ВВЕДЕНИЕ
Самым интересным занятием для меня является конструирование. А самым желанным подарком, до сих пор, остаются конструкторы ЛЕГО.
Модель можно собрать по рисунку, а можно и самому придумать - собрать машину, например, как у папы, настоящую модель, у которой открываются двери, крутится руль и колеса, и не беда, если сломается - можно отремонтировать! Конструируя различные модели, я задумался, кто и когда создал такую полезную игрушку, в какой стране, и я решил найти информацию об истории возникновения конструктора ЛЕГО. Как из огромного количества выбрать то, что будет отвечать запросам, интересам и требованиям детей, быть занимательным, полезным, расширить кругозор, помочь в учебе?
Цель моей работы: выяснить, что развивают игры ЛЕГО и можно ли использовать ЛЕГО в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста.
Гипотеза: Игры ЛЕГО являются развивающими и могут использоваться для обучения детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе на уроках математики
Объект исследования: конструкторы и наборы ЛЕГО
Задачи:
- узнать историю создания ЛЕГО;
- изучить все многообразие игр ЛЕГО и выяснить причину их популярности;
- провести анкетирование и обработать полученные данные;
- выявить, какие навыки развиваются в процессе игры с ЛЕГО;
- подобрать упражнения, соответствующие возрасту учеников начальной школы, в которых можно применять ЛЕГО для изучения математики.
Методы исследования:
-изучение информации
-опрос
Глава 1. История возникновения ЛЕГО
История создания ЛЕГО.
ЛЕГО «родился» в Дании в 1932 году. За 85 лет существования он прошел путь от деревянной игрушки до программируемых роботов. Фактически из конструкторов ЛЕГО можно собрать почти все окружающие нас предметы, а детали первых конструкторов, которыми играли наши родители, прекрасно сочетаются с современными. Огромное разнообразие наборов делают игрушки ЛЕГО привлекательным для детей любого возраста, а некоторые наборы вызывают интерес даже у взрослых.
Обычно самый первый в жизни ребенка конструктор — простые деревянные кубики. С изготовления такого конструктора начинал плотник из бедной датской семьи Оле Кирк Кристиансен. В 1932 году он открыл небольшую фирму по производству стремянок, гладильных досок и деревянных игрушек.
Сегодня 8000 человек трудятся над созданием конструкторов на 37 предприятиях Lego. Конструкторы продаются в 130 странах мира, причем со скоростью примерно семь коробок в секунду. Но в самом начале дела у плотника Кристиансена шли не столь великолепно. И тогда наудачу он решил заняться производством деревянных кубиков. В партнеры по бизнесу взял собственного 12-летнего сына Готфрида Кирка Кристиансена.
В 1942 году фабрика полностью сгорела. Но Кристиансены не унывали и уже через пару лет возобновили производство. В 1947 году кубики стали делать из пластмассы, и тогда же детальки обзавелись штырьками для соединения друг с другом. Так появился первый «настоящий», в нашем понимании, конструктор ЛЕГО.
В 1963 году кубики начали изготовлять из специальной ABS-пластмассы, которую используют до сих пор. Она нетоксична и безопасна, ударостойкая. Кроме того, сегодня в нее даже добавляют некий специальный элемент, чтобы кубик, случайно проглоченный ребенком, высветился на рентгене.
Ежегодно Lego проводит фестивали для фанатов по всему миру.
Первая башня, возведенная фанатами в 1980-м в Англии, была высотой 13,1 метра. В России башню возводили четыре раза. Самая большая из них, 25-метровая, собранная в конце 90-х в Москве, даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Сегодня самой высокой лего-постройкой считается башня в чилийской столице Сантьяго — 31 метр. На установление рекорда ушло три дня и 550 тыс. кубиков. [5]
Интересно, что тем количеством кубиков, которые ежегодно перекочевывают с полок магазинов в детские комнаты можно опоясать Землю пять раз. Разумеется, предварительно скрепив их в одну ленту.
А к 65-й годовщине существования компании в созвездии Малой Медведицы появилась Звезда по имени Lego. В этом же году 17-летний датский композитор Фредерик Магле написал «Симфоническую фантазию Lego». [4]
10 раз дотянуться до Луны - это возможно, если поставить все когда-либо произведенные кубики один на другой.
2 тысячные миллиметра составляет точность элементов Lego.
4 парка Леголенд существует в мире: в Дании, Великобритании, США и Германии.
62 элемента конструктора приходится на каждого человека планеты.
36 тысяч деталей «Лего» производятся в минуту.
30,5 метра - высота самой высокой «Лего»-башни. [3]
Название для своей компании Оле Кирк придумал чуть позже, в 1934 году. Оно образовалось от выражения LEgGOdt. В переводе с датского это означает «увлекательная игра» или «играй с удовольствием». Что вполне соответствует действительности – игры ЛЕГО доставляют море удовольствия детям всего мира уже более 80 лет.
Несколькими годами позже основатель узнал, что сама фраза «LEGO» на латыни означает «я учусь» или «я складываю». Очевидно, что осознание этого серьезно повлияло на будущую историю компании.
Современные игрушки ЛЕГО.
Сегодня игрушки ЛЕГО – это множество наборов, предназначенных для самых разных детей – от грудных младенцев, до юных любителей высоких технологий.
Компания ЛЕГО делит свою продукцию на 6 групп:
Наборы для дошкольников – серия Дупло для детей младше 5 лет большего размера без острых углов
Строительство – стандартные наборы из кирпичиков и дополнительных элементов (колеса, окна, двери и т.д.)
Ролевые – конструкторы определенной тематики: пожарная станция, аэропорт, железная дорога, мини-человечки, замок, а также настольные игры
Лицензионные – наборы по мотивам известных фильмов и книг: Звездные войны, Индиана Джонс, Гарри Поттер, Бэтмэн и другие
Роботехника – наборы для создания программируемых роботов на основе компьютерных блоков. Сюда же можно отнести наборы Техник, включающие в себя моторы, шестеренки, колеса и прочие детали для создания машин и механизмов
Обучающие – специальные обучающие конструкторы как пособие для учителей
Три кита, на которых стоит Lego, — это серии «Город», «Замок» и «Космос». Очень часто серии создаются по мотивам известных фильмов и мультиков: «Звездные войны», «Бэтмен», «Гарри Поттер», «Индиана Джонс» и десятки других.
В 2009 году в продаже появились даже настольные игры Lego. Правда, игровое поле сначала нужно построить, зато в процессе игры его можно перестраивать как угодно.
К 50-летию изобретения конструктора была выпущена коробочка с шестью разноцветными кубиками 2х4, то есть с восемью шпеньками каждый, которые можно соединить между собой 915 103 765 способами. Это ведь почти миллиард комбинаций! [6]
Один из основных принципов компании – все наборы должны быть совместимыми между собой. Игра ЛЕГО увлекает детей любого возраста и любых увлечений – за конструктором можно сидеть часами, ведь возможности творца при сборке моделей не ограничены ничем, кроме его фантазии, которая, кстати, в процессе игры тоже развивается. Инструкции ЛЕГО дают лишь базовую установку и следовать им совсем не обязательно.
В конце семидесятых появились интегрированные в конструкторы электродвигатели, позже начало развиваться так называемое «компьютерное ЛЕГО» - собственноручно построенных роботов можно было программировать на выполнение различных действий.
Роботы ЛЕГО бывали даже в космосе. В условиях невесомости на Международной Космической станции робот Lego в рамках испытания выполнял различные задания астронавтов.
На Западе конструкторы Lego уже давно используются в школах как дидактический материал и активно внедряются в школьную программу. В России же ученикам позволено играть в конструктор лишь на дополнительных занятиях после уроков. Что, правда, не мешает ребятам быть в курсе «леговских» новинок.
ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие?
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей универсальности они оказываются наиболее предпочтительными развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки ребенка.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более сложные задачи.
ЛЕГО-конструирование, это модная игра или серьезное занятие? Действительно ли занятия ЛЕГО-конструированием развивают детские творческие способности, фантазию, память, или это просто детская игра - забава, простое развлечение?
Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.
Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!
Модель можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций. Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы.
Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.
Если с раннего детства стремиться к познанию - это перейдёт в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом.
Занятия конструированием не просто интересны ребятам, но и пробуждают их желание к дальнейшей работе и саморазвитию.
Вывод: Конструкторы ЛЕГО в игровой познавательной форме позволяют узнать много интересного об окружающем мире, потому что копируют окружающие предметы и обстановку, развивают необходимые в жизни навыки, повышают умственную и физическую работоспособность:
Развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речь у маленьких детей
Дают основные представления о цвете, форме, пропорции, симметрии
Расширяют представления об окружающем мире (архитектуре, транспорте, ландшафте, профессиях)
Развивают внимание, память, логическое и пространственное мышление
Учат воображать, фантазировать, мыслить творчески
Учат наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять частное из целого
Учат общаться со своими родителями, с другими детьми, уважать свой и чужой труд.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методы и материалы исследования
Практическая часть работы проводилась в 2 этапа.
Первый этап: Анкетирование учеников начальной и средней школы.
Результаты анкетирования подтвердили популярность конструкторов ЛЕГО. При анкетировании учеников начальной школы было выявлено, что большая часть знакома с ЛЕГО и имеют конструкторы дома. По популярности среди учащихся, ЛЕГО может конкурировать лишь с компьютерными играми, что обусловлено особенностями развития обследуемой возрастной группы. Но ни у кого не вызывает сомнений, что данная игрушка развивает большое количество умений и навыков. Например: развитие мелкой моторики, что напрямую ведет к улучшению умственной деятельности ребенка, а так же развивает воображение, терпение и внимание. Это важно при обучении в школе. Учащиеся среднего звена отметили, что материал объясненный с применением Лего, усваивался легче и запоминался быстрее. Результаты анкетирования сведены в диаграммы. (Приложение 1,3).
В связи с этим я задался вопросом. А можно ли расширить область использования конструктора ЛЕГО, и применять его на школьных уроках.
Второй этап: Подбор упражнений, соответствующих возрасту учащихся, для совершенствования математических навыков и умений по средствам кубиков ЛЕГО.
В ходе второго этапа практической части моей работы, я подобрал ряд упражнений для уроков математики во вторых и третьих классах. А так же провел урок математики с применением конструктора ЛЕГО, на котором использовал ЛЕГО при изучении таблицы умножения, при изучении и закреплении темы: «Периметр и площадь геометрических фигур», а так же попробовал с помощью учителя объяснить новое понятие «объем фигуры» и вывести формулу его нахождения. (Приложение 2).
2.2 Выводы:
Конструкторы ЛЕГО являются развивающими и обучающими, следовательно, могут использоваться в образовательном процессе.
Конструкция кубиков, их четкие пропорции и количество шипов на определенных кубиках позволяют использовать ЛЕГО на уроках математики для обучения простым арифметическим действиям, таким как сложение, вычитание, деление, умножение. Кроме того, кубики ЛЕГО могут помочь школьникам понять, что такое объем фигуры, научиться находить ее периметр и площадь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью выявления значимости конструктора ЛЕГО в жизни детей младшего и среднего школьного возраста была проведена исследовательская работа.
Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, далее, было проведено анкетирование и организован конкурс конструированных моделей. Конкурс показал, что все мы любим играть, конструировать, творить, а в будущем может быть даже стать конструкторами.
В классе мы провели специальный урок, который подтвердил мою гипотезу о том, что кубики ЛЕГО могут быть использованы в учебном процессе. В первую очередь, на уроках математики для понимания различных вычислений. Изученные литературные источники также показали, что для образования компания ЛЕГО создает специальные конструкторы, которые помогают изучать физические явления, основы механики и робототехники.
Таким образом, получается, что я не напрасно выбрал эту тему, буду ее изучать и дальше, наблюдать, какие еще модели появятся в будущем. Думаю, что моя исследовательская работа будет интересна не только моим одноклассникам, но и другим учащимся.
Технический прогресс шагнул далеко вперед. Человек фантазирует, думает и по-прежнему мечтает строить и создавать.
Все гениальное начинается с простой игры!!!
Приложение 1
АНКЕТА
к исследовательской работе
«Конструкторы LEGO - инструмент для обучения и развития ребенка или модная игра? »
Анкетирование проводится среди учеников начальной школы гимназии № 33 г. Перми. Ответы на вопросы можно подчеркивать, обводить и дополнять своими словами
Раздел 1
Есть ли у тебя дома конструктор или игры ЛЕГО?
Да_____ _____________________(в этом случае ответь еще и на вопросы из раздела 2)
Нет_________________________ (в этом случае ответь только на вопросы из раздела 1)
Знаешь ли ты откуда родом конструкторы ЛЕГО?
Да______ Укажи страну _____________________________________________________
Нет______, но хотел бы узнать_______________________________________________
Знаешь ли ты историю появления игрушек ЛЕГО?
Да_______, я узнал ее из_____________________________________________________
Нет______, но хотел бы узнать________________________________________________
Какие конструкторы или игры ЛЕГО ты знаешь? Перечисли
__________________________________________________________________________
Подумай и выбери пять своих самых любимых игрушек (наборов, настольных игры, видеоигр и так далее). Есть ли среди них конструктор или игра ЛЕГО и, если есть, то какое место (от 1 до 5) они занимают в твоем списке
___________________________________________________________________________
Раздел 2
Какие виды конструкторов или игр ЛЕГО у тебя дома? Перечисли, если знаешь названия
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Что больше всего тебе нравится собирать из конструкторов ЛЕГО (модели предметов окружения, техники, придуманные конструкции, коллекционирование фигурок и так далее)
___________________________________________________________________________
Перечисли несколько моделей, которые ты собирал из конструкторов ЛЕГО
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Расскажи, как ты хранишь дома детали своего ЛЕГО (когда они не собраны в модели, например)
____________________________________________________________________________
Какие положительные навыки по твоему мнению вырабатывают у детей конструкторы и игры ЛЕГО, что они развивают?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Список источников и литературы
Приложение 2
Как можно использовать ЛЕГО на уроках математики:
При изучении таблицы умножения
Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего использовать мелкое ЛЕГО.
В качестве примера расскажу об изучении табличного умножения числа 4
Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками.
Берем один кирпичик с четырьмя пуговками (шипами) : 4 взяли один раз.
Запись: 4х1=4.
Берем два кирпичика с четырьмя пуговками: 4 взяли два раза.
Запись: 4х2=8
Берем 3 кирпичика: 4 взяли три раза.
Запись: 4х3=12
и т.д.
По аналогии можно объяснять умножение числа 6, 7, 8, выбирая соответствующие кирпичики (если это таблица умножения числа 6 , то берем кирпичик с шестью пуговками, если числа 8, то – с восьмью)
Другой пример умножения:
Умножаем число 9
Берем 9 кирпичиков одного цвета (желтый) и 1 другого (синий). В сумме 10 кирпичиков. Слева от синего кирпичика будут десятки, справа – единицы.
Например:
9 х 2 – ставим синий кирпичик вторым (умножаем на 2), слева 1 желтый кирпичик, справа 8 желтых кирпичиков. Это значит 1 десяток, 8 единиц или 18.
Таким образом 9 х 2 = 18
9 х 3 - ставим синий кирпичик третьим (умножаем на 3), слева 2 желтых кирпичика, справа 7 желтых кирпичиков. Это значит 2 десяток, 7 единиц или 27.
Таким образом 9 х 3 = 27
Точно также можно перемножить другие числа в таблице
При изучении темы “Периметр и Площадь геометрических фигур”
При изучении площади фигур
S=a*b – площадь фигуры
Пример задачи
Необходимо выложить прямоугольник площадью 18 см2, если известно, что его ширина b равна 3 см, а длина a неизвестна.
Постарайтесь вывести формулу нахождения длины, если известны площадь и ширина фигуры.
Приложение 3
Анкета для учащихся 6 класса.
1. На каких уроках вы применяли конструкторы Лего?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем отличались данные уроки от обычных?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Помогли ли уроки с применение Лего быстро усвоить новый материал?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Какие наборы использовались на уроках?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Приведите наиболее запомнившийся пример (задачу) решённый с помощью Лего.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы Парашиной Елене Юрьевне
(учитель начальной школы гимназии №33)
(победителю 9 фестиваля видео и компьютерного искусства «Золотая мышь» в номинации «Магия Лего на моем уроке»)
1. Как давно вы применяете конструкторы Lego в учебной деятельности?
2. Используете ли Вы Lego на уроках математики? Если «да», то при изучении каких тем, если «нет», то почему?
3. Что послужило причиной применения конструктора на уроках и какую цель преследовали?
4. Работая с конструктором, что дети развивают в первую очередь и как это может им помочь в дальнейшей учебной деятельности?
5. Есть ли особенности организации работы с данным конструктором и в чем они заключаются?
6. Были ли трудности в организации работы с Lego?
7. Чем интересен конструктор Lego для обучения именно младших школьников и в чем его магия?
При анкетировании 23 учеников 6-ого «А» класса были получены следующие результаты:
Парашина Елена Юрьевна
(учитель начальной школы гимназии №33)
(победитель 9 фестиваля видео и компьютерного искусства «Золотая мышь» в номинации «Магия Лего на моем уроке») отвечает:
Конструкторы использую 4 года.
В математике пробовали для различения понятий «площадь» и «периметр». В основном на математике не используем, потому что нужен специализированный конструктор Лего, например «more to math» - удивительная математика со специфическим набором деталей.
3.,4.Конструкторы Лего мы используем на уроках литературы,
технологии, на дополнительных занятиях по риторике и информатике.
Необходимость использования Лего конструкторов появилась в результате желания повысить у детей мотивацию к учебе, развить такие необходимые умения, как умения изобретать, фантазировать, конструировать, умение работать в команде, умение правильно строить речевые высказывания и сочинять. Данные умения необходимы практически на всех уроках.
5.Особенности: если используются специальные образовательные конструкторы Лего, то необходимо придерживаться тех образовательных целей, на которые они ориентированы и придерживаться их предназначения.
Трудности в использовании конструктора Лего – это временные рамки урока. Если речь идет о конструкторе «Лего построй свою историю» - результатом работы с которым должна быть построенная Лего-история и созданный комикс на компьютере, то необходимо 1,5 часа.
Магия Лего заключается в том, что это игра, в которой учтены все особенности и потребности младших школьников.
Источники:
www.interesno.name
www.lego.ucoz.ru
www.luchik.okis.ru
www.my-lego-models.ucoz.ru
www.newtimes.ru
www.cube-online.ru
www.steissd.livejournal.com
Главный сайт ЛЕГО http://www.lego.com/
ЛЕГО в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO
Краткая история ЛЕГО http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
О возможностях ЛЕГО http://www.babyshop.com.ua/lego.htm
Образовательные наборы ЛЕГО http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school/preschool
ЛЕГО Образование: миссия и ценности http://education.lego.com/ru-ru/about-us/lego-education-worldwide/vision-and-values
Математика в школе с использованием ЛЕГО http://lifehacker.ru/2013/12/06/kak-uchit-detej-matematike-s-pomoshhyu-konstruktora-lego/
Примеры обучения и коррекции здоровья детей с помощью ЛЕГО http://superinf.ru/view_article.php?id=230
Развитие навыков конструирования у детей http://www.lego-le.ru/stati/razvitije-navykov-konstruirovanija-u-rjebjenka-2-5-ljet.html