Ментальная арифметика: модное увлечение или новый этап развития?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ментальная арифметика: модное увлечение или новый этап развития?

Кукушкин М.Д. 1
1Гимназия 33 Пермь
Смирнова Т.М. 1
1Гимназия 33
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех человека в будущем, закладываются в детстве. Так как я стремлюсь быть разносторонне развитым, интересным и успешным человеком, я все время нахожусь в поиске новых методов достижения успеха во многих сферах жизни. Но как из огромного количества выбрать то, что будет отвечать запросам, интересам и требованиям детей, быть занимательным, полезным, расширить кругозор, помочь в учебе?

Для нестандартного развития детей в наше время существует большое количество методик, одной из самых популярных в последние годы стала ментальная арифметика.

Так как одним из любимых школьных предметом для меня является математика, мы решили детально изучить этот современный метод развития мышления и найти информацию об истории возникновения данной методики.

Цель моей работы: выяснить, что развивает ментальная арифметика и можно ли использовать полученные навыки и знания в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Гипотеза: Ментальная арифметика развивает оба полушария мозга и помогает в обучении детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе на уроках математики. (не только на уроках математики)

Объект исследования: занятия по ментальной арифметике, представленные в городе Перми

Задачи:

- узнать историю возникновения ментальной арифметики;

- изучить все многообразие занятий и выяснить причину их популярности;

- выявить, какие навыки развиваются в процессе обучения ментальной арифметике;

- проверить на личном опыте эффективность данной методики и понять помогает ли этот курс в изучении математики; (школьных предметов)

- провести анкетирование и обработать полученные данные.

Методы исследования:

-изучение информации

-опрос

-эксперимент

I. История возникновения ментальной арифметики

1.1. Появление ментальной арифметики

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло.

Ментальная арифметика считается одной из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения? Для многих в нашей стране ментальная арифметика остаётся чем-то новым и пока неизведанным. Однако она существует тысячи лет, а сегодня широко практикуется в странах Азии и Западной Европы. В Японии это методика входит в обязательную общеобразовательную программу, и дети обучаются по ней столько, сколько хотят. [11]

В наше время методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика. Из Китая абакус стал распространятся по всему миру и в 16 веке попал в Японию. Японцы усовершенствовали этот инструмент счета и назвали свое изобретение - счеты соробан, которые и в наше время, ввиду своей эффективности, используются в начальной школе для обучения детей счету. Абакус представляет из себя прямоугольную рамку, в которой натянуто 13 вертикальных струн, на каждой из которых нанизано 5 косточек. Каждая из пяти косточек имеет свое назначение. Верхняя называется пятеркой, а остальные обозначают единицы. На первой спице справа находятся разряды: единицы, затем десятки и так далее. [9]

Старт обучения ментальной арифмектике состоялся в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Кроме того, постепенно появляются специализированные организации в Киргизии, Казахстане и России, например, в Астане и Москве, где для детей и родителей ментальная арифметика стала настоящим открытием. [5]

1.2. Ментальная арифметика – рычаг развития мозга. Суть методики.

Научно доказанным является факт, что успеха добиваются те люди, у которых полностью развиты оба полушария головного мозга. Подавляющее большинство людей имеют более развитое левое полушарие и менее развитое правое. Это влияет на то, что логическое мышление является полноценным, а вот творческое мышление, или интуиция, значительно хуже. Это влияет на то, что человеку сложно выбрать наиболее эффективное решение и направление в жизни. [3]

Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка. (Приложение 1)

Настроив полушария на синхронную работу, мы получаем эффект синергии. Термин «синергия» обозначает особый эффект, когда результат от взаимодействия полушарий мозга существенно превосходит простую сумму результатов работы каждого полушария по отдельности.

Эффект синергии можно наблюдать на примере рук. Человек мало что может сделать одной рукой, в то время как использование их обеих значительно расширяет возможности. Очевидно, что в данной ситуации сумма единиц не равна двум. Совместная работа двух рук приводит к абсолютно новому качеству. А вот ещё один показательный пример: оркестр способен сыграть произведение, которое каждый отдельный музыкант исполнить не в состоянии. Чтобы даже неспециалист мог легко понять важность одновременной работы полушарий головного мозга, необходимо сначала разобраться, за что отвечает каждое из них. [2]

Характеристики левополушарного мышления:

Левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, внимание к деталям, практичность. Человек с ведущим левым полушарием любит всё планировать, систематизировать и логически выстраивать; предпочитает точные правила и конкретные описания; решения принимает, основываясь на фактах и проверенных данных. Он обрабатывает информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают полученные знания в целостную картину. Левое полушарие командует правой половиной тела: когда мы поднимаем левую руку, это означает, что команда поднять её поступила из правого полушария.

Характеристики правополушарного мышления:

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен принимать решения, опираясь на чувства. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно командует левой половиной тела.

Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Ещё великий Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир». [4]

Задача ментальной арифметики – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. Это достигается посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. По схожим причинам также актуальны и популярны методики, обучающие устному счету в домашних условиях.

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников к счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов. В воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

Что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, развивать мышление, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности. [1]

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей. Но плюсы и минусы для себя, конечно же, должны определяться индивидуально.

1.3. Ментальная арифметики – плюсы и минусы

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти.

Суть методики - вовсе не в навыке быстрого счёта. Это лишь полезный побочный эффект. Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает натренировать нейронные связи головного мозга ребёнка, устойчиво развивает скорость и качество его мышления. [7]

Занятия, задействующие оба полушария головного мозга, закладывают навыки и умения, которые будут использоваться всю жизнь:

Серьёзная экономия времени и сил при учёбе и подготовке домашних заданий;

Способность к освоению иностранных языков;

Повышенная фокусировка и концентрация внимания, быстрое мышление и скорость реакции, фотографическая память;

Отлично развитое воображение, креативное мышление;

Компетенции, необходимые для эффективной работы в условиях многозадачности;

Самостоятельность, уверенность в своих силах, способность быстро принимать решения.

Конкретная польза состоит в следующем:

Поскольку память ребёнка улучшается, он лучше и быстрее запоминает учебный материал. Это касается заучивания стихов и прозы, теорем, различных математических правил, иностранных слов, то есть, большого объёма информации, что очень скоро отражается на его успеваемости.

Занятия с абакусом положительно влияют на моторику рук, соответственно, и на развитие обоих полушариев мозга.

Благодаря развитому воображению, ребёнок повышает свой интеллект, заложенные в нём таланты.

В школьном возрасте улучшается общая успешность по самым разным предметам и направлениям, которыми ребёнок занимается. Он успевает хорошо учиться в школе, заниматься спортом, учит языки, легче справляется с творческими заданиями. [8]

Разработчики методики утверждают, что если для овладения ментальной арифметикой был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор. А благодаря тому, что как образовательная программа, ментальная арифметика касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время.

В каком возрасте лучше начинать занятия зависит от развития ребёнка. Педагоги оценивают его на пробном занятии. В основном на курс идут школьники начальных классов. Им это интересно, поэтому у них уже через тройку месяцев заметен результат. Нейропсихологи говорят о пластичности мозга: мы можем развивать его в любом возрасте, просто малышам с более «живой» нейронной структурой будет легче освоить новые навыки.[5]

На Западе ментальной арифметикой занимаются и люди преклонного возраста – для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза.

Хотя «Ментальная арифметика» доступна подавляющему большинству детей, нельзя сказать, что это панацея. Как у любой методики у занятий ментальной арифметикой существуют некоторые недостатки, которые отмечают родители, помимо высокой оплаты за обучения и абакус. На первых порах, ребёнок, обучающийся по японской методике, может временно стать менее внимательным, допускать ошибки даже в несложных задачах. К счастью, это явление обратимо, так как причина кроется в том, что ребёнок спешит, стараясь показать себя как можно лучше, притом, что знаний ещё явно не хватает. Есть гиперактивные дети, которым сложно концентрировать внимание, быть усидчивыми. Для них занятия могут показаться сложными, но попробовать стоит. [6]

Необходимо помнить, что каждый ребенок уникален. Менар – это одна из методик развития интеллекта, которая помогает выявить и раскрыть уникальные способности ребенка. Ребенок учится быстро усваивать новую информацию, формулировать мысли и делать выводы. Тем не менее, не стоит пренебрегать традиционными играми – шахматами, головоломками, ребусами. Поэтому, необходимо наблюдать, пробовать, анализировать и выбирать то, что подходит конкретному ребенку.

Некоторые специалисты, вообще, считают, что обучаться должны дети с математическими способностями. Тогда и результаты будут более выраженными, и у ребёнка не будет таких неприятных сбоев. Но такой факт ещё научно не доказан, а показать явные успехи успели не только дети с талантом к математике, поэтому большинство родителей склоняются к тому, что в такой дисциплине, как ментальная арифметика плюсы и минусы не столь однозначны, как кажется при поверхностном взгляде. Только время может показать эффективность этих занятий, при этом, у разных детей наблюдается разный уровень прогресса, по причине их индивидуальности. [8]

II. Практическая часть

2.1. Методы и материалы исследования

Практическая часть работы проводилась в 2 этапа.

Первый этап: Анкетирование учителей начальной школы. (Приложение 2)

Результаты анкетирования показали, что все учителя слышали о данной методике. Почти во всех классах начальной школы есть дети посещающие занятия по обучению ментальной арифметике. Все учащиеся начали посещать занятия относительно недавно, поэтому не приходится говорить о видимых результатах и успехах занимающихся.

Чтобы понять эффективна ли методика на самом деле, мы решили провести эксперимент и апробировать ее на личном опыте.

Второй этап: Посещение занятий в центре обучения ментальной арифметики «Соробан» г. Пермь и апробация данной методики на личном опыте.

В ходе второго этапа практической части моей работы я узнал, что на сегодняшний день обучение ментальной арифметике проводится хоть и во многих странах мира, но только в специализированных образовательных центрах. Обучение в них длится, как правило, два-три года. Кроме этапов освоения методики, существует также десять ступеней, каждая из которых проходится учениками за 2-3 месяца. Несмотря на то, что в каждом центре есть свои программы, действуют и общие для всех правила.

Группы учеников формируют, исходя из их возраста. Есть три базовых вида групп – это junior, kids и kinder. Занятия проводятся опытными высококвалифицированными педагогами-психологами, прошедшими надлежащую подготовку и аттестацию.

Многими обучающими центрами создаются авторские методики по обучению менару, которые выстраиваются с основой на психологические, возрастные и познавательные особенности детей. Благодаря этому обеспечиваются положительные результаты и эффективность. Эти методики понятным и простым языком излагаются в обучающих материалах.

Всего же существует несколько категорий обучающих материалов. Во-первых, это пособия, предназначенные для преподавателей, включающие в себя пояснения к учебникам, видеоматериалы и методическую литературу. Пособия регулярно обновляются и снабжаются различными вспомогательными сборниками.

А во-вторых, это учебники по ментальной арифметике, обычно представленные двумя вариантами – теоретическим и практическим. Из теоретического учебника ребенок может узнать правила и познакомиться с приемами вычислений на абакусе и всяческими операциями с косточками этих счетов. В практических же учебниках предлагаются упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и отточить новые навыки. Все учебники имеют деление по возрастным категориям. (Приложение 3)

Мы записались на занятия в ближайший центр и я начал посещать занятия первой ступени обучения. Обучение проходило один раз в неделю в течение 1,5 часов. Мне были выданы учебные пособия, абакус, а также я получил доступ к онлайн кабинету на сайте школы, где должен был выполнять тренировочные задания каждый день по 15 мин. По окончании первого этапа (через 3 месяца) обучения я смогу считать в уме двузначные числа на скорости 1,6 секунды с параллельным рассказом стихотворения.

По прошествии 3 месяцев я сдал экзамен, получил диплом и белый браслет, свидетельствующий об успешном прохождении первого этапа обучения и овладении необходимыми навыками. Демонстрация наработанных навыков и результаты эксперимента представлены в видеоролике. (Приложение 3)

Данный вид занятий позволил мне овладеть начальными знаниями, умениями и навыками в области ментальной арифметики. Это помогло мне быстрее усваивать получаемую информацию, увеличить скорость выполнения домашних заданий, улучшить самоорганизацию.

2.2. Выводы

В ходе эксперимента я выяснил, что умение выполнять быстрый устный счёт развивается по следующему алгоритму:

- порядок обучения устному счёту Соробансчёт на абакусе (японской версии абака – счётах соробан);

- тренировка в ходе занятий моторики и повышение активности работы мозга (обоих полушарий), развитие представления о числах, их составе;

- использование воображения для визуализации соробана и осуществления арифметического счёта в уме.

Для получения желаемого результата от ментальной арифметики достаточно выполнения простых требований:

- своевременность – методика предназначена для детей школьного возраста (6-11 лет) и малышей 5-6 лет, которые только готовятся стать школьниками;

- поддержка родителей – помощь в организации условий и графика домашних занятий, в преодолении первых сложностей.

По мере накопления опыта техника быстрого счёта становится всё более гладкой и совершенной.

Данная методика направлена на развитие природных задатков ребёнка, навыков практического применения способностей к приобретению знаний, к саморазвитию. Результативность обучения обусловлена регулярностью тренировок. Методика не создаёт гениев, а раскрывает уже заложенный в детях потенциал. Гуманитарные и математические способности развиваются равномерно, не исключая друг друга, а наоборот, дополняя.

Технологию обучения быстрому счёту можно сравнить с культурой физического воспитания. Так же, как и мышцы, мозг развивается, совершенствуется под влиянием систематических нагрузок. Первые уроки ментальной арифметики даются не просто, но постепенно образуются новые нейронные связи, управляющие процессом, полушария начинают работать лучше, эффективнее, а активная мыслительная работа становится естественной потребностью ума.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что навыки устного счета действительно могут пригодиться в жизни. Помимо тренировки мозга и развития памяти, устный счет поможет ребенку быстро выполнить несложные операции счета в повседневной жизни, когда под рукой не будет калькулятора. Но не следует преувеличивать пользу от занятий ментальной арифметикой и думать, что освоив ментальный счет, ребенок автоматически добьется невероятных успехов в учебе.

Ментальная арифметика помогает детям:

Научиться нестандартно мыслить.

Способствует развитию логики, мышления, памяти.

За счет задействования обоих полушарий мозга развивает творческие способности.

Ребенок учится быстро решать в уме.

Повышается успеваемость по другим предметам.

Но у ментальной арифметики существуют и отрицательные стороны:

Из-за привычки быстро считать, ребенок может ошибиться на уроке.

Вычисления в уме часто отнимают много времени, которого потом может не хватить на выполнение задания.

Высокая стоимость обучения.

Безусловно необходимо заниматься саморазвитием, учиться узнавать что-то новое, но нельзя перегружаться и заниматься насильно. Тогда любые занятия пойдут во благо и успех будет обеспечен.

Приложение 1

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Слышали ли вы о ментальной арифметике?_______________________________________________________

2. Знаете ли вы чем ментальная арифметика отличается от обычных программ дошкольного развития?_____________________________________

_____________________________________________________________

3. Есть ли у вас в классе дети посещающие занятия ментальной арифметикой?______________________________________________________

Если да, то сколько?____________________________________________

4. Заметили ли вы изменения (улучшение или ухудшение) в успеваемости по школьной программе у этих детей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Если да, то по каким предметам?________________________________________________________

6. Разработчики данной методики утверждают, что при занятиях ментальной арифметикой устойчиво развивается скорость и качество мышления ребенка.

Можете ли Вы подтвердить данное высказывание, если среди ваших учеников есть такие дети?____________________________________________

7. Приведите, пожалуйста, примеры (если таковые есть) успехов или неудач детей занимающихся ментальной арифметикой.______________________________________________________

Приложение 3

Источники

https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html

https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnaya-arifmetika-kak-netraditsionnyy-metod-obucheniya-ustnomu-schyotu-doshkolnikov

https://soroban.ru

http://chesnachki.ru/ot-6-ti-i-starshe/shkolniki/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika.html

http://www.kanal-o.ru/news/8617

https://7ya-mama.ru/mentalnaya-arifmetika-dlya-detej.html

http://www.vlg.aif.ru/obrazovanie/uchimsya_schitat_v_ume_vse_chto_nuzhno_znat_o_mentalnoy_arifmetike

http://mentalar.ru/mentalnaya-arifmetika-v-domashnix-usloviyax

https://4brain.ru/blog

http://abakus-center.ru

https://www.mentalskills.ru/mental-arithmetic-history

Просмотров работы: 5081