Великая Отечественная война в истории моей семьи.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война в истории моей семьи.

Найденков Д.С. 1
1МАОУ СОШ № 64, 4 класс
Доржиева Т.Б. 1
1МАОУ СОШ № 64
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Война - это страшно: это кровь, муки, смерти. На фронт уходили совсем юные мальчишки и девчонки. Их убивали, и они убивали. И мне бы хотелось, чтобы этого никогда не пришлось делать нам. Мы, правнуки поколения огненных лет, всегда должны помнить о тех, кто подарил нам мирную жизнь! Нет ни одного дома, которого не коснулась эта война. Изучая историю своей семьи, мне стало интересно, как эта война прошла через историю моей семьи. Ведь большая история складывается из отдельно маленьких, но очень важных частей. Поэтому и родилась тема моей работы: «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Актуальность работы заключается в том, что с каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей тех страшных кровавых лет. Поколение молодых людей XXI века должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Цель: собрать информацию моей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Методы, использованные в работе: беседы с родственниками, анализ Интернет-ресурсов, анализ и обобщение собранной информации, изучение архивных материалов, анкетирование, сопоставление полученных фактов биографий прадедушки и прабабушки с историей страны.

Задачи:

Собрать и проанализировать воспоминания, документы, сохранившиеся в семье и имеющиеся в архивах на вопрос участия представителей семьи в войнах.

Изучить необходимые источники и литературу.

Систематизировать и каталогизировать собранный материал с целью восстановления судьбы моих предков в годы Великой Отечественной войны.

В основу моей работы легли источники, которые я сгруппировал следующим образом:

устные (воспоминания родственников);

письменные (архивные материалы, записки и письма);

фотоматериалы из семейного архива.

В работе мне помогали Интернет-ресурсы (сайты, посвящённые Великой Отечественной войне).

Формы работы:

работа с фотоархивом семьи, с документами;

беседа с родственниками;

обработка информации.

Объект исследования: мои прадед и прабабушка в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: судьбы моих родственников - участников Великой Отечественной войны.

Гипотеза - я надеюсь, что моя работа поможет мне лучше узнать историю моей семьи в годы войны.

Практическая значимость: материал, полученный в ходе исследования можно использовать на уроках истории, на классных часах, при оформлении стендов посвящённых Великой Отечественной войне.

Основная часть

1. Мой славный и боевой род

Начиная заниматься изучением родословной своей семьи, я с бабушкой Галиной Алексеевной Найденковой составлял генеалогическое древо, используя в большей степени материалы из воспоминаний, бесед с родственниками. Важным этапом исследования стала работа с фотографиями, документами. (См. Приложение 1)

Из воспоминаний моей бабушки Найденковой Галины Алексеевны 26 ноября 1949 года рождения, я узнал о третьем и четвёртом поколении моей родословной.

Своего прадеда Алексея Артамоновича я знаю лишь по рассказам своей бабушки. От родного дяди я узнал об Интернет-ресурсе «Подвиг народа», с помощью которого можно найти информацию о награждениях в годы Великой Отечественной войны. Первым этапом моей исследовательской работы стало изучение сохранившихся наград моих прадеда и прабабушки и составление исторической справки о них.

Мой прадед Хмелёв Алексей Артамонович, гвардии капитан участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Сначала Красная армия отступала, ведя тяжелые оборонительные бои. Народ хранит память о героической обороне Бреста, городов – героев Смоленска, Севастополя, Сталинграда, Москвы. [3, с. 57]

Мой прадедушка Алексей Артамонович родился 15 марта 1920 года в селе Зырянск Прибайкальского района Бурятии, в большой многодетной крестьянской семье (13 детей). (См. Приложение 2)

На фронт ушёл добровольцем с 3-го курса сельхозинститута города Улан-Удэ. (См. Приложение 3)

Ускоренно окончил курсы «Ворошиловских» стрелков, затем Черниговское военное училище. [2,8], (см. Приложение 4)

Прадедушка был перекомандирован на Брянский фронт в военно-саперный взвод. Служба в кавалерии в боевых условиях накладывает дополнительные нагрузки и заботы. Нужно ухаживать за своим верным другом-конем: кормить, поить, чистить и беречь от фашистских воздушных налётов. От благополучия коня во многом зависела судьба кавалериста. Получаемый хлебный паек отдавали лошадям. Большое скопление кавалерии затрудняло её укрытие. Гибли солдаты, гибли лошади. Конник без лошади, что танкист без танка, особенно, когда часть действует в тылу врага.

Летом 1942 года в составе минно-саперного батальона прадедушка испытал самое трудное оскорбительное и опасное в военном деле отступление. Перед ними стояла задача – пропустить через мост отступающие части, затем его взорвать. Сколько было частей и где они находились, не было известно.

Работа сапёров проходила по прокладыванию маршрутов для прохождения советских частей под сильным артиллерийско-минометным огнём и бомбежек. Но, несмотря на это, саперы мужественно и умело выполняли боевую задачу.

Мой прадедушка Алексей Артамонович руководил проделыванием проходов в минных полях и заграждениях противника и пропуском войск через проходы при форсировании рек Одер и Бобер. Невзирая на артиллерийский и минометный огонь, рота задание выполняла отлично, без потерь, была пропущена боевая техника через проходы, было обезврежено 3000 мин, построено 8 мостов.

До Германии не дошёл 85 км. При форсировании реки Нейсе в Польше был тяжело ранен осколком снаряда в голову. После долгого лечения вернулся в строй и в дальнейшем проходил службу в 80-ой инженерной бригаде Прикарпатского военного округа. Принимал участие в борьбе с бендерами на Западной Украине.

В 1946 году вернулся на Родину в Бурятию. Последние годы жизни работал в охотуправлении. Был заядлым охотником и рыбаком. [2,6,8], (Приложение 5)

Моя прабабушка Хмелёва (Карченкина) Вера Ивановна врач-подполковник медицинской службы. Родилась 5 сентября 1920 года в городе Самара в большой семье. (См. Приложение 6)

Когда началась война, она училась в Куйбышевской военно-медицинской академии, которую окончила в марте 1942 года. Их выпуск назовут «огненным»: прямо из учебных аудиторий, с тренировочных плацев около трёхсот выпускников Академии окажутся на самых горячих участках фронтов. Они будут нести медицинскую службу в батальонах, полках, дивизиях. [2,8] (см. Приложение 7)

Прабабушка была направлена на Воронежский фронт в полевой госпиталь в звании врача 3го ранга. Шел 1943 год, I-ый Украинский фронт. Прабабушка направлена в санчасть 811-го отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона. Под непрерывными бомбежками врачи оказывали раненым бойцам помощь. Делали операции, переправляли в тыл. Участвовала в освобождении Киева. Окончание войны встретила в Чехословакии.

После войны работала врачом. Преподавала в медицинском техникуме, занималась санитарно-просветительской работой. (См. Приложение 8, 9)

Мой прадедушка и моя прабабушка встретились на 1-ом Украинском фронте в 1943 году. Было это так: при выполнении боевого задания прадедушка зашёл в палату медсанчасти попить воды, где увидел молодую, красивую девушку Веру и влюбился. Так началась фронтовая дружба, которую они пронесли и сохранили до конца войны. Поженились на Украине в 1945 году в городе Львове. (См. Приложение 10)

Приехали в Бурятию в 1946 году и прожили долгую и счастливую жизнь. Воспитали троих детей. [2,6,8]

За время военных лет и в мирное время прадедушка и прабабушка получили много наград: (см. Приложение 11)

Орден «Красной Звезды»

Орден «Отечественной войны»

Орден «Красного знамени»

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «за победу над Германией» и многие другие [4,5,7,8]

По воспоминаниям бабушки, прадед, прошедший все круги ада на войне, знающий о ней не понаслышке, на все ее просьбы рассказать о том, что же происходило в те далекие годы, за какие подвиги удостоен наград, отвечал отказом. Не любил рассказывать о войне, говорил, что там не было ничего хорошего, часто вспоминал что-нибудь курьезное, смешное. Казалось, невозможно больше ничего узнать о подвигах моего прадеда, все кануло в небытие. К счастью, родители подсказали, что в последние годы возможностей узнать о судьбах фронтовиков стало намного больше. Для этого необязательно вести длительную переписку с архивами.

Благодаря Интернету и появившимся в нем общедоступным базам данных об участниках войны, многим удается установить о воевавших родственниках то, что раньше не удавалось годами.

2. Боевой путь Хмелева Алексея Артамоновича и Карченкиной Веры Ивановны. Основные сражения.

Боевой путь Хмелева Алексея Артамоновича

Из наградных документов я узнал даты и места сражений, в которых принимал участие мой прадед. (См. Приложение 12)

Выделим основные сражения, в которых принял участие мой прадед:

Брянский фронт (1942г.)

Первый Украинский фронт (1943г.)

Курская битва (1943г.)

Польша. Форсирование реки Нейсе (1944г.)

Форсирование рек Одер и Бобер (12 января 1945г.)

1. Мой прадедушка начал воевать на Брянском фронте в конно-саперном взводе. Служба в кавалерии в боевых условиях накладывает дополнительные нагрузки и заботы. Нужно ухаживать за своим верным другом-конем: кормить, поить, чистить и беречь от фашистских воздушных налетов.

2. 20 октября 1943 года Воронежский фронт стал называться Первым Украинским фронтом. Фронт принял участие в нескольких важных наступательных операциях Второй мировой войны. Солдаты именно этого фронта, проведя Киевскую наступательную операцию, смогли освободить Киев. В боях под городом Воронеж был ранен вторично. После выздоровления вернулся в свою часть. Но батальон был переименован в 13-ый гвардейский отдельный минно-саперный батальон. Назначение его стало другим – работать в тылу врага (захват штабных документов, немецких офицеров, подрыв мостов). [3,4]

3. В сражениях на Курской дуге принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и, наверное, больше не будет. Действиями советских фронтов на Курской дуге руководили маршалы Георгий Жуков и Василевский. Численность советской армии составила более 1 млн. человек. Солдат поддерживали более 19 тысяч орудий и минометов, с воздуха поддержку советским пехотинцам оказывали 2 тысячи самолетов. Сражение на Курской Дуге продолжалось примерно 50 дней. Победа в Курской битве показала Германии силу Красной армии.

4. В Польше при форсировании реки Нейсе (1944) был ранен осколком снаряда в голову, имел две тяжелые контузии.

5. При форсировании рек Одер и Бобер (12 января 1945) руководил проделыванием проходов в минных полях и заграждениях противника и пропуском войск через проходы. При захвате железнодорожного моста был награжден Орденом Боевого Красного Знамени. (См. Приложение 13)

Боевой путь моей прабабушки Карченкиной Веры Ивановны.

Из письменных воспоминаний моей прабабушки и наградных документов я узнал места и даты ее боевого. (См. Приложение 14, 15)

Московский военный округ (1942г.)

Воронежский фронт (1943г.)

Первый Украинский фронт (1943г.)

Госпиталь в Чехословакии (1944г.)

Из личных письменных воспоминаний моей прабабушки:

1. «…В марте 1942 года, после окончания учебы, были всем слушателям вручены дипломы с присвоением профессии врача с воинским званием военного врача III – ранга. Зачитали приказ о направлении в военные округа для продолжения службы в частях Советской армии. Я, со своими коллегами была направлена в Московский военный округ, где сформировался хирургический полевой госпиталь…»

2. «…Зачислены мы были в 38-ую Армию, принимавшей участие в боевых операциях на Воронежском фронте. Госпиталь разместился в освобожденном полуразрушенном селе. Перевязочные, операционные палаты для раненных развернули в походных палатках. Шли ожесточенные наступательные бои за освобождение оккупированных территорий Орловской, Курской и частично Воронежской областей. Поступали первые раненные. К вечеру свободных мест не было. Раненных укладывали на пол на плащ-палатки. Оперировать в первую очередь приходилось тяжело раненных, делать перевязки, обрабатывать раны, переливать кровь. Врачи, медсестры, санитарки спали урывками, не отходили от операционных столов и перевязочных сутками. Когда не хватало донорской крови, медицинские сестры и врачи отдавали свою кровь для восстановления здоровья…»

«…Вместе со мной работали хирург участковой больницы из Омской области Мария Васильева, молодой врач-хирург Шишов Александр, терапевт Роза Моисеевна Беленькая из города Витебска и медицинские сестры из московских больниц».

3. «В 1943-1944 годах работала врачом 811-ого отдельного артиллерийского разведывательного дивизиона, принимавшего участие в боевых операциях I-ого Украинского фронта. Подразделение располагалось близко от передовой линии в блиндажах и землянках. Часто подразделение подвергалось бомбежкам и артиллерийскому обстрелу. Бомбы издавали пронзительные звуки и шипели фашистские снаряды. Были и тяжелые скорбные минуты, когда приходилось прощаться с боевыми друзьями. От смертельных ран погибли санинструктор и двадцатилетний комсомолец - командир взвода Звездин.

Осенью 1943 года начались ожесточенные бои за освобождение Киева – столицы Украины. Дивизион наш располагался в разрушенном селе «Старые Петровцы», которое находилось в нескольких километрах от Киева. Поступали раненные, которым приходилось оказывать первую помощь, помещать в укрытия. А с наступлением темноты переправлять на лодках через Днепр…»

4. «…Окончание войны меня застало на освобожденной территории Чехословакии в городе «Моравская Острава», где был развернут хирургический госпиталь 51-55. День Победы 9 Мая отмечали в этом городе. Но для медработников этот день не был окончанием войны, так как отдельные фашистские группировки не сдавались, упорно сопротивлялись, и поступало много раненных. Некоторым, в день Победы, пришлось распрощаться со своей жизнью…» [8]

3. Анкетирование учащихся

Мне хотелось узнать, как знают историю ученики нашей школы. Поэтому мы с классным руководителем Туяной Бубеевной разработали анкету «Моя семья в годы войны». Было проведено анкетирование учащихся 4-х классов. В нем участвовало 40 учащихся. Из них 15 девочек и 25 мальчиков. Данные некоторых вопросов приведены в таблице.

Вопросы

Ответы в %

1. Знают о войне

80%

2. Знают о том, как жила семья во время войны

30%

3. Знают о членах семьи, которые воевали

35%

4 Дома о ВОВ говорят с родителями

25 %

5. Дома сохранились медали, ордена, письма, фотографии о войне.

40%

На вопрос: «Если бы Вы писали статью в газету «Он (она) сражался за Родину», о ком Вы бы написали и что?»

Ответили, что написали бы о своем дедушке, но знают очень мало информации - 55%;

Написали бы о своих родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны - 10%;

Написали бы о маршале Г.К. Жукове - 10%.

Однако, были и такие ответы, как «А зачем это нужно? Война прошла, ветеранов почти не осталось», «Я не хочу об этом знать», «Мне это не интересно».

Таким образом, можно сделать вывод, что ученики нашей школы недостаточно интересуются историческим прошлым. Надеюсь, что моя работа послужит хорошим примером для учеников. И они будут узнавать историю своей семьи, в том числе и военное прошлое.

Заключение

В ходе исследования я собрал и систематизировал сохранившиеся семейные воспоминания. Особую помощь в исследовании оказали материалы, хранящиеся в семейных архивах и Интернет сайты «Подвиг народа» и «Память народа», такие как приказы по награждению рядового и сержантского состава, наградные листы. Мне удалось выяснить, как война отразилась на судьбах моих предков. Проанализировав собранный материал, я выявил, что мои прадед и прабабушка по отцовской линии были участниками Великой Отечественной войны. Они защищали Родину, не жалея своей жизни и здоровья.

Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны. Для меня очень ценным оказалось, что мои родственники через всю свою жизнь пронесли память о родных, сохранили важные архивные документы военных лет. Теперь память о своей семье буду хранить и я. Вечная слава и вечная память героям!

В ближайшее время планирую продолжить исследовательскую работу над дальнейшим комплектованием семейного архива, изучить военное прошлое других родственников.

Список использованных источников и литературы:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В 12 тт. Том 4. 2012.

Воспоминания бабушки Найденковой Г.А., проживает в г. Улан-Удэ.

История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. М., 1999. 608 с.

Н. Прохорова-Зельбст «Судьба страны - моя судьба» Статьи, очерки, воспоминания, Улан-Удэ , 2003г.

Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»http://www.podvignaroda.ru/.

Рассказы прабабушки Хмелёвой Веры Ивановны.

Сайт «ОБД Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html.

Семейный архив и фото-архив семьи Хмелёвых.

Приложение 1

Г енеалогическое древо.

Приложение 2

Х мелёв Алексей Артамонович. Краткая биография.

П риложение 3

Сельскохозяйственный институт.

П риложение 4

Ускоренные курсы.

Приложение 5

Работа, охота и рыбалка.

Приложение 6

Хмелёва Вера Ивановна. Краткая биография.

Приложение 7

Академия. Фронт.

Приложение 8

Работа в мирное время.

Приложение 9

Встреча через 40 лет.

Приложение 10

Они встретились в 1943 году…

Приложение 11

Боевые награды и медали.

Приложение 12

Боевой путь прадеда.

Приложение 13

Наградной лист Алексея Артомоновича.

Приложение 14

Боевой путь прабабушки.

Приложение 15

Наградной лист Веры Ивановны.

Просмотров работы: 114