Введение
Математика- царица всех наук,
Об этом знают взрослые и дети,
И каждый должен понимать,
Что без неё не проживешь на свете!
Я учусь в 5 "А" классе, и, по моему мнению, наш класс самый способный и дружный. Мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, ходим в походы и просто отдыхаем вместе. В нашем классе 33 человека. Из них 19 девочек и 14 мальчиков. Кто-то любит танцевать, кто-то петь, кто-то делает большие успехи в спорте, кто-то очень любит рисовать или работать на компьютере. И пусть мы все разные, но нас объединяет одно- стремление познать что-то новое и полезное для себя. В данной работе, которая называется «Мой класс в диаграммах и цифрах», будет рассмотрено тесное взаимодействие математики и информатики. Эта тема очень актуальна в настоящее время, так как математика является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, а компьютер есть в каждой семье. Я уверен, что моя исследовательская работа будет полезна и для моих одноклассников, и для классного руководителя, и для учителей, работающих в нашем классе и родителей. Данная работа призвана не только изучить теоретические основы построения диаграмм и графиков, но и поближе рассмотреть особенности коллектива.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:
Цель моей работы: создать математическую картину класса.
Познакомиться с историей возникновения диаграмм и графиков;
Рассмотреть виды диаграмм и графиков;
Собрать необходимую информацию о своём классе для проведения исследования;
Составить таблицы, диаграммы и графики по данным исследования;
Узнать, что такое информационное общество;
Узнать, что такое успеваемость класса и как её рассчитать;
Научиться использовать компьютерные программы для представления результатов исследования.
Основная часть.
Некоторые исторические сведения о возникновении диаграмм и графиков.
Люди Древнего мира путешествовали довольно далеко, и, конечно, им не приходилось рисовать карты и отмечать на них расположение гор и рек, городов и стран, удобные дороги и опасные места. Но, пользуясь готовой картой, трудно найти на ней город, если знаешь только его название. Поэтому все путешественники должны быть вечно благодарны древнегреческому учёному Гиппарху, около 100 года до нашей эры предложившему нарисовать на географической карте параллели и меридианы и обозначить числами широту и долготу.
Долгое время лишь география-«землеописание»- пользовалась этим замечательным изобретением, и только в XIV веке французский математик Никола Орсем попытался приложить его к «землеизмерению»- геометрии.
Он нарисовал на плоскости сетку из прямых линий, пересекающихся под прямыми углами, и стал задавать местоположение точек широтой и долготой. Первым, кто по достоинству оценил новшество и обнаружил, какие обширные горизонты оно открывает перед наукой, был великий француз Рене Декрат. Его имя носит теперь прямоугольная система координат, обозначающая место любой точки плоскости расстояниями от этой точки до «нулевой широты»- оси абсцисс или «нулевого меридиана»- оси ординат.
По традиции, введенной Декратом, «широта» точки обозначается буквой Х, «долгота»- буквой У.
Первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениями функции.
Первые статистические графики начал строить английский экономист
У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках
Назначение и виды диаграмм и графиков.
Диаграмма- это графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких- либо величин. С их помощью можно охватить достаточно большое количество материала за небольшой промежуток времени. Грамотно составленная диаграмма- залог успешного понимания и запоминания информации.
Информация может быть представлена не только в текстовом, но и в графическом виде. Иногда это позволяет заметно облегчить её восприятие.
Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). Также диаграммы делятся на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или объёмные).
Диаграммы- линии или графики- это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых линиями.
Круговая диаграмма
Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей является круговая диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме.
Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.
Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.
Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.
Порядок построения ярусной диаграммы очень напоминает порядок построения диаграммы столбчатой. Разница в том, что столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик.
Областная диаграмма (диаграмма площадей) - гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках. Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении ярусной диаграммы каждый следующий столбик откладывается не от горизонтальной оси, а от предыдущего столбика. То же самое происходит и при построении диаграммы площадей. Но вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти
отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название - диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь - линии (и очерченные ими площади).
Что такое информационное общество.
Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за всю свою историю.
В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.
Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
Использование электронных таблиц сделает более простыми и наглядными процессы исследования и построения графиков функций в процессе изучения математики, планирования и ведения домашнего бюджета, построения и исследования моделей различных объектов и процессов.
Сложилось ли в нашем классе информационное общество?
Есть дома ПК |
Подключение к интернету |
Для чего используется |
||||
учеба |
общение |
игры |
Фильмы |
|||
Количество учащихся |
27 |
27 |
15 |
10 |
10 |
5 |
Чтобы ответить на вопрос - сложилось ли в нашем классе информационное общество, я составил несколько вопросов для проведения анкетирования учащихся (см. Приложение 1) По результатам анкетирования я составил таблицу:
Проанализировав полученные результаты можно говорить, что в нашем классе сложилось информационное общество.
Математический портрет класса
Интересную информацию я получил, проведя анализ анкет (см. Приложение). В исследованиях приняли участие 27 учащихся. Получив результаты анкетирования учащихся, я свёл все данные в диаграммы.
Успеваемость по предметам
Как мы видим из диаграммы, самые высокие средние баллы по предметам в нашем классе это – география и ИЗО. Общий средний балл по всем предметам составляет 4,59
Любимый школьный предмет
Как мы видим из диаграммы, самый любимый предмет в нашем классе это- математика.
Цвет глаз
В нашем классе преобладают ребята с карими и серо-зелёными глазами, меньше всего ребят с серыми глазами всего 1 человек из 27 учеников.
Знак зодиака
Больше всего у нас в клвссе козерогов и стрельцов.
Рост
Кроме этого я рассчитал общий рост класса-3927см, что сравнимо с высотой двенадцатиэтажного дома. В основном в классе учатся ребята, рост которых 150 см. Разница между самым высоким и самым низким составляет 58см.
Размер обуви
Больше всего человек попало в диапазон от 35 до 40 размера. Средний размер в нашем классе- 37.
Вес
Потом я считал общий вес класса- 1103кг.Интересный факт: столько же весит взрослый полярный медведь. В основном в классе учатся ребята, вес которых 40кг.
Любимый цвет
Больше всего ребята любят зелёный цвет. То ли в шутку, то ли в серьёз как-то, кто-то изрёк: гении выбирают зелёный цвет. Удивительно, но исследования подтверждают, что в этом изречении заложен глубокий смысл. Может быть, в нашем классе есть будущие гении и у нас их минимум 9 человек!
Заключение.
В ходе описания своей работы, я очередной раз убедился, что математика- великая наука.
В своей работе я рассказал о своём классе языком математики. Мне было очень интересно изучать, обрабатывать и анализировать новую информацию. Данная работа призвана, не только изучать основы построения диаграмм и графиков, но и поближе рассмотреть особенности классного коллектива. Я, проанализировав, установил, сложилось ли в нашем классе информационное общество, а также путём анкетирования составил «портрет класса». Для более интересного представления информации результаты исследования я оформил в виде презентации. Думаю, что ребятам будет интересно. В результате этой работы я узнал, что такое графики и диаграммы, узнал, что такое информационное общество. Я научился составлять графики и диаграммы. Больше всего мне понравилось работать над созданием портрета моего класса.
IV. Литература
1.ru.wikipedia.org
2.http://legrad.livejournal.com/258032.htmlh
4. http://netschool.ed-center1423.ru/ikt/10-society.html
Приложение 1.
Анкета для учащихся.
Наличие ПК дома
Есть ли подключение к Интернет?
Для чего используется ПК?
Твой рост.
Твой вес.
Твой любимый цвет.
Цвет глаз.
Размер обуви.
Любимый предмет.
Знак зодиака.
Наличие компьютера.
Наличие доступа к сети Интернет.
13