставался заброшенным, скрытым под толстым слоем земли. Систематические раскопки начались здесь в 1881 г. Огромный театр предстал перед изумленными археологами весьма хорошо сохранившимся.

С 1954 г театр снова вернулся к жизни. Ежегодно в рамках Афинского фестиваля здесь ставятся античные драмы. Популярность театра в наши дни столь велика, что в 1988 г. Комитет по охране памятников Эпидавра был вынужден разработать специальную программу по сохранению театра от износа, вызванного тысячами посетителей [10].

Афиши летних спектаклей, которые ставятся в туристический сезон на сцене Эпидавра, развешены повсюду, в чем я смог лично убедиться во время путешествия по Арголиде. Представления даются после заката при свете софитов. Мы считаем, что театр в Эпидавре – это яркий пример того, какой след в истории современной цивилизации могут оставить древнейшие культурно-исторические объекты: ведь он используется по назначению в наши дни!

Заключение

Наше исследование показало, что корни древнегреческой цивилизации исходят из регионов Северного Пелопоннеса (Арголида и Коринфия). Это объясняется благоприятными географическими условиями этих местностей; процессами миграции народов и племен, имевшими место на этих территориях; смешением культур этих народов.

Для формирования древнегреческой цивилизации имели значение:

1. Первые государственные образования греков (Микенское царство)

2. Греческие полисы, возникшие позднее на «осколках» Микенской цивилизации (Коринф)

3. Общечеловеческие ценности зародившейся цивилизации, в частности, забота о здоровье и его сохранении.

Список литературы

Археологи предлагают создать уникальный парк в Древнем Коринфе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gebboo.com/arheologi-predlagaut-sozdat-ynikalnyi-park-v-drevnem-korinfe-8698 (Дата обращения 06.02.2018)

Бартонек А. Златообильные Микены / А.Бартонек. – М.: Наука, 1991. – 470 с.

Дюрант В. Жизнь Греции / В.Дюрант. М.: Крон-Пресс, 1997 – 704 с.

Искусство и культура древнего мира. Коринф и Арголида. / Под ред. М.Л. Бернгарда. – Варшава: «Аркады», 1986 – 105 с.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (Дата обращения 15.12.2017).

Кузищин В.И. История Древней Греции / В.И.Кузищин. М.: Высшая школа, 2009. – 480 с.

Культурные и природные критерии включения объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nhpfund.ru/world-heritage/criteria.html (Дата обращения 18.01.2018).

Кун Н.А. Мифы Древней Греции /Н.А.Кун. – М.: Просвещение, 1975 – 463 с.

Мифические цари Микен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1636982 (Дата 05.02.2018).

Планета Земля. Историческая география [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geosfera.org/evropa/greciya/1592-epidavr.html (Дата 22.02.2018)

Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://whc.unesco.org/ru/list (Дата обращения 18.01.2018).

Цивилизация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1354/ЦИВИЛИЗАЦИЯ (Дата обращения 25.01.2018).

Childe V. G. The Urban revolution / V.G.Childe. - Town Planning Review, 1950. - 21: 3–17.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1. Арголида и Коринфия на карте Пелопоннеса https://azbukaweb.com/writing/grek.htm

Рис.2. «Золотое кольцо» России (маршруты) https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-zolotoie-koltso-rossii-4.html

Рис.3. Коринфский перешеек на карте Пелопоннеса https://nashidetki.net/otnosheniya/otdykh-v-gretsii-s-detmi-v-2018-godu.html

Рис.4. Микены на карте Пелопоннеса https://infourok.ru/prezentaciya_uroka_mikeny_i_troya-345740.htm

Рис.5. Перемещения ахейских племен на рубеже III-II тысячелетия до н.э. (обозначены стрелками)

http://School-collection.iv-edu.ru

Рис. 6. Территория Микенского царства в период расцвета, XV-XIII вв до н.э.

(выделено оранжевым цветом)

https://infourok.ru/material.html?mid=60617

Рис. 7. Коринф и Коринфский перешеек (стрелки) https://ru.wikipedia.org/wiki/Клеоменова_война

Рис.8. Знаменитая коринфская керамика (фото из личного архива)

Рис.9. Коринфская серебряная монета с изображением Пегаса. -https://10.мвд.рф/news/item/3383422/

Рис.10. Крепостная стена и Львиные ворота в Микенах (фото из личного архива)

Рис.11. Львы – символ рода Атридов https://ru.wikivoyage.org/wiki/Файл:Lion_Gate_Mycenes_OLC.jpg

Рис.12. Шахтовые гробницы, XVII-XVI вв до н.э. (фото из личного архива)

Рис.13а. Ювелирные украшения из Микенских шахтовых гробниц (фото из личного архива)

Рис.13б. Золотая корона, маска и оружие из Микенских шахтовых гробниц (фото из личного архива)

Рис.14. Вход в гробницу Атрея (фото из личного архива)

Рис.15. Куполообразный свод гробницы Атрея (фото из личного архива)

Рис.16. Город – полис Коринф на карте Пелопоннеса

https://pravoslavno.club/1-1-korinfyanam-13-glava

Рис.17. Вторжение дорийцев на Пелопоннес

Рис.18а. Храм Аполлона в древнем Коринфе (фото из личного архива)

Рис.18б. План застройки древнего Коринфа (реконструкция, фото из личного архива)

Рис.19. Театр в Эпидавре (фото из личного архива)

Рис.20. «Проверка» уникальной акустики театра (фото из личного архива)

Просмотров работы: 160