Влияние шашек на математику и успеваемость

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние шашек на математику и успеваемость

Габышева Д.Д. 1
1МБОУ "Намская СОШ №2"
Дьяконова П.Г. 1
1МБОУ "Намская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Шашки – настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определенным образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски.

Математика – это наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.[1]

Актуальность: В наше время очень много увлекательных игр. Большинство современных детей предпочитают компьютерные игры. Но давно известно, что настольные игры развивают смекалку, внимание, память, вырабатывают у ребенка дисциплинированность, целеустремленность и волю к победе. А это такие важные качества для достижения успехов и самореализации в будущем. Шашки один из таких видов игр, которые как раз объединяют в себе все вышеуказанное.

Проблема: Как развить в ребенке интерес к шашкам и математике.

Цель: Изучить влияние шашек на математическое способности и взаимосвязь с успеваемостью.

Объект исследования: шашки.

Предмет исследования: школьники и взрослые.

Методы исследования:

Анкетирование путем проведения опроса.

Анализ собранной информации.

Задачи:

Изучить историю возникновения шашек.

Провести опрос среди детей и взрослых.

Придумать игру для детей и показать на примере.

История возникновения шашек

Шашки – одна из самых древних игр. Известно, что ими увлекались еще египетские фараоны. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот, а древние греки приписывали создание этой игры вестнику богов Гермесу, покровителю воров и торговцев.[2]

О популярности шашек на Руси свидетельствуют находки археологов. Так в слоях, относящихся к 10 веку, были обнаружены шашки из камня, янтаря и глины. Считается, что эта игра была завезена в Киевскую Русь викингами, поскольку похожие шашки, принадлежавшие к этой эпохе, были найдены в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. В средневековой Европе умение играть в шашки считалось одной из рыцарских добродетелей.[2]

Во времена Петра I игре в шашки и шахматы уделялось особое внимание. На учрежденных императором ассамблеях для игроков выделалась особая комната.[2]

Первую статью о шашках в России написал в 1803 году Н.М. Карамзин. Среди русских поэтов и писателей шашками увлекались: Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. Наполеон Бонапарт (Рис.1) предпочитал шашки шахматам, черпая в той игре стратегию ведения боя, известно, что он никогда не расставался перламутровой шашечной доской.[2]

Рисунок 1. Наполеон Бонапарт во время боя

История шашек, как и многих других игр, уходит в далекую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте (Рис.2) и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооруженным глазом видно сходство игры в шахматы и шашки – об этом говорят и клетчатые доски, и разделенные на «черные» и «белые» фигуры, и поочередность ходов и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны – игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.[2]

Рисунок 2. Древние фараоны играют в шашки

Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Так до сих пор в некоторых частях Англии называют «draughts» - словом, обозначающим ход королевы в шахматах.[2]

Современное название игры в шашки появилось от слова, обозначающего шахматную доску «checkered» - что в переводе означает «клетчатый».[2]

В 16 веке в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать. Это правило действует до сих пор в неизменном виде.[2]

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведен в 1847 году. Выиграл шотландец Энрдю Андерсон. Игра проходила в стиле «ходи как нравится». Такая игра в большинстве случаев приводит к ничейным результатам. Чтобы изменить это в правила внесли двухходовый запрет. А позже трехходовый запрет.[2]

Шашки приобретают всю большую популярность. В 19 веке проводятся национальные чемпионаты. Из-за отсутствия единых правил долгое время не удавалось организовать международные соревнования. Но, наконец, был найден «компромисс» в виде 100-клеточных шашек.[2]

Существуют следующие виды шашек по размерам доски:

12х12 канадские шашки;

10х10 международные шашки;

8 х 8 русские шашки.

А также бывают бразильские, английские, итальянские, испанские, турецкие, ставропольские.

Влияние шашек на математические способности и успеваемость

Исследование путем опроса

Шашки – это игра, которую знает каждое поколение. В нее можно играть дома, в дороге, в одиночку или с друзьями. А еще можно найти на компьютере и мобильных устройствах. Правила просты и понятны, но в то же время сложные. Необходимо решать много различных задач. Их бесконечное количество. Тем и увлекательна эта игра. Играя в нее - мы развиваем память, ум, внимание, терпение. Что очень важно для жизнедеятельности человека.

Шашки это также спорт, которая набирает огромную популярность не только в России, но и в других странах мира. А спорт, как нам известно, помогает нам развить настойчивость, характер, целеустремленность.

Шашки - это психологическая нагрузка, где несколько часов подряд один решаешь проблемы, возникающие на доске. Он качает мозг и развивает соревновательный характер.

Даже если человек не занимается шашками профессионально, надо хотя бы время от времени включать в свой «рацион» дня. Потому что, я считаю, что он тесно взаимосвязан с математикой (одним из основных предметов в школе и университете), а также влияет на общую успеваемость детей, успех и востребованность человека в будущем.

Для того, чтоб выяснить так ли это в действительности, я провела исследование путем опроса среди детей (Приложение 1) и взрослых (Приложение 2).

Как мы видим, были опрошены две категории людей: это дети до 17 лет и взрослые от 30 и выше. Всего было опрошено 216 человек (результаты ответов респондентов показано в Приложении 3). Опрос проводился путем заполнения анкет (бумажно) для детей и через мессенджер whatsappсреди взрослых.

Исследования среди детей (всего 50 человек):

Рисунок 3. Кто из опрошенных детей играет в шашки, кто - нет

Рисунок 4. Показатели успеваемости среди детей, играющих в шашки

Рисунок 5.Показатели успеваемости среди детей, не играющих в шашки

Исследования среди взрослых (всего 100 человек):

Рисунок 6. Сколько человек играет в шашки среди взрослого населения

Рисунок 7. Оценка качеств жизни среди взрослых, ранее игравших в шашки

Рисунок 8. Оценка качеств жизни среди взрослых, ранее не игравших в шашки

Результаты опроса среди детей показали следующее: те, кто занимаются (или ранее занимались шашками) им предмет "математика" дается легко, среди них отличников и хорошистов больше, чем у тех, кто не интересуются шашками.

А среди взрослых: те, кто занимался (или занимается шашками) им математика также давалась легко, и они практически все имеют больше баллов во всех трех категориях. Т.е. успешны в работе, в финансах и самореализовались в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что моя теория доказана на 99,9%.

Настольные игры и развитие ребенка

Согласно проведенным исследованиям, шашки безусловно влияют на математические способности, успеваемость в школе и дальнейший успех ребенка во взрослой жизни. Значит, необходимо заинтересовать ребенка к играм в шашки, создать для этого благоприятные условия.

Настольные игры оказывают немаловажное влияние на интеллектуальные способности ребенка, формирование его личности. Ведь проще всего в игровой форме усвоить знания о различных сторонах жизни. Разнообразие настольных игр в нашем мире очень велика. Они все безусловно помогают в развитии ребенка. Есть игры простые и смешные, а есть сложные и интересные. Что они нам дают:

1) ребенок учится сидеть на одном месте;

2) развивают любознательность;

3) развивают координацию движений и мелкую моторику;

4) отличный способ для общения с друзьями.

Поэтому мы с мамой придумали такую коробку c играми и назвали "BOXplay". Это комплекс развивающих игр. Она ориентирована для детей дошкольного возраста и начальных классов.

Здесь есть: шашки, сонор, карточки, домино, бизиборд, блокнот, краски, кубики-рубики. Многое мы делали своими руками. А также положили туда книжечку со стишком, это своеобразная "рекламка" для детей, чтоб привлечь их к игре шашками.

Рисунок 9. Распакованный BOXplay

Конечно, все это можно приобрести в магазине, но когда делаешь сам, это:

1) интересно,

2) взаимодействие с родителями,

3) экономия семейного бюджета.

BOXplay удобен тем, что это:

1) порядок в доме,

2) в любой момент можно взять его с собой в дорогу.

Рисунок 10. Собранный BOXplay

Как бы в современном мире не были популярны компьютерные игры и мобильные приложения, настольные игры - это хорошая база для всестороннего развития ребенка. Плюс это общение с реальными людьми, что являтся глобальной проблемой в нашем мире.

На слайде показано видео, как дети в детском саду познакомились с BOXplay. Им очень понравилось. Играли с удовольствием.

Рисунок 11. Дети детского сада №4 "Чэчир" с играми из "BOXplay"

Рисунок 12. Маленькая девочка с бизибордом из "BOXplay"

Заключение

Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что шашки безусловно влияют на математические способности и успеваемость в целом, а также дальнейший успех во взрослой жизни.

Шашки и математика развивают:

усидчивость,

целеустремленность,

характер,

дисциплинированность,

решительность,

смелость,

выдержку,

волю к победе.

Исходя из этого, хотелось бы порекомендовать детям и их родителям заниматься шашками, а также другими видами настольных игр.

Хотелось бы закончить свой доклад цитатой французского философа Пьера Буаст "Образование - клад, а труд - ключ к нему".

Использованная литература:

http://ru.m.wikipedia.org

http://www.onlineigry.com

Приложение 1

ОПРОС

(среди детей школьного возраста)

1) Вы играете (или играли ранее в шашки)?

да___ нет___

2) математика легко вам дается в школе?

да___ нет___

3) Вы отличник, хорошист, троечник, двоечник (подчеркните нужно).

***ответьте, пожалуйста, максимально быстро и честно

**необходимо выбрать только 1 вариант ответа

Благодарим за ответ!

Приложение 2

ОПРОС

(среди взрослого населения)

1) Вы играете (или играли ранее в шашки)?

да___ нет___

2) математика легко вам давалась в школе?

да___ нет___

3) как вы оцениваете следующие критерии своей жизни (оцениваем в баллах по шкале от 1 до 10):

а) успех в работе ___

б) успех в финансах ___

в) самореализация ___

***ответьте, пожалуйста, максимально быстро и честно

**необходимо выбрать только 1 вариант ответа

Благодарим за ответ!

Приложение 3

               
               
               
 

Результаты ответов респондентов

               
 

(дети)

   
               
 

 

 

 

 

 

   
 

 

играют в шашки,

в шт

не играют шашки,

в шт

           
 

всего

28

22

       
 

математика

 

 

       
 

****легко

21

6

       
 

****не легко

7

16

       
 

отличник

8

1

       
 

хорошист

16

4

       
 

троечник

4

15

       
 

двоечник

0

2

       
               
               
               
               
 

(взрослые)

   
               
 

 

 

 

 

     
 

 

играют в шашки, в шт

не играют шашки, в шт

 

всего

124

42

 

математика

 

 

 

****легко

89

13

 

****не легко

35

29

 

оценка

плохо

средне

отлично

плохо

средне

отлично

 

успех в работе

13

25

86

20

12

10

 

успех в финансах

15

35

74

21

11

10

 

самореализация

14

34

76

26

9

7

ДАЛЕЕ СЛАЙД

Просмотров работы: 917