НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Масловская Е.В. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Савина Л.Н. 1Керженцева Т.В. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Научно- исследовательская работа по математике состоит из двух глав четырёх параграфов, которые включают в себя две анкеты

Данное исследование проведено ученицей 8 класса. В процессе выполнения работы было опытным путём установлено, что применение настольных игр по математике развивает устойчивый познавательный интерес к предмету у школьников. В первой главе приведена подробная классификация настольных игр по математике.

Какой родитель не мечтает вырастить всесторонне развитого ребёнка? Но, в то же время, никому из нас не хочется лишать детей возможности просто поиграть. Делу время, потехе час, учит нас народная мудрость. А психологи в один голос утверждают, что лучше всего дети обучаются во время игры. Вот только где найти время и на обучение, и на игры?

Гениальное решение проблемы – настольные игры! Вы просто открываете коробку, изучаете правила, раскладываете поле, карточки, фишки… и начинается волшебство. Дети с увлечённостью, достойной подражания, осваивают логику, риторику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память и глазомер, попутно развивая как мелкую, так и крупную моторику.

Часто настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение. В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга – нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание – вследствие чего появляется интерес и азарт. Ну, а самое главное – происходит живое общение, чего, к сожалению, в наш век информационных технологий так не хватает.

Проблема исследования: как использовать настольные игры для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цель исследования: выявить эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование настольных  игр в процессе обучения математики поможет развивать:

интерес к изучению математики и к самой математике;

познавательный интерес детей;

познавательную активность на уроках математики;

развитие вышеуказанных предложений поможет развивать

познавательную деятельность на уроках математики.
Для достижения цели и гипотезы выделили следующие задачи:

изучить, проанализировать теорию об использовании настольных игр для активизации познавательной деятельности;

изучить особенности формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;

выявить возможности использования настольных игр в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В ходе исследовательской работы мы использовали следующие методы исследования:

а) анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;

б) интервьюирование;

в) апробирование;

г) анализ и классификация результатов исследования работы.

Этапы работы:

І этап – Теоретический. Выбор и формулировка темы исследования, определение проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, методов исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
ІІ этап  – Практический. Определение базы исследовательской работы, проведение опытно-экспериментальной работы, апробирование результатов исследования, анализ литературы по теме исследования, оформление теоретической части.
ІІІ этап  – Аналитический. Анализ, обобщение результатов исследования, составление рекомендаций и оформление исследовательской работы.

Теоретическая значимость исследования:

Изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной теме.

Доказана эффективность использования настольных игр для активизации познавательной деятельности младших школьников в области математики.

Достоверность результатов исследования - определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.

Глава 1.«Математические игры. Их классификация и психологическое обоснование»

1.1 Мнение психологов о влиянии математических игр на развитие умственных способностей ребёнка

  Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом. 
Игра, по мнению многих ученых-психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. 
Один Российский психолог считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с  развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. 
Игра, в частности математическая, необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти ребенком себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной. 
В педагогике к играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Игра - это занятие, во-первых, субъективно значимое, приятное, самостоятельное и добровольное, во-вторых, - имеющее аналог в реальной действительности, но отличающаяся своей не утилитарностью и буквальностью воспроизведения, в-третьих, - возникающая спонтанно или создаваемая искусственно для развития каких-либо функций или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения.
А.С. Макаренко считал, что «игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, пополнять жизнь детского коллектива интересным содержанием»

1.2 Классификация настольных математических игр

К настольным играм относят такие математические игры как математическое лото, игры на шахматной доске, игры со спичками, различные головоломки и т.п. Подготовительный этап таких игр проводится в основном перед самой игрой, на нем разъясняются в основном правила игры. Настольные математические игры не рассматриваются как отдельная форма внеклассного занятия, а используются обычно как часть занятия, могут быть включены в другие математические игры. Дети могут играть в них в любое свободное время, даже на перемене (например, разгадывать какую либо головоломку). 
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные настольные игры. 
Математическое лото. Правила у игры те же, что и при игре в обычное лото. Каждый из учеников получает карту, на которой написаны ответы. Ведущий игры берет пачку карточек, на которых написаны задания и вытаскивает одну из них. Читает задание, показывает всем участникам игры. Участники решают задания устно или письменно, получают ответ, находят его у себя на игральной карточке. Закрывают этот ответ специально заготовленными фишками. Выигрывает тот, кто первый закроет карточку. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим. Можно заготовить жетоны таким образом, что после закрытия всей карты, у учащегося получился с помощью этих жетонов рисунок, тем самым можно проверить правильность закрытия карты. Перед началом игры можно провести разминку, на которой вспоминаются формулы, правила, знания, необходимые для проведения игры. 

Игры со спичками. Данные игры могут проводиться в различной форме, но суть у них остается одна, учащимся даются задания, в которых нужно построить фигуру из спичек, путем перемещения одной или нескольких спичек получить другую фигуру. Вопрос игры и заключается в том, какую именно спичку нужно переложить. 
Очень нравятся детям игры-головоломки. В них нужно расположить особым образом определенные фигуры или числа в таблице. Возможен и другой вариант такой игры. Например, игра, где из различной формы кусочков бумаги нужно собрать фигуру, да еще попытаться найти, как можно больше различных вариантов.   
Настольные игры настолько многообразны, что описать их общую структуру очень сложно. Общее у них то, что они в основном не подвижные, индивидуальные, требуют умственного труда. Они захватывают и заинтересовывают учащихся, развивают у них настойчивость и упорство в достижении цели, способствуют возникновению интереса к математике

Математические мини-игры . На самом деле настольные игры тоже можно назвать мини-играми, но в них входят в основном «тихие» игры. К этому же виду относятся небольшие подвижные игры , которые могут быть включены как один из этапов в более большие математические игры, так и быть часть внеклассного занятия. 
 Структура математической игры

Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. 
Основными структурными компонентами математической игры являются  

игровые действия, игровой замысел,  содержание, оборудование, правила,  результат игры.

Остановимся более подробно на отдельных структурных компонентах математической игры. 
Игровой замысел – первый структурный компонент игры. Он выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел заложен в той задаче или системе задач, которые нужно решить в течение игрового процесса. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре не только развлекательный, но и познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний. 
Любая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной обстановки, но в то же время рабочей. Правила математических игр должны разрабатываться с учетом поставленных целей и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. 
Существенной стороной математической игры являются игровые действия. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель же, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих. 
Основой математической игры является ее содержание. Содержание заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей. 
К оборудованию математической игры относятся различные средства наглядности, раздаточный материал, то есть все то, что необходимо при проведении игры, ее конкурсов. 
Математическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи, в достижении поставленной перед учащимися цели игры. Полученный результат игры дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя же результат игры является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний и их применении, наличия математических способностей, интереса к математике. 
Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой. Отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, математическая игра или невозможна или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение упражнений и заданий.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату. Такая игра способствует возникновению желания участвовать в ней, пробуждает положительное отношение к ней, повышает познавательную активность и интерес. 

Глава 2.«Изучение эффективности использования настольной математической игры во внеурочное время»

2.1 Разработка математического лото «Знайка».

Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе был проведен опрос среди учеников 3,4,5 классов. Всего в опросе участвовало 60 человек . 
Анкета включала в себя следующие вопросы: 
1. Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике? 

2. Нравится ли вам посещать такие мероприятия? Почему? 
3. Что вам понравилось и не понравилось в математической игре,

в которой вы участвовали? 
4. После проведения игры стала ли вам больше нравиться

математика? 
5. Стали ли вы охотней заниматься на уроках математики, после

участия в математической игре? 

6. Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре? 
Результаты анкетирования учащихся были следующими: 
На первый вопрос: «Проводились ли у вас когда-нибудь игры по математике?», многие  учащиеся ответили положительно. Это значит, что в  школе используется такая форма внеклассной работы как математическая игра, и дети в большинстве своем посещают такие мероприятия. 
На второй же вопрос: «Нравится ли вам посещать такие мероприятия?», большинство учащихся ответили: «Да», а именно, 52 человека, что составляет 87% от всего количества опрашиваемых. Отрицательно ответили 4 человека, что составляет 7% от всех опрошенных. Остальные же 10 человек ответили: «Не знаю» (2 человека – 3%) и «В зависимости от того, какая игра» (2 человека – 3%). Следует заметить, что основной причиной отрицательного отношения к математическим играм является отрицательное отношение к самому предмету математике и к учебе в целом. Но таких учеников значительно меньше, по сравнению с остальными. 
Для того чтобы выделить достоинства и недостатки математической игры по сравнению с другими формами внеклассной работы, ученикам был задан вопрос: «Что вам понравилось и что не понравилось в математической игре, в которой вы участвовали?» Ученики ответили следующим образом

Понравилось 

Кол-во 

Не понравилось 

Кол-во 

Интересные задания 

18 чел 

Споры с командой-соперником 

1 чел 

Выигрывать 

5 чел 

Проигрыш 

1 чел 

Занятно, весело 

10 чел 

Не сложные задания 

2 чел 

Надо думать, считать 

4 чел 

Трудные задания 

2 чел 

Все 

15 чел 

Шумно

2 чел

 

 

   

На 6 вопрос: «Хотели бы вы еще поучаствовать в математической игре?» только 6 учеников ответили отрицательно из 75, 3 ответили, что не знают, 2 человека считают, что наверно и 64 человека с удовольствием бы посетили такое мероприятие еще раз. Это говорит о том, что внеклассные занятия, проводимые в форме математической игры, привлекают многих школьников.

Наряду с анкетированием и изучением методической и психолого-педагогической литературы, нами была проведена собственная опытная работа. Цель данной работы заключалась в том, чтобы исследовать, как влияет математическая игра на повышение познавательного интереса к математике. Оценка изменения познавательного интереса проводилась по критериям успеваемости, активности. Происходит ли рост успеваемости вследствие применения математической игры во внеклассных занятиях по математике. Повышается ли активность учащихся на уроках и во внеклассной работе по мере роста познавательного интереса. Для этого использовались такие методы как наблюдение.

На внеклассном занятии для учащихся проводилась математическая игра «лотознайка». Суть ее заключается в том, что учащимся раздаются карточки, на которых написаны примеры на таблицу умножения, которые надо решить, чтобы заполнить свою карточку быстрее других. Считать нужно быстро и точно, как только водящий называет ответ с фишки.

2.2 Исследование игры на 3 классе.

Исследование проводила Масловская Екатерина.

Первым учителем Екатерины была Паромова А.А. У многих её одноклассников была проблема с таблицей умножения, и мы подумали, что и сейчас у многих детей есть такая проблема и решили помочь классу первого учителя с этим трудным материалом.

Перед тем как подарить им эту игру, Катя провела тестирование. В котором содержались карточки с примерами на умножение и деление. Детям давалась одна минута на их решение.

Результаты тестирования: Справились с работой только сильные учащиеся. Некоторые выполнили только половину работы. А слабые смогли решить только по 1 примеру или не решили ничего.

Повторное тестирование за минуту проводилось спустя месяц, в течение которого учащиеся активно играли в лото на переменках и многие примеры просто выучили. Вот результаты: Половина класса справилось с данной работой полностью. Больше учеников справилось с половиной работы. И нет учеников, которые не решили ни одного примера.

  Среди всех форм внеклассной работы по математике можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и любимую для большинства школьников. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся к математике. 

На основании полученных результатов, и по отзывам учителя 3 класса можно судить о подтверждении гипотезы исследования. Как практика учителей со стажем, так и мой личный опыт подтверждают выдвинутую гипотезу: использование математической игры во внеклассной работе по математике способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике. На это указывают и мнения самих учеников, и повышение успеваемости, активности на уроках математики после проведения математических игр. 

Заключение

В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования математической игры во внеклассной работе по математике для развития познавательного интереса. Так же в работе были рассмотрены виды математических игр, технология проведения игры, структура, требования к подбору задач и проведению игры, особенности игры как формы внеклассной работы по математике, и самая ее главная особенность – укрепление и развитие познавательного интереса. 
В исследовательской части были приведены результаты анкетирования  учащихся, а также собственного опыта использования математической игры во внеклассной работе по математике. Выводы сделанные по этой части работы только подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. 
Как из теоретической части, так и из практической следует, что математическая игра отличается от других форм внеклассной работы по математике, тем, что может дополнять другие формы внеклассной работы по математике. А самое главное математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование математической игры во внеклассной работе по математике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся. 
Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что математическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться во внеклассной работе по математике как можно чаще. 

Определяя объект исследования, я поставила цель: выявить эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время. Рассмотрев классификацию настольных игр по математике, я решила проверить достоверность гипотезы исследования, что использование настольных  игр в процессе обучения математики поможет развивать:

Интерес к изучению математики и к самой математике;

Познавательный интерес детей;

Познавательную активность на уроках математики;

Развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики, на примере игры Лото. Процесс составления этого комплекта игры был для меня весьма интересен, так же увлекательным оказалось и отслеживание результатов на учащихся 3го класса.

В моей работе получено обоснование эффективности применения настольной игры для формирования познавательного интереса школьников к изучению математики. Проведены и получены все запланированные анкеты и диагностики. Считаю, что исследование удалось.

Просмотров работы: 1244