ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современного общества характерно активное развитие информационной инфраструктуры. На сегодняшний день разнообразие проведения свободного времени как у детей, так и у взрослых увеличивается. Одним из новых развлечений стали квесты, популярность их с каждым днем растет. Следует отметить, что квесты получили свое распространение и в образовательном пространстве.
Технология веб-квест является одним из наиболее эффективных методов формирования информационной культуры школьников, поэтому изучение, овладение и применение на практике такой технологии очень актуально. Обучающая технология веб-квест построенная по схеме «человек–компьютер», предлагает принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, видоизменяется формы проведения учебных занятий. Использование современных средств в образовательном процессе является важным направлением развития познавательной активности учащихся. Формирование навыков работы с информацией будет тем более успешным, чем активнее будут использоваться в этом процессе современные технологии.
Проблему разработки и использования веб-квестов в учебном процессе активно изучают зарубежные и отечественные ученые: Б. Додж, T. Марч, О. Гапеева, Г. Гриневич, Г. Шаматонов, В. Шмидт и др. В научной литературе представлены два взгляда ученых на понятие веб-квеста: веб-квест как образовательный продукт и веб-квест как технология. В работе будет использовано классическое понимание технологии веб-квест (web-quest) — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются Интернет-ресурсы.
Объект исследования – процесс изучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования – веб-квест по геометрии для основной школы.
Цель исследования: изучить структуру и разработать веб-квест по геометрии для основной школы.
Задачи исследования:
изучить понятие и сущность веб-квестов, их классификацию;
выявить структура веб-квеста и определить его специфику в образовательном процессе;
разработать веб-квест для уроков геометрии по теме «Теорема Пифагора».
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, количественный анализ полученных данных.
Практическая значимость: помочь одноклассникам в изучении темы «Теорема Пифагора» и показать им, что процесс изучения геометрии может быть не только полезным, но и интересным, увлекательным занятием.
Выявлена структура веб-квеста и изучены принципы его разработки. Разработан веб-сайт «Теорема Пифагора». Результаты данных исследований были применены на практике. Разработанный веб-квест может быть использован на уроках геометрии и на факультативных занятиях, а так же, как материал для дальнейших исследований всех заинтересовавшихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ВЕБ-КВЕСТОВ
Понятие веб-квестов и их классификация
Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели [12]. Самыми первыми вариантами подобных развлечений были компьютерные игры, состоящие из множества уровней, где живя виртуальной жизнью, игрок преодолевал череду препятствий для получения условного «сокровища» или победы над виртуальным врагом. Википедия дает определение квеста: Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком [2]. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Первые реальные квест-комнаты появились в Японии и Китае в 2007 году. Параллельно они стали появляться в Европе, а уже через несколько лет стали набирать популярность в России. Это цепочка загадок и головоломок, которые расположены на определенной территории. Это может быть небольшая локация, квартира из нескольких комнат, парки, большие заброшенные здания или же территория в масштабах целого города. В последнем случае участники проходят задания, пользуясь велосипедами или автомобилями, ведь пешком очень сложно обойти за день весь город.
Целью прохождения квестов в реальности является: используя различные подсказки, решая головоломки, преодолевая препятствия, найти выход из комнаты (эскейп-рума).
Форматы квестов в реале:
сюжет фильма или книги;
придуманная легенда;
исторический или популярный сюжет какого-либо события;
перфомансы – квесты, в которых на помощь участникам приходят живые актеры, где игроки становятся частью спектакля, постановки.
Основное требование – все гаджеты (телефоны, смартфоны, планшеты) придется оставить за пределами эскейп-рума, чтобы участвовать в интересных приключениях с отгадыванием загадок, головоломок, разгадыванием тайн и поиском тайников. Единственное, что можно взять с собой, – это смекалка, ловкость, смелость, отвага, аналитические способности и логика. В современном мире провести целый час наедине с собой без использования цифровых технологий – непозволительная роскошь и дорогого стоит.
Таким образом, квест (Quest) – это продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Изучение литературы позволило установить, что существует два взгляда ученых на понятие «веб-квест»: веб-квест как образовательный продукт (Я. Быховский, А. Хуторской) и веб-квест как технология обучения (Н. Кононец, А. Осадчук). П. Шаматонова [6] акцентирует внимание на том, что веб-квест - это увлекательное путешествие в сети Интернет, которое предусматривает запросы в разных поисковых системах, получение достаточно большого объема информации, ее анализ, систематизацию и последующую презентацию.
Веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Как отмечает В.Шмидт, веб-квесты - это мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете [8].
Описывая веб-квест, Т. Марч отмечает, что он обязательно должен быть интересным, а именно: иметь интригующее название, быть основанным на реальных жизненных ситуациях и должен объединять познавательные навыки и возможность их использования в других областях [10].
Б. Додж определил принципы, по которым осуществляется классификация веб-квестов [9]:
по продолжительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;
по предметному содержанию: монопроекты межпредметные веб-квесты;
по типу задач, которые выполняют ученики: конструкторские, творческие, решения спорных вопросов, убеждающие, аналитические, оценочные, научные.
1.2 Веб-квест в образовательном процессе
Проблему разработки и использования веб-квестов в учебном процессе активно изучают зарубежные и отечественные ученые (T. March, А. Гапеев, М. Гриневич, Г. Шаматонова, В. Шмидт и др.).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» [1].
Рассмотрим определения веб-квеста, которые используют в образовании.
Веб-квест – это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
Веб-квест – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет [12].
Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными.
Таким образом веб-квесты в образовании можно клиссифицировать по предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
Анализ литературы [3, 4] по использованию веб-технологий в учебно-воспитательном процессе показал, что веб-квест:
является новой технологией, ориентированной на формирование критического мышления учащихся;
представляет собой веб-проект, в котором источником всех материалов, с которыми работают ученики, является Интернет;
позволяет вовлечь учащихся в самостоятельную работу по поиску информации в сети Интернет;
может быть использован в процессе обучения.
Рассмотрим преимущества технологии веб-квест.
Веб-квест является одним из новых средств использования технологий в целях создания урока ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.
Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета.
Веб-квест предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании.
Веб-квест также является захватывающим методом обучения.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления [12].
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И РАЗРАБОТКА ВЕБ-КВЕСТА ПО ГЕОМЕТРИИ
2.1 Структура веб-квеста, требования к его элементам
Независимо от типа, все веб-квесты имеют четкую структуру и строгую последовательность этапов работы с ним. Однако, он не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Обычно веб-квест делится на следующие основные разделы: введение, центральное задание, ролевое выполнение задания, оценивание, заключение, комментарии для преподавателя [1].
Введение включает в себя название веб-квеста, проблему веб-квеста, описание проблемной ситуации, которой посвящён веб-квест. Во введении перечисляются роли специалистов, принимающих участие в решении данной проблемной ситуации с кратким описанием их деятельности и полномочий. Для каждой роли должен быть прописан план действий и задания. Создатель веб-квеста должен подобрать роли с учетом равномерной занятости всех выполняющих квест с тем, чтобы по завершении исследовательской работы все учащиеся могли продемонстрировать свои результаты как индивидуально, так и в составе рабочей группы. Ученики могут выбрать роль для прохождения задания самостоятельно, а так же для работы в группе. Например, возможно такое начало «Вы научный сотрудник в составе подводной экспедиции…» или «Вы астронавт, которому предстоит совершить полет на Луну…». Для формирования групп введение может быть следующим «В плавание отправляются три команды юных моряков на трех великолепных кораблях…». Ученик может выбрать роль капитана корабля, штурмана, боцмана или юнги и выполнять задания в соответствии с выбранной ролью.
В центральном задании должен быть четко определен итоговый результат самостоятельной и/или групповой работы, определен реальный продукт, который получится по завершению работы над веб-квестом (например, даны задания для поиска ответов, прописана решаемая проблема, выдвинуты гипотезы для защиты, определена деятельность по переработке и представлению результатов).
При формулировке заданий для каждой роли, даются параметры для выполнения и ссылки на ресурсы, даётся план работы с пошаговым описанием действий. Веб-квест позволяет делать путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы, посредством которой некоторые ссылки, которые помогут учащиеся находят ответы, чтобы сделать это путешествие полезным и безопасным, но группы могут использовать и свои ресурсы. В работе над веб-квестом учащиеся могут получить последующие такие пошаговые инструкции. Выбери персонажа, от имени которого ты будешь выполнять веб-квест. Приступи к решению первой задачи и если затрудняешься с решением, пройди по этой ссылке и повтори необходимый материал. Выполнил задание — нажми на ссылку с верным ответом, если ответ верен, тебе откроется следующая задача. В случае неверного ответа ты перейдешь на задачу, подобную нерешенной, и так несколько раз, пока подобная задача не будет решена. После каждого верного решения на новой странице отобразится очередная буква кодового слова. Буквы нужно собрать, в конце получить слово. Далее можно составить текст. Таким образом, каждая решенная задача — это очередная добытая буква кодового слова. В конце ученик получает сообщение, что он победитель и тему освоил хорошо.
Ученики осуществляют процесс поиска необходимой информации в Интернете, пользуясь при этом описанием процедуры работы (методические рекомендации, разработанные учителем), которую необходимо выполнить каждому школьнику самостоятельно. Учащиеся не только находят ответы на вопросы веб-квеста, но и стремятся найти практическое применение своего материала. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата. Они готовят отчет по изучаемому материалу.
Учитель может публиковать свою оценку деятельности учащихся по выполнению заданий, анализировать ошибки, давать советы для будущей работы. Страница может работать как форум, на котором учащиеся не только представляют свою работу, но и делают выводы, чему они научились, оценивают и комментируют работу друг друга, а также свое участие в проекте и свой личный прогресс. Такая оценочная деятельность помогает становлению рефлексивной позиции обучающихся. Суммируя полученный опыт, школьники учатся обобщению результатов наблюдений и построению дальнейшей траектории исследования. Включив в веб-квест риторические вопросы, педагог может за их счет дополнительно стимулировать активность учащихся во внеурочное время, и обозначить перспективы дальнейших поисков.
В разделе «Заключение» рефлексируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
На странице «Комментарии» для преподавателей даётся название, информация, для кого предназначен веб-квест, рекомендации коллегам по использованию веб-квеста.
С использованием веб-квестов обучаемый получает возможность: вести работу в оптимальном для него темпе, вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться, легче преодолевать барьеры психологического характера (несмелость, нерешительность, боязнь насмешек), отрабатывать необходимые умения и навыки до необходимой подготовленности.
Согласно критериям оценки качества, разработанные Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников [14].
2.2. Разработка веб-квеста по геометрии «Теорема Пифагора»
Рассмотрим структуру разработанного нами веб-квеста по геометрии для 8 класса «Теорема Пифагора». Данный тест включает в себя основные разделы: введение (главная страница), центральное задание (инструкцию), ролевое выполнение задания (роли), оценивание (критерии оценки), заключение (тест). Структура показана на рисунке 1.
Рисунок 1
Введение включает в себя название веб-квеста, проблему веб-квеста, описание проблемной ситуации, которой посвящён веб-квест. Здесь говорится о том, что теорема Пифагора - это одна из самых важных теорем геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Почему же она названа именем Пифагора и почему ее сравнивают с золотом? Сколько существует различных доказательств у этой теоремы? Каково ее практическое применение?
Во вкладке «ИНСТРУКЦИЯ» Описан порядок выполнения работы (рис.2)
Рисунок 2
С вкладки «ИНСТРУКЦИЯ» переходим на вкладку «РОЛИ» (рис.3)
Рисунок 3
На странице «РОЛИ» перечислены роли специалистов, принимающих участие в решении данной проблемной ситуации. Для того, чтобы познакомиться с кратким описанием их деятельности и полномочий необходимо перейти по гиперссылке, выбрав одну из ролей. Открыв гиперссылку, можно ознакомиться с планом действий и задания каждой роли. Задания для ролей разработаны так, чтобы по завершении исследовательской работы все учащиеся могли продемонстрировать свои результаты как индивидуально, так и в составе рабочей группы. Ученики могут выбрать роль для прохождения задания самостоятельно, а так же для работы в группе. При формулировке заданий для каждой роли, даются параметры для выполнения и ссылки на ресурсы, даётся план работы с пошаговым описанием действий. Например, задание для «ИСТОРИКОВ» показано на рисунке 4.
Рисунок 4
Веб-квест позволяет делать путешествие по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы, посредством которой некоторые ссылки, которые помогут учащиеся находят ответы, чтобы сделать это путешествие полезным и безопасным, но группы могут использовать и свои ресурсы. Ученики осуществляют процесс поиска необходимой информации в Интернете, пользуясь при этом описанием процедуры работы (методические рекомендации, разработанные учителем), которую необходимо выполнить каждому школьнику самостоятельно. Учащиеся не только находят ответы на вопросы веб-квеста, но и стремятся найти практическое применение своего материала. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата. Они готовят отчет по изучаемому материалу.
Оценивание работы будет проводиться в соответствии с критериями, указанными в таблице на странице «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ» (рис.5).
Рисунок 5
В заключении для завершения веб-квеста ученикам предлагается пройти тест. Адрес веб-квеста в Интернете: vikipif.000webhostapp.com
Заключение
Остановимся на основных результатах, полученных нами при решении задач исследования.
Первая задача состояла в изучении понятия и сущности веб-квестов и их классификации. Изучение литературы позволило установить, что существует два взгляда ученых на понятие «веб-квест»: веб-квест как образовательный продукт (Я. Быховский, А. Хуторской) и веб-квест как технология обучения (Н. Кононец, А. Осадчук). В своем исследовании мы будем понимать Веб-квест как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета (Г.Л. Шаматонова).
В ходе теоретического анализа литературы мы определили принципы, по которым осуществляется классификация веб-квестов:
по продолжительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;
по предметному содержанию: монопроекты межпредметные веб-квесты;
по типу задач, которые выполняют ученики: конструкторские, творческие, решения спорных вопросов, убеждающие, аналитические, оценочные, научные (Б. Додж).
Анализ литературы по использованию веб-технологий в образовательном процессе показал, что веб-квест:
является одним из новых средств использования технологий в целях создания урока ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.
является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета.
предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании.
является захватывающим методом обучения.
направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления.
Третья задача состояла в том, чтобы разработать веб-квест для уроков геометрии по теме «Теорема Пифагора». В результате решения данной задачи в работе разработан веб-квест по теме «Теорема Пифагора». Образовательный веб-квест, состоит из пяти этапов: введение в проект; формулировка задания; пошаговое описание реализации проекта; ссылки на информационные ресурсы; оценивание результатов. Эта работа безусловно вносит разнообразие в учебный процесс, делает его живым и интересным.
ЛИТЕРАТУРА
Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». – 1999. – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999 , свободный. – Загл. с экрана: Конференция ИТО-99.
Википедия [Электронный ресурс]: ru.wikipedia.org
Гуревич, Р.С. Веб-квест как инновационная технология обучения в высшей и средней школе / Р.С. Гуревич, М.Ю. Академия // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. Серия: педагогические науки. – Луганск: ЛНУ им. Т. Шевченко, 2011. – Ч. 1, вып. 21(232). – С. 36–45.
Гуревич, Р.С. Вебквест как инновационная технология обчения в высшей и средней школе / Р.С. Гуревич, М.Ю. Кадемия // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченка. Серия: педагогические науки. - Луганск: ЛНУ им. Т. Шевченка, 2011. - Ч. 1, вип. 21(232). - С. 36-45.
Жебровская О.О. Международный вебинар «»Живые» квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html.
Шаматонова Г.Л. Веб-квест как интерактивная методика обучения будущих специалистов по социальной работе / Г.Л. Шаматонова // «SOCIO пространство: Междисциплинарный сборник научных работ по социологии и социальной работе». – 2010. – № 1. – C. 234–236.
Шаматонова, Г.Л. Веб-квест как интерактивная методика обучения будущих специалистов по социальной работе / Г.Л. Шаматонова // «SOCIO пространство: Междисциплинарный сборник научных работ по социологии и социальной работе». - 2010. - № 1. - C. 234-236.
Шмидт, В.В. Технология веб-квеста при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. - [Электронный ресурс] / В.В. Шмидт / Режим доступа: http://winner.se- ua.net/ page26/1/10/
Dodge B. Web-Quest Taxonomy: A Taxonomy of Tasks [Электронныйресурс] /Bernie Dodge. – 2002. – Режимдоступа: http://webquest.sdsu.edu/taxonomy.html.
March T. WebQuests for Learning [Электронный ресурс] / T. March. - 1998. - Режим доступа: URL:http://www.ozline.com/webquests/intro.html. - Название с экрана.
March T. Web-Quests for Learning [Электронныйресурс] / T. March. – 1998. – Режимдоступа: http://www.ozline.com/webquests/intro.html.
https://nsportal.ru/vu/fakultet-inostrannykh-yazykov/obrazovatelnaya-tehnologiya-veb-kvest/chto-takoe-obrazovatelnyy-veb.