СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА

Щученков  М.А. 1
1МБОУ лицей №4
Чередниченко Г.В. 1
1МБОУ лицей №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроке внеклассного чтения мы познакомились с произведение Григория Остера «38 попугаев» Это очень смешная и поучительная история, где измеряли длину удава. В итоге - рост удава получился - 38 попугаев или 5 мартышек, или всего два слоненка. Эге! — вдруг задумался удав. — А в попугаях-то я гораздо длиннее. В отличие от персонажей Г. Остера мы на уроках математики в 1-2 классе, уже познакомились с мерами длины: миллиметрами, сантиметрами, дециметрами и метрами. Но мне стало очень интересно, а что если я, как и обитатели этого тропического леса, измерю свой рост в разных единицах измерения. Да ещё и подключу своих одноклассников для расширения кругозора.

На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для определенной местности, страны и даже времени, но мне ближе и интереснее старинные русские меры длины. Я думаю, что знать древнерусские меры полезно всем. Во-первых, что бы уметь сопоставлять старинные меры с современными мерами, во вторых – это наша история.

Объект изучения: старинные русские меры длины.

Цель работы: изучить и исследовать старинные русские меры длины.

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по данной теме;

2. Установить длины старинных русских мер

3. Измерить рост учащихся 3 В класса и выразить рост одноклассников через старинные единицы длины;

4.Сделать сравнительный анализ изменения роста одноклассников за 4 месяца.

5. Познакомить учащихся с мерами длины и развить интерес к изучению метрологии.

Методы исследования: сбор данных, изучение литературы, сравнительный анализ.

Актуальность: данной работы обусловлена развитием математического мышления, основываясь на единицы измерения старинных русских мер.

1.Основная часть

Старинные русские меры длины

Я узнал, что в давние времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела. Это удобно - руки и ноги всегда при себе.

Основные древнерусские меры длины носят названия частей тела.

Вершо́к:

Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста, т.е. верх пальца. Некоторые источники говорят, что эта мера равна  основной фаланги указательного пальца, другие пишут, что шириной двух пальцев – указательному и среднему. Единственно, что точно удалось выяснить – размер вершка равен 4,5 см.


Одно из первых упоминаний вершка в русских текстах содержится в «Домострое». Автор советует при пошиве одежды для молодых людей ткань «згибати вершка по два и по три на подоле и по краем и по швом и по рукавом». Для того чтобы через несколько лет, когда молодой человек вырастет, загнутое отогнуть, и «опять платно хорошо станет лет на пять и на шесть». Моя мама подшивает мне брюки для школы, так же как написано в «Домострое» . Оказывается, у нас дома есть эта книга.

Эта мера длины встречается в пословицах, поговорках и сказках:

«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

«На вершок от гибели» - о грозящей гибели.

В произведении  «Конек - Горбунок» Петра Ершова, я встретил слова «Да еще рожу конька ростом только в три вершка…» Это что же получается, Конек-Горбунок был приблизительно

(4,5 х 3 = 13,5 см)? Очень уж он маленький получается.

Пядь:

Есть выражение «семь пядей во лбу» его используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Меньшая мера длины - малая пядь, является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами. Она соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см

Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам — среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.

Становиться понятным, что «семь пядей во лбу» - это преувеличение, даже если мерить моими мерками, ведь когда я измерил расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами, получилось13 см.

Локоть

Мера локоть широко использовалась в 11-16 веках - строго определённой величины она не имела. Эта мера была от 38 до 46 см.

Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки. Поэтому и разница была целых 10 см.

В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки. Считалось, что локоть равен двум пядям. (19+19=38 см)

Аршин

С конца 16 века локоть начал вытесняться более крупной единицей длины — аршином, использование, которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым — иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в 17 веке был признан официальной мерой длины в государстве.

Считается, что слово «аршин» произошло от персидского «арш» — локоть. Аршин равнялся длине руки — от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.

В 16-17 столетиях его величина составляла около 71 см.

После того, как я узнал, что такое аршин и как производились замеры роста с помощью аршина, я смог понять, какого роста был Конек-Горбунок и какого размера были у него уши (да с аршинными ушами…). Оказывается, писателем использован обычный для 19 века способ описания роста взрослого человека и крупных животных, когда упоминается только количество вершков свыше двух аршин. Аршины подразумевались сами собой, но не назывались. Рост обозначался в вершках после двух аршин. Следовательно, считать рост нужно по формуле: "Столько-то вершков сверх двух аршин" (Словарь современного русского литературного языка) и тогда получается, что рост Конька-Горбунка должен равняться 2 аршинам (71 см+71 см=1м 42 см) + 3 вершка (4,5 см+4,5 см + 4,5 см=13,5 см), итого получается 1 м 55см. А уши у него были 71 см.

Сажень

Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – насколько можно было дотянуться рукой. Сажени использовались в основном для измерения средних величин. Сажень лишь немного превышает 2 метра.

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10. Они имели свои названия и значения:

городовая 248,8 см

греческая 230,4 см

царская 197,4 см

народная 176 см

простая 150,8 см

великая 244 см

казенная 217.6 см

церковная 186,4 см

кладочная 159,7 см

малая 142,4 см

Наибольшее распространение и применение на Руси получили маховая и косая сажень. Маховая сажень - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук – 176 см.

Косая сажень - расстояние от большого пальца левой стопы до среднего пальца поднятой вверх правой руки – 248 см.

Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени», применявшиеся в строительстве и при измерении расстояний.

Все изученные мной меры длины, имеют один существенный недостаток: единицы являются различными для разных людей. На первых порах развития человеческого общества, когда измерения производились приблизительно, этот недостаток ещё не ощущался, но в дальнейшем возникла необходимость в более точных измерениях. Для измерения различных величин (очень маленьких и очень больших) необходима целая система мер. Тогда были созданы определённые единицы измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения – эталоны.

Меры, входящие в систему мер, связаны между собой.

На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.

1.2. Метрическая система мер

Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).

Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).

К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.

В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться, как длина и вес международных эталонов.

В России учёные с начала 19 века приняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.

Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Для популяризации новых мер поэт В. Маяковский в 1923 г. написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Эти строки печатались на конфетных обёртках. Серия называлась «Новые меры». С 1 января 1927 года, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Творцы этой универсальной системы мер написали на эталоне метра:

«На все времена всем народам!».

Исследовательский блок

2.1 Установление длины старинных русских мер:

При изучении старинных русских мер я каждый раз мерил и себя. Значения отличались от написанных в книжках. Поэтому было принято решение измерить ещё несколько человек. В эксперименте приняли участие мои родители, классный руководитель и я. Мы измеряли вершок, пядь, локоть, аршин. Все результаты измерения собраны в таблицу:

Измеряемые

Вершок

Малая пядь

Пядь с кувырком

Локоть

Аршин

Мама

3,8

18

22

42

66

Папа

4,5

21

27

49

73

Классный руководитель

4

19

23

43

67

Я

2,5

13

16

32

51

Приказ Петра 1

Опытным путем я выяснил, что каждая мера длины имеет приблизительное значение. Одна и та же единица измерения получилась у всех разной. Вот уж действительно: «Всяк купец на свой аршин меряет». Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой),на которую, обычно наносили деления в вершках, или по-быстрому отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

А потом мне стало интересно, сколько же вершков моя соседка по парте, сколько аршин самый высокий одноклассник, и на сколько вершков я вырос за лето.

Сравнительный анализ в роста одноклассников

В конце второго класса, наш медработник измеряла всех учеников. В начале этого учебного года, я с моим руководителем в качестве исключения попросили, еще раз замерить наш класс. Был произведен замер роста учащихся 3 класса и были взяты данные за прошлый год, я выразил их через уже понятные мне единицы длины: вершок – 4,4 см; пядь - 19 см; локоть – 38 см; аршин- 71 см и сделал сравнительный анализ полученных данных.

2В класс – май 2018

Класс

См

Вершок

Пядь

Локоть

Аршин

1

Братко Вика

141

32,045

7,421

3,711

1,986

2

Гавриленко Ярик

140

31,818

7,368

3,684

1,972

3

Горбатенко Даша

134

30,455

7,053

3,526

1,887

4

Дубровина Даша

130

29,545

6,842

3,421

1,831

5

Зырянова Юля

123

27,955

6,474

3,237

1,732

6

Кондаков Костя

142

32,273

7,474

3,737

2,000

7

Лакомов Святик

141

32,045

7,421

3,711

1,986

8

Лебединский Антон

142

32,273

7,474

3,737

2,000

9

Лысенко Ксюша

130

29,545

6,842

3,421

1,831

10

Малахов Ярик

135

30,682

7,105

3,553

1,901

11

Муравьева Яна

134

30,455

7,053

3,526

1,887

12

Пелипенко Катя

133

30,227

7,000

3,500

1,873

13

Саидова Илона

140

31,818

7,368

3,684

1,972

14

Савчук Лиза

142

32,273

7,474

3,737

2,000

15

Семенов Матвей

145

32,955

7,632

3,816

2,042

16

Тарасенко Катя

136

30,909

7,158

3,579

1,915

17

Уфлянд Кирилл

134

30,455

7,053

3,526

1,887

18

Филимонов Сережа

133

30,227

7,000

3,500

1,873

19

Филипас Данил

146

33,182

7,684

3,842

2,056

20

Щученков Максим

128

29,091

6,737

3,368

1,803

21

Юнусов Рустем

128

29,091

6,737

3,368

1,803

Средний рост одноклассников 2 В касса

См

Вершок

Пядь

Локоть

Аршин

136,04

30,92

7,16

3,58

1,91

3В класс – октябрь 2018

Класс

См

Вершок

Пядь

Локоть

Аршин

1

Братко Вика

143

32,500

7,526

3,763

2,014

2

Гавриленко Ярик

141

32,045

7,421

3,711

1,986

3

Горбатенко Даша

138

31,364

7,263

3,632

1,944

4

Дубровина Даша

132

30,000

6,947

3,474

1,859

5

Зырянова Юля

125

28,409

6,579

3,289

1,761

6

Кондаков Костя

143

32,500

7,526

3,763

2,014

7

Лакомов Святик

145

32,955

7,632

3,816

2,042

8

Лебединский Антон

145

32,955

7,632

3,816

2,042

9

Лысенко Ксюша

131

29,773

6,895

3,447

1,845

10

Малахов Ярик

139

31,591

7,316

3,658

1,958

11

Муравьева Яна

137

31,136

7,211

3,605

1,930

12

Пелипенко Катя

139

31,591

7,316

3,658

1,958

13

Саидова Илона

141

32,045

7,421

3,711

1,986

14

Савчук Лиза

143

32,500

7,526

3,763

2,014

15

Семенов Матвей

150

34,091

7,895

3,947

2,113

16

Тарасенко Катя

138

31,364

7,263

3,632

1,944

17

Уфлянд Кирилл

139

31,591

7,316

3,658

1,958

18

Филимонов Сережа

135

30,682

7,105

3,553

1,901

19

Филипас Данил

151

34,318

7,947

3,974

2,127

20

Щученков Максим

130

29,545

6,842

3,421

1,831

21

Юнусов Рустем

129

29,318

6,789

3,395

1,817

Средний рост одноклассников 3 В касса

См

Вершок

Пядь

Локоть

Аршин

138,76

31,53

7,30

3,65

1,95

Мои одноклассники в среднем выросли за 4 месяца на:

См

Вершок

Пядь

Локоть

Аршин

2,72

0,61

0,14

0,07

0,04

Заключение

В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме старинные русские меры и метрическая система мер. Данная работа оказалась очень интересной не только мне, но моим одноклассникам. В результате было получено много новой информации о единицах измерения Древней Руси, их простоте и, одновременно, сложности. Так же не только я, но и мои одноклассники научились выражать одни единицы измерения через другие. Таким образом, данная работа помогла приобрести новые знания и навыки в составлении задач с разными единицами измерения и переводить одни единицы через другие. Теперь, встретив где-нибудь в литературном произведении слова «верста», «аршин» и «сажень», я без труда смогу объяснить, что это, как меряется и сколько составляет.

В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:

• меры длины существовали в старинные времена, и все они были связаны с частями тела человека;

• в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;

• опытным путем выяснил, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений.

Список используемых источников:

1. Батрак А.П. Метрология. Электр. учеб. пособие. – Красноярск, 2008.

2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики». Москва «Просвещение»,1989.

3. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985.

4. Шарыгин И. Ф. пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002.

5.Информация из Интернета

https://docviewer.yandex.ru

https://ru.wikipedia.org

6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия, 2002

7. Ершов П.П. Конек - Горбунок

8.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

9. Г. Остер «38 попугаев

Просмотров работы: 571