КАКИЕ ОНИ – СТАРИННЫЕ ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАКИЕ ОНИ – СТАРИННЫЕ ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ?

Колесова  В.Д. 1
1МБОУ средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы
Басова  Н.Г. 1
1МБОУ средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прочитав сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» про крошечную девочку, которая спала в лакированной скорлупе грецкого ореха, укрывалась лепестком розы и гребла веслами, сделанными из белых конских волос, мне стало интересно, почему главную героиню так назвали. Мама сказала мне, что это связано с её ростом, равным дюйму – одной из единиц старинных мер длины. А в мультфильме «38 попугаев» измеряют и мартышками, и попугаями, и слонами. Так как же измеряли раньше? Сегодня мы все знакомы с линейкой, а что же существовало до того и как появилась линейка?

Актуальность: вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как в жизни, художественной литературе мы часто встречаем старинные меры длины и не знаем, что они обозначают. Мы считаем, что наша работа будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей Родины.

Цель работы: изучить старинные единицы измерения.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

Изучить, зачем человеку нужны измерения;

Ознакомиться с историей измерений;

Изучить первые единицы длины;

Ознакомиться с древнерусскими мерами длины;

Исследовать историю линейки;

Выявить знания школьников о старинных единицах измерений;

Провести анализ учебника математики 1 класса;

Собрать пословицы и поговорки, в которых встречаются меры измерений;

Провести классный час на тему «Знакомство со старинными единицами измерения». Выпустить брошюру «Вот они, какие старинные единицы измерения»;

Практически сравнить старинные русские меры с современными на примере моей семьи.

Объект исследования – старинные единицы измерения.

Предмет исследования – старинные единицы измерения в современном мире.

Гипотеза – предполагаю, что существовали какие – то другие меры длины и они не совсем удобны и не очень точные, поэтому постепенно все люди стали пользоваться привычными единицами измерения.

Теоретическая значимость изучить и систематизировать материал по старинным единицам длины.

Практическая значимость своей работой мы хотели бы познакомить одноклассников со старинными единицами длины, использование данного материала на уроках как дополнительный материал и на классных часах. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями, родителями, учащимися.

Методы исследования:

- анализ литературы по проблеме исследования

- метод анализа и обработки данных

- наблюдение

Базу исследований составили учащиеся МБОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Глава I. «Эти загадочные и неизвестные старинные единицы длины»

I.1. Зачем человеку нужны измерения

У каждого человека найдутся дома линейка и сантиметровая лента. Они нужны для того, чтобы измерять длины. Если мы решим сшить платье, то начнём с того, что измерим обхват груди, талии, наметим нужную длину изделия. Всё это мы будем делать сантиметровой лентой.

Есть дома и другие измерительные приборы. Это часы, по которым узнают, когда идти в школу и когда начнётся любимая передача по телевизору.

Много измеряющих приборов на щитке автомобиля. Тут и спидометр, по которому водитель узнаёт, с какой скоростью он едет, и приборы, показывающие, сколько бензина в баке, и счётчик пройденных автомобилем километров.

Больше всего измеряющих приборов на заводах. Когда рабочий вытачивает деталь, то всё время измеряет её. Ведь если он снимет лишний металл, то деталь пойдёт в брак. Измеряющими приборами полны и современные самолёты. С их помощью пилот верно ведёт машину, правильно взлетает и садится, проверяет не обледенели ли крылья самолёта.

Современное сельское хозяйство тоже невозможно без измерений. Агроном должен знать температуру почвы, количество семян, высеянных на том или ином поле, количество и состав внесённых удобрений, площадь каждого поля.

Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя в неравном поединке, он, конечно, радовался, если тот оказывался достаточно большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, и когда этот человек делал каменный топор: технических условий на такие топоры не существовало и всё определялось размером подходящего камня, который удавалось найти. Всё делалось на глаз, так, как подсказывало чутьё мастера.

Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Так появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у каждого крестьянина. Этим определялось, сколько зерна он должен отдать царю. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы. Не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражающих нас своей красотой [2].

I.2. Из истории измерений

Оказывается, история измерений уходит в далекое прошлое. Привычные нам граммы, килограммы, метры, километры появились не так уж давно.

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение (Приложение 1).

Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время.

У разных народов и даже в разных селениях раньше могли быть свои меры. Это затрудняло общение людей между собой. Чтобы не запутаться, люди всегда выражали одни меры через другие. Вообще, измерить, значит узнать, сколько раз одна величина (мера)укладывается в другой.

Поэтому с героями мультфильма «38 попугаев» мы согласны: измерять можно и в мартышках и в попугаях и в слонах. Вот только в наших лесах таких животных нет, значит, нам эти меры не подойдут. Наверное, поэтому в древности, мерой длины всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. В старину почти все меры измерений были связаны с размерами разных частей тела человека (ведь он всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях) или предметов, часто им используемых [7].

I.3. Первые единицы длины

За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц измерений. Для измерения расстояний или пройденного пути применялись путевые меры: шаг, фут, миля.

Шаг – расстояние между пятками и носками шагающего человека. Средняя длина шага равна 71 см. Шаг – одна из древнейших мер длины, дошедшая до нашего времени. В России в «шагах» определяли длину сторон земельных участков, расстояния между населенными пунктами. Шаг, как мера длины используется и в настоящее время. Существует специальный прибор – шагомер, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов. Шагами отмеряли расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Кстати, мой папа занимался строительством дома. И предварительно, чтобы примерно рассчитать расход материала, он мерил длину объекта шагами. Небольшую длину папа измерял своими ступнями. У него 45 размер ноги. Соответственно он умножает количество ступней на 45см и получает длину. А уже потом, когда приступает к работе, он все точно отмеряет рулеткой (Приложение 2).

Фут - мера длины, которой пользуются уже тысячи лет. Произошла она от английского слова foot – «ступня», то есть фут – это длина ступни человека. В разных странах существуют разные футы – от 28 до 33 см. Такой же величины был и русский фут (Приложение 2).

Миля – русская мера длины (от латинского слова милия – тысяча шагов). Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна 7 верстам или 7 468 км. Когда-то были специальные ходоки, которые помогали составлять карты: они отмеряли расстояние, считая шаги. Тысяча двойных шагов называлась милей [7].

I.4. Древнерусские меры. Меры длины

Вершок – длина верхней части пальца. Длина вершка составляет примерно 4,45 см. Про людей маленького роста или маленьких детей часто говорят: «От горшка два вершка». Почему? Непонятно. Ведь два вершка – это 9 см, а даже детей такого роста не бывает. Оказалось, что рост человека раньше считали после двух аршинов, то есть после 142 см. Значит, от «горшка два вершка» - это чуть больше, чем полтора метра. Вот это да?! Мой рост 138 см, выходит я ещё даже не доросла, чтобы обо мне так говорили (Приложение 2).

Перст. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов. Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст.

Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2,5 см. Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком (Приложение 2).

В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. Какого роста была дюймовочка, я теперь тоже знаю. Она была совсем маленькая – всего два с половиной сантиметра.

Пядь – древняя русская мера длины (Приложение 2).

Малая пядь - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 см. Большая пядь- расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23см). Иногда пядь выступала и для измерения мудрости «Семи пядей во лбу»

Локоть один из самых удобных измерительных приборов. Он всегда «под рукой». Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным – «расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки») Величина этой древнейшей меры длины составляла от38 до 47 см (Приложение 2).

Аршин.А началось всё с локтя! Он как длина правой руки от локтя до конца среднего пальца издревле был самой, что ни на есть близкой русскому человеку мерой. Впрочем, ближе ведь не бывает. Локоть – он всегда при тебе, всегда «под рукой». Им и мерили всё, что нужно было померить. Но только до тех пор, пока не поняли, что руки – то у всех разные. У одного – чуть не по земле волочатся. У другого - короткие. Вот тогда – то и взяли себе наши праотцы в услужение названного брата- близнеца локтя – восточный аршин = 71см. Взяли, во - первых, потому, что издавна знакомы с ним были с Востоком – то Русь торговать любила и умела. А во-вторых, потому, что угодил аршин душе русской - точен, верен, твёрд и прям (Приложение 2).

Сажень– русская мера длины. Под своим русским именем она известна около 900 лет. Её размер связан с человеком: сажень - это размах рук, сажен равной 151,4 см. Известно, что саженей было много. По документам средневековой Руси существовали сажени: косая, прямая, простая, дворовая и лавочная, маховая, большая, или великая, печатная, "писцовая, чем землю мерить".

Маховая сажень (или мерная) — старорусская единица измерения, равная расстоянию в размах обеих рук, по концы средних пальцев. Составляет 176 см.

Косая сажень — старорусская единица измерения. Первоначально косая сажень — это расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев противоположенной ей ноги (например, от пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги). Косая сажень равна 248 см. Сажени использовались в основном для измерения средних величин [4] (Приложение 2).

 Верста – от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с XI века [3].

I.5. История линейки

В 1989 году у линейки был юбилей. Ей исполнилось 200 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для размётки линий на листах пергамента пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по – разному. Это было очень неудобно. Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве военного трофея [3] (Приложение 2).

Выводы по главе I

На протяжении всей истории человечества люди использовали различные единицы измерения длин. Мер было так много, что в них трудно было не запутаться. С развитием общества возникла потребность в создании единой системы мер.

Подводя итог по изученной литературе можно сказать, что:

Без измерений современный человек обходиться не может.

В древности люди тоже не могли обходиться без измерений.

Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга.

Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: сантиметр, метр, километр, миллиметр.

Глава II. Практическая работа по изучению старинных мер измерения

ΙΙ.1. Анализ результатов анкетирования «Знают ли ученики старинные единицы измерения?»

Цель анкетирования - выяснить, знакомы ли ребята моего класса со старинными единицами измерения длины: аршин, сажень, пядь, вершок, перст, дюйм, локоть, верста, шаг.

По итогам анкетирования было выявлено, что ребята нашего класса не знают старинные единицы измерения. Только Шапко Матвей показал ребятам на собственном примере, что такое аршин, локоть. Все ребята нашего класса из всех старинных мер измерения выделили наиболее узнаваемую единицу, это шаг. И сразу мы решили провести исследование, двое ребят нашего класса измерили длину класса шагами. Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему? Дело в том, что у них разные мерки. Сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка. Тем самым еще раз подтвердили, что точно измерить расстояние можно при помощи современных единиц измерения, таких как метр, километр и другие (Приложение 3).

Анкетирование показало, что ребята не знакомы со старинными единицами измерения, только 8 % из 100% могут объяснить значение одной из восьми мер измерения.

ΙΙ.2. Анализ учебника математики 1 класса

После анкетирования, мы решили узнать, могут ли ребята встретить старинные единицы измерения в учебнике математики, авторы М.И.Башмаков и М.Г. Нефёдова [1]. Оказалось, что в учебнике на странице 82 встречаются старинные единицы измерения, такие как аршин и локоть (Приложение 4).

А в учебнике за 2 класс, встретятся задачи со старинными единицами измерения.

Задача №1. Винни Пух и Тигра отправились к от Совы к Пяточку. Оба они прошли 60 верст. Сколько верст прошел каждый, если шли они с одинаковой скоростью?

Ответ: каждая богомолка прошла 60 верст.

Задача №2.Измерь учебник математики в вершках и дюймах и сравни величины с сантиметрами. Какая единица измерения более точна?

Вывод: значит, есть необходимость знать старинные единицы измерения, так как они могут встретиться и на уроках математики.

ΙΙ.3 Пословицы и поговорки, в которых встречаются меры измерений

На уроках обучения грамоте и литературного чтения мы встречаемся с пословицами и поговорками, содержащими старинные единицы измерения. Например, единица измерения локоть в пословицах и поговорках. «Дай с ноготок, запросит с локоток», «Нос с локоть, а ума с ноготь». Локоть – исконно древнерусская мера длины, известная уже с в 11 веке = 46-47 см. В торговле холстом, сукном, полотном – локоть был основной мерой.

Об аршинах сохранились множество пословиц и поговорок. «Как аршин проглотил», «Мерит – да всё на свой аршин» В первом случае подчёркивается стройность человека. Аршин это ведь и линейка ещё! Второй случай подчёркивает эгоизм человека. «Пишешь аршинными буквами» - то есть крупно. Так же аршин применялся в торговле: «Семь аршин говядины да три фунта лент» - о бессмыслице.

Или, например, пословица: «Сто верст молодцу не крюк», «Для друга семь верст не околица». Когда верста равна 1067 км. Но верстой обозначали и временные отрезки. Это, видимо восходит к тому периоду времени, когда, путь мерили днями: «От слова до дела – целая верста». Конечно, этот пример не говорит о долгом времени, но говорит о длительности воплощения цели. «От горшка два вершка», так говорят о человеке маленького роста, так как вершок это всего лишь 4,45 см. Так же единицы измерения можно встретить в загадках. Подводя итог, хочется отметить, что пословицы передавались из уст в уста и дошли до нас именно в неизмененном виде [5] (Приложение 5).

ΙΙ.4. Классный час на тему

«Знакомство со старинными единицами измерения».

Брошюра «Вот они, какие старинные единицы измерения»

Основываясь на том, что одноклассники плохо знают старинные единицы измерения, мы провели классный час, на котором познакомили ребят с такими единицами как вершок, перст, дюйм, пядь, локоть, аршин, сажень и верста. Ребята смогли не только посмотреть на слайдах, как выглядит та или иная единица измерения, но и сами продемонстрировали их друг другу (Приложение 6). Также мы решили выпустить брошюру «Вот они, какие старинные единицы», которая поможет при изучении материала на уроках математики, обучения грамоте, литературного чтения.

ΙΙ.5. Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения

Цель: измерить рост папы, мамы, мой рост и брата в аршинах, вершках и более мелких старинных единицах измерения длины [8].

Сначала мы измерили рост мамы в сантиметрах, получили 164 см и затем выразили его в аршинах, вершках и дюймах.

1аршин 71,12 см, тогда 2 аршина 142,24 см.

164 см – 142,24 см = 21,76 см – остаток переводим в вершки. 1 вершок 4,45см. 21,76 см :4,45 см 4 вершка и 3,96 см. 1 дюйм 2, 54 см.

Получилось, что рост мамы – 164 см или 2 аршина, 4 вершка,1 дюйм и 1 перст. Далее мы измерил рост папы, брата ….. и свой (Приложение 7).

Сопоставив измерения и выяснив, что в современной системе меры измерения более точны и занимают меньше времени для вычисления.

Выводы по главе II

Проведенная работа интересна в познавательном отношении. Мы ближе познакомились со старинными единицами измерения. Познакомились с устным народным творчеством - пословицами и поговорками, где встречаются старинные единицы. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях, в задачах по математике. Это показал анализ учебника математики за 1 класс.

Проведя анкетирование, выяснили, что одноклассники плохо знают старинные меры длины. Поэтому с целью ознакомления, провели классный час на тему «Знакомство со старинными единицами измерения» и выпустили брошюру «Вот они, какие старинные единицы измерения».

Выявили связь между старинными единицами и современными единицами измерений.

Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. Подводя итог по исследованию можно сказать, что без измерений современный человек обходиться не может. Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: сантиметр, метр, километр, миллиметр.

Заключение

Меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. В древности, одна мера длины могла носить множества имён, и назначений. Старинные меры длины открывают нам человека русского, духовно богатого, разнообразного и с хитринкой. Что ж мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам нужную структуру для понимания духовного мира нашего народа в далёком прошлом. Каждый человек должен знать и современные меры длины и старинные. Со старинными мерами длины мы встречаемся при решении занимательных задач, а также при чтении сказок, употреблении поговорок и пословиц. Но не всегда нам известны соотношение старинных мер с современными мерами длины.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были раскрыты основные понятия темы. В древности люди тоже не могли обходиться без измерений. Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга.

Изучили значения старинных единиц измерения. В процессе выполнения работы мы ответили на вопросы: откуда произошли древние меры длины, рассмотрели понятия и численные значения наиболее распространенных старинных мер: шаг, пядь, локоть, сажень, фут, дюйм и многих других, а также узнали их историческое происхождение, познакомились с историей появления линейки.

При проведении практической работы по изучению старинных мер измерения мы на первом этапе исследования мы провели анкетирование в 1б классе, с целью узнать знают ли ребята старинные единицы измерения. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что ребята не знают ни одной старинной единицы измерения, кроме единицы шаг.

Затем мы проанализировали учебник математики за 1 класс, авторы М.И.Башмаков и М.Г. Нефёдова. Из страниц учебника убедились в том, что и в математике встречаются старинные единицы измерения, и знания этих измерений помогут при решении математических задач.

Кроме математики, на уроках обучения грамоте и литературного чтения мы тоже встречались с пословицами и поговорками со старинными единицами измерения. И понять смысл пословиц и загадок, можно только тогда, когда знаешь значение старинных единиц измерения.

Чтобы ребята нашего класса хорошо знали значения старинных единиц, мы провели классный час, на котором познакомили всех ребят с единицами измерения, продемонстрировав слайды.

Также мы провели измерение моей семьи в старинных мерах измерения и в современных. Выяснили, что наиболее точно можно измерить рост в современных единицах измерения: в метрах, сантиметрах и миллиметрах.

На заключительном этапе исследования выпустили брошюру «Вот они, какие старинные единицы», которая поможет при изучении материала на уроках математики, обучения грамоте, литературного чтения. Это повысит интерес ребят к предмету и позволит выйти за рамки школьной программы, узнать много нового. И следует отметить, что поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые задачи решены, гипотеза подтвердилась, да существовали другие меры длины и они не совсем удобны и не очень точны, что доказали исследования, поэтому все люди стали пользоваться привычными единицами измерения. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что существовали какие – то другие меры длины и они не совсем удобны и не очень точные, поэтому постепенно все люди стали пользоваться привычными единицами измерения. В будущем мы хотим изучить старинные единицы измерения веса, площади, объёма.

Список литературы и источников

Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Учебник математики за 1,2 классы, АСТ Астрель, Москва, 2010г.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики» Москва «Просвещение», 1989.

Журнал «Начальная школа», 2004г. №6

Карпушина Н.М. Рукотворные мерки // Математика в школе. - №7. – 2008. С.49-61.

КругловЮ.Г., библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.

http://www.metrologie.ru/metrology-theory-2-2.htm История развития метрологии

http://www.iro.yar.ru/resource/distant/math/metrol_3.htm Меры длины

http://trust.narod.ru/history2.htm Сравнительная таблица русских и метрических мер

Тезаурус

Шаг – расстояние между пятками и носками шагающего человека. Средняя длина шага равна 71 см.

Фут - мера длины, которой пользуются уже тысячи лет. Произошла она от английского слова foot – «ступня», то есть фут – это длина ступни человека.

Миля– русская мера длины (от латинского слова милия – тысяча шагов).

Вершок – длина верхней части пальца.

Перст - в старину палец руки называли перстом.

Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм.

Пядь(пядница) – древняя русская мера длины.

Локоть– исконно древнерусская мера длины, = 46-47 см

Аршин- мера длины равная 71 см.

Сажень – одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Её размер связан с человеком – это размах рук.

Верста– старорусская путевая мера (её раннее название – поприще).

Приложение 1

Из истории измерений

Приложение 2

Изображения старинных мер измерения

Фут

Вершок

Дюйм

Пядь

Локоть

Аршин

Сажень

Маховая сажень Косая сажень

Сажень

Линейка

Старинные единицы измерения в современных единицах

Верста

1067 м

Сажень

213 – 248 см

Аршин

71 см

Локоть

38 – 46 см

Пядь

18 – 23 см

Вершок

4,44 см

Дюйм

2,54 см

Перст

2 см

Приложение 3

Исследование старинных единиц измерения

После анкетирования узнали, что ребята из всех перечисленных единиц измерения знают только шаг, сразу измеряли класс и узнали, что измерения получились разные

Т олько Шапко Матвей знал старинную единицу это локоть

Приложение 4

Исследование учебника математики,в котором встречаются старинные единицы измерения

Приложение 5

В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок:


Пишешь аршинными буквами – крупно.
У него все причины в одной горсти – на готове.

Сидит или ходит, кланяется, словно аршин проглотил – не сгибаясь, навытяжку.

Один, как перст- человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

От горшка два вершка, а уже указчик- молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

Семь пядей во лбу- об очень умном человеке.

Сам с ноготок, а борода с локоток- о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. Каждый купец на свой аршин меряет - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

На аршин борода, да ума на пядь- о взрослом, но глупом человеке.

Косая сажень в плечах- широкоплечий, высокого роста человек. На три аршина в землю видит- о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Коломенская верста- шутливое прозвище для высокого человека.

Москва верстой далека, а сердцу рядом - так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

Сто верст молодцу не крюк -расстояние не может быть препятствием для любви. От слова до дела - целая верста.

В ерстой ближе - пятаком дешевле.

Мал золотник, да дорог - так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.

Семь пядей (18см) во лбу.

Голова с горшок, а ума с вершок(4,45).

Ростом с сажень(213 – 248 см), а ума с пядень (18 – 23 см).

Ты от дела на пядень(18 см), а оно от тебя на сажень(213 – 248 см).

Не всё мерят на свой аршин(71 см).

Всего на свой аршин(71 см) не перемеряешь.

Дай с ноготок, запросит с локоток.

Старичок с кувшин, борода с аршин (71 см).

За версту блох бьёт, а под носом медведь ревёт.

За семь верст киселя хлебать.

Семь вёрст до небес и всё лесом.

Большой как верста коломенская.

Для друга и семь верст не околица.

От слова до дела – бабушкина верста(1067 км).

Для доброго коня вёрсты недлинны.

Хорошего друга и за версту(1067 км) видать.

Загадки:

Вёрст не считал,

По дорогам не езжал,

А за морем бывал. (Птица)

Раскинулся золотой мост

На семь сёл, на семь вёрст (1067 км). (Радуга)

Приложение 6

Классный час в 1б классе «Знакомство со старинными единицами измерения»

Приложение 7

Рост моей семьи в старинных и современных единицах измерения

Моя семья

Современная система

Старинная система

Папа

1 метр 75 см

2 аршина 7 вершков и 1 перст

Брат Миша

1 метр 70 см

2 аршина 6 вершков и 1 перст

Мама

1 метр 64 см

2 аршина 4 вершка,1 дюйм и 1 перст

Вера

1 метр 22 см

1 аршин 106 вершков

Просмотров работы: 2770