ВВЕДЕНИЕ
Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало?
Мне захотелось больше узнать о числах. За ответом я обратилась к своей учительнице. Она предложила мне провести исследование и узнать о роли чисел в нашей жизни, а так же принять участие в школьной конференции "Шаг в будущее". Для участия в конференции выбрана тема "Числа вокруг нас". Стало интересно: как используются числа в нашей жизни? Только ли в точных науках они используются?
Цель: изучить источники, в которых встречаются числа, доказать использование чисел в культуре, искусстве и истории.
Задачи:
собрать и изучить материал о числах и их происхождении;
исследовать, где мы встречаемся с числами в жизни;
провести анализ на тему «На что похожи числа?»;
изучить памятные места города Тюмени, выявить связь чисел и памятников;
придумать числовой квест по памятным местам Тюмени;
обобщить полученный результат
Объект исследования - числа
Предмет исследования: памятные места города Тюмени
Гипотеза: Если числа используют в точных науках, то, что они могут означать в культуре, искусстве и истории.
Методы исследования: исследование, сбор информации, анализ, наблюдение.
Мне необходимо собрать информацию и обработать ее. Для этого я могу спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, интернете, понаблюдать в окружающем мире. В моей работе мне помогут родители, учитель.
1. ИСТОРИЯ
Из толкового словаря мы узнали, что слово «число» - многозначное. Значение в математике - величина, при помощи, которой производится счёт. А цифра это знак, обозначающий число. На уроках математики мы изучаем числа и цифры.
История возникновения чисел уходит корнями в далекое–далекое прошлое. Когда в древности человек хотел показать, например, сколько у него детей, он брал мешок, и складывал в него столько камешков, сколько детей он имел. Люди вели счет на пальцах, после этого начали завязывать узелки на веревках и делать зарубки на палочках. А в Древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы алфавита, которые сохранились на часах Суздальского кремля. Постепенно люди научились обозначать числа знаками, то есть цифрами. Существуют римские цифры, которые использовались в Древнем Риме еще 2500 лет назад. Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их называем арабскими цифрами. Арабские цифры были от 1 до 10 и имели цифру 0.(Приложение 1)
2. ИССЛЕДОВАНИЕ 1. ЧИСЛА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Загадки, пословицы и поговорки – древняя форма устного народного творчества. Они передают отношение людей к окружающему миру, выражают мудрость, накопленную веками. Немалую роль в формировании этих фольклорных жанров играли числа.
Если пословицы и поговорки учат, наставляют, то загадки развивают смекалку и сообразительность у детей. Почти все дети любят отгадывать и загадывать загадки. В загадках немало ценных сведений об окружающем мире. Загадка – это краткое описание предмета или явления. Особое значение загадка имеет для развития мышления. Заставляет наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадка – своеобразный тренажер для ума. Она учит логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления. А загадки, в которых участвуют числа, еще и способствуют обучению счету. (Приложение 2)
Любая загадка строится на метафоре. Это средство художественной выразительности, предполагающее описание каких-либо качеств, предмета или явления посредством других предметов или явлений.
Рассмотрим, на каких сравнениях основаны загадки для детей про числа. Наиболее часто встречающимся в фольклоре числом является семь. Это священное число, и с ним связано представление о гармонии, об идеале. Так, семь сравнивают с косой, которой косили сено. Восемь очень похожа на неваляшку, ведь состоит цифра из двух кругов, поставленных друг на друга. Два часто сравнивают и рисуют в виде лебедя, изогнувшего свою шею. Ноль очень похож на бублик или мячик, а шесть и девять всегда выступают как близнецы. Я решила пофантазировать и нарисовать рисунки «На что похожи числа?» (Приложение3).
Кроме этого, числа встречаются в названиях литературных произведений, в названиях картин. (Приложение 4).
Практически всегда числа встречаются нам в повседневной жизни (Приложение 5).
В интернете мы нашли различные головоломки, связанные с числами. И решили придумать свои задания (Приложение 6).
3. ИССЛЕДОВАНИЕ 2. ЧИСЛА В ПАМЯТНЫХ МЕСТАХ ТЮМЕНИ
Мы очень любим путешествовать по моему родному городу. Некоторые семейные прогулки для нас с братом родители делают не только увлекательными, но и познавательными. Всю экскурсию по городу мама распределила на восемь мини-экспедиций. Мама и папа рассказывают нам о памятниках, скульптурах в Тюмени. А мы превращаемся в исследователей, отвечая на вопросы. Мы прошли по пяти маршрутам, наиболее мне запомнились два из них.
Для того чтобы пройти по маршруту №1 «Тюмень интересная» (Приложение 7), нужно было сесть на маршрутное такси №68 на остановке «Аптека» и доехать до остановки «Площадь Борцов Революции», начиналась эта экспедиция у сквера Прощания и заканчивалась на Исторической площади. Протяженность маршрута составила около 2 км, что занимает около полутора часа. На этом маршруте нам встретились памятники, отражающие историю нашего региона: учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны, Борцам Революции, – площадь Борцов Революции, фонтан-памятник Тюменской области, скульптурная композиция «Дерево счастья», барельефы и скульптурные композиции, расположенные на Набережной реки Туры, отражающие историю развития Тюменского края. На исторической площади мы увидели камень-памятник казаку Ермаку и его товарищам и камень-памятник в честь основания города, а также Вечный огонь, Монумент памяти погибших воинов, барельеф памяти солдат Великой Отечественной войны.
Для путешествия по мини-экспедиции №2 «Тюмень интересная» (Приложение 8) надо сесть на маршрутное такси №31 на остановке «Колледж водного транспорта» и доехать до остановки «Володарского». Эта экскурсия начинается от памятника дворнику на улице Профсоюзной и заканчивается в Сквере сибирских кошек на улице Первомайской. Протяженность маршрута около 2 км, что занимает около 1 часа. В этой мини-экспедиции нас ждала встреча с современными скульптурными композициями и арт-объектами такими, как: Глобус, музыкальные уличные часы, композиция «Кофейня», Бронзовый чайник, памятник бездомной собачке, скульптуры, расположенные на Цветном бульваре, памятник старому зданию Драмтеатра и скульптурная композиция «Кошки» в Сквер сибирских кошек.
Путешествуя по этим маршрутам, мы заметили, что числа также имеют отношения к памятникам и скульптурам: они нанесены на некоторые памятники и имеют значение, на многих памятникам можно сосчитать количество элементов, изображенных на них, или же они обозначают даты из истории.
Во время двух мини-экспедиций мы посетили 33 памятных места и выяснили, что числа нанесены на четырех из них, даты на двенадцати, а сосчитать элементы, изображенные на них можно на восемнадцати (Приложение 9).
Мы решили составить числовые квесты для этих маршрутов, которые можно предложить моим друзьям, одноклассникам, родственникам – гостям города (Приложение 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне было интересно проводить исследование.
Числа, цифры…они с нами везде. Номера домов, квартир, автобусов, цены на товарах и стоимость покупки в магазине, номера страниц в учебниках, книгах. Числа есть на циферблате часов, ими обозначается температура на градуснике, в приготовлении пищи нам помогает цифровое табло на микроволновой печи или духовке.
Мы пришли к выводу, что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Хотя числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Числа хранятся в пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Числа встречаются в названиях литературных произведений и картин художников. Они связаны с памятниками и скульптурами. Для экскурсий по городу нами разработано два числовых квеста, что сделает путешествие увлекательным и позволит лучше запомнить информацию.
Проводить исследование мне помогали мои родители и учитель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993
Музеи мира и картины известных художников [Электронный ресурс] -Электрон.дан. – https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/ – Дата обращения: 14.01.2018г.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
Памятники Тюмени [Электронный ресурс] // Централизованная городская библиотечная система. Электрон.дан. – Тюмень – http://www.citylib-tyumen.ru/tyumen/pamyatniki-tyumeni?view=categories&id=52 – Дата обращения: 10.02.2018г.
Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ ЧИСЕЛ
Счет на пальцах |
Узелки для счета |
Зарубки на палочках |
Алфавитная система счисления. Часы Суздальского Кремля |
Римская система счисления. Спасская башня Московского Кремля |
Римская система счисления. Часы на здании тюменского музея «Городская дума» |
Арабские цифры. Электронный часы. Железнодорожный вокзал г.Тюмени |
Приложение 2. Числа в загадках, пословицах, поговорках
Загадки
Стоит Антошка на одной ножке: его ищут, а он не откликается (гриб).
Два братца пошли в реку купаться (вёдра).
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят (глаза).
Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).
У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).
Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
У пяти братьев одна работа (пальцы).
Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит, жужжит, упадет – землю роет (жук).
Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра ! (будильник).
Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний(дни недели).
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я - ….(осьминог).
Рассыпался горох на девять дорог: никто его не подберет (град).
Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры)
Пословицы и поговорки
Один в поле не воин.
Одна нога тут - другая там.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Первый блин комом.
Семь раз отмерь, один - отрежь.
Семеро одного не ждут.
Два сапога - пара.
Как две капли воды.
Скупой платит дважды.
Одним выстрелом убить двух зайцев.
Старый друг лучше новых двух.
Из двух зол выбирай меньшее.
Заблудиться в трех соснах.
Обещанного три года ждут.
Рыдать в три ручья.
От горшка – три вершка.
На все четыре стороны.
Знать, как свои пять пальцев.
Пятое колесо в телеге.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь пятниц на неделе.
За тридевять земель.
Десятая вода на киселе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. НА ЧТО ПОХОЖИ ЧИСЛА?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ЧИСЛА В НАЗВАНИЯХ КНИГ, КАРТИН
38 попугаев. Г.Остер
Али-баба и сорок разбойников. С.Маршак
Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм
Волк и семеро козлят. Братья Гримм
Двенадцать месяцев. С.Маршак
Может, Нуль не виноват? И.Токмакова
Про козленка, который умел считать до десяти. Прёйсен Альф
Семь Симеонов – семь работничков. Русская народная сказка
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А.С. Пушкин
Три котёнка. В.Г.Сутеев
Три медведя. Л.Н.Толстой
Три толстяка. Ю. Олеша
Три поросёнка. С.Михалков
Трое из Простоквашино. Э.Успенский
Тысяча и одна ночь. Без автора
Цветик-семицветик. В. Катаев
Четыре желания. К.Д.Ушинский
"Тройка", В.Г. Перов |
|
«Два князя», И.С. Глазунов |
Приложение 5. Числа в повседневной жизни
В повседневной жизни мы каждый день встречаемся с числами:
на дверях квартир;
на подъездах домов;
на зданиях;
на номерах машин;
на документах;
в магазине, на рынке, на ценниках;
номера маршрутов общественного транспорта;
на билетах;
номер сиденья в театре, кинозале;
на страницах книг, журналов, календарей;
на вещах;
на деньгах;
на часах;
на дорожных знаках;
на игрушках, например, кубиках;
в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);
в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, 7 лет мне, 43года моей маме, 42 года папе);
на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;
на цифровых табло бытовой техники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РЕШИ ЗАДАНИЯ
Найди и ответь
Сколько на картине В.А.Серова «Девочка с персиками» персиков?
Сколько медведей на картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»?
Сколько богатырей на картине В.М. Васнецова «Богатыри»?
Сколько треугольников ты видишь?
Сколько квадратов ты видишь?
Сколько цифр ты видишь?
Решипримеры
Ответы
На картине В.А.Серова «Девочка с персиками» 4 персика.
На картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» 4 медведя.
На картине В.М. Васнецова 3 богатыря.
7 треугольников
11 квадратов
Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. МИНИ-ЭКСПЕДИЦИЯ №1
«СКВЕР ПРОЩАНИЯ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. МИНИ-ЭКСПЕДИЦИЯ №2
«ПАМЯТНИК ДВОРНИКУ – СКВЕР СИБИРСКИХ КОШЕК»
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
ДИАГРАММА «ЧИСЛА ВПАМЯТНИКАХ И СКУЛЬПТУРАХ
|
|
Числа |
Даты |
Кол-ные элементы |
1 |
Памятник учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны |
1 |
|
1 |
2 |
Памятник Борцам Революции |
|
1 |
1 |
3 |
Скульптура «Выпускник» |
|
|
|
4 |
Фонтан-памятник Тюменской области |
|
1 |
|
5 |
Скульптурная композиция «Дерево счастья» |
|
|
1 |
6 |
Скульптурная композиция «Студенты XX-XXI веков» |
|
1 |
1 |
7 |
Скульптурная композиция «Студенты XIX века» |
|
1 |
1 |
8 |
Скульптурная композиция «Первому судостроительному заводу в Сибири» |
|
1 |
|
9 |
Скульптурная композиция «Великим Камчатским экспедициям» |
|
1 |
1 |
10 |
Скульптурная композиция «Сибирским картографам» |
|
|
|
11 |
Барельефы отражающие историю Тюменского края и развитие производства |
1 |
1 |
1 |
12 |
Камень-памятник казаку Ермаку и его товарищам |
|
1 |
|
13 |
Камень-памятник в честь основания города |
|
1 |
|
14 |
Вечный огонь |
|
|
1 |
15 |
Монумент памяти погибших воинов Великой Отечественной войны (1941-1945) |
|
1 |
|
16 |
Барельеф памяти солдат Великой Отечественной войны |
1 |
1 |
1 |
17 |
Скульптурная композиция "Танцуйте и будьте счастливы!", Ротонда |
|
|
1 |
18 |
Скульптура «Нежность» |
|
|
|
19 |
Скульптура «Аист» |
|
|
|
20 |
Скульптура «Мелодия» |
|
|
|
21 |
Скульптура «Золотой пони» |
|
1 |
|
22 |
Скульптурная композиция «Трио» |
|
|
1 |
23 |
Памятник старому зданию Драмтеатра |
|
|
1 |
24 |
Скульптурная композиция «Кошки» |
|
|
1 |
25 |
Скульптура «Дворник» |
1 |
|
|
26 |
Скульптура «Глобус» |
|
|
1 |
27 |
Музыкальные уличные часы |
|
|
1 |
28 |
Скульптурная композиция «Кофейня», Бронзовый чайник |
|
|
1 |
29 |
Памятник бездомной собачке |
|
|
1 |
30 |
Скульптура «Мотоцикл» |
|
|
|
31 |
Бронзовые тапочки |
|
|
1 |
32 |
Нулевой километр |
|
|
|
33 |
Арка |
|
|
|
всего: |
4 |
12 |
18 |
Приложение 10.
Числовой квест "Тюмень интересная"
Мини-экспедиция №1 «Тюмень интересная»
Маршрут: сквер Прощания – Историческая площадь
Протяженность маршрута около 2 км
№ |
Задание |
Ответ |
1 |
В сквере Прощания найдите плиты с фамилиями учащихся школ, не вернувшимся с войны. Укажите номера школ, в которых они учились |
1, 5, 21, 26, 50 |
2 |
Растет в Тюмени Дерево Счастья. С одной стороны его окружает арка. Укажите количество голубей и колец. |
6 голубей |
3 |
Сколько парусов на корабле, стоящем над Витусом Берингом? |
7 |
4 |
Сколько колоколов на барельефе, изображающем производство и использование колоколов? |
32 |
5 |
Сколько клубков лежит в чашке на барельефе, посвященном ткацкому делу |
5 |
6 |
Сколько наездников на барельефе «Чимги-Тура» |
3 |
7 |
Сколько древних людей охотилось на мамонта на одном из барельефов |
8 |
8 |
Сколько листов из дневника Тани Савичевой изображено на барельефе памяти солдат Великой Отечественной войны |
9 |
9 |
Сколько журавлей символизируют погибших сыновей на барельефе памяти солдат Великой Отечественной войны? |
9 |
Мини-экспедиция №2 «Тюмень интересная»
Маршрут: ул. Профсоюзная 86. – Сквер сибирских кошек
Протяженность маршрута около 2 км
№ |
Задание |
Ответ |
1 |
Скульптура «Дворник». Бородатый мужичок. Какое число на куртке |
72 |
2 |
Скульптура «Глобус». Количество рук. |
2 |
3 |
Музыкальные уличные часы. Количество колоколов. |
14 |
4 |
Скульптурная композиция «Кофейня». Дама с чайником на голове. Сколько кружек с ручками? |
8 |
5 |
Памятник бездомной собачке Копилка. Прилагательное из восьми букв |
одинокую |
6 |
Памятник старому зданию Драмтеатра. Количество масок |
3 |
7 |
Сквер сибирских кошек. Количество животных |
12 |