ДЕТИ ВОЙНЫ – ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕТИ ВОЙНЫ – ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Воробьев  Д.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Ефимова  С.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Дети войны и веет холодом, Дети войны и пахнет голодом, Дети войны и дыбом волосы: На чёлках детских седые полосы.

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2018 году исполнится 77 лет со дня её начала. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей,которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Актуальность исследования. Я считаю данную тему актуальной, так как чтобы понять и оценить настоящее, нужносравнить его с прошлым. Мы должны учиться на ошибках тех далеких лет и никогда не повторять их.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Что помнят они, дети войны? Что могут рассказать?Должны рассказать.

Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, в которой умирали бы дети.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось?

Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы «Кто такие дети войны». Было опрошено 43 человека и выявлено, что не все учащиеся знают, кто такие дети войны, но все хотели бы о них узнать побольше.

Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные и послевоенные годы, о которых мы почти ничего не знаем. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

Цель работы. Показать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова «война» нет ничего на свете.

Задачи: 

- ознакомление моих сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны;

- приобщение к истории и культуре своего народа;

- воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей – наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы работы: 

сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, анкетирование);  

беседы с односельчанами

анкетирование учащихся школы

обработка результатов

соответствующие выводы.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках  и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в школьный историко-краеведческий музей. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Обзор литературы. Тема нашей исследовательской работы узкая, она касается наших земляков. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе мы использовали воспоминания жителей с. Первомайское, материалы, накопленные в школьном музее. Документы, которые хранятся в семейных архивах.

2. Основная часть

2.1 Первые дни войны

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Первые месяцы войны запомнились детям многими событиями. Главные из них, это уход в армию многих родственников и знакомых мужчин.

Нельзя без волнения слушать рассказ Гарифуллиной (Усмановой) ШайдыМиргаевны. «Когда началась война мне было пять лет. Этот день я запомнила на всю жизнь. Папа сел на табуретку, посадил меня на колени и мы все обнялись. Но папа очень сильно плакал. А в 1943 году пришло письмо. Когда я пришла домой, мама сидела на крылечке, что-то читала и плакала. Это была похоронка».

Соколов Виктор Александрович. Родился в 1931 году. «В 1941 году отца забрали на фронт. В 1943 году он погиб. Нас у мамы осталось четверо детей. Ей было очень тяжело. Она работала дояркой, и после дойки коров ей приходилось идти на поле, на зерноток или на сенокос».

По прошествии более шестидесяти лет Якупова Зинаида Фахрисламовна вспоминает: «Родилась я в 1932 году в деревне ТуктагуловоТуймазинского района. В 1940 году переехали жить в совхоз 1 мая. Когда началась война мне было 9 лет. О начале войны мы узнали по радио. Было очень страшно».

Швырков Егор Иванович родился в деревне Рябиновка Туймазинского района в 1933 году. И хотя ему было всего 8 лет, годы войны не могут исчезнуть из памяти. « 22 июня 1941 года. Этот трагический день для нас, детей войны, никогда не сотрётся в памяти. В 1941 году отца призвали на фронт, а в январе 1942 года он погиб под Сталинградом. Остались мы, шестеро детей, с мамой».

Ануфриев Генадий Александрович родился в 1936 году в деревне Новогеоргиевке. Когда началась война, ему исполнилось пять лет. «В 1941 году отца забрали на фронт. Оттуда он не вернулся. На руках у мамы осталось двое детей. Было очень тяжело. Одеть на ноги было нечего. Ходили в лаптях, а чтобы ноги не промокали, привязывали снизу деревяшку. Кушать тоже было нечего. Когда начиналось половодье, ходили в поле собирать мерзлую картошку. Из нее мама делала крахмал и варила кисель. Собирали дикий щавель, из молодой лебеды пекли лепешки. Осенью зарезали быка, шкуру повесили сушиться на чердак, а весной шерсть с нее сняли, и мама варила вместо мяса из нее суп. Вместо дров собирали полынь. Резали, сушили ее и топили печь. Возле пруда копали торф. Выполняли всю домашнюю работу, потому что мама была все время на работе».

Галиуллин Фагим Шарапович вспоминает: «Когда началась война, мне было три года. Папа тяжело болел и в 1942 году умер. Нас осталось у мамы восемь детей. И мама сказала, что я застаршего, потому что я «мужик». А мне «мужику» было всего пять лет».

Чистоступова (Бекк ) Нелли Рейнгольдовна. У этой женщины особая судьба. Родилась Нелли Рейнгольдовна 11 октября 1929 года в Крымской области в селе ФройдорфДжанкайского района. В августе 1941 года семья была депортирована в Башкирскую АССР в Кандринский район. «Нас направили в деревню Николаевку. Когда мы приехали, у нас ничего не было, потому что когда мы уезжали из Крыма, нам на сборы дали два часа и с собой ничего не разрешили взять. Ехали мы в товарном эшелоне двадцать пять суток. Дорога была очень тяжелой, нас не кормили и не поили. В деревне Николаевка нас поселили в старом пустом доме. Папа сам сделал топчаны, сшил соломенные матрасы. Местные жители ходили на нас смотреть. Камнями не закидывали, в лицо не плевали, но первое время воспринимали как фашистов. Но потом они поняли, что мы ни в чем не повинные люди. Давали еду, старую одежду, шерсть. Из нее вязали себе перчатки и носки. В колхозе на семью нам давали на месяц шесть килограмм муки. Через год после того как приехали, уже засадили огород овощами и жить стало полегче. В 1942 году забрали в трудармию в Ульяновск старшего брата Эдика на строительство железной дороги на Сталинград. Там он и умер, не выдержал даже года, от непосильного труда и голода».

У них закончилось детство, у семей – счастливые будни, у стариков – спокойная старость. Тогда ими двигало детское любопытство и стремление помогать старшим. Повзрослев, дети поняли, что были свидетелями и участниками подвига народа.

2.2 Труд детей в годы войны

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.

За годы войны с полей нашего совхоза было убрано 14786 центнеров зерна, сдано 3940 центнеров мяса и 1000 молока. Я считаю, что в этом большая заслуга детей того страшного и тяжелого времени.

Из воспоминаний Соколова Виктора Александровича. «Когда началась война, мне было десять лет. Очень много приходилось работать, так как мужчины ушли на фронт, а в селе остались только старики и женщины. В летние каникулы каждому школьнику давали разные задания: собирали в поле колоски, пололи свеклу, капусту, убирали сено. Приходилось возить из леса дрова в школу, контору, на ферму. Весной на лошадях возили зерно на поле для посева».

«Когда мне исполнилось одиннадцать лет,- вспоминает Якупова Зинаида Фахрисламовна,- у мамы были тяжелые роды и мне пришлось идти работать за маму в поле, полоть пшеницу. Осенью ходила на зерноток, перелопачивали вручную зерно, грузили в мешки и отправляли в Кандры. Зимой работали на полях, делали снегозадержание лопатой. Приходилось ездить по деревням, собирать золу и потом вручную рассыпать на полях. В весеннее время раскидывали вручную удобрения на полях, а летом на лошадях согребали солому. Трудности в годы войны заключались только в одном, было очень голодно. Ели ячмень, из лебеды пекли хлеб. Хлеб давали по нормам: детям по 200 грамм, а взрослым по 300 грамм. А в 1942 году в совхоз привезли немцев-трудармейцев и нормы хлеба убавили и стали давать совсем мало. А конфеты и сахар в годы войны были большой редкостью».

Из воспоминаний Швыркова Егора Ивановича. «В то трудное время мы, дети, не знали, что такое летний отдых. Каникул не было, так как нужно было помогать взрослым. Возили сено с полей, пилили дрова, сажали и копали картофель, жали серпами хлеб и собирали на полях колосья. Одежды и обуви не было, плели лапти. Сеяли коноплю. Из нее женщины пряли, ткали и шили из нее одежду. В доме у нас была одна фуфайка и одни валенки, и все одевали их по очереди. Было очень голодно. Ели все, что придется: траву, из коневника суп варили, хлеба не видели».

За доблестный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Соколов В.А. награжден юбилейными медалями и в 2002 году получил удостоверение «Ветеран труда», Чистоступова Н.Р. награждена почетными грамотами, юбилейными медалями и медалью «Ветеран труда», Якуповой З.Ф. присвоено звание «Ударник коммунистического труда» и в 1986 году награждена медалью «Ветеран труда», Ануфриев Г.А. награжден медалью «Ветеран труда», Гарифуллина Ш.М.награждена медалью «Ветеран труда».

2.3 Обучение в школе

Условия работы школы в период войны тоже были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на вре­менно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число уча­щихся увеличилось за счет эва­куированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учеб­ных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Цен­тральной задачей было обеспечение всеобуча. Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.

Из воспоминаний Чистоступовой Нелли Рейнгольдовны. «В Крыму я окончила 4 класса начальной школы, а в д.Николаевка смогла отучиться только два класса. Дальше учиться не смогла, так как нечего было кушать, и надо было идти работать».

Швырков Егор Иванович вспоминает: «Когда началась война, мне было восемь лет, и я ходил в первый класс. Холщовая одежда, которую мы носили, была очень жесткая, и когда мы приходили со школы, а идти надо было семь километров, у нас все ноги были истерты в кровь. Так отучился шесть классов».

Из воспоминаний Гарифуллиной Шайды Миргаевны. «Вся забота о детях легла на мои плечи. Но в то же время я продолжала учиться. В школе в зимнее время было очень холодно. Сидели одетые: в шапках и варежках. Писали карандашами или заточенными палочками. Чернила делали из сажи, а красный цвет – из свеклы. Тетрадей тогда не было, писали на той бумаге, которую находили. Учебник был один на весь класс. Но несмотря ни на что, у нас было очень большое желание учиться. Закончила я семь классов».

2.4 Жизнь после войны

Читая и рассказывая истории подвигов, мы становимся сильнее. Наши деды и прадеды передают нам через годы свою силу, мужество, величие. Что значит герой? Герой – это тот человек, который совершил такой поступок, повторение которого навряд ли можно ожидать. Чтобы быть героем достаточно отличиться однажды в своей жизни, возможно даже на несколько минут, возможно, необходимо совершать подвиги каждый день, как, например, в годы Великой Отечественной войны. А каково быть просто хорошим человеком всю жизнь…? Дети войны. Они потеряли свое детство, но по жизни были добрыми, честными, справедливыми и просто хорошими людьми.

Соколов Виктор Александрович. После войны в восемнадцать лет отслужил на Дальнем Востоке. В 1953 году приехал жить в наше село Первомайское. Сначала работал электриком, затем отучился в техникуме в г. Белебее, получил диплом. Стал работать инженером-электриком. Так и работал до 1991 года, до пенсии.

В 1957 году женился на Пантелеевой (Соколовой) Елене Кузьминичне. Воспитали и вырастили троих детей. Сейчас у них восемь внуков и семь правнуков.(Приложение 9)

Чистоступова Нелли Рейнгольдовна. В 1946 году семья Нелли Рейнгольдовны переехала в совхоз 1 Мая. Здесь она сразу же пошла работать дояркой. У нее была своя группа из шестнадцати коров. Проработала Нелли Рейнгольдовна до апреля 1952 года. Потом получила производственную травму, ей дали третью группу инвалидности, но работать не перестала. Была ночным сторожем на ферме, а затем до 1986 года проработала прачкой.

В 1949 году вышла замуж за Чистоступова Василия Спиридоновича. Вместе с мужем вырастили троих дочерей. Сейчас у Нелли Рейнгольдовны пять внуков и десять правнуков. (Приложение 10)

Якупова Зинаида Фахрисламовна. Когда окончилась война, ей было тринадцать лет. В 1950 году в нашем совхозе начали закладывать сад. Стали привозить саженцы: смородину, вишню, яблони, малину. Зинаида Фахрисламовна была одной из первых рабочей сада. Они прикапывали эти саженцы до весны. Весной разбили сад на клетки (на разбивку одной клетки уходило два дня). Трактористы делали траншеи, а они сажали вишни и яблони. Сажать все надо было ровно, как по линейки. Чтобы все саженцы принялись, с конца мая до поздней осени обрабатывали и поливали их. Сад получился очень хороший в 230 гектаров. В саду она проработала десять лет. Потом работала в стройцехе.

7 августа 1987 года Зинаида Фахрисламовна вышла на заслуженный отдых. (Приложение 11)

Швырков Егор Иванович. В послевоенные годы работал в животноводстве скотником. В 1954 году женился на Валентине Михайловне Козловой (Швырковой). В 1957 году отучился на тракториста в г.Туймазы. В 1969 году их деревня Рябиновка стала неперспективной. Отключили свет, не стало работы и жить стало тяжело. Семья Швырковых переехала в деревню Александровка. В 2000 году сын купил им дом в совхозе 1 Мая.

У Егора Ивановича и Валентины Ивановны четверо детей, девять внуков и семь правнуков.

В 1993 году Егор Иванович вышел на пенсию. Его трудовой стаж составляет 52 года. (Приложение 12)

Ануфриев Генадий Александрович. В 1953 году отучился на шофера в г. Туймазы и в 1954 году устроился водителем в п. Кандры. С 1955 по 1958 годслужил в армии в Германии. В 1959 году пошел работать водителем в г. Белебей, а в 1962 году был переведен в совхоз 1 Мая. С 1965 по 1970 год учился в Автодорожном техникуме. После окончания техникума был назначен заведующим гаражом совхоза 1 Мая, где и проработал до 2002 года, до пенсии.

В 1961 году Генадий Александрович женился на Виноградовой (Ануфриевой) Людмиле Серафимовне. Они вырастили и воспитали двух детей. Сейчас у них три внука и одна правнучка.

Гарифуллина Шайда Миргаевна.В 1955 году переехала жить в совхоз 1 Мая. Здесь она работала в молочке, потом телефонисткой и затем в стройцехе. Девятнадцать лет проработала поваром в детском саду.

У Шайды Миргаевны родилось трое детей. Сейчас у нее четыре внука и четыре правнука.

Галиуллин Фагим Шарапович. С двенадцати лет начал работать пастухом на свиноферме. В 1956 году стал работать на конюшне. Там выращивали и обучали коней-рысаков. На все лето уезжали в Уфу на ипподром, а зимой возвращалисьв совхоз. Неоднократно выезжали на соревнования и всегда возвращались с победой. В 1959 году женился на Давлетшиной (Галиуллиной) Минзире. С 1961 года работал скотником на ферме, а в 1966 году совхоз направил его учиться в п. Шафраново на ветеринара. После этого в 1967 году Фагим Шараповича поставили работать бригадиром на свиноводческую ферму, где он и проработал до 1998 года, до пенсии. Во время трудовой деятельности был членом рабочкома.

У Фагим Шараповича пятеро детей. У всех высшее техническое образование. Сейчас у него одиннадцать внуков и пять правнуков.

Дети войны… Трудолюбие, стойкость, мужество и надежда на лучшее помогли им выжить, встать на ноги, а совхозу – достигнуть небывалых высот.

3. Заключение.

Дети, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Это сыновья и дочери солдат отдавших свою жизнь за счастливое будущее всех детей на Земле. Их объединяет не только общая история, но и общая боль, общая радость и похожие судьбы.

Село Первомайское – это место, где я родился и вырос. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, приближая День Победы. Сейчас это пожилые люди. Их в нашем селе проживает 73 человека. (Приложение 16)И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. Поэтому, вспоминая те далекие годы, почти все они плачут, а некоторые вообще не хотят говорить.

Течет река времени. Много воды она унесла со времен Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти людей навечно сохранятся величие и подвиг советского народа. И мы не должны забывать, что среди всех поколений – дети войны – поколение особое. Вместе со взрослыми они несли тяготы войны. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бед. Им не так много поставлено памятников, многих из них уже нет в живых, но именно их детские, горячие сердца согревали души отцов, уходящих в последний бой, их маленькие слабые руки  дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, приближая Великую Победу в мае 1945 года. И пусть наша память об этом будет достойным памятником детям –войны.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Дети, подростки трудились из чувства любви и долга перед Отечеством.

2. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовали безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

Эту работу мы планируем продолжить. Информация, полученная при исследовательской работе актуальна для сверстников в наши дни.

Источники и литература

1. Архив школьного музея

2. Материалы годовых отчетов совхоза им.1 Мая за 1940 – 1945 год

3. Семейные архивы

4. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe.../09/.../issledovatelskaya-rabota-deti-voyny

5. school40n.ucoz.ru/_tbkp/2015/issledovatelskaja_rabota_deti_vojny-kopija.doc

Просмотров работы: 19757