Введение
Шашки – настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определенным образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски.
Математика – это наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.[1]
Актуальность: В наше время очень много увлекательных игр. Большинство современных детей предпочитают компьютерные игры. Но давно известно, что настольные игры развивают смекалку, внимание, память, вырабатывают у ребенка дисциплинированность, целеустремленность и волю к победе. А это такие важные качества для достижения успехов и самореализации в будущем. Шашки один из таких видов игр, которые как раз объединяют в себе все вышеуказанное.
Проблема: Как развить в ребенке интерес к шашкам и математике.
Цель: Изучить влияние шашек на математическое способности и взаимосвязь с успеваемостью.
Объект исследования: шашки.
Предмет исследования: школьники и взрослые.
Методы исследования:
Анкетирование путем проведения опроса.
Анализ собранной информации.
Задачи:
Изучить историю возникновения шашек.
Провести опрос среди детей и взрослых.
Придумать игру для детей и показать на примере.
История возникновения шашек
Шашки – одна из самых древних игр. Известно, что ими увлекались еще египетские фараоны. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот, а древние греки приписывали создание этой игры вестнику богов Гермесу, покровителю воров и торговцев.[2]
О популярности шашек на Руси свидетельствуют находки археологов. Так в слоях, относящихся к 10 веку, были обнаружены шашки из камня, янтаря и глины. Считается, что эта игра была завезена в Киевскую Русь викингами, поскольку похожие шашки, принадлежавшие к этой эпохе, были найдены в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. В средневековой Европе умение играть в шашки считалось одной из рыцарских добродетелей.[2]
Во времена Петра I игре в шашки и шахматы уделялось особое внимание. На учрежденных императором ассамблеях для игроков выделалась особая комната.[2]
Первую статью о шашках в России написал в 1803 году Н.М. Карамзин. Среди русских поэтов и писателей шашками увлекались: Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. Наполеон Бонапарт (Рис.1) предпочитал шашки шахматам, черпая в той игре стратегию ведения боя, известно, что он никогда не расставался перламутровой шашечной доской.[2]
Рисунок 1. Наполеон Бонапарт во время боя
История шашек, как и многих других игр, уходит в далекую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте (Рис.2) и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооруженным глазом видно сходство игры в шахматы и шашки – об этом говорят и клетчатые доски, и разделенные на «черные» и «белые» фигуры, и поочередность ходов и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны – игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.[2]
Рисунок 2. Древние фараоны играют в шашки
Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Так до сих пор в некоторых частях Англии называют «draughts» - словом, обозначающим ход королевы в шахматах.[2]
Современное название игры в шашки появилось от слова, обозначающего шахматную доску «checkered» - что в переводе означает «клетчатый».[2]
В 16 веке в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать. Это правило действует до сих пор в неизменном виде.[2]
Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведен в 1847 году. Выиграл шотландец Энрдю Андерсон. Игра проходила в стиле «ходи как нравится». Такая игра в большинстве случаев приводит к ничейным результатам. Чтобы изменить это в правила внесли двухходовый запрет. А позже трехходовый запрет.[2]
Шашки приобретают всю большую популярность. В 19 веке проводятся национальные чемпионаты. Из-за отсутствия единых правил долгое время не удавалось организовать международные соревнования. Но, наконец, был найден «компромисс» в виде 100-клеточных шашек.[2]
Существуют следующие виды шашек по размерам доски:
12х12 канадские шашки;
10х10 международные шашки;
8 х 8 русские шашки.
А также бывают бразильские, английские, итальянские, испанские, турецкие, ставропольские.
Влияние шашек на математические способности и успеваемость
Исследование путем опроса
Шашки – это игра, которую знает каждое поколение. В нее можно играть дома, в дороге, в одиночку или с друзьями. А еще можно найти на компьютере и мобильных устройствах. Правила просты и понятны, но в то же время сложные. Необходимо решать много различных задач. Их бесконечное количество. Тем и увлекательна эта игра. Играя в нее - мы развиваем память, ум, внимание, терпение. Что очень важно для жизнедеятельности человека.
Шашки это также спорт, которая набирает огромную популярность не только в России, но и в других странах мира. А спорт, как нам известно, помогает нам развить настойчивость, характер, целеустремленность.
Шашки - это психологическая нагрузка, где несколько часов подряд один решаешь проблемы, возникающие на доске. Он качает мозг и развивает соревновательный характер.
Даже если человек не занимается шашками профессионально, надо хотя бы время от времени включать в свой «рацион» дня. Потому что, я считаю, что он тесно взаимосвязан с математикой (одним из основных предметов в школе и университете), а также влияет на общую успеваемость детей, успех и востребованность человека в будущем.
Для того, чтоб выяснить так ли это в действительности, я провела исследование путем опроса среди детей (Приложение 1) и взрослых (Приложение 2).
Как мы видим, были опрошены две категории людей: это дети до 17 лет и взрослые от 30 и выше. Всего было опрошено 216 человек (результаты ответов респондентов показано в Приложении 3). Опрос проводился путем заполнения анкет (бумажно) для детей и через мессенджер whatsappсреди взрослых.
Исследования среди детей (всего 50 человек):
Рисунок 3. Кто из опрошенных детей играет в шашки, кто - нет
Рисунок 4. Показатели успеваемости среди детей, играющих в шашки
Рисунок 5.Показатели успеваемости среди детей, не играющих в шашки
Исследования среди взрослых (всего 100 человек):
Рисунок 6. Сколько человек играет в шашки среди взрослого населения
Рисунок 7. Оценка качеств жизни среди взрослых, ранее игравших в шашки
Рисунок 8. Оценка качеств жизни среди взрослых, ранее не игравших в шашки
Результаты опроса среди детей показали следующее: те, кто занимаются (или ранее занимались шашками) им предмет "математика" дается легко, среди них отличников и хорошистов больше, чем у тех, кто не интересуются шашками.
А среди взрослых: те, кто занимался (или занимается шашками) им математика также давалась легко, и они практически все имеют больше баллов во всех трех категориях. Т.е. успешны в работе, в финансах и самореализовались в жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что моя теория доказана на 99,9%.
Настольные игры и развитие ребенка
Согласно проведенным исследованиям, шашки безусловно влияют на математические способности, успеваемость в школе и дальнейший успех ребенка во взрослой жизни. Значит, необходимо заинтересовать ребенка к играм в шашки, создать для этого благоприятные условия.
Настольные игры оказывают немаловажное влияние на интеллектуальные способности ребенка, формирование его личности. Ведь проще всего в игровой форме усвоить знания о различных сторонах жизни. Разнообразие настольных игр в нашем мире очень велика. Они все безусловно помогают в развитии ребенка. Есть игры простые и смешные, а есть сложные и интересные. Что они нам дают:
1) ребенок учится сидеть на одном месте;
2) развивают любознательность;
3) развивают координацию движений и мелкую моторику;
4) отличный способ для общения с друзьями.
Поэтому мы с мамой придумали такую коробку c играми и назвали "BOXplay". Это комплекс развивающих игр. Она ориентирована для детей дошкольного возраста и начальных классов.
Здесь есть: шашки, сонор, карточки, домино, бизиборд, блокнот, краски, кубики-рубики. Многое мы делали своими руками. А также положили туда книжечку со стишком, это своеобразная "рекламка" для детей, чтоб привлечь их к игре шашками.
Рисунок 9. Распакованный BOXplay
Конечно, все это можно приобрести в магазине, но когда делаешь сам, это:
1) интересно,
2) взаимодействие с родителями,
3) экономия семейного бюджета.
BOXplay удобен тем, что это:
1) порядок в доме,
2) в любой момент можно взять его с собой в дорогу.
Рисунок 10. Собранный BOXplay
Как бы в современном мире не были популярны компьютерные игры и мобильные приложения, настольные игры - это хорошая база для всестороннего развития ребенка. Плюс это общение с реальными людьми, что являтся глобальной проблемой в нашем мире.
На слайде показано видео, как дети в детском саду познакомились с BOXplay. Им очень понравилось. Играли с удовольствием.
Рисунок 11. Дети детского сада №4 "Чэчир" с играми из "BOXplay"
Рисунок 12. Маленькая девочка с бизибордом из "BOXplay"
Заключение
Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что шашки безусловно влияют на математические способности и успеваемость в целом, а также дальнейший успех во взрослой жизни.
Шашки и математика развивают:
усидчивость,
целеустремленность,
характер,
дисциплинированность,
решительность,
смелость,
выдержку,
волю к победе.
Исходя из этого, хотелось бы порекомендовать детям и их родителям заниматься шашками, а также другими видами настольных игр.
Хотелось бы закончить свой доклад цитатой французского философа Пьера Буаст "Образование - клад, а труд - ключ к нему".
Использованная литература:
http://ru.m.wikipedia.org
http://www.onlineigry.com
Приложение 1
ОПРОС
(среди детей школьного возраста)
1) Вы играете (или играли ранее в шашки)?
да___ нет___
2) математика легко вам дается в школе?
да___ нет___
3) Вы отличник, хорошист, троечник, двоечник (подчеркните нужно).
***ответьте, пожалуйста, максимально быстро и честно
**необходимо выбрать только 1 вариант ответа
Благодарим за ответ!
Приложение 2
ОПРОС
(среди взрослого населения)
1) Вы играете (или играли ранее в шашки)?
да___ нет___
2) математика легко вам давалась в школе?
да___ нет___
3) как вы оцениваете следующие критерии своей жизни (оцениваем в баллах по шкале от 1 до 10):
а) успех в работе ___
б) успех в финансах ___
в) самореализация ___
***ответьте, пожалуйста, максимально быстро и честно
**необходимо выбрать только 1 вариант ответа
Благодарим за ответ!
Приложение 3
Результаты ответов респондентов |
||||||||||||
(дети) |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
играют в шашки, в шт |
не играют шашки, в шт |
||||||||||
всего |
28 |
22 |
||||||||||
математика |
|
|
||||||||||
****легко |
21 |
6 |
||||||||||
****не легко |
7 |
16 |
||||||||||
отличник |
8 |
1 |
||||||||||
хорошист |
16 |
4 |
||||||||||
троечник |
4 |
15 |
||||||||||
двоечник |
0 |
2 |
||||||||||
(взрослые) |
||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
играют в шашки, в шт |
не играют шашки, в шт |
||||||||||
всего |
124 |
42 |
||||||||||
математика |
|
|
||||||||||
****легко |
89 |
13 |
||||||||||
****не легко |
35 |
29 |
||||||||||
оценка |
плохо |
средне |
отлично |
плохо |
средне |
отлично |
||||||
успех в работе |
13 |
25 |
86 |
20 |
12 |
10 |
||||||
успех в финансах |
15 |
35 |
74 |
21 |
11 |
10 |
||||||
самореализация |
14 |
34 |
76 |
26 |
9 |
7 |
ДАЛЕЕ СЛАЙД