ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Чапова С.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Хиневич Е.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования. Исторический анализ законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области) до настоящего времени, а также практические вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Мурманской области не получили должного освещения. В последнее время наблюдается повешение интереса к исследованию данных проблем. Но комплексного исследования по рассматриваемой теме не имеется. Между тем проблема незащищенности иностранных граждан и трудовых мигрантов в плане реализации их прав на медицинское обеспечение является наиболее острой. Для решения выше обозначенных проблем мною выбрана тема настоящего исследования.

Актуальность темы исследования. Особенности становления и развития законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области) на сегодняшний день являются актуальными. Для Мурманской области проблема миграции является одной из важных, так как миграция является одним из инструментов увеличения численности населения региона. Это также связано с реализацией региональной целевой программы демографического развития Мурманской области, целью которой, согласно Кольской энциклопедии, является развитие миграционных процессов.

Актуальность рассмотрения вопроса медицинского обслуживания иностранных граждан связана не только с ежегодным увеличением количества пребывающих, но, в первую очередь, с тем, чтобы обеспечить их законное право и гарантию на медицинскую помощь и сохранения в целом санитарно — эпидемиологического благополучия.

Проведенное исследование представляет собой обобщенный анализ истории становления законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан и осуществления ими права на охрану здоровья на примере Мурманской области.

Особенности климатических условий Мурманской области обуславливают региональную идентичность населения, которая выражается как в приспособлении к климатическим условиям, так и в специфическом мироощущении. Одним из фактором, определяющим специфику региона, является международный вектор развития Мурманской области, касающийся всех сфер жизни области, включая и социальную. Существенную роль в поддержании толерантности в области играет не только проводимая руководством региона политика, но и деятельность различных национально-культурных объединений и организаций, способствующих сохранению культурной идентичности и одновременно помогающих вновь прибывшим найти свое место в жизни региона.

Таким образом, актуальность темы исследования определена следующими факторами: во-первых, необходимостью изучения исторического аспекта развития законодательства по медицинскому обслуживанию иностранных граждан в дореволюционной России в целях установления основ зарождения медицинского законодательства; во-вторых, потребностью анализа ключевых направлений реформирования законодательства по медицинскому обеспечению иностранных граждан, обнаружения основных тенденций его развития; в-третьих, необходимостью исследования практических вопросов предоставления медицинской помощи иностранным гражданам на территории Мурманской области.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ истории становления законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области).

Задачи настоящего исследования:

- Рассмотреть историю развития законодательства, регулирующего осуществление медицинской деятельности в России.

-Исследовать актуальные вопросы законодательного регулирования медицинского обеспечения трудовых мигрантов в Российской Федерации.

-Проанализировать медицинское обслуживание иностранной рабочей силы в России: проблемы и противоречия.

-Рассмотреть организацию медицинской помощи иностранных граждан на территории Мурманской области

-Охарактеризовать методологию проведения опроса трудящихся мигрантов по их отношению к введению добровольного медицинского страхования

-Описать результаты опроса трудящихся мигрантов в Мурманской области.

Объектом данной работы является история становления законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области).

Предметом исследования являютсяосновные тенденции и исторические особенности развития российского законодательства по медицинскому обеспечению иностранных граждан и практические вопросы предоставления медицинской помощи иностранным гражданам на территории Мурманской области.

Гипотеза исследования. Предполагается, что исторический анализ законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области) поможет в решении проблемы незащищенности иностранных граждан и трудовых мигрантов в плане реализации их прав на медицинское обеспечение. Обеспечение законного права иностранных граждан на медицинскую помощь, в том числе, позволит сохранить в целом санитарно — эпидемиологическое благополучие как в РФ в целом, так и в Мурманской области в частности. Законодательство, регулирующее оказание медицинской помощи в России, развивалось поступательно, в зависимости от времени, политико-экономического строя и необходимости регламентации общественных отношений, связанных со здравоохранением. Между тем, в настоящее время оно имеет ряд правовых пробелов, а также остаются не полностью урегулированными некоторые аспекты оказания медицинской помощи иностранным гражданам.

Методы исследования: теоретические и практические.

1. Теоретические: изучение информационных источников, архивных документов, обобщение.

2. Практические: анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация материала.

Новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой один из первых комплексных работ в области историко-правового анализа становления российского законодательства по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытые в ней теоретические положения и выводы дополняют такие науки как: история, медицинское право, сравнительное правоведение, социология, миграционное право. Что может помочь обновлению знаний о специфике медицинского обеспечения иностранных граждан в мурманской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она раскрывает историко-правовые аспекты становления и развития российского законодательства по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области).

Кроме того, выводы данной работы могут применяться в следующих направлениях:

1. При разработке и совершенствовании современного законодательства по медицинскому обеспечению иностранных граждан как на федеральном уровне, так и на региональном уровне - Мурманской области;

2. При написании исторических и правовых работ;

3. В преподавании исторических, историко-правовых и юридических дисциплин;

4. При проведении региональных тематических семинаров и конференций.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. История развития законодательства, регулирующего осуществление медицинской деятельности в России

В истории развития оказания медицинской помощи в России выделяются четыре этапа. Первый этап датирован периодом создания правовой системы Древней Руси X–XIV вв. и Российского государства XV–XVII вв. Еще глубоко в древности на Руси осуществлялись попытки урегулирования медицинской деятельности. На Руси предоставление медицинской помощи признавалось знахарством, а врач мог понести ответственность за вред, причиненный лечением, как за умышленное преступление.

Началом правового регулирования оказания медицинских услуг можно назвать X–XI вв., когда появились первые источники русского права – «Русская правда» и «Церковный устав» князя Владимира Святославовича, где были прописаны нормы, регулирующие врачебную деятельность. Места, где оказывалась медицинская помощь, действовали согласно «Церковному уставу». Надо отметить, что регулированию подлежало в первую очередь не само осуществление медицинской деятельности, а ответственность лекаря за ненадлежащее осуществление своих обязанностей. Однако в более позднюю эпоху Древней Руси законодательство изменилось, и лекарь за неправильное лечение или смерть больного подлежал церковному покаянию1.

Во времена татаро-монгольского ига до XVI в. правовое регулирование медицинской помощи не развивалось. Подъем в этой области произошел при Иване III. Для формирования правовых основ в области медицинской деятельности, в 1584 г. был создан Аптекарский приказ, который стал центром медицинской деятельности. Данный Приказ занимался организация осуществления медицинской помощи, в том числе иностранцам, регулированием фармацевтических организаций, а также подготовкой будущих врачей.

Этот период стал началом в урегулировании законодательства в области оказания медицинской помощи, в том числе иностранным гражданам, и официального управления деятельностью медицинских учреждений.

Второй этап развития законодательства, регулирующего оказание медицинской помощи в России, приходится на XVIII и начало XIX в. Именно в этот период была создана передовая система медицинского обеспечения армии и флота, заложены основы государственного управления медико-санитарным делом, законодательства, аптечного дела, появились первые государственные лечебные учреждения, зачатки организации медпомощи городскому населению, промышленным рабочим, иностранцам. Таким образом, социальная значимость доступного медицинского обслуживания была осознана российским законодательством еще в конце XVIII века и привела к созданию приказов общего призрения и медицинских учреждений, которые безвозмездно оказывали медицинскую помощь малоимущим гражданам2.

Нормативно-правовые акты, принятые в ту эпоху, регулировали не только профессиональную деятельность врачей, но относились и к их личным качествам: «Следует чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно так и денно отправлять мог»3.

В Морском уставе Петра I говорилось: «Ежели лекарь своим небрежением и явным презорством к больным поступит, отчего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, якобы своими руками его убил, или какой уд отсек» (Книга 3, глава 10, артикулы 1-12)4.

В связи с большим наплывом иностранных специалистов также регулировалась деятельность иностранных врачей. Им грозила высылка за пределы России за ненадлежащее исполнение врачебной деятельности.

Первыми нормативно-правовыми актами, регулирующими наказания за ненадлежащее врачевание, стали указы 1686 и 1700 гг.

В дальнейшем они вошли в полное собрание законов Российской империи. В 1707 г. была создана Канцелярия Главной аптеки, которая со временем стала заниматься всеми вопросами регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. В 1763 г. этот орган был преобразован в Медицинскую коллегию. Медицинскую коллегию в последующем заменил медицинский департамент.

Новый Единый врачебный устав был принят в 1857 г. и действовал вплоть до октября 1917 года.

Правовое значение «приказной медицины», которая существовала в России с 1775 г. и до конца XIX в., состояло в том, что данная идея организации здравоохранения позволила Российскому государству создать равную доступность медицинской помощи, включая социально незащищенные категории населения и иностранцев, это позволило обеспечить быстрый рост практической государственной медицины.

Отдельно надо указать на наличие такой социальной программы, направленной на оказание медицинской помощи малообеспеченным слоям российского населения, в том числе иностранцам, как медицина приказов общественного призрения, наметившейся наиболее отчётливо во второй половине XIX в. Приказы общественного призрения были впервые введены Екатериной II «Учреждением о губерниях» 1775 г. Для формирования системы их финансирования приказам общественного призрения была разрешена банковская деятельность в виде приёма вкладов на хранение и выдачу ссуд под недвижимое имущество и государственные процентные бумаги. Но наибольшее распространение приказы общественного призрения получили после издания в 1857 г. Устава об общественном призрении5.

В Приложении 1 представлен Доклад Андреевского И.Е. «О первых шагах деятельности С.Петербургского приказа общественного призрения», прочитанного на торжественном акте археологического института 14.05.1889г. (на основании архивных документов).

Как верно указывает М. Б. Мирский, организационно-правовое значение «приказной медицины», существовавшей в России с 1775 г. до конца XIX в., заключается в том, что такой вариант организации здравоохранения позволил Российскому государству обеспечить равную доступность медицинской помощи, в том числе для социально незащищенных категорий населения, иностранных граждан, что позволило обеспечить быстрый рост практической государственной медицины»6.

После Революции 1917 г. вся система здравоохранения и правового регулирования медицинской деятельности пережила коренные изменения. Начался третий этап развития законодательства, регламентирующего оказание медицинской помощи в России. Во времена Советского Союза впервые было закреплено законодательно право граждан на бесплатную медицинскую помощь. В Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. устанавливалось право граждан на бесплатную медицинскую помощь. В дальнейшем, в 1969 г., был утвержден закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении».

Анализируя данный этап, необходимо отметить, что при социалистическом строе, созданном на отрицании частной собственности, не могло существовать такого понятия, как «медицинская услуга», что и нашло отражение в действующем в то время законодательстве. Однако, именно во времена СССР создалась современная российская организационно-правовая система в области здравоохранения, включающая четвертый этап, начинающийся с 1991 г.

Определяющими моментами, оказавшими влияние на последующее развитие законодательства в области медицины, стало появление частных медицинских организаций, как и перемена во всей социальной структуре, включая медицину и правовую систему. Сформировалась новая нормативно-правовая база, основным документом которой был Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В последующем в современной России была организована многоуровневая система правовых актов, которая регулировала реализацию медицинской помощи. Основой законодательного регулирования осуществления медицинской деятельности является Конституция РФ7. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Административная ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощи закреплена в Кодексе об административных нарушениях РФ.

Основным нормативно-правовым актом в сфере здравоохранения является Федеральный закон РФ № 323-ФЗ8, в котором закреплены правовые основы охраны здоровья граждан. Закон РФ № 2300-19 гарантирует право потребителя на качественную медицинскую услугу.

Также существуют ведомственные приказы, распоряжения. Характеризуя современный этап в развитии законодательства, регулирующего оказание медицинской помощи в России, можно отметить, что в настоящее время существуют зафиксированные действующим законодательством РФ права граждан, в том числе иностранных, на охрану здоровья и качественные медицинские услуги.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательство, регламентирующее оказание медицинской помощи в России, развивалось поэтапно, в зависимости от времени, политико-экономического строя и необходимости регулирования общественных отношений, связанных со здравоохранением.

1.2. Актуальные вопросы законодательного регулирования медицинского обеспечения трудовых мигрантов в Российской Федерации

К настоящему моменту основная часть медицинских услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»10. Этот закон определяет круг застрахованных лиц, к которым отнесены, в том числе, иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»11 одновременно с ходатайством предоставляются гарантии, в том числе медицинского обеспечения иностранного гражданина на время его пребывания на территории РФ.

Кроме того, порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации определен Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»12. Согласно данному документу медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в РФ, оказывается медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (п.2). При этом медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно (п.3).

Из чего следует, что Российская Федерация законодательно гарантирует получение медицинской помощи иностранным гражданам. Вместе с тем, до сих пор не урегулирован вопрос о медицинском обеспечении трудовых мигрантов, пребывание которых в стране носит временный характер.

Большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства пребывают на территорию нашей страны в безвизовом порядке. Несмотря на норму Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»13 о необходимости полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, у иностранного гражданина или лица без гражданства, фактически такой въезд на территорию нашей страны не запрещен. Это означает, что мигранты, не имеющие право на обязательное медицинское страхование, могут получить медицинское обслуживание на платной основе, либо путем добровольного страхования. Гарантированную помощь трудовые мигранты могут получить в виде неотложной медицинской помощи.

Выборочный охват добровольного медицинского страхования не позволяет в полной мере создать гарантии трудовых мигрантов на здоровье а, в некоторых случаях, жизнь. Выходом из такой ситуации, по нашему мнению, является развитие системы добровольного медицинского страхования

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что необходимо создать гибкую систему добровольного медицинского страхования для трудовых мигрантов, с возможностью ее приобретения, как в стране исхода, так и в стране пребывания. Целесообразным было бы размещение пунктов страховых компаний и медицинских центров по оказанию платных услуг иностранным гражданам на базе миграционных центров, которые уже работают в некоторых субъектах РФ. Необходимо информировать иностранных граждан и лиц без гражданства о возможностях предоставления им медицинской помощи через систему ОМС или с помощью добровольного медицинского страхования.

У вопроса оказания медицинской помощи трудовым мигрантам существует также следующая проблема. В настоящее время с целью сохранения благополучной санитарной ситуации на территории РФ существует ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми иностранный гражданин, прибывший в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживания, а также в течение 30 суток после получения разрешения на трудовую деятельность документы, подтверждающие отсутствие у него заболеваний наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих14.

За грубое нарушение правил пребывания иностранными гражданами в РФ в 2017 г. судами принято 142 решения о выдворении из России (2016 г. — 138 + 2,9%). Фактически выдворено 105 человек (2016 г. — 119; -11,8%), в сравнении. Так в 2017 г. в Мурманской области принято 10 решений о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории РФ, в 2016 г. — 5, в 2015 г. — 7. Кроме того, вынесено в 2017 г. 112 решений о сокращении срока временного пребывания (2016 г. — 31). Направлено 343 представления о закрытии въезда иностранным гражданам в РФ (2016 г. — 307 + 7,1%)15.

Данные показывают тенденцию увеличения нарушений правил пребывания иностранными гражданами, включая требования о медицинском освидетельствовании, как на территории России в целом, так и в Мурманской области в частности.

Кроме этого, существуют следующие проблемы. Существует разрыв между количеством иностранных граждан, прибывших на территорию РФ для устройства на работу и количеством лиц, прошедших медицинское освидетельствование. Это следствие нерешенности вопроса о прохождении медицинского освидетельствования иностранных граждан, работающих на основании патента. Одним из способов решения данной проблемы, на наш взгляд, это обеспечение территориальной доступности лечебно-профилактических учреждений, уполномоченных осуществлять медицинское освидетельствование.

Прохождение медицинского освидетельствования за счет собственных средств трудового мигранта, а также отсутствие должного контроля со стороны работодателя, ставит под сомнение гарантированность прохождения этого медицинского освидетельствования. В связи с этим целесообразно законодательно предусмотреть ответственность принимающей стороны (работодателя) за неисполнение обязательств по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан16.

Мы считаем, что вместе с усилением требований необходимо предоставлять понятные и простые условия их выполнения. В следствии этого вполне последовательно в Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. предусмотрены: создание центров медицинского освидетельствования мигрантов, в том числе за рубежом; разработка минимального необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию иностранной рабочей силы, и ряд других мер, направленных как на сохранение здоровья прибывающих в нашу страну иностранных граждан, так и на профилактику распространения опасных инфекционных заболеваний на территории РФ.

1.3. Медицинское обслуживание иностранной рабочей силы в России: проблемы и противоречия

В 2011 году вступил в силу новый Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании» в соответствии, с которым статус застрахованного в обязательном медицинском страховании получили постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане. Однако и сегодня отсутствует четкое представление, каким образом трудовому мигранту получить медицинское обслуживание в РФ, поскольку отсутствуют четкие и внятные гарантии государства или работодателей для иностранных работников17.

В системе обязательного медицинского страхования работодатель может закрепить право иностранного рабочего на получение медицинской помощи. Когда у иностранца появляется медицинский полис, то он может претендовать на определенные виды медицинских услуг. Также мигрант имеет право на экстренную медицинскую помощь, даже если у него нет документов (т.е. когда возникает угроза жизни человеку). Но если таковой угрозы не выявлено, то медицинское учреждение имеет право отказать в предоставлении помощи. В любом случаев мигрант имеет право на вызов скорой помощи, которая уже поставит диагноз и сможет оказать медицинскую помощь18.

Данные по здоровью мигрантов были получены в результате проведенного социологического исследования в Мурманской области среди иностранных граждан. Материалы исследования показали, что нередко мигранты практикуют самолечение (48%), либо пассивны в действиях (12%). Доля мигрантов, обращающихся к врачу, невелика – примерно 40%. Каждый третий мигрант (33%) хотя бы раз получал медицинскую помощь (по страховому полису) в городской поликлинике. 30% мигрантов обслуживались в платных клиниках. Исследователи также отмечают значимую роль неформальных взаимоотношений в получении медицинских услуг – 22% указали, что медицинскую помощь им оказывал знакомый медработник. Выяснилось, что трудовые мигранты практически здоровы: 30,7% оценили состояние своего здоровья как «отличное», 51,9% - как «хорошее», 16,3% - «среднее», удовлетворительное19.

Основным барьером к доступу медицинского обслуживания является нелегальное положение трудовых мигрантов. Невозможно приобрести медицинскую страховку, как вследствие отсутствия документов, так и их наличия, поскольку работодатель может отказаться от лишних расходов на иностранную рабочую силу. Так, в ходе вышеуказанного исследования было выяснено, что 26% приезжих обладают страховым полисом, остальная часть не имеет такового. В торговых компаниях 31% респондентов обладает полисом, в транспортных компаниях – 30%, на предприятиях общественного питания – 27%, в строительстве и на вредном производстве – только 23%. Исследователи отмечают, что в случае смерти работника, национальная община отвечает за расходы по похоронам человека или транспортировке на родину 20.

Сегодня вопрос получения трудовыми мигрантами медицинской помощи государство пытается решить через систему добровольного медицинского страхования. С 2015 года в соответствии с Законом РФ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» - всем трудовым мигрантам необходимо оформлять полис ДМС. Это касается иностранной рабочей силы, прибывшей в Россию из Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Молдовы, Кыргызстана, Украины, Белоруссии.

Судя по всему, с принятием данной нормативно-трудовой базы могут возникнуть некоторые проблемы, на решение которых потребуется время. К их числу можно отнести следующие. Во-первых, возможны коррупционные схемы получения полисов. Во-вторых, деятельность страховых медицинских организаций и медицинских учреждений должна быть четко отработана. В-третьих, снизится миграционный поток. В-четвертых, увеличится доля нелегальных трудовых мигрантов.

Но в данном документе есть и позитивные стороны, в числе которых укреплении здоровье сберегающего пространства и снижении рисков в отношении здоровья населения, находящегося на территории России.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Организация медицинской помощи иностранных граждан на территории Мурманской области

Мухин А.А. в своем труде «О Мурманъ и Лопландiи (записки чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда)» описывал становление медицинской помощи на территории Мурманской области следующим образом. Для оказания медицинской помощи населению в Александровском уезде находился уездный врач. В ведении уездного врача находилось два волостных фельдшера (в Коль и Печеныге) и два фельдшера состояли при нем. Из которых один был командирован в колонию Териберку. Следует отметить, что медицинская помощь оказывалась только тем лицам, которые имели возможность обратиться к врачу или фельдшеру, но таких лиц при удаленности и разбросанности населенных пунктов и отсутствия путей сообщения, из всех действительно больных очень не много21.

Из отчета фельдшера по Мурманско-Колонистской волости следует, что к нему в период 1907г. обращалось 1078 больных, в том числе иностранцев. В Приложении 2 представлена выдержка из источника в оригинале (издательство 1910г) со сведениями о санитарном состоянии и об оказанной медицинской помощи на территории Мурманской области в период 1907-1908гг. (стр. 25-27).

Анализируя современное состояние медицинской помощи иностранным гражданам в Мурманской области следует отметить, что кроме вышеобозначенных федеральных нормативных правовых актов медицинская помощь иностранным гражданам на территории Мурманской области оказывается на основании следующих НПА Мурманской области:

-Закон Мурманской области от 14.12.2017г. №2213-01-ЗМО «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

-Закон Мурманской области от 19.12.2014 N 1818-01-ЗМО «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области»;

-Постановление Правительства Мурманской области от 22.06.2007г. №299-ПП/11 «О социальном, социально-медицинском обслуживании на дому»;

-Постановление Правительства Мурманской области от 22.06.2006 г. № 236-ПП «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по бесплатному обеспечению слуховыми аппаратами, глазными протезами и аппаратами голосообразования отдельных категорий граждан»;

- Постановление Главного гос. санитарного врача по Мурманской области от 21.01.2008 г. № 1 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Мурманской области».

Иностранным гражданам, находящимся на территории Мурманской области, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Министерством здравоохранения РФ и Министерством здравоохранения Мурманской области. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Мурманской области, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное. Так, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ осуществляют обучение иностранных граждан и предоставляют медицинское обслуживание на условиях, установленных для граждан РФ, за счет средств федерального бюджета.

Следует отметить, что медицинское страхование граждан государств-участников СНГ, временно находящихся в Мурманской области, производится на основе международных договоров РФ с этими государствами. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Мурманской области, предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, и в том числе экстренную эвакуацию (репатриацию).

Российские страховые организации осуществляют медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Мурманской области, на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке. При этом, органы и учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и дальнего зарубежья исходят из следующих обстоятельств, закрепленных межправительственными и межведомственными соглашениями со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья:

- скорая и неотложная медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и острых заболеваниях), оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней;

- плановая медицинская помощь оказывается на коммерческой основе за счет личных средств граждан СНГ, других граждан бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья либо за счет средств организаций учреждений, принимающих указанных граждан в рамках соглашений и договоров о сотрудничестве.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что иностранные граждане на территории Мурманской области имеют следующие права в области охраны здоровья и медицинского обеспечения:

1) Право на бесплатное получение первой помощи, то есть помощи, предоставляемой до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.

2) Право на получение бесплатной скорой медицинской помощи, т.е. помощи, оказываемой при состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства.

3) Право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования. Согласно п. 3 ст. 19 Закона об охране здоровья, правом на медицинскую помощь обладают иностранные граждане, проживающие или пребывающие на территории РФ.

Также хотелось бы отметить, что по данным миграционного отдела ОМВД России по ЗАТО Александровск на территории ЗАТО Александровск на миграционный учет поставлены 77 иностранных граждан по месту пребывания (на срок до 90 суток) и 86 иностранных граждан, получивших разрешение на временное пребывание (РВП). Медицинскую помощь данные иностранные граждане получают в ФГБУЗ ЦМСЧ №120 ФМБА России, которая оказывает медицинские услуги на основе Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. №186 (Приложение 5).Так, например,медицинская помощь в плановой форме оказывается при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости мед. услуг или предоплаты медицинских услуг исходя из предполагаемого объема предоставления этих услуг (за исключением случаев оказания медицинской помощи в соответствии с п. 4  Правил), а также необходимой медицинской документации (выписка из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований) при ее наличии.

Таким образом, иностранные граждане, законно находящиеся на территории Мурманской области, имеют право на бесплатное получение первой помощи, скорой медицинской помощи, а постоянно и временно проживающие в Мурманской области иностранцы пользуются правом на медицинскую помощь в рамках системы ОМС.

2.2. Методология проведения опроса иностранных граждан по их отношению к введению добровольного медицинского страхования

Для выяснения ответов на вопросы, связанные с готовностью иностранных граждан к новым механизмам страхования был проведен опрос среди иностранных граждан, находящихся на территории Мурманской области. Анонимное анкетирование проводилось сотрудниками Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области по согласованию в г. Снежногорске и в г. Мурманске.

Основной целью опроса является определение:

-списка наиболее востребованных услуг для страхования;

-максимальной суммы медицинской страховки, которую трудящиеся мигранты готовы оплачивать из собственных средств.

Объектом опроса стали проживающие на территории Мурманской области иностранцы и трудовые мигранты.

Анкета для проведения опроса представлена в Приложении.

2.3. Результаты опроса трудящихся мигрантов в Мурманской области

Всего в результате исследования было опрошено 119 человек. 70% опрошенных составили мужчины. Большая часть (47%) опрошенных являются выходцами из Украины, 24% представляют Азербайджан, 7%- Узбекистан, по 4% из Армении и Таджикистана, по 3% из Грузии и Молдовы, по 1,5% из Норвегии и Турции (Диаграмма 1).

В возрастном отношении первое место занимает группа от 26 до 35 лет (35%), на втором месте – от 18 до 25 лет (27%). Таким образом, получается, что большая часть иностранцев представляют группу от 18 до 35 лет.

Результаты опроса показали, что опрошенные иностранцы в целом заинтересованы в приобретении полиса ДМС (67% «за»), несмотря на то, что за последний год обращались к врачу менее половины опрошенных (Диаграмма 2). Однако, несмотря на общую заинтересованность в приобретении страховки, иностранные граждане и трудовые мигранты, готовы платить не более 1500 руб. в год (50% опрошенных (Диаграмма 3)).

В случае положительного ответа на вопрос о заинтересованности в приобретении страхового полиса, респондентам было предложено выбрать, от каких именно заболеваний они хотели бы себя застраховать. Данный список был сформирован на основе предыдущих вопросов относительно наиболее чаще встречающихся у них проблем со здоровьем и включал в себя следующие заболевания: травмы, проблемы с зубами, заболевания желудочно-кишечного тракта и инфекционные заболевания, урологические заболевания. Респонденты могли выбрать несколько пунктов, а также указать другие интересующие их заболевания.

В результате на первом месте оказались проблемы с зубами (20%), второе место поделили травмы и заболевания желудочно-кишечного тракта (по 18% каждое). В графе другое были отмечены психические и неврологические заболевания, а также гипертония и заболевания легких (Диаграмма 4).

Таким образом, результаты исследования показывают, что большинство опрошенных иностранных граждан и трудовых мигрантов, проживающих на территории Мурманской области, готовы приобрести страховой полис, но платить за него не более 1500 руб. Связано это не только с невысоким уровнем доходов респондентов, но также и с тем фактом, что большинство из них за последний год потратили на медицинское обслуживание не более 4000 руб. (38% от 1000 до 1500 руб. и 27% от 2000 до 4000 руб.).

Почти 40% из тех, кто не хочет приобретать полис, объясняют это тем, что они здоровы. Это обусловлено, прежде всего тем, что большинство опрошенных (более 60%) это молодые люди в возрасте до 35 лет. Однако, стоит также отметить значительную долю тех, кто сомневается в возможности получения медицинской помощи по страховке (27%).

2.4. Рекомендации и предложения по поводу совершенствования предоставления медицинской помощи иностранным гражданам на территории Мурманской области

Исследовав практические вопросы предоставления медицинской помощи иностранным гражданам на территории Мурманской области предлагаем следующие выводы и рекомендации по возможным механизмам добровольного медицинского страхования иностранных граждан и трудящихся мигрантов, прибывших в Мурманскую область:

-Разработать гибкую систему страхования иностранных граждан с возможностью приобретения страховки как в стране исхода, так и в стране пребывания.

-Страхование должно носить добровольный характер и не являться обязательным условием въезда в страну. Так как треть опрошенных всё таки не заинтересованы в приобретении медицинского полиса и большинство из них объясняют это тем, что они здоровы, принцип добровольности страхования должен сохраняться. В свою очередь государство приема должно обеспечить медицинское обслуживание иностранных граждан в объеме, предусмотренном законодательством.

-Предусмотреть возможность оплаты полиса ДМС из различных источников: международных фондов, средств работодателей, НКО и с привлечением различных механизмов: микрокредитование в странах исхода, кассы взаимопомощи мигрантов при поддержке национальных диаспор.

-При рассмотрении схем страхования для трудящихся мигрантов учитывать минимальную стоимость полиса ДМС до 1500 руб. с включением в него базового объема медицинских услуг.

-Объем и характер медицинских услуг должен определяться самим иностранным гражданином.

-Введение новых механизмов медицинского страхования для иностранных граждан и трудовых мигрантов необходимо проводить под общественным контролем, функции которого могут быть возложены на общественные объединения, защищающие иностранных граждан в странах исхода и в России.

Кроме того, в случае введения обязательного требования прохождения медицинского обследования иностранными гражданами предлагаем следующий механизм реализации данного положения:

-Определить упрощенный перечень медицинских заключений для иностранных граждан, претендующих на получение патента (медицинское заключения об отсутствии туберкулеза, наркомании и сертификат об отсутствии ВИЧ инфекции).

-Рассмотреть возможность прохождения медицинского освидетельствования вновь прибывающим иностранным гражданам на территории страны исхода.

-На законодательном уровне урегулировать вопрос о предоставлении медицинских заключений для иностранных граждан, продливших патент по истечении трех месяцев с момента его первичного получения.

Заключение

Таким образом, в настоящей работе была исследована история становления и развития законодательства России по медицинскому обеспечению иностранных граждан (на примере Мурманской области), с учетом практических вопросов предоставления медицинской помощи иностранным гражданам на территории Мурманской области. Институт медицинского обеспечения иностранных граждан имел глубокие исторические корни, поэтому была оправдана целесообразность рассмотрения данной проблемы в столь обширных временных рамках, по различным направлениям, с учетом исторических особенностей каждого.

Проанализировав специфику становления и развития законодательства по медицинскому обеспечению, мы считаем, что законодательство, регулирующее оказание медицинской помощи в России, развивалось поступательно, в зависимости от времени, политико-экономического строя и необходимости регламентации общественных отношений, связанных со здравоохранением. Между тем, в настоящее время оно имеет ряд правовых пробелов, а также остаются не полностью урегулированными некоторые аспекты оказания медицинской помощи иностранным гражданам (например, трудовым мигрантам).

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования законодательства по медицинскому обеспечению иностранных граждан, государству необходимо учитывать особенности предпосылок принятия нормативно-правовых актов и практику их применения, с целью выявления единой стратегии в этом направлении, т.к. именно от нее в совокупности с историческим опытом зависит эффективность, стабильность и результативность обеспечения прав иностранных граждан на медицинское обслуживание.

Таким образом, совокупность полученных результатов настоящего исследования позволяет учесть положительный отечественный опыт законодательного регулирования прав по медицинскому обеспечению иностранных граждан и на этой основе совершенствовать современное законодательство Мурманской области по медицинскому обслуживанию иностранных граждан, а также осуществить комплексно-целевой подход в целях оптимизации имеющегося законодательства, что позволит обеспечить эффективность реализации прав иностранных граждан на охрану здоровья и получения медицинской помощи.

Список использованных источников:

Конституция Российской Федерации: Конституционный закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 05.02.2014) // Рос. газета. – 25.12.1993. – № 237.

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724; 2013. – № 52. (Ч. 1). – Ст. 6951.

О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 1997. – № 3. – Ст. 140

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»

Андреевский И. Е. О первых шагах деятельности С'Петебургскаго приказа общественного призрения. (На основании архивных документов). Читано на торжественном акте археологического института 14'го мая 1889 г. Русская старина 1889.

Жестянников С. Г. Нормативно-правовое регулирование права на медицинскую помощь мигрантам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации / С. Г. Жестянников, В. Ю. Назаров, Е. Н. Хазов // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2015. - № 10. - С. 57-61

Кузнецова И. Б. Трудовые мигранты в системе медицинских услуг: формальные и неформальные стратегии / И. Б. Кузнецова, Л. М. Махурямова // Журнал исследований социальной политики. – №1. – Том 12. – 2017. – С.7−20.

Кузнецова И. Б. Здоровье мигрантов как социальная проблема // Казанский медицинский журнал. – №3. – Том 94. – 2017. – С.367−372.

Мирский М. Б. Приказная медицина здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – М.: 2005

Московский Ю. О некоторых проблемах, связанных с медицинским обслуживанием иностранных граждан / Юрий Московский // Научно-культурологический журн. - 2013. - № 13 

Мухин А. А. О Мурмане и Лопландии: записки чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина / А. А. Мухин. – Архангельск: Губерн. тип., 1910. - 50 с. 

Негодов В.Е. Правовое регулирование организации и управления процессами модернизации здравоохранения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2012. – 24 с

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.08.2018)

Павловский А. С. Осуществление конституционного права иностранных граждан из стран СНГ на охрану здоровья и медицинскую помощь в России / А. С. Павловский // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 34, ч.3. - С. 29-31

Попов В.Л., Попова Н. П. Правовые основы медицинской деятельности. – СПб., 1999. – 159 с

Хасанов Ф. З. Медицинское обслуживание мигрантов в РоссийскойФедерации // Миграционное право. - 2015. - № 2. - С. 33-35.

Приложение 1

Выдержки из Доклада

О первых шагах деятельности с.петебургскаго приказа общественнаго призрения.

[НА ОСНОВАНИИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ].

Читано на торжественном акте археологическаго института

14-го мая 1889 г.

Созданием, в ряду губернских установлений, учреждением губерний 7-го ноября 1775 г., Приказов общественнаго призрения русское правительство вторично встретилось с областью пауперизма, внеся новые приемы, новыя средства, новый метод, так как создававшееся при первой встрече оказалось в жизни неосуществимыми. Не говоря о слабых попытках при Федоре Алексеевича, я разумею под первою встречею широкое и в высшей степени замечательное по идее законодательство Петра В., заключающееся в его регламенте главному магистрату и в его инструкции земским комисарам. Как и во многих своих законоположениях, в этих начертаниях относительно области пауперизма Петр В. пошел гораздо далее того, до чего додумалась Западная Европа. Именно здесь он указал, и весьма разумно, устремить все силы на предупреждение бедности, а не ограничиваться делом призрения бедных, мало достигающим цели, если нет энергических мероприятий по предупреждению бедности. Но законы Петра не осуществились и не могли осуществиться: магистраты вовсе не создались, как мечтал Петр, а на должности земских комисаров вовсе не нашлось подходящих помещиков. Таким образом, и в городе, и в уезде дело пауперизма оставалось без почина административнаго.

Вторично с этой областью пауперизма встречается законодательство при императрице Екатерине II. Учреждением губерний 7-го ноября 1775 г. в каждой губернии создается приказ общественнаго призрения, а ХХV глава учреждения посвящена величественному изображению многочисленных функций приказа. Теперь приказы обществ. призрения во всех губерниях, с введением земских учреждений, закрыты и сделались предметом истории. И исторический анализ, воздавая, конечно, должное и стремлениям законодательницы и стараниям деятелей, работавших в приказах, из разсмотрения почти столетней деятельности этих любопытных установлений, придет несомненно к выводу, что самая идея создания приказов и весь их склад не могут быть признаны удачными по следующим причинам: 1) они сделаны установлениями, которыя должны распоряжаться по целой губернии и вместе с тем непосредственно заведывать многочисленными установлениями губернскаго города; 2) состав их не самостоятельный: под председательством губернатора они первоначально (до позднейших изменений) состояли из отделяемых в их заседание приказа двух заседателей верхняго земскаго суда, двух заседателей губернскаго магистрата и двух заседателей верхней расправы; 3) такому, мало удовлетворительному для административной деятельности, составу были поручены громадной важности дела — попечение и надзирание об установлении и прочном основании: народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для призрения неизлечимых больных, домов для сумасшедших, работных домов, смирительных домов; 4) для всех этих важных дел каждому приказу выдано из казначейства по 15 тыс. р., дозволено принимать пожертвования, и для увеличения его средств производить банковыя операции на основании двор. банка, но с ограничением выдавать ссуды не более как на год и в одне руки не более 1,000 р. и не менее 500 рублей (1-е П. С. № 14,392).

Большой интерес представляется в том, как начали действовать эти новыя установления, какие методы и приемы стали они создавать, чтобы не потеряться в этой обширной, трудной и новой области. На этот вопрос могут отвечать только их архивы, если в них уцелели протоколы этих установлений. К сожалению, научная любознательность в этом отношении должна быть очень скромная, так как мы не съумели уберечь наших архивов, да и теперь не заботимся о сохранении уцелевшаго.

Так мне хотелось, по архиву спб. приказа обществ. призрения, проследить его деятельность за первые годы, но пришлось ограничиться изучением только первых шагов его деятельности, так как в архиве сохранились только первыя две книги его протоколов, обнимающия первое полугодие деятельности приказа. Следующая затем книга уже относится к 1783 г. Драгоценныя же, для меня конечно, протокольныя книги за 1781 г. и 1782 г. истлели, сделавшись достоянием крыс и наводнений.

Из сохранившихся же протокольных книг за первое полугодие следует, что приказ открылся 31-го мая 1780 г. и действовал постоянно все полугодие, между тем в учреждении о приказах, именно в ст. 393, говорится: «приказ общественнаго призрения имеет один срок заседания в году, а именно от 8-го января до Страстной недели».

 

I.

Открытие приказа последовало 31-го мая 1780 г. с большою пышностью: всем распоряжался бывали тогда губернатором Петербургской губернии или управляющим губерниею, известный в истории сенатор Дмитрий Васильевич Волков (он оставался губернатором только до 8-го августа 1780 г., его сменил назначенный губернатором поручик губернии Устин Сергеевич Потапов). Почетных гостей, генерал-фельдмаршала князя Голицына и многочисленное собрание знатных обоего пола особ встретили игрою на трубах и литаврах…..

Управляющий губерниею сенатор Волков совершенно справедливо указал на пожертвования, которыя потекли в приказ:

1) Императрица, кроме 15 тыс. по общему положению, повелела передать в приказ на его дела 52,659 р., собранных петербургским дворянством и гражданством на сооружение памятника императрице (это прелестная историческая резолюция, составляющая эстетический памятник, воздвигнутый себе Екатериною) и кроме того повелела коллегии экономии продолжить ежегодный отпуск 15,417 р. на содержание уже бывших в Петербурге городских богаделен (Ср. мою статью: «Исторический очерк городских богаделен в С.-Петербурге», пом. в 2 части изд. городским общественным управлением «Охранение общественнаго здравия в Петербурге» 1889 г. И. А.).

2) Пример государыни повлиял на окружающих. Приглашенные на торжественное открытие Приказа явились с пожертвованиями, коих всего в этот день было внесено 2,337 р. (Кн. Прот. I, стр. 82).

Между пожертвованиями были весьма крупныя: депутаты иностраннаго купечества внесли 5 тыс. р., такую же сумму коллежский ассессор Яковлев, тульский купец Володимиров 4,000 р., член Приказа Струговщиков 1,000 р., член губ. магистрата Рогович с братом 500 р., духовник императрицы, Благовещенскаго собора протоиерей Иоанн—100 р., архиепископ Новгородский и С.-Петербургский изъявил желание ежегодно доставлять 120 р. как проценты с жертвуемаго им капитала в 2000 р., И И. Бецкий внес в Спб. отделение Воспитательнаго Дома капитал, с котораго ежегодные проценты, в размере 250 рублей, должны быть выдаваемы Приказу….

….И не только в день открытия Приказа, но и потом поступали пожертвования. Между прочим, дворяне, по подписке, собрали 3 тыс рублей. О всех принятых пожертвованиях Приказ положил печатать в Академических Спбургских Ведомостях. Для сбора же пожертвований устроил 50 кружек, препроводив их преосвящ. Гавриилу, прося приказать поставить в надлежащих местах. (Кн. прот. I, 48).

 

II.

Хранение полученных капиталов представило не мало затруднений для Приказа. Но переведенный секретарем Приказа опытный секретарь ревизион-коллегии Петр Арбузов разрешил довольно удачно эти затруднения: первоначально все суммы были отправлены в уездное казначейство, а потом заказали железный сундук, создали своего казначея и начали действовать в области предоставленных Приказу банковых операций. Возможность получения из Приказа ссуд, в которых, не смотря на деятельность Дворянскаго Банка, весьма многие нуждались, доставила приказу весьма скоро популярность: занять всегда было много охотников….. 

III.

…..Получив немногия данныя, Приказ представил Правительствующему Сенату о передаче в его ведение установлений, перечисленных в ст. 380. Правительствующей Сенат стал удовлетворять частями это представление: уже в июле предписал коллегии экономии передать Приказу петербургскую богадельню. (I, стр, 34).

В заседании 4-го июля Приказ поручил своему члену Зимину: 1) принять в ведомство Приказа пансионы, в столице имевшиеся, позаботиться о поправлении их и об употреблении приличных мер по сношению с господами профессорами, к чему и о приеме экзамена, назначаемаго от господина директора Академии; 2) о немедленном заведении в уездных городах градских школ на точном основании ст, 384 гл. ХХV; 3) об учреждении также богаделен; 4) об открытии изготовленной в Петербурге больницы (Обуховской) и даче ей наставления; 5) о немедленном учреждении в здешней столице госпиталя для лечения венерических болезней и о приеме для того дома или за Калинкиным мостом или на Васильевском острове, призвав для совета лейб-хирурга Кельхена, и 6) о скорейшем учреждении Смирительнаго дома и дома сумасшедших. (Кн. I, 33).

…Нижний Надворный Суд препроводил в Приказ для безсрочнаго заключения в Смирительном доме взятую в пьянстве и без паспорта солдатку Васильеву, которая показала, что она паспорт утеряла, а подлинную личность ея удостоверил ея свойственник, медицинской коллегии копиист Завалюнин…. 

IV.

Не менее хлопот на первых порах доставила Приказу и богадельня. Приняв в свое ведение Василеостровскую богадельню, Приказ нашел в ней; 2-х неизлечимобольных, 3-х дряхлых, 4-х престарелых, 6 отроков, 5 младенцев и богаделенных 1,694. Так как многие из помещенных в богадельню объявили желание быть освобожденными на свое пропитание, при чем обещали представить росписки благотворительных людей, что не допустят их до нищенства, то Приказ начертал правила о таких поручителях, под росписки которых могут быть освобождаемы богаделенные (Кн. II, стр. 59), Но так как полиция чрезвычайно усердно захватывала нищих, представляя их для призрения, то Приказ весьма был затруднен на первых порах в этой области богаделеннаго дела. Любопытно при этом, что явились охотники эксплоатировать богаделенных нищих, подавлявших своим количеством средства Приказа…..

VI.

Представив, на основании архивнаго материала, эти коротенькия указания о первых шагах деятельности спб. приказа общественнаго призрения, я думал сделать эти указания напутственными для оставляющих сегодня институт его слушателей и вступивших опять в него сегодня же в качестве его действительных членов. Если первые шаги деятельности Приказа спб. обществ. призрения возбуждают хотя некоторый интерес, то у меня рождается надежда, если мне удастся по делам архива разобрать дальнейшую деятельность этого приказа и представить ее в новых чтениях, то и на этих чтениях мы опять увидим наших слушателей в стенах института. А для нас всегда в высшей степени отрадно, когда скромный институтский зал принимает на своих чтениях почетных гостей и бывших слушателей института, как своих действительных членов.

И. Е. Андреевский.

14-го мая 1889 г.

Приложение 2

Сведения о санитарном состоянии и об оказанной медицинской помощи на территории Мурманской области в период 1907-1908гг.

Приложение 3

Диаграммы по результатам анкетирования

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Приложение 4

Анкета для опроса иностранных граждан по их отношению к добровольному медицинскому страхованию

Перед тем как приступить к опросу, объясните респонденту, что такое добровольное медицинское страхование: вы можете получать медицинские услуги бесплатно, заранее оплатив полис ДМС в страховой компании. Перечень нужных вам услуг и медицинских учреждений, где вы можете их получить определяется при заключении договора страхования.

Опросный лист:

1.Обращались ли вы к врачу за последние 12 месяцев?

1.Да

2.Нет

2.С какими заболеваниями вы обращались к врачу за последние 12 месяцев?

1.Заболевания желудочно-кишечного тракта

2.Травмы

3.Проблемы с зубами

4.Гинекологические болезни

5.Урологические заболевания

6.Инфекционные заболевания

7.Другое

3.Сколько вы потратили на свое медицинское обслуживание за последние 12 месяцев (не считая средств на лекарства)?

1.1000-1500 руб.

2.2000-4000 руб.

3.5000-10000 руб.

4.Свыше 10000 руб.

5.Затрудняюсь ответить

4.Хотите ли вы приобрести полис ДМС?

1.Да

2.Нет

5.Если нет, почему?

1.Не уверен, что смогу получить услуги по страховке

2.Считаю, что страховка – это слишком дорого

3.Я практически здоров

4.Я обращаюсь к знакомым врачам

5.Другое

6.От каких болезней вы хотите себя застраховать?

1.Заболевания желудочно-кишечного тракта

2.Травмы

3.Проблемы с зубами

4.Гинекологические болезни

5.Урологические заболевания

6.Инфекционные заболевания

7.Другое

7.Какова максимальная сумма, которую вы готовы платить за медицинскую страховку в год?

1.1000-1500 руб.

2.2000-4000 руб.

3.5000-10000 руб.

4.Свыше 10000 руб.

5.Затрудняюсь ответить

8.Сколько вам лет?

1.18-25 лет

2.26-35 лет

3.36-45 лет

4.свыше 45 лет

9.Страна постоянного проживания?

1.Украина

2.Молдова

3.Норвегия

4.Азербайджан

5.Грузия

6.Армения

7.Турция

8.Узбекистан

9.Другое

10.Пол респондента

1.Мужчина

2.Женщина

Приложение 5

Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186
"Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации"

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 36, ст. 3708).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

Москва

6 марта 2013 г. N 186

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации
(утв.
постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186)

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации.

2. Медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские организации).

3. Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно.

4. Иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается иностранным гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения указанная медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно.

6. Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и (или) заключенными в пользу иностранных граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, договорами в сфере обязательного медицинского страхования.

7. Медицинская помощь в плановой форме оказывается при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости медицинских услуг или предоплаты медицинских услуг исходя из предполагаемого объема предоставления этих услуг (за исключением случаев оказания медицинской помощи в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил), а также необходимой медицинской документации (выписка из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований) при ее наличии.

8. После завершения лечения иностранного гражданина в его адрес или адрес юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, по согласованию с указанным гражданином направляется выписка из медицинской документации с указанием срока оказания медицинской помощи в медицинской организации, а также проведенных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации.

Медицинская документация, направляемая из Российской Федерации в другое государство, заполняется на русском языке.

9. Счета-фактуры за фактически оказанную медицинскую помощь в течение 10 дней после окончания лечения направляются медицинской организацией в адрес иностранного гражданина или юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, если иное не предусмотрено договором, в соответствии с которым она была оказана (за исключением случаев оказания медицинской помощи в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил).

10. Споры, связанные с оказанием медицинской помощи или несвоевременной оплатой счетов-фактур за фактически оказанную медицинскую помощь, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

11. В случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.

1 Попов В.Л., Попова Н. П. Правовые основы медицинской деятельности. – СПб., 1999. – С. 67.

2 Негодов В.Е. Правовое регулирование организации и управления процессами модернизации здравоохранения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2012. – С.9.

3 Попов В.Л., Попова Н. П. Указ. Соч. – С.109.

4Павловский, А. С. Осуществление конституционного права иностранных граждан из стран СНГ на охрану здоровья и медицинскую помощь в России // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 34, ч.3. - С. 29-31

5 Андреевский И. Е. О первых шагах деятельности С'Петебургскаго приказа общественного призрения. (На основании архивных документов). Читано на торжественном акте археологического института 14'го мая 1889 г. Русская старина 1889; 63 (8): 447–456.

6 Мирский М. Б. Приказная медицина здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. –М.: 2005.- С. 53–55.

7 Конституция Российской Федерации: Конституционный закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 05.02.2014) // Рос. газета. – 25.12.1993. – № 237.

8 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724; 2013. – № 52. (Ч. 1). – Ст. 6951.

9 О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 1997. – № 3. – Ст. 140

10 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

11 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

12Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»

13 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

14Жестянников С. Г. Нормативно-правовое регулирование права на медицинскую помощь мигрантам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации / С. Г. Жестянников, В. Ю. Назаров, Е. Н. Хазов // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2015. - № 10. - С. 57-61

15 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.08.2018)

16Хасанов Ф. З. Медицинское обслуживание мигрантов в РоссийскойФедерации // Миграционное право. - 2015. - № 2. - С. 33-35

17Негодов В.Е. Правовое регулирование организации и управления процессами модернизации здравоохранения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2012. – С.8

18Московский Ю. О некоторых проблемах, связанных с медицинским обслуживанием иностранных граждан / Юрий Московский // Научно-культурологический журн. - 2013. - № 13.- С.28.

19 Кузнецова И. Б. Трудовые мигранты в системе медицинских услуг: формальные и неформальные стратегии / И. Б. Кузнецова, Л. М. Махурямова // Журнал исследований социальной политики. – №1. – Том 12. – 2017. – С.7−20.

20 Кузнецова И. Б. Здоровье мигрантов как социальная проблема // Казанский медицинский журнал. – №3. – Том 94. – 2017. – С.367−372.

21Мухин, А. А. О Мурмане и Лапландии: записки чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А. А. Мухина / А. А. Мухин. – Архангельск : Губерн. тип., 1910. – С.25-26

Просмотров работы: 46