Функциональная значимость штрих-кода в жизни человека

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Функциональная значимость штрих-кода в жизни человека

Сильченко К.С. 1Михайлов А.С. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Савина Л.Н. 1Горленко Т.Н. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ведение

Удовлетворение, которое вытекает из

благосостояния кроется не просто

в обладании или в расточительских расходах,

но в мудром применении богатства.

Мигель де Сервантес, «Дон – Кихот»

Штрих-код – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из нас об этом крайне мало что знают.

Мы нечасто задумываемся над тем, для чего на всех продуктах в магазине на этикетке нанесён штрих - код. Мы провели опрос и выяснили, что 40% учеников не знают, для чего нужен штрих - код; 10 % думают, что он для красоты, и 50%- что для проверки легальности товара. Так для чего же всё- таки нужен штрих - код? Это нам сейчас и предстоит выяснить.

Социологический опрос:

1.Что такое штрих – код?

а) Графическое условное изображение, предназначенное для автоматической идентификации товаров.

б) Не знаю.

в) Цифры, обозначающие состав товара.

2.Для кого нужен штрих – код?

а) Для продавца.

б) Не знаю.

в) Для покупателя.

3.Можно ли с помощью штрих - кода определить легальность товара?

а) Да.

б) Не знаю.

в) Нет.

4.Знаете ли вы, как вычислить с помощью штрих – кода легальность товара?

а) Да.

б) Не знаю.

в) Нет.

5. Определить, какая этикетка обозначает легальный товар.

а) Первая.

б) Вторая.

в) Не знаю.

6.На всех ли товарах должен быть штрих-код?

а) Скорее нет чем да.

б) Скорее да чем нет.

в) Не знаю.

7.Нужно ли вам умение вычислять штрих – коды?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

Цель нашей работы:

Привлечь внимания общественности к функциональной значимости штрих-кода.

Задачи:

Доказать, что тема «Штриховые коды» актуальна во все времена.

Изучить и проанализировать сведения из различных источников о штрих–кодах.

Систематизировать полученные сведения.

Проанализировать способы вычисления штрих – кодов.

Объект исследования: штрих – код.

Предмет исследования: использование данного объекта в жизни.

Метод исследования: систематизация и обработка данных.

Глава 1. Штрих – код.

1.1 Общее понятие

ШТРИХКОД, или штриховой код, — графическое условное изображение, состоящее из вертикальных штрихов разной толщины и предназначенное для автоматической идентификации товаров, в т. ч. книг. У каждой книги свое сочетание штрихов в Ш.

Ряд полосок на упаковке почти всех товаров, которые продаются в магазинах, давно не вызывает ни у кого удивления. Черно-белые штрихи – общепринятая в мировой практике система маркировки товаров и продукции, в которой закодированы необходимые сведения о стране-производителе, предприятии-изготовителе и самом изделии. Информация эта настолько важна, что ответственным работникам коммерческих структур – складов, предприятий оптовой и розничной торговли – совершенно необходимо уметь ее читать и использовать эти сведения уже на этапе заключения контрактов и договоров на поставку (продажу) изделий. Это особенно важно в современных условиях, когда появляется все большее число не только конкурирующей между собой продукции, но и подделок.

Для эффективного управления производством, качеством и процессами учета требуется своевременный и точный контроль продукции. Действенным механизмом, позволяющим проследить путь изделия от склада до реализации, является идентификация. Это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность изделия, т. е. его отличия от всех других. В последние годы самое широкое распространение получили технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, предназначенные, прежде всего для повышения производительности труда и существенного снижения затрат. В настоящее время известны 15 технологий, а основными можно считать штриховое кодирование, радиочастотную идентификацию (RFID), оптическое распознавание знаков, машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения), голосовой ввод данных. В международной практике производства и торговли наиболее широкое применение получил способ штрихового кодирования изделий.

1.2 Из истории штрих-кодов

Задачи: изучить историю происхождения штрихового кодирования.

Штриховое кодирование изобрел молодой инженер Давид Коллинз. По окончании в 1950-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой, рутинной работой – сортировкой вагонов. Их надо было пересчитать, оперативно выяснить номера, справиться по ним в документации, определить, куда каждый вагон должен проследовать... Процедура длительная, не гарантирующая безошибочности выполнения. Тогда и пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Инженер-изобретатель, чтобы упростить распознавание, предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра.

Испытания подтвердили: сканирующее устройство способно правильно считывать коды даже при скорости движения вагона около 100 км/ч. Однако на этом Коллинз не успокоился. Успех начинания подтолкнул его к дальнейшему совершенствованию системы. В 1968 году он использовал вместо прожекторов, расходовавших много энергии, жестко сфокусированный лазерный луч. Размеры сканирующей установки стали намного меньше, уменьшилась и сама кодовая маркировка, что навело Коллинза на мысль использовать придуманный им штриховой код не только на железной дороге, но и в качестве товарного кода.

Всего примерно за сорок лет эта технология шагнула так далеко, что сегодня удается считывать код с помощью светового пятна диаметром всего в четверть миллиметра. Штриховой код позволяет считывать в ПЭВМ информацию о номере товара практически мгновенно и абсолютно точно – не более одной ошибки на 10 млн. считываний.

Штриховой код выполняет примерно ту же роль, что и почтовый индекс, который мы пишем стилизованными цифрами в углу конверта. Он представляет собой индивидуальный символ, состоящий из четкого рисунка полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе, который закрепляется за каждым товаром. Самое главное преимущество штрих-кода в том, что он легко «прочитывается» электроникой путем измерения интенсивности отражения света от черных и белых полос и может автоматически обрабатываться ЭВМ. Это дает возможность решить одну из самых сложных компьютерных проблем – ввод данных, почти полностью исключив ошибки. Это связано с тем, что ЭВМ легче считывает широкие и узкие штрихи и промежутки между ними, чем буквы и цифры.

Самый простой способ ввода информации в ЭВМ осуществляется с помощью клавиатуры. Однако этот способ не очень эффективен, так как даже самая высокая квалификация оператора не позволяет ввести информацию достаточно быстро. Кроме того, очень много времени требуется на поиск и исправление ошибок (установлено, что оператор допускает в среднем одну ошибку на каждые 300 печатных знаков). Все это привело к необходимости поиска способов автоматизированного считывания информации, к числу которых относится штриховое кодирование. Машинным способом информация считывается с большой скоростью и достоверностью – на два порядка выше, чем при клавиатурном вводе информации.

В зарубежной практике штриховое кодирование информации широко применяется в коммерческой деятельности, транспортных и складских системах, сфере учета материальных запасов, в технологических процессах и др. В настоящее время в США около 90% основных производимых в стране товаров снабжено штриховым кодом, в Германии – около 80%, во Франции – более 70%, в Швеции – около 45%. Если учесть, что в странах СНГ насчитывается более 200 тысяч предприятий, производящих товары промышленного назначения и товары народного потребления, более тысячи оптовых баз и более 3 тысяч оптовых магазинов, 14 тысяч складов, а общая номенклатура продукции превышает 10 миллионов наименований, нетрудно представить, насколько эффективно применение штрихового кодирования товаров.

Системы штрихового кодирования могут быть полезны и предприятиям-изготовителям, и распределяющим организациям (оптовым торговым фирмам и предприятиям), и потребителям. Штрих-код присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции, что позволяет, в частности, в сфере розничной торговли сократить время на суммирование цен, вероятность допустить ошибки на контрольно-кассовом пункте, сократить время обслуживания покупателя. Торговая компания может использовать штриховые коды на получаемой ею продукции для регистрации, сортировки, контроля хранения, поиска и проверки изделий перед отгрузкой. Наличие штрихового кода на товаре или на его упаковке поднимает престиж фирмы, играет роль рекламы товара и самого предприятия.

Использование штрих-кодов в системе торговли упрощает труд кассира, приблизительно на 30% сокращает время получения покупателем чека за купленный товар и ввода данных в ЭВМ. Для этого кассиру достаточно провести специальным электронно-оптическим датчиком над наклейкой, и на табло сразу высвечивается цена товара. Одновременно информация о том, что товар продан, поступает в центральный компьютер, который подсчитает количество оставшегося товара и при необходимости затребует со склада новую партию. Поиск нужного товара на полках также осуществляется с помощью штрихового кода. Как следствие объем продаж увеличивается.

Автоматизированный учет проданных товаров можно провести в любое время, что позволяет по мере надобности подавать со склада необходимый товар. Это дает возможность прогнозировать поступление в розничную торговлю (что особенно важно для скоропортящихся продуктов), упрощает инвентаризацию товаров на складах и в магазинах, предоставляет информацию персоналу о наиболее ходовых товарах. С помощью штрих-кода контролируется и качество продукции, и ее соответствие первоначально заданному образцу.

1.3 Виды штрих-кода

Задачи: систематизировать знания о разных видах штрих-кода.

Если в 1960-е годы штриховое кодирование стали впервые применять в США для идентификации железнодорожных вагонов, то уже в 1973 году появился «Универсальный товарный код» (UPC – UniversalProductCode) для использования в промышленности и торговле. С 1977 года для идентификации потребительских товаров в Западной Европе стали применять аналогичную систему «Европейский артикул» (EAN – EuropeanArticleNumbering), которая является разновидностью UPC. Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров небольших размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы, разница между ними лишь в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN – 13 знаков. Широко известна также западногерманская система кодирования BAN (BunaeseinheitlicheArtikelnummer).

Сегодня существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются четыре из них: UPC; код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности; код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5); Codabar. Однако в международной практике наибольшее распространение получили коды EAN, которые в зависимости от применения делятся на три группы – международные, национальные и локальные.

Международные коды применяют как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой стране. Национальные коды допускается использовать только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости они могут быть прочитаны и в другой стране. Локальные коды преследуют вполне определенные цели, их использует торговое предприятие только в системе управления данного предприятия. Использование международных кодов сокращает время обработки грузопотоков за счет машинной обработки информации, считанной с использованием ручных или стационарных устройств.

По способу кодирования информации различают линейные (одномерные) и двумерные символики (кодировки) штрих-кода. Линейными (одномерными) в отличие от двумерных называются штрих-коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространены: EAN, UPC, Code 39, Code 128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20...30 символов – обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов, читаемых недорогими сканерами. Двумерные штрих-коды – символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Такой код считывается с помощью специального сканера и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации, а его расшифровка проводится в двух измерениях – по горизонтали и по вертикали.

В одномерном штриховом коде каждая цифра кодируется определенным числом штрихов и пробелов, которые имеют соответствующую ширину и расположение в отведенном для них месте, которое называется цифровым знаком и является основной единицей информации штрихового кода. Все цифровые знаки, как правило, имеют одинаковую ширину и состоят из модулей – самых узких элементов кода. Ширина штрихов и пробелов всегда кратна модулю.

Для того чтобы было удобно записывать штриховой код каждой цифры, применяют двоичную систему записи, хорошо знакомую программистам, которая очень удачно сочетается со штриховым изображением. Для этого штрихи обозначают цифрой 1, а пробелы – 0. К примеру, штриховой код цифры 5 в системе EAN записывается в двоичной системе так: 0110001.

1.4. Принцип штрихового кодирования

Принцип штрихового кодирования — кодирование алфавитно-цифровых символов в виде чередования черных и светлых полос различной ширины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ. ШК — одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами. Коды Европейской ассоциации товарной нумерации (EAN) состоят из 13 цифр (иногда — из 8 для малых размеров упаковки).

Первые 2 (3) цифры означают код страны-изготовителя (Великобритания — 50, Испания — 84, Германия — 400-440, Россия — 460-469, Китай — 690, Беларусь — 481).

Следующие пять цифр (3-5 или 3-7) - код предприятия-изготовителя присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю.

Следующие пять (6-7 или 8-12) - код товара, присваивается организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации данные: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и др.

Последняя цифра — контрольная, предназначенная для считывания штрих-кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.

За единицу ширины штриха принимается модуль — самый узкий штрих или пробел шириной 0,33 мм. Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100. Ширина штрихов и пробелов — от одного до трех модулей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха — 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. В начале и конце ШК помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования.

Функции штрих-кода

Штрих-код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

автоматизированный контроль и учет товарных запасов;

оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров;

повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

информационное обеспечение маркетинговых исследований.

1.5 Сравнительная характеристика потребительской ценности штрихового кодирования.

Задачи: Познакомиться с этикетками разного вида товаров.

Разные товары:

Клей ПВА –

Часы настенные –

Ноутбук –

Батон хлеба –

Глава 2. Как выгодно купить товар?

Задачи: Провести анализ легальности продукции, определить какой товар является качественным.

Знаете, что мешает людям жить так, как они мечтают? Одним из факторов является талант правильно и экономно использовать деньги. Но этот талант не приходит к нам случайно. Каждый человек должен много знать, чтобы сберечь и приумножить их для себя.

2.1 Виды товаров

Промышленные товары

Продовольственные товары

Канцелярские товары

Хозяйственные товары

Электротовары

2.2 Математические расчёты.

Проверка штрих-кода.

Пример расчета контрольного разряда в коде EAN-13:

Последняя цифра — контрольное число, которое может быть посчитано, а правильность его нанесения проверена по следующему алгоритму:

1. Присваивают цифрам в штриховом коле места с 1-го ло 12-го, исключая контрольную цифру (см. рис.1):

Рис. 1.Присвоение места с 1-го до 12-го в штрих-коде.

2. Складывают цифры, находящиеся на четных местах, и полученную сумму умножают на 3. Например: 6 + 7 + 0 + 5 + 0 + + 1 = 19; 19x3 = 57;

3. Складывают цифры, находящиеся на нечетных местах. Например: 4+0+0+9+2+0= 15;

4. Складывают результаты, полученные в п. 2 и п. 3, и получают двух- или трехзначное число. Например: 15 +97 =112;

5. Оставляют у полученной итоговой суммы лишь число, находящееся на последнем месте. Например: 2;

6. Вычитают из 10 полученное число. Полученная разность и есть контрольное число, которое должно совпадать с тем, что указано в штриховом коде. Например: 10 — 2 = 8.

Код EAN-8 представлен на рисунке 2:

Рис.2.Расшифровка штрих-кода EAN-8:

код страны;

код изготовителя;

контрольное число.

Коды стран местонахождения баз данных о штрих-коде

Штрих-код

Страна

Штрих-код

Страна

Штрих-код

Страна

00-09

США и Канада

54

Бельгия и Люксембург

779

Аргентина

30-37

Франция

560

Португалия

780

Чили

380

Болгария

569

Исландия

786

Эквадор

383

Словения

57

Дания

789

Бразилия

385

Хорватия

590

Польша

80-83

Италия

400-440

Германия

599

Венгрия

84

Испания

460-469

Россия и СНГ

600-601

ЮАР

850

Куба

471

Тайвань

611

Марокко

858

Словакия

474

Эстония

613

Алжир

859

Чехия

475

Латвия

619

Тунис

860

Югославия

477

Литва

94

Новая Зеландия

869

Турция

482

Украина

64

Финляндия

87

Нидерланды

484

Молдова

690

КНР

880

Южная Корея

489

Гонконг

70

Норвегия

885

Таиланд

45 и 49

Япония

729

Израиль

888

Сингапур

50

Великобритания

73

Швеция

890

Индия

520

Греиия

750

Мексика

893

Вьетнам

529

Кипр

759

Венесуэла

90-91

Австрия

535

Мальта

76

Швейцария

93

Австралия

539

Ирландия

770

Колумбия

955

Малайзия

Вывод:

Вложения денежных средств в продукцию контролируются с помощью штрих-кода, нанесённого на этикетке к ней. Штрих-код позволяет распознавать информационную фальсификацию, сопровождающую обычно другие виды подделок. Чем больше покупатель владеет знаниями и умениями вычисления легальности и соответствия товара первоначально заданному образцу, тем выгоднее сохранит свой капитал. В качестве цитаты можно привести следующие слова «Мы не настолько богаты, чтобы часто покупать ту или иную вещь и не настолько здоровы, чтобы есть нездоровую пищу»

Думаю, что неправы мои сверстники, которые считают, что им не нужны знания о штрих-кодах. Без элементарных знаний по этой теме не получится правильно ориентироваться в этой жизни.

Заключение

Работа закончена. Нам было очень интересно выполнять эту работу.

Мир штрихового кодирования – удивительный и необычный, и за его внешней простотой скрывается невероятно много новых открытий и тайн.

Оказывается за время существования вычислительной техники по теории штрих-кодов было написано немало работ. Это говорит о том, что человечество всё-таки уделяет этому большое внимание. Для нас стало понятно, что эти знания важны для экономного использования денег, что немало важно для каждой семьи. Конечно, не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Думаю, что в своём исследовании мы доказала, что выбранная нами тема актуальна во все времена и особенно в настоящее время.

Просмотров работы: 764