Старинные меры длины

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные меры длины

Костин И.Р. 1
1МБОУ СШ № 19 с УИОП
Мокрушина И.А. 1
1МБОУ СШ № 19 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Недавно на уроках математики мы изучали меры длины. Учительница обратила наше внимание, что эта система мер существовала не всегда и ознакомила нас с мерами длины древней Руси. Было очень интересно и познавательно. Я заметил, что читая русские сказки, мне уже встречались многие из этих старинных слов, такие как: пядь, локоть, аршин, сажень, верста. Так про русских богатырей говорили: «Косая сажень в плечах!». А в сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» есть такие слова:

«…Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами».

«Горбунок летит, как ветер,

И почти на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал,

И нигде не отдыхал».

У Н.А. Некрасова в произведении «Дедушка Мазай и зайцы» тоже можно встретить старинные меры длины:

«Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минуты вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину».

В театре «Вера» я смотрел спектакль по сказке «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», где рассказчик произнес: «Сына Бог им дал в аршин». Меня заинтересовало: А сколько же это в переводе на современные меры длины? Как появились меры длины? Как измеряли на Руси? Я решил начать исследовательскую работу по изучению русских старинных мер длины.

Цели и задачи исследовательской работы.

Цель:

Изучить значение и использование старинных мер длины.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать в различных источниках старинные единицы измерения;

2. Проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке (или почему не используются эти измерения в настоящее время);

3. Систематизировать полученные сведения;

4. Составить задачи со старинными мерами длины, которые можно решить на занятиях кружка или урока математики.

Методы исследования:

Анкетирование для детей «Старинные меры длины»

Анализ литературы.

Практическая работа.

Объект исследования:

Старинные русские меры длины.

Гипотеза: я считаю, что старинные меры длины не удобны в современном мире.

Старинные меры измерения длины.

При любой деятельности человек выполняет разные измерения и вычисления. Даже в глубокой древности люди производили всевозможные измерения. Для этого они использовали меры тех или иных частей человеческого тела. Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Если надо измерить длину стола или длину скатерти, то измеряли «четвертями», то есть длиной расстояния между концами раздвинутых пальцев руки – большим и указательным; длину и ширину комнаты измеряли шагами. Конечно, у разных людей величина шага была различна, и поэтому брали среднюю величину.

Из-за неправильных измерений возникали ссоры, недовольства, волнения. Появилась необходимость упорядочить существующее многообразие мер.

Вот некоторые величины: аршин, верста, локоть, вершок, сажень, пядь, ладонь.

3.1Аршин

Аршин - старинная русская мера длины (от персидского слова «арш»- «локоть»), который равнялся 71 см. Измеряется от среднего пальца и до плеча. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, соседних) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройдённого пешком пути. Было и другое название этой меры ШАГ.

3.2. Верста

Верcта - от слова вертеть, старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. В рукописях XV в. есть запись: "поприще саженей 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1067 м.

"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Межевая верста – (от слова межа – граница земельных владений в виде узкой полосы) старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.

Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Она берёт своё начало со времён царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1545 по 1576 год. Он повелел расставить вдоль дороги, ведшей от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском, столбы с ордами наверху на расстояние 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была равна приблизительно двум саженям (4метра).

3.3. Локоть

Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке, равнялся длине руки от пальцев до локтя по прямой. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Значение древнерусского локтя в 10.25-10.5 вершков (в среднем приблизительно 46-47 см) было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних измерений тех же размеров в точной копии этого храма в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVII в). Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть). Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле - полотно, сукно и прочее, поступали в виде больших отрезов "поставов", длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное, вполне определенное значение).

3.4. Вершок

Вершок— старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово происходит от «верх», то есть росток, всход – стебелёк, пробившийся из земли. Мера вершка в современном исчислении равна приблизительно 4,45 см.

Слово «ВЕРШОК» знакомо каждому – нечто короткое, незначительное.

При определении роста человека или животного счёт вёлся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка о человеке незрелом, малыше до сих пор говорят: «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка – это 151,14 см, то есть человек небольшого роста.

3.5. Сажень

Сажень - одна из наиболее распространённых на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.

Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: "В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил ... 10000 и 4000 сажен". Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

Простая сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см).

Маховая сажень - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук человека среднего роста равнялась примерно - 1,76м.

Косая сажень - (первоначально "косовая") расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали

левой (правой) руки (равнялась примерно 213 см) Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан).

3.6. Пядь

Пядь – одна из самых старинных мер длины. Она удобна тем, что как локоть и ладонь, каждый носит её с собой. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,8 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком.

3.7 Ладонь

Ладонь – для измерения маленьких расстояний применялась ладонь – это ширина кисти. Ладонь – это 1/6 локтя (локоть шести ладонный).

4. Практическая часть работы

4.1. Я провел анкетирование учащихся своего класса, задавал вопросы (прил.1):

Вопросы:

1. Какие вы знаете старинные меры длины?

2. Назовите, чему равны старинные меры длины?

3. Удобны ли старинные меры длины сейчас?

В результате анкетирования я выяснил, что не все дети знают о старинных мерах длины и некоторые меры, такие как – пядь, сажень вообще не называли.

Результаты анкетирования представлены в таблице № 1

Табл.1

 

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Кол-во

дет.

Знают

5

Знают

0

Удобны

13

Не знают

23

Не знают

28

Не удобны

15

4.2. Также для ребят своего класса я решил придумать задачи, используя старинные меры длины, чтобы вместе порешать их на занятиях по внеурочной деятельности по математике.

Табл.2

Вершок

4 45 см

Пядь

17,8 см

Локоть

45 см

Сажень

213 см

Косая сажень

248 см

Маховая сажень

213 см

Верста

1 км 67 м

Аршин

71 см

Задача 1.

В сказке «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» сказано: «Сына Бог им дал в аршин». Используя Табл. 2., определи, каков был рост царевича в см, в мм?

Задача 2.

Купец из дальних стран для своих дочерей привез три вида тканей. Шёлка – 7 аршин, атласа на 2 аршина меньше шёлка, а бархата столько, сколько атласа и шёлка вместе. Сколько всего тканей привез купец?

Задача 3.

Дворец стоял на участке земли, который имел форму прямоугольника. Длина одной стороны 20 саженей, а другая сторона на 10 саженей короче. Какова длина границы этого участка?

Задача 4.

Крестьянин сеял пшеницу, да возил в град-столицу. Знать столица ты была вёрст 16 от села, а до мельницы вдвое ближе. Сколько вёрст от села до мельницы?

Задача 5.

Выразите в метрах и сантиметрах высоту терема, равную двум косым саженям, используя Табл.2.

Задача 6.

Гонец с поручением отправился в путь. В 1-й день он проскакал 24 версты, во 2-й день – на 3 версты меньше, чем в первый день. Сколько осталось проскакать гонцу на 3-й день, если расстояние между городами 68 вёрст.

4.3.После решения задач я провел ещё одно анкетирование и вот какие результаты были получены (Табл.3).

Табл.3

 

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Кол-во

дет.

Знают

25

Знают

23

Удобны

0

Не знают

3

Не знают

5

Не удобны

28

Вывод: после проведенных работ ребята узнали старинные меры длины, могут теперь сравнивать и пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они не удобны для измерений.

5. Заключение

В ходе своей работы я узнал, какие старинные меры длины существовали в давние времена. В результате проведенных исследований мы с ребятами из моего класса выяснили следующее:

Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Первые единицы длины были связаны с размерами частей тела человека.

Насколько удобными были изначальные меры – локоть, вершок, сажень – ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей единицы различны.

В связи с развитием торговли назрела необходимость установить четкие определения единиц длины. При Петре I русские меры были приведены в определенную систему.

Таким образом, изучив литературу по теме исследования, мы делаем вывод: для более точного определения длины отрезков лучше пользоваться современными единицами: километром, метром, дециметром, сантиметром и миллиметром. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.

Выполнив все задачи исследовательской работы, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины по причине своей неточности не удобны в современном мире

Литература

1. Выготский М.Я. «Арифметика и алгебра в древнем мире». — М., 1967.

2. Гермогенова И.Н. «Наименования мер длины, веса и денег в древнерусском языке»

3. Свечников А., Сорокин П. «Числа, фигуры, задачи». М.,1987

4. Электронный ресурс — https://istoriyakratko.ru/mery-dliny-v-drevnej-rusi.html

5. Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

6. Электронный ресурс – Старинные русские МЕРЫ длины – http://mer.kakras.ru/

Приложение 1.

Анкета № 1 для детей «Старинные меры длины»

Вопросы:

Какие вы знаете старинные меры длины?

Назовите, чему равны старинные меры длины?

Удобны ли старинные меры длины сейчас?

Приложение 2.

Анкета № 2 для детей «Старинные меры длины»

Вопросы:

1. Какие вы знаете старинные меры длины?

2. Приведите примеры старинных мер.

3. Удобны ли старинные меры длины сейчас?

Просмотров работы: 1353