Я нашел в музее пластинки

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я нашел в музее пластинки

Андреев  А. 1
1МОУ «Ропшинская школа»
Маркина  Г.В. 1
1МОУ «Ропшинская школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Вступление

Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать? Эти вопросы у меня возникли, когда я стал разбирать хранящееся в музее множество пластинок. А почему бы мне не составить экскурсию и рассказать своим одноклассникам, к каким интересным экспонатам мы прикасаемся. Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.

Мне очень захотелось не только послушать эти старые пластинки, которые слушали мои родители в детстве. Для этого нужен специальный прибор - проигрыватель, который также находится в нашем музее. Мне стало интересно, почему пластинки не используют в наше время и почему некоторые люди до сих пор их хранят?

Цель моей работы:

Изучение истории появления грампластинок в разных странах мира для написания экскурсионного маршрута для школьного музея;

Гипотеза - я предположил, что использовать пластинки стало неудобно, а хранят люди их для того, чтобы потом продать их как раритет.

Для достижения цели я поставил перед собой ряд задач:

выяснить, что известно современным детям о грампластинках;

изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;

провести эксперимент - сравнить звучание музыки на современном носителе и на грампластинке;

разобрать имеющиеся в музее пластинки по заводам –изготовителям;

составить экскурсионный маршрут «Я нашел в музее пластинки»;

Объект исследования – грампластинка и история ее появления в разных странах мира;

Основные методы:

*изучение литературы;

* изучение видов грампластинок в школьном музее;

* составление текста экскурсии;

* создание презентации;

2. История рождения грампластинки

В повседневной жизни нас окружает множество полезных вещей, без которых мы уже просто не можем обойтись. Но мы так привыкли к ним, что даже не задумываемся о том, что когда-то их не было. А ведь у каждой вещи есть своя история, у одной длиннее, у другой, может, совсем короткая, но всегда интересная. Вот об одной такой истории мне захотелось провести исследование. Это история грампластинок. Сегодня не все знают, что такое грампластинка и какая она.

Давайте совершим небольшое путешествие в ее историю. Первые попытки звукозаписи были предприняты в далеком 16 веке. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

Для того, чтобы узнать, где появился прибор, который назвали «чудом века» нам нужно отправиться в Европу, а точнее в Германию. Именно в этом государстве в 1888году появляется граммофон. Его создатель – немец Берлинер. Вместе с граммофоном началась эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата. (Приложение№ 2)

А мы продолжаем свое путешествие.Нас ждет Франция, где в 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" - Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном.

3.История появления пластинок в России

Как граммофонные пластинки «завоевали» Россию? 1 сентября 1910 года произошло событие, ставшее эпохальным для любителей музыки на просторах громадной тогда России - в подмосковной Апрелевке открылась фабрика по производству отечественных граммофонных пластинок. (Приложение № 3). Со временем она стала крупнейшим производителем пластинок в России, а затем и в СССР.

К началу XX века в России уже существовала своя граммофонная промышленность, но производством пластинок занимались мелкие фабрики и артели, которые не могли удовлетворить потребности российских любителей музыки. Громадную перспективу рынка грампластинок в России чутко уловил обрусевший немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, к тому времени являвшийся владельцем сыроварен, мыловаренных и эмалировочных заводов. Выкупив значительный участок земли в Апрелевке, он вместе с сыном Иоганном (Иваном) и предпринимателями Фогтом и Кибартом приступил к строительству фабрики грампластинок, названной «Метрополь-рекорд», официально открытой 1 сентября 1910 года.

Фабрика сразу же создавалась как крупное производство, уже в первый год на ней работало более 50 человек нового поколения 2014 года. Первая выпущенная на фабрике пластинка с цыганской песней «Бродяга» весила около 400 граммов. Сейчас эта пластинка громадная редкость, за которую коллекционеры грампластинок готовы выложить очень большие деньги. Любопытно, что за первый год работы фабрики было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков. А в течение нескольких лет фабрика заняла одно из ведущих мест в России по производству грампластинок

Первые пластинки были не дешевы, так как изготавливались из шеллака - продукта жизнедеятельности тропических насекомых. Кому приходилось слушать пластинки тех времен на старинном граммофоне с огромным рупором (трубой), обычно удивляются громкости и относительной чистоте звука. Это связано с тем, что рупор не только усиливал, но и значительно отфильтровывал высокочастотные шумы и шорохи от скольжения иглы. Появившиеся впоследствии патефоны зачастую обеспечивали менее качественное звучание, так как имели небольшой встроенный в корпус рупор. К сожалению, услышать качественное звучание старых пластинок теперь очень трудно, так как металлические иглы звукоснимателей повреждают диски при каждом проигрывании. Поэтому старинная «незаезженная» пластинка является большой редкость

Новая жизнь фабрики началась после революции, когда производство было национализировано. Иоганна Молля сначала посадили в «Бутырку», а затем уже тяжело больного выпустили в 1927 году за границу. Кстати, его сын, призванный в 1945 году в германские ВВС, попал в плен и какое-то время находился в советских лагерях в Уфе и Челябинске. Затем вернулся в Германию, но несколько раз приезжал в СССР, в том числе и на знаменитый завод, основанный его дедом

В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для пропаганды и агитации. По прямому указанию Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями выступлений новых российских руководителей. Кстати, на ней было записано и несколько выступлений Ленина.

Вскоре она была преобразована в завод, на котором работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как сырья для производства пластинок не хватало, была придумана интересная форма сбора вторсырья.

Часть тиражей пластинок стала предназначаться только для обмена на обломки старых пластинок, которые пускали в переплавку. На пластинках из этих тиражей делалась специальная надпись: «Продаже не подлежит. Обменный фонд». В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. Естественно, что производство было переориентировано на выпуск продукции патриотического содержания. Именно на Апрелевском заводе уже в первые дни войны была записана «Священная война» в исполнении ансамбля под управлением Александрова.

4. Из какого материала изготавливались первые пластинки

А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Каким же образом на шершавом кругляше хранится звук. (Приложение № 5)

Шеллак? А что это такое? Предлагаю отправиться в далекую и романтичную Индию. В этой стране водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь.

Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. До появления полихлоридвинила – шеллак являлся сырьем для производства граммофонных пластинок. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно – пластинки не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства.

Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой войны, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал — винилит. Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми альбомами исполнителей. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Большинство пластинок являются жёсткими, но встречаются и гибкие, нередко вклеивавшиеся в журналы как звуковое приложение (как пример — приложения к советскому журналу «Кругозор»).

В начале 50-х годов в Советском Союзе стали выпускаться оригинальные звуковые открытки - письма. На этом письме была приклеена маленькая грампластинка. На ней помещался только один куплет популярной песни, а на развороте печатались ноты песни. На первой странице помещался текст песни вместе с фотографией певца. На специально предназначенном месте "Для письма" можно было написать небольшое послание или поздравление. Таким образом, велась реклама советской песни, но согласитесь, что очень приятно было получить такое письмо.

В 50-х в СССР для изготовления кустарных пластинок, на которые записывалась нелегальная музыка, широко использовали старые рентгеновские снимки. Их называли «пластинки на костях» или «пластинки на рёбрах». Этот материал обходился бесплатно, медперсонал даже благодарил тех, кто помогал разгружать архивы.

Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой войны, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал — винилит. Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми альбомами исполнителей.

5. Что из себя представляет грампластинка?

Это исследование я провел на примере грампластинок, имеющихся в нашем музее. Это диск, на одной или двух сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне. (Приложение№6)

Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске: это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.

Каждый завод –изготовитель имел свою эмблему. В конце 20 века все заводы-изготовители пластинок были объединены во Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия». Это произошло 11 мая 1964 года.( Приложение №7)

В 1997 году в стране был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты.

6. Вывод

Считаю, что цель своей работы мне удалось выполнить. На основании исследовательского материала мне удалось написать экскурсионный маршрут и создать презентацию, рассказывающую не только историю старинных пластинок, но и краткую историю о тех государствах, что способствовали эволюции звукозаписи.

В школьном музее мы с моим руководителем планируем открыть экспозицию, посвященную пластинкам.

Текст экскурсии прилагается.

«Я нашел в музее пластинки…»

Старых песен целый клад

И решил я их послушать,

Чтобы историю их рассказать

1 слайд: Я, Андреев Артемий, ученик 6 класса, экскурсовод школьного музея «Ропша-наша маленькая Русь» Ропшинской школы, приглашаю вас познакомиться с удивительной историей граммофонных пластинок. Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать?

Чтобы ответить на эти вопросы давайте совершим небольшое туристическое путешествие по местам, где зарождалась и совершенствовалась история звукозаписи.

2 слайд: Начнем мы с далекого 16 века. Ведь именно тогда были предприняты первые попытки звукозаписи. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. А я предлагаю вам из 16 века сразу перенестись в 19 век в Германию.

3 слайд: Именно в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века- граммофоном. Его создатель – немец Берлинер. Благодаря его открытию родилась граммофонная пластинка, сделанная из целлулоида.

4 слайд: Чтобы узнать, как она выглядела, мы отправимся в Соединенные Штаты Америки, где она хранится в Национальном Музее в городе Вашингтон. Предлагаю послушать первую звукозапись.

5 слайд: Ну а наше путешествие продолжается. Нас ждет Франция, где Гильон Кеммлер усовершенствует граммофон. Мастер создает такую конструкцию, при которой прибор становится небольших размеров и получает название патефон.

6 слайд: В 50-е годы на смену патефону приходит электрический проигрыватель.

7 слайд: Но знаете, вместе с граммофонами, патефонами и электрическими проигрывателями менялись и пластинки. Первые пластинки назывались рекордами, от английского слова запись. Они были толстые с шероховатым краем и весили почти полкилограмма.

8 слайд: А как вы думаете из чего изготавливались первые пластинки. Одну подсказку я вам уже дал в начале экскурсии. Кто запомнил? Правильно, это был целлулоид. А еще материалом для них служили воск, каучук, металл и даже шоколад.

Да-да, самый настоящий шоколад. В начале 19 века продавались такие вкусные пластинки. Сначала их можно было послушать, а потом съесть. Особенно если запись не понравилась.

9 слайд: Как вы понимаете, все эти материалы не очень годились для пластинок. А дело вот в чем- длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. И пока игла бежала по дорожке, она давила на нее с невероятной силой – около тонны на квадратный сантиметр. Это примерно тоже самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал может выдержать такое давление?

10 слайд: «Шеллак» - так назывался этот материал. Чтобы узнать об истории его происхождения нам нужно отправиться в Индию, где водится крохотный жучок- лаковый червец.

Чем же примечательно это насекомое? А тем, что выделяет смолу, их которой делает себе скорлупу. Так вот оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению – она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Эту смолу стали использовать для изготовления грампластинок. Правда, изобретение оказалось слишком дорогим. На одну грампластинку требовалось 4 тысячи жуков.

11,12 слайд: Спасла от дороговизны и малых тиражей изготовления пластинок пластмасса. Ее плотная поверхность позволила сблизить и одновременно сузить звуковые дорожки. Из Индии мы отправляемся в наш школьный музей, где хранится большая коллекция таких грампластинок

13 слайд: Ведь первую российскую пластинку выпустили в подмосковной Апрелевке в 1910 году. Как видите, наш маршрут путешествия привел нас в Подмосковье.

14 слайд: Что же из себя представляет грампластинка? Как видите это диск, на одной или обеих сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне.

15 слайд: Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске – это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.

16 слайд: В середине 20 века изменилась технология изготовления пластинок. В 1950 году появился новый небьющийся материал для пластинок – поливинилхлорид.

17 слайд: Как видите, на этикетке из первых партий грампластинок из ПВХ подписывалось слово «долгоиграющая». Это означало, что пластинка имела длительное время звучания за счет того, что диск имел медленную скорость вращения. Такие пластинки изготавливались до 1997 года.

18 слайд: А наше путешествие продолжается и мы в нашем родном городе, имевшем в 20 веке название город Ленинград. Здесь в 1956 году был начат выпуск долгоиграющих пластинок на Ленинградском заводе, получившем название «Аккорд». На грампластинках, выпущенных этим заводом с 1961 по 1964 годы появилась ссылка на тип записи «моно» - значок перевернутого треугольника в верхней части этикетки.

19 слайд: А теперь я приглашаю вас в столицу Латвии – город Ригу. В советское время, начиная с 1958 года, производством пластинок занималась рижская фабрика под названием «Лиго». Нам этикетке этой фабрики была изображена эмблема белой чайки с указанием названия фабрики.

20 слайд: 23 апреля 1964 года вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому все студии грамзаписи переходили в подчинение Минкультуры и 11 мая 1964 года была создана Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».

21 слайд: В верхней части этикетки были помещены данные организатора выпуска грампластинок, завода-изготовителя фирмы «Мелодия». Ее товарный знак – музыкально-стилизованная буква М.

В конце 20 века фирма Мелодия перестала существовать. В 1997 году был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир истории звукозаписи. Как вы думаете, прощаемся ли мы с пластинками? Оказывается, нет! В мире наблюдается большой интерес к пластинкам. Истинные любители музыки считают цифровую запись неестественной, слишком чистой. Пластинка же дает возможность услышать всю красоту голоса исполнителя. Давайте в этом убедимся.

Сквозь шипение пластинок

Слышно, как издалека,

Будто бы несет куда-то

Звуки времени река.

Спасибо за внимание! Прошу обратить внимание на подготовленные вопросы!

Приложения

Приложение №1 Первые звукозаписывающие инструменты. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Изобретатель граммофона Э.Берлинер. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение№2 Первый патефон. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Первые электрические проигрыватели.

Приложение №3. Из чего изготавливались пластинки. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение № 4. Школьная коллекция пластинок. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение № 5. Первые Российские заводы. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Приложение №6. Всесоюзная фирма «Мелодия». Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.

Список используемой литературы и других источников

1 Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во "Советская энциклопедия", 1972г. Том 7.

2. Большая энциклопедия школьника. Изд-во "Махаон", 2010г.

Экспонаты школьного музея

3. Интернет - сайты:

patefon.knet.ru,

http://muzey-factov.ru/tag/gramophone-records

Просмотров работы: 1211