ВВЕДЕНИЕ
Вы любите путешествовать? Наверное, нет такого человека, кто дал бы отрицательный ответ на этот вопрос. Путешествуя, мы планируем свой маршрут, видим другие страны и города, встречаем новых людей, знакомимся с их культурой… Конечно, вы мне можете возразить, что далеко не всегда есть такая возможность. С одной стороны, я соглашусь с вами. К сожалению, это действительно так. Но этим летом, прочитав одну книгу, я совершил большое путешествие. И эта книга «Дети капитана Гранта» Ж. Верна.
Читая, я будто слышал скрип мачты, чувствовал морской соленый воздух на губах, видел, как Дункан рассекает волны… Это произведение было написана более 100 лет назад. А что же сейчас? Как сложилось бы путешествие Мэри, Роберта, Паганеля и всех остальных героев в наши дни?
Давайте попробуем повторить их маршрут, но уже в современных условиях. С самолетами, новыми кораблями, автомобилями… Насколько бы сейчас это получилось быстрее? Единственное, нам потребуется здесь помощь. И в помощники мы возьмем себе математику – именно она поможет нам определить скорости, время и расстояния, преобразовать единицы измерения, сравнить их.
Ну что, готовы? Тогда полный вперед!
Цель – сравнить средства передвижения героев романа «Дети капитана Гранта» по маршруту их движения с современными транспортными средствами.
Гипотеза. Мое предположение, что используя современные транспортные средства, можно было бы значительно быстрее совершить путешествие.
Объект исследования – маршрут путешествия героев романа «Дети капитана Гранта»
Предмет исследования – роман «Дети капитана Гранта», средства передвижения героев романа, современные транспортные средства.
Для достижения поставленных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
Определить маршрут движения героев романа;
Выбрать средства передвижения героев романа, установить их технические параметры.
Выбрать современные транспортные средства.
Произвести сравнение технических характеристик.
В процессе проведения исследования использовался роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта», интернет-ресурсы, для подготовки презентации - иллюстрации к прижизненному изданию романа
Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 4 главы, а также заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Общий объем работы составляет 12 страниц.
МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ ГЕРОЕВ РОМАНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»
Как мы помним, действие романа начинается в Глазго (Шотландия). Именно там 26 июля 1864 года матросы яхты, принадлежащей лорду Эдуарду Гленарвану, поймали рыбу-молот. Внутри нее они обнаружили бутылку с письмами на трех языках: английском, немецком и французском. Текст был сильно поврежден морской водой, однако они смогли узнать следующее: английское судно «Британия» потерпело крушение за два года до начала описываемых событий; из всего экипажа спаслись только капитан Грант и двое матросов; убежище они смогли найти на земле, лежащей на 37011 южной широты.
Такая малая информация не помешала лорду Гленарвану, его супруге Элен, майору Мак-Наббсу, детям капитана Гранта – Роберту и Мэри, капитану Джону Манглсу ну и, конечно же, Паганелю отправиться на поиски потерпевших. За время своего пятимесячного плавания, команда побывала «…в Чили, в пампасах, в Аргентинской республике, в Атлантическом океане, на островах Тристан-да-Кунья, в Индийском океане, на островах Амстердам, в Австралии, в Новой Зеландии, на острове Табор и в Тихом океане…» [1, стр.689].
Читая книгу, я выделил следующие этапы, объекты в маршруте героев, а также их средства передвижения (таблица 1):
Таблица 1
№ |
Этап маршрута |
Объект маршрута |
Средство передвижения героев |
1 |
Атлантический океан |
Порт Глазго |
«Дункан» |
Остров Мадейра |
|||
Канарские острова |
|||
Острова Зеленого мыса |
Окончание таблицы 1
№ |
Этап маршрута |
Объект маршрута |
Средство передвижения героев |
2 |
Патагония |
Магелланов пролив |
«Дункан», верхом на лошадях |
Патагония |
|||
Бухта Талькауана |
|||
Консепсьон |
|||
Анды |
|||
Аргентинские равнины |
|||
3 |
Южная Америка - Австралия |
Тристан – да-Кунья |
«Дункан», верхом на лошадях, повозка, запряженная быками |
Южная Африка |
|||
Кейптаун |
|||
Остров Амстердам |
|||
Остров Кенгуру |
|||
Австралийские Альпы |
|||
4 |
Новая Зеландия |
Те-Ика-а-Мауи |
«Дункан», судно |
5 |
Табор |
«Дункан» |
25 августа 1864 года герои романа направились в Патагонию – бухту Талькауано, «великолепную гавань длиной в двенадцать и шириной в девять миль» [1, ст.77].
Итак, что мы имеем? При сильном северо-восточном ветре мчалась на всех парусах великолепная яхта. На верхушке ее бизань мачты развивался английский флаг, а на голубом вымпеле грот-мачты виднелись расшитые золотом, увенчанные герцогской короной инициалы «Э.Г.». Яхта носила название «Дункан». Главным ее двигателем являлась паровая машина в 160 лошадиных сил, новейшей системы и снабженная перегревателями, позволяющими поднимать давление пара до очень высокого уровня, и приводившая в движение два винта. Идя на всех парах, "Дункан" развивал скорость в 17 морских миль.
Морская миля равняется 1852 метрам. Скорость, развиваемая Дунканом, составляла 31 484 м/час или 31,484 км/час.
Если бы путешествие происходило сейчас, в морском передвижении из Глазго в Талькауано не было бы необходимости. Мы же помним, что капитан Грант потерпел крушение на 37 параллели. Можно было бы воспользоваться авиаперелетом. Расстояние между городами Глазго и Консепсьон (Чили) 12 148 км. Современный самолет, например, А380, максимально развивающий скорость до 1020 км/час смог бы преодолеть это расстояние за 16 часов.
Наш первый результат приведен в таблице 2:
Таблица 2
Способ передвижения |
Скорость |
Примечание |
|
В романе |
«Дункан» |
31,484 км/час |
Скорость самолета в 32,4 раза больше скорости корабля «Дункан» |
В наши дни |
Аэробус А380 |
1020 км/час |
Патагонию (в настоящее время территория Патагонии разделена между Аргентиной и Чили) наши герои пересекали верхом на лошадях. «Это было необыкновенно красивое животное караковой масти, сильное, гордое, смелое и горячее. У него была маленькая, изящно посаженная голова, раздувающиеся ноздри, глаза, полные огня, мощные колени, крутой загривок, высокая грудь, длинные бабки – словом, все признаки силы и ловкости».
Сейчас же, несмотря на то, что я очень люблю лошадей и в детстве даже немного учился ездить верхом, я бы воспользовался современным автомобилем. И я бы однозначно выиграл бы во времени. Смотрите (таблица 3):
Таблица 3. Наш второй результат:
Способ передвижения |
Скорость |
Примечание |
|
В романе |
Верхом на лошадях |
Средняя скорость 15-20 км/час |
Скорость автомобиля в 6 (4,5) раз больше средней скорости лошади |
В наши дни |
Автомобиль |
Средняя скорость 90 км/час |
Здесь хотелось бы отметить такую единицу измерения как лошадиная сила, используемая для характеристики мощности двигателя автомобилей. Данный термин в 1789 году ввел шотландский инженер и изобретатель Джеймс Уатт, чтобы показать, работу скольких лошадей способны заменить его паровые машины. Сейчас же, для современных автомобилей даже мощность 200 лошадиных сил уже не является чем-то запредельным.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА – АВСТРАЛИЯ
От Южной Америки до Австралии герои романа снова перемещались на Дункане, проплывая мимо мыса Доброй Надежды (Африка) до острова Амстердам - «…отсюда до островов Амстердам – две тысячи девятьсот миль…это расстояние можно было пройти дней в десять» [1, ст. 266]. От острова Амстердам да австралийских берегов «…целых три тысячи миль. При попутном западном ветре и благоприятной погоде «Дункан» смог бы достигнуть Австралии дней в двенадцать» [1, ст. 274]
Здесь мы можем сравнить скорость Дункана и современных лайнеров, скорость которых измеряется в узлах (таблица 4).
Узел – по международному определению 1 узел = 1852 м/ч (или 1 морская миля /час) или 1,852 км/час 0,514 м/с. Таким образом, скорость лайнера равна 40,744 км/час (что соответствует 22 узлам/час).
Таблица 4. Наш третий результат:
Способ передвижения |
Скорость |
Примечание |
|
В романе |
«Дункан» |
31,484 км/час |
Скорость современного лайнера в 1,3 раза больше скорости корабля «Дункан» |
В наши дни |
Лайнер |
40,744 км/час |
Пересекая Австралию, путешественники в романе использовали лошадей (скорость которых уже была рассмотрена ранее) и повозку, запряженную быками. «…повозка была длиной в двадцать футов, с брезентовым верхом. Четыре колеса ее были сделаны из сплошного дерева, без спиц, без ободов, без железных обручей – словом это были просто деревянные диски…»[1, стр.325]
Фут – единица измерения длины в английской системе мер. 1 фут = 0,3048 м. Таким образом, длина всей повозки была 6,096 м (0,3048 х 20).
Сейчас трудно сказать, какая скорость может развиваться повозкой, запряженной быками. Но условно можно принять ее равной 5 км/час (таблица 5).
Таблица 5. Наш четвертый результат:
Способ передвижения |
Скорость |
Примечание |
|
В романе |
Повозка, запряженная быками |
Средняя скорость 5 км/час |
Скорость автомобиля в 6 (4,5) раз больше средней скорости лошади и 18 раз больше повозки |
Верхом на лошадях |
Средняя скорость 15-20 км/час |
||
В наши дни |
Автомобиль |
Средняя скорость 90 км/час |
Вот и закончилось мое небольшое исследование. Выполняя работу, а также посмотрев замечательный фильм, снятый С. Говорухиным, я словно заново пережил вместе с героями романа «Дети капитана Гранта», ставшими уже практически моими друзьями, все их приключения.
Считаю, что я достиг поставленную перед собой цель - сравнил средства передвижения героев романа по маршруту их движения с современными транспортными средствами. Как и следовало ожидать, моя первоначальная гипотеза подтвердилась - сейчас на такое путешествие потребовалось бы значительно меньше времени: думаю, не более 2-х месяцев (около 10 месяцев в романе: с 26 июля 1864 года по 10 мая 1865 года).
Но при этом меня не покидала такая мысль. Книга «Дети капитана Гранта» впервые была опубликована в 1868 году, т.е. ровно 150 лет назад. Но посмотрите, какой шаг сделало человечество в развитии транспорта – от обычных повозок (хотя они и сейчас используются людьми) до современных автомобилей, скоростных самолетов и быстроходных кораблей. И здесь просто невозможно было бы обойтись без математики.
Какая удивительная наука – математика. Ведь она умудряется описывать все, происходящее с нами и вокруг нас. Определение расстояний по картам с учетом их масштаба, использование координат, расчет скорости корабля при разных направлениях ветра – во всем этом (да и не только в этом) математика помогла героям романа в их непростом путешествии. Сейчас же, производя сложные математические расчеты, человек создает современный транспорт, который быстро перемещает нас в любую точку нашего земного шара. Думаю, что и полет на Марс – это просто вопрос времени!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Верн Ж. Дети капитана Гранта.
www.jv/gilead.org.il - иллюстрации к прижизненному изданию.
Интернет – технические данные