МАТЕМАТИКА – ПРОСТО ПРЕДМЕТ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАТЕМАТИКА – ПРОСТО ПРЕДМЕТ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

Митьков Н.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная лингвистическая гимназия №33»
Челнокова С.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная лингвистическая гимназия №33»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ:

Математика – это наука, предметом изучения которой являются числа, количественные отношения и пространственные формы. [4.1, стр.3] Математика не относится к естественным наукам, таким как география, биология, физика, химия и т.д., но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. С помощью математики собираются данные для других наук, чем выявляют их взаимосвязь и способствует нахождению самых общих признаков и законов природы.[4.2]

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Оценки, числа, время, вес, рост, длинна, скорость – это только малая часть математических терминов, с которыми человек сталкивается ежедневно. Замечает ли он это? Или пользуется уже по привычке? Я попробую посмотреть на математику под другим углом и показать ее вам, так какой я ее вижу!

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- Получение углубленных знаний о математике как науке.

- Приобретение умения находить математику в жизни людей.

 

ЦЕЛИ РАБОТЫ:

- Изучение истории появления математики.

- Наблюдение за жизнью людей, что бы понять, где мы применяем математику.

- Выявление особенностей применения математики в жизни человека.

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:

- В каких сферах человеческой жизни используется математика.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Приобретение новой информации о науке математика.

- Мотивация изучения математики другими учениками.

 

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

- Изучение материалов о науке математика.

- Участие в статистическом опросе класса.

- Личное наблюдение за различными сферами жизни человека, что бы понять, где используется математика.

- Повышение навыков в сборе и обработке информации о науке.

2. НЕМНОГО ИСТОРИИ

Математика – одна из древнейших наук, известных человечеству. Развитие математики делится на 4 периода. Первый период – период зарождения математики - это накопление фактического материала. Второй период - элементарная математика, с V-VI век до н.э. до конца XVI века н.э. Третий период – XVII-XVIII века н.э., условно называется периодом высшей математики. И четвертый период – период современной математики – XIX-XX века.

3. МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Еще не ходя в школу, я заметил, что мы всегда и практически везде используем в своей жизни цифры. Мне стало интересно наблюдать и находить эти цифры в различных сферах жизни человека. Самое удивительное, что цифры, а вернее, как я потом понял, математика окружает человека повсюду! Сейчас мы на примерах рассмотрим разные сферы в жизни человека и, я вам докажу, что это именно так.

 

Начнем с режима дня.

Все здесь подчиняется цифрам: подъем, зарядка, завтрак, выход в школу, уроки, обед, домашнее задание, кружки, личное время, ужин, сон… Если что то пойдет не так, то перевернется весь день с ног на голову!!! Проспал, пусть даже на 20 минут, не вовремя пришел в школу, не успел уловить суть урока и т.д. – как снежный ком. Поэтому в режиме дня важна математическая точность!

 

Покупки в магазине.

Совершая покупки в магазине, мы подсчитываем, хватит ли денег в кошельке или на счету банковской карты, и начинаем оценивать общую стоимость товаров, складывая их цены. Самое интересное, что это касается как обычного похода в магазин за продуктами, заправки автомобиля бензином, покупкой лекарств, вещей, игрушек, так и каких либо других вложений.

 

Одежда

При выборе одежды мы руководствуемся не только ее красивым внешним видом, а так же тем как одежда на нас «сидит» - это значит подходит по размеру – длинна, ширина, посадка – а это снова цифры!!!

 

Приготовление пищи.

Казалось бы, откуда математика, вари себе, что то в кастрюльке на плите, а нет!!! Если вы хоть раз открывали поваренную книгу, то вы видели, что все рецепты составлены очень точно, до граммов. А если попробовать изменить рецепт? Вероятнее всего ничего хорошего из этого не получится. Однажды моя мама вместо муки в тесто для блинов добавила крахмал, блинчиков мы так в это утро не поели!

 

Питание

Правильное и здоровое питание – залог нашего здоровья, поэтому умение подсчитывать килокалории очень важно.

 

Прием лекарств.

Как ни печально, но все мы иногда болеем. И для правильного лечения так же применяется математика. В зависимости от возраста и веса человека рассчитывается суточная доза лекарства, т.к. если примешь дозу меньше, лекарство не поможет, а если больше то навредит.

 

Уход и кормление домашних питомцев.

Математику мы используем и в уходе за животными. Например, моему коту, который весит 6 кг в сутки нужно 90-100 грамм корма, а если его перекормить, он может заболеть.

 

Уборка квартиры, стирка вещей и т.д.

Так же существуют особые меры при наведение чистоты: что бы помыть пол, надо на определенное количество воды добавить моющее средство, что бы почистить плиту – на определенное время распылить химию на плиту. А в стиральную машину мало того, что надо добавить определенное количество порошка, ополаскивателя и пятновыводителя, надо загрузить столько белья, что бы оно не превышало допустимое значение. Разве это не математика?

 

Ремонт

Для того, что бы сделать ремонт в комнате, квартире или даже элементарно что то починить, необходимо просчитать нужное количество материалов, составить смету, провести анализ затрат и только после этого приступать к работе.

 

Путешествия.

Отправляясь на отдых к морю, на озеро или просто в лес, мы так же используем математику: составляем оптимальный маршрут – рассчитывая время в пути, остановки и баланс путешествия. Пакуя чемоданы перед дальним полетом – измеряем его массу, что бы не было перевеса. Идя в лес за грибами или ягодами, мы берем компас, для ориентации на местности, а это координаты, т.е. цифры!

 

Игры и увлечения.

Я очень люблю заниматься конструктором LEGO и там без математики никак: что бы собрать конструктор, нужно использовать точное количество определенных деталей.

Когда я играю в какую либо компьютерную игру, там также разные задания – найти, собрать или построить определенное количество чего то…

Даже игры на улице связаны с математикой: игра в снежки, катание на санках, салки, классики, вышибалы, резиночка, горячая картошка и т.д. – во всех играх можно найти связь со скоростью, расстоянием, временем т.е. с математикой.

3.12. Красота

Наблюдая, как мама ухаживает за собой, я так же заметил в этом математическую точность. Маски на лицо накладываются на определенное время, крема наносится определенное количество. А покраска волос - это вообще точнейшая математика. Мамин мастер приходит с весами и разводит точное количество краски, окислителя и закрепителя – прямо как лекарства.

3.13.Спорт

Ну, тут всем легко увидеть числа: счет в футболе, хоккее, волейболе, а так же результаты скорости в беге, прыжках, метании ядра и т.д. Какой вид спорта не возьми – там обязательно будет математика. Я увлекаюсь плаваньем и катанием на горных лыжах. В плаванье главное захват воздуха синхронизировать с движением рук и процессом гребков, тогда можно добиться хорошего результата на финише. А вот в катании на горных лыжах надо учитывать больше математических моментов: длину склона, угол его наклона, состояние снега, погодные условия, а так же умение лыжника правильно гасить набранную скорость.

3.14. Учеба

С этим пунктом все понятно. Но все равно хочу немного задержаться на нем. Математика у нас идет отдельным предметом. В русском и других языках, пусть косвенно, но все равно есть цифры – количество букв в алфавитах, из которых складываются слова, предложения, тексты. Литература – стихи, написанные двухсложным или трехсложным размером. Окружающий мир – где мы знакомимся с историческими, географическими, химическими, биологическими фактами, выраженными математическими единицами.

3.15. Искусство

Скульптура, рисование, музыка – это соблюдение математический пропорций и ритма, без чего не появились бы шедевры мировой культуры.

4.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Открыв мир математики вокруг себя, я решил провести исследование в классе, на тему нужна ли математика и зачем нужна. Я задал своим одноклассникам следующие вопросы с возможными вариантами ответов:

Нужно ли заниматься математикой

- Да

- Нет

Почему нужно заниматься математикой:

- нравится предмет

- заставляют родители

- пригодится в дальнейшем

- развиваю свои математические способности

В опросе принимали участие 33 человека.

Обработав ответы, составил графики и диаграммы, см. приложение А, приложение Б.

ВЫВОДЫ

Проведя свою исследовательскую деятельность, я показал вам, что математика используется человеком любого возраста, расы и культуры во всех сферах его жизнедеятельности. Математика упрощает нашу жизнь, делая ее более понятной и сбалансированной. Мы постоянно используем математику в быту, поэтому знание математики является ключевым, а значит необходимым и важным в жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

4.1. ВАЙТКЕНЕ Л.Д. “Математика”, Издательство АСТ, 2017.

4.2. ВИКИПЕДИЯ.

Приложение А.

27 человек считают, что математикой нужно заниматься. 6 человек считают, что не нужно.

Это отображено на ниже представленных диаграммах.

Приложение Б.

Зачем опрошенные занимаются математикой.

Просмотров работы: 154