Проявление во внешности осетин характерных антропологических черт скифов, сарматов и алан, как доказательство происхождения осетин

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проявление во внешности осетин характерных антропологических черт скифов, сарматов и алан, как доказательство происхождения осетин

Купеева  Л.А. 1Кадзаев Т.О. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Ардона
Родионова О.А. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Ардона
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования продиктована появлением в СМИ многочисленных споров представителей народов Кавказа о том, кто же на самом деле является потомками воинственных алан и их доблестных скифов.

Не смотря на наличие внушительной информационной базы, доказывающей четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины, на телевиденье и в интернете проходят дискуссии наших соседей по региону на тему: являются ли осетины кавказским народом или это пришедший народ, перенявший и адаптировавший под себя богатую культуру местного населения.

Некоторые народы Кавказа хотят быть причастны к великому прошлому, с связать своё происхождение именем алан. В этом, наверно, нет ни чего плохого, если кто-то аргументированно доказывает свою причастность к аланам. Однако, часто аргументы приводятся слабые, и не обоснованность выводов режет слух. А принижение значения осетинского народа, искажение и изменение его места в истории, отказ признать наше право называться и считать себя аланами – задевает наши патриотические чувства. Мы уважаем наших соседей и не в коем случае не уменьшаем их роли в истории, но и свой народ в обиду не должны дать.

Чаще всего звучит версия о том, что осетины - это потомки пришлые из Ирана, и ни чего общего не имеют с аланами. Такая точка зрения мотивировала нас на проведение данного исследования.

Работа основывается на тех фактах, что в отличии от культуры, одежды и традиций, которые, как говорят осетины переняли и назвали своими, генетические данные остаются при народе на протяжении веков. В качестве доказательной базы мы приведём выдержки из описаний путешественников и трудов историков разных времен, которые указывали на сходство внешности скифов, сарматов и алан с современными осетинами.

Вопросом изучения генезиса кавказских народов занимались многие исследователи прошлого и современности. История осетинского народа

в трудах как отечественных авторов, так и зарубежных.

Проблема исследования: возможность идентификации осетинского народа, как потомков алан, посредством выявления схожих антропологических черт.

Цель работы: выявить антропологическое сходство современных осетин со скифами, сарматами, аланами.

Объектом исследования древние народы - скифы, сарматы, аланы и современные осетины.

Предмет исследования антропологические черты скифов, сарматов, алан и современных осетин.

Исходя из проблемы, цели и предмета исследования, гипотеза сформулирована следующим образом: проявление во внешности современных осетин характерных антропологических черт скифов, сарматов и алан позволит назвать последних прямыми предками осетин.

Объект и цель исследования предопределили следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- изучить версии происхождения осетин;

- выявить характерные черты внешности скифов, сарматов и аланов в истерических источниках;

- провести сравнительный анализ антропологических черт современных осетин с аланами;

Теоретическую базу исследования данной работы составляют концепция В. Миллера, исследования В. Гинзбурга, Скитского Б.В., труды В.П Алексеева, В.А. Кузнецова, Ю.С. Гаглойти, Б.А. Калоева.

Данное исследование основано на научном подходе к изучаемому вопросу, отличается новизной и оригинальностью подхода в изучении происхождения осетин, может стать основой для дальнейшего более глубокого изучения сравнительного анализа характерных черт осетин и их предков – скифов, сарматов, алан.

Работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и приложений.

Версии происхождения осетинского народа.

«Счастливы должны быть Осетины,

измеряя славные корни свои.»

Николай Рерих

Выделение осетин среди других народов Кавказа, их внешние данные и отличие языка, породило на первых парах самые различные теории происхождения осетин.

Впервые иностранные путешественники столкнулись с осетинами во второй половине XVIII века и заинтересовались историей происхождения этого народа. Теории зарубежных исследователей широко представлены в книге Ю.С. Гаглойти «Аланы и вопросы этногенеза осетин» [6].

Немецкий ученый Иоганн Гюльденштедт в 1770-х гг. назвал осетин потомками половцев, из-за сходства осетинских и половецких имён.

Другие немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа, основанную на сходстве некоторых осетинских слов с немецкими (что не удивительно, так-как оба языка относятся к индоевропейским), а также на сходстве ряда предметов домашнего обихода и некоторых осетинских обычаев с древнегерманскими. [10].

Аргументы немецких исследователей, конечно, не являлись этническими показателями, и не могли служить доказательством германского происхождения осетин.

Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам, сделав акцент на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Но позже выяснилось, что рассматриваемые им явления часто встречаются у многих других народов.

В начале XIX века появилась теория аланского происхождения осетин.

В 1802 г. польский ученый и путешественник, член Российской Академии

наук Я. Потоцкий в Петербурге издал книгу «Начальная история народов России», в которой посвятил целую главу происхождению осетин.

На основании относительной многочисленности осетин и отсутствия упоминания имени осетин в трудах историков Византийской империи, Потоцкий сделал вывод, что в средневековье осетины должны были быть известны под каким-то другим именем и связал их с аланами. [13]

Эта теория получила широкое распространение благодаря немецкому кавказоведу Юлиусу Клапроту. Он привел научные обоснования этой версии, что позволило ей стать основной среди исследователей данного вопроса.

Далее появляется ряд работ исследователей этногенеза осетин, которые с разных ракурсов рассмотрения данной проблемы, содержат доказательства справедливости происхождения осетин от алан. Это такие исследователи, как В. де Сен-Мартен, связывающий появление осетин на Северном Кавказе со скифским вторжением в Закавказье в VII в. до н. э.; П. И. Шафарик, который полностью отождествлял осетин с аланами, рассматривая последних в тесной связи с языгами и роксоланами.

В конце XIX столетия труд «Осетинские этюды» выдающегося кавказоведа и слависта Всеволода Миллера окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа. В середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы». [11]

Изучив богатую родословную осетинской нации, которая насчитывает около 30 веков, Миллер представляет миру четкую линию: скифы - сарматы- аланы- осетины.

В начале 70-х годов XIX века, существовала иная точка зрения, указывающая на то, что осетины не являются коренными жителями Кавказа. По мнению В. Б. Пфаффа «осетины, по своему происхождению иранцы и принадлежат к той ветви мидо-персидского племени, которая в Европе известна под названием сарматов». [13] Этот свой вывод Пфафф обосновывает этимологией названий крупнейших южнорусских рек, которые объясняются из осетинского языка, самоназванием осетин «ирон», наличием в осетинском языке индоевропейских слов, некоторыми «арийскими», якобы, обычаями и, наконец, наружностью осетин.

Его работы «Материалы для древней истории осетин», «Народное право осетин», «Этнологические исследования об осетинах», где собраны и систематизированы исторические сведения об осетинах, ценны для исторической науки. Однако разнообразные гипотезы Пфаффа в вопросах происхождения осетин вряд ли можно назвать научным и были опровергнуты Миллером и другими исследователями. Несмотря на это по сей день находятся его последователи. Их версия происхождения осетин от иранцев звучит следующим образом: могущественный Иран в 6 веке н.э. овладел всем Закавказьем и решив закрыть Кавказские горы от набегов северных народов построил укрепление крепость Баб-Аллан на Тереке и суда пришли иранские войска. Когда в 651 году Арабский Халифат покорил Иран, то войска, закрывавшие Кавказские горы, были вынуждены вернуться в Иран для борьбы с захватчиками. А тыловики, многие из которых родились в Кавказских горах, остались здесь. Из их числа и появился народ, называемый ныне осетинами.

Глубокое изучение проблемы этногенеза осетин опровергнет иранское происхождение осетинского народа.

Характерные черты внешности скифов, сарматов и алан в истерических источниках

О скифах, сарматах и аланах можно найти свидетельства трудах историков и путешественников разных времен. Хронографы древности, такие как Страбон, Тацит, Геродот, Масуди, Лукиан и другие описывали быт и культуру скифов. Помимо описаний одежды, вооружения, уклада жизни и обычаев, источники разных времен часто сообщают нам, о благородности и храбрости, доблести и воинственности, а информация о внешнем виде сарматов и аланов в древних литературных источниках довольно скудна. Но всё же нам ужалось найти описание внешнего облика скифов, сарматов и алан.

Древнегреческий историк Геродот, в VI -V вв. до н. э. совершивший путешествие по Северному Причерноморью, пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

Греческий поэт Каллимаха (III век до н. э.) описывает аримаспов из Скифии, как светловолосых [15]

Цвет волос у сарматов, согласно Овидию (древнеримский поэт I в. до н.э.), белокурый.[12]

В трудах древнеримского историкаIV в а Аммиана Марцеллина «почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые». [1]

В. Миллер, тщательного изучив древние источники дает такое описание скифам: «Большая часть скифов относилась к европеоидной (евразийской) расе. Для них были характерны светлая кожа, мягкие и волнистые волосы, узкий и резко выступающий нос, тонкие губы». [12].

Так как было уже сказано, что описаний внешности скифов, сарматов и алан очень мало в письменных исторических источниках, то древнее искусство много веков спустя может стать для нас немым памятником, рассказывающим о многом. Так, изображения лиц на различных предметах, найденных в захоронениях скифов нам подтверждают описания черт лиц скифов, описанных исследователями XIX-XX вв.

Например, серьги из Каменной могилы скифов 350 г. до н.э. на которых изображено женское лицо. На золотом гребне из кургана Солоха и кубке из кургана Куль-Оба, относящихся к IV в до н. э. после увеличения отчётливо можно увидеть облик скифа-мужчины. Четко прослеживаются черты лиц мужчин-скифов на нагрудном украшении IV в. до н. э. из кургана Толстая могила.

Описывая изображениях конных скифов на концах золотой гривны из Кургана Куль-Оба русский историк А. Д. Нечволодов писал что они не отличимые от русских крестьян, т.е. имеют внешность как у славян. (См. приложение 1)

О подобном облике сарматов мы можем судить по их изображениям на надгробиях Боспорских захоронений II в н.э. и изображениям на колонне Траяна II века н.э. в Риме. (См. приложение 2)

С развитием науки и совершенствования технологий стало возможным увидеть лица наших далёких предков благодаря реконструкции черепа.

М. М. Герасимов советский антрополог, археолог и скульптор 20 века, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова», представил миру скульптурные реконструкции царя скифов II в до н.э. и женщины-сарматки. (См. приложение 3)

Все эти изображения имеют схожие черты лица – узкое лицо, не высокий лоб, тонкие нос и губы. Эти же черты в основном присутствуют в облике современных осетин.

Проявление у осетин характерных черт внешности скифов, сарматов и алан

Некоторые народы Кавказа претендуют называют себя прямыми потомками алан. Однако, на наш взгляд, доказательства, приведенные ими косвенные. Мы постараемся привести несколько аргументов, указывающих на то, что именно осетины являются наследниками доблестных алан. Рассмотрим характерные антропологические черты, которые были присуще аланам и сравним их с чертами современных народов Кавказа.

Характерная черта №1: светлые волосы, глаза и кожа.

Ала́ны - ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, проживавшие на обширной территории, от Римской империи до Азии. [5] Со временем, часть из них осела на территории современных Осетии и Ингушетии, смешалась с местными племенами.

Рассмотрим комбинацию признаков, которые представлены преимущественно в среде иранояычных народов. Характерными чертами иранских и индоиранских народов исследователи называют светлые волосы, светлую кожу и глаза.

Непохожесть современной внешности на предков, народы, претендующие называться предками алан, объясняют с помочью биологии.Эволюционные механизмы наследственности устроены так, что темные волосы наследуются чаще, в условиях теплого климата и иметь кожу, богатую меланином, гораздо комфортнее. Поэтому население постепенно становилось все более похоже на современников.В качестве аргумента, называются факты рождения у темноволосых и темноглазых кавказских народов детей с голубыми глазами и светлой кожей. Это подтверждают записки исследователя этнографа И. И. Пантюхова. Он утверждал, что процент светлых глаз у отдельных народностей Кавказа колеблется до 30%, что сравнимо с показателями европейцев и славян,а светловолосых и светлокожих детей и того меньше. [4]Такой не высокий процент, по нашему мнению, говорит лишь о наличии смешанных браков.

«Осетины отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда»

Ю. КЛАПРОТ. 1807—1808 гг..

«Почти все аланы – это высокие и красивые люди. Их волосы соломенно-желтого цвета»

РИМСКИЙ ИСТОРИК IV ВЕКА АММИАНА МАРЦЕЛЛИНА

По-другому дело обстоит у осетин. Если мы говорим о том, что у соседних осетинам народов лишь иногда рождаются дети с проявлением этого рецессивного гена «белокожести», то у осетин таких детей большинство. С взрослением их волосы темнеют до темно-русого, но не черного. Брюнетов у осетин почти нет, в отличии от других народов Кавказа.

«Светлые или каштановые волосы покрывают его [осетина] скорее круглую, чем удлиненную голову, и открывают небольшой, но и не маленький лоб. В большинстве голубые и большие глаза имеют у женщин какое-то мягкое, а у мужчин, напротив, какое-то спокойное выражение».

К. КОХ. 1837—1838 гг.

«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы... Тело осетин здоровое и сильное».

Е. ЗИЧИ

Точно не известно, что повлияло на потемнение цвета волос осетин. Здесь нет однозначного ответа. Но думаю это влияние нескольких факторов, например, таких как климатические изменения или, возможно, стресс, который испытал народ, загнанный в горы Тамерланом. Но то что осетины светлокожий и светлоглазый народ - это факт, подтвержденный современной статистикой и доказанный описанием осетин в различных исторических источниках.

Надо подчеркнуть, что изменения внешности осетин из-за смешивания крови с представителями народностей войска Тимура, являются безосновательными доводами. Последние исследования ученых-генетиков из Медико-генетического научного центра РАМН в сотрудничестве с эстонскими и британскими генетиками не нашли следов ДНК среднеазиатских народов ни у осетин, как у других народов Кавказа ни у русских (так, не найдено Y-гаплогруппы C3 специфичной именно для большинства этнических монголов). Даже словосочетание «иго татаро-монгол» уже не используется в исторической науке, и без детального уточнения заменено на иго «Золотой Орды».

Характерные черта №2: Строение тела.

Другой признак отличавших алан – это строение тела.

«Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей»

А. МАРЦЕЛЛИН. IV в

«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины.

Ю. КЛАПРОТ. 1807—1808 гг.

Сравнивая строение тела осетина с другими представителями Кавказа нужно отметить стройность и подтянутость. Особенно можно отметить строение ног. Осетины отличаются стройными ногами, даже у человека с лишним весом ноги остаются тонкими и стройными, в отличии от массивной ноги, с выраженной икроножной мышцей представителей соседних народов.

Задумывались ли вы о том, почему исполнение осетинского танца народом создавшем его, отличаются легкостью и грациозностью? Конечно, осетинские танцы исполняют многие танцевальные коллективы Кавказа, как и осетинские ансамбли разучивают танцы соседних нам народов. Но у осетин, на наш взгляд, это получается лучше, потому что именно под строение ноги осетина создавались, придумывались эти хореографические элементы.

Характерная я черта №3: тонкие черты лица - узкий нос, тонкие губы.

Эти черты лица прослеживаются у скифов, сарматов и алан изображенных на археологических памятниках, и проявляются в лицах современных осетин.

Тонкие черты лица можно наблюдать на фотографиях осетин конца 19-го начала 20 века. Так же в ходе исследовательской деятельности нами мы провели опрос от том, у кого из учеников и учителей нашей школы черты лица, характерные осетинам. Большинство указанными ими имели узкий нос и тонкие губы.

Проявление у современных осетин антропологических черт скифов, сарматов и алан, на ряду с многочисленными разносторонними исследованиями ученых, позволяет нам говорить о том, что осетины прямые потомки великого народа-аланов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческая память осетинского народа доносит до нас придания о том, что осетины являются потомками славного народа - аланов. Сомневаться в этом у нас нет причин, потому что исследователи прошлого и современности, исследуя вопросы происхождения осетин, приводят объективные факты доказательства этой теории.

Данная работа – это еще одна попытка опровергнуть предположение о том, что осетины «гости Кавказа», которые пришли издалека, освоили территории и переняли культуру коренных народов.

В рамках этой работы был проведен анализ различных исторических источников: древних текстов путешественников и философов, археологические находки, труды ученых XIX-XXI вв.

Научный подход к проведению данного исследования, может стать толчком для дальнейшего более глубокого изучения сравнительного анализа характерных черт осетин и их предков – скифов, сарматов, алан.

Цель достигнута, задачи выполнены. Гипотеза подтвердилась.

БИБЛИОГРАФИЯ

Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Менеджер, 2003. 608 с.

Алексеев В.П. Антропологический состав древнего населения Закавказья // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых – археологических и этнографических исследований в 1970 г.: Тезисы докладов сессионных и пленарных заседаний. - Тбилиси, 1971. С. 72-74

Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. Краниологическое исследование. – М.: Наука, 1974. –320 с.

Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. - М.: Наука, 1989. - 446 с.

Аланы. Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Аланы (дата обращения 20.09.2018)

Гаглойти Ю.С. Этногенез осетин по данным письменных источников. Ордж., 1967, – 205 с.

Гинзбург В. В. Расовые типы Средней Азии и их формирование в процессе этногенеза ее народов // Проблемы этнической антропологии Средней Азии; Он же. Раса Среднеазиатского междуречья и ее происхождение. Тр. VII Междунар. конгр. антропол. и этногр. наук. – М., 1968. – 102 с.

Калоев Б.А. Осетины: Историко-этнографическое исследование. –М: Наука, 2004. –505 с.

Ковалевский М.М. и его исследования горских народов Кавказа. – М.: Наука, 1979. – 205 c.

Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ: «Ир», 1984. – 307 с.

Миллер В. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992., – 364 с.

Подосинов A.B. К проблеме достоверности сведений Овидия о скифах, сарматах и гетах // Проблемы социально-экономической истории СССР. Т.II. – М., 1977. С.177-191.

Пфаф. В.Б. Материалы для древней истории осетин. – Тифлис, 1871. - 100 с.

Пфаф В.Б. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4-5. – Тифлис., 1870-1871. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.twirpx.com/files/historic/ethnography/caucasus/sbornik_svedenii_o_kavkazskih_gorcah/

Скифы. Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Скифы

Рынков Ю. Г. Антропология и генетика изолированных популяций: (Древние изоляты Памира). – М., 1969. 234 с.

Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года. - Владикавказ: Евразия, 2009. – 223 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ВНЕШНОСТЬ СКИФОВ

Серьги из Каменной могилы скифов 350 г. до н. э.

Гребень из кургана Солоха, IV в до н. э.

Изображение скифов на гребне из кургана Солоха

Скифская золотая пектораль, нагрудное украшение. Детали. 4 в. до н. э. Из кургана Толстая могила.

.  Скифы с золотого нагрудника.

Кубок из кургана Куль-Оба

с изображением сцен скифской жизни 400-350 гг. до н. э.

Изображения конных скифов на концах золотой гривны

из Кургана Куль-Оба. IV в до н. э.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ВНЕШНОСТЬ САРМАТОВ

Боспорские надгробия сарматов.

Конный воин в сармато-аланском облачении.

Рельеф из Танаиса. II век.

Изображение сармата Трифона сына Андромена.

(историки подтверждают, что сармат, несмотря на греческое имя)

Сарматы в сигментных (чешуйчатых) доспехах и шлемах, изображены на колонне Траяна. Рим.II век н.э.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА СКИФОВ НА ОСНОВЕ СКЕЛЕТНЫХ ОСТАТКОВ — «МЕТОД ГЕРАСИМОВА».

Скилур – царь скифов. II век до н.э. 
Реконструкция М.М. Герасимова, 1946 г.

ЖенщинаСарматка. Реконструкция М.М. Герасимова.

Скифская амазонка- IV век до н. э.

Реконструкция М.М. Герасимова.

Просмотров работы: 10911