Введение
На уроке внеклассного чтения мы познакомились с произведение Григория Остера «38 попугаев» Это очень смешная и поучительная история, где измеряли длину удава. В итоге - рост удава получился - 38 попугаев или 5 мартышек, или всего два слоненка. Эге! — вдруг задумался удав. — А в попугаях-то я гораздо длиннее. В отличие от персонажей Г. Остера мы на уроках математики в 1-2 классе, уже познакомились с мерами длины: миллиметрами, сантиметрами, дециметрами и метрами. Но мне стало очень интересно, а что если я, как и обитатели этого тропического леса, измерю свой рост в разных единицах измерения. Да ещё и подключу своих одноклассников для расширения кругозора.
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для определенной местности, страны и даже времени, но мне ближе и интереснее старинные русские меры длины. Я думаю, что знать древнерусские меры полезно всем. Во-первых, что бы уметь сопоставлять старинные меры с современными мерами, во вторых – это наша история.
Объект изучения: старинные русские меры длины.
Цель работы: изучить и исследовать старинные русские меры длины.
Задачи проекта:
1.Изучить литературу по данной теме;
2. Установить длины старинных русских мер
3. Измерить рост учащихся 3 В класса и выразить рост одноклассников через старинные единицы длины;
4.Сделать сравнительный анализ изменения роста одноклассников за 4 месяца.
5. Познакомить учащихся с мерами длины и развить интерес к изучению метрологии.
Методы исследования: сбор данных, изучение литературы, сравнительный анализ.
Актуальность: данной работы обусловлена развитием математического мышления, основываясь на единицы измерения старинных русских мер.
1.Основная часть
Старинные русские меры длины
Я узнал, что в давние времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела. Это удобно - руки и ноги всегда при себе.
Основные древнерусские меры длины носят названия частей тела.
Вершо́к:
Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста, т.е. верх пальца. Некоторые источники говорят, что эта мера равна основной фаланги указательного пальца, другие пишут, что шириной двух пальцев – указательному и среднему. Единственно, что точно удалось выяснить – размер вершка равен 4,5 см.
Одно из первых упоминаний вершка в русских текстах содержится в «Домострое». Автор советует при пошиве одежды для молодых людей ткань «згибати вершка по два и по три на подоле и по краем и по швом и по рукавом». Для того чтобы через несколько лет, когда молодой человек вырастет, загнутое отогнуть, и «опять платно хорошо станет лет на пять и на шесть». Моя мама подшивает мне брюки для школы, так же как написано в «Домострое» . Оказывается, у нас дома есть эта книга.
Эта мера длины встречается в пословицах, поговорках и сказках:
«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
«На вершок от гибели» - о грозящей гибели.
В произведении «Конек - Горбунок» Петра Ершова, я встретил слова «Да еще рожу конька ростом только в три вершка…» Это что же получается, Конек-Горбунок был приблизительно
(4,5 х 3 = 13,5 см)? Очень уж он маленький получается.
Пядь:
Есть выражение «семь пядей во лбу» его используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Меньшая мера длины - малая пядь, является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами. Она соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см
Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам — среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.
Становиться понятным, что «семь пядей во лбу» - это преувеличение, даже если мерить моими мерками, ведь когда я измерил расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами, получилось13 см.
Локоть
Мера локоть широко использовалась в 11-16 веках - строго определённой величины она не имела. Эта мера была от 38 до 46 см.
Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки. Поэтому и разница была целых 10 см.
В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки. Считалось, что локоть равен двум пядям. (19+19=38 см)
Аршин
С конца 16 века локоть начал вытесняться более крупной единицей длины — аршином, использование, которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым — иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в 17 веке был признан официальной мерой длины в государстве.
Считается, что слово «аршин» произошло от персидского «арш» — локоть. Аршин равнялся длине руки — от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.
В 16-17 столетиях его величина составляла около 71 см.
После того, как я узнал, что такое аршин и как производились замеры роста с помощью аршина, я смог понять, какого роста был Конек-Горбунок и какого размера были у него уши (да с аршинными ушами…). Оказывается, писателем использован обычный для 19 века способ описания роста взрослого человека и крупных животных, когда упоминается только количество вершков свыше двух аршин. Аршины подразумевались сами собой, но не назывались. Рост обозначался в вершках после двух аршин. Следовательно, считать рост нужно по формуле: "Столько-то вершков сверх двух аршин" (Словарь современного русского литературного языка) и тогда получается, что рост Конька-Горбунка должен равняться 2 аршинам (71 см+71 см=1м 42 см) + 3 вершка (4,5 см+4,5 см + 4,5 см=13,5 см), итого получается 1 м 55см. А уши у него были 71 см.
Сажень
Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – насколько можно было дотянуться рукой. Сажени использовались в основном для измерения средних величин. Сажень лишь немного превышает 2 метра.
По данным историков и архитекторов, саженей было более 10. Они имели свои названия и значения:
городовая 248,8 см греческая 230,4 см царская 197,4 см народная 176 см простая 150,8 см |
великая 244 см казенная 217.6 см церковная 186,4 см кладочная 159,7 см малая 142,4 см |
Наибольшее распространение и применение на Руси получили маховая и косая сажень. Маховая сажень - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук – 176 см.
Косая сажень - расстояние от большого пальца левой стопы до среднего пальца поднятой вверх правой руки – 248 см.
Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени», применявшиеся в строительстве и при измерении расстояний.
Все изученные мной меры длины, имеют один существенный недостаток: единицы являются различными для разных людей. На первых порах развития человеческого общества, когда измерения производились приблизительно, этот недостаток ещё не ощущался, но в дальнейшем возникла необходимость в более точных измерениях. Для измерения различных величин (очень маленьких и очень больших) необходима целая система мер. Тогда были созданы определённые единицы измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения – эталоны.
Меры, входящие в систему мер, связаны между собой.
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.
1.2. Метрическая система мер
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).
Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться, как длина и вес международных эталонов.
В России учёные с начала 19 века приняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Для популяризации новых мер поэт В. Маяковский в 1923 г. написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Эти строки печатались на конфетных обёртках. Серия называлась «Новые меры». С 1 января 1927 года, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Творцы этой универсальной системы мер написали на эталоне метра:
«На все времена всем народам!».
Исследовательский блок
2.1 Установление длины старинных русских мер:
При изучении старинных русских мер я каждый раз мерил и себя. Значения отличались от написанных в книжках. Поэтому было принято решение измерить ещё несколько человек. В эксперименте приняли участие мои родители, классный руководитель и я. Мы измеряли вершок, пядь, локоть, аршин. Все результаты измерения собраны в таблицу:
Измеряемые |
Вершок |
Малая пядь |
Пядь с кувырком |
Локоть |
Аршин |
Мама |
3,8 |
18 |
22 |
42 |
66 |
Папа |
4,5 |
21 |
27 |
49 |
73 |
Классный руководитель |
4 |
19 |
23 |
43 |
67 |
Я |
2,5 |
13 |
16 |
32 |
51 |
Приказ Петра 1
Опытным путем я выяснил, что каждая мера длины имеет приблизительное значение. Одна и та же единица измерения получилась у всех разной. Вот уж действительно: «Всяк купец на свой аршин меряет». Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой),на которую, обычно наносили деления в вершках, или по-быстрому отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
А потом мне стало интересно, сколько же вершков моя соседка по парте, сколько аршин самый высокий одноклассник, и на сколько вершков я вырос за лето.
Сравнительный анализ в роста одноклассников
В конце второго класса, наш медработник измеряла всех учеников. В начале этого учебного года, я с моим руководителем в качестве исключения попросили, еще раз замерить наш класс. Был произведен замер роста учащихся 3 класса и были взяты данные за прошлый год, я выразил их через уже понятные мне единицы длины: вершок – 4,4 см; пядь - 19 см; локоть – 38 см; аршин- 71 см и сделал сравнительный анализ полученных данных.
2В класс – май 2018
№ |
Класс |
См |
Вершок |
Пядь |
Локоть |
Аршин |
1 |
Братко Вика |
141 |
32,045 |
7,421 |
3,711 |
1,986 |
2 |
Гавриленко Ярик |
140 |
31,818 |
7,368 |
3,684 |
1,972 |
3 |
Горбатенко Даша |
134 |
30,455 |
7,053 |
3,526 |
1,887 |
4 |
Дубровина Даша |
130 |
29,545 |
6,842 |
3,421 |
1,831 |
5 |
Зырянова Юля |
123 |
27,955 |
6,474 |
3,237 |
1,732 |
6 |
Кондаков Костя |
142 |
32,273 |
7,474 |
3,737 |
2,000 |
7 |
Лакомов Святик |
141 |
32,045 |
7,421 |
3,711 |
1,986 |
8 |
Лебединский Антон |
142 |
32,273 |
7,474 |
3,737 |
2,000 |
9 |
Лысенко Ксюша |
130 |
29,545 |
6,842 |
3,421 |
1,831 |
10 |
Малахов Ярик |
135 |
30,682 |
7,105 |
3,553 |
1,901 |
11 |
Муравьева Яна |
134 |
30,455 |
7,053 |
3,526 |
1,887 |
12 |
Пелипенко Катя |
133 |
30,227 |
7,000 |
3,500 |
1,873 |
13 |
Саидова Илона |
140 |
31,818 |
7,368 |
3,684 |
1,972 |
14 |
Савчук Лиза |
142 |
32,273 |
7,474 |
3,737 |
2,000 |
15 |
Семенов Матвей |
145 |
32,955 |
7,632 |
3,816 |
2,042 |
16 |
Тарасенко Катя |
136 |
30,909 |
7,158 |
3,579 |
1,915 |
17 |
Уфлянд Кирилл |
134 |
30,455 |
7,053 |
3,526 |
1,887 |
18 |
Филимонов Сережа |
133 |
30,227 |
7,000 |
3,500 |
1,873 |
19 |
Филипас Данил |
146 |
33,182 |
7,684 |
3,842 |
2,056 |
20 |
Щученков Максим |
128 |
29,091 |
6,737 |
3,368 |
1,803 |
21 |
Юнусов Рустем |
128 |
29,091 |
6,737 |
3,368 |
1,803 |
Средний рост одноклассников 2 В касса
См |
Вершок |
Пядь |
Локоть |
Аршин |
136,04 |
30,92 |
7,16 |
3,58 |
1,91 |
3В класс – октябрь 2018
№ |
Класс |
См |
Вершок |
Пядь |
Локоть |
Аршин |
1 |
Братко Вика |
143 |
32,500 |
7,526 |
3,763 |
2,014 |
2 |
Гавриленко Ярик |
141 |
32,045 |
7,421 |
3,711 |
1,986 |
3 |
Горбатенко Даша |
138 |
31,364 |
7,263 |
3,632 |
1,944 |
4 |
Дубровина Даша |
132 |
30,000 |
6,947 |
3,474 |
1,859 |
5 |
Зырянова Юля |
125 |
28,409 |
6,579 |
3,289 |
1,761 |
6 |
Кондаков Костя |
143 |
32,500 |
7,526 |
3,763 |
2,014 |
7 |
Лакомов Святик |
145 |
32,955 |
7,632 |
3,816 |
2,042 |
8 |
Лебединский Антон |
145 |
32,955 |
7,632 |
3,816 |
2,042 |
9 |
Лысенко Ксюша |
131 |
29,773 |
6,895 |
3,447 |
1,845 |
10 |
Малахов Ярик |
139 |
31,591 |
7,316 |
3,658 |
1,958 |
11 |
Муравьева Яна |
137 |
31,136 |
7,211 |
3,605 |
1,930 |
12 |
Пелипенко Катя |
139 |
31,591 |
7,316 |
3,658 |
1,958 |
13 |
Саидова Илона |
141 |
32,045 |
7,421 |
3,711 |
1,986 |
14 |
Савчук Лиза |
143 |
32,500 |
7,526 |
3,763 |
2,014 |
15 |
Семенов Матвей |
150 |
34,091 |
7,895 |
3,947 |
2,113 |
16 |
Тарасенко Катя |
138 |
31,364 |
7,263 |
3,632 |
1,944 |
17 |
Уфлянд Кирилл |
139 |
31,591 |
7,316 |
3,658 |
1,958 |
18 |
Филимонов Сережа |
135 |
30,682 |
7,105 |
3,553 |
1,901 |
19 |
Филипас Данил |
151 |
34,318 |
7,947 |
3,974 |
2,127 |
20 |
Щученков Максим |
130 |
29,545 |
6,842 |
3,421 |
1,831 |
21 |
Юнусов Рустем |
129 |
29,318 |
6,789 |
3,395 |
1,817 |
Средний рост одноклассников 3 В касса
См |
Вершок |
Пядь |
Локоть |
Аршин |
138,76 |
31,53 |
7,30 |
3,65 |
1,95 |
Мои одноклассники в среднем выросли за 4 месяца на:
См |
Вершок |
Пядь |
Локоть |
Аршин |
2,72 |
0,61 |
0,14 |
0,07 |
0,04 |
Заключение
В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме старинные русские меры и метрическая система мер. Данная работа оказалась очень интересной не только мне, но моим одноклассникам. В результате было получено много новой информации о единицах измерения Древней Руси, их простоте и, одновременно, сложности. Так же не только я, но и мои одноклассники научились выражать одни единицы измерения через другие. Таким образом, данная работа помогла приобрести новые знания и навыки в составлении задач с разными единицами измерения и переводить одни единицы через другие. Теперь, встретив где-нибудь в литературном произведении слова «верста», «аршин» и «сажень», я без труда смогу объяснить, что это, как меряется и сколько составляет.
В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:
• меры длины существовали в старинные времена, и все они были связаны с частями тела человека;
• в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• опытным путем выяснил, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений.
Список используемых источников:
1. Батрак А.П. Метрология. Электр. учеб. пособие. – Красноярск, 2008.
2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики». Москва «Просвещение»,1989.
3. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985.
4. Шарыгин И. Ф. пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002.
5.Информация из Интернета
https://docviewer.yandex.ru
https://ru.wikipedia.org
6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия, 2002
7. Ершов П.П. Конек - Горбунок
8.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
9. Г. Остер «38 попугаев